Внеклассное мероприятие "Птицы-наши друзья"

Сценарий мероприятия можно использовать как на классном часе, так и на уроке окружающего мира.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл scenariy_vneklassnogo_meropriyatiya.docx33.39 КБ

Предварительный просмотр:

ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ  

«Птицы – наши друзья»

4 класс

                        

                                        

                Работу выполнила                                                                                                                Глубоковских Валентина Степановна                                                учитель начальных классов МКОУ СОШ,                                    1 квалификационная категория

пгт Даровской                                                                            2012 г

Цели и задачи:

1.     Расширение  знаний учащихся о птицах.

2.     Развитие творческих способностей и познавательных интересов учащихся.

3.     Развитие сотрудничества учащихся и педагога в ходе подготовки и проведения мероприятия.

4.     Формирование культуры поведения и культуры слушания, корректного отношения друг к другу.

5.     Формирование положительного отношения  к птицам.

Оборудование: рисунки птиц, птичьи домики, карточки с заданиями для конкурса, плакат с надписью: «Птицы — часть природы, без которых её красота была бы неполной!»,  слайды, презентация о птицах, звукозапись с голосами птиц, компьютер.

Форма проведения: конкурс КВН.

Предварительная подготовка.

Каждая команда готовит приветствие, название команды, эмблемы. Заранее выбирает капитана команды.

Домашнее задание: смастерить кормушки для птиц; знать песни, приметы и пословицы о птицах; выучить стихотворение о птицах

Ход конкурса

I.     Вступительная часть.

Звучит звукозапись с голосами птиц. На фоне музыки учитель читает стихотворение:

Мы безмерно богаты.

В наших чащах и рощах

Столько всяких пернатых –

Просто диву даешься.

Но спросите иного,

Что он знает о птицах,

Пусть ответит толково –

И, гляди, удивится:

Как же, фауна, дескать,

Как же, наше богатство –

На полях, в перелесках,

Так сказать, птичье царство…

Птичье царство, и только?

Ну, дрозды, ну, синички …

Где запомнишь названья

Просто птички и птички.

( А. Яшин)

1-й ученик: Птицы — это песня и полет! Это голоса  наших лесов, полей, гор и пустынь. Их песни звучат на Земле круглый год. Их голоса мы слышим днем и ночью.

2-й ученик: Птицы — дети воздуха, покорители воздушного океана. Они могут подниматься выше гор и туч, перелететь пустыню, море, океан.

3-й ученик: Птицы — дети радуги. Перья их переливаются всеми цветами радуги. Они несут радость людям.

1-й ученик: Птицы — часть природы, без них её красота была бы неполной.

2-йученик: Птицы — наши верные помощники, защитники лесов, полей, садов от вредителей и грызунов.

3-й ученик: Поэтому их нужно охранять и беречь. О них нужно заботиться и помогать им в трудную минуту.

II часть.  Конкурсная

 Ведущий. И вот сегодня мы проводим конкурсную программу и посвящаем ее птицам. Играют две команды «Ласточки» и «Иволга». Судить наш КВН будет жюри в составе трех человек (представление членов жюри). Чтобы определить, какая команда начнет первой наш КВН, проведем жеребьевку. (Капитаны команд прокалывают воздушный шар, где лежит номер).

  Приглашаем команды для участия в конкурсе.

 Команды представляют свои визитки: название, капитана, свои «изюминки».

 

Ведущий. Итак, первый конкурс «Приветствия команд». (Домашнее задание) Оценивается конкурс  в  три балла.

Ведущий. Наш второй конкурс – «Блиц-турнир». Каждая команда должна быстро ответить на десять вопросов. За каждый правильный ответ 1 балл.

Вопросы для блиц-турнира.

«ЛАСТОЧКИ»

1. Какая птица может летать хвостом?   (Колибри)

2. У какой птицы самый длинный язык? (У дятла – 15см)

3. Какая птица делает подстилку в гнезде из рыбьих костей? (Зимородок)

4. Какая птица не садится ни на землю, ни на воду, ни на дерево? (Стриж)

5. Какая птица бегает за кормом по дну реки? (Оляпка)

6. У каких птиц крылья покрыты не перьями, а чешуей? (У пингвина)

7. Птицы, размножающиеся зимой? (Клест)

8. Какая  птица подбрасывает яйца в чужие гнезда? (Кукушка)

9. Кто это:  гаичка, московка, лазоревка? (Виды синиц)

10.Какая птица не умеет летать? (Страус)

«ИВОЛГА»

11. Какая  птица к зиме белеет? (Белая куропатка)

12. Эта птица прилетает к нам ранней весной, когда еще холодно, зябко. (Зяблик)

13.Какие птицы высиживают яйцо, держа его на лапах? (Пингвины)

14.Что означает «пеликан» в переводе с греческого? (Мешок)

15.Вьют ли наши перелетные  птицы на юге гнезда? (Нет)

 16.Какая птица поет хвостом? (Бекас или пеночка)

17.О какой птице люди говорят: красота ангела, голос дьявола, поступь злодея? (Павлин)

18.Птица, которая  «приносит новости на хвосте»?  (Сорока)  

19.Самая маленькая  птица в нашей стране? (Королек)

 20.Птица, хорошо передвигающаяся по  деревьям вниз головой? (Поползень)

Конкурс  третий – «Конкурс капитанов» «Четвертый лишний».

Капитан получает  карточки с названиями четырех птиц. Три из этих птиц объединены каким-то общим признаком, а одна лишняя.

1. Три из перечисленных птиц зимующие, а одна перелетная. Найдите ее.

(Синица, снегирь, дятел, грач.)

2. Среди указанных здесь птиц одна не певчая. Какая?

(Соловей, горихвостка, пеночка, бекас.)

3. Три птицы обитают в смешанных лесах, одна в степях. Укажите ее.

(Глухарь, зяблик, красавка, свиристель.)

4. Одна из птиц – не хищная. Какая? (Ястреб, гриф, сокол, стриж.)                        5. Птицы-рыболовы  (Кайра, цапля, сойка, гагара)                                                  6.У каких птиц удивительные носы? (Клест, фламинго, пеликан, баклан)

Игра с болельщиками

        Ведущий читает вопросы, участники, если считают, что нужно поступить именно так, говорят хором: «Это я, это — я, это все мои друзья!» Если неправильно - молчат.

Ведущий. Кто помог замерзающей птице?

Учащиеся. Это – я, это - я, это все мои друзья!

Ведущий. Кто взял птенчика домой?

Учащиеся молчат.

Ведущий:    Наш гусак встает на зорьке.                                                                                                     Он к реке сбегает с горки,                                                                                                 Он гусиную зарядку                                                                                             Любит делать по порядку.                                                                                   Кто, как наш гусак, делает зарядку?

Учащиеся. Это — я, это — я, это все мои друзья!

Ведущий. Кто любит разорять птичьи гнезда?

Учащиеся молчат.

Ведущий: Кто друзей имеет много среди зверей и птиц?

Учащиеся. Это — я, это — я. это все мои друзья!

Ведущий:  Кто на уроке считает ворон?

Учащиеся молчат.

Ведущий: Кто птичкам помогает, правила не нарушает. Кто пример для всех ребят: школьников и дошколят?

Учащиеся. Это — я. это — я, это все мои друзья!

Ведущий: Кто задорный и веселый, верность правилам храня, бережет природу от огня?

Учащиеся: Это — я, это — я, это все мои друзья!

Ведущий: Я вижу, что вы все любите птиц и помогаете им. Молодцы!

Конкурс  четвертый   «Поэтический»

Задание командам – в течение 5 минут сочинить небольшое стихотворение, используя предложенные рифмы.

1-я команда:                              2-я команда:

… цапля                                        … птичка

… капля                                        …водичка

… горе                                        … кучка

… море                                        … тучка

        

Игра с болельщиками.   Шуточная мини-викторина.

1.     Каким гребнем голову не расчешешь? (Петушиным)

2.     Петух снес яйцо, кому достанется оно? (Петухи яиц не несут)

3.     Может ли страус назвать себя птицей? ( Нет. Он  не  умеет говорить)

4.     Как сорвать ветку, чтобы не вспугнуть птицу? (Надо подождать, когда птица улетит)

5.     Что будет делать ворона, прожив три года? (Будет жить четвертый)

6.     Какой город носит название птицы? (Орел)

7.     Отчего гусь плавает? (От берега)

8.     Почему птицы летают? (По воздуху)

9.     Почему утка плавает? (По  воде)

10. Сколько раз нужно взять букву «а», чтобы получить птицу? (Сорок-«а»)

11. На какое дерево садится ворона во время проливного дождя? (На мокрое)

12.  Отчего петух, когда поет, закрывает глаза? (Хочет показать, что поет наизусть)

13.Какое слово лишнее:  варакушка, камышовка, крапивник. (Лишних  нет, это все птицы)

Конкурс пятый  «Тройное решето».

        Каждой команде выдается по две карточки с заданием. Нужно определить, какое название птицы зашифровано в клеточках. Чтобы не ошибиться, команда имеет право задать ведущему три вопроса –подсказки. Три вопроса подсказки следующие:                                                  а. Где обитает?  б. Чем питается? в. Отличительные особенности?

Оценивается конкурс так, если команда дает ответ после первой подсказки, то получает 3 балла, после двух подсказок-2 балла, после трех подсказок – 1 балл. (Подсказки используются в любой очередности)

(Зимородок)

А. В Европе, Африке, Южной Азии

Б. Питается рыбой, насекомыми

В. Гнездо из рыбьих костей, чешуи.

         

  (Дятел)

А. В смешанных лесах

Б. Насекомыми

В. Выдалбливает домики для других птиц.

 

(Фазан)

А. В Азии, Японии

Б. Зерном, червями, насекомыми

В. На рыцарских пирах этих птиц подавали на стол на серебре, в золотых ожерельях.

 

        

  (Колибри)

А. В Америке

Б. Нектаром

В. Может находиться в состоянии оцепенения в то время, когда мало пищи.

Конкурс шестой  «Угадай, что это за птица?» (5 баллов за ответ)

Для  команды «Ласточки»

        Вид, находящийся под угрозой исчезновения.  Включен в Красную книгу. Размах крыльев около 2 метров. Мощные ноги с большими сильными когтями, особенно выделяется коготь заднего пальца: он достигает 4 см в длину и используется для захвата добычи. С ними охотятся на зайцев и лисиц. В своих когтях могут удерживать даже таких крупных животных, как волки и косули. Оперение темно-бурое или черноватое. (Беркут)

На затылке — рыжеватое пятно, окраска темно-бурая. Находится под угрозой исчезновения.  Занесен в Красную Книгу. Крылья в размахе

от 1-2 м, в полете парит. Гнездо строит на склонах холмов, могил, на скирдах из сухих растений, сучков, костей животных, шерсти,

бумаги, тряпок. Самка откладывает 1-2 больших белых яйца с желтовато-бурыми пятнами. Питается мышами, полевками, зайцами, мелкими птицами. Добычу высматривает с воздуха. Как только замечает ее — полускладывает крылья и стремительно пикирует на жертву. Распространен в степной зоне. (Орел степной)

        Эта птица — древолаз, и жизнь ее связана с древесным стволом, где она находит корм, а ранней весной, если не хватает пищи, пьет древесный сок, проделывая на стволе отверстия в виде правильных колец. Ноги у этой птицы лазящие — пальцы их вооружены острыми когтями, которые легко вонзаются в кору и цепляются за ее неровности, при этом два пальца направлены вперед, а два — назад. Клюв служит ему крепким долотом. Язык у него необычайно длинный, тонкий и гибкий и оканчивается острым роговым кончиком. Птица просовывает его в узкие щели и извилистые ходы, проделанные насекомыми, и извлекает оттуда добычу. (Дятел)

Для команды «Иволга»

        Окраска золотисто-черная. Живет в березовых рощах, смешанных лесах, тенистых парках, высоких дубовых и липовых аллеях. Не всегда удаётся увидеть чудесную птицу. Трудно найти и гнездо, искусно подвешенное в зеленых ветвях деревьев. Самец поет удивительно красиво, а самка издает звуки, напоминающие визг кошки. (Иволга)

        Приспособленность к водной жизни резче всего выражается у этой птицы в своеобразном устройстве ее ног. Пальцы на ногах соединены

кожистой перепонкой, а сами ноги очень короткие и вдобавок далеко отодвинуты назад. При таком строении задних конечностей птица ходит по земле неуклюже — очень медленно и вперевалку, а если начинает торопиться, то часто теряет равновесие и падает на грудь. Но когда опускается на воду, ноги начинают работать как весла. (Утка)

23

        Птица занесена в Красную книгу. Окраска перьев черная с зеленоватым или медно-красным металлическим отливом. Низ белый, клюв и ноги ярко-красные. Очень осторожная и скрытая птица. Гнездо устраивает на старых высокоствольных деревьях в долинах рек, вблизи

озер, где болота и влажные луга чередуются с лесными участками и скатами. Питается рыбой, лягушками, водяными насекомыми и растениями. Высиживает 3-5 птенцов. (Черный аист)

Ведущий 1. Предлагаем нашему жюри подсчитать количество баллов.

Конкурс седьмой.  Кроссворд на букву «С». (Количество баллов зависит от количества названных птиц, время ограничено.)             

         

   

  1. Сыч, сип (гриф)
  2. Сова
  3. Сойка, стриж
  4. Сорока, страус, синица, сапсан (хищная птица)
  5. Соловей, скворец, снегирь
  6. Свиристель

Конкурс восьмой «Пословицы и поговорки о птицах»

Задание на карточках, собрать рассыпанную пословицу

Лучше синица в руках,…………………………………… чем синица в небе.

Учись у курочки – …………………………………………..разгребай, да подбирай.

Курица пьет, а ………………………………………………..на небо смотрит.

Всяк кулик ………………………………………………………свое болото хвалит.

Куда орел летает, …………………………………………туда сороки не достигают.

Слово – не воробей, …………………………………….вылетит – не поймаешь.

Не считай утят,…………………………………………….. пока не вывелись.

Сколько утке не бодрись, …………………………….все равно соколом не станет.

                                                                                               

Ведущий: (С болельщиками) Какие вы знаете приметы народные, связанные с птицами? Кто больше назовет, тому приз!

 

-  Птицы перед теплом садятся на верхушки деревьев.

— Ласточки прилетели — скоро гром загремит.

— Ранний прилет грачей и жаворонков — к теплой весне.

— Кукушки стали куковать — морозам больше не бывать.

— Коли перелетная птица течет стаями — к дружной весне.                                - Грачи сели в гнезда — через 3 недели выходить на посев.

— Соловей запел — вода пошла на убыль.

 Конкурс девятый - АУКЦИОН «Кто больше». Называем песни, стихи, где есть названия птиц. Дополнительный  балл, кто назовет 2-3 строчки. 5 баллов, кто споет песню.

Учитель. Итак, все конкурсы у нас исчерпаны. Теперь мы предлагаем жюри подсчитать количество набранных баллов каждой командой, а в это время мы посмотрим презентацию о птицах.

ПОВЕДЕНИЕ ИТОГОВ ПРАЗДНИКА

        После просмотра слово предоставляется жюри, которое подводит итог конкурса, поздравляет победителей, вручает призы.  Звучит веселая музыка, команды пожимают друг другу руки.

         Подводятся итоги конкурса «Оригинальная кормушка».