Разноуровневые задания

Воробьева Марина Отаровна

Урок – это та маленькая часть учебного процесса, на котором учителю необходимо раскрыть все индивидуальные способности ребенка. Именно индивидуальные. Каждый ребенок по-своему индивидуален. У каждого ученика и свои познавательные возможности. То, что одному дается легко, у другого вызывает трудности. Порой темп урока для одних учащихся нормальный, для других слишком быстрый. Любому учителю хочется, чтобы ребенок на его уроке работал творчески. Поэтому эффективным приемом в своей педагогической деятельности считаю использование технологии разноуровневых заданий по Ж.А. Караеву. Педагогическая технология «Трехмерной методической системы обучения», разработанная профессором Жаумбалом Амантурлиевичем Караевым. Самым основным моментом в данной технологии является то, что ребенок, что обучение должно быть организовано на основе самостоятельной познавательной деятельности учащихся. Каждый ученик должен достичь обязательного уровня обучения (задаваемого государственным стандартом) и иметь возможность дальнейшего развития с учетом индивидуальных способностей. Данное пособие предполагает закрепление материала на различных планируемых уровнях, но не ниже уровня обязательных требований.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл raznourovnevye_zadaniya.docx130.33 КБ

Предварительный просмотр:


Разноуровневые задания

Пояснительная записка


Урок – это та маленькая часть учебного процесса, на котором учителю необходимо раскрыть все индивидуальные способности ребенка. Именно индивидуальные. Каждый ребенок по-своему индивидуален. У каждого ученика и свои познавательные возможности. То, что одному дается легко, у другого вызывает трудности. Порой темп урока для одних учащихся нормальный, для других слишком быстрый. Любому учителю хочется, чтобы ребенок на его уроке работал творчески. Поэтому эффективным приемом в своей педагогической деятельности считаю использование технологии разноуровневых заданий по Ж.А. Караеву. Педагогическая технология «Трехмерной методической системы обучения», разработанная профессором Жаумбалом Амантурлиевичем Караевым. Самым основным моментом в данной технологии является то, что ребенок, что обучение должно быть организовано на основе самостоятельной познавательной деятельности учащихся. Каждый ученик должен достичь обязательного уровня обучения (задаваемого государственным стандартом) и иметь возможность дальнейшего развития с учетом индивидуальных способностей. Данное пособие предполагает закрепление материала на различных планируемых уровнях, но не ниже уровня обязательных требований.


Тема. Повторение 
Цель 1: уметь производить фонетический разбор слов, 
записывать слова в алфавитном порядке. 
1 уровень. 
Спиши, подчеркни гласные буквы. Поставь ударение над словами. 
1 вар. Струйки воды бегут по стеклу. 
2 вар. Маленький воробей упал из гнезда. 
2 уровень. 
Запиши слова в алфавитном порядке. 
Произведи фонетический разбор подчеркнутого слова. 
1 вар. Гусь, аист, коза, енот, орел, лес. 
2 вар. Жираф, медведь, индюк, ёж, лёд. 
3 уровень. 
1) Запиши, какие слова получатся, если прочесть их от конца к началу, используя при этом звуки, а не буквы. 
Парк, торг, короб, ешь, лещ. 
2) «Расколдуй» слово, расставив буквы в алфавитном порядке. 
УГЬШЛ СМТОЫ НЫБТИ 

Цель 2: знать правописание звонких и глухих согласных в корне слова. 
1 уровень. 
Найди слова на данное правило. Выпиши их, подбери проверочные слова. 
1 вариант. 
Ночью ударил сильный мороз. Он сковал ледком лужи на лесных дорожках. 
2 вариант. 
Среди редких берёз прячутся в траве крепкие боровики. 
2 уровень. 
Укажи слова с согласной: 
1 вариант - д 
2 вариант - т 
а) горо . ки г) зага . ка 
б) ни . ки д) цве . ки 
в) у . ка е) ре . кий 
3 уровень. 
1) Отгадай шараду и запиши слова с парными согласными в корне слова. Проверь их. 
С М – приятен, золотист, 
Очень сладок и душист. 
С буквой Л зимой бывает, 
А весною исчезает. (МЁД, ЛЁД) 
2) Подбери нужные слова: 
Как называется избушка, где живёт сторож? - - - - - ж - - 
Украшение в ушах. - - - - ж - - 
Твёрдая застёжка на поясе. - - - ж - - 
Часть стола или стула. - - ж - - 
Цель 3: знать правописание гласных в корне. 
1 уровень. 
Спиши. Подчеркни слова с безударными гласными. 
1 вариант: Прохлада леса хранила ночную тишину. 
2 вариант: Впереди показалось весёлое солнце. 
2 уровень. 
Выпиши слова с безударной гласной в корне. Напиши проверочные слова. 
1 вариант: Потемнел на реке лёд. На деревьях набухли пахучие почки. 
2 вариант: На земле лежит прошлогодняя листва, сухие травинки. 
3 уровень. 
Вставь пропущенную букву. Составь с данными словосочетаниями предложения. 
1 вариант: Л . сной зв . рёк, сильный л . стопад. 
2 вариант: Х . лодные д . ньки, т . жёлые тучи. 
Кроссворд. 
1. Стояли на крепкой ножке, 
Теперь лежат в лукошке. (грибы) 
2. Течёт, течёт – не вытечет. 
Бежит, бежит – не выбежит. (река) 
3. Вырос в поле дом, полон дом зерном, 
Стены позолочены, ставни заколочены. (колос) 
4. Ты не клюй меня, дружок, голосистый петушок! 
В землю тёплую уйду, к солнцу колосом взойду, 
В нём тогда таких, как я, будет целая семья. (зерно) 
5. Летом зеленеет, осенью желтеет. (трава) 

Цель 4: уметь определять главные члены в предложении. 
1 уровень. 
Выпиши из предложения главные члены. Подчеркни их. 
1 вариант: Зелёные ёлочки выгибают колючие ветви. 
2 вариант: Коренастый дуб раскинул свои вырезные листья. 
2 уровень. 
Распространи предложения, включив в них как можно больше второстепенных членов. Подчеркни главные члены предложения. 
Поднялось солнце. Стояла рябина. Слетелись птицы. 
3 уровень. 
1.Спиши. Подчеркни главные члены предложения. 
Весёлая песня жаворонка разбудила поле. 
Зеркало отражало луч солнца. 
2. Составь и запиши предложение с подлежащим: 
1 вариант: ученик 
2 вариант: урок 
Подчеркни главные члены. 

Тема. Состав слова. Словообразование. 
Цель: уметь разбирать слова по составу, знать и правильно писать корневые орфограммы. 
1 уровень. 
Спиши, вставив пропущенные буквы и раскрыв скобки. 
1 вариант: Двор . к, (за)думала, (за)лесом, в . рблюд, извес?ный, 
сохр . нить, опас?ность. 
2 вариант: (До)ехать, (до)города, ур . ган, ненас?ные, 
пот . нулись, вкус?ный, кусоч . к. 
2 уровень. 
Выпиши однокоренные слова, разбери по составу. 
1 вариант: сосна, насосная, сосать, сосновые. 
2 вариант: осина, осинка, посинеть, осенний. 
3 уровень. 
I. Отгадай шарады. Запиши слова, разбери по составу. 
1. Корень мой находится в цене, 
В очерке найди приставку мне, 
Суффикс мой в тетрадке все встречали, 
Вся же - в дневнике я и в журнале. 
2. Корнем с дорогой роднится, 
В сборе приставка таится, 
Суффикс как в слове родник, 
Целым же в космос проник. 
II. Выпиши слова с приставкой над- . 
Надрезать, надвигать, надпилить, надписать, надышать. 
Тема. Части речи. 
Цель: уметь различать части речи. 
1 уровень. 
Спиши предложения. Подпиши части речи. 
1 вариант. Узкая тропинка ведёт в чащу леса. 
2 вариант. По вершинам деревьев прошелся сильный ветер. 
2 уровень. 
Образуй от данного слова как можно больше изученных частей речи. Подпиши части речи. 
1 вариант: свет 
2 вариант: смех 
3 уровень. 
1. Составь небольшой рассказ на тему: «В нашем классе», используя слова всех известных частей речи. Подпиши их. 
2. Спиши, укажи части речи. 

Бабка Дарья холст чернила, 
Внучка пролила чернила. 

Снежное покрывало всё поле покрывало. 

Тема. Имя существительное. 

Цель 1: уметь находить существительные в предложении, различать одушевлённые и неодушевлённые, собственные и нарицательные имена существительные, определять род, изменять существительные по числам. 
1 уровень. Найди имена существительные. 
1 вариант         2 вариант 
а) летать          а) писать 
б) лётчик         б) письменный 
в) лётный         в) письмо 
г) чистый        г) делать 
д) чистить       д) дело 
е) чистота       е) деловой 
2 уровень. Выпиши имена существительные. 
1 вариант – одушевлённые. 
2 вариант – неодушевлённые. 
Пригрело солнце, растопило снег. Белка вылезла из гнезда. Выбрались из своих убежищ бобр, барсук и колючие ежи. 
Определи род и число существительных. 
3 уровень. 
1. Напиши 2 – 3 предложения о своём городе, используя собственные имена существительные. 
2. Запиши существительные во множественном числе. 
Курица, морское судно, ребёнок, небо, чудо, телёнок, человек. 
Цель 2: уметь определять падежи имён существительных. 
1 уровень. 
Просклоняй имена существительные: 
1 вариант: лиса 2 вариант: число 
2 уровень. 
Спиши предложения. Выдели окончания, определи падежи имён существительных. 
1 вариант. 
Большая серая птица села на ветку клёна. С ветки посыпался снег. 
2 вариант. 
Стая снегирей сидел на рябине. Я сорвал гроздь красной рябины. 
3 уровень. 
1.Составь 2 предложения с данными словами: 
1 вариант: машина - в И.п., затем - в Р.п. 
2 вариант: медведь - в И.п., затем – в В.п. 
2.Определи и обозначь падеж существительного труд. 
Белые ручки чужой труд любят. ( ) 
Труд кормит, а лень портит. ( ) 
Дерево ценно плодом, а человек трудом. ( ) 
Суди о человеке по его труду. ( ) 
Без труда жить – счастью не быть. ( ) 
В труде рождаются герои. ( ) 
Цель 3: уметь определять склонение имён существительных. 

1 уровень. 
Запиши существительные в 3 столбика по склонениям: 
1 вариант. 
Верблюд, подруга, мешок, стрекоза, фасоль, морковь, пень. 
2 вариант. 
Картофель, дело, песня, пруд, сирень, дочь, дядя. 
2 уровень. 
Спиши, обозначь склонение имён существительных: 
1 вариант: 
Под старой сосной грелась рысь. На ветку дерева села синица. 
2 вариант. 
В траве прошуршала лесная мышь. Маленький рысёнок 
весело играет под ветками ели. 
3 уровень. 
1. Придумай по 2 существительных 1-го, 2-го, 3-го склонения. 
Выдели окончания, обозначь род. 
2. Из каждого слова каждой строчки возьми один слог, образуй и запиши новое слово – существительное. Определи склонение. 
Пластинка, картина, павлин - … (пластилин) 
Сапоги, парашют, фантазия - … (сарафан) 
Косари, заморозки, лётчик - … (самолёт) 
Цель 4: уметь писать безударные окончания имён существительных. 
1 уровень. 
Просклоняй существительные: 
1 вариант. Площадь, озеро. 
2 вариант. Площадка, сирень. 
2 уровень. 
Вставь окончания имён существительных, укажи склонение и падеж. 
1 вариант. На морков . , на морковк . , по тетрад . , в вопрос . , без косточк . 
2 вариант. У дорог . , на лошад . , на лошадк . , в шкафчик . , по площадк . 
3 уровень. 
1. Составь с данными словами 2 – 3 предложения. Укажи склонения и падеж у существительных. 
Опушка, лес, берёзка, дятел, ствол, тропка, ветка, ель. 
2. Составь предложение на эту же тему, используя существительные в том падеже, который отсутствует в стихотворении. 
Зимняя бахрома. 
На сосне и на берёзе – бахрома: 
Белой пряжей их запутала зима. 
И оставила распутывать весне 
Эту пряжу на берёзе и сосне. 

Цель 5: знать правописание О и Е после шипящих и Ц 
в окончаниях имён существительных. 
1 уровень. 
Вставь пропущенные буквы в словах: 
1 вариант. С багаж . м, под крыш . й, за пыльц . й, под плащ . м. 
2 вариант. За свеч . й, с медведиц . й, с пловц . м, за пляж . м. 
2 уровень. 
Составь словосочетания, найди орфограмму, подчеркни её. Определи падеж. 
Любовался (столица), свернулась (кольцо). 
Играл (мяч), укрылся (плащ). 
3 уровень. 
1. Используя предлоги над, под, перед и с, составь словосочетания с данными словами. С одним из них составь предложение. 
Чертёж, страница, смерч, обруч. 
Выдели окончания существительных. 
2. Сочини стихотворение, используя данные слова. 

……………………. отц . м, 
……………………. лиц . м. 
…………………….. врач . м, 
…………………….. плащ . м. 

…………………… в оконц . 
…………………… солнц . . 
…………………… гостинц . в 
…………………... любимц . в. 
Цель 6: уметь писать безударные окончания имён существительных во множественном числе. 
1 уровень. 
Просклоняй существительные: 
1 вариант: стены 2 вариант: встречи 
2 уровень. 
Напиши данные существительные в Р.п. множественного числа. 
1 вариант. Апельсины, сапоги. 
2 вариант. Места, помидоры. 
3 уровень. 
1.Составь по одному предложению с данными существительными во множественном числе. 
1 вариант. Валенки - в И.п. и в В.п. 
2 вариант. Груши - в В.п. и в Р.п. 
2. Составь и запиши словосочетания, употребив существительные во множественном числе. 
Шесть (килограммы) (яблоки), герои (басни), у белых (скатерти), пять (простыни), нет новых (туфли), продажа (полотенца). 

Тема. Имя прилагательное. 
Цель 1: уметь находить имена прилагательные в предложении, изменять их по родам и числам. 
1 уровень. 
Укажи имена прилагательные. 
1 вариант    2 вариант 
а) зеленеть   а) старый 
б) зелёный   б) стареет 
в) зелень      в) старик 
г) бег            г) дело 
д) бежать     д) делать 
е) беговые   е) деловые 
2 уровень. 
Запиши прилагательные к данным существительным, изменив окончания. Укажи число и род прилагательных. 
1 вариант                   2 вариант 
Пора (зимний).        Путь (долгая). 
Пальто (новая).        Волна (синий). 
Берег (дальнее).      Утро (ранний). 
Листья (осенняя).     Лучи (яркое). 
3 уровень 
Образуй от данных существительных однокоренные имена прилагательные. Запиши их с существительными м.р., ср.р. и ж.р.. выдели окончания, укажи род. 
1 вариант. Весна, молодость, тепло. 
2 вариант. Веселье, осень, золото. 
2. Вставьте в пословицы прилагательные – антонимы. 
___________ слово лечит, а ___________ - калечит. 
Платье хорошо __________, а друг - __________ . 
___________ крючком ___________ рыбу не выудишь. 

Укажи число и род прилагательных. 
Цель 2: уметь определять падеж имён прилагательных. 
1 уровень
Просклоняй словосочетание: 
1 вариант. голубое озеро 
2 вариант. золотое поле 
2 уровень. 
Выпиши словосочетания существительное + прилагательное. Определи падеж прилагательных. 
1 вариант. Зелёные ели стоят в красивом наряде. 
По снежному полю пробежал заяц. 
2 вариант. Настало морозное утро. Лучи солнечного света играли на прозрачном стекле. 
3 уровень. 
1. Составь 2 предложения с именами прилагательными о родном городе. Обозначь падеж прилагательных 
2. Укажи падеж прилагательных. 
На ручей рябой и пёстрый 
За листком летит листок, 
И струёй сухой и острой 
Набегает холодок. 
Цель 3: уметь писать безударные падежные окончания имён прилагательных мужского и среднего рода.
1 уровень. 
Укажи прилагательные: 
1 вариант. - м.р. 
2 вариант. - ср.р. 
а) яркое г) далёкое 
б) тёплая д) синий 
в) смешной е) синее 
2 уровень. 
Запиши словосочетания, вставь окончания. 
1 вариант. 
В чист.. поле, у хмур… деда, со сладк .. творогом, к ярк … свету. 
2 вариант. 
В осенн.. пальто, к скор… поезду, летн.. днём, от ближн … дома. 
3 уровень. 
1. Составь 2-3 предложения, используя прилагательные мужского и среднего рода. Укажи падежи прилагательных. 
2. Подбери подходящее по смыслу прилагательное, определи падеж. 
От … ого мороза, в … ем платье, за … им морем, к … ему лесу, до … его дома, о … ом вечере. 
Цель 4: уметь писать безударные падежные окончания имён прилагательных женского рода. 
1 уровень. 
Вставь окончания. Укажи падеж прилагательных. 
1 вариант. 
В зимн.. пору, передн.. лапой, о влажн.. земле, по мокр.. дороге. 
2 вариант. 
Зимн.. порою, передн.. лапу, по син.. ленте, о тёпл.. погоде. 
2 уровень. 
Запиши словосочетания в И.п., В.п. и Т.п. 
1 вариант. о дальней дороге 
2 вариант. о вечерней песне 

3 уровень. 
1.Замени имена прилагательные антонимами. 
Запиши словосочетания. Определи род и падеж имён прилагательных. 
Под белой тканью – 
Дневную сказку – 
О ранней весне – 
2.Вставьте в пословицы прилагательные – антонимы. 

___________ сторона – мать, а ___________ - мачеха. 
Верёвка хороша _________ , речь - ___________ . 
В ___________ лодку __________ груз не кладут. 
Цель 5: уметь писать безударные падежные окончания имён прилагательных во множественном числе. 
1 уровень. 
Просклоняй прилагательные во множественном числе. 
1 вариант. лёгкие шаги 
2 вариант. далёкие страны 
2 уровень. 
Слова в скобках замени именами прилагательными. 
1 вариант. торты (песок) 
2 вариант. дни (дождь) 
Запиши словосочетание 1 в. – в Р.п. и П.п. 
2в. – в Д.п. и Т.п. 
3уровень. 
1. Запиши пословицы. Укажи род и падеж имён прилагательных в данных пословицах. Подставь в них имена прилагательные «большой – маленький». 

_________ пенёк опрокидывает ____________ воз. 
В ___________ лодку ___________ груз не кладут. 

2.Запиши две пословицы с именами прилагательными. Определи падеж прилагательных. 

Тема. Имя числительное. 
Цель 1: уметь находить имена числительные среди других частей речи, различать количественные и порядковые числительные. 
1 уровень. 
Запиши словами: 
1 вариант. 15, 11, 50 
2 вариант. 12, 16, 60 
2 уровень. 
Напиши ответы на вопросы. Подчеркни количественные числительные одной чертой, порядковые – двумя чертами. 
Сколько человек в вашей семье? 
Какой по счёту в году месяц март? 
3 уровень. 
1. Определи части речи. 
Десяток - ___________ 
Двойной - ___________ 
Удесятерить - ___________ 
Десять - ___________ 
Пятёрка - ___________ 
2. Запиши данные предложения, вставляя пропущенные слова и обозначая числа словами. 
Из 20 вычесть 4 получится … . 
700 уменьшить на 60 получится … . 
30 уменьшить на 11 получится … . 
Тема. Местоимение. 
Цель: знать местоимения 1-го, 2-го и 3-го лица, уметь писать местоимения с предлогами. 
1 уровень. 
Укажи местоимения. Определи лицо и число. 
1 вариант. Но, он, ты, при, мы, до, вы. 
2 вариант. Со, оно, от, я, вы, про, они. 
2 уровень. 
Поставь местоимения в нужном падеже. 
1 вариант. Дарю кому? (она), посмотрел на кого? (они), хвалила кого? (он), увижусь с кем? (она).
2 вариант. Обрадовал кого? (он), говорил с кем? (они), написал кому? (она), вспоминал о ком? (он). 
3 уровень. 
1. Составь словосочетания с местоимениями. 
1 вариант: его, него 
2 вариант: её, неё 
2. Запиши предложения правильно, используя местоимения. (Измени первое предложение). 
На берёзах сидят снегири. Они занесены снегом. 
Даша кормила кошку рыбой. Она её любила. 
Тема. Глагол. 
Цель 1: уметь находить глаголы в предложении, образовывать неопределённую форму глагола. 
1 уровень. 
Образуй от существительных глаголы в неопределённой форме: 
1 вариант 2 вариант 
Мороз - Радость - 
Смех - Шум - 
Выход - Поход - 
2 уровень. 
Замени фразеологические словосочетания глаголами неопределённой формы. Укажи вид глаголов. 
1 вариант 
Держать язык за зубами - 
Зарубить на носу - 
2 вариант 
Витать в облаках – 
Дрожать как осиновый лист – 
3 уровень. 
1. Подбери к глаголам антонимы. Составь и запиши предложение с одним из глаголов. Подчеркни главные члены предложения. 
1 вариант. Поймают, плакал. 
2 вариант. Идёт, мокнут. 
2. Найди глаголы, неопределённая форма которых совпадает с начальной формой существительного. 
Составь 2 предложения: одно – с существительным, другое – с неопределённой формой глагола. 
Стучать, течь, ходить, спать, печь, петь, топить, ходить, жить. 
Цель 2: уметь определять время и число глаголов, изменять глаголы по временам и числам. 
1 уровень. 
Запиши глаголы в три столбика. Подпиши каждый столбик. Укажи глаголы во множественном числе. 
1 вариант. Растут, застыла, дрожат, вспомню, подует, сидел. 
2 вариант. Ночевала, светит, замашет, ожидает, простоят, пошёл. 
2 уровень. 
Запиши глаголы в настоящем, будущем и прошедшем времени. Укажи время глаголов. 
1 вариант: петь, осветить. 
2 вариант: стучать, упасть. 
3 уровень. 
1. Составь три предложения о нашей школе, используя глаголы в прошедшем, настоящем и будущем времени. 
2. Закончи крылатые выражения, взятые из сказок. Определи число и время глаголов. 
Скоро сказка сказывается, … 
Это всё присказка, … . 
И я там был, … . 
Тема. Синтаксис. 
Цель 1: уметь выделять словосочетания в предложении, устанавливать смысловую связь в предложении. 
1 уровень. 
Выпиши словосочетания, укажи главное слово. 
1 вариант. Утро, ранним утром, поют птицы, бежать по дороге. 
2 вариант. Дождь, сильный дождь, идёт дождь, стучит по крыше. 
2 уровень. 
Выписать словосочетания, установить смысловую связь (написать с вопросами к зависимому слову). 
1 вариант. На светлых полянах цветут кудрявые липы. 
2 вариант. Пчёлы носятся около цветущих ветвей деревьев. 
3 уровень. 
1. Составь три словосочетания, укажи главное слово. Составь с одним словосочетанием предложение. 
Разбери по членам предложения. 
2. Какие слова пропущены? Запиши предложения с вставленными словами. Поставь к ним вопросы. 
ласточка свила гнездо. 
Не спеши , торопись . 

снег выпадает, а тает. 
Цель 2: уметь определять предложение по цели высказывания, по интонации, разбирать предложения по членам. 
1 уровень. 
Выполни разбор по членам предложения. 
1 вариант. Весёлая песня жаворонка разбудила поле. 
2 вариант. Близкий берег увидел командир. 
2 уровень. 
Спиши. Определи границы предложений. Повествовательное предложение разбери по членам предложения. 
Что это за птички какие стройные у этих птиц ноги где живут они живут они на топких болотах и берегах рек. (по В. Бианки) 
3 уровень. 
Составь побудительное предложение о птицах. 
Тема. Лексика. 
Цель: уметь находить многозначные слова, синонимы, антонимы и омонимы. 
1 уровень. 
Найти синонимы к словам. 
1 вариант. Метель.     2 вариант. Восторг. 
а) буран б) ярость в) восхищение г) пурга д) веселье 
е) злость ж) ураган з) радость 
2 уровень. 
Найти и записать антонимы к словосочетаниям: 
1 вариант               2 вариант 
Лёгкая ноша -       Свежая рубашка - 
Лёгкая задача -      Свежий хлеб – 
Лёгкий мороз -      Свежая газета - 
3 уровень. 
1. Запиши два предложения со словами - омонимами. 
2. Заменить фразеологический оборот, близким по смыслу. 
Дать стрекоча – 
Чесать языки – 
Ломать голову – 
Водить за нос – 
Совать нос - 
Тема. Текст. 
Цель: уметь определять тип текста. 
1 уровень. 
1) Найди текст. 
2) Продолжи его, добавив одно предложение. 
3) Запиши заголовок к тексту. 
4) Запиши, к какому типу относится этот текст. 
1 вариант. 
а) Муравей нашёл зерно. Зерно перевозят на грузовых машинах. Машины ехали по шоссе. 
б) Муравей нашёл зерно. Оно было очень тяжёлое. Муравей не мог его сдвинуть. Тогда он позвал товарищей. 
2 вариант. 
а) Серёжа и Володя нашли скворца со сломанным крылом. Он не мог улететь на юг. Ребята взяли скворца домой и кормили его всю зиму. 
б) Сережа нашёл скворца. Весной скворцы прилетели в сад. В саду много садовых деревьев. 
2 уровень. 
Вставьте в предложения подходящие по смыслу слова с чередующимися гласными в корне слова, орфограмму обозначьте.

  1. Наш замечательный город ____________ на берегу реки Камы.
  2. Осенью мы ___________ провести слёт туристов на берегу этой живописной речки.
  3. Выбранное нами местечко______________ недалеко от деревни моей бабушки.
  4. Эти места удивляют богатой _______________.
  5. Мы аккуратно____________ рюкзаки и отправились по _______________ маршруту.
  6. Быстро ___________ на берегу палатки.
  7. Девочки ___________ в тени, а мальчики ____________ костёр.
  8. Справа от нашей стоянки ___________ молодые берёзки, а слева ребята увидели________________ шиповник.
  9. Мы углубились в _______________, чтобы собрать________________ для гербария.
  10. Свои мысли о слёте мы ___________ в сочинениях.

Слова для справок: выр…сти, предл…жить, распол…гаться, р…стительность, ул…жить, предл..женный, выр…сти, распол…житься, разл…жить, р…сти, разро..сшийся, зар…сли,
3 уровень. 
Прочитай текст. 
Овечье стадо паслось далеко в горах. Неожиданно пастух потерял сознание. Собака, сторожившая стадо, проявила редкую сообразительность. Сначала она загнала овец в стойло. Потом вернулась обратно на пастбище и оттуда потащила своего хозяина вниз, к селению. Вскоре жители горной деревушки увидели, что собака приволокла потерявшего сознание человека к порогу дома. Они тотчас же послали за доктором. Пастух был спасён. 
Запиши вид текста. Озаглавь его. 
Составь план текста

5 класс

Имя существительное

I вариант

Давным-давно, с незапамятных вр…мен, ж…л на одном высоком плоскогорье мирный пастушеский народ, отделенный от всего света крутыми скалами, глубокими пропастями и густыми лесами.

История не помнит и не знает, сколько в…ков назад взобрались на горы и проникли в эту страну закованные в железо, ч…жие, сильные и высокие люди, пришедшие с юга.

Первый уровень. Прочитайте отрывок рассказа А.И.Куприна «Синяя звезда». Спишите, вставляя пропущенные буквы. Выпишите 2 существительных, определите морфологические признаки.

Второй уровень. Прочитайте отрывок рассказа А.И.Куприна «Синяя звезда». Вставьте пропущенные буквы. Выполните морфологический разбор имен существительных из первого абзаца.

Третий уровень. Прочитайте отрывок рассказа А.И.Куприна «Синяя звезда». Вставьте пропущенные буквы. Выполните морфологический разбор имен существительных из второго абзаца. Выполните синтаксический разбор сложного предложения.

II вариант

Лет двести тому назад ветер-сеятель принес два семечка в Блудово болото: семя с…сны и семя ели. Оба семечка легли в одну ямку возле б…льшого плоского камня.

С тех пор уже лет, может быть, двести эти ель и сосна вместе растут. Их корни с малолетства сплелись, их ств…лы т…нулись вверх рядом к свету, стараясь обогнать друг друга.

Первый уровень. Прочитайте отрывок рассказа М.М. Пришвина «Кладовая солнца». Вставьте пропущенные буквы. Выпишите 2 существительных, определите морфологические признаки.

Второй уровень. Прочитайте отрывок рассказа М.М. Пришвина «Кладовая солнца». Вставьте пропущенные буквы. Выполните морфологический разбор имен существительных из первого абзаца.

Третий уровень. Прочитайте отрывок рассказа М.М. Пришвина «Кладовая солнца». Вставьте пропущенные буквы. Выполните морфологический разбор имен существительных из второго абзаца. Выполните синтаксический разбор сложного предложения.

5 класс

Имя прилагательное

I вариант

Филька запахнул тулупчик, выскочил на улицу и поб…жал к мельнице. Снег пел под ногами, будто артель _______пильщиков пилила под корень ________рощу за р…кой.

Казалось, воздух замерз, и между землей и луной осталась одна пустота –_______и такая_______, что если бы подняло пылинку на километр от земли, то и ее было бы видно, и она св…тилась бы и мерцала, как __________зв…зда.

Слова - помощники: маленькая, веселая, жгучая, березовая, ясная

Первый уровень. Прочитайте отрывок рассказа К.Г.Паустовского «Теплый хлеб». Вставьте пропущенные буквы. Вставьте по смыслу пропущенные имена прилагательные.

Второй уровень. Прочитайте отрывок рассказа К.Г.Паустовского «Теплый хлеб». Вставьте пропущенные буквы. Вставьте по смыслу пропущенные имена прилагательные. Определите их морфологические признаки.

Третий уровень. Прочитайте отрывок рассказа К.Г.Паустовского «Теплый хлеб». Вставьте пропущенные буквы. Вставьте по смыслу пропущенные имена прилагательные. Определите их морфологические признаки и синтаксическую роль в предложении.

II вариант

Сорока была _______, ________и нарочно л…тела у самой земли, потому что от деревень и л…сов все-таки тянуло т…плом, и сорока не боялась замерзнуть.

Никто ее не видел, только лисица в __________яру высунула морду из норы, повела носом, заметила, как _________тенью пронеслась по небу сорока, шарахнулась обратно в нору и долго с…дела, почесываясь и соображая, - куда ж это в такую __________ночь подалась сорока?

Слова – помощники: темная, осиновая, старая страшная, опытная

Первый уровень. Прочитайте отрывок рассказа К.Г.Паустовского «Теплый хлеб». Вставьте пропущенные буквы. Вставьте по смыслу пропущенные имена прилагательные.

Второй уровень. Прочитайте отрывок рассказа К.Г.Паустовского «Теплый хлеб». Вставьте пропущенные буквы. Вставьте по смыслу пропущенные имена прилагательные. Определите их морфологические признаки.

Третий уровень. Прочитайте отрывок рассказа К.Г.Паустовского «Теплый хлеб». Вставьте пропущенные буквы. Вставьте по смыслу пропущенные имена прилагательные. Определите их морфологические признаки и синтаксическую роль в предложении.

5 класс

Глагол

Жила в деревне крестьянка. При ней жил сын ее Семен, не женатый еще. Жили они бедно: спали на соломе, одежонка у них старая, латаная и в рот им положить нечего.

Жили они давно: тогда земли у крестьян было мало, а что и была, так не родящая была земля: что и посеет крестьянин, то вымерзнет, а не вымерзнет, так от засухи посохнет, а не посохнет, так вымокнет, а не вымокнет, так саранча пожрет.

Первый уровень. Прочитайте отрывок рассказа А.П.Платонова «Волшебное кольцо». Выпишите глаголы несовершенного вида в один столбик, во второй – глаголы совершенного вида.

Второй уровень. Прочитайте отрывок рассказа А.П.Платонова «Волшебное кольцо». Выпишите глаголы несовершенного вида в один столбик, во второй – глаголы совершенного вида. Графически обозначьте суффиксы и окончания глаголов. Определите спряжение.

Третий уровень. Прочитайте отрывок рассказа А.П.Платонова «Волшебное кольцо». Определите глаголы, выполните морфологический разбор.

5 класс Употребление наклонений глагола.   

Задания для групповой работы

 1 уровень

 Составьте и запишите словосочетания «глагол в форме изъявительного наклоне-ния + существительное в косвенном падеже», используя следующие глаголы: спраши-вать, узнавать, справляться (Заменить глаголы неопределённой формы формой изъявительного наклонения).

Образец: говорить – говорят о мире.

2 уровень

 Составьте и запишите простые предложения, используя данные глаголы в форме условного наклонения: объяснить, разъяснить, растолковать.        

3 уровень

Составьте и запишите предложения, используя данные глаголы в форме повели-тельного наклонения по схемам:

восклицать

“ П! ” - а.

рассказывать

А: “ П. ”

удивляться

[O, …]? - а


Домашнее задание

Задание: используя «вежливые» слова выразите просьбу о том, чтобы:

- для учащихся, выполнявших задания 1-2 уровней:  вам принесли фотографии (соста-вить 2–3 предложения).

- для учащихся, выполнявших задание 3 уровня: открыли окно  (составить диалог).

                                                     

6 класс

Имя числительное

Колумб

Флот Колумба отплыл от берегов Испании 3 августа 1492 года, и только утром 12 октября моряки увидели землю. Перед ними лежал прекрасный остров. Жители приняли моряков за чудищ, которые вынырнули из морской глубины. Когда из лодок вышли белые люди в блестящих одеждах, местные жители пали перед ними на колени. Они решили, что белые люди боги. Колумб назвал этих жителей индейцами. Более 500 лет это название так и осталось за коренными народами Америки.

Через 1,5 года Колумб приплыл в гавань, из которой он начал путешествие. Умер Колумб 1 марта 1506 года в бедности.

Первый уровень. Спишите, заменяя цифры словами.

Колумб

Флот Колумба отплыл от берегов Испании 3 августа 1492 года, и только утром 12 октября м…ряки увидели землю. Перед ними лежал пр…красный остров. Жители приняли м…ряков за чудищ, которые вынырнули из морской глубины. Когда из лодок вышли белые люди в бл…стящих одеждах, м…стные ж…тели пали перед ними на к…лени. Они решили, что белые люди боги. Колумб назвал этих ж…телей индейцами. Более 500 лет это название так и осталось за коре…ыми народами Америки.

Через 1,5 года Колумб приплыл в гавань, из которой он начал путешествие. Умер Колумб 1 марта 1506 года в бедности.

Второй уровень. Спишите, вставляя пропущенные буквы, заменяя цифры словами. Определите простые и составные числительные, укажите разряд.

Третий уровень. Спишите, вставляя пропущенные буквы, заменяя цифры словами. Выполните морфологический разбор числительных.

6 класс

Местоимение

Философ хотел оттолкнуть ее руками, но, к удивлению, заметил, что рукиего не могут приподняться, ноги его не двигались; и он с ужасом увидел, что даже голос не звучал из уст его: слова без звука шевелились на губах.

Он слышал только, как билось его сердце; он видел, как старуха подошла к нему, сложила ему руки, нагнула ему голову, вскочила с быстротою кошки к нему на спину, ударила его метлой по боку, и он, подпрыгивая, как верховой конь, понес ее на плечах своих.

Первый уровень. Прочитайте отрывок из произведения Н.В.Гоголя «Вий». Укажите разряд выделенных местоимений.


Философ х…тел оттолкнуть ее руками, но, к уд…влению, заметил, что руки его не могут пр…подняться, ноги его не двигались; и он с ужасом увидел, что даже голос не звучал из уст его: слова без звука ш…велились на губах.

Он слышал только, как билось его сердце; он видел, как старуха подошла к нему, сл…жила ему руки, нагнула ему голову, вск…чила с быстротою кошки к нему на спину, ударила его метлой по боку, и он, подпрыгивая, как верховой конь, понес ее на плечах своих.

Второй уровень. Прочитайте отрывок из произведения Н.В.Гоголя «Вий». Вставьте пропущенные буквы. Подчеркните местоимения, укажите их разряд.

Третий уровень. Прочитайте отрывок из произведения Н.В.Гоголя «Вий». Вставьте пропущенные буквы. Подчеркните местоимения. Выполните их морфологический разбор.

  Тема: Неопределенные местоимения.                                                                

1 уровень

  Ответить на вопросы:

  1. Кто шёл по дороге и куда?
  2. Что он нашёл?
  3. Какую часть найденного от отдал товарищу?
  4. А что он оставил себе?

2 уровень

Вставить подходящие по смыслу неопределённые местоимения.

Три чёрных собаки на … сидели,

Три чёрных собаки … глядели,

Три чёрных собаки увидели …,

Три чёрных собаки вскочили с …,

Три чёрных собаки к … подкрались,

Три чёрных собаки за … погнались,

Но … ни капельки не растерялся,

Вильнул … и на … взобрался.

3 уровень

 Сочинить небольшую сказку или рассказ, используя неопределённые местоиме-ния.

7 класс

Повторение изученного

I вариант

Но вот дождь становится мельче; туча начинает разделяться на волнистые облака, светлеть в том месте, в котором должно быть солнце, и сквозь серовато-белые края тучи чуть виднеется клочок ясной глазури. Через минуту яркий луч блестит в лужах дороги, на полосах падающего, как сквозь сито, мелкого, прямого дождя и на обмытой, блестящей зелени дорожной травы. Черная туча так же грозно застилает противоположную сторону небосклона, но я уже не боюсь ее.

Я испытываю невыразимо-отрадное чувство надежды в жизни, быстро заменяющее во мне тяжелое чувство страха. Душа моя улыбается так же, как и освеженная, повеселевшая природа!

Василий откидывает воротник шинели, снимает фуражку и отряхивает ее; Володя откидывает фартук; я высовываюсь из брички и жадно впиваю в себя освеженный, душистый воздух.

Первый уровень. Прочитайте отрывок рассказа. Выделите главные члены в предложениях и укажите, чем они выражены.

Второй уровень. Прочитайте отрывок рассказа. Из какого произведения взят отрывок? Выделите главные члены в предложениях. Выпишите 5 словосочетаний и разберите их. Какие предложения по цели высказывания встречаются в отрывке.

Третий уровень. Прочитайте отрывок рассказа. Из какого произведения взят отрывок? Определите тип речи. Выделите главные члены в предложениях, выпишите 7 словосочетаний, определите способы связи в словосочетаниях. Выписать сложные прилагательные и разобрать их по составу.


II вариант

Был прекрасный июльский день, один из тех дней, которые случаются только тогда, когда погода установилась надолго. С самого раннего утра ясно; утренняя заря не пылает пожаром: она разливается кротким румянцем.

Солнце - не огнистое, не раскаленное, как во время знойной засухи, не тускло-багровое, как перед бурей, но светлое и приветно-лучезарное – мирно всплывает под узкой и длинной тучкой, свежо просияет и погрузится в лиловый ее туман. Верхний, тонкий край растянутого облачка засверкает змейками; блеск их подобен блеску кованого серебра….

Но вот опять хлынули играющие лучи, - весело и величаво, словно взлетая, поднимается могучее светило!

Первый уровень. Прочитайте отрывок рассказа. Выделите главные члены в предложениях и укажите, чем они выражены.

Второй уровень. Прочитайте отрывок рассказа. Из какого произведения взят отрывок? Выделите главные члены в предложениях. Выпишите 5 словосочетаний и разберите их. Какие предложения по цели высказывания встречаются в отрывке.

Третий уровень. Прочитайте отрывок рассказа. Из какого произведения взят отрывок? Определите тип речи. Выделите главные члены в предложениях, выпишите 7 словосочетаний, определите способы связи в словосочетаниях. Выписать сложные прилагательные и разобрать их по составу.



7 класс

Причастие

I вариант

Уже было начало июня, когда, возвращаясь домой, мы въехали в березовую рощу. Целый день был жаркий, где-то собиралась гроза, но только небольшая тучка брызнула на пыль дороги и на сочные листья. Левая ст…рона леса была темна, в тени. Правая, мокрая, бл...стела на солнце, чуть колыхаясь от ветра. Все было в цвету; соловьи тр…щали и перекатывались то близко, то далеко. Ветра в л…су не было слышно.

Береза, вся обсеянная зелеными клейкими листьями, не шевелилась, и из-под прошлогодних листьев, поднимая их, выл…зала, з…ленея, первая тр…ва и лиловые цветы. Рассыпанные кое-где по бер…зняку мелкие ели своей грубой вечной зеленью неприятно напоминали о зиме.

На краю дороги стоял дуб. Вероятно, в десять раз старше берез, составлявших лес, он был в десять раз толще и в два раза выше каждой березы. Это был огромный, в два обхвата дуб, с обломанными, давно видно, ветками и с обломанной корой, заросшей старыми болячками. С огромными своими неуклюже растопыренными корявыми руками и пальцами, он старым, сердитым и презрительным уродом стоял между улыбающимися березами.

Первый уровень. Прочитайте отрывок из рассказа. Вставьте пропущенные буквы. Подберите проверочные слова. Укажите причастия. Разберите предложения (5-7) по членам и по частям речи.

Второй уровень. Прочитайте отрывок из рассказа. Определите тип и стиль речи. Вставьте пропущенные буквы. Подберите проверочные слова. На какое правило все эти слова. Укажите причастия и причастные обороты.

Третий уровень. Прочитайте отрывок из рассказа. Определите тип и стиль речи. Вставьте пропущенные буквы. Подберите проверочные слова. На какое правило все эти слова. Выполните морфологический разбор причастия.

Причастие 1-й вариант.

1-й уровень.

1. Продолжи: Причастие – это ...

2. Учитывая спряжение глагола, укажите нужный суффикс: ре...щий, кол…щий, мол...щий, стр...щий, гон...щий, стел..лций.

3. Н или НН?

Поляна пусты(нн, н)а; газон вытопта(нн, н); обстановка торжестве(нн, н)а; лозунги развеше(нн, н)ы; требование зако(нн, н)о.

4. Причастный оборот – это...

Пример: .

5. Выполни морфологический разбор причастия: Освеженные дождем цветы нежно благоухают.

2-й уровень

1. Не с причастиями:

  1. Небольшой вал и засека, (не)хранимые решительно никем, показывали страшную беспечность.
  2. Стояла (не)бывалая распутица. Зато тут же, среди еще(не) сошедшего снега, откуда-то взялась зелень.
  3. Повеяло сыростью от (не)видимого пруда.

2. Укажите причастие: перепуганный, пуганый, непуганый.

3. Расставьте знаки препинания:

  1. По стеклу ползет и жужжит проспавшая всю зиму муха.
  2. Снег сотрясенный с деревьев осыпал наши плечи и головы.
  3. Раньше это был залив глубоко вдающийся в сушу.

4. Образуй все возможные причастия: уважать –

5. Укажите предложение со страдательным причастием:

  1. Шлюпка медленно плыла у подножья возносившейся в небо скалы.
  2. Я весело иду по Борисоглебскому переулку, ведущему к Поварской.
  3. Трава, обреченная на высыхание, оживала при первой поливке.

3-й уровень.

1. Образуй краткие причастия: зажженный – окрашенный – убранный – оставленный 

2. Определи синтаксическую роль причастия в предложении.

Уже несколько недель город был обложе(нн, н) тесным кольцом оврагов закова(нн, н)ых в железо.

3. Прилагательное или причастие?

Туше...ый картофель, соле...ые в бочке огурцы, мороже.ое мясо, варе.ые овощи, жаре.ая в сметане рыба, поджаре.ая рыба.

4. Один ученик написал: “Необозримы и необходимы просторы нашей страны”. Что он имел в виду под вторым причастием? В чем заключается его ошибка?

II вариант

Лето кончилось. А мне и не жаль. Осень желанней.

Кроме ясных прохладных дней в осени было много чего-то неопределённого, неосознанно волновавшего меня.

В открытые окна, выходящее в сад, тянутся ветвями яблони, предлагая отведать спелую антоновку. Выбираешь то яблоко, что крупнее, осторожно срываешь и смачно надкусываешь. З…лотистый сок, намаявшись в ожидании, выступает прозрачными каплями.

Вставлены в окна вторые, зимние, рамы, ожила русская печь, своим т…плом изгоняя застойный, нежилой дух. Ей помогала своим бойким, весёлым ог…ньком маленькая печка. Изба дышала, наполняясь ароматом чисто надраенных некрашеных полов, запахами поля, свежей капусты и моркови вперемешку с дедовским самосадом. Весело и дружно орудуют в выдолбленных корытцах тяпки, измельчая ядрёную, хранящую ещё сок п…лей капусту. Я с удовольствием хрущу сочными капустными кочерыжками.

На столе к чаю подан мёд: продукт царский сам по себе, а в виде м…довых сот – особенно. Жидким янтарём аппетитно слезится он по краю глубокой тарелки.

Первый уровень. Прочитайте текст, вставляя пропущенные буквы. выпишите причастия вместе с определяемыми словами. Разберите предложение второго абзаца.

Первый уровень. Прочитайте отрывок из рассказа. Вставьте пропущенные буквы. Подберите проверочные слова. Укажите причастия. Разберите предложения (5-7) по членам и по частям речи.

Второй уровень. Прочитайте отрывок из рассказа. Определите тип и стиль речи. Вставьте пропущенные буквы. Подберите проверочные слова. На какое правило все эти слова. Укажите причастия и причастные обороты.

Третий уровень. Прочитайте отрывок из рассказа. Определите тип и стиль речи. Вставьте пропущенные буквы. Подберите проверочные слова. На какое правило все эти слова. Выполните морфологический разбор причастия.


Причастие  2-й вариант.

1-й уровень.

1. Продолжите:
Причастие обладает морфологическими признаками
прилагательного:.......
глагола:.............

2. Учитывая спряжение глагола, укажите нужный суффикс:
пробива...мый, перестраива...мый, леле...мый, стро...мый, перевоз...мый, вид...мый.

3. Н или НН?
Дли(нн,н)ая дорога; просея(нн,н)ая мука; уборка законче(нн,н)а; мука просея(н,нн)а; требование удовлетворе(нн,н)о; утре(нн,н)ий туман.

4. Знаки препинания при причастном обороте. Начертите схемы.

5. Выполните морфологический разбор причастия:
Пшеница, посеянная на опытном участке, дала богатый урожай.

2-й уровень.

1. Не с причастиями:

  1. Заря занялась (не)виданная, роскошная.
  2. В лощине стоял все еще (не)разошедшийся с утра туман.
  3. Здесь были все бурсаки, (не)вытерпевшие академических лоз, и (не)вынесшие из школы ни одной буквы.

2. Укажите причастие, в котором ударение падает на корень: 
а) расположенный б) начатый в) наклоненный

3. Расставьте знаки препинания:

  1. За мостом тропинка отороченная мокрым жасмином круто шла в вверх.
  2. Петя выскочил из окна и пробежал десять метров отделявших его от блиндажа связистов.
  3. У горевших всю ночь огней стояла бессонная стража.
  4. Образуй все возможные причастия: ободрять – приглашать –

5. Укажите предложение с действительным причастием:

1) Скупо отмеренный день поздней осени угас. 2). Он пошел по дороге, огибающей парк, к своей даче. 3). Ветер нес полузатопленный бот на берег.

3-й уровень.

1. Образуйте краткие причастия:
устроенный – 
накормленный –
прерванный – 
рассаженный –

2. Определи синтаксическую роль причастия в предложении. Низко нависло небо над землей. Небо покрыто тучами и низко нависло над землей.

3. Прилагательное или причастие ?

кипяче...ое молоко, краше...ая шерсть, вяза...ая спицами кофточка, плете...ая корзинка, вяза...ая кофточка, моще..ая улица.

4. Укажите, чем характерны выделенные слова.

От ликующих, щ>азщю болтающих, обагряющих руки в крови, уведи меня в стан погибающих За великое дело любви.

Деепричастие.  1-й вариант.

1 уровень.

1. Дайте определение деепричастию.

_____________________________________________________________________________________

2. Перечислите наречные признаки деепричастий.

_____________________________________________________________________________________

3. Какие из перечисленных ниже слов являются деепричастиями?

Сознающий
Сознавая
Заметив

4. Расставьте знаки препинания. Составьте схему.

Вот задрожала ветка нечаянно задев меня и снег пушистыми хлопьями упал на лицо.

5. Слитно или раздельно?

(не)зная
(не)смотря
(не)навидя

2 уровень.

1. Укажите глаголы, от которых нельзя образовать деепричастия.

Забыть
Печь
Быть

2. Укажите деепричастия, разобранные по составу правильно.

http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/618893/img1.gif

 3. Выполни морфологический разбор.

Выкатившись 3 из-за гор, солнце осветило верхушки сосен.

4. Найди “лишнее”.

(не)здороваясь
(не)завлекая
(не)навидя
(не)ответив
(не)чувствуя

3 уровень.

1. В каких предложениях допущены ошибки в употреблении деепричастий?

А) Держа в лапах шишку и распушив хвост, мы увидели белку.

Б) Отражаясь в играющем море, звездочки прыгали по волнам.

2. Составь предложения по схемам:

http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/618893/img2.gif

3. Какое предложение разобрано правильно?

http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/618893/img3.gif

4. Укажите деепричастие совершенного вида.

Постучав
Утаив
Блестя
Прищурясь

2-й вариант.

1 уровень.

1. Дайте определение деепричастному обороту.

_____________________________________________________________________________________

2. Перечислите глагольные признаки деепричастия.

_____________________________________________________________________________________

3. Какие из перечисленных ниже слов являются деепричастиями?

Обнародовал
Загремев
Сославшись

4. Расставьте знаки препинания. Составьте схему.

Небрежно бросив на кровать свое пальтецо Тая кинулась в угол.

5. Слитно или раздельно?

(не)годуя
(не)думая
(не)знать

2 уровень.

1. Укажите глаголы, от которых нельзя образовать деепричастия.

Вянуть
Завянуть
Связать

2. Укажите деепричастия, разобранные по составу правильно.

http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/618893/img4.gif

3. Выполни морфологический разбор.

Отражаясь 3 в играющем море, звездочки прыгали по волнам.

4. Найди “лишнее”.

(не)здороваясь
(не)завлекая
(не)навидя
(не)ответив
(не)чувствуя

3 уровень.

1. В каких предложениях допущены ошибки в употреблении деепричастий?

А) Выступив с берегов и разлившись, луга оказались под водой.

Б) Выкатившись из-за гор, солнце осветило верхушки сосен.

2. Составь предложения по схемам:

http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/618893/img5.gif

3. Какое предложение разобрано правильно?

http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/618893/img6.gif

4. Укажите деепричастие несовершенного вида.

Затмева
Проигнорировав
Постукивая
Идя

Наречие  1-й вариант.

1 уровень.

1. Дай определение: Наречие-это ... ,

2. Слитно или раздельно?

(не)жарко светит утреннее солнце. Луна светила (не)тускло, (не)бледно), (не)туманно, как у нас, а чисто, прозрачно. Молодые гимнастки выполнили обязательные упражнения далеко (не)безупречно.

3.О или А?

вправ... слев... засветл... направ.... справ.... издавн... снов... надолг... досыт... высок...

4. Вставь О или Е.

Ниж... негож... похож... уж... певуч.... инач... нынче... свеж... горяч... хорош....

5. Составь сложное предложение, подчеркни наречие как член предложения, мать, окно, и, утро, нас, настежь, отворила, золотой, солнца, разбудил, луч, рано.

2 уровень.

1. Раскрой скобки.

(волей)неволей, точь (в)точь, когда(то), (по)своему, (все) таки, (по) весеннему, (по) весеннему небу , (в) пятых, (по) охотничьи, (на) дом.

2. Вставь Н или НИ в данных прилагательные и образуй от них наречия. Медле... ый – необузда... ый – ,взволнова... ый – необдума... ый – ,време...ый – тума...ый –

3. Распредели наречия по вопросам. 1 .Назло, напоказ, нарочно 2.Влево, издалека, вниз.

А. Места 
Б. Времени 
В. Причины.
Г. Цели.

3 уровень.

1. Исправь ошибки.

Лошади пустились вскач. Ночью дедушка отворил дверь настеж. Матушка-рожь кормит всех сплош. Терпели целый месяц, а как стало невтерпеж, то прислали ко мне.

1. Подбери синонимы к наречиям.

Работать активно –
Жить весело – 
Становится грустно – 
Задеть случайно –

3. Замени фразеологические обороты наречием.

На широкую ногу – 
Без задних ног – 
На скорую руку –

2-й вариант.

1 уровень.

1. Продолжи:
Наречия делятся на разряды по значению:

2. Слитно или раздельно?

И все пошло не (в)прок. (Не)охотно и (не)смело солнце смотрит на поля. (Не)объяснимо хорошо плыть по Волге осенней ночью.

3.О или А?

занов... скучн... сплеч... издалек... начнет...
замертв... насух... докрасн... наглух... запрост...

4. Вставь О или Е.

неуклюж... дольш... выш... недоумевающ... молож... слащ... лучш... общ... хорош...

5. Если основная синтаксическая роль наречия – обстоятельство, то в какой поговорке слово хорошо – наречие?

  1. Правда – хорошо, а счастье лучше.
  2. Говорит хорошо, да смотрит плохо.
  3. Хорошо тому жить, кому бабушка ворожит. *

2 уровень.

1. Раскрой скобки.

бок (о) бок, (кое) что, (во) вторых, куда (либо), давным (давно), (по) зимнему лесу, одеться (по) зимнему, (мало) по (малу), (по) итальянски, (на) изусть.

2. Вставь Н или НН в данных прилагательные и образуй от них наречия:

ветре... ый – ,наряд... ый – ,болезне... ый – степе... ый – це .. .ый – ,пасмур.. .ый -

3. Распредели наречия по вопросам.

  1. Тотчас, рано, накануне.
  2. Сгоряча, почему, поневоле.

А. Места 
Б. Времени 
В. Причины.
Г. Цели.

3 уровень.

1. Исправь ошибки.

Было далеко за полноч. А мы точ-в-точь то сделали, что нам велено. Уж замужь невтерпежь. Из черных тучь, сплош покрывших небо, сеял мелкий дождь.

2. Подбери синонимы к наречиям.

Успевать везде –
Сражаться смело –
Сделать как-нибудь –
Говорить искренне –

3. Замени фразеологические обороты наречием.

Рукой подать –
Не на шутку –
Как снег на голову –

Служебные части речи.  1-й вариант.

1 уровень.

1. Укажите служебные части речи:

А) союз,
Б) деепричастие,
В) частица,
Г) предлог.

2. Соотнесите слова:

союз
предлог
частица
в течение
чтобы
что за

3. В каких предложениях выделенные слова являются предлогами?

Он ушел, благодаря нас за ночлег. Благодаря массе новых впечатлений, день для меня прошел незаметно. Вечером мы вспоминали Евгения Петровича, благодаря его за вкусную уху.

4. Найти “лишнее” слово:

А) зато
Б) ввиду
В) чтобы
Г) также

5. Выдели графически частицы.

Я не уверена, сдержит ли он слово. На третий день Анна Францевна опять-таки спешно уехала на дачу. Зачем же портить бал?

2  уровень.

1. Через дефис пишутся предлоги

А) из-под
Б) на-подобие
В) из-за
Г) для-ради

2. Сочинительными союзами являются

А) а
Б) то-то
В) как
Г) однако

3. К формообразующим частицам можно отнести

А) пускай
Б) вовсе не
В) бы
Г) давайте

4. Выполнить морфологический разбор указанного слова

В течение 3 мая шли обильные дожди.

5. Какой столбик приведенных ответов соответствует написанию следующих слов с пропущенными буквами

 

А)

Б)

В)

Г)

В течени… полета

Е

Е

И

Е

В продолжени… статьи

И

И

И

И

В течени… месяца

И

Е

Е

Е

В продолжени… дня

Е

Е

Е

И

В течени... реки

И

И

И

И

3 уровень.

1. Расставь знаки препинания и укажи союзы.

Ветер то глухо завывал то свистал порывисто. Он одинаково свободно объясняется как по-французски так и по-английски.

2. В каком предложении союз И соединяет однородные члены. Начерти схему.

А за окном мороз и малиновое солнце над лохматым сизым дымом.

Часто в окна моей комнаты влетают ветры северных морей и голубь ест из рук моих пшеницу.

3. Не или ни?

И чего н… случалось с нашими странниками!

Заметьте, н… один н… заболел и н… один н… отказался.

Сколько Иван н… прибавлял шагу, расстояние между преследуемыми и им н… сокращалось.

4. Слитно или раздельно?

Что(бы) мне почитать о космосе? Мы пришли в музей, что(бы) познакомиться с новой экспозицией. На улице то(ли) ветер, то(ли) снег. Внутри Варьете то(же) было очень неладно.

Служебные части речи.  2-й вариант.

1 уровень.

1. Укажите служебные части речи:

А) междометие
Б) частица
В) союз
Г) предлог

2. Соотнесите слова:

союз
предлог
частица
вследствие
как будто
ни

3. В каких предложениях выделенные слова являются предлогами?

Из темного леса (на)встречу ему идет вдохновенный кудесник. Мы с трудом достали билеты (на)встречу с Булатом Окуджавой. Неожиданно (на)встречу нам выбежала лохматая собака.

4. Найти “лишнее” слово

А) благодаря тому, что
Б) или
В) ли
Г) где

5. Выдели графически частицы.

Фонари еще не зажигались. Чтобы нам такое с ним сделать? Отчего ж это у тебя сердце-то испортилось?

2 уровень.

1. Слитно пишутся предлоги:

А) ввиде
Б) ввиду
В) вроде
Г) внутри

2. Подчинительными союзами являются:

А) коли
Б) когда
В) либо
Г) если бы

3. К модальным частицам можно отнести:

А) да
Б) вряд ли
В) что за
Г) только

4. Выполнить морфологический разбор указанного слова:

Ужель 3 та самая Татьяна?

5. Какой столбик приведенных ответов соответствует написанию следующих слов с пропущенными буквами

 

А)

Б)

В)

Г)

В следстви… по делу

Е

И

И

И

Вследстви… дождей

Е

И

Е

Е

Впоследстви… прошлось туго

И

Е

И

И

В продолжени… книги

И

Е

И

Е

В продолжени… месяца

Е

И

Е

Е

3 уровень.

1. Расставь знаки препинания и укажи союзы.

Необходимо учитывать не только количество ошибок но и их характер. То солнце спрячется то светит слишком ярко.

2. В каком предложении союз И соединяет простые предложения. Начерти схему.

Онегин едет на бульвар и там гуляет на просторе.

Прошла любовь явилась муза и прояснился темный ум.

3. Не или ни?

Случалось, за целый день н… одна машина по дороге н… проедет. Куда н… погляди, везде молодые лица. Кирпич н… с того н… с сего н… кому и н… когда на голову н… свалится.

4. Слитно или раздельно?

Я хочу, что(бы) мне подарили коньки. Что(бы) мне подарить Феде? Я спрятался за(то) дерево. Мы устали, за(то) были довольны прогулкой

  Тема: Употребление Ь в наречиях.                                                                     7 класс

1 вариант

Задания для самостоятельной работы (5 мин.)

1 уровень

  Сгруппируйте слова по орфограммам:

Мышь, глушь, кутаешь, крыш, жечь, съешь, испечь, туч, товарищ, плач, не плачь, пахуч, невтерпеж, навзничь, ешьте, испечься.

2 уровень

 Вставьте пропущенные буквы:

Показаться из-за туч.., жареная дич.., увлеч…ся делом, решить много задач.., исполнить точ…-в-точ.., день хорош.., разжеч… костёр, раскрыть настеж… окно, громкий плач.., отреж…те ткань, ландышь пахуч…

3 уровень

Вставьте пропущенные буквы и сгруппируйте слова:

Роскош.., отреж…те, играть туш.., мимо рощ.., увлечёш…ся, шипуч.., сторож.., навзнич.., стережёш.., невтерпёж.., могуч.., стрич…

2 вариант

 После фронтального объяснения нового материала

1 уровень

1. Прочитайте параграф. Перескажите его, приводя примеры.

2. Спросите это правило у своего соседа по парте.

3. Выполните вместе с учителем работу по карточке.

2 уровень

1. Прочитать параграф.

2. Составьте план ответа на тему «Ь на конце наречий после шипящих».

3. Из упражнений № 256 выберите наречия и запишите, обозначая орфограмму.

3 уровень

1.  Прочитайте параграф.

2.  Составьте таблицу «Ь на конце слов после шипящих».

3.  Составьте словарный диктант на данную тему.

          Образец разноуровневой контрольной работы по теме «Причастие»      7 класс

1 уровень

1. Спишите текст, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания

Вдруг что-то шлёпнуло раз и другой поср..ди тихой зав..ди и я увид..л голову выныр-нувш.. выдры плывущ.. к берегу меж  недвижных кувшин..к. С живой пойманн... рыбой  во рту выдра плыла к густому кустарн..ку, которым был покрыт берег. (И.Соколов-Микитов)

2. Выпишите из текста имена прилагательные, глаголы и причастия, распределяя их по графам таблицы и разделяя каждое слово на морфемы.

Прилагательное

Глагол

Причастие

                            Образец:

2 уровень

1. Найти причастия, доказать: молодой, молодеющий, молодеть, помолодевший, молоденький, моложе. (1 балл)

2. Образовать все возможные формы причастий от глаголов: видеть, полетать. (2 балла)

3. Вставить пропущенные буквы в суффиксы: обиж…нный, отмет..вший, бор…щийся, муч…мый, освещ…нный. (2 балла)

4. Записать причастия с суффиксами –ящ-, -нн-, -вш-. (1 балл)

5. В предложении от глагола образовать причастие, поставить знаки препинания, выделить причастный оборот:

  1. Ручей (спрятаться) в траве тихо журчал.
  2. (Стоять) по обеим сторонам берёзы приветливо кивали ветвями. (3 балла)

6. Вставьте н-нн:            

освещё…ая поляна,                              оловя…ый солдатик,                                    письмо законче…о,                              серебря…ое колечко. (2 балла)                                                                                                                                                           

7. Расставьте знаки препинания. Поменяйте причастный оборот и определяемое слово, запишите: Расчищенная дворником дорога вновь усыпана листьями. (2 балла)

8. Придумайте предложение по схемам (2 балла):

  1.   [     п.о.   сущ. ].  

                   

                         

  1.   [   сущ.,    п.о.   ].

                                                                                                                                                           3 уровень

1. Найти причастия, сделать морфологический разбор одного: горячий, горев-ший, горелый, подгорев, горящий, горит. (2 балла)

 2. Образовать все возможные формы причастий от глаголов: стареть, мыть.   (2 балла)

 3. Вставить пропущенные буквы в суффиксы: обид...вший, слыш...мый, дремл...-щий, проглоч...нный, освещ...нный. (2 балла)

 4.  Записать причастия с суффиксами: -им-, -ящ-, -нн-, -т-. (2 балла)

 5.  В предложении от глагола образовать причастие, поставить знаки препина-ния, выделить причастный оборот:

Вокруг меня простиралась печальная пустыня (пересечь) холмами и оврагами. (2 балла)

 6.  Вставьте н-нн:

     засея...ый огород                                    ошибка замече…а

     газирова...ый напиток                            ветре...ый день. (2 балла)

  7.  Придумайте прилагательное и причастие с суффиксом –енн-, -н- (2 балла)

  8.  Расставьте знаки препинания.

Обед продолжавшийся около трёх часов кончился и я обрадовался. Туристы направились к сверкающей вдали блестящей лентой речке. (2 балла

 9.  Придумайте предложение по схемам. (3 балла)

1) [ сущ.,    п.о.  ].

                                 

2) [ сущ.,  п.о.  ,  … ].  

3) [   п.о.   сущ. ].  

 

             

Карточки с заданиями разного уровня сложности по русскому языку для 5 класса.

Карточка №1

Задание: списать, разобрать предложения по членам, указать части речи.

  1. Отправилась осень в поле, в луга.
  2. Постепенно гаснут в небе звезды.
  3. Вечером прошла гроза.

Карточка с заданием по теме " Прямая речь"

Карточка №2

Задание: спишите, расставьте знаки препинания.

  1. Всем хорошим во мне я обязан книгам говорил М. Горький.
  2. Алеша закричал Папа возьми меня с собой!
  3. Я люблю свою школу сказала Нина.

Карточка с заданиями по теме "Обращение"

Карточка № 3

Задание: спишите, расставьте знаки препинания.

  1. Муравьи санитары леса.
  2. Прощай любимый город.
  3. Добро пожаловать скворцы.
  4. Люблю тебя моя Россия за ясный свет твоих очей.

Карточка № 4.

Задание 1.

Найти глаголы в стихотворении, подчеркнуть глаголы.

Птицы могут летать высоко,

Пролетать над озерами синими,

Улетать от гнезда далеко,

Ввысь взлетать над горами красивыми.

Облететь они могут лес,

Залететь за башни высокие,

Подлететь под низкий навес,

Перелететь через рвы глубокие.

Задание 2. Подберите к каждому глаголу однокоренной глагол, который отвечает на вопрос что сделать ? Составьте несколько предложений с данными словами.

Писать - написать, учить- ….., давать -…., решать-.., лететь-…, ехать-…, строить-…, спрашивать- …, везти-…., говорить-…, стричь-…, бегать-…, хотеть-….

Карточка № 5.

Задание 1.Напишите глаголы и задайте к ним вопросы. 1 столбик – глаголы несовершенного вида, 2 столбик – совершенного. Выделите окончания.

Например: Что делать ? ( несов. вид)- читать Что сделать ? – прочитать

Красить, покрасить, покупать, купить, бросать, бросить, кричать, прокричать, бегать, побежать, принести, нести, летать, полететь, сидеть, засидеться, везти, привезти.

Задание 2. Найти подлежащее и сказуемое. Подчеркнуть их.

Уже сегодня весна наступает.

Журавли караваном летят,

В ярком золоте день утопает,

И ручьи по оврагам шумят.

Карточка №6.

Задание 1. Напишите глаголы в неопределенной форме. Составьте пару предложений со словами.

Иду - идти ( что делать? что сделать? - неопределенная форма глагола), бегу-…., шагаю-…, гуляю-…., играю- …., несу-…., везу-…, стою-…, собираю-…, хожу-…, говорю-…, дышу-…., смотрю-…, слышу-…..

Задание 2. Списать и подчеркнуть имена существительные и глаголы в предложениях.

Торопливая куница решила сшить к празднику красивый сарафан. Птица быстро села за работу. Всю ткань изрезала в куски. Из этих кусков теперь куница и платок на голову не сделает.

На уроках русского языка давно практикуются индивидуальные карточки с заданиями разных уровней сложности. Например:

Базовый уровень

(Спишите, вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки)

1.Темно очень ш…потом ответил Жиган. 2. Блес( ? )нула звёздочка с белым венком и Димка едва (не) вскрикнул от удивления, узнав в ренен…м незнакомца. 3. Поник головой раненый и спросил у Димки мальчик ты никому (не) скажешь. 4. Ну что мальчуганы не слыхать, как там? 5. Д…вай Димка гвоздь, а то я мамке скажу, что ты колбасу воробушкам т…скал. 6. Незнакомец охотно ра…говаривал с детьми, ра…казывал и шутил даже. 7. Димка заёрзал бе…покойно на стуле и с..ёжился под устремлённым на него взглядом. 8. Солнце ст…яло ещё высоко над никольским лесом когда выбежал на дорогу Жиган. (А. Гайдар)

Повышенный уровень

Расставляя пропущенные знаки препинания, выпишите предложения в таком порядке: 1) простые с однородными членами; 2) простые с обращением; 3) сложные; 4) с прямой речью.

Графически обозначьте однородные члены, обращение, прямую речь.