Работа с родителями

Кисметова Мира Шалекеевна

Дорогие родители! На моей страничке можете ознакомиться с рекомендациями в помощи вашим детям

Скачать:


Предварительный просмотр:

КАК ТРЕНИРОВАТЬ ТЕХНИКУ ЧТЕНИЯ

(рекомендации для родителей)

Развивать технику чтения можно с помощью специальных игр.

Вот некоторые из них:

1.Чтение перед сном.

2. Многократное чтение текста. Суть такого упражнения заключается в следующем: ребенок читает одновременно текст, но в своем темпе. По истечении минуты нужно остановить ребенка, и он примечает слово, до которого дочитал. Далее нужно прочитать детям текст орфографически. Затем, повторное прочтение этого же отрывка предполагает чтение орфоэпическое (как говорим). И снова ребенок примечает слово, до которого он дочитал и сравнивает с предыдущим результатом.

3. Чтение наоборот. Такой способ предполагает чтение слов не слева направо, а справа налево. Такое чтение полезно, так как регулярно тренирует ребенка в слиянии букв и чтении слов без напряжения.

4. Вершки да корешки. Ребенку предлагается прочитать слова, закрывая длинной непрозрачной линейкой верхнюю или нижнюю половину букв.

5. Самозамер чтения. Далее необходимо произвести самозамер чтения и записать результаты в специальный дневник.

6. Чтение «вверх ногами». Дети с удовольствием почитают текст в книжке, которую будут держать «вверх ногами».



Предварительный просмотр:

Современная система обучения в школе рассчитана на человека, мозг которого полностью сформирован. Однако созревание мозга - процесс хоть и закономерный, но длительный, и протекает у каждого ребенка по-своему, с разной скоростью и неравномерно. Мозг со временем, конечно же, созреет, но когда это произойдет, ребенок может упустить очень многое из школьного материала. Почему ребенок так несобран и неусидчив? Почему на уроке все у него падает, он и десяти минут не усидит спокойно на стуле?
Нейропсихологи объясняют подобные ситуации тем, что в настоящее время у 70 % детей наблюдается функциональная незрелость структур головного мозга. В первую очередь базально-лобных отделов. Эти отделы первыми принимают информацию извне. Они питают мозг, как батарейка питает электроприборы. Если их тонус снижен, то весь мозг работает, как лампочка вполнакала… Эти отделы мозга формируются раньше всех, но в неблагоприятных ситуациях они первыми и страдают: алкоголь или болезни у будущей матери, осложненная беременность и патологии при родах, травмы и тяжелые заболевания в раннем детстве…
А у него для того и падает, чтобы он мог поднять… И таким образом ребенок интуитивно ищет способы компенсации и стимуляции работы мозговых структур (во время движения мозг лучше насыщается кислородом).
Несформированность этого энергетического блока (и это встречается чаще всего) не позволяет ребенку долго заниматься одним видом деятельности из-за быстрой утомляемости и истощаемости, что часто ошибочно расценивается окружающими как интеллектуальная несостоятельность.
Я работала с 8-летним Сережей, который мог быть спокойным и внимательным только одну минуту, а уже следующую минуту ему необходимо было побегать и попрыгать. Постепенно, работая в специально подобранном для него режиме, мы смогли развить у Сережи способность быть внимательным в течение всего урока. А ведь речь шла о переводе его на домашнее обучение, обучаясь второй год в первом классе, он не усваивал программу. На самом деле Сережа достаточно смышленый, просто его энергетического ресурса хватало ненадолго.

Почему, зная наизусть все правила, не умеет правильно писать? Почему не слушается, плохо ведет себя?
Следующим в рейтинге незрелости мозговых структур выступает недостаточность блока программирования и контроля. Это может быть связано с гипер- или гипотонусом после рождения, что говорит о несформированности его психических процессов.
Эти дети не учитывают правила поведения, они могут встать из-за парты во время урока и пройтись по классу или заниматься на диктанте всякой ерундой и мешать соседу.
Импульсивный пятиклассник Саша все время забывал, что нужно поднять руку, прежде чем ответить, и выкрикивал сразу то, что знает. Поведение его внешне выглядело как дурашливость и становилось все более бесконтрольным. Саша не соблюдал любые правила (русского языка или поведения) и не мог себя контролировать, даже если хотел. И правила русского языка он знал, а писал все равно с дурацкими ошибками.
И оценки его были весьма разнообразны, двойки чередовались с пятер-ками…
Саше помогли групповые занятия, где он научился играть в игры по правилам. Ему было очень интересно на занятиях, и он был вынужден подчиниться правилам и контролировать себя. Сначала эти правила были элементарными, потом они становились более четкими и строгими, игры - более сложными. Причем, о том, что Саша учится именно самоконтролю, мы не говорили. Мальчик просто играл с другими детьми в разные психологические игры, и в школе, и дома очень скоро заметили, что он стал более спокойным и адекватным, улучшилась успеваемость.

Почему ребенок легко воспринимает один предмет и никак не может освоить другой?
Почему пишет как курица лапой, а ошибок в диктантах становится все больше?
Недостаточность блока приема, хранения и переработки информации отвечает за память, восприятие предметов и пространства. Проявляется это в зеркальном написании букв и цифр, путанице букв «д» и «б», неуспеваемости по русскому языку и математике, чтению и черчению, истории и химии…
Ошибочно считается, что если трудности в письме, то надо больше писать, если в чтении - больше читать. Эти трудные, не дающие удовлетворения занятия убивают радость самой работы, польза от них минимальная, и они не приносят должного результата. А иногда дают результат, прямо противоположный.
Семиклассник Ваня никак не мог выучить таблицу умножения, плохо запоминал стихи, с трудом владел устным счетом. И хотя он «долбил» таблицу умножения, это не помогало. А все потому, что у него плохо развито чувство ритма. И «долбежка» не поможет изменить организацию его мозга, а только больше будет угнетать и истощать мозг. А развитие соответствующих отделов головного мозга выправит ситуацию.
Девятилетний Данил, с нормальным слухом, зрением и интеллектом, писал неграмотно из-за незрелости некоторых отделов мозга, отвечающих за двигательные функции рук, речевое внимание. А такого же возраста Анна, тоже с нормальным слухом, зрением и интеллектом, писала неграмотно из-за несформированности отделов мозга, отвечающих за зрительно-пространственную ориентацию. И этим детям потребовалась различная программа нейропсихологической коррекции.
Поэтому, прежде чем заниматься дополнительно тем или иным предметом с отстающим ребенком, следует выяснить природу его школьных неуспехов и тогда уже постараться помочь.
Существующая сегодня нейропсихологическая диагностика может определить, недостаточность каких именно мозговых структур влияет на успеваемость ребенка, делается это по специализированным нейропсихологическим пробам (задания, игры) и по анализу характера ошибок.



Предварительный просмотр:

Родительский урок «РАЗГОВОР НА ТРУДНУЮ ТЕМУ»

(Беседа с родителями о здоровом образе жизни)

На каких основах должны складываться отношения школы и семьи, чтобы воспитание детей было успешным? Ответ на этот вопрос был найден у В. А. Сухомлинского: «Как можно меньше вызовов в школу матерей и отцов для моральной нотации детям... и как можно больше такого духовного общения детей с родителями, которое приносит радость матерям и отцам».

Ведущую роль в организации сотрудничества школы и семьи играет классный руководитель, задача которого состоит в том, чтобы вызвать к жизни и объединить позитивные факторы семейного и школьного воспитания, взаимодополнять и обогащать друг друга.

Я как классный руководитель всегда стремлюсь установить тесный контакт с семьями школьников, вовлечь родителей в совместную деятельность. В содержание сотрудничества с ними были включены следующие направления:

• психолого-педагогическое просвещение родителей;

• вовлечение их в учебно-воспитательный процесс;

• участие родителей в совместной с детьми деятельности;

• оказание им психолого-педагогической помощи.

Одной из эффективных форм взаимодействия семьи и школы является родительское собрание — не менее «сложный жанр», чем уроки и внеклассные мероприятия. Результативность его во многом зависит от целенаправленности, продуманности, тщательной подготовительной работы.

Выбираются темы наиболее актуальные для родителей.

Для того чтобы собрание было эффективным, вызывало живой отклик у родителей, важно использовать разнообразные, но привлекательные для них формы общения: мастерские семейного опыта, «круглые столы», практикумы, вечера вопросов и ответов, организационно-деятельностные игры, собрания-диспуты.

Многие родители младших школьников уверены в том, что их дети ничего не знают об алкоголе, сигаретах, наркотиках. Взрослые уверены, что еще рано беседовать с ними на эту трудную тему. Однако современные исследования свидетельствуют о том, к 7—9 годам мальчики и девочки неплохо информированы о воздействии на организм человека одурманивающих веществ. Дети знают и могут перечислить довольно много марок табачных изделий, наименование алкогольных напитков. Младшие школьники неплохо представляют и то, как действуют никотин и алкоголь на человека, даже если личного опыта использования этих одурманивающих средств у них нет. Эта информативность детей носит противоречивый характер. С одной стороны, они знают, что употребление алкоголя, табачных изделий, а тем более наркотиков опасно для здоровья, с другой — они часто являются свидетелями сцен, демонстрирующих привлекательность одурманивающих веществ. В сознании ребенка возникает так называемый когнитивный диссонанс — одновременное присутствие противоречивых сведений о них. Именно это противоречие и является основной причиной для возникновения любопытства к курению и алкоголю.

Далее следует познакомить родителей с факторами, способными провоцировать риск раннего приобщения к последним:

  • кризис 7 лет — рождение социального «я» ребенка;
  • реакция имитации или подражания;
  • поведенческая реакция — демонстрация своей взрослости, стремление к самостоятельности.

Родители должны знать и о том, что есть определенные психологические особенности, повышающие риск знакомства младших школьников с одурманивающими веществами. Так, в зоне риска находятся дети с неустойчивым типом акцентуации характера. Психологи определяют это как чрезмерное заострение некоторых личностных черт. Для таких детей характерны неспособность длительное время сосредоточиваться на выполнении задания, повышенная утомляемость даже при несложной работе. Их отличают резкие перепады настроения, жажда развлечений, новых впечатлений. Особого внимания требуют и дети с истероидным типом акцентуации. Для них характерно постоянное стремление быть в центре внимания. Зачастую таким детям не важно, хвалят их или осуждают, главное — привлечь внимание окружающих.

Говоря о психологических особенностях, необходимо подчеркнуть, что они могут лишь потенциально увеличить риск приобщения к алкоголю или курению. Реализуется ли эта предрасположенность, зависит от взрослых.

Следующий фактор, на котором следует остановиться особо, — особенности семейного воспитания. Важное значение имеет нравственная атмосфера в доме, эмоциональная близость и доверие членов семьи друг к другу. Родители должны понимать, что успех воспитания зависит не только и не столько от количества времени, проведенного с ребенком, а прежде всего от качества общения. Положительный пример родителей, взаимоуважение, забота друг о друге, отсутствие вредных привычек в семье гораздо больше влияют на ребенка, чем длительные нотации.

Не менее опасен и прямо противоположный тип воспитания, когда родители контролируют буквально каждый шаг младшего школьника, не давая ему ни малейшей возможности проявить самостоятельность.

Что же делать родителям, если они узнали, что их ребенок курит?

Психологи советуют не совершать необдуманных поступков, не паниковать. Самое главное — поговорить «по душам», попытаться понять, почему ребенок решил закурить. При этом важна доверительная атмосфера разговора. Психологи советуют во время этого соблюдать ряд правил.

  • Повернитесь к ребенку лицом. Глаза взрослого и ребенка должны быть на одном уровне.        
  • Соблюдайте при этом минимальную дистанцию — сядьте рядом с ребенком на диване, обнимите его.
  • В беседе важно держать паузу. После каждой своей реплики дайте ему собраться с мыслями, понять ваши переживания.

Дети должны понять что родители расстроены, но верить, что

зачестным признанием не последует наказание. Пусть родители попросят ребенка не совершать неблаговидных поступков.

      Нелишне поговорить с родителями об опасности пассивного курения. Если в семье кто-то курит, от этого страдают все члены семьи. Следует объяснить ребенку, что если у взрослых есть плохая привычка, например курение, избавиться от нее очень непросто. Значит, то же может произойти и с начавшим курить ребенком.

      Продолжая разговор о профилактике вредных привычек, предлагается обсудить ситуацию: «Семья собралась за праздничным столом. Бокалы наполняются красиво пенящимся напитком, кто-то произносит тост, все приподнимаются, чтобы, соприкоснуться бокалами и ... в этот момент звучит голос ребенка: «Мама (папа), и я тоже хочу, дайте мне попробовать!» Как быть

        После обмена мнениями с родителями приводятся статистические данные: около 78 % детей младшего школьного возраста попробовали первый раз алкоголь у себя дома, 45 % сделали это с разрешения взрослых. Факты неоспоримы: положительное отношение к алкоголю формируется в семьях у многих школьников.

Многие родители считают: если ребенок попробует алкогольный напиток, он удовлетворит свое любопытство и алкоголь перестанет для него быть чем-то таинственным. Существует и другая точка зрения: если ребенок постепенно осваивает традиции питья, это поможет предотвратить в дальнейшем неумеренное употребление алкоголя.

Родители должны осознавать, что ранний опыт употребления алкогольных напитков — неоправданный риск. Он представляет опасность для здоровья растущего человека и в значительной степени способен спровоцировать интерес к алкоголю в дальнейшем.

Так стоит ли приглашать ребенка за праздничный стол во время семейных праздников? Конечно, ведь семейный праздник — это прекрасная традиция. Но родители должны заранее объяснить ребенку, что алкогольные напитки в умеренном количестве предназначены для взрослых, а ему они помешают вырасти здоровым и сильным. У ребенка обязательно должен быть свой любимый напиток.

Психологи советуют родителям использовать следующий прием. Мама или папа могут попросить ребенка налить им «его» сока, напитка, и в тот момент, когда все остальные поднимают бокалы со спиртным, «разделить компанию» с сыном или дочерью. Только делать это нужно естественно, так, чтобы ни у кого не возникло сомнения в том, что вам действительно захотелось сока. Благодаря такому приему у ребенка не будет формироваться представление об алкогольных напитках как о символе взрослости и не возникнет ощущение собственной « неполноценности ».

Совместные праздники с участием детей не должны превращаться в пьяные посиделки — это совершенно недопустимое зрелище для ребенка. Семейная профилактика вредных привычек у детей сводится, прежде всего, не столько к беседам об опасности одурманивающих веществ, сколько к формированию свойств и качеств, обеспечивающих успешную социальную адаптацию. Вместе с родителями мы учим мальчиков и девочек бережно относиться к своему здоровью, строить гармоничные отношения с окружающим миром. А чтобы родители могли помочь ребенку не попасть в беду, на одном из собраний разработали обращение к ним:

Уважаемые мамы, папы, бабушки, дедушки!

  • Не забывайте: дети учатся тому, что видят у себя в дому: родители — пример всему.
  • Организовывайте семейные поездки, которые дети ждут с нетерпением.
  • Старайтесь завтракать и ужинать всей семьей. Не забывайте о воскресных обедах.
  • Больше доверяйте своим детям.
  • Не заставляйте ребят чувствовать, что их ошибки не исправимы.
  • Никогда не угрожайте детям: «Если ты когда-нибудь попробуешь алкоголь и наркотики, я не буду тебя любить и откажусь от тебя!»
  • Чаще давайте детям возможность принимать самостоятельные решения.
  • Никогда не наказывайте их в присутствии других и чаще хвалите их.



Предварительный просмотр:

Родительское собрание в 1 классе

Тема: «Гиперактивный ребёнок в школе

Цель: обсуждение проблемы воспитания и обучения гиперактивных детей».

Задачи:

  1. Познакомить родителей с понятием «гиперактивность», как она проявляется.
  2. Дать рекомендации психолога по коррекции поведения таких детей в семье.
  3. Выработать план действий по сохранению психического здоровья ребёнка.


  1. Вступительное слово учителя.

Период адаптации закончился, наши дети стали настоящими школьниками, повзрослели, но проблемы поведения, общения детей между собой и со взрослыми остались. Почему?

По данным специалистов, чуть ли не половина детей страдает так называемой гиперактивностью. Не только в нашей стране,но и во всём мире количество таких детей неуклонно растёт. Если ребенок гиперактивен, то трудности испытывает не только он сам, но и его окружение: родители, одноклассники, учителя…такому ребенку необходима своевременная помощь, иначе в дальнейшем может сформироваться асоциальная или даже психопатическая личность: известно, что среди малолетних правонарушителей значительный процент составляют гиперактивные дети.

Сегодня мы попытаемся вместе разобраться, какие существуют методы, приемы воспитания гиперактивных детей.

Что же такое гиперактивность, и как мы взрослые, должны скорректировать своё поведение, чтобы помочь процессу социализации гиперактивного ребенка?

Под гиперактивностью принято понимать чересчур беспокойную физическую и умственную активность у детей, когда возбуждение преобладает над торможением. Врачи полагают, что гиперактивность является следствием очень незначительного поражения мозга, которое не определяется диагностическими тестами. Говоря научным языком, мы имеем дело с минимальной мозговой дисфункцией. Признаки гиперактивности проявляются у ребенка уже в раннем детстве. В дальнейшем его эмоциональная неустойчивость и агрессивность часто приводят к конфликтам в семье и школе.

Как проявляется гиперактивность?

Наиболее ярко гиперактивность проявляется у детей в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте. В этот период осуществляется переход к ведущей – учебной –деятельности и в связи с этим увеличиваются интеллектуальные нагрузки: от детей требуются умения концентрировать внимание на более длительном отрезке времени, доводить начатое дело до конца, добиваться определенного результата. Именно в условиях длительной и систематической деятельности гиперактивность заявляет о себе очень убедительно. Родители вдруг обнаруживаютмногочисленные негативные последствия неусидчивости, неорганизованности, чрезмерной подвижности своего ребенка и, обеспокоенные этим, ищут контактов с психологом.

  1. Анкета для родителей.

Психологи выделяют следующие признаки, которые являются диагностическими симптомами гиперактивных детей (на столах у родителей опросные листы).

Ответьте на вопросы («да», «нет»):

  1. Беспокойные движения в кистях и стопах. Сидя на стуле, корчится, извивается.
  2. Не может спокойно сидеть на месте, когда этого от него требуют.
  3. Легко отвлекается на посторонние стимулы.
  4. С трудом дожидается своей очереди во время игр и в различных ситуациях в коллективе (на занятиях, во время экскурсий и праздников).
  5. На вопросы часто отвечает, не задумываясь, не выслушав их до конца.
  6. При выполнении предложенных заданий испытывает сложности (не связанные с негативным поведением или недостаточностью понимания).
  7. С трудом сохраняет внимание при выполнении заданий или во время игр.
  8. Часто переходит от одного незавершенного действия к другому.
  9. Не может играть тихо, спокойно.
  10. Болтливый.
  11. Часто мешает другим, пристаёт к окружающим (например, вмешивается в игры других детей).
  12. Часто складывается впечатление, что ребенок не слушает обращенную к нему речь.
  13. Часто теряет вещи, необходимые в школе, дома, на улице.
  14. Иногда совершает опасные действия, не задумываясь о последствиях, но приключений или острых ощущений специально не ищет (например, выбегает на улицу, не оглядываясь по сторонам).

Все эти признаки можно сгруппировать по следующим направлениям:

- чрезмерная двигательная активность;

-импульсивность;

-отвлекаемость – невнимательность. Диагноз считается правомерным, если наличествуют, по меньшей мере, восемь из всех симптомов. Так, имея довольно хорошие интеллектуальные способности, гиперактивные дети отличаются недостаточностью речевого развития и тонкой моторики, сниженным интересом к приобретению интеллектуальных навыков, рисованию, имеют некоторые другие отклонения от средних возрастных характеристик, что приводит к отсутствию у них интереса к систематическим, требующим внимания занятиям, а значит, и в будущей или настоящей учебной деятельности.

У кого чаще наблюдается гиперактивное поведение: у мальчиков или у девочек?

По данным психологов, гиперактивность среди детей от 7 до 11 лет в среднем составляет 16, 5%. Среди мальчиков – 22%, среди девочек – около 10%.

  1. «Узелки на память».

Классный руководитель знакомит родителей с рекомендациями психолога, как воспитывать гиперактивного ребенка.

Коррекция в семье.

Обогатить и разнообразить эмоциональный опыт гиперактивного ребенка, помочь ему овладеть элементарными действиями самоконтроля и тем самым несколько сгладить проявления повышенной двигательной активности – значит, изменить взаимоотношения его с близким взрослым, и, прежде всего, с мамой. Этому будут способствовать любое действие, любая ситуация, событие, направленные на углубление контактов, их эмоциональное обогащение.

При воспитании гиперактивного ребенка близкие должны избегать двух крайностей:

- с одной стороны, проявления чрезмерной жалости и вседозволенности;

- с другой – постановки завышенных требований, которые он не в состоянии выполнить, в сочетании с излишней пунктуальностью, жестокостью и санкциями (наказаниями).

(рекомендации родители получают в печатном виде).

Рекомендации родителям.

Какие же рекомендации дают психологи родителям гиперактивного ребенка и тем самым помогают им в процессе его воспитания?

Первая группа рекомендаций относится к внешней стороне поведения близких ребенку взрослых людей.

  • Старайтесь по возможности сдерживать свои бурные аффекты, особенно если вы огорчены или недовольны поведением ребенка. Эмоционально поддерживайте детей во всех попытках конструктивного, позитивного поведения, какими бы незначительными они не были. Воспитывайте в себе интерес к тому, чтобы глубже познать и понять ребенка.
  • Избегайте категоричных слов и выражений, жестких оценок, упреков, угроз, которые могут создать напряженную обстановку и вызвать конфликт в семье. Старайтесь реже говорить «нет», «нельзя», «прекрати» - лучше попробуйте переключить внимание малыша, а если удастся, сделайте это легко, с юмором.
  • Следите за своей речью, старайтесь говорить спокойным голосом. Гнев, возмущение плохо поддаются контролю. Выражая недовольство, не манипулируйте чувствами ребенка и не унижайте его.

Вторая группа рекомендаций касается организации среды и окружающей обстановки в семье.

  • Если есть возможность, постарайтесь выделить для ребенка комнату или её часть для занятий, игр, уединения (то есть его собственную «территорию»). В оформлении желательно избегать ярких цветов, сложных композиций. На столе и в ближайшем окружении ребенка не должно быть отвлекающих предметов. Гиперактивный ребенок сам не в состоянии сделать так, чтобы ничто постороннее его не отвлекало.
  • Организация всей жизни должна действовать на ребенка успокаювающе. Для этого вместе с ним составьте распорядок дня, следуя которому, проявляйте одновременно гибкость и упорство.
  • Определите для ребенка круг обязанностей, а их исполнение держите под постоянным наблюдением и контролем ,но не слишком жестко. Чаще отмечайте и хвалите его усилия, даже если результаты далеки от совершенства.

Третья группа рекомендаций направлена на активное взаимодействие ребенка с близким взрослым, на развитие способности как взрослого так и ребенка почувствовать друг друга, сблизиться эмоционально.

И здесь совершенно незаменима самая важная для детей деятельность – игра, поскольку она близка и понятна ребенку. Использование же эмоциональных воздействий, содержащихся в интонациях голоса, мимике, жестах, форме реагирования взрослого на свои действия и действия ребенка, доставит обоим участникам огромное удовольствие.

  1. Родители анализируют полученные рекомендации, обсуждают их совместно.
  2. Подведение итогов.

Когда становится совсем тяжело, вспомните, что к подростковому возрасту, а у некоторых детей и раньше, гиперактивность проходит. По наблюдения большинства врачей и психологов, общая двигательная активность с возрастом уменьшается, а выявленные невротические изменения постепенно нивелируются. В мозгу у ребенка появляются связи, которых не было или они были нарушены. Важно, чтобы ребенок подошел к этому возрасту без груза отрицательных эмоций и комплексов неполноценности. Так что если у вас гиперактивнй ребенок, помогите ему, все в ваших руках.