методическая копилка

Отчина Анна Александровна
разработки уроков и внеклассных мероприятий

Скачать:


Предварительный просмотр:

http://im4-tub-ru.yandex.net/i?id=21267143-46-72&n=21

Открытый урок по окружающему миру "Тундра"

в 4 классе (по программе начальная школа 21 век)

 

Отчина Анна Александровна

2014

Цели:

 1. Сформировать у учащихся представления о природной зоне тундры. Познакомить с географическим положением этой природной зоны, климатическими условиями, растительным и животным миром, а также хозяйственной деятельностью людей.

 2. Развивать познавательный интерес учащихся, умение сравнивать.

 3. Воспитывать бережное отношение к природе, прививать мысль о необходимости ее охраны, то есть задумываться над решением экологических проблем.

Тип урока: комбинированный, изучение нового материала.

Оборудование:

 Компьютер, видеопроектор, учебники, рабочие тетради, карточки с заданиями, презентация.

1.Проверка домашнего задания

- Какую природную зону мы с вами исследовали  на прошлом уроке?

- Проверим как вы усвоили этот материал.

СЛАЙД 3-11

Тест "Арктика

 1. Природная зона арктических пустынь расположена…

 а) на островах Тихого океана;

б) на островах Индийского океана;

 в) на островах Северного Ледовитого океана.

 2. Территория зоны…

 а) густо заселена людьми;

 б) не имеет коренного населения.

 3. В Арктике для растений и животных сложились…

 а) суровые условия;

 б) комфортные условия.

 

4. В ледяной зоне растут…

 а) кедры, берёзы, черёмуха;

б) лишайники, мхи, полярные маки;

 в) бузина, орешник, айва.

 

5. В Арктике обитают животные…

 а) бобры, нутрии, хомяки;

б) волки, белые медведи, хомяки;

 в) моржи, тюлени, белые медведи.

 6. Найдите верную цепь питания:

 а) водоросли—рачки—рыбы—гагарки—белый медведь;

 б) водоросли—рачки—сайки—тюлени.

 7. Арктический заповедник расположен…

 а) на земле Франца Иосифа;

б) на Северной земле;

 в) на острове Врангеля.

 8. Большое скопление птиц на скалах называют…

 а) "птичьи рынки”;

б) "птичьи базары”.

 9. Для защиты природы арктической зоны приняты следующие меры:

а) для птиц и животных завозится корм и рыба, запрещено движение судов по Северному морскому пути;

 б) полярники делают во льду проруби для ныряния моржей, тюленей, белых медведей, расчищают поверхность островов от снега, освобождая мхи и лишайники;

 в) ограничен отлов рыбы, запрещена охота на редких животных, взяты под охрану "птичьи базары”.

Работа в группах.( по карточкам)

1 группа

- Исправь географические ошибки в тексте:

 Арктика – огромное пространство, расположенное на площади Северного Ледовитого океана с морями и полуостровами (правильно - островами). Солнце направляет на зону арктических пустынь свои прямые (правильно – косые, наклонные) лучи. Зимой в Арктике полярный день (правильно – полярная ночь), а летом – полярная ночь (правильно – полярный день). Температура воздуха зимой опускается до -60оС, а летом не поднимается выше нуля (правильно – поднимается на несколько градусов выше нуля).

 2 группа

- Составьте 3-4 цепи питания животных Арктики.

3 группа

- Дополни недостающие звенья цепи питания животных Арктики.

1. Растения тундры  белая куропатка --------------

2. Мох-ягель  ------------ волк.

3. Растения тундры  лемминг --------------------

2.Сообщение темы и постановка целей урока.

- Сегодня мы познакомимся с новой природной зоной, а каой вы узнаете разгадав кроссворд.

СЛАЙД 12

- Давайте вместе составим план изучения этой природной зоны.

СЛАЙД 13

  1. Географическое положение и климатические условия.
  2. Растительный мир Тундры.
  3. Животный мир Тундры.
  4. Занятия населения и экология Тундры.

3.Работа над новой темой.

1. - Посмотрите на план. Что мы должны выяснить в первую очередь?

- Прочитайте что сказано об этом в учебнике стр. 11.

-Что вы узнали из текста?

(Ответы учащихся)

Дополнение учителя 

СЛАЙД 14-15

Слово «тундра» в переводе с финского означает «бесплодная» или «враждебная». Зима там долгая, температура достигает –50 °С. Большую часть года тундра покрыта снегом, а под ним – вечная мерзлота, которая уходит на глубину 50 м. Вот это поверхность тундры (показывает на карте зону тундры). Вслед за зимой наступает весна, а затем короткое лето. Днем температура бывает от +10 до +25 °С. Как вы думаете, это отражается на почве? И если да, то как?

СЛАЙД 16

Снег тает, превращается в воду. А земля оттаивает совсем немного,  только верхний слой почвы на глубине от 10 до 50 см. Талые воды не просачиваются глубже, поэтому в тундре много болот. И почва влажная или просто мокрая, дальше вечная мерзлота.

Вывод

Мы выяснили, какие здесь природные условия, составим  с х е м у и зделаем вывод:

СЛАЙД 17

Вернёмся к плану исследования. Что мы должны выяснить дальше?

СЛАЙД 18

2.  Растения тундры

- Рассмотрите и назовите растения тундры, которые показаны у вас в учебнике.

- Дома вам по группам было задано подготовить сообщения.

Сообщения ребят

1группа расскажет нам какие растения произрастают в Тундре ио их особенностях.

СЛАЙДЫ 19-26

Сообщение

В тундре растут: мох ягель, морошка, голубика, брусника, карликовая берёза, полярная ива. Все растения низкорослые.

Мох ягель – пища для северных оленей. Растёт на поверхности почвы, похож на маленькие деревца или кустики.

Клюква – стелющийся кустарник, имеет короткие корни, разветвлённые небольшие листочки, красные ягоды. Ягоды и листья остаются на зиму.

Карликовая берёза имеет невысокий изогнутый ствол, листья небольших размеров, небольшие корни.

Растения стараются прижаться к земле, там теплее, и зимой снег закроет их полностью и защитит от морозов.

 Дополнительный материал (учитель)

СЛАЙД 27

 Большинство тундровых растений — вечнозелёные многолетники. У ряда растений недозревшие плоды зимуют под снегом и вызревают на следующее лето.

 Листья некоторых растений расположены розеткой – так полнее используются солнечное тепло и свет.

 Тундровые растения имеют короткие (5-15 см) корни, расположенные близко к поверхности, они используют более теплую почвенную влагу.

СЛАЙД 28

 Некоторые растения даже в цветущем состоянии переносят заморозки. Летом холодная почва тундры сильно затрудняет поглощение воды корнями растений. Уже на глубине 10 см температура её не более +10оС. Следовательно, хотя в тундровых почвах много воды, она малодоступна растениям, т.к. с трудом поглощается корнями из-за низкой температуры.

СЛАЙД 29

 Кроме того, в тундре часты сильные иссушающие ветры, поэтому у многих тундровых растений имеются приспособления, уменьшающие испарение в летнее время: листья часто мелкие, их испаряющая поверхность невелика; они часто покрыты густым опушением; у некоторых растений края листьев заворачиваются вниз, и сам лист имеет вид не полностью замкнутой трубки, устьица оказываются внутри неё; часто листья плотные, покрыты восковым налётом.

Вывод.

- Давайте зделаем вывод каковы особенности растений тундры?

СЛАЙД 30

Растения

низкорослые

Стелющиеся

небольшие корни

маленькие листья

ФИЗМИНУТКА

СЛАЙД (план) 31

- Что нам нужно выяснить дальше?

3.  Животные Тундры

2 группа (сообщение)

СЛАЙДЫ 32-36

 Постоянно живут в тундре: белая куропатка, белая сова, лемминги, песцы, кречет, дикий северный олень, волки. Летом прилетают журавли, гуси, лебеди, кулики, много комаров, мошек.

Белая куропатка – травоядная птица, меняет оперение в зависимости от времени года, зимой покрывается перьями до самых когтей, защищаясь от холода.

 Белая сова – хищная птица, оперение всегда белое, хорошо защищает от холода, потому что очень плотное. Питается леммингами, куропатками.

Песец – хищник, имеет густой серый мех, его лапы короткие и широкие, питается леммингами и куропатками. Зимой у него появляется ещё подшерсток.

Дикий северный олень – низкорослое животное, травоядное – питается мхом ягелем. Самое крупное животное тундры, имеет густой мех, зимний подшерсток и подкожный слой жира. Копыта раздвоенные, чтобы не проваливаться в снегу и раскапывать мох из-под снега.

Дополнительный материал: (учитель)

СЛАЙД 37

 Существование и размножение животных в тундре возможно, т.к. они адаптировались к условиям следующими способами:

 1. зимняя спячка;

 2. сезонные миграции и кочёвки;

 3. белая окраска меха зверей и оперенье птиц, маскирующая их зимой, лишь на короткое время – летом – сменяется пестрой.

 У всех обитателей тундры к зиме накапливается значительный слой подкожного жира, образуется густой мех у зверей, теплый пух у птиц.

СЛАЙД 38  

Полярные совы видят днём, иначе им не пережить многосуточный свет.

СЛАЙД 39

Своеобразно утепляются конечности на зиму: у песцов появляются как бы теплые стельки, у птиц – подобие валенок. Широкие копыта служат северным оленям то лыжами, то лопатами – для добычи ягеля из-под снега.  

 Олень даёт людям, живущим в тундре, всё: мясо, молоко, шкуры, из которых шьют теплую одежду и обувь, строят жилища, сухожилия используют как нитки. Из пыжика (шкуры оленят) делают очень тёплые шапки.

СЛАЙД 40

Упряжка из 3-4 оленей, идущих рысью с нартами, с грузом 200-300 кг, в которые их запрягают и зимой и летом, свободно проходит по северному бездорожью 40-60 км в день. Не сбавляя хода, олени могут переходить с наезженной дороги на снежную целину или залитую водой болотину (широкие копыта).

 Олень:

 транспорт, мясо, молоко, одежда, обувь, жилище

СЛАЙД 41

 В заполярье широко распространено ездовое собаководство.  

Собачьи упряжки по всем статьям надёжней "Бурана”. Они не подведут в пургу, когда техника бессильна. Собаки перевозят грузы, пассажиров, почту. Упряжка в 10-12 собак ненецких лаек везёт нарты с грузом 400-500 кг со скоростью 7-10 км в час. За сутки собачья упряжка с грузом проходит 70-80 км, а налегке – 150-200 км. Из собачьих шкур делают очень тёплую одежду и обувь

Вывод

-  Давайте зделаем вывод

Как приспособились к жизни представители животного мира?

СЛАЙД (схема) 42

Животные:

Белая окраска зверей и птиц

Густой и тёплый мех у зверей

Тёплый пух у птиц

Широкие копыта у оленей

- Вернёмся к плану.

СЛАЙД 43

- Что мы выясним дальше?

4. Занятия населения, экология.

3 группа( сообщение).

СЛАЙДЫ 44-45

Из-за суровых  природных условий население Тундры немногочисленно.

Основное занятие населения тундры – оленеводство.Также люди занимаются рыбалкой и охотой.

 Ещё ведётся добыча полезных ископаемых – нефти и газа.

В тундре возникли экологические проблемы:

 1. нарушается поверхность почвы от гусениц тракторов и вездеходов, гибнут растения;

 2. местность загрязняется нефтью во время её добычи;

 3. незаконная охота – браконьерство;

 4. оленьи пастбища вытаптываются, потому что оленей не всегда вовремя перегоняют на другие места, на восстановление пастбища нужно 15 лет!”

 Природные богатства тундры взяты под охрану, созданы заповедники. Под особую охрану взяты редкие животные: белый журавль, тундровый лебедь, краснозобая казарка, кречет.

 

 

 Дополнительный материал: (учитель)

СЛАЙД 46

 Плотность населения в тундре невелика: меньше 1 человека на 1кв.км. Здесь живут ханты, манси, эскимосы, эвенки, саами, ненцы, якуты, чукчи и др. Коренные жители занимаются оленеводством, рыболовством (навага, нельма и др.), охотой (песцы, морской зверь, песец, волк, куропатки, гуси, утки и др.). Зимой из замороженной рыбы готовят строганину – состругивают стружкой мясо, добавляя в него приправы, ягоды; в такой еде много витаминов.

СЛАЙД 47

Крупнейшие города тундры – Мурманск и Норильск.

СЛАЙД 48-49

В недрах тундры найдены огромные богатства – нефть, уголь, железная руда, каменная соль, золото и др.

 Шахты, заводы, дороги и посёлки – всё это территории? отнятые у тундры. Но губительное воздействие на природу этим не ограничивается. Самое страшное – это загрязняющие вещества, которые образуются в результате хозяйственной деятельности. Их выделяют и предприятия, и транспорт, и котельные, отапливающие жилые дома. Загрязняющие вещества не остаются на месте, воздушные течения разносят их на большие расстояния. А обитатели тундры, особенно лишайники, необычайно чувствительны к их воздействию.

СЛАЙД 50

В тундре загрязняющие вещества накапливаются, а не промываются талыми водами. Низкие температуры тормозят разрушение вредных соединений. Погибают десятки рек и озёр. В почву и водоёмы круглый год текут ручьи мазута и солярки от буровых установок. Побережье арктических морей и вся тундра захламлены бесхозной бочкотарой и ржавым железом.

СЛАЙД 51

Многие населённые пункты находятся в антисанитарном состоянии. Практически отсутствуют экологически чистые предприятия. Коптят небо тепловые электростанции. Смог оседает на белый снег, деля его чёрным, и появляются участки голой земли в тех местах, где загрязнение особенно велико. Долгие годы здесь не вырастет ни одно растение.

СЛАЙД 52

Ещё одна беда тундры – бесконтрольная охота и браконьерство. Многие виды растений и животных стали редкими.

Слайды 53-55

 Всё это не может не тревожить людей. Для сохранения редких видов растений и животных созданы заповедники (Таймырский и Усть-Ленский), есть и охотничьи заказники.

Вывод

-Чем занимается население тундры?

СЛАЙД (Схема) 56

Занятия населения

Оленеводство

Рыбалка

Охота

- Что нужно сделать, чтобы не допустить нарушения экологических связей в тундре?

СЛАЙД (Схема) 57

 Экология

 запретить браконьерство

 оленьи пастбища под охрану

 не использовать тяжёлую технику

 бережно относится к природным богатствам

 Итог

- Молодцы. Посмотрите на план. Мы всё выяснили о Тундре что запланировали?

СЛАЙД 58

- Расскажите глядя на план об особенностях Тундры?

(Итоговый вывод)

СЛАЙД 59

Если останется время.

Работа на карточках

 «Растительный и животный мир арктической пустыни и тундры».

Учащиеся показывают с помощью стрелок, в какой природной зоне можно встретить каждое растение и животное.

 СЛАЙД 60

Выставление оценок.Домашнее задание

Используя иллюстрации на стр.12-13 составьте 2-3 цепи питания.



Предварительный просмотр:

Праздник «Прощание с Букварём»

1.Учитель:

У нас большая радость – все дети научились  читать, и сегодня мы прощаемся с первым полюбившимся всем учебником «Букварь». И мы вас приглашаем на наш праздник.

Праздник у нас с вами необычный – единственный, который никогда не повторится, потому что мы его посвящаем удивительной книге – Букварю.

А вы знаете, что букварю более 400 лет. Эта самая старая книга  во всём мире. И много лет учит она читать детей. И вам букварь  помог: открыл для вас светлый путь в увлекательный мир знаний.

(Гриша)

За окном снежинки вьются

Этим ясным зимним днем.

Нынче праздник в 1 классе –

день-прощанья с букварём

Над страною зимним утром
Занялась заря.
В первом классе, славный праздник –
Праздник Букваря!

(под музыку входит «Букварь»)

Букварь:

Здравствуйте, ребята.

Я – Букварь, учу читать

Меня никак нельзя ни знать.

Меня изучишь хорошо –

И сможешь ты тогда

Любую книжку прочитать

Без всякого труда.

Учитель:

-А ребята для тебя, Букварь, приготовили стихи

Надя

1. Букварь – ты книга первая моя,

Как не любить мне за это тебя.

Складывать буквы меня ты учил,

Радость открытий ты мне подарил.

\.

Ангелина

2. Мы с тобою день за днём

Ходили в школу с букварём.

Мы с тобой его читали,

Всё о буквах мы узнали.

А теперь настал тот час,

Скоро он уйдёт от нас.

Никита

3. Еле-еле слог читал,

Смысла слов не понимал.

А теперь могу я сам

Прочитать для пап и мам.

Ксюша

4.Беру Букварь в последний раз

Несу Букварь в просторный класс

И дорогому Букварю

Я говорю «Благодарю»!

     Ты книга первая моя

Теперь читать умею Я.

На свете много книжек есть

Все книги я могу прочесть.

Вася

          5. Как хорошо уметь читать!

Не надо к маме приставать,

Не надо бабушку трясти:

«Прочти, пожалуйста, прочти!»

Не надо умолять сестрицу:

«Ну, прочитай ещё страницу!»

Не надо звать, не надо ждать,

А можно взять и почитать!

Софья

6 Сегодня, друзья, мы сюда собрались, 
Чтоб доброе слово сказать
Тому, кто был другом,
Кто каждый свой час
 
Молчал, но учил нас трудиться.
Вначале он буквы свои показал,
 
Теперь мы читаем страницы!

Алина

7 Я с этой книжкой в первый раз
Пришла в свой первый светлый класс.
Я эту книжку полюбила, 
Я в ней все буквы изучила, 
И как мне радостно сказать: 
"Умею я теперь читать!"

Алёша

8Если слоги встанут рядом,
Получаются слова.
Мы знаем буквы, знаем слоги,
Умеем говорить, считать,
И постепенно, понемногу,
Мы научились все читать.



учитель : 
Давайте букварю подарим песню

песня

«Нагружать всё больше нас …»

Мы букварь закончили

В нём нам всё знакомо.

Расставаться с ним нам жаль,

Не вынесем такого.

Мы все буковки прошли

И читаем сами.

Не вернуть уж эти дни,

 Мы большими стали.

Припев:

То ли ещё будет (3 раза)

Ой, ой, ой.

(СТУК В ДВЕРЬ. Появляется ШАПОКЛЯК.)
Шапокляк

Кто людям помогает, 
Тот тратит время зря! да да
Хорошими делами
Прославиться нельзя! Да да да да
 
Пусть вам учебный год
Только гадости несет.
Получайте только 2,
Очень редко – можно тройки.
Бейте окна и витрины,
Не ходите в магазины,
 
Проводите больше драк, привет, старуха Шапокляк.

-Что вы здесь собрались?
Учитель: Мы прощаемся с нашей первой книжкой, с Букварем.

Шапокляк: Хоть вы полгода проучились,
Но ничему не научились.
Министр образования
Прислал меня с заданием
Проверить тут, разнюхать там,
 
И всем поставить двойки вам!
Я экзамен проведу!
Что не знаете, найду.
Докажу, что зря старались,
Лучше б в детсаду остались!

_
Учитель: Шапокляк,дети научились не только читать, но и  правильно и красиво писать, придумывать разные истории и рассказы и даже пересказывать.

Шапокляк: Ой, да все вы только врете, ничего вы не могёте,
Или могите, забыла, русский я давно учила!

-
Шапокляк:

Вот я вам тут хочу вопросики позадавать, Ох! И   трудные, даже сам Крокодил Гена не смог отгадать. А вы, Чебурашки, точно не отгадаете!
на слайды

Ехал дядя без жилета, 
Заплатил он штраф за это.

На остров налетел ураган, 
Остался на пальме последний
баран.

У вратаря большой улов, 
Влетело в сетку пять
волов.

Шапокляк:

- Рассказали вы так внятно, и теперь мне все понятно.
Меня спросите что-нибудь, знаньями хочу блеснуть!

Учитель: Шапокляк, а ну скажи нам, сколько будет 2+3?
Шапокляк :

 - Это будет, это будет, кажется-6

-Учитель: Дети, правильный ответ? …

-= Дорогая Шапокляк, можешь ты ответить нам, чтобы   быть всегда здоровым, что нам делать по утрам?

Шапокляк: Это каждый должен знать, надо всем побольше спать.

Учитель

- Школьные годы чудесные, с книгою, с дружбою, с песнею,
А как они быстро летят, их не воротишь назад!

Шапокляк :

- Ой, разве это так?
Школьные годы ужасные, самые самые страшные,
Тянутся как поезда, и на пройдут никогда!


Шапокляк-

-А вот выполните мои задания

слайды

  1. Узнаем буквы: е, э, ю, щ, о. –

- Какая буква лишняя? Почему?

2..Какие виды спорта или спортивные занятия начинаются на эти буквы:

  • На букву В? (волейбол)
  • На букву Ф? (футбол)
  • На букву Б? (баскетбол)

4.-А какие буквы живут в алфавите вы знаете?

Все: Гласные и согласные.

Люда

Гласные тянутся в песенке звонкой,
Могут заплакать и закричать,
В тёмном лесу звать и аукать,
И в колыбельке Алёнку баюкать,
Но не желают свистеть и ворчать.

Соня

А согласные согласны
Шелестеть, шептать, скрипеть,
Даже фыркать и шипеть, 
Но не хочется им петь.

Шапокляк:

- Ну что министру я скажу, как обстановку доложу?
Скажу ему, грызут науки, но могут умереть от скуки!

Учитель

И неправда, Шапокляк, веселиться мы тоже умеем. Послушай-ка наши частушки

Частушки

Софья

1.Мы собрали пап и мам,

Но не для потехи.

Мы сегодня рапортуем

Про свои успехи.

Алина

2.Топни ножка – нога,

Топни правенькая.

Весь букварь я изучила,

Хоть и маленькая.

Никита

3.Елочки-сосеночки

Колкие, зеленые.

Все ребята – первоклашки

В буквари влюбленные!

Ксюша

4.Буквы гласные мы любим

И все больше с каждым днем

Мы не просто их читаем –

Эти буквы мы поем!

Надя

5.Ах, ты, бабушка моя,

Снова не согласна!

Ты запомни навсегда

Есть лишь 10 гласных.

Ангелина

6.Тыщу слов в минуту нынче,

Как машинка я строчу.

Я любую вашу книжку

Одним махом «проглочу».

Вася

7..Почему у малышей

Мокрые реснички?

Потому что в букваре

Кончились странички.

Букварь

-Ребята, а сыграйте-ка со мной в игру. Я сейчас буду задавать вопросы, а вы дружно, хлопая в ладоши, отвечайте:

«Это я, это я, это все мои друзья!»

или, топая ногами, говорите: «НЕТ, не я, нет, не я, нет, не все мои друзья».

Давайте прорепетируем: Хлопая в ладоши - «Это я, это я, это все мои друзья!»

Топая ногами - «Нет, не я, нет, не я, нет, не все мои друзья!». Итак, начинаем:

1-Кто ватагою веселой каждый день шагает в школу?! (Это я ...)

2-Кто из вас своим трудом украшает класс и дом?! (Это я...)

1-Кто из вас такой ловкач, лучше всех бросает мяч?! (Это я ...)

2-Кто из вас, скажите хором, занят в классе разговором?! (Нет, не я...)

1-Кто из вас хранит в порядке книжки, ручки и тетрадки?! (Это я...)

2-Кто домашний свой урок выполняет точно в срок?! (Это я...)

1-Кто из вас приходит в класс с опозданием на час?! (Нет, не я...)

2-Кто, играя в волейбол, забивает в окна гол?! (Нет, не я...)

1-Кто из вас, скажите вслух, на уроке ловит мух?! (Нет, не я...)

2-Кто из вас не смотрит хмуро, любит спорт и физкультуру?! (Это я...)

1-Кто из вас сюда принес песни, шутки, смех до слез?! (Это я...)

Ира

1.Как сегодня радуются дети – 
Стало больше грамотных на свете!
 
Скажем Букварю мы «до свиданья»
 
И рукой помашем на прощанье.
 

Анфиса
2.Трудно было вам в начале, 
вы полгода буквы изучали!
 
Но теперь нам совершенно ясно,
 
Что старанья были не напрасны!
 

Ничего на свете лучше нету,
 
Чем прочесть журнал или газету,
 
Двадцать первого столетья дети,
 
Мы освоим сайты в Интернете!
 

Серёжа

3.И вот все буквы вам известны стали. 
Вы выучили целый алфавит! 
И уйму слов уже вы прочитали. 
А сколько прочитать ещё вам предстоит! 
Наверное, вовек не сосчитать 
Всех слов, что вам придётся прочитать

 Песня на мотив песни «Голубой вагон»

Праздник наш сегодня завершается,

С Букварём простились мы сейчас.

Наши мамы пусть не беспокоятся,

С радостью мы ходим в первый класс!

Припев:

Солнышко ласково

В небе улыбается,

Детские песенки

Слышим там и тут.

Дружные, дружные

Девочки и мальчики

Радостно учатся,

            Весело живут.


Букварь:

Вот настал момент прощанья, 
Праздник Букваря прошел.
 
Говорю вам : «До свиданья!»,
 
Я к другим теперь пошёл.

Шапокляк.

До свидания! До свидания! 
А на следующий год
 
Ваш букварь пускай научит
 
Тех, кто в первый класс придет!
 

УЧИТЕЛЬ.

- Сегодня, ребята, у вас особенный день. Вы попрощались с Букварём и вступаете в большую семью читателей. Успехов, удачи, радости вам на этом трудном, но очень интересном пути. Вы с честью справились со всеми испытаниями и конечно, за свой труд заслужили дипломы.

(вручение дипломов)

-   Я поздравляю вас с праздником! Теперь вам по плечу любые книги, любые знания. Желаю вам прочесть много красивых, добрых книг. Пусть книга станет для вас сияющим маяком знаний. Я желаю вам радости! Желаю не скучать! Мам и бабушек не очень огорчать. И всегда просить прощения за любое огорчение!

.На этом наш праздник подошёл к концу. Спасибо всем и приглашаем всех на чаепитие.





Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Ивановская средняя общеобразовательная школа»
Новая ул. 2а, Ивановка с., Ялуторовский район, Тюменская область, 627048, тел. 92-131

Открытое мероприятие:

Викторина по пожарной безопасности

для учащихся начальной школы

 

Отчина Анна Александровна

2014

I. Вступительное слово: По известной легенде, огонь людям подарил Прометей, похитив его с Олимпа. Благодаря огню жизнь людей кардинально изменилась - огонь стал надежным товарищем и помощником человеку. Сегодня трудно представить себе такую отрасль человеческой деятельности, где бы не использовался огонь. Но неосторожное обращение с огнем может привести к беде. Статистика говорит о том, что ежегодно в мире происходит более 5 миллионов пожаров. Каждый час в огне погибает один человек, два получают ожоги и травмы. Каждый третий погибший – ребенок. Вот почему нам надо знать правила безопасного поведения с огнем

  1. Отгадай сказку и автора:

 а) А недавно две газели позвонили и запели:

- Неужели в самом деле все сгорели карусели?

б)

 Долго, долго крокодил море синее тушил

Пирогами и блинами, и сушеными грибами.

В

) Я хочу напиться чаю –

К самовару подбегаю.

Но пузатый от меня

Убежал, как от огня.

     15. Собери пословицу:

а) сгорела, от, Москва, свечи, копеечной

б) но, огонь, хороший, слуга, плохой, хозяин

в) тогда, и, туши, в, пепле, искра, пока

г) великий, мала, искра, да, пламень, родит

.

II. Ход мероприятия

1. Разгадай кроссворд. Приложение 1

http://festival.1september.ru/articles/601961/img1.jpg

1. Неконтролируемый процесс горения. /Пожар/

2. Источник тепла и возможных пожаров в походе. /Костер/

3. Возникает при горении. /Огонь/

4. Вьется над костром. /Дым/

5. Детям не игрушка. /Спички/

6. Прибор для тушения пожара. /Огнетушитель/

7. Каким естественным веществом можно тушить костер зимой? /Снегом/

8. Тип пожара, охватывающий кроны деревьев. /Верховой/

В выделенном столбике получим ПРОМЕТЕЙ.

3. Что правильно?

2. Находясь дома, вы почувствовали запах горящей проводки. Что надо делать в первую очередь?

  • приступить к ее тушению водой, песком;
  • обесточить электропроводку в квартире;
  • включить свет, чтобы лучше рассмотреть место возгорания.

3. Чем не рекомендуется тушить горящий бензин, керосин, другие горючие жидкости?

  • водой;
  • песком;
  • землей.

4. Что делать, если вы отрезаны от выхода огнем и дымом?

  • переползти в другую комнату и плотно закрыть дверь за собой;
  • попытаться спуститься вниз;
  • убежать в дальнюю комнату;

5. В доме возник пожар. Можно ли воспользоваться лифтом, покидая дом?

  • можно, чтобы быстрее покинуть дом;
  • можно, если лифт остановился на вашем этаже;
  • ни в коем случае нельзя.

6. Что нужно делать при ожоге?

  • охладить обожженное место под струей холодной воды;
  • смазать жиром;
  • проколоть образовавшийся пузырь.

7. Как определить, что за закрытой дверью — пожар?

  • открыть дверь и посмотреть;
  • позвать маму или папу посмотреть;
  • потрогать дверь ладонью.

8. Для костра следует выбирать место:

  • на лесосеках;
  • на торфяниках;
  • на открытой поляне.

9. Как нужно передвигаться, покидая сильно задымленное помещение?

  • в полный рост;
  • пригнувшись;
  • ползком, держа голову ближе к полу.

4. Вопрос – ответ

  • Назовите основные причины возникновения пожара? Неосторожное обращение с огнем, детская шалость, нарушение правил плжарной безопасности.
  • Что нужно делать при пожаре? Срочно сообщить в пожарную охрану, принять меры к эвакуации.
  • Почему пожарных вызывают по телефону именно “01”? Легко запомнить.
  • Что нужно сообщить, вызывая пожарных? Точный адрес, фамилию, что горит.
  • Чем опасен пожар, кроме огня?  Дым, угарный газ.
  • Чем можно тушить, начинающийся пожар? Огнетушитель, вода, песок, одеяло.
  • Почему во время пожара нельзя пользовать лифтом? Лифт может остановиться, лифтовая шахта- это дымовая труба, дым будет закачиваться туда.
  • Какой пожар нельзя тушить водой? Если горят электроприборы, горючие вещества.
  • Чем опасны лесные пожары? Уничтожается лес, животные, пожар может достичь жилых построек, огонь может проникнуть в торфяные пласты.
  • Чем опасна печь в деревенском доме? От выскочившего уголька может произойти пожар.
  • Почему нельзя поджигать сухую траву и листья? Огонь очень быстро распространяется, часто перекидывается на жилые строения.
  • Можно ли бить стекла в доме или квартире во время пожара? Нетт.кдополнительный поток воздуха способствует распространению огня.
  • Как потушить горящий телевизор? Набросить одеяло.
  • На сковороде горит масло. Ваши действия? Отключить газ, набросить на сковороду мокрое полотенце.
  • Если в квартире пахнет газом, произошла утечка. Можно ли включать или выключать свет? Нельзя, при пользовании выключателем может возникнуть искра, что приведет к пожару или взрыву.
  • Что самое страшное при пожаре для людей? Паника
  • Игра «Запрещается- разрешается» 
  • (Разрешается - хлопок, запрещается - молчок.. Учитель называет основные требования пожарной безопасности, дети показывают соответствующие действия. )
  • Запрещается:
  • - Бросать горящие спички, окурки в помещениях.
  • - Небрежно, беспечно обращаться с огнём.
  • - Оставлять открытыми двери печей, каминов.
  • - Включать в одну розетку большое количество потребителей тока.
  • - Пользоваться повреждёнными розетками.
  • - Пользоваться электрическими утюгами, плитками, чайниками без подставок из несгораемых материалов
  • - Пользоваться пиротехникой в доме.
  • Разрешается:
  • - Защитить дом от пожара
  • - В случае возникновения пожара вызвать пожарную охрану.
  • - Использовать все имеющие средства для тушения пожара.
  • - Подавать сигнал тревоги.
  • - Встречать пожарных и сообщать им об очаге пожара.
  • - Знать план эвакуации на случай пожара.
  • - Кричать и звать на помощь взрослых.

Викторина «Огонь – мой враг»

.

■ Что нужно сделать, если на человеке вспыхнула одежда? Ответ: Завернуть плотным одеялом.

■ Какие средства пожаротушения существуют? Ответ: Вода, песок, земля, кошма, огнетушители.

■ Почему во время пожара нельзя открывать окна? Ответ: С притоком кислорода огонь вспыхивает сильнее.

■ Сколько электроприборов можно одновременно включать в розетку? Ответ: Не более двух, чтобы, не было перегрузки сети.

■ Что предпринять, если произошло загорание телевизора? Ответ: Выключить телевизор, вынуть вилку из розетки. Если горение не прекращается, то осторожно залить водой, стараясь не попасть на нагретый кинескоп.

■ Почему нельзя держать телевизор в стенке? Ответ: Телевизор перегревается, а если он загорится, то будет трудно потушить.

■ Как потушить электрическую проводку или электрооборудование? Ответ: Нельзя их потушить, когда они находятся под напряжением. Необходимо сначала обесточить.

■ Почему нельзя применять пенные огнетушители и воду для тушения электрической проводки под напряжением? Ответ: Вода — проводник электричества, может быть поражение током.

■ Что можно тушить углекислотным огнетушителем? Ответ: Им можно тушить электрическую проводку, находящуюся под напряжением, ценные вещи, картины, шторы в театре. Углекислота не оставляет следов.

■ Что такое короткое замыкание? Ответ: Короткое замыкание происходит от перегрузки сети, когда в сеть одновременно включают несколько приборов большой мощности, например утюг, плитку.

■ Чем дополнительно опасно горение синтетических материалов? Ответ: При горении искусственных тканей и волокон (пенопласта, поролона и поливинила) выделяется ядовитый газ.

■ Какие меры пожарной безопасности нужно соблюдать, уходя из дома? Ответ: Выключить все электрические приборы без присмотра, погасить топящуюся печь, не оставлять без присмотра малолетних детей.



Предварительный просмотр:

Я – учитель.

«Учитель, дни жизни своей, как один,

                                                                                      Ты школьной семье посвящаешь,

Ты всех, кто учиться к тебе приходил

                                                                                Своими детьми называешь…»            

М. Садовский

Я – учитель начальных классов. Родители доверяют мне своих детей, для которых я должна стать, по сути, второй мамой. Ведь ребёнка, который впервые приходит в школу, можно сравнить с чистым листом бумаги. И этот «чистый лист» мы, учителя, должны заполнить знаниями, любовью, добротой. Учитель, по моему мнению, должен в первую очередь уметь любить. Любить каждого ребёнка, любить свои уроки, любить свою профессию.

В каждом ребёнке учитель должен суметь разглядеть искорку талантливости, развить её и научить ребёнка делать правильные шаги в жизни. Поэтому, прежде всего, учитель должен быть: добрым, отзывчивым, понимающим. А ещё учителю необходимы такие качества, как: выдержка, терпение, дружелюбие. Учитель должен быть хорошим психологом.

Каждый день на своём опыте я убеждаюсь, как важны для ребёнка в учителе такие качества, как: доброта, искренность, дружелюбие. Все мы – люди. У нас свои семьи, свои проблемы. Приходишь, порой, утром в класс с тяжестью на душе, но когда тебя встречают детские улыбки, детские распахнутые глаза полные доверия – все проблемы сразу отступают на задний план. И начинается другая – «школьная» жизнь. Иногда мне кажется, что учитель, действительно, проживает две жизни. Одна – это дом, семья, а вторая – школа.

Мне нравится быть учителем. Я люблю своих детей всех без исключения, я готова с ними проводить всё рабочее время, играть с ними, мастерить, разучивать стихи.

Школа не остаётся в стороне от перемен, происходящих в обществе. И в современный век новых технологий главной задачей учителя становится умение подготовить ребёнка к будущей самостоятельной жизни. Учитель начальных классов преподаёт несколько предметов, поэтому должен иметь глубокие познания в разных областях знаний. Современный учитель должен ежедневно работать над собой, не останавливаться на достигнутом, идти всё время вперёд, постоянно совершенствоваться, повышать свой профессиональный уровень. Без сомнения быть эрудированным в знаниях разной сферы, всегда хорошо подготовленным к уроку. Нужно стремиться осваивать новые технологии и внедрять их в свою работу.

Все дети разные. К каждому учитель должен найти свой подход, заинтересовать его, настроить на успех. И не надо бояться лишний раз похвалить ребёнка за любые малейшие достижения. Похвала – это сила. Вы видели, как загораются глаза ребёнка при одном только слове «молодец»? Учитель должен к каждому ребёнку относиться как к своему – к родному.

Лет пять назад учителями уделялось гораздо больше времени, воспитанию подрастающего поколения. После уроков мы вместе с учащимися что-то мастерили, ходили на экскурсии, в походы. В настоящее время загруженность «бумажной работой», участие во всевозможных конкурсах, отчёты, объединение классов и т.д. всё меньше оставляют времени на внеурочную деятельность, на простое общение с детьми. И это, я считаю, тоже большая проблема современности.

Я – учитель. Это очень интересная и нужная людям работа. Я могу любоваться духовным ростом моих учеников, через годы встречаюсь с ними и радуюсь, если вижу, что из них получились достойные, успешные люди.



Предварительный просмотр:

Сочинение на конкурс «Золотой листопад»

Выполнил: Пугачёв Вова 4 класс

МАОУ Ивановская СОШ

Руководитель: Отчина А.А.

2013

Осень.

   Наступила осень. Листья на деревьях пожелтели, а кое-где покраснели. Всё вокруг стало красочным и ярким. Этой осенью мы с мамой и дедушкой ездили в лес за грибами. А в лесу - просто сказочно! Кажется, будто вокруг тебя кружится хоровод пёстрой листвы. Ходишь по лесу, ищешь грибы, а они так и норовят спрятаться, то под листьями, то под ветками. От деда и мамы я старался не отставать и набрал полный пакет грибов. Там были подосиновики, сыроежки, подберёзовики, волнушка и много-много опят.

  Ещё я помогал дома и дедушке с бабушкой копать картошку. Раньше я думал, что это скучная работа, но оказалось что это так весело! Мы с сестрой наперегонки набирали в вёдра картошку, и я почти всегда выигрывал.  Я собирал крупную картошку, и её было в рядке намного больше. Я помогал родителям собирать урожай свеклы и капусты. Мне особенно понравилось возить кочаны капусты из огорода к дому на тачке.

 Но вот стало холоднее, и иногда стал накрапывать дождик. Засобирались на юг птицы. Они будто договорились лететь в одно время и, за несколько дней, все улетели.

   Ещё сильнее похолодало. Пошли холодные дожди, но нам с мальчишками весело и мы совсем не мёрзнем. Мы катаемся по лужам на велосипедах! А потом лужи затянуло льдом. И мы ломаем этот лёд колёсами как ледоколы.

  Я  люблю осень за её красоту и перемену погоды, за весёлые игры, даже за грязь и лужи. Но учёба занимает много времени, а дома у меня есть свои обязанности и, порой,  не остаётся времени на игры.  Тогда я очень жду выходных. И почти целых два дня я могу играть с друзьями!

  Вот уже заканчивается октябрь. Уже пролетал первый снег, но на земле не задержался и растаял.  Мы очень огорчились.  Впереди осенние каникулы. А на каникулах мы с мальчишками ждём первого настоящего снега. И каждое утро будем бегать к окну, чтобы узнать что там.  Если снег не выпадет на каникулах, то в ноябре будет просто обязан это сделать. Ведь за осенью придёт зима, а какая зима без снега? А там другие  игры, другие забавы.        



Предварительный просмотр:

Что делать, если ребёнок не любит читать. 
Как надо рассматривать иллюстрации в книге. 
Беседа с детьми о прочитанном. 
Гигиена чтения


Все родители знают о пользе чтения, поэтому вполне естественна и законна их тревога, если ребёнок не любит книги. "Что надо сделать, чтобы ребёнок полюбил чтение?” – часто спрашивают они. "Мы покупаем много книг, а сын и не смотрит на них”. 
Конечно, ошибаются те родители, которые считают, что стоит купить книгу, как она сразу понравится ребёнку. Со стороны родителей требуется большое внимание к чтению младшего школьника, помощь и руководство его чтением. Надо научить детей любить книгу. 
Большинство младших школьников любит читать книгу. 
Но сами выбирать книгу они не могут. Поэтому очень важно, чтобы взрослые следили за подбором книг для детского чтения. 
Для каждого детского возраста существуют рекомендательные списки литературы ''Что читать детям''. Они имеются в каждой школьной и районной библиотеке. В эти списки, составленные с учетом возраста детей, включены произведения художественной и научно – популярной литературы, книги классиков и современных писателей, русская и зарубежная литература, поэзия и проза. 
Родители должны следить, чтобы в руки детей попадали книги, предназначенные для их возраста. 
Следя за чтением детей, надо обязательно стремиться к тому, чтобы книги были разнообразной тематики: сказки, рассказы о животных и растениях, приключения, рассказы о войне и героях, о мирном труде взрослых и детей, о школе, о музыке, искусстве. 
Подбирая книги, надо учитывать индивидуальные интересы детей. Ребята, особенно мальчики, часто увлекаются только приключенческой литературой. Эта тяга к приключениям, острым, захватывающим сюжетом вполне естественна, но надо направить ее в нужное русло. Надо проследить, чтобы книги приключенческого жанра не были единственными в чтении детей, чтобы в их руки не попадали книги, предназначенные для взрослых. 
Если ребенка особенно интересует жизнь растений или животных, новые машины, путешествия, следует подобрать книги, из которых он мог бы получить новые и интересные для него сведения. 
Особенно надо обратить внимание на развитие у детей интереса к научно– популярной литературе. Учащиеся должны читать доступные для них книги географии, естествознанию, технике. 
Родители должны помочь ребёнку развивать технику чтения, для этого надо упражнять его в чтении вслух, чтобы взрослые могли контролировать правильность чтения. Поэтому родителям надо быть особенно внимательными к подбору первых книг для самостоятельного чтения. Книги должны быть с яркими картинками, с интересной фабулой и небольшие по объёму, чтобы ребёнок смог быстро прочитать их. 
В воспитании любви к книге у детей младшего школьного возраста могут сыграть положительную роль и незначительные на первый взгляд внешние моменты. Так, например, своя собственная библиотека, полочка для книг, возможность обмениваться книгами с товарищами – всё это вызывает у детей интерес к книге. 
Для того, чтобы приучить детей самостоятельно читать, можно использовать следующий приём. Кто-нибудь из взрослых начинает читать ребёнку, но на самом интересном месте прекращает чтение вслух. Увлечённый событиями книги и желанием узнать, что произойдёт с героями книги дальше, ребёнок в большинстве случаев продолжает читать самостоятельно. Взрослые должны потом спросить его, о чём он прочитал, похвалить его за самостоятельность, выразить надежду, что теперь всегда сам он будет читать. 
Воспитание любви к книге проходит значительно быстрее и легче в тех семьях, где взрослые сами любят читать, много говорят о книгах, отдают свой досуг чтению. Если отец и мать не находят времени для чтения книг, то, конечно, приохотить ребёнка к чтению бывает труднее. 
Как ребёнок должен читать книгу? Надо приучить детей начинать чтение с обложки титульного листа книги, на которых приводится фамилия автора, художника, сделавшего рисунки книги, издательства и год издания. 
Родители должны очень терпеливо, но неуклонно требовать от ребят, какие книги этого писателя он уже читал и что он знает о нём, встречались ли ему уже рисунки художника– иллюстратора книги. 
 Надо чтобы ребёнок читал книгу внимательно, не торопясь. 
Для детей младшего школьного возраста большое воспитательное значение имеет просматривание иллюстраций. Они помогают ребёнку понять и запомнить прочитанное. Многие картинки дают возможность представить себе те явления и предметы, которые ребёнок не может увидеть непосредственно. 
Глядя на картинки, можно побывать на севере и в тропических странах: живя далеко от моря, увидеть пароходы и бушующий океан, узнать, как живут дети в других государствах. 
Важно научить детей рассматривать рисунки в книге, подмечать интересные детали. 
Очень хорошо, когда дети рассказывают о прочитанном. Рассказывая, ребёнок развивает свою речь, у него вырабатывается умение выделять главное в книге. В процессе рассказа более четко формируется отношение к поступкам героев, к описываемым событиям. Если ребёнок затрудняется на первых порах рассказать о прочитанном, надо помочь ему с помощью вопросов: что ты узнал из книжки? Когда и где это было? Что тебе понравилось больше всего? 
Вопросы о прочитанном важны и потому, что родители могут проконтролировать чтение ребёнка: всю ли книжку он прочитал, всё ли понял в ней, правильно ли его мнение о поведении героев. Такие вопросы дисциплинируют детей, позволяют более внимательно читать и запоминать прочитанное. Надо поощрять стремление детей нарисовать самому картинку к прочитанному. 
Очень хорошо если в семье практикуются совместные чтения книг вслух. Это сближает детей и родителей, помогает родителям лучше узнать ребят, понять их увлечения и интересы. 
Как вместе читать? 
Прежде всего, выбирается интересная и занимательная книга, чтобы дети с удовольствием ждали вечера, когда все сядут вместе и будут читать. Читать вслух следует по очереди, сегодня читает отец, завтра сын и т. д. Чтение вслух– полезная тренировка для детей: они привыкают читать выразительно, громко и чётко. 
Надо определить продолжительность чтения не более 45 минут с тем, чтобы чтение не утомило детей, не притупило интереса к книге. 
Хорошо когда родители и дети делятся впечатлениями о книге. Если
возникает спор, если дети будут высказывать неправильное мнение, надо в тактичной форме помочь им разобраться в прочитанном. 
В семье воспитывается культура обращения с книгой. Во-первых, надо приучить детей беречь книгу. Дети должны знать, что книгу нельзя бросать, рвать, рисовать на ней, загибать углы страниц, вырезать из неё картинки. Особенно надо бережно относиться к библиотечной книге. Её надо обернуть в чистую бумагу и, прочитав, сдать точно в срок. 
Необходимо также приучать детей соблюдать основные правила гигиены чтения. Дети должны знать, что глаза надо беречь. Нельзя читать при слабом освещении. Лампа должна быть со стороны левой руки ребёнка, свет от неё не должен попадать в глаза, а падать только на поверхность стола, где лежит книга. При чтении следует давать короткий отдых глазам.

Памятка 

1. Прививайте ребёнку интерес к чтению с раннего детства. 
2. Покупайте книги, выбирайте книги яркие по оформлению и интересные по содержанию. 
3. Систематически читайте ребёнку. Это сформирует у него привычку ежедневного общения с книгой. 
4. Обсуждайте прочитанную книгу среди членов своей семьи. 
5. Рассказывайте ребёнку об авторе прочитанной книги. 
6. Если вы читаете ребёнку книгу, старайтесь прервать чтение на самом интересном месте. 
7. Вспоминая с ребёнком содержание ранее прочитанного, намеренно его искажайте, чтобы проверить, как он запомнил ранее прочитанный текст. 
8. Рекомендуйте ребёнку книги своего детства, 
делитесь своими детскими впечатлениями от чтения той или иной книги, сопоставляйте ваши и его впечатления. 
9. Устраивайте дома дискуссии по прочитанным книгам. 
10. Покупайте, по возможности, книги полюбившихся ребёнку авторов, оформляйте его личную библиотеку. 
11. Воспитывайте бережное отношение к книге, демонстрируя реликвии своей семьи. 
12. Дарите своему ребёнку хорошие книги с дарственной надписью, добрыми и тёплыми пожеланиями. 
Спустя годы это станет счастливым напоминанием о родном доме, его традициях, дорогих и близких людях

 Памятка 

1. Прививайте ребёнку интерес к чтению с раннего детства. 
2. Покупайте книги, выбирайте книги яркие по оформлению и интересные по содержанию. 
3. Систематически читайте ребёнку. Это сформирует у него привычку ежедневного общения с книгой. 
4. Обсуждайте прочитанную книгу среди членов своей семьи. 
5. Рассказывайте ребёнку об авторе прочитанной книги. 
6. Если вы читаете ребёнку книгу, старайтесь прервать чтение на самом интересном месте. 
7. Вспоминая с ребёнком содержание ранее прочитанного, намеренно его искажайте, чтобы
 проверить, как он запомнил ранее прочитанный текст. 
8. Рекомендуйте ребёнку книги своего детства, 
делитесь своими детскими впечатлениями от чтения той или иной книги, сопоставляйте ваши и его впечатления.
 
9. Устраивайте дома дискуссии по прочитанным книгам. 
10. Покупайте, по возможности, книги полюбившихся ребёнку авторов, оформляйте его личную библиотеку. 
11. Воспитывайте бережное отношение к книге, демонстрируя реликвии своей семьи. 
12. Дарите своему ребёнку хорошие книги с дарственной надписью, добрыми и тёплыми пожеланиями. 
Спустя годы это станет счастливым напоминанием о родном доме, его традициях, дорогих и близких людях

Как быстро выучить таблицу умножения (быстрый способ)

День первый.
Как же поступить? Бывалые родители для начала советуют написать таблицу на альбомном листе – не распечатать с компьютера, а именно написать! Желательно как можно ярче, фломастерами или гелевыми ручками. Пусть ваш первоклассник в этот момент находится рядом с вами, активно участвует в творческом процессе – может, к примеру, сделать для таблицы красивую рамочку. Побольше говорите с ребенком, подбадривайте его: «У тебя все обязательно получится, ты же у меня такой умница! Теперь ты совсем взрослый, поэтому должен выучить таблицу умножения!»

На этой таблице можно специальными маркерами-текстовыделителями отмечать те примеры, ответы на которые ребенок уже знает. Тогда материал будет усваиваться более легко.
Теперь на отдельном листочке можно написать примеры умножения на 1 – сначала без ответов. Начните решать примеры – и ваш школьник очень быстро подхватит и самостоятельно впишет остальные ответы.
Зачеркните маркером известные примеры, порадуйтесь вместе, что учить осталось не так уж много.
Теперь можно вспомнить, что 2*1=1*2=2. И написать столбик наоборот.
2*1=2
3*1=3 и т. д.
В большой таблице зачеркните и эти примеры.

Как ребенку выучить таблицу умножения

Затем можно сразу перейти к примерам умножения на 10. Объясните своему чаду, что это так же легко, как на 1, просто к числу нужно приписать нолик. Закрепите результат. Поспрашивайте ребенка вразброс.
Следующий шаг – таблица умножения на 2. С этой задачей дети, у которых нет проблем со сложением, обычно тоже легко справляются. Умножить число на 2 – это значит прибавить к числу такое же число. Можно потренироваться с помощью конфет: «У тебя есть 1 друг – всего вас двое. Сколько всего тебе понадобится конфет, чтобы ты мог две отдать другу, а 2 оставить себе.

А если вас будет трое? Четверо?»
Теперь перейдем к примерам посложнее. Умножение на 9. Для этого необходимо умножить число на 10 и вычесть из него это же число.
2*9=2*10 – 2=18
3*9=3*10-3=27
И так далее.

Закрепив результат, можно переходить к умножению на 4. Это значит умножить число на 2 и полученный результат еще раз умножить на 2.
Обязательно правильно распределяйте нагрузку. Каким бы способным ни был ваш малыш, за один день выучить всю таблицу невозможно. Но за неделю это вполне реально.
Итак, в первый день занятий математикой достаточно.

День второй.
Начните занятие с повторения пройденного. Обязательно хвалите сына или дочку, «удивляйтесь» его (ее) успехам.

Теперь настало время заняться цифрой 5. Обратите внимание ребенка на то, что результат всегда заканчивается на 5 или 0. Если число четное, то ответ заканчивается на 0, если нечетное, то на 5. Напишите столбик примеров.
5*1=5               5*6=30      
5*2=10             5*7=35
5*3=15             5*8=40
5*4=20             5*9=45
5*5=25             5*10=50
Начиная с примера 5*2, на месте первой цифры в ответе ставим по две 1, 2, 3, 4.
И тоже все закрепляем, доводим до автоматизма.

День третий.
Настало время разобраться с умножением на 3 и 6.
Можно попробовать использовать конфеты, как с умножением на 2. Только не позволяйте своему любимцу вместо обучения без остановки хрумкать карамельки.
Сложно? Заготовьте карточки: на одной стороне пример, на другой – ответ. Ребенок берет карточку, если отвечает правильно, оставляет ее себе. Если неправильно, карточку забираете вы.

В игровой форме выучить что-либо гораздо проще. Аналогичным образом можно постепенно одолеть умножение на 6, 7 и 8.