Мои публикации

Бердовщикова Людмила Ивановна

Предварительный просмотр:

                                                             « Я знаю, с сотворения земли

                                                                           Наверно, не бывает по-другому.

                                                                           Куда бы нас мечты не завели,

                                                                           Дорога приведет к родному дому»

          Современному обществу нужны патриоты, интеллектуально и духовно развитые люди, любящие свою Родину, почитающие традиции своих дедов и прадедов, способных в

любую минуту  на самопожертвование во имя спасения жизни других людей, свято верящих в свое государство.

      Переход российской экономики на рыночные отношения сопровождался  пересмотром духовно-нравственных ценностей. В общественном сознании стали  видоизменяться такие ценности как  отечество, долг, честь, самоотверженность. Через  СМИ и другие средства информации показываются далеко не лучшие образцы культуры, насаждаются «западные ценности» культ насилия, жестокости, вседозволенности. У молодого поколения  появляется равнодушие к своей Родине, растет ненависть к согражданам, проживающим в национальных республиках. Разворачивают свою деятельность националистические организации, стремящиеся оказывать влияние на молодежь.

    В этих условиях патриотическое воспитание подрастающего поколения выходит на первый план.

    Патриотическое воспитание в любом обществе стоится на базовых ценностях народа и  служит интересам государства. Патриотизм всегда несёт  идею, направленную на укрепление государства. Еще в Древней Руси патриотический дух  народа наполнялся словами «За святую Русь», защитники Российской империи шли в бой «за Веру, Царя и Отечество», советский патриотизм можно было выразить словами песни «Прежде думай о Родине, а потом о себе».

    Наша страна огромна и в любом  её уголке живут люди, которые пишут историю своего города, села, школы. Патриотизм  начинается с привязанности человека к родному дому, к друзьям, к своей «малой родине».

    Первым шагом к воспитанию патриотизма может стать краеведение, т.к. оно рассказывает о людях живущих или живших рядом с тобой в одном  городе, поселке, деревне, на одной улице или в одном доме. Знать историю этих людей, гордиться ими, вот главная задача нашего школьного краеведческого  музея.

   Создан наш музей  недавно, но учителя давно используют собранные в нем ресурсы.

   Нам есть,  кем гордиться. Много места  в музее занимает работа над темой «Основатели нашего города».  Одна из экспозиций посвящена семье купцов Барановых,  основоположниках  текстильного производства  в Александровском уезде Владимирской губернии в 19-20в.в.

    Ну, как  можно не уважать за пытливый ум и стремление улучшить свое производство

Ивана Фёдоровича Баранова. Не имея специального образования,- только путем многочисленных  экспериментов, он смог получить красящее вещество ( крап) из отечественного сырья- растения марены, которое растет в степях Прикаспия. Разработал он и очень простой способ закрепления красителей на ткани с помощью пшеничных отрубей, нашел, опытным путем, средство от самовозгорания ткани.

   Выставлял Иван Федорович свои кумачи на выставке  в Петербурге и получил право  ставить на  ярлыках  государственный герб.

    Особых успехов в текстильном деле достиг Асаф Иванович Баронов, который после смерти отца приступил к строительству своей фабрики близь деревни Струнино Александровского уезда. Новая фабрика была снабжена самым современным оборудованием. Барановские ситцы пользовались спросом по всей России. Выставлялись образцы ситцев и на выставках за рубежом. В 1889 году ткани  Асафа  Баранова были удостоены  высшей награды «Гран-При» на Всемирной выставке в Париже.

     Как и многие великие предприниматели 19 века, такие как Третьяковы, Рябушинские, Морозовы, Барановы были благотворителями и меценатами. Они умели с умом распоряжаться своими накопленными богатствами. При участии Барановых в Струнино были открыты: театр,  читальня, школа, больница, церковь. Известен случай материальной помощи Асафом  Барановым больному другу семьи Чеховых. Чего не умеют делать сегодняшние олигархи, которые вывозят  полученные в России деньги за границу, прогуливают их на международных курортах или покупают  иностранные футбольные команды.

     Славные традиции Барановских ситцев  были продолжены и после  Октябрьской революции.

      Можно ли оставить без внимания  историю создания  памятного платка по случаю смерти в 1924 году В.И.Ленина и не рассказать детям, при обзорной экскурсии, о создателе  платка - Демкове  Николае Семеновиче. Этот платок, по инициативе    Крупской Н.К., был вручен каждому участнику  съезда учителей, состоявшегося в январе

1925 года.

      Рядом с нами  жили и трудились  на комбинате художники, которые за один 1957  год

разработали  120 рисунков  для ткани – 58 из них были выставлены  в 1958 году на ВДНХ, это Анатолий Смирнов, Анатолий  Истомин, Анастасия Куприянова, Юрий  Кокурин. За эти разработки Струнинский хлопчатобумажный комбинат был удостоен  Диплома  третьей степени.

    И хотя, в так называемые  нулевые годы 20 века,  комбинат прекратил свое существование,  рядом есть живые люди, которые отдали свои силы, свой труд процветанию градообразующего предприятия. Встреча с ними, живое общение, воспоминания  о трудовых буднях, будит в молодых сердцах любовь к своему краю, чувство гордости за земляков.

      Выполняя   поисковые  задания, учащиеся знакомятся с новыми людьми, узнают   новые неизвестные  факты о  жителях  нашего города. Так работая над проектом «Их именами названы улицы города»,  члены музея  решили выяснить, почему одна из улиц названа  именем братьев Колесниковых. Кто они? В результате  проведенной работы было установлено, что так  она названа в честь братьев-летчиков Александра и Иавна Колесниковых, воевавших в небе на Курской Дуге и погибших на фронте при освобождении Украины и Румынии. Узнали, что жива еще сестра братьев - Каверина Анастасия Ивановна. Члены музея посетили ее и услышали интересный рассказ о детстве и юности героев-земляков, что сохранился дом, где они жили, но самое главное, что братья  учились в нашей школе. Это открытие вдохновило ребят познакомить учащихся школы с историей своего поиска. Была подготовлена презентация и на одном  из уроков Мужества, посвященного  Дню Победы, состоялся показ данного материала. После рассказа о братьях Колесниковых члены музея организовали  беседу, где выяснили, что многие ребята проходят по этой улице, живут на  соседней улице, но ничего не знают об истории  названия.

      Подробности жизни героев-земляков вызвали уважение к людям старшего поколения, и когда во время шествия 9 Мая учащиеся на митинге увидели Анастасию Ивановну, то все цветы, которые они принесли в этот день на возложение, ребята  отдали ей, тем самым,  выразив свое восхищение подвигом  ее братьев.

      Так рождается понимание  причастности наших земляков к историческим событиям, описанным в учебниках.

      Через целенаправленную краеведческую работу идет осмысление, что они придут на смену старшему поколению и тоже станут частью истории.

      Правильно поставленная цель и задачи краеведческой работы помогают выбрать оптимальные методы и формы организации  патриотического воспитания школьников.

Музей становится организатором конкурсов рисунков, песен, стихов, сочинений. Ведет поисково- исследовательскую работу. Проводит акции, посвященные памятным датам, проводит уроки Мужества, разрабатывает краеведческие проекты.

      Основными методами работы музея  являются беседы, лекции, конференции, презентации, экскурсии, встречи с живыми участниками событий.

      Учащиеся, прошедшие через работу музея составят то ядро, которое будет формировать будущее нашего  государства.

   

             Управление  образования  Александровского  района

      Муниципальное  бюджетное  образовательное  учреждение

      Средняя общеобразовательная школа №10 города Струнино.

Тема: «Краеведение как основа патриотического воспитания»

                                                       

                                                     

                                                        Автор:   Бердовщикова

                                                                   Людмила  Ивановна -

                                                                   учитель истории и обществознания

                                                                   первая квалификационная категория

                                       Струнино 2014 год.