3.5 Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня ( экспертный лист оценивания, протокол посещения пятого открытого урока от МО муниципального уровня)

3.5 Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня ( экспертный лист оценивания, протокол посещения пятого открытого урока от МО муниципального уровня)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stroenie_i_zhiznedeyatelnost_bakteriy_5_kl.docx39.23 КБ

Предварительный просмотр:

Дата: 18.02.2020г             Тема: Бактерии: строение и жизнедеятельность.        Класс: 5.    

Ф.И.О учителя:  Салчак  Долаана  Кызыл-ооловна.            О.О: МБОУ Ээрбекская СОШ им.О.К.Оолака.        

Предмет: биология.  Урок проведен на базе МБОУ СОШ №2 в пгт.Каа-Хем Кызылского кожууна.

Тип урока: урок – исследование

Вид урока: урок с использованием компьютерных технологий; постановка и решение учебной задачи.

Методы обучения и методические приемы: проблемно – поисковый, рассказ, работа с учебником и презентацией.

Формы работы: групповая, индивидуальная

Цель урока: изучить строение и жизнедеятельность бактерий.

Задачи урока:

Образовательные: актуализировать знания обучающихся о самой древней группе живых существ – бактериях; показать особенности строения, питания, размножения и распространения бактерий; показать многообразие форм бактерий;

Развивающие: развивать умения сравнивать, анализировать, делать выводы.

Воспитывающие: воспитывать культуру поведения при групповой и индивидуальной работе.

Планируемые результаты:

Предметные результаты:

•сформировать умение рассказывать о строении бактерий;

•сформировать умение объяснять, как строение бактерий связано с их жизнедеятельностью;

•сформировать умение понимать смысл биологических терминов: бактерия, прокариоты, эукариоты, автотрофы, гетеротрофы, цианобактерии.

Метапредметные и личностные результаты:

Регулятивные УУД

1.определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения.

Познавательные УУД

2.работать с различными источниками информации; составлять план и конспект параграфа; проводить сравнение объектов по заданным критериям.

Коммуникативные УУД

3.слушать учителя и одноклассников; грамотно формулировать вопросы; аргументировать свою точку зрения.

Личностные результаты: проявлять познавательный интерес к изучению бактерий; понимать  учебные задачи и стремиться их выполнить, определение своей успешности при изучении темы.

Оборудование:  ноутбук, видеофрагменты, презентация, поурочный план урока.

Таблицы: «Строение бактериальной клетки», «Строение растительной клетки», «Формы бактерий».

Основные понятия: бактерии, прокариоты, эукариоты, автотрофы, гетеротрофы, цианобактерии, анаэробы, аэробы, фотосинтез, хемосинтез, спора.

 Использованные технологии: информационно-коммуникационная технология, элементы модульной технологии, элементы технологии критического мышления, технология здоровье сбережения, технология рефлексии. 

Технологическая карта урока

Этапы урока

Задачи этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Организационный момент

Создать благоприятный психологический настрой на работу.

Проверка домашнего задания.

- Добрый день, дорогие ребята! Давайте посмотрим друг на друга, похлопали ладошками и улыбнемся, повернемся к нашим гостям и скажем им «Здравствуйте»!

И опять повернулись, пожелайте друг другу хорошего рабочего настроения на уроке.  Я тоже желаю вам работать дружно, открыть что-то новое.

Эпиграфом урока будет слова Л.Н.Толстого: «Мысль только тогда движет жизнью, когда она добыта своим умом»..

Проведем зарядку ума (задания на повторение)

Приветствие «ладошками» и  - улыбаются  друг другу. Залог успешной работы.

Включаются в деловой ритм урока.

2.Актуализация знаний

Актуализация опорных знаний.

Давайте повторим пройденный материал урока.

Систематика – это наука о классификации живых организмов. Классификация организмов позволяет разобраться в огромном количестве видов, распределив их в строгом порядке. Царство – очень большая группа организмов. Вид – группа организмов похожих между собой и занимающих большую территорию.

Задание на соответствие:

Бактерии-

Грибы-

Растения-

Животные-

Ребята справились с заданием.

Перейдем к следующему этапу урока

Просмотр видеофильма о живых организмах.

Ребята высказывают свои мысли об увиденном.

Соотнести определения живых организмов

3.Целеполагание и мотивация

Формулирование темы и цели урока

-Сегодня на уроке мы познакомимся с вами организмами, которые на пьедестале почёта природы заслуженно занимают 1 место. Так как им можно вручить следующие медали:

За древность - они возникли самыми первыми на планете Земля - примерно 3,5 миллиарда лет тому назад и на протяжении миллиарда лет были единственными живыми существами на планете.

За самые мелкие размеры (0,5-5 мкм). На обычной типографской точке можно разместить сотни тысяч этих организмов.

За выносливость - Они встречаются в самых разнообразных местах: в атмосфере, в воде, во льдах и даже в горячих источниках.

За плодовитость - Эти организмы размножаются каждые 20 минут, за сутки при благоприятных условиях могли бы заполнить весь Земной шар.

За всеядность – питаются  опавшими листьями, бумагой, мертвыми организмами, перерабатывают стекло и даже железо.

Как вы думаете, каких организмов мы будем изучать сегодня на уроке?

Бактерии: строение и жизнедеятельность.

Учитель обобщает ответы и еще раз проговаривает цели урока.

-Давайте поставим цель нашего урока.

Хорошо, мы постараемся пополнить наши знания.

Озвучивают тему, определяют цель и задачи урока

4.Усвоение новых знаний.

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания изучаемой темы.

- Почему царство бактерий, о которых мы говорим сегодня, так называют?

1. Откроем с.39 учебника и найдём ответ что означает слово бактерия. (название бактерия произошло от греческого слова «палочка», бактерии по форме напоминают палочку.

- Самый древний организм, который удалось выявить ученым, это археобактерии термоацидофилы. Эти бактерии существуют в тех горячих источниках, в которых имеется большое содержание кислоты. Если температура ниже 55 градусов, эти бактерии просто погибают

- В организме человека живут бактерии, общий вес которых составляет два килограмма

- Одни из них находится в нашем кишечнике. Численность этих бактерий на много больше, чем клеток в человеческом теле .

- Во рту человека насчитывается почти 40 тысяч бактерий разного типа. Во время поцелуя люди могут передать друг другу 278 видов бактерий. Безопасными из их числа являются 95%.

- Отдельную бактерию простым глазом не увидишь. Правда, есть так называемые серобактерии, которые образуют нити длиной в десятки сантиметров, но это исключение. А правило таково: размер бактерии колеблется около величины в два микрона. Для этой величины уже не найдешь подходящего наглядного сравнения: такая бактерия меньше типографской точки в 250—500 раз.

- Микробиологи считают, что на Земле всего 5 ∙ 10 30 (5 нониллионов) бактерий, обитающих в разных средах обитания: водной, почвенной, наземно-воздушной, организменной .

Итак: Бактерии встречаются всюду. Они есть в классе, вот они выросли на мясном бульоне. Это целые колонии бактерий. Есть они на руках, на продуктах питания, в молоке, в йогурте, кефире, в почве, в воде. Даже в организме взрослого человека общая масса бактерий составляет 2 кг.

Давайте сформулируем проблему, используя вопросительные слова (как?, зачем?, почему?)

Учащиеся формулируют проблему:

Почему бактерии широко распространены на Земле и легко выживают в неблагоприятных условиях?

Вопрос: Для чего же необходимо знать строение и особенности жизнедеятельности бактерий?

Гипотеза: Если знать строение и особенности жизнедеятельности бактерий, то можно контролировать их влияние на человека (найти методы борьбы с болезнетворными и способы их использования в хозяйстве)

-Давайте составим план работы на уроке.

  План работы:

1.Строение бактериальной клетки

2.Формы бактерий

3.Распространение бактерий на планете

4.Способы питания бактерий

5.Способы существования бактерий при неблагоприятных условиях

6.Основные отличия бактериальной клетки от растительной

Физкультминутка

- Вы, наверное устали?

Ну, тогда все дружно встали.

Ножками потопали,

Ручками похлопали.

Покрутились, повертелись

И за парты все уселись.

Глазки крепко закрываем,

Дружно до пяти считаем.

Открываем, поморгаем

И работать начинаем.

Самостоятельная работа по группам (работа по технологическим картам)

1 группа «Внешнее строение»

Инструкция:

1) Прочитайте текст учебника и ответьте на вопрос:

Каковы размеры бактерий?

2) Составьте схему «Формы бактерий»

2 группа «Внутреннее строение»

Инструкция:

1) Прочитайте текст учебника на стр. ___   ответьте на вопрос:

Что является отличительной чертой бактериальной клетки?

2) Прочитайте текст учебника на стр.  __  ответьте на вопрос:                      б

Как называют организмы, у которых нет ядра (ДНК находится в цитоплазме) и есть оформленное ядро?

3) Прочитайте текст учебника и ответьте на вопрос:

Какие части имеет бактериальная клетка, какие функции они выполняют?

3 группа «Особенности процессов жизнедеятельности (питания, типа обмена веществ – дыхания и размножения)

1) Прочитайте текст учебника на стр.41 – 42 дополните схему, дав определение организмам, отличающихся по типам питания:

Особенности процессов жизнедеятельности бактерий

питание → …….. (например, ……)https://fsd.multiurok.ru/html/2018/02/26/s_5a9432694fd5d/843535_2.pnghttps://fsd.multiurok.ru/html/2018/02/26/s_5a9432694fd5d/843535_3.png

→ …….

→ дыхание → ……..https://multiurok.ru/files/mietodichieskaia-razrabotka-uroka-po-biologhii-d-1.html

→ …….

→ размножение: ……….

→ (эту часть поможет заполнить учитель после доклада группы)

-Поиграем и выполним физкультминутку « Формы бактерий»

Вспомним гипотезу (если знать строение и особенности жизнедеятельности бактерий, то можно контролировать их влияние на человека (найти методы борьбы с болезнетворными и способы их использования в хозяйстве)

Вывод: Бактерии очень выносливы: они переносят высушивание, сильные холода, нагревание до 80-90оС, но погибают от ультрафиолетовых солнечных лучей, дезинфицирующих веществ и длительном нагревании более 120 оС.

Вспомним проблему и пробуем ответить на этот вопрос.

Почему бактерии широко распространены на Земле и легко выживают в неблагоприятных условиях?

Слушают учителя, работают с рисунками учебника, читают текст, заполняют схему.

Работают с текстом параграфа. Работа в группе. Учащиеся формулируют проблему.

Примерный ответ группы:

  1. группа:

1.Микроскопические размеры

2. Формы бактерийhttps://multiurok.ru/files/mietodichieskaia-razrabotka-uroka-po-biologhii-d-1.html

→ одиночные округлые: кокки

→ соединенные по две: диплококки

→ сложенные в цепочку:

стрептококки

→ палочковидные: бациллы

→ спиралевидные: спириллы

→ в виде запятой: вибрионы Примерный ответ

2 группы:

1) Отличительной чертой бактериальной клетки является отсутствие ядра.

2) Прокариоты – организмы, в клетках которых нет оформленного ядра, ДНК находится в цитоплазме.

Эукариоты - организмы, в клетках которых есть оформленное ядро.

3) какие части имеет бактериальная клетка:

Слизистая капсула (защита от высыхания), клеточная стенка и клеточная мембрана (защита) с жгутиками и ресничками (для передвижения), неподвижная цитоплазма (место расположения ДНК и включений)

заполнить учитель после доклада группы)

Примерный ответ

3группы:

Особенности процессов жизнедеятельности бактерий

питание → автотрофы – способныhttps://fsd.multiurok.ru/html/2018/02/26/s_5a9432694fd5d/843535_5.pnghttps://multiurok.ru/files/mietodichieskaia-razrabotka-uroka-po-biologhii-d-1.html

образовывать органические

вещества из неорганических

(например, фотосинте-

зирующие цианобактерии)

→ гетеротрофы – питаются

готовыми органическими

веществами

→ дыхание → без кислородаhttps://fsd.multiurok.ru/html/2018/02/26/s_5a9432694fd5d/843535_7.png

→ кислородные

→ размножение: простое деление клетки на двое.

Предполагаемый ответ учащихся:

Да, зная особенности питания, размножения, дыхания, способы перенесения неблагоприятных условий можно контролировать влияние бактерий на человека (найти методы борьбы с болезнетворными и способы их использования в хозяйстве)

5.Первичное закрепление

Организация усвоения материала

Организация работы с вопросами и заданиями в конце учебника.

Работа в парах.

Отвечают на вопросы, обосновывают свои ответы, сотрудничество с учителем и одноклассниками.

6.Организация первичного контроля

Выявление качества и уровня усвоения знаний

Тестовый и  итоговый контроль с использованием ИКТ, с последующей их проверкой (графический диктант с10 заданиями) . Организуется самопроверка работ, исправление ошибок, выставление оценок. Учитель производит контроль оценивания.                                                                                                            

Выполнение тестовых заданий.

7.Подведение итогов урока

Дать качественную оценку работы класса и отдельных обучаемых.

-С какими новыми понятиями мы с вами познакомились?

Учитель подводит учащихся к выводу о взаимосвязи живой и неживой природы.

Перечисляют понятия и

дают сущность понятиям.

8.Информация о домашнем задании

Поясняет задания на дом: изучить п.13. проработать текст в учебнике; выполнить модель бактериальной клетки и формы бактерий; подготовить сообщение по теме «Клубеньковые бактерии», «Цианобактерии», «Молочнокислые бактерии», «Болезнетворные бактерии».

Записывают домашнее задание в дневниках.

9.Рефлексия.

Проведения оценки деятельности на уроке.

Проведение рефлексии по поводу психо-эмоционального состояния, мотивации их собственной деятельности, взаимодействия с учителем и одноклассниками.

Проводят рефлексию своей работы на уроке.