Моя педагогическая философия

Дамчыт Ай-Мерген Иванович

Методическая тема моей педагогической работы « Активизация познавательной деятельности учащихся как средство формирования информационной компетентности в процессе изучения физики». Поначалу человек всегда находится в противоречивом состоянии выбора — познавать самому или принимать на веру. Выбор не простой, так как школьное образование сводится к тому, что чаще всего ученики получают готовые ответы на незаданные вопросы.  И многих (но не всех!) учеников этот факт устраивает. На каждом уроке объяснения нового материала после обозначения темы урока желательно, чтобы ребята сами определили круг вопросов по данной теме. Тогда и познавательная активность учащихся на уроке возрастет. Источником и причиной всех проблем непонимания является незаданный вовремя вопрос. На уроках необходим благоприятный психологический микроклимат, чтобы ученик не испытывал неловкости и робости при постановке своего вопроса.  Поэтому, я думаю, что активизировать познавательную деятельность можно, если учить учащихся задавать вопросы. Задавать вопросы грамотно и уместно. МОЙ ДЕВИЗ В УЧЕБЕ: Не бойтесь задавать вопросы! Не стыдно не знать, стыдно не учиться!

Скачать:


Предварительный просмотр:

Эссе учителя физики Дамчыт Ай-Мергена Ивановича

В твоих руках, учитель, наш XXI век,

А веком, как известно, правит человек,

Который созидает, творит и создает,

Который за собою всегда вперед ведет!

Современный молодой учитель не только должен учить детей, но и сам способен учиться у своих учеников.

Ведь молодой учитель - это человек, который стоит между наукой и маленькой личностью. Он эрудирован и образован, знает свой предмет.

Учитель сегодняшнего дня – это человек преданный своему делу и своим ученикам.

Современный молодой учитель – это профессионал, владеющий комплексом качеств. Когда надо, он артист, художник, потребуется – писатель, певец.

Цель молодого учителя - не только формировать знания, умения, навыки, но и помочь каждому ребенку сформироваться как личности, развить желание и стремление в преодолении жизненных трудностей, умение правильно оценивать свои поступки, результаты своего труда.

В XXI веке учитель вошел в век новых информационных и коммуникативных технологий. Я бы хотел поделиться своим «маленьким» опытом работы и раскрыть значение информатизации в образовании.

Не вызывает сомнения то, что современному учителю необходимо быть компетентным в области ИКТ и внедрять их в учебный процесс. Знаю по своему опыту, что уроки с применением мультимедиа и интернета повышают интерес к изучаемому материалу, возрастает эффективность самостоятельной работы, появляется возможность шире реализовать свои творческие возможности.

Традиционные аудиовизуальные средства обучения могут быть с успехом заменены компьютером, экраном и мультимедийным проектором. Современное программное обеспечение позволяет продемонстрировать на уроке большое количество наглядного материала: рисунки, схемы, таблицы, тексты (формулировки законов, формулы и т.д.), видеозаписи, анимации, физические модели. Учитель сам может скомплектовать из объектов электронного ресурса презентацию, которая будет демонстрироваться по ходу урока. В зависимости от типа урока информационное содержание слайдов будет меняться.

Например, на уроке изучения нового материала можно продемонстрировать видеозапись опыта (в том случае, если демонстрация реального опыта занимает много времени, мелкие детали эксперимента не улавливаются учениками и в том случае, если опыт невозможен), затем продемонстрировать анимацию или компьютерную модель процесса (позволяет рассмотреть особенности явления, неоднократно повторять процесс, усложнять его). На этапе закрепления новых знаний можно провести игру (принцип игры: на экране возникает вопрос по изученной теме — следует ответ учащегося — возникает на слайде правильный ответ, сопровождающийся тематическим рисунком или фотографией). В конце урока динамично можно повторить основные этапы урока, демонстрируя отдельные информационные слайды.

Подобные (традиционные по сути) уроки позволяют отказаться учителю от привычных инструментов в работе  мела и доски, сделать урок ярче, поддержать интерес учащихся к предмету.

Промежуточные мои результаты сегодня – это:

1.     Использование компьютера, проектора и интерактивной доски.

2.     Подготовка презентации к урокам.

3.     Тестирование учащихся.

Использование компьютерных моделей на уроках физики.

Компьютерная модель позволяет управлять поведением объектов на экране компьютера, изменяя величины числовых параметров, заложенных в основу соответствующей физической модели. Некоторые модели позволяют одновременно с ходом эксперимента наблюдать в динамическом режиме построение графических зависимостей от времени ряда физических величин, описывающих эксперимент. Подобные модели представляют особую ценность для учащиеся. Расчётные задачи с последующей компьютерной проверкой (учащимся предлагается 2 - 3 задачи, которые вначале необходимо решить без использования компьютера, а затем проверить полученный ответ, поставив компьютерный эксперимент. При составлении таких задач необходимо учитывать как функциональные возможности модели, так и диапазоны изменения числовых параметров).

Промежуточные мои результаты сегодня – это:

1.     Создание базы компьютерных моделей по определенным темам.

2.     Используются моделей на уроках.

Цифровые образовательные ресурсы 

Готовые программные продукты позволяют существенно сократить время на подготовку к уроку. Они содержат хорошего качества наглядно-иллюстративный материал к учебникам, справочную информацию, дополнительный материал. Расширяющий кругозор учащихся или более углубленный материал.

Также я использую программные продукты, которые содержат интерактивные практические работы, действующие модели, таблицы, рисунки, графики. Они позволяют наглядно объяснить явления, процессы, а также продемонстрировать опыты.

На уроках активно использую электронно-образовательные ресурсы «Отрытая физика 2.6», «Физика, 7-11 классы» Физикон, «Физика, 7-11 кл. Библиотека наглядных пособий», «Уроки физики Кирилла и Мефодия», «Электронные уроки и тесты «Физика в школе», «Виртуальная физическая лаборатория». Ресурсы программ используются на этапе подготовки и проведения уроков физики, а также для самостоятельной работы учащихся во внеурочное время. Мультимедийные комплексы содержат электронные учебники, видеофрагменты, интерактивные модели, лабораторные работы, упражнения, задачи и тесты,  позволяют включать их содержание в любой этап урока: в объяснение нового материала, в этапы актуализации знаний, в постановку исследования, в этап самостоятельной работы с последующей проверкой.

Использование Интернет – ресурсов 

Большие возможности в моей практике дает применение Интернет-ресурсов, которые позволяют на качественно новом уровне проводить различные формы учебных занятий.

1.     http://www.fizika.ru — Данный ресурс содержит доступный, интересный иллюстрированный материал в виде учебников по физике для 7, 8 и 9-го классов. Много качественных и расчетных задач, а также примеров разобранных решений задач для 7 и 8 классов. 

2.     http://physics.nad.ru/physics.htm — Анимация физических процессов по оптике, волнам, механике, термодинамике. Есть теория по каждой из предложенных тем, наглядный эксперимент крупным планом. 

3.     http://www.sci.aha.ru — Ресурс содержит большое множество справочных таблиц по физике: «Масса», «Скорость», «Энергия», «Данные о Земле, Солнце, Вселенной», «Физические константы», «Массы и размеры молекул», «Свойства газов, жидкостей и твердых тел» и многое другое. 

4.     http://elibrary.ru/ — Научная электронная библиотека содержит самые последние новости науки в виде небольших статей, которые обновляются ежедневно. Можно узнать все о самых последних открытиях в науке. 

5.     http://ivsu.ivanovo.ac.ru/phys/ — Ресурс, который поможет школьнику находить любую информацию по физике материал по истории физики. Здесь же находится краткая физическая энциклопедия для детей, большой энциклопедический словарь, биографии ученых – физиков 

Интернет-ресурсы которые применяются часто: «Информационно-образовательный портал РБ» http://www.oprb.ru/, «Физика в анимациях» (http://physics.nad.ru/), фестиваль  «Открытый урок» (http://festival.1september.ru/),официальный информационный портал ЕГЭ (http://www.ege.edu.ru/), ФИПИ (http://www.fipi.ru/), «Открытый колледж. Физика» (http://college.ru/physics/), методическое объединение учителей физики (http://schools.techno.ru/sch1567/), «Физика Ru» (http://www.fizika.ru/), Российский общеобразовательный портал (http://www.school.edu.ru/), Астрофизический портал (http://www.afportal.ru/), «Единая коллекция образовательных ресурсов «(http://school-collection.edu.ru/) и другие. Материалы сайтов используются при подготовке к урокам, для контроля ЗУН, для подготовки учащихся к олимпиадам и ЕГЭ, дистанционного обучения, для исследовательской работы.  

Промежуточные мои результаты сегодня:

1.     Использование ресурсов при подготовке к уроку.

2.     Поиск информации по разделам курса.

3.     Подготовка учащихся к олимпиадам и конкурсам.

 

Мы все знаем: быть современным молодым учителем трудно, но возможно. Главное, учителю надо учиться быть счастливым. У счастливого педагога ученики в школе испытывают состояние счастья: они действуют, творят, ощущают, что их любят и желают им добра.

«В нашей жизни все неповторимо,
Так ведется издавна, в веках,
Только лишь одно бесспорно, зримо:
Кто учил – живет в учениках».



Предварительный просмотр:

ДАМИ: Здравствуйте коллеги! Сегодня я хочу показать вам свой мастер класс. Тема моего мастер класса: «Красота контраста глазами физики»

ДАМИ: Что такое красота? Каким бывает красота? Красота бывает разной да?

ДАМИ: Что показана на этом слайде?

Учителя: красота

ДАМИ: Так и хочется смотреть на нее? Скажите мне, а на что можно смотреть вечно?

Учителя: На красоту, как течёт вода и как горит огонь.

ДАМИ: Давайте посмотрим на огонь и воду.

1 ОПЫТ (МАСЛО, ВОДА, МАРГАНЦОВКА, ШПРИЦЫ)

ДАМИ: Берем воду вливаем в масло, добавляем немного цвета, чтобы было красиво. И добавляем нашу волшебную таблеточку. (ставим стакан на стол жюри)

2 ОПЫТ (МАРГАНЦОВКА, ШИДКОЕ МЫЛО, ПЕРЕКИСЬ ВОДОРОДА)

ДАМИ: пригласить учителя из комиссии (или все вместе) можно вас пригласить сюда? Теперь повторяйте за мной все действия, которые я выполняю.

ДАМИ: Добавляем жидкое мыло. Берем воду выливаем, подкрашиваем. Потом берем секретный ингредиент и наливаем.

3 ОПЫТ (средство, пузырьки, зажигалка)

Какая же красота без пузырьков? (Из комиссии пригласить учителя) можно вас пригласить сюда. Вздуйте нам самый большой пузырь. Спасибо вам очень красиво (потом делаем опыт с огнем).

ДАМИ: И на этой ноте мне бы хотелось закончить мой мастер класс со словами «Красота спасет мир, а доброта ее сбережёт». Спасибо за внимание.



Предварительный просмотр:

ГБОУ РТ «Школа-интернат для детей с НОДА» г.Ак-Довурак

Концепция

учителя

физики

Учитель физики:

Дамчыт Ай-Мерген Иванович

Ак-Довурак, 2017


 «Чем труднее учителю,

тем легче ученику, и,

чем легче учителю,

тем труднее ученику»

Л.Н.Толстой

В стремлении сделать свою педагогическую деятельность эффективнее, я определила для себя направление работы по теме «Формирование познавательной активности учащихся через личностно – ориентированное обучение ». Почему именно такая тема выбрана мною?

За последнее десятилетие в обществе произошли коренные перемены, которые повлияли на все сферы жизни. Обозначился запрос на личность активную, творчески мыслящую, обладающую высоким духовным потенциалом, способную уходить своей деятельностью от стереотипов, умеющую преобразовывать действительность, адаптироваться в изменяющихся условиях. Для этого от учителя требуется качественно новый, не обезличенный подход к процессу обучения, направленный на развитие и личностный рост ученика. При этом приходится констатировать тот факт, что лишь очень незначительная часть учеников мотивирована на получение глубоких прочных знаний. Для большинства учеников важны хорошие оценки сами по себе, а не то, что за ними. Для части учеников неважны и отметки. Одним из путей, способных решить назревшие проблемы образования, является формирование и повышение познавательной активности учащихся, опираясь на личностно-ориентированную педагогику, которая дает возможность каждому ученику опираясь на его способности, склонности, интересы раскрыть себя в познавательной, креативной, коммуникативной и других видах деятельности. От меня же, как учителя, необходимо создание среды, способствующей развитию самореализации учащихся и повышению познавательной активности; создание ситуации открытости и успеха; учет эмоциональных состояний учащихся на уроке, ее проецирование на типологию учащихся, на их индивидуальные проблемы и оказание адекватных видов педагогической поддержки (деятельностная, интеллектуальная, эмоционально-волевая, семейно-педагогическая) учащимся, нуждающимся в ней.

Активность не является неизменным наследственным свойством, она формируема. Познавательную активность ученика можно сформировать, лишь уважая человеческую индивидуальность, опираясь на личностные качества и субъектный опыт ученика.

Цель моей педагогической работы вытекает из обозначенной выше темы:

Развивать познавательный интерес и активность учащихся с учетом их возрастных и личностных особенностей. 

Соответствующие педагогические задачи:

1. Организация активной мыслительной деятельности ученика на уроке и внеклассных мероприятиях;

2. Организация самостоятельной и творческой работы ученика в урочной и внеурочной деятельности;

3. Содействие личностному развитию ученика.

Педагогическая система:

  • Первичность в учебно-воспитательном процессе деятельности учащихся, основанной на организации  познавательной активности;

(развитие самодеятельности личности учащегося - знания не могут быть сообщены, человек приобретает их в результате собственной активности)

  • Установление межпредметных связей;
  • Раскрытие логики и системности предмета;

    (полезные для школы дидактические правила: ясность, чёткость, последовательность)

  • Практическое значение изучаемого материала(техническое, социальное, эстетическое и т.д.);
  • Применение предметного материала в деятельности учащихся, как доказательство развивающего влияния обучения предмету.

Образовательные технологии и методики, используемые в УВП:

  • Методика вопросов (познавательная деятельность ученика есть непрекращающийся процесс постановки и решения все новых и новых задач и вопросов, поэтому очень важно уметь их ставить и решать);
  • Элементы личностно – ориентированной педагогики;
  • Технология проблемного обучения;
  • Проектное обучение;
  • Игровое обучение;
  • Диалоговая форма обучения;
  • Технология сотрудничества;
  • Эффект опережающего обучения;
  • Здоровье – сберегающие технологии;
  • ИКТ.

Методы обучения:

  • наблюдения;
  • изучение научных источников (учебник, научная литература, конспект, лекция);
  • опыт, эксперимент;
  • рефераты, доклады, сообщения;
  • проектная деятельность, умение прогноза «Что произойдет, если...»;
  • учебно — исследовательская работа.

Средства учебной деятельности:

  • учебное оборудование;
  • учебно — наглядное пособие, макеты, модели;
  • технические средства обучения(кино, телевидение, компьютер, информационно-коммуникативные технологии);
  • языковые средства(родной язык, язык схем, чертежей, графиков, научный  

язык физики);

  •  логическое мышление («наглядно — действенное, образное», умение ставить, осознавать вопросы, находить пути их выявления, выполнять необходимые для этого мыслительные операции, делать правильные умозаключения);
  • математические средства (умение счета, знание математического аппарата).

Формы учебной деятельности: урок и внеклассная работа.

Важно создать ученику условия выбора форм и способов организации учебно-воспитательного процесса и жизнедеятельности в классе и школе. Поэтому я использую различные формы урока:

  • Комбинированный урок;
  • Урок – конкурс;
  • Урок – игра;
  • Конференция;
  • Семинар, устный форум;
  • Урок – лекция;
  • Урок – собеседование;
  • Обучающий семинар;
  • Урок решения задач;
  • Лабораторный практикум;
  • Видеозанятие;
  • Урок – зачет;
  • Обзорная экскурсия;
  • Повторительно – обобщающий урок.

Независимо от формы урока остается постоянной его основа:

  • Сочетание добровольной работы ученика с обязательностью ее выполнения в зависимости от уровня развития ученика;
  • Включение элементов занимательности, которые необходимы для жизнерадостной деятельности;
  • Осознание практического применения знаний.

Одной из сложностей при изучении физики является формирование умения  ученика решать задачи. Эффективно применяю различные задачи, способные пробудить желание изучать физику, способствующие получению качественных знаний, влияющих на саморазвитие ученика и учитывающие возрастные, психологические, физиологические особенности ученика:

  • Задачи, формирующие умения переводить единицы физических величин;

Задачи, формирующие математическую культуру;

  • Задачи — таблицы;
  • Графические задачи;
  • Задачи с использованием логических цепочек;
  • Качественные задачи;
  • Проблемные задачи (с межпредметным содержанием);
  • Экспериментальные задания;
  • Творческие задачи с недостающими данными;
  • Исследовательские задачи, требующие планирования эксперимента или получения данных из дополнительных источников;
  • Самостоятельное составление задач;
  • Задания с намеренно сделанными ошибками;
  • Задания «Допиши недостающее слово».

Внеклассная работа (внеклассные мероприятия, интеллектуальные игры, участие в различных конкурсах, олимпиады) углубляют и расширяют знания учащихся, полученные на уроке, повышают интерес детей к предмету, помогают учителю изучать индивидуальные особенности учеников, дают возможность использовать компетенции, сформированные у учащихся.

Любая форма обучения станет эффективнее, если обучение будет организовано в радости. На фоне смеха и радости активизируются память, мышление и другие психологические процессы. Учение может стать для детей интересным, увлекательным и познавательным делом, если оно озаряется ярким и добрым светом чувств, творчества, красоты, игры.

В своей деятельности я создаю условия для формирования у учащихся следующих компетенций:

  1. коммуникативные:
  • способность быстро адаптироваться в группе, занятой решением общей для всех задачи;
  • умение устанавливать личные контакты, обмениваться информацией и формулировать необходимые точки зрения;
  • умение преодолевать разногласия;
  • желание быть полезным и нужным обществу;
  1. мотивационные:
  • способность формулировать цели, выдвигать предложения;
  • готовность идти на риск и принимать нестандартные решения;
  • умение избегать повторения ошибок и просчетов;
  • способность предвидеть последствия принимаемых шагов, решений, действий;
  • умение ценить и продуктивно использовать рабочее время;
  1. аналитические:
  • умение находить причины и источники критических ситуаций;
  • умение анализировать и оценивать свои действия;

       -  умение соединять отдельные знания в общую систему.

Основные компетентности, которые проявляются  в деятельности ученика на уроке и реализуются в дальнейшей жизнедеятельности ученика вне зависимости  от выбранной профессии:

  • Научиться познавать;
  • Научиться делать;
  • Научиться жить вместе;
  • Научиться жить.

Главное для меня, как учителя: вера в ученика, в его познавательные силы, умение своевременно увидеть и поддержать слабые, едва заметные ростки познавательного интереса и тем побуждать желание узнавать, учиться. И если учителя представить в виде солнышка, я желаю больше тепла и света нашим детям!



Предварительный просмотр:

Использование информационных технологий на уроках физики в специальной (коррекционной) школе.

Ай-Мерген Иванович Дамчыт,

учитель физики ГБОУ РТ «Школа-интернат для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата»

 г.Ак-Довурак

Основная задача современной школы заключается в организации обучения таким образом, чтобы научить всех школьников, независимо от состояния их здоровья, наличия физического или умственного недостатка, умению самостоятельно добывать знания, научить учиться.

В нашей школе обучаются дети с проблемами опорно-двигательного аппарата, устной и письменной речи. В процессе обучения школьников с тяжелой патологией речи необходимо учитывать отсутствие у них предпосылок к прогрессивному овладению программным материалом.

Ученики нашей школы-интерната испытывают затруднения в понимании учебных заданий, инструкций учителя; в овладения учебными понятиями и терминами; в формировании и формулировании собственных мыслей в процессе учебной работы; у них недостаточно развита связная речь.

Помимо этого, учителя школы-интерната принимают во внимание и недостаточность сформированности психологических процессов у наших учеников, а именно: их неустойчивое внимание, низкую переключаемость, плохую память, слабое развитие словесно-логического мышления, недостаточный уровень контрольных действий.

Следовательно, стремление педагогов найти наиболее рациональные методы обучения и коррекции психофизических и речевых недостатков учащихся при изучении отдельных предметов, включая физику, обусловлено спецификой нашей школы-интерната.

На уроках физики наши ученики испытывают трудности в запоминании физических законов, объяснении явлений и демонстраций, абстрактном представлении возможных результатов опытов.

Сегодня уже  трудно представить себе современное общество и образовательный процесс без широкого применения информационных технологий.

Применение компьютерных и мультимедийных ресурсов на уроках физики дает простор для реализации возможностей каждого ребёнка, делает обучение успешным и комфортным, а также оптимизирует образовательный процесс, делает его личностно ориентированным и мобильным.

Использование мультимедийных разработок проводится по следующим направлениям:

- Демонстрация в классе (показ видеозаписей, интерактивных моделей и анимаций) с помощью мультимедиа-проектора на экране.

- Подготовка и проведение презентаций внеклассных мероприятий, классные лабораторные работы.

- подготовка материалов для проведения контрольной работы в традиционном («бумажном») варианте в классе.

- подготовка учителя к занятию или контрольной работе.

Различные информационные материалы стимулируют внимание за счёт активной работы зрительного и слухового анализаторов. У детей повышается интерес к процессу обучения, развивается навык самостоятельной деятельности.

Использование электронного материала на уроках физики помогает создавать разнообразные зрительные иллюстрации физических открытий, процессов, явлений, а также помогает осуществлять быструю смену одного вида деятельности другим.

Применение компьютера расширяет творческие возможности учителя, позволяет делать уроки более интенсивными, интересными и разнообразными.

Работа над созданием слайд-фильмов, электронного приложения к уроку, буклетов - это увлекательный творческий процесс, который обогащает профессиональную палитру учителя. Конечно, подготовка уроков с использованием современных информационных технологий требует много времени для поиска, систематизации и оформления информации. Но вложенный труд накапливается в виде целых циклов уроков, они составляют интеллектуальное богатство учителя, которое передается его ученикам.

Использование компьютерных технологий эффективно на уроках физики при изучении нового материала, на повторительно-обобщающих и других типах уроков. Уроки–презентации обеспечивают более высокий уровень и объем информации по сравнению с традиционными методами, повышают интерес к изучаемому вопросу и в целом к предмету.

Иллюстрированный текст, большое количество имитационных моделей, лабораторные работы дают возможность представить изучаемый материал более наглядно, показать модели тех физических экспериментов, для которых нет оборудования.

При этом следует подчеркнуть, что компьютерная демонстрация физических явлений рассматривается не как замена реального физического демонстрационного опыта, а как его дополнение. Использование ИКТ помогает подготовке ученика, имеющего тяжелые нарушения речи, к комфортной жизни в условиях информационного общества:

- развивает мышление, коммуникативные способности;

- формирует умение принимать оптимальное решение или предлагать варианты решения в сложной ситуации; формирует информационную культуру, навык обработки информации;

- совершенствует умение осуществлять экспериментально-исследовательскую деятельность.

Таким образом, применение информационных технологий на уроках

физики расширяет возможности самостоятельной, творческой деятельности учеников коррекционной школы, стимулирует освоение ими сложного материала, ведет к интенсификации всего образовательного процесса.