Открытые уроки

Собственные разработки и заимствованные на просторах интернета

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_1.docx19.86 КБ
Файл otkrytyy_urok2.docx22.88 КБ
Файл otkrytyy_urok_3.docx22.27 КБ
Файл otkrytyy_urok_4.docx74.88 КБ
Файл otkrytyy_urok_5.docx18.35 КБ
Файл otkrytyy_urok_6.docx28.2 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНО УЧРЕЖДЕНИЕ

«ЩЕТИНОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

ОРЕХОВО_ЗУЕВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА

ПО ЛИТЕРАТУРЕ В 7 КЛАССЕ

«Сложность взаимоотношений между детьми и взрослыми в рассказе «ЦИФРЫ»

Учитель русского языка и литературы

Белова Елена Владимировна

08 февраля 2018 год

Сложность взаимоотношений между детьми и взрослыми, авторское решение этой проблемы в Рассказе «ЦИФРЫ»

Цели:  познакомить учащихся с детством писателя, подчеркнуть влияние природы и общения с крестьянами на становление личности писателя, определить темы творчества; ознакомить с содержание рассказа «Цифры», его проблематикой; формировать умение оценивать героев по их поступкам определять отношение рассказчика к героям и событиям; выяснить, как выражается позиция героя-повествователя в тексте от первого лица; развивать логическое мышление, связную речь, умение выделять главное и второстепенное; воспитывать уважительное отношение к старшим, стремление к взаимопониманию, доброту и отзывчивость.

Оборудование: портрет И.А.Бунина; электронная презентация.

Тип урока: урок «открытия» новых знаний.

Методические приемы: аналитическая беседа, работа с текстом, выразительное чтение, презентация.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Актуализация опорных знаний учащихся на основе домашнего задания

Прослушивание выразительного чтения (2-3 чел.) стихотворений Бунина о природе.

III. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности.

Учитель: «Ребята! Мы только что изучили произведение Л.Н.Толстого «Детство». И мы наблюдали с вами, как сложен мир ребенка, как непросто порой складываются отношения между ребенком и взрослым из-за взаимного непонимания, и как помогают справиться с трудностями взаимоотношений любовь и доброта.

-Что означает слово «конфликт»?

-Что вы чувствуете, когда находитесь с кем-нибудь в конфликте?

-Что нужно для конфликта?

-Что происходит, когда конфликт развивается неправильно или подавляется?

Обратимся к рассказу И.Бунина и разберем конфликтную ситуацию этого рассказа.

IV. Работа над темой урока.

А) Слово учителя об И.А.Бунине с использованием электронной презентации.

Б) Чтение рассказа учениками вслух, с остановками и комментированием учениками по вопросам учителя.

ВБеседа с элементами анализа и записью литературоведческих понятий.

- Почему рассказ называется «Цифры»? (Ребенок мечтает научиться писать цифры, просит дядю научить его, дядя отказывает, из этого получился конфликт).

- Чем необычен этот рассказ? (Повествование ведется от первого лица – героя-повествователя).

- К кому все время обращается герой-рассказчик (дядя)? (К своему племяннику, которого он так обидел своим отказом).

- Почему автор построил свое повествование по схеме «Я (дядя) – ты (мальчик)»? (Важно показать, что творится в душе взрослого и ребенка).

- Каким терминов в литературе называется углубленное изображение душевных переживаний? (Психологизм).

- О чем этот рассказ? (О ссоре, о конфликте).

- Мы становимся свидетелями чьего-то объяснения. Вам что-то хочет объяснить взрослый человек. С чего же началось то, что и через годы не дает покоя этому безымянному взрослому дядюшке? (С просьбы ребенка научить его рисовать цифры и отказа взрослого в помощи ребенку).

- Почему свой поступок дядя оценивает спустя годы как «великий грех»? (грешно отмахиваться от детей, мальчик стремился познать мир, а его лишили этой радости).

- Прочитайте, что сказано о ссоре в 1 главе. Какие чувства испытывает герой к мальчику? Подтвердите свою мысль цитатой из текста.

Прочитайте описание того, как плачет мальчик и как взрослые реагируют на его плач. Как автор передает чувства ребенка и взрослых? (Ребенок страдает от несправедливости и одиночества, а взрослые тоже страдают, но считают, что уступка ребенку будет баловать его, поэтому они единодушны в своей неуступчивости ребенку- Ребята ищут в тексте доказательства этой мысли).

- В чем проявился внешний конфликт? А внутренний? Подтвердите цитатой из текста.

– Зачитайте диалог во время ссоры.

– Какая мысль пришла дяде? («Сердце говорило мне, что я совершаю в эту минуту великий грех…»)

Пообещать – и не сделать. Что может быть хуже?! Утреннее нетерпение превращалось в дерзость («Сам перестань!», в откровенную месть за несбывшиеся ожидание радости и счастья, месть всем: маме, бабушке, дяде.)

– Во что вылилась эта месть? (Крики, прыжки, в откровенное издевательство: «Покажешь? Непременно покажешь. «Ты крикнул снова… Я в бешенстве вскочил со стула.

– Перестань! – рявкнул…») (С. 11–12.)

– Какое чувство руководило последующими поступками ребенка?(Самолюбие есть не только у каждого взрослого человека, но и у ребенка, поэтому наш герой, испугавшись, продолжал прыгать и кричать, но «уже без всякой радости», а чтобы показать, что он не испугался. Это самое самолюбие долго держало его в темной комнате. Самолюбие отвергало все: и подарки дяди, и его приезд, и даже жизнь бабушки.)

– «А кто же купит ему теперь пенал, бумаги, книжку с картинками?»(Невозможность осуществления мечты победила самолюбие. Оно было сломлено усилием трех взрослых. Поступки взрослых, последовавшие после наказания, судить нельзя, кроме угрозы умереть и потерять любовь дяди, гостинцы. Наказание, данное одним, должно быть поддержано другими, иначе все потеряют уважение в глазах ребенка, а без авторитета воспитание невозможно.)

- Прочитайте сцену примирения. Какие чувства испытывают они оба?

- Преодолен ли конфликт в 7 главе?

- Какова роль слов «Помнишь ли..»? (Взгляд в прошлое – ретроспектива, с записью в тетрадь нового слова).

Какова композиция рассказа?

Запись в тетради в виде таблицы: в первой колонке – название частей композиции, во второй колонке – название каждой главы в соответствии с частями композиции.

Композиция рассказа.

Глава 1.Завязка.

Глава 2-4. Развитие действия – развитие ссоры.

Глава 4. Кульминация.

Глава 5-6. Спад действия – сора в обобщенном виде.

Глава 7. Развязка.

Физкультминутка:

Вы достать хотите крышу? (Потягивания — руки вверх.) 
Раз, два, три, 
Корпус влево поверни. 
И руками помогай, 
Поясницу разминай. (Повороты туловища в стороны.) 
Руки в стороны потянем (Потягивания — руки в стороны.) 
И на место снова сядем. (Дети садятся.)

Вернемся с беседе о рассказе "Цифры". Озаглавим каждую из семи частей рассказа.

Кому из вас знакома эта ситуация? От кого хоть раз отмахнулись взрослые в трудную минуту? (обсуждение вопроса).

- Всегда ли люди могут понять друг друга? Всегда ли взрослые способны понять детей?

- Как вы думаете, должны ли взрослые признавать свои ошибки перед детьми?

- Какие выводы мы можем сделать из рассказа «Цифры»?

Запись в тетрадь.

  1. Композиция рассказа показывает борьбу радости, любви со злобой, гневом.
  2. Постоянное обращение героя-повествователя к мальчику подчеркивает внимание и любовь со стороны взрослого к ребенку, осознание своей ошибки и понимание необходимости уважения личности ребенка.
  3. Ребенок тоже должен научиться понимать взрослых, уважать их интересы.
  4. Переплетение в рассказе двух субъектных планов («я-ты») придает художественному строю рассказа лирический характер, внутреннюю диалогичность.

V. Рефлексия.

- В чем смысл рассказа И.А.Бунина «Цифры»? Что мы можем взять для себя из этого рассказа?

VI. Домашнее задание.

  1. Письменно объяснить название рассказа «Цифры»?
  2. Прочитать рассказ И.А.Бунина «Лапти», подготовить высказывание о впечатлениях после прочтения рассказа.



Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНО УЧРЕЖДЕНИЕ

«ЩЕТИНОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

ОРЕХОВО_ЗУЕВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА

ПО ЛИТЕРАТУРЕ В 7 КЛАССЕ

«ТОВАРИЩЕСТВО И БРАТСТВО В ПОВЕСТИ Н, В, ГОГОЛЯ «ТАРАС БУЛЬБА»

Учитель русского языка и литературы

Белова Елена Владимировна

30 ноября 2017 год

Технологическая карта урока

Тема урока Товарищество и братство в повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба»

Цели урока: Обучающая. познакомить учащихся с атмосферой повести, с исторической эпохой, дать представление о различии между исторической истиной и художественными задачами писателя

Развивающая: Развить логическое и аналитическое мышление. развитие мотивации к исследовательской деятельности

Воспитательная: воспитать интерес к предмету.

. Технологическая карта с дидактической структурой урока

Дидактическая структура урока

Деятельность учеников

Деятельность учителя

Задание для учащихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов

Планируемые результаты

Предметные

УУД

Организационный момент

Приветствие. Объясняют смысл. Записывают число, классная работа.

Здравствуйте, Садитесь! В - Сегодня мы продолжаем разговор о героях повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба». Что мы знаем о Тарасе Бульбе? (Слушаем сообщение учащегося).

Приветствие, настрой на урок.

Проверка готовности к уроку.

Коммуникативные-установка на общение

Регулятивные-прогнозирование.

Проверка домашнего задания

Дети. Отвечают на вопросы. Предполагаемый ответ:

- Тарас Бульба – смелый, мужественный, самоотверженный. Он казак – воинственный человек, презирающий тепло и уют, скучающий в тихом семейном кругу. Он привык к вольной казацкой жизни, к жестоким сражениям, битвам. Такие люди, как Тарас Бульба, главным в человеческих отношениях считают товарищество и братство, основанные на вере и патриотизме. В Запорожской Сечи мир держится на товариществе и братстве, поэтому ее любит Тарас Бульба, поэтому она так влечет его к себе.

- Кто хочет дополнить? (Слушаем дополнительные высказывания).

- Какими чертами характера обладает личность – Тарас Бульба?

- Какова же она Запорожская вольница? Перед нами репродукция с картины И. Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» (на экране высвечивается картина). О картине рассказывает ученик.

Пересказ 1,2,3,4 главы. Просмотр фрагмента фильма о товариществе и братстве.

Знание правил и умение их применять и приводить примеры.

Коммуникативные-.

Изучение нового материала

Дети отвечают на вопросы.

- Эта картина не является иллюстрацией, но она очень близка к повести Гоголя. Она создает яркие впечатления о казачьей вольнице, славных удалых людях, о которых И. Репин писал: «…и вот эта горсть удальцов, конечно, даровитейших людей своего времени, усиливается до того, что не только защищает всю Европу от восточных хищников, но грозит даже их сильной тогда цивилизации и от души хохочет над их восточным высокомерием» (беседы о русских художниках. Голубева Э.И., Кристинская А.А., Кузнецова Э.В., Л., 1960, стр. 163). Письмо запорожцев свидетельствует о силе, мощи и неистощимом юморе запорожцев. В центре картины - кошевой атаман Иван Сирко. У него мужественное лицо, умный, проницательный взгляд, орлиный нос. Его поза, одежда – все говорит о силе и властности. Именно такой атаман мог разгуливать на челнах по Черному морю и совершать смелые походы в Крым.

Все огромное пространство занято людьми, собравшимися сюда для защиты родной земли от опасных южных и западных соседей. Храбрые запорожцы пренебрегли всем, что оставили дома ради одной цели – защиты Родины. В центре картины небольшая группа смеющихся казаков. У них мужественные, обветренные, закаленные в боях лица. Таким людям не страшен противник. Они уверены в своих силах и правоте.

Таким образом, Илья Репин рассказал о Запорожской Сечи и показал, что казаки мужественный, свободолюбивый, любящий свою Родину народ.

4. Предполагаемое сообщение:

- Таким представлял запорожских казаков Илья Репин. А как изображает и рассказывает о запорожских казаках Николай Васильевич Гоголь? (Чтение эпизодов).

«Так вот она, Сечь! Так вот то гнездо, откуда вылетают все те горделивые и крепкие как львы! Вот откуда разливается воля и казачество на всю Украину!» «Вместо прежних уделов, мелких городков, наполненных псарями и ловчими, вместо враждующих и торгующих городами мелких князей, возникли грозные селения, курени и околицы, связанные общей обязанностью и ненавистью против нехристианских хищников»

«…гетьманы, избранные из среды самих же казаков преобразовали околицы и курени полки и правильные округи»

Сцена избрания нового кошевого атамана.

«…поклонился очень низко и скрылся в толпе»

Речь кошевого в 4 главе: «Я слуга вашей воли,…уж умнее того нельзя выдумать, что глас народа – что глас Божий».

«Первый долг и первая честь казака есть соблюсти товарищество. Сколько не живу я на веку, не слышал я, паны- братья, чтобы казак покинул где или продал как-нибудь своего товарища…» говорит Касьян Бовдюг.

- Что мы можем рассказать о нравах, обычаях Запорожской Сечи?

Предполагаемый ответ.

- В общественном устройстве Сечи нет сословной вражды и зависимости людей друг от друга, нет имущественных оков. Эта военная организация вольного народа. Она противопоставлена миру вражды и рабства. Гоголь подчеркивает демократизм казачьего общества. Неугодный или провинившийся в чем-то перед народом начальник сразу же переизбирается. Кошевой беспрекословно явился на собрание и после смешения «поклонился очень низко и скрылся в толпе».

Воинская служба в Сечи- добровольное служение своему Отечеству. Сечь сурово карает за нарушение ее законов: жестокое наказание следует за кражу, за невыплату долга, за убийство. Но самое главное в Запорожской Сечи – чувство братства и товарищества. Об этом, как мы слышали, гордо говорит Касьян Бовдюг.

описывают картину

Применение полученных знаний.

Познавательные- слышать и понимать содержание. Развитие логики.

Закрепление нового материала

Дети читают статью

Анализ статьи и текста

- Да, можно. Казаки борются за свою веру и Родину. Жестокий век порождает суровые характеры.

- Нельзя оправдать, так как нужно быть человечными людьми: ведь женщины, дети, старики не воины. Нужно было отпустить их из города, а не обрекать на голодную мучительную смерть.

Итак, у нас разные точки зрения: одни оправдывают жестокость казаков, другие осуждают. Думаю, что над этим вопросом вы основательно поразмышляете дома.

3) (Предполагаемый ответ.)

- Он хочет поддержать морально своих товарищей, вселить в них уверенность в правоту своего дела. Он хотел, чтобы они достойно встретили смерть в бою.

4)(Предполагаемый ответ):

- Только человек способен жертвовать собой ради веры, любви к Родине. Только человек способен отдать свою жизнь за человека.

- Мы знаем, что запорожцы подтвердили слова Тараса, проявив героизм в бою, готовность прийти на помощь товарищу, самоотверженность. Они отдали свою жизнь за землю Русскую. Прочитаем последние слова погибающих казаков.

Мосий Шило: «Прощай же паны-братья, товарищи! Пусть же стоит на вечные времена православная Русская земля и будет ей вечная честь!».

Степан Гуска: «Пусть же пропадут все враги, и ликует вечные веки Русская земля!».

Касьян Бовдюг: «Не жаль расставаться со светом. Дай Бог и всякому такой кончины! Пусть же славиться до конца века Русская земля».

Балабан: «Пусть же цветет вечно русская земля»

Павел Кукубенко: «благодарю Бога, что довелось мне умереть при глазах ваших, товарищи! Пусть же после нас живут еще лучше, чем мы, и красуется вечно любимая Христом Русская земля!»

Сечь населяют самые разные люди: преступники, образованные и необразованные, богатые и бедные, желающие самоутвердиться и любящие воевать. Но всех их объединяет православная вера, чувство братства и товарищества. Мирное существование для Сечи – редкость.

Казаки войско мстителей. В военном походе они жестоки, им не по душе какие-либо тонкости.

- Давайте послушаем эпизод, являющийся примером жестокости запорожцев (Чтение наизусть).

-1) Можно ли оправдать жестокость казаков?

(Предполагаемые ответы):

Откроем тетради, запишем домашнее задание: дайте письменный ответ на вопрос: «Можно ли оправдать жестокость казаков?»

- А запорожские казаки живут и воюют по законам братства и товарищества. Послушаем, что говорит старый Тарас Бульба о товариществе. (Сцены из фильма «Тарас Бульба»).

- Какое впечатление на вас произвела речь Тараса Бульбы?

(Предполагаемый ответ):

2)- Речь вызвала чувство гордости за родную русскую землю и людей, живущих на ней.

- А теперь прочитаем, какое впечатление произвела речь Тараса на его казаков.

Читаем эпизод.

3)- Почему Тарас произносит речь перед боем?

4)- Почему «породниться по душе, не по крови может один только человек»?

- Почему же так схожи последние слова казаков?

(Предполагаемый ответ):

- Запорожцы единое целое, братство и товарищество сплотила этих людей. Они сражаются и умирают не за себя, а за веру православную, землю русскую, за товарищей.

- Можно ли назвать их патриотами?

(Предполагаемый ответ):

Чтение текста.

Анализ текста

Применение полученных знаний.

Коммуникативные- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

Контроль

Подводят итоги к уроку. Дети работают со словарем.

- Патриот – человек бескорыстно любящий Родину. Запорожские казаки – патриоты. Они любили свою Родину, хотели видеть её свободную и умирали за нее.

Кто такой патриот?

Вывод: В своем произведении Гоголь воплотил свою мечту о свободной вольной жизни, основанной на товариществе, братстве и православной вере. Почему события XV века не оставляют нас равнодушными и в наше время?

словарная работа

подведение итогов урока

Применение полученных знаний.

Личностные-применение полученных знаний.

Рефлексия

Дети отвечают на заданные вопросы. Оценивают свою работу на уроке.

Сумели ли вы, справиться с заданием сегодня? Что показалось для вас трудным? Чему вы научились? Довольны ли вы собой? Всем спасибо за внимание, урок окончен, до свидания!

Д/З Сопоставьте Остапа и Андрия, выявляя сходство и различие их натур.

Личностные- способность к самооценке на основе успешности.



Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНО УЧРЕЖДЕНИЕ

«ЩЕТИНОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

ОРЕХОВО_ЗУЕВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА

ПО ЛИТЕРАТУРЕ В 8 КЛАССЕ

«А.Т. ТВАРДОВСКИЙ. СЛОВО О ПОЭТЕ. ПОЭМА «ВАСИЛИЙ ТЕРКИН»

Учитель русского языка и литературы

Белова Елена Владимировна

03 апреля 2018 год



Цели: 

Образовательные: 
произвести идейно-художественный анализ поэмы "Василий Теркин", прокомментировать ее "узловые" темы; показать взаимосвязь судьбы Твардовского, судьбы советского народа; оследить на примере произведения Твардовского трудную и драматичную судьбу и положение литературы в период войны и послевоенный период; 

Воспитательные: 

вызвать интерес к личности А.Т. Твардовского, ставшего символом открытости воли и русской прямоты; показать боевую направленность, политическую остроту произведения; показать высокий патриотизм советской поэзии. 

Развивающие: 

развивать умение работы с текстом; учить самостоятельно мыслить, высказывать свою точку зрения и делать выводы; способствовать поэтическому и гражданскому осмыслению учащимися трагических событий прошлого, связанных с периодом сталинщины; 

Эпиграф: 
   В  бой, вперед, в огонь кромешный

Он идет, святой и грешный,

Русский чудо-человек!

А.Твардовский 


Ход урока. 

1. Орг. Момент.

2  Тема урока (слайд 1).

Звучит песня “Дороги” (сл. Л. Ошанина и муз. А. Новикова)

  • Устное описание памятника А. Твардовскому и его герою В. Тёркину.

На одном из тихих и уютных уголков города Смоленска расположен памятник участникам Великой Отечественной войны 1941- 1945 годов. На постаменте высечены имена: Александр Твардовский, Василий Тёркин. 

Удобно расположившись на бревне, они увлечённо беседуют, вспоминают дороги пыльные, переправу, схватки боевые, своих друзей… Твардовский сидит, глубоко задумавшись. Он внимательно слушает рассказ об очередном бое, где наши одержали победу, и, возможно, размышляет о своей будущей главе “Книги про бойца”. Тёркин же, как всегда, весел и бодр. Вот- вот закончит свою речь и “заведёт другую песню”: заиграет на трёхрядке, забыв обо всём на свете… А завтра снова в путь-дорожку фронтовую.

Слайд 2 Определение темы и целей урока.Запись в тетради даты, темы урока. Слово учителя об эпиграфе.

 Давайте познакомимся с писателем А. Т. Твардовским .

Сообщение  Шарипа Ред.

1. Александр Трифонович Твардовский, советский поэт, родился 21 июня 1910 года в хуторе Загорье Смоленской области в семье сельского кузнеца. В 1939 году окончил Московский институт истории, философии и литературы . Писать стихи начал с раннего детства. С 1924 года – селькор, печатавший в местных газетах заметки, очерки. Судьба крестьянина в годы коллективизации – тема первых поэм Твардовского “Путь к социализму” и “Вступление” , “Сборника стихов 1930 – 1935”, повести “Дневник председателя колхоза”, поэмы “Страна Муравия”. В качестве корреспондента принимал участие в Советско-финляндской войне (1939-1940).

Во время Великой Отечественной войны (1941-1945) Твардовский работал во фронтовых газетах, публикуя в них стихи (“Фронтовая хроника”) и очерки.

. С первых дней и до конца войны был на фронте . Знание народной жизни, дум и стремлений своих современников позволило Александру Трифоновичу  сразу же найти путь к сердцу фронтовика, создать произведения истинно гражданского звучания.

В поэме “Василий Тёркин (Книга про бойца)”  фигура бойкого, бывалого солдата претворена в эпически ёмкий образ, воплотивший глубину, значительность, многообразие мыслей и чувств так называемых рядовых, простых людей военного времени.

 “Это поистине редкая книга, - писал И.А.Бунин. – Какая свобода, какая чудесная удаль, какая меткость, точность во всём и какой необыкновенный народный солдатский язык!” Ярко выразившая нравственные идеалы народа книга получила широкую известность, вызвала многочисленные подражания, стихотворные “продолжения”.

Учитель.

 В наши дни можно часто услышать вопрос: “Зачем снова говорить о войне, после которой прошло более полувека?” Но правы ли мы будем, забыв об огненных годах Великой Отечественной, забыв о тех, кто погиб или был изувечен, защищая Родину? Правы ли мы будем, забыв об огромной роли писателей, помогавших бороться и побеждать?

Наблюдения и впечатления военных лет находят отражение во фронтовых тетрадях Твардовского.

….. Причём особенно грустно и больно, когда лежит боец в одиночку под своей шинелькой, лежит под каким-то кустом, на снегу. Где-то ещё идут ему письма по полевой почте, а он лежит. Далеко уже ушла его часть, а он лежит. Есть уже другие герои, другие погибшие, и они лежат, и он лежит, но о нём уже реже вспоминают.

…..Мне жалко той судьбы далёкой,

Как будто мёртвый, одинокий, 
Как будто это я лежу, 
Примёрзший, маленький, убитый 
На той войне незнаменитой, 
Забытый, маленький, лежу.

 Так писал Твардовский в стихотворении “Две строчки” в 1943 г. Чувство сопричастности трагедии войны и сострадания ко всем её жертвам звучит во многих стихотворениях Твардовского.

3. Давйте проанализируем главную поэму А.Т.Твардовского.

Переход к анализу поэмы «Василий Теркин» .

Что такое поэма?

История написания поэмы, специфика жанра, особенности композиции.

Об этом подготовила сообщение Тоня Ш. Послушаем ее выступление.

Обратимся к учебнику. Глава «От автора».

1  Что поэт говорит о воде?    (Чтение фрагмента из главы.     Стр.172  )

2   Без чего нельзя еще  прожить на войне?  Называют ответы.

 ( Чтение фрагмента из главы.)

Без пищи 

Без шутки.

Без махорки.

Учащиеся ищут ответы в тексте, затем эти ответы выводятся на слайде.

( Чтение фрагментов из поэмы)

Учитель. Сам Твардовский говорил «Это книга про бойца без начала и конца». Почему?

Расскажите о композиции поэмы.

(Проблемный вопрос). ( Из 28 глав, пролога и эпилога.Делится на 3 части. Глава-отдельный эпизод из фронтовой жизни. Общее-один герой )

(Учащиеся должны прийти к выводу, что каждая глава должна представлять собой законченный по смыслу фрагмент, чтобы можно было читать ее в любой момент, т. к. поэма печаталась в отдельных номерах фронтовых газет. Главы должны быть объединены главным героем – Теркиным).

Глава « На привале.»

1  Как Василий завоевал уважение со стороны товарищей в данной главе?  Что кроется за шуткой? (Стремление поддержать боевой дух, разрядить обстановку).

2   В главе автор говорит о сабантуе? Что это такое?

3  Как вы понимаете слова Т. о  том, что Теркин  просто парень сам собой  Он обыкновенный. Так ли это?

( Найдите и прочитайте  фрагменты из главы  о нашем герое.

 « Впрочем парень хоть куда.....Трижды-вот он!-вышел он.)

Учитель.Да, Теркин-рядовой солдат. Да и имя своему герою поэт  выбрал исконно русское  Василий.Герой  воевал и в финскую, был трижды окружен, ранен осколком, достоин медали а многолетнюю службу.

?  . Чтение главы «Переправа ».

1 Опишите, что такое военная переправа, опираясь на  картину Худ.Верейского

учебник   стр.183

Ночью, первым  из колонны.....

И родней, чем час назад.

2 Как понимаете следующие строфы?

Тем путем идут суровым

Что и двести лет назад

Проходил с ружьем  кремневым

Русский труженик-солдат

Переправа, переправа...

Пушки бъют в кромешной мгле.

Бой идет святой и правый,

смертный бой не ради славы-

Ради жизни на земле.

3 Что узнаем о Теркине  в этой главе?

Глава « О войне.»

1 Как вы понимаете строфы

«Нынче мы в ответе

За Россию, за народ

И за все на свете.»

Глава « О награде.»

1 О чем мечтает рядовой Теркин?

2 Какие черты имеет герой поэмы?

Рисуя образ Василия Тёркина, автор воплотил в нём лучшие черты русского воина: мужество и самообладание, душевная открытость и щедрость, сметливость и непоказная удаль

Вывод:

В чем глубинный смысл поэмы? – В правде. Не должно складываться впечатления увеселительной прогулки,. Это суровый труд. Но бойцы знают, за что воюют, не впадают в панику, не раскисают. И большая заслуга в этом таких, как Теркин.

На примере яркой, самобытной личности В.Тёркина Твардовский показал человека “на войне, в быту суровом, в трудной жизни на войне”. Автор глава за главой рассуждает о том, без чего нельзя прожить на войне и побеждать, идя “на бой святой и правый”: полевая кухня, солдатская шинель, гармонь, землянка, шутки- прибаутки, дружба.

Подведение итогов  урока.

1)    Что изучали на уроке?

2)     Вернемся к эпиграфу. Мы доказали или опровергли его мнение?

Достаточно ли мы знаем, чтобы наиболее полно ответить на этот вопрос? Нужно читать дальше.

Домашнее задание. Чтение главы «Переправа». Отрывок выучить наизусть



Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНО УЧРЕЖДЕНИЕ

«ЩЕТИНОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

ОРЕХОВО_ЗУЕВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА

ПО ЛИТЕРАТУРЕ В 7 КЛАССЕ

«А. П. ЧЕХОВ «ХАМЕЛЕОН». КАРТИНА НРАВОВ В РАСКАЗЕ»

Учитель русского языка и литературы

Белова Елена Владимировна

25 января 2018 год

Цель урока: раскрыть смысл названия рассказа Чехова «Хамелеон» и определить его художественные особенности.

Задачи урока:

Образовательная: обучать анализу рассказа, формировать умения анализировать эпическое произведение; создать условий для речевого общения учащихся на уроке,

Развивающая: - познакомить учащихся с художественными особенностями рассказа «Хамелеон»; расширить и углубить понятия: стиль писателя, композиция художественного произведения, художественная деталь, название рассказа, говорящие фамилии, речевая характеристика; формировать умения раскрывать личностное отношение к описываемым фактам, критически их осмысливать, выражать собственное понимание событий, характеров персонажей;

Воспитательная: воспитывать чувство уважения к человеку, способствовать воспитанию интереса к литературе через работу с текстом; воспитывать бережное, внимательное отношение к художественному слову.

Оборудование: презентация, раздаточный материал, тест.

ХОД УРОКА

1. Оргмомент. Приветствие:

Друзья, я очень рада 
Войти в приветливый ваш класс,
И для меня уже награда
Улыбки ваших милых глаз.

Мне приятна новая встреча с вами. Мне приятно видеть ваши милые лица, нарядную одежду. Я думаю, что ваши мысли, ваше душевное состояние на уроке будет такое же прекрасное, потому что на уроке литературы мы изучаем творчество писателя, который ценил всё прекрасное в человеке. Именно ему принадлежат слова: (слайд №1)

«В человеке должно быть всё прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли».

?? Кто этот писатель? (Антон Павлович Чехов)

Эти слова стали смыслом его жизни и творчества.

П. Вступительное слово. Сегодня нам выпало огромное счастье вновь встретиться с замечательным русским писателем, непревзойденным мастером короткого рассказа.

Почему я говорю вновь? (уч-ся отвечают, что уже знают некоторые рассказы Чехова, знакомились с его биографией).

?? Какие рассказы Чехова вы читали?

Учитель: Л.Н. Толстой писал о Чехове: «…Благодаря своей искренности Чехов создал новые, по-моему, для всего мира, формы писания, подобные которым я не встречал нигде. Язык его удивителен. Я помню, когда я первый раз начал читать Чехова, то сначала он показался мне каким-то странным, как бы нескладным, но как только я вчитался, так этот язык захватил меня…»

Сегодня на уроке мы и постараемся, ребята, понять, чем же так захватил Толстого язык рассказов Чехова. А для этого проанализируем прочитанный вами дома рассказ «Хамелеон». Вначале проверим, насколько внимательно вы читали рассказ.

Блиц-опрос по рассказу А.П. Чехова «Хамелеон» (слайд №2)

1. Что нес городовой в решете?

2. Какова фамилия полицейского надзирателя?

3. Какова фамилия городового?

4. Какого цвета пятно было на спине у собаки?

5. За какую часть тела укусила собака золотых дел мастера Хрюкина?

6. Какие в основном собаки были у генерала?

7. Кто такой Прохор?

8. Как звали брата генерала?

9. Какая верхняя одежда была у полицейского надзирателя?

10. Зачем приехал брат генерала?

Взаимопроверка (слайд №3)

Критерии оценки (слайд №4)

Ш. Объявление темы урока. Целеполагание.

Учитель: Итак, тема нашего урока «А.П.Чехов. Рассказ «Хамелеон» Смысл названия и художественные особенности рассказа». (слайд №5) А для этого проведем не обычный урок, а урок-исследование.

?? как вы думаете: исходя из темы, какие перед нами будут стоять цели?

(выявить особенности рассказа, смысл названия).

1V. Работа по теме.

1.Учитель: А работу мы начнем с определения лексического значения слова «болезнь». Какие у вас ассоциации с этим словом? (уч-ся отвечают)

Болезнь – это расстройство здоровья, нарушение деятельности организма. (слайд №6)

?? А к кому мы обращаемся за помощью? (к врачу).

?? А Чехов мог лечить болезни? (да) Почему? (потому что был по профессии врачом)

?? Но Чехов мог лечить не только болезни тела, но и души. Как?(Своими рассказами)

И сегодня я вас приглашаю посмотреть «глазами врача» А.П. Чехова на персонажей его рассказа «Хамелеон». Если мы будем смотреть «глазами врача», то, возможно, увидим, какая в их поведении скрывается болезнь. Сегодня вы все – главные ассистенты-помощники у великого врачевателя человеческой души – А.П. Чехова.

2. Перед вами лежит «Амбулаторная карточка». И мы должны ее заполнить.

А как лечить болезнь? Давайте составим алгоритм: (слайд №7)

  1. Определить симптомы.
  2. Поставить диагноз.
  3. Выписать рецепт.

А для начала определим наших «пациентов» Я предлагаю отгадать кроссворд:

1. Полицейский надзиратель (Очумелов);

2. Городовой (Елдырин);hello_html_m6be758f5.jpg

3Золотых дел мастер(Хрюкин)

4. Фамилия генерала (Жигалов)

?? -Где происходит действие? (слайды №10-11)

- кто идет по площади?

- как ведут себя блюстители порядка? Есть деталь, которая об этом очень хорошо говорит. (Узелок в руке полицейского надзирателя и решето конфискованного крыжовника у городового говорят о том, что блюстители порядка сами же этот порядок и нарушают).

- что нарушает тишину?

*** (прослушивается отрывок со слов: «Так ты кусаться, окаянная…» до слов «…собирается толпа»)

Учитель: А теперь кратко опишите возникшую ситуацию.(краткий пересказ учащегося: собака укусила за палец Хрюкина. Он кричит. Собирается толпа. И все решают, как поступить с собакой. Мнение постоянно меняется в зависимости о того, чья это собака)

Учитель: Нам понятно, что создалась волнительная обстановка на площади. Она отражается на состоянии каждого героя.

Посмотрите на график. Что это у нас как у врачей? ( Кардиограмма). (слайд №12) (Вот здесь отражается состояние героев). Что может означать такая кардиограмма?

(перепады в настроении, состоянии).

Учитель: А у кого такие перепады? (У надзирателя Очумелова)

***Посмотрим мультфильм.

Учитель: ?? Итак, что же происходит с нашим «больным» Очумеловым: Какие еще симптомы проявляются?

***Он не раз меняет свою точку зрения, видно, что в нем постоянно происходит внутренняя борьба. Полицейский надзиратель находится в постоянной тревоге, что проявляется в его словах: «Сними ка, Елдырин, с меня пальто… Ужас, как жарко! Должно полагать, перед дождем…», а затем: «Надень ка, брат Елдырин, на меня пальто… Что то ветром на меня подуло… Знобит…» Человек унижен, он готов лебезить даже не перед генералом, а перед его собачонкой.

?? Как меняется его взгляд на справедливость?

** взгляд на справедливость меняв зависимости от того, чей «белый борзой щенок с острой мордой и желтым пятном на спине»! Если это просто собака, то правильным Очумелов считает истребить ее: «Я этого так не оставлю! Я покажу вам, как собак распускать! Пора обратить внимание на подобных господ, не желающих подчиняться постановлениям! Как оштрафуют его, мерзавца, так он узнает у меня, что значит собака и прочий бродячий скот! Я покажу ему кузькину мать!» Но если это генеральская собака, то правильнее будет поступить по другому: «Ты отведешь ее к генералу и спросишь там. Скажешь, что я нашел и прислал… И скажи, чтобы ее не выпускали на улицу... Она, может быть, дорогая, а ежели каждый свинья будет ей в нос сигаркой тыкать, то долго ли испортить. Собака – нежная тварь…»

??? Как меняется лицо Очумелова при известии, что к генералу братец приехал? Почему?

***При известии о том, что к генералу приехал погостить братец, все лицо Очумелова «заливается улыбкой умиления». А все лишь потому, что для него не важна истина, важнее преклонение перед сильными мира сего, потому что от этого зависит дальнейшая карьера.

(Бросает то в жар, то в холод.; Смена интонаций голоса (от повелительного до трусливого). Правда и справедливость не имеют никакого значения. Всё решает чин: кто сильнее, тот и прав. Двуличие. Оба лица лживы) (слайд №13)

Учитель: ?? В "Амбулаторной карте” вы заполнили графы: фамилия, профессия, симптомы болезни. Нам предстоит установить диагноз больного Очумелова. Каков он?

- По мнению Чехова, заглавие – это смысловой стержень произведения. Автор дает подсказку. (слайд №14)

- Почему такое странное название – "Хамелеон”? Кто такой хамелеон? (слайд №15)

Запишем диагноз – хамелеонство. (слайд №16)

- Дайте характеристику болезни – хамелеонство. (Хамелеоном можно назвать человека, готового постоянно и моментально, в угоду обстоятельств, менять свои взгляды на прямо противоположное)

- Давайте определим причину заболевания? Почему так странно ведет себя Очумелов? (Меняет свое отношение к собаке в зависимости от того, кому она принадлежит)

А сколько раз меняет он свое мнение? (Проблемный вопрос!!!) (шесть)

С чем это связано? Ответы на эти вопросы мы найдём с вами в ходе нашего мини - исследования по тексту (чтение фрагмента подготовленными учениками)

(Приём «Фишбоун») Изображаем «рыбий скелет» : в голове помещаем проблемный вопрос «Чья собака?».

На верхних «косточках» скелета запишем, используя цветные ручки, мнения героев произведения по данному вопросу, на нижних – решение Очумелова. Записи должны быть краткими, представлять собой ключевые слова и фразы, отражающие суть.

Учитель: Итак, мы заполнили с вами карточку больного. Давайте посмотрим еще раз.

- кто болен? - какие симптомы? - Каков диагноз?

?? А только ли у нас один «больной». Кто еще болен этой болезнью?? (слайд №17)

(Хрюкин, толпа, которые постоянно меняют свои мнения. Эта болезнь «заразная» Недаром фамилия главного «больного» Очумелов. Чума – очень опасное заболевание, которое уносило тысячи жизней)

ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС: А даёт ли Чехов рецепт прямо?

(нет) Попробуем это сделать сами. (Мы же с вами сегодня врачи!)

- Мы начинали наш разговор с того, что такое болезнь?

- Скажите, чем страшна болезнь хамелеонства?

(Человек теряет свое лицо, теряет свое человеческое "я”, он подстраивается под обстоятельства)

- Хамелеонство - душевная или физическая болезнь? (Болезньнравственная)

- Назовите, какие еще болезни души вы знаете?

- Как можно вылечиться? Избавиться от нравственных болезней?(самовоспитанием, осуждением пороков)

- Вот вы сами прописали лечение и себе и героям Чехова.

Доктор Чехов советует всем нам: «выдавливать из себя по капле раба… и, проснувшись в одно прекрасное утро, почувствовать, что в твоих жилах течёт уже не рабская кровь, а настоящая, человеческая…» (слайды №18-19)

Учитель: 3. Попробуем разобраться в стилевых особенностях рассказа(Будем делать краткие записи в тетрадях).

Вспомним, что же такое стиль писателя.

Стиль писателя - особая манера письма, единство творческих особенностей, присущих данному писателю. (слайд № 20)

Проверим д/з, выполненное мини - группами *** У каждой группы будет карточка-помощник, которой можно воспользоваться для выявления своей особенности. (слайд №21)

1 ГРУППА (средний уровень): выявить особенности заглавия и фамилий героев??

Карточка-помощник: 1)Что вы можете сказать об особенности названия? (Кратко и точно)

Итак, первая особенность рассказов Чехова: короткое, простое заглавие.

Карточка-помощник: 2) Попробуем объяснить значение фамилии полицейского надзирателя. Обычно, говорящая фамилия вызывает комический эффект и представляет собой сжатую характеристику персонажа – его сущность.

Очумелов? - Фамилия образована от глагола "очуметь” - потерять соображение.- Корень слова "чума” – острая эпидемическая болезнь (как чумы бояться = очень)

Хрюкин – свинья, хрюкать.

Запись в тетради:

1. Короткое, простое заглавие. (слайд №22)

2. «Говорящие фамилии».

2 ГРУППА (нормальный уровень): выявить особенности композиции и построения рассказа.

Карточка-помощник: 1) Вспомним основные элементы композиции. ( экспозиция, завязка, кульминация, развязка). Именно такая традиционная композиция характерна для большинства рассказов Чехова. Докажем это на примере рассказа « Хамелеон».

( Учащиеся находят в рассказе элементы композиции.

Экспозиция: По базарной площади идут Очумелов и Елдырин.

Завязка: Золотых дел мастер Хрюкин укушен собачкой.

Кульминация: - Это, кажись, генерала Жигалова!- говорит кто-то из толпы.

Развязка: Толпа смеётся над Хрюкиным.)

Очень краткая завязка: Место: базарная площадь; герои: Очумелов, Елдырин; время действия: полдень)

Карточка-помощник: 2) Чего больше в рассказах Чехова: повествования, описания, диалога?

- Откуда мы узнаём о горе, постигшем Хрюкина?

( Из диалога)

Карточка-помощник: 3) Задержимся на авторском повествовании: в чём своеобразие чеховской фразы?

- Какие предложения использует автор: простые или сложные? Приведите примеры.

- Много ли эпитетов, сравнений? ( Почти нет)

- Любимая часть речи? (Глагол)

- Слова вычурные, непонятные? ( Простые и точные)

Запись в тетради:

3. Традиционная композиция: завязка-кульминация-развязка (слайд №22)

4. Предельно краткая завязка: место, время, действующие лица.

5. Диалоговое построение рассказов.

6. Простота фразы, простые предложения, отсутствие эпитетов, глагол-любимая часть речи.

3 ГРУППА (повышенный уровень) : выявить особенности изображения героев, их речи

Карточка-помощник 1): В чём особенность речи героев Чехова? Какая лексика слышится в рассказе? Проследите за тем, как говорит Очумелов? Как вы охарактеризуете его речь? (неоконченность синтаксических конструкций: «По какому это случаю тут?.. Почему тут? Это ты зачем палец?.. Кто кричал?», использование автором разностильной лексики: «Пора обратить внимание на Подобных господ, не желающих подчинятьсяПостановлениям! Как оштрафую его, Мерзавца…» С одной стороны, мы слышим в его речи слова официально-делового стиля, с другой – резкую грубую брань: «Я ему покажу кузькину мать!» Грубое хамство, вседозволенность по отношению к нижестоящим показывает нам, что власть нужна ему только для того, чтобы наводить на жителей страх. При этом он остается подобострастным, заискивающим перед вышестоящими чинами)

- Проследите за тем, как говорит Хрюкин? Как вы охарактеризуете его речь?

(Мошенник Хрюкин сначала пытается добиться своего грубой лестью («Их благородие умный господин…»), а затем демонстрирует скрытую угрозу ( «У меня у самого брат в жандармах…»). Его речь тоже нелогична, примитивна, убога. Короткие незавершенные фразы подчеркивают глупость, ограниченность персонажа).

7. Индивидуальная неповторимость речи героев как основа их характеристики. (слайд №22)

Карточка-помощник: 2) Как ещё Чехов знакомит читателя со своими героями? Обратимся к рассказу. Рисует ли писатель портреты героев? Прочтите, какими мы видим Очумелова, Елдырина, Хрюкина? Не кажутся ли странными вам эти портреты? Что от них осталось? (конфискованный крыжовник в руках Елдырина и шинель с узелком в руках Очумелова).

- Какую роль играют эти детали? Найдите их. О чём они говорят?

- Очень часто Чехов заменяет подробное описание « художественной деталью». Какая деталь помогает понять лицемерие Очумелова?

(Шинель, палец, конфискованный крыжовник: 1) Решето, доверху наполненное конфискованным крыжовником. Узелок и конфискованный крыжовник означают вседозволенность. Скорее всего в этом узелке что-то, что дали Очумелову как взятку.)

(Значит, полицейский надзиратель и городовой, по долгу службы обходя площадь, уже собрали “дань”)

Очень важная деталь - крыжовник - мелочь, ягода, не представляющая особой ценности, но он конфискован!

Учитель. Таким образом, полицейский надзиратель, который должен следить за соблюдением законов, сам нечист на руку, сам нарушает закон.

2) Следующая деталь? Шинель. Означает символ власти.

В тексте несколько раз упоминается "шинель" и "пальто".

Учитель. Определите лексическое значение этих слов.

Шинель - это форменное пальто, подчеркивающее принадлежность к власти, наличие какого-то чина. Пальто - это гражданская верхняя одежда, которая не подчеркивает принадлежность к власти.

Слово "шинель" употребляется в авторской речи, следовательно, для Чехова в Очумелове важна шинель как символ власти, чина. Сам Очумелов говорит "пальто", и здесь эта художественная деталь выполняет иную художественную функцию: показать душевное состояние Очумелова, от страха его бросает то в жар, то в холод.

3) Следующая деталь? Палец.

Окровавленный палец Хрюкина - это и политическая деталь, и деталь, помогающая понять характер Хрюкина.

Палец поднят, как знамя, как некий призыв к справедливости.

Запись в тетрадях:

8. «Художественная деталь», заменяющая подробное описание.(слайд №22)

Определение «художественная деталь». (слайд №23-24)

- Какие человеческие качества высмеивает А.П.Чехов? (слайд №25)

4. Учитель: Итак, мы с вами выяснили особенности рассказа Чехова «Хамелеон», в котором он высмеивает глупых, беспринципных людей, меняющих свою позицию, свое мнение, как хамелеон шкурку, в зависимости от обстоятельства. Хамелеонство, глупость, чинопочитание – это не безобидные недостатки, а человеческие пороки. Причем, все жители города хамелеонствуют.

?? Как вы думаете рассказ «Хамелеон» юмористический или сатирический?

Чтобы ответить на этот вопрос, вспомним, что такое юмор, а что такое сатира. Обратимся к словарям.

Юмор – изображение героев в комическом, смешном виде. Юмор смех веселый и доброжелательный.

Сатира – буквально всякая всячина, смешение. Смех беспощадный, критика действительности, явлений. (слайд №26)

Хамелеонство – понятие нарицательное. Персонажи комичны своей изменчивостью. Чехов заставляет нас не только смеяться, но и негодовать. И в этом проявляется одна из главных особенностей его ранних рассказов – их сатирическая направленность.

- М.Горький так писал о манере письма Чехова: « Чехов умеет писать так, чтобы словам было тесно, мыслям - просторно». Так ли это? Действительно ли в коротких рассказах Чехова сказано очень многое?

V. Тест

Самопроверка. (слайд №28)

VI. Заключение.

Учитель: Однажды спросили птицу: «Почему ты поёшь такие короткие песни? Или у тебя не хватает дыхания?»

- «Нет, дыхание есть, просто у меня много песен и я хочу спеть их все!»

Рассказы Чехова, словно песни птицы, были короткими. Но исключительно ёмкими и содержательными. Они учили главному – быть настоящим человеком!

Я желаю вам, ребята, учиться у Чехова. Читать и перечитывать рассказы этого писателя и каждый раз открывать в них что-то новое и полезное!

VII. Рефлексия (слайд №29)

- Продолжите предложения:

  • сегодня на уроке я узнал, что…
  • мы сегодня говорили о…
  • сегодняшний разговор пробудил во мне такие чувства…
  • я понял, что …

-- Сейчас я попрошу вас дать личностную оценку деятельности на уроке. Какое впечатление произвел на вас сегодняшний урок, выберите смайлик в зависимости от своего настроения

VIII. Домашнее задание: (слайд №30)

  1. Прочитать рассказ Чехова «Злоумышленник».
  2. Письменно (на выбор)

на «3»: какого человека называют «хамелеоном».

На «4»: Случаи «хамелеонства» в нашей жизни.

На «5»: Какая нравственная болезнь пугает меня больше всего и почему?

ТЕСТ по рассказу А.П. Чехова «Хамелеон»

1. Художественный приём, к которому прибегает Чехов при создании рассказа:

А) «говорящие фамилии» Б) разговор «глухих» В) художественное преувеличение

  1. Для полицейского надзирателя Очумелова важнее всего:

А) справедливость Б) закон и порядок В) угодить генералу

  1. Характерная черта художественного языка Чехова – это яркая деталь, объясняющая поведение персонажей и особенности их мироощущения. В рассказе «Хамелеон» такой деталью является:

А) новая шинель Очумелова, Б) детали поведения толпы, осмеивающей Очумелова В) палец Хрюкина

  1. Чехов говорит о людях, подобных Очумелову:

А) осуждающе, гневно, Б) насмешливо, с сарказмом, В) с грустью и пониманием

  1. Смысл названия рассказа «Хамелеон» заключён:

А) во внешнем сходстве Очумелова с хамелеоном Б) в том, как раскрывается поведение Очумелова В) в выборе Чеховым яркого, привлекающего внимание читателей заглавия

  1. Окончательное решение Очумелова, разбирающего историю с Хрюкиным, зависит от того:

А) кому принадлежит собака, укусившая Хрюкина Б) какое настроение будет у полицейского надзирателя В) что говорит об этом закон

  1. «Пора обратить внимание на подобных господ, не желающих подчиняться постановлениям!»- объявляет Очумелов собравшемуся на площади народу. В своей речи он употребляет:

А) канцеляризмы Б) фразеологизмы В) просторечные слова

ЗАДАНИЯ:

1 ГРУППА (средний уровень): выявить особенности заглавия и фамилий героев??

Карточка-помощник: 1)Что вы можете сказать об особенности названия? (длинное с описанием или короткое)

.

Карточка-помощник: 2)Попробуйте объяснить значение фамилии полицейского надзирателя и других героев.

Очумелов? - Фамилия образована от глагола "очуметь” - потерять соображение.- Корень слова "чума” – острая эпидемическая болезнь (как чумы бояться = очень)

Хрюкин – свинья, хрюкать.

ЗАДАНИЯ:

2 ГРУППА (нормальный уровень) : выявить особенности композиции и построения рассказа.

Карточка-помощник: 1) Вспомним основные элементы композиции. ( экспозиция, завязка, кульминация, развязка) А как построен рассказ «Хамелеон»?

Карточка-помощник: 2) Чего больше в рассказах Чехова: повествования, описания, диалога?

- Откуда мы узнаём о горе, постигшем Хрюкина?

Карточка-помощник 3): Задержимся на авторском повествовании: в чём своеобразие чеховской фразы?

- Какие предложения использует автор: простые или сложные? Приведите примеры.

- Много ли эпитетов, сравнений?

- Любимая часть речи?

- Слова вычурные, непонятные?

ЗАДАНИЯ:

3 ГРУППА (повышенный уровень) : выявить особенности изображения героев, их речи

Карточка-помощник 1): - В чём особенность речи героев Чехова? Какая лексика слышится в рассказе? Проследите за тем, как говорит Очумелов? Как вы охарактеризуете его речь?

Проследите за тем, как говорит Хрюкин? Как вы охарактеризуете его речь?

Карточка-помощник: 2) Как ещё Чехов знакомит читателя со своими героями? Обратимся к рассказу. Рисует ли писатель портреты героев? Прочтите, какими мы видим Очумелова, Елдырина, Хрюкина? -Не кажутся ли странными вам эти портреты? Что от них осталось? (конфискованный крыжовник в руках Елдырина и шинель с узелком в руках Очумелова)

- Какую роль играют эти детали? Найдите их. О чём они говорят?

Подсказка 1 группе

Говорящая фамилия вызывает комический эффект и представляет собой сжатую характеристику персонажа – его сущность. Очумелов? - Фамилия образована от глагола "очуметь” - потерять соображение.- Корень слова "чума” – острая эпидемическая болезнь (как чумы бояться = очень)

Хрюкин – свинья, хрюкать.

ВЫВОД: простое название и «говорящие фамилии»

Подсказка 2 группе

Композиция – это построение рассказа. Её элементы: экспозиция, завязка, кульминация, развязка. В этом рассказе:

Экспозиция: По базарной площади идут Очумелов и Елдырин.

Завязка: Золотых дел мастер Хрюкин укушен собачкой.

Кульминация: -Это, кажись, генерала Жигалова!- говорит кто-то из толпы.

Развязка: Толпа смеётся над Хрюкиным.)

ВЫВОД: композиция традиционная.

Экспозиция. Здесь нет предварительных подробных описаний обстановки, экскурсов в прошлое героев и прочих подступов к действию — оно начинается сразу. Отсутствуют развернутые авторские рассуждения. Описание базара, на котором происходит действие рассказа, кратко и выразительно. Завязка рассказа представлена в звуковом виде – криком Хрюкина.

Очень краткая завязка; место: базарная площадь; герои: Очумелов, Елдырин; время действия: полдень)

Автор использует простые предложения (примеры…)

- Много ли эпитетов, сравнений? ( Почти нет)

- Любимая часть речи? ( Глагол)

- Слова вычурные, непонятные? ( Простые и точные)

ВЫВОД: предложения простые, используются глаголы. Почти всё построено на диалоге.

Подсказка 3 группе

РЕЧЬ: В рассказе наблюдается неоконченность синтаксических конструкций: «По какому это случаю тут?.. Почему тут? Это ты зачем палец?.. Кто кричал?»; использование автором разностильной лексики: «Пора обратить внимание на Подобных господ, не желающих подчиняться Постановлениям! Как оштрафую его, Мерзавца…» С одной стороны, мы слышим в его речи слова официально-делового стиля, с другой – резкую грубую брань: «Я ему покажу кузькину мать!»

Мошенник Хрюкин сначала пытается добиться своего грубой лестью(«Их благородие умный господин…»), а затем демонстрирует скрытую угрозу( «У меня у самого брат в жандармах…»). Его речь тоже нелогична, примитивна, убога..

ВЫВОД: речь каждого героя характеризует его как личность, по характеру.

ОПИСАНИЕ ГЕРОЕВ - Очень часто Чехов заменяет подробное описание « художественной деталью». Какая деталь помогает понять лицемерие Очумелова?

(Шинель, палец, конфискованный крыжовник: 1) Решето, доверху наполненное конфискованным крыжовником. Узелок и конфискованный крыжовник означают вседозволенность. Скорее всего в этом узелке что-то, что дали Очумелову как взятку.)

(Значит, полицейский надзиратель и городовой, по долгу службы обходя площадь, уже собрали “дань”)

Очень важная деталь - крыжовник - мелочь, ягода, не представляющая особой ценности, но он конфискован!

2) Следующая деталь Шинель. Означает символ власти.

В тексте несколько раз упоминается "шинель" и "пальто".

Шинель - это форменное пальто, подчеркивающее принадлежность к власти, наличие какого-то чина. Пальто - это гражданская верхняя одежда, которая не подчеркивает принадлежность к власти.

Слово "шинель" употребляется в авторской речи, следовательно, для Чехова в Очумелове важна шинель как символ власти, чина. Сам Очумелов говорит "пальто", и здесь эта художественная деталь выполняет иную художественную функцию: показать душевное состояние Очумелова, от страха его бросает то в жар, то в холод.

3) Следующая деталь. Палец.

Окровавленный палец Хрюкина - это и политическая деталь, и деталь, помогающая понять характер Хрюкина.

Палец поднят, как знамя, как некий призыв к справедливости.

ВЫВОД: используется «художественная деталь», заменяющая подробное описание.

Ответы к тесту:

  1. А)
  2. В)
  3. А)
  4. Б)
  5. Б)
  6. А)
  7. А)



Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНО УЧРЕЖДЕНИЕ

«ЩЕТИНОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

ОРЕХОВО_ЗУЕВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА

ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 5 КЛАССЕ

«ТИРЕ МЕЖДУ ПОДЛЕЖАЩИМ И СКАЗУЕМЫМ»

Учитель русского языка и литературы

Белова Елена Владимировна

22 октября 2018 год

Цели урока:

  • повторить знания учащихся по синтаксису и пунктуации; закрепление сведений о грамматической основе предложения и способах их выражения;
  • выяснить условия постановки тире между подлежащим и сказуемым; воспитание бережного отношения к слову.

Оборудование: учебник для 5 кл./ Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова. М.: Просвещение, 2003; интерактивная доска; раздаточный материал; Ожегов С.И и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка./ Российская академия наук. - М.: Азбуковник, 1999.

Ход урока

1. Организационный момент    (1 слайд)

2. Повторение изученного по синтаксису. (2, 3, 4, 5 слайд)

1) Третий лишний. (2, 3, 4, 5 слайд)

Выпишите слова, которые в данных строках являются лишними.

а) пришла зима, холодная зима, пришла рано;

б) веселые синички, синички и поползни, клевали корм;

в) возле дерева; пролетела мимо; холодный ветер;

г) весело играть, бегать и прыгать, веселый денек.

2) Найдите соответствия. (6 слайд)

1. Ветка ели

А) существительное + прилагательное

2 Сидел на ели

Б) существительное + существительное

3 Резкого ветра

В) глагол + существительное

- Вспомните, что изучает синтаксис.

- Что такое словосочетание?

- Назовите виды словосочетаний?

- Как грамматически связываются словосочетания?

- Что такое предложение? Приведите примеры.

- Назовите виды предложений по цели высказывания. Примеры.

- Какие предложения бывают по интонации?

- Может ли предложение быть без главных членов?

- Что такое подлежащее? Сказуемое?

- Чем они могут быть выражены? Ваши примеры.

- Какой раздел науки о языке изучает систему знаков и правила их постановки?

- Какую роль выполняют знаки препинания?

3) Прочитайте, пожалуйста, стихотворение. (7 слайд)

- Что в этом стихотворении не так? Почему его чтение вызывает смех?

В реке там рыба на бугре
Мычит корова в конуре
Собака лает на заборе
Поет синичка в коридоре
Играют дети на стене
Висит картина на окне
Узоры инея в печурке
Горят дрова в руках 
Нарядная там кукла в клетке
Ручной щегол поет салфетки
Там на столе лежат коньки
К зиме готовят там очки
Лежат для бабушки тетрадки
Всегда содержатся в порядке.

А.Арсирий

Расставьте точки (выполняют на доске при помощи фломастера).

Прочитайте полученный текст.

* Точка - важный знак препинания. Константин Паустовский писал: “Знаки препинания – это как нотные знаки. Они твердо держат текст и не дают ему рассыпаться”.

3. Объяснение новой темы.

1) Наблюдение над предложениями (8 слайд)

На какие вопросы отвечает подлежащее? Сказуемое?

- Прочитайте данные предложения. Найдите грамматические основы. Чем выражены они? В каком падеже данные слова?

Знание – высшее богатство.

Книга – лучший дар дружбы.

Узда для языка – голова.

Длинный язык – это лестница, по которой в дом входит несчастье.

- Сделайте вывод.

* Если подлежащее и сказуемое выражены именами существительными в форме именительного падежа, то между ними ставится тире.

2) Чтение теоретического материала (учебник с. 65).

Физкультминутка.

4. Закрепление.

Расставьте знаки препинания в данных предложениях. Подчеркните грамматическую основу. Объясните знаки препинания. Составьте схемы данных предложений (раздаточный материал на каждого ребёнка).

Доброе начало половина дела.

Семь загадочное число.

Ум одежда, которая никогда не износится.

У лжи ноги коротки.

Дружба с хорошим человеком свет, дружба с плохим змеиный яд.

Ложь зло для всех.

Детство это путешествие, которое никому не удалось совершить дважды.

5. Обобщение.

- Назовите главные члены предложения?

- Чем они могут быть выражены?

- Когда между главными членами ставится тире?

* Работа по учебнику. Выполнение упражнения 167 (пользуясь Толковым словарем, нужно объяснить значение слов).

6. Домашнее задание. Упражнение 169.

7. Выставление оценок за урок. (9 слайд)

8. Рефлексия.

Мне понравилось на уроке…

Сегодня я понял…

Чтобы правильно ставить знаки препинания…

Тире между подлежащим и сказуемым ставится …



Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНО УЧРЕЖДЕНИЕ

«ЩЕТИНОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

ОРЕХОВО-ЗУЕВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА

ПО ЛИТЕРАТУРЕ В 5 КЛАССЕ

«ОСОБЕННОСТИ СЮЖЕТА СКАЗКИ»

Учитель русского языка и литературы

Белова Елена Владимировна

25 сентября 2018 год

Цели:

  1. Расширить знания обучающихся о русских народных сказках как одном из жанров устного народного творчества; о видах сказок, их героях.

Познакомить с особенностями народных сказок: присказкой, зачином, концовкой, повтором, постоянными эпитетами; особенностями волшебных сказок.

  1. Упражняться в определении жанров устного народного творчества, умении пересказывать услышанный или прочитанный текст, составлении рассказа по иллюстрациям, краткому конспектированию.
  2. Воспитывать интерес к устному народному творчеству, любовь к чтению.

Оборудование:

Музыкальное сопровождение, иллюстрации к сказкам и герои сказок, тексты, представляющие жанры устного народного творчества, карточки-задания для групп, карточки с названием сказок, слайд-презентация «Волшебные сказки»

Ход урока.

  1. Проверка домашнего задания.

(по теме «Устное народное творчество»)

Учитель:

- Народная мудрость гласит: «Повторение – мать учения».

  1. Вспомним, что такое ФОЛЬКЛОР?
  2. Назовите фольклорные жанры.
  3. Упражнение в определении фольклорных жанров:

(Каждый обучающийся получает карточки с небольшими текстами)

Задание: выразительно прочитать текст, определить жанр.

  • На золотом крыльце сидели

Царь, царевич, король, королевич,

Сапожник, портной.

Кто ты будешь такой? (Считалка)

  • Ябеда – беда, тараканья еда. (Дразнилка)

  • Два конца,

Два кольца,

А посередине – гвоздик. (Загадка)

  • На дворе трава, на траве – дрова. Дрова на траве двора.(Скороговорка)
  • Дождик, дождик, пуще!

Выросла капуста.

Я капусту не люблю,

Лучше пряников куплю. (Закличка)

  • Баю, баюшки, баю,

Не ложитесь на краю.

Придет серенький волчок

И укусит за бочок. (Колыбельная песня)

  • Без труда не выловишь и рыбку из пруда. (Пословица)

  • - Ладушки, ладушки,

Где были?

- У бабушки.

- Что ели?

- Кашку.

- Что пили?

- Бражку. (Потешки)

  1. Изучение материала по теме урока по плану (план записан на доске):
  1. Что такое СКАЗКА?
  2. Обряд посвящения.
  3. Виды сказок.
  4. Герои волшебных сказок.
  5. Особенности народных сказок
  6. Художники, иллюстрировавшие русские народные сказки.

  1. Беседа с обучающимися.

Учитель:

Народные сказки – самый распространенный и читаемый, необычайно любимый детьми жанр устного народного творчества.

- Какие русские народные сказки вам известны?

- Ваши любимые герои сказок?

- Как вы понимаете слова из одной пушкинской сказки: «Сказка ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок!»

- Чему учат народные сказки?

  1. Работа с учебником .

- Что же такое СКАЗКА?

Найдите в учебнике и запишите в тетрадь понятие «сказка».

Сказка – занимательный рассказ о необыкновенных событиях и приключениях.

  1. Рассказ учителя об ОБРЯДЕ ПОСВЯЩЕНИЯ как одной из версий появления жанра сказки (приложение1)

  1. Знакомство с видами народных сказок.

- Продолжите чтение статьи учебника и выпишите в тетрадь

а) виды сказок:

1. Сказки о животных

2. Бытовые сказки

3. Волшебные сказки.

б) Упражнение в определении видов народных сказок

- Проверим знания сказок и их героев, а так же потренируемся в определении видов сказок

Обучающиеся получают карточку с названиями сказок.

Задание – определить вид сказки по названию.

  1. «Лиса и Волк»…… (сказка о животных)…………………………
  2. «Теремок»………………………………………………………
  3. «Каша из топора»………………………………………………….
  4. «Царевна – лягушка»………………………………………………
  5. «Как мужик гусей делил»…………………………………………..
  6. «Лиса и журавль»……………………………………………………
  7. «Иван-царевич и Серый Волк»……………………………………..
  8. «Василиса Прекрасная»……………………………………………...

5. Знакомство с двумя мирами волшебных сказок: миром мертвых и живых, с их героями.

а) Заполнение обучающимися таблицы и их рассказ об известных героях

Учитель:

В волшебных сказках существует два мира (см. таблицу). У каждого из вас какой-либо герой, который населяет тот или иной мирОбучающиеся рисуют таблицу и каждый получает иллюстрацию, рисунок с каким-либо героем волшебных сказок

- Представьте своего героя (Его имя, характер, нрав, в каких сказках вы с ним встречались?)

- Какой мир он населяет?

(В ходе выступлений обучающиеся вносят имена героев в таблицу, учитель дополняет, если необходимо, рассказ о героях сказок)

Мир живых

Мир мертвых

Приложение

Змей Горыныч Леший Кощей

Бессмертный

Солдат

Иван-царевич Василиса Прекрасная Бабка (Внучка

(Премудрая) (Машенька)

Учитель:

Баба Яга живет на границе этих миров (Рассказ учителя о герое –приложение )

Герои волшебных сказок совершают путешествие из мира живых в мир мертвых и обратно.

6.Особенности народных сказок

Учащиеся работают в группах. Каждая группа получает карточку и самостоятельно выполняет задание

Задание 1 группе

Прочитайте начало сказки «Сивка-Бурка»

«Начинается, починается добрая повесть от Сивка от Бурка, от вещего Каурка. Это не сказка, а присказка. Сказка будет впереди…»

Определите, что это прозвучало? Выпишите в тетрадь определение из учебника (страница 12)

Задание 2 группе

Вспомните, с каких слов обычно начинаются сказки?

(«Жили-были…», «В некотором царстве…» и т.д.)

Прочтя материал на странице 12, определите что это?

Чтение определения «ЗАЧИН» по учебнику и запись в тетрадь.

Задание 3 группе

Какими словами обычно заканчиваются сказки? По учебнику определите, как называются эти слова. Запишите определение в тетрадь. (КОНЦОВКА)

Задание 4 группе

Вспомните, как обычно называют, с кем или с чем сравнивают героев сказок

Например: Иван-царевич – добрый молодец

Красивая девушка – красна девица

Брови – соболиные

Уста – сахарные и т.д.

Как называются эти слова? Найдите определение на странице 13 и выпишите в тетрадь.

Задание 5 группе

В народных сказках часто используются ПОВТОРЫ, которые помогают легко и быстро запомнить сказку. Вспомните и приведите примеры сказок, где встречаются повторы.

7.Отчет групп, запись в тетрадь определений.

Приложение (слайд-презентация «Волшебный мир сказок»)

8. Работа с иллюстрациями к русским народным сказкам и творческое задание группам: «изобразить» - разыграть сюжет сказки, отраженный в иллюстрации.

9.Знакомство с именами художников и их иллюстрациями, картинами на сказочные сюжеты

  1. Итог урока.

  1. Домашнее задание:

Прочитать сказку «Царевна-лягушка».

Определить вид сказки, найти присказку, зачин, концовку, эпитеты, повторы

Приложение 1.

Одна из версий возникновения жанра волшебной сказки

«Волшебные сказки – это прекрасный вид народной художественной прозы»

(В.Я.Тропп)

Троп создал теорию, согласно которой волшебная сказка уходит своими корнями в первобытное общество и связана с ОБРЯДОМ ПОСВЯЩЕНИЯ.

Этот обряд был свойственен родовому строю. Он совершался над юношами, достигшими половой зрелости, и был придуман для того, чтобы ввести их в родовое объединение, а так же для получения ими права на вступление в брак.

Предполагалось, что мальчик во время обряда должен был «умереть», а затем «воскреснуть» новым человеком.

Обряд был чудовищным. Для его совершения строились специальные дома или шалаши, имеющие форму животного. Дверь в такое жилище представляла собой пасть, которая должна была «пожирать» юношу.

Обряд совершался в глубокой тайне в глухом лесу.

Мальчиков уводили из дома, инсценируя похищение. В лесу их подвергали пыткам и истязаниям: наносили глубокие раны с целью вызвать рубцы на теле, сдирали кожу. Это была как бы одна из форм смерти.

Были и другие, которые выражались в символическом сжигании мальчиков. Или, например, юношам отрезали пальцы, производили обрезание.

Продолжались эти жестокости долго – иногда неделями. Сопровождались голодом, жаждой, темнотой и ужасом.

Все это вызывало то состояние, который посвящаемый считал смертью.

Те, кто выдерживал эти мучения, «воскресали из мертвых». Им рассказывали мифы племени, тайны, которые составляли сокровища рода, обучали приемам охоты, то есть всему тому, что было необходимо в жизни.

Воскресший получал новое имя, на кожу наносилось клеймо и другие знаки обряда. Таким образом он получал право жить в племени и жениться.

Возвращаясь в племя и рассказывая о тех видениях, чудовищах, которых видели в бреду, юноши «давали жизнь» новому виду народного творчества – сказке.

Характеристика некоторых действующих лиц волшебных сказок.

БАБА ЯГА. С ней герой сказки встречается на границе царства живых и царства мертвых. Эта встреча – обязательный компонент сюжета. Ее назначение – отделить границу мира реального – живых людей, и мира таинств, зловещего мира чудовищ и смерти. В Бабе Яге отразились черты древнего образа хранительницы очага (не случайно она лежит на печи). Она живет в дремучем лесу, в избушке на курьих ножках (что олицетворяет собою гроб), тем самым напоминая древний обычай воздушного погребения, когда покойников хоронили на деревьях или помостах.

«Баба Яга – мертвец. Изба тесна, она в ней как в гробу. Ей не по себе от запаха человека. В ней люди видели предка по женской линии, живущего за той гранью, которая отделяет живых людей от мертвых,» - отмечал А.Аникин.

Вслед за этим герой попадает в царство мертвых, границы которого охраняет на Калиновом ЗМЕЙ ГОРЫНЫЧ (интересно, что и река Смородина, и Калинов мост подтверждены документально).

Троп отмечает, что Калинов мост – обязательная деталь волшебной сказки. Мост – это переход в «змеиновы края».

Баба Яга – в начале пути, Змей – в конце пути.

ЗМЕЙ ГОРЫНЫЧ изображается как многоголовое страшилище, огненное, крылатое существо, которое подымает бурю.

Афанасьев утверждал. Что этот образ связан с природной стихией и это ни что иное, как описание грозы, то есть описание реального вихря, ослепительного блеска молний и так далее.

Змей называется ГОРЫНЫЧЕМ, но это не указывает на его связь с горами.

В древнем понимании гора – это «верх вообще», то есть Горыныч – это «обитающий наверху».

Древние славяне словом ГОРА обозначали лес, то есть Горыныч – значит «лесной».

Лес часто горел, и в представлении народа Змей был связан со стихией огня. Огонь ползет по земле, и слово «змей» в словаре В.Даля трактуется как «ползущий по земле». То есть, так или иначе, Горыныч связан с природной стихией.

КОЩЕЙ БЕССМЕРТНЫЙ

Исследователи отмечают три основных значения слова КОЩЕЙ:

- в древнерусском языке это слово означало «раб, пленник, слуга»;

- кощей – от слова «кость», что означает «костистый, тощий, худой»;

- от «коша» - господин.

Он владыка царства смерти. Хозяин загробного мира.

Этот образ связан с древнейшими представлениями человека о загробном мире. В нем запечатлено представление о том, что нахождение души возможно где-то далеко от ее обладателя.

Душа - жизнь Кощея скрыта в яйце. Яйцо - в утке…....

Яйцо символизирует начало жизни. Разбив яйцо, можно уничтожить жизнь.