Сенсорное воспитание дошкольников младшего возраста.

Дорофтей Евгения Нурулловна

Принципы сенсорного воспитания.

Принципы сенсорного воспитания сохраняются на протяжении всего периода раннего детства. Они состоят в следующем.

Формирование ведущих для данного возраста качеств и норм поведения.

Игры и занятия, организованные взрослым, направле­ны на решение развивающих задач. На третьем году жизни у ребёнка формируется умение следить за действиями вос­питателя. Он лучше понимает речь взрослого и начинает говорить. Поэтому работу с детьми необходимо направлять, а совершенствование подражания, развитие способности воспринимать и выделять качества, свойства, понимать на­значение предметов, овладевать способами действий, пред­ложенными взрослым, достигать необходимого результата, видеть как отдельные, так и взаимосвязанные действия с предметами, уметь подчинять свои действия словесному указанию.

• Интеграция воспитательных задач. Следует способствовать активизации работы анализа­торов, расширению ориентировки в окружающем, услож­нению различных видов деятельности, развитию речи и моторики. В раннем возрасте воспитательные задачи взаи­мосвязаны. Процессы развития речи, движения, крупной и мелкой моторики, восприятия, получения необходимого количества впечатлений находятся в тесной зависимости один от другого.

Обучение детей организованное и систематическое.

Занятия и игры должны проводиться по намеченно­му плану и преследовать определённую цель, постепенно усложняться по мере освоения материала, ежедневно по­вторяться. Нужно побуждать детей к активным действиям с дидактическим материалом, а для закрепления умений прибегать к многократным упражнениям с аналогичными материалами, что позволит детям использовать знания и опыт в самостоятельных играх.

Учёт возрастных и индивидуальных особенностей.

Это положение лежит в основе организации и повторя­емости занятий и игр с детьми. Число участвующих в заня­тиях с сенсорными материалами может быть различным и зависит от целей. Наблюдение за окружающим, экскурсии, где ведущая деятельность — зрительное и слуховое воспри­ятие, допустимо проводить со всей возрастной группой.

Занятия, где предполагается обследовательская и пред­метная деятельность, эффективны с небольшим числом участников (6—8 человек). Желательно, чтобы уровень раз­вития детей, объединённых в одну подгруппу, был при­мерно одинаковым. Детей с замедленным темпом развития и вновь поступивших привлекают к занятиям с меньшим числом участников.

Целесообразно с отдельными детьми некоторое время проводить индивидуальные занятия, которые послужат началу формирования необходимых умений: сохранять сосредоточенность и активность, выполнять определён­ные действия, слушать разъяснения взрослого, повторять движения.

Требования, предъявляемые к детям, — посильны.

Так, в начале года малыши учатся следить за действия­ми взрослого, подражать им, понимать обращенные к ним вопросы и объяснения. Затем постепенно возрастают возможности сосредоточенно слушать, выполнять действие, отвечать жестом или словом на поручения: покажи, дай, найди такой же, повтори такое же действие, повтори это слово. Дети уже способны запоминать, где находятся задан­ные предметы, как они называются. Всё более устойчивым становится умение сохранять спокойную позу за столом во время занятия.

• Поддержка эмоционального тонуса.

Во время игр и занятий надлежит заботиться о хоро­шем эмоциональном самочувствии ребёнка. Воспитатель привлекает внимание к предметам и действиям с ними с помощью разнообразных приёмов, поддерживает интерес к занятию. Положительные эмоции активизируют процес­сы восприятия, повышают их продуктивность, улучшают запоминание, совершенствуют умения, позволяют полу­чить удовольствие от выполненного действия. Не следует принуждать малыша к играм при отсутствии интереса к ним. В этом случае у ребёнка может возникнуть негатив­ное отношение к поручениям воспитателя и к игровому материалу.

Требования к организации занятий с детьми третьего года жизни едины как в семье, так и в детском саду, и при других вариативных формах воспитания.

Взрослые обогащают сенсорный (чувственный ) опыт ребёнка, совершенствуют его речевые навыки, он начинает называть отдельные свойства. Например: это красный, а это синий; это кирпичик, а это шар, вот какой большой, а этот маленький и т. п., с помощью игровых приёмов развивают уме­ния действовать с предметами-орудиями. На смену мани­пуляции предметами приходит действие по слову, сначала с опорой на зрительное восприятие, а затем и без него — действие по словесному заданию. Проявляется способ­ность предвидеть изменения, происходящие с предметом в результате действий с ним, устанавливается связь слова с предметом и действием, связь между явлениями. Повыша­ется интерес к окружающим предметам.