Для педагогов

Рахматуллина Светлана Викторовна

Предварительный просмотр:

Семинар – практикум

«Развитие коммуникативной компетентности педагога в общении с родителями»

Цель:

Повышение коммуникативной компетентности педагога в общении с родителями

Задачи:

  • осознание педагогами собственных достижений и проблем в общении с родителями;
  • помощь в овладении диагностическими методиками для выявления уровня коммуникативных умений самого воспитателя;
  • развитие способности педагога адекватно, безоценочно, с позиции партнера воспринимать родителей воспитанников;
  • формирование умений моделировать стратегию общения с родителями с позиции диалога.

План семинара:

  1. Проведение участниками практикума диагностики какого – либо коммуникативного умения, что способствует осознанности мотивов дальнейшей работы (тест «Молодого воспитателя», тест «Опытного воспитателя», тест по В.Ф.Ряховскому)
  2. Упражнения на овладение практическими элементами педагогической компетентности в ситуации общения с родителями.
  3. Рефлексия занятия в различной форме.

В последние годы практически в каждом отечественном нормативно – правовом или методическом документе активно декларируется необходимость тесного сотрудничества общественного образования с семьей, психолого – педагогического просвещения родителей.

        В условиях роста научного знания в области педагогики и психологии значительно повысились требования к воспитанию и обучению подрастающего поколения. В связи с обогащением науки новыми знаниями о развитии ребенка, о роли семьи в его личностном становлении, о феномене родительства и психологии его формирования и сопровождения проблема повышения психолого – педагогической культуры приобрела новое звучание и потребовала более глубокой комплексной разработки.

        Еще одним доказательством актуальности рассматриваемой проблемы является кризис современной семьи: обесценивание таких выверенных веками понятий, как любовь, брак, семья; падение ценности родительства по сравнению с другими сферами деятельности и статусами индивида; уменьшение количества заключаемых браков и всплеск внебрачной рождаемости; преобладание малодетных семей; распространение альтернативных семей (материнская семья, сожительство, семья с раздельным проживанием супругов и т.д.)

        Все это привело к падению социального престижа семьи и родительства.

                                

Пути выхода из сложившейся ситуации:

  • содействие восстановлению в общественном сознании традиционной ценности брака, престижа материнства и отцовства;
  • возрождение отечественных культурно – исторических традиций.

        Дошкольное учреждение при условии грамотного построения  работы обладает уникальной возможностью постоянного общения с семьей, взаимодействия с родителями. Поэтому важно, чтобы рядом оказался грамотный педагог, на компетентную помощь которого могла рассчитывать семья.

        Большинство педагогов считает работу с семьей самой сложной в своей  педагогической деятельности.

Оценивая современных родителей, выделяют три категории: равнодушные (стремящиеся быстро передать ребенка воспитателю утром и также забрать вечером), конфликтные (постоянно находящие повод для выяснения отношений, предъявления претензий) и открытые для взаимодействия.

Многие педагоги во взаимодействии с родителями видят прежде всего преодоление собственных трудностей в работе с ребенком, поэтому общение с родителями сводится к жалобам на то, как плохо ведет себя ребенок  на занятиях, как сложно ему дается тот или иной материал.

Такая позиция вызывает негативное отношение родителей к педагогу; возможность дальнейшего сотрудничества, как и компетентность воспитателя, вызывает у них недоверие. Поэтому педагогу важно вовремя осознать собственные ошибки и трудности, направить усилия на доверительное, безоценочное взаимодействие с семьей, основанное на осознании единой цели – всестороннего развития ребенка.

Упражнение 1

Цель: развитие безоценочного восприятия партнера по общению.

Диагностика:

 оценка уровня коммуникабельности педагога с родителями (на основе методики оценки уровня общительности педагога по В.Ф. Ряховскому) (см. О.Л. Зверева «Общение педагога с родителями в ДОУ», С. 58 – 59)

Инструкция:

Вашему вниманию предлагаются несколько простых вопросов. Отвечайте быстро, однозначно «да», «нет», «иногда»

  1. Вам предстоит ординарная беседа с одним из родителей. Выбивает ли Вас ее ожидание из колеи?
  2. Вызывает ли у Вас смятение и неудовольствие поручение выступить с докладом, информацией перед родителями?
  3. Не откладываете  ли вы неприятную беседу о сложном ребенке с его родителями до последнего момента?
  4. Считаете ли вы, что не следует лично беседовать с родителями об особенностях воспитания в семье, а лучше провести анкетирование, письменный опрос?
  5. Вам предлагают подготовить общее родительское собрание для родителей дошкольного учреждения. Приложите ли вы максимум усилий, чтобы избежать этого поручения?
  6. Любите ли вы делиться своими переживаниями от общения с родителями с коллегами, руководством?
  7. Убеждены ли вы, что общаться с родителями гораздо сложнее, чем с детьми?
  8. Раздражаетесь ли вы, если один из родителей ваших воспитанников постоянно задает вам вопросы?
  9. Верите ли вы, что существует проблема «воспитателей и родителей» и что они разговаривают  на «разных языках»?
  10. Постесняетесь ли вы напомнить родителям об обещании, которое они забыли выполнить?
  11. Вызывает ли у вас досаду просьба кого – либо из родителей помочь разобраться в том или ином сложном воспитательном вопросе?
  12. Услышав высказывание явно ошибочной точки зрения по вопросу воспитания, предпочтете ли вы промолчать и не вступать в спор?
  13. Боитесь ли вы участвовать в разборе конфликтных ситуаций между педагогами и родителями?
  14. У вас есть собственные, сугубо индивидуальные критерии оценки семейного воспитания и других мнений на этот счет вы не приемлете?
  15. Считаете ли вы, что воспитывать необходимо и родителей, а не только детей?
  16. Проще ли вам подготовить информацию для родителей в письменном виде, чем провести устную консультацию?

Оценка ответов: «да» - 2 очка; «иногда» - 1 очко; «нет» - о очков.

Полученные очки суммируются и определяется, к какой категории относится испытуемый.

Тест «молодого» воспитателя ДОУ

        Из приведенных пословиц и поговорок выберете те, которые в наибольшей степени отражают особенности вашей жизни в качестве молодого специалиста:

  1. Поступление в детский сад:

А) Не ищи зайца в бору: на опушке сидит

Б) Ехал к вам, да заехал к нам.

В) Попался, как ворона в суп.

  1. Посвящение в должность воспитателя:

А) Посла не секут, не рубят, а только жалуют.

Б) Летать летаю, а сесть не дают.

В) Напишешь пером, что не вывезешь волом.

  1. Первый самостоятельный опыт работы:

А) Прежде веку не помрешь

Б) Его пошли, да и сам за ним иди.

В) Как ступил, так и по уши в воду.

  1. Отношение к наставничеству более опытных педагогов:

А) Наука учит только умного.

Б) Болящий ожидает здравия даже до смерти.

В) Кабы знать, где упасть, так и соломки бы подослал.

  1. Проведение занятий с детьми:

А) Не бьет стрела татарина.

Б) Учи других – и сам поймешь.

В) Ехала кума неведомо куда.

6 Проведение режимных моментов:

А) День в день, топор в пень.

Б) Жив, жив Курилка...

В) Что ни хвать, то ерш да еж.

7. Родительские собрания:

А) Не трудно сделать, да трудно задумать.

Б) Первый блин комом.

В) Жаловался всем, да никто не слушает.

8. Участие в педагогических советах ДОУ:

А) Живет и эта песня для почину.

Б) Стрелял в воробья, а попал в журавля.

В) Фасон дороже приклада.

9 Конец учебного года:

А) Не то дорого, что красного золота, а то дорого, что доброго мастерства.

Б) За ученого (битого) двух неученых (небитых) дают.

В) Вечер плач, а заутре радость.

Тест «опытного» воспитателя

Отметьте, какие из пословиц русского народа, на ваш взгляд, в наибольшей степени соответствуют представлениям о вашей деятельности:

  1. Воспитатель детского сада – это…

А) Добрая лошадка все свезет.

Б) Без матки пчелки – пропащие детки.

В) Под трубами повиты, под шеломом взлелеяны, концом копия вскормлены.

  1. Педагогический коллектив – это…

А) В мире, что в море.

Б) У одной овечки да семь пастухов.

В) Склеенная посуда два века живет.

  1. Обучать детей – значит…

А) Что посеешь – то и пожнешь.

Б) Была бы нитка, дойдем и до клубка.

В) В дорогу идти – пятеры лапти сплести.

  1. Воспитывать детей – значит…

А) Служил семь лет, выслужил семь реп, да и тех нет.

Б) Перемелется – все мука будет.

В) Наказом воевода крепок.

  1. Развивать детей – значит…

А) Сей день не без завтра.

Б) Высоко летаешь, да низко садишься.

В) Палка о двух концах.

  1. Работа с родителями – это…

А)  Бумаг некупленная, письмо домашнее.

Б) В добрый час молвить, в худой -  промолчать.

В) По способу пешего хожденья.

Упражнение 2

«Самый трудный родитель, самый приятный родитель»

Цель упражнения: осознание эмоционального восприятия родителей воспитанников.

Процедура выполнения

Воспитателям предлагается в группах по 3 – 4 человека создать обобщенный портрет родителя, общение с которым вызывает у них  отрицательные чувства. Портрет может быть выполнен разными техниками.

        Затем создать портрет того родителя, общение с которым всегда вызывает положительные эмоции.

Анализ упражнения

1. Какие эмоции Вы испытывали, создавая портрет родителя, с которым Вам неприятно вступать в контакт? Какие качества Вы отразили в этом портрете? Были ли у вас в практике такие родители?

  1. Что Вы чувствовали при создании этого портрета? Есть ли в Вашей группе такие родители?
  2. Как Вы считаете, нужно ли искать пути контактов с теми родителями, которые Вам неприятны?

Упражнение 3

«Осознание удовлетворенности в общении с родителями»

Цель упражнения: выяснение удовлетворенности воспитателей общением с родителями воспитанников и ее причин.

Процедура выполнения

Педагоги представляют идеального родителя, с которым было бы легко и приятно общаться. Затем выделяют и пишут в столбик 5 наиболее важных качеств, которыми должен обладать такой родитель.

        После этого в воображении необходимо воссоздать образ одного из реальных родителей, с которым общение выстраивается наиболее легко.

        Приняв условно выраженность каждого из пяти качеств за 100 %, нужно оценить в процентах степень выраженности каждого свойства у этого родителя. Полученные условные проценты записываются слева, напротив каждого качества идеального родителя.

        Затем педагог воссоздает в воображении образ того родителя, общение с которым наименее приятно, и проводит аналогичным образом оценку его качеств, записав их справа.

Качества реального родителя, с которым приятно общаться

Качества идеального родителя( 100 %)

Качества родителя, общение с которым наименее приятно

воспитанный

образованный

интеллигентный

доброжелательный

порядочный

Например: 100  + 100 + 100 + 100 + 100 / 5 = 100 %

        20 + 30 + 20 + 40 + 30 / 5 = 28 %

        100 – 28 = 72 %

Далее воспитателям предлагается сложить все процентные данные по родителю, который нравится больше других, разделить их на 5, тем самым получив условный средний процент удовлетворенности родителем, общение с которым наиболее приятно.

        То же самое следует сделать в отношении родителя, который нравится наименее.

        Педагоги сравнивают средние проценты, находят разницу между ними.

Чем выше полученная разность, тем в большей степени педагогу свойственно создавать некоторую идеальную модель и «подгонять» под  нее конкретных родителей. Эта установка выражена, если получаемая разница выше 40 %.

Анализ упражнения

  1. Зависит ли Ваше общение с родителями от того, как Вы  воспринимаете их?
  2. Проще ли Вам общаться с родителями, обладающими  качествами, которые Вы цените в людях?
  3. Можно ли, по Вашему мнению, изменить ситуацию?

Рекомендации:

  • принять чужое мнение как свое собственное, попытаться усвоить его логику и исходные основания, на которых оно строится;
  • вычленить положительные моменты чужого мнения, осознать несоответствие их собственным взглядам;
  • скорректировать свое мнение, утверждая его сильные стороны;
  • найти общее в своем и чужом мнении, признать невозможность своего соглашения с некоторыми позициями другого человека;
  • попытаться все высказать оппоненту, сделав акценты на том, в чем вы с ним согласны и в чем не согласны;
  • попросить оппонента более весомыми доводами переубедить вас;
  • попробовать, используя доказательства и факты, переубедить оппонента;
  • если ни то, ни другое не удается, признать право на существование некоторых положений чужого мнения, с которым вы не смогли согласиться, отказаться от внутреннего, а значит и внешнего сопротивления.

2 способ:

  • нужно сдержать свои отрицательные эмоции, снять раздражение за счет осознания положительных качеств и черт родителя;
  • реагировать не на сами действия и поступки, которые раздражают, а на мотивы, побуждающие родителя так действовать: осознание мотивов помогает снять раздражение;
  • на этой основе нужно принять родителя таким, каковым он является;
  • попытаться изменить отношение к нему или попробовать воздействовать на мотивацию родителя с целью изменения ее.

Педагогу в работе с семьей и в психолого – педагогическом просвещении родителей важно выстроить систему, в которой обе стороны взаимодействия (детский сад и семья) становятся равноправными, равноценными и автономными партнерами в обеспечении всестороннего развития ребенка. Это достаточно сложно, поскольку воспитатель в ситуации взаимодействия должен выступать в двух ролях: как «официальное лицо» - представитель образовательного учреждения и как доверительный собеседник, с которым можно поделиться, не опасаясь осуждения.

Грамотно построенное взаимодействие воспитателей и семьи сопряжено с повышением культуры общения каждой сторон.

        Развитие коммуникативной культуры – непременное условие эффективности взаимодействия педагога с родителями, поскольку низкий уровень коммуникативности, а также отсутствие у воспитателей способности к эмпатии, рефлексии и самоконтролю – основные механизмы, сдерживающие развитие ориентации на качественное взаимодействие с семьей.

        В этом плане результативны тренинги общения, нацеленные на формирование у воспитателей основ педагогической толерантности, включающей указанные выше компоненты: способность к самоконтролю, эмпатии, рефлексии, общению.

 

Рефлексия занятия

Воспитателям предлагается выбрать из нескольких лежащих перед ними цветных карточек сначала ту, которая соответствовала моменту их прихода на занятие, а затем – окончанию занятия.

ОПРОСНЫЙ ЛИСТ

Ценности вашей семьи

Мы знаем, что каждая семья – это целый мир: своя культура, традиции, приоритеты в воспитании и развитии детей.

        Мы хотим, чтобы наши усилия, направленные на работу с детьми, были взаимно приемлемыми, дополняющими друг друга.

        Пожалуйста, определите степень значимости для вас и вашей семьи таких качеств, как:

ум

совесть

оптимизм

здоровье

материальный достаток

честь

воспитанность

образованность

интеллигентность

доброта

послушание

порядочность

верность

 целеустремленность

самостоятельность

веселость умение находить выход в любой ситуации

умение подчиняться

ответственность

умение управлять людьми и обстоятельствами

находчивость

        Пожалуйста, прочитайте и продолжите фразы:

  1. В моей семье было важно…
  2. Если дети в моей семье капризничали, то родители…
  3. В моей семье было запрещено…
  4. Свободное время в моей семье посвящалось…

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

3

6

9

1

8

5

4

7

8

2

6

4

6

7

6

8

7

8

5

8

8

На 1 месте – здоровье

На 2 – доброта

На 3 – ум

На 4 – воспитанность, порядочность

На 5 – честь, ответственность

На 6 – совесть, послушание, верность, самостоятельность

На 7 – образованность, целеустремленность, умение находить выход из любой ситуации

На 8 – материальный достаток, интеллигентность, веселость, умение подчиняться, умение управлять людьми и обстоятельствами, находчивость

На 9 месте - оптимизм



Предварительный просмотр:

«Зарядка вместе с мамой»

Игры

«Приседаем вместе»

Взявшись за руки, начинаете приседать, а затем представьте себя танцорами: приседая, выставляйте ногу вперед с упором на пятку.

«Настоящий акробат»

Сидя на мягкой подстилке, сгибать ноги, обхватывая их руками. Затем перекатываться на спину и возвращаться в исходное положение. Мама страхует ребенка, держа его за затылок.

«Авиапарад»

Пускать вместе бумажные самолетики.

«Играем в мяч»

Мама и малыш сидят друг против друга, широко расставив ноги, и катают мяч. Освоив этот вариант, можно перейти к более сложному: у каждого по мячу, мама и ребенок катают их друг другу, стараясь, чтобы мячи не сталкивались. Нужно следить за тем, чтобы ребенок держал ноги прямыми.

Общеразвивающие упражнения

Упражнения для рук и плечевого пояса

  • Поднимать руки:

- вверх, вперед, в стороны;

- поднимаясь на носки (из положения стоя, пятки вместе, носки врозь);

- отставляя ногу назад на носок;

- из положения руки к плечам.

  • Поднимать и опускать плечи.
  • Выполнять круговые движения согнутыми в локтях руками (кисти у плеч).
  • Отводить рывками локти назад (2-3 раза).
  • Вращать кистями рук.

Упражнения для ног

  • Выставлять ногу на носок.
  • Приседать, держа руки за голову.
  • Выполнять выпад вперед, в сторону.
  • Свободно размахивать ногой вперед - назад, держась за опору.

Упражнения для туловища

  • Опускать и поворачивать голову в стороны.
  • Поворачивать туловище в стороны, поднимая руки вверх.
  • Наклоняться вперед, поднимая руки вверх.
  • Поворачивать туловище в стороны из положения руки к плечам.
  • Наклоняться вперед, вытянув руки в стороны.
  • В упоре сидя поднимать ноги, оттянув носки.

Зарядка для профилактики плоскостопия

  • Размять стопы ребенка, чтобы подготовить его мышцы к занятию.
  • Предложить ребенку встать и поочередно поднимать пятки, не отрывая носки от пола.
  • Поставив носки вместе, а пятки врозь и слегка приседать.
  • Выполнять полуприседания, стоя на носках (пятки сдвинуты вместе).
  • Предложить ребенку постараться захватить всеми пальцами ног игрушку или ленточку, лежащие на полу.
  • Сделать по 10 шагов: на носочках, на пяточках, на наружной и внутренней стороне стопы.
  •  Сесть на пол и выпрямить ноги в коленях, сгибать и разгибать стопы.



Предварительный просмотр:

Путешествие к бабушке

Программное содержание: Продолжать учить ходить по ограниченной площади опоры, сохраняя устойчивое равновесие; упражнять в прокатывании мяча друг другу, энергично его отталкивая; в подпрыгивании на месте, приземляясь на полусогнутые ноги. Продолжать совершенствовать двигательные умения и навыки детей. Упражнять в ходьбе и беге, координируя движения рук и ног. Формировать правильную осанку, предупреждать плоскостопие. Развивать ловкость, быстроту, умение ориентироваться в пространстве зала. Закреплять знания детей о домашних животных и птицах, живущих в деревне. Воспитывать желание заниматься физкультурой, самостоятельность, дисциплинированность.

Оборудование: круговая веревка, мячи и обручи на ½ группы детей, маска-шапочка наседки.

 –   Сегодня мы поедем в гости к бабушке в деревню.

Перестроение в колонну по одному поворотом направо.

Ходьба в колонне по одному.

Ходьба на носках, руки на пояс.

Ходьба на пятках, руки за спиной.

Ходьба, бег в колонне по одному.

Ходьба с высоким подниманием колен – «Поехали на лошадке».

Построение в круг.

ОРУ «Кто живет у бабушки?»

1. Курочки машут крыльями. И.п.: ноги на ширине ступни, руки опущены. 1 – поднять руки вверх, 2 – и.п., 3-4 то же. 4-5 раз.

2. Гуси шипят: ноги на ширине плеч, руки на поясе. 1 – наклон вперед, локти отвести назад, 2 – и.п., 3-4 то же. 4-5 раз

3. Котятки потягиваются. И.п.: стоя на четвереньках. 1 – округлить спинку, 2 – прогнуть спинку, и.п., 3-4 то же. 4-5 раз.

4. Щенки играют. И.п.: лежа на спине. 1,2,3,4 – быстро двигать руками и ногами.

5. Цыплята прыгают. Прыжки в чередовании с ходьбой на месте.

Перестроение в колонну по одному.

Основные виды движений: «Поможем бабушке собрать урожай»

1. «Идем по огороду» – ходьба по извилистой дорожке (ширина 20 см, длина 3 м).

2. «Собираем арбузы» – прокатывание мяча двумя руками друг другу (расстояние 1,5 м).

3. «Собираем груши» – прыжки на всей ступне с подниманием на носки.

Подвижная игра «Наседка и цыплята».

Игровое упражнение «Курочка».

Подведение итогов занятия



Предварительный просмотр:

Конспект открытого  занятия по физической культуре для средней группы.

Тема:  Путешествие по цирку.

Конспект занятия по физической культуре для средней группы.

Тема:  Нестандартное оборудование на занятиях физической культуры.

Задачи: 1. Упражняться в ползании.

                    2. Развивать ловкость координацию движений.

Инвентарь и оборудование: пластиковые бутылки, Веники или метлы, воздушные шарики, обручи с лентами.

Путешествие по цирку.

Дети отправляются в цирк.

  1. Построение, сообщение задач занятия.
  2. «У морских котиков» ( упражнения с пластиковыми бутылками)

А) Ходьба и бег, с предметами зажатыми между коленей.

Б) Лежа на  животе, вытягиваем руки вперед (предмет на спине или в руках), приподнимам одновременно руки и ноги. Вариант: можно выполнять хлопки руками.

В) Лежа на боку поднимать ноги в сторону.(предмет зажат между ног)

Г) Лежа на полу, крутится вокруг себя (предмет между ног или в выпрямленных вверх руках)

Д) Прыжки на двух, руками похлопывая себя по бокам (предмет зажат коленями)

Е) Сидя на коленях потянуться вперед, руки с предметом вперед.

  1. « Лошадки» Улошадок длинные, красивые хвосты. Давайте с вами поскачим как лошадки. Как они бегают и машут своими хвостиками? Бег с метлой между ног.
  2. « На арене цирка львы и тиры»

               

Львы и тигры проползают в горящие

                                           обручи.  

  1. «Обезьянки»

На арену цирка выходят дресерованные обезьянки.

Тенесная сетка разделяет зал на две части. Дети становятся маленькими обезьянками, которые перебрасываются кокосами. У кого на площадке меньше кокосов после свистка тот и выиграл. (роль кокосов выполняют воздушные шарики)

  1. « В гостях у уточек» (Комплекс упражнений для стоп)

    7. На этом наше путешествие заканчивается. До новых встреч.