народные традиции через театрализованную деятельность

Ирина Евгеньевна Макарова

 

 

                                                                  Введите в мир театра малыша,

                                                                  И он узнает, как сказка хороша!

                                                                  Проникнется  и мудростью, и 

                                                                  добротой,

                                                                  И с чувством сказочным пойдет             

                                                                  он

                                                                  Жизненной тропой.

                                                                  В. Попова.                                                                                                  

 

                 В современном мире образовательное учреждение становится местом, где ребенок проходит первые этапы социализации, воспитания и обучения. Успешное прохождение этих этапов является основой для дальнейшего благоприятного развития личности ребенка.

       Во многих семьях книги не актуальны, их место заняли диски с мультфильмами, сомнительными по своему содержанию, телевизор, просмотр которого не всегда контролируется со стороны родителей, компьютерные игры. Родители увлечены идеей интеллектуального воспитания ребенка. Они хотят видеть своих детей усидчивыми, внимательными, собранными, целеустремленными, желающими учиться, то есть наделенными такими качествами, которые способствуют умственному развитию и облегчают процесс обучения. Современные дети быстро решают логические задачи, но они значительно реже восхищаются и удивляются, возмущаются и сопереживают, творят.

          Прогрессивные тенденции современной детской психологии и педагогики, определяющие продуктивную деятельность как условие развития креативности личности, как движущую силу формирования психической готовности к школе выявляют значимость творчества  в  развитии школьников.

      Ведь все культурные ценности, накопленные человечеством - результат творческой деятельности в будущем, будет определяться творческим потенциалом подрастающего поколения.

      Проблемой  детского  творчества занимались  и занимаются многие психологи, искусствоведы и педагоги, такие, как Б.М. Теплов, Л.С. Выготский, А.В.Запорожец, Б, Н.А.Ветлугина, А.В.Кенеман, З.Фрейд, В.Глоцер, Т.Г.Казакова,  Л.С.Ходонович, Г.А.Никашина и  другие. Благодаря этим исследованиям в теории существуют два взгляда на то, нужна ли помощь взрослого в развитии творческих способностей.

     Одни исследователи (В.Глоцер,  Б.Джеферсон) утверждают, что «любое вмешательство педагога в процесс творчества ребёнка вредит индивидуальному выражению личности». Они считают, что творчество детей возникает спонтанно, интуитивно, в советах взрослых и в их помощи дети не нуждаются.

  Следовательно, роль педагога в данном случае должна заключаться в том, чтобы уберечь детей от ненужных воздействий со стороны и тем самым сохранить самобытность и оригинальность их творчества. Другие исследователи (А.В. Запорожец, Н.А. Ветлугина, Т.Г. Казакова  и другие) признают  интуитивность и

самобытность детского творчества, но вместе с тем считают нужным разумное влияние взрослого. Таким образом, можно сделать вывод, что вмешиваться в творчество детей можно по-разному. Если ребёнок с помощью взрослых научится соответствующим способам действий, будет положительно оценивать своё творение, то такое вмешательство будет способствовать детскому творчеству.

       Л.С.Выготский    обращает внимание на то, что в развитии детского творчества необходимо соблюдать принцип свободы, который является обязательным условием любого творчества. Это говорит о том, что творчество детей не может быть ни обязательным, ни принудительным. Оно может возникать только из детских интересов.

       У каждого ребёнка есть потребность в творческой деятельности. В детстве ребёнок ищет возможности реализовать свой потенциал и именно через творчество он может наиболее полно раскрыться как личность. Для ребёнка творить - это не обязательно создавать новое, это скорее – выражать себя. Любое творчество для него - больше процесс, чем результат. В ходе этого процесса он лучше расширяет свой опыт, радуется общению, начинает больше доверять себе.

Вот здесь-то и требуются особые качества ума, такие, как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать находить связи и зависимости - все то, что в совокупности и составляет творческие способности.

      Театрализованная деятельность в детском саду, на мой взгляд, – это хорошая возможность раскрытия творческого потенциала ребёнка, воспитания творческой направленности личности, а в сочетании с музыкой этот процесс становится во сто крат интересней и эффективнее.

         Один из эффективных способов развития музыкальных  творческих способностей детей дошкольного возраста является  театральная деятельность.                                                                                                                

   Театральная деятельность – это самый распространённый вид детского творчества. Она близка и понятна ребёнку, глубоко лежит в его природе и находит своё отражение стихийно потому что связана с игрой. Всякую свою выдумку, впечатление из окружающей жизни ребёнку хочется воплотить в живые образы и действия. Именно через  театрализованную деятельность каждый ребёнок может проявить свои чувства, эмоции, желания и взгляды, причём не только наедине с собой, но и публично, не стесняясь присутствия слушателей.

    Музыкально-театрализованная деятельность – это самая эффективная форма  музыкального   воспитания,   способствующая   формированию   творческой   личности  ребёнка. Она понятна ребёнку, близка его природе, потому что связана с игрой.  Через     театрализованную     игру     ребёнок     получает     больше  информации     об  окружающем   мире,   у   него   развивается   память  и воображение,   он   переживает  различные эмоциональные состояния, а самое  основное -  учится творить. Музыкально-театрализованная  деятельность  пользуется у детей неизменной  любовью. Участие в ней ребёнка прививает ему устойчивый интерес к литературе и  театру, формирует у него артистические навыки, побуждает его к созданию новых образов. Кроме того, помогает взрослым установить с детьми тесные контакты в  плане сотрудничества, являясь для педагога в то же время эффективным средством  раскрытия ребенка и педагогического воздействия на него. Любая работа с детьми подразумевает работу с педагогами и родителями, так как ребёнок на музыкальном занятии находится всего 20 -25 минут, а всё остальное время он проводит в группе и дома, поэтому свою работу мы ведем в тесной взаимосвязи как с педагогами, так и с родителями наших воспитанников.

     В своей работе  мы используем различные формы организации театрализованной деятельности.

На музыкальных занятиях    учим детей понимать  язык музыки: слышать начало и окончание музыкальных фраз и целых музыкальных  построений,       анализировать    прослушанное, используя  комплекс средств  музыкальной выразительности.

     В движениях, при исполнении пластических этюдов и   танцевальных   композиций   учим   передавать   настроения   и   чувства   героев, создавать целостный музыкальный образ.

      Возможность высказаться предоставляем каждому  ребенку.   Все   средства,   используемые   нами   на   музыкальных   занятиях,     направлены на то, чтобы помочь ребёнку лучше понять музыку, глубже проникнуть в её содержание, чтобы потом  музыка помогала детям выразительнее исполнить тот или иной образ.

       Чтобы   ребенок   овладел   необходимыми   знаниями   и   умениями,   проявил  творческие способности, ему необходимы яркие     впечатления. Чем богаче опыт  малыша,   тем   ярче   проявятся   его   творческие   данные.   Поэтому,   мы   считаем,   очень  важным с самого раннего детства приобщить ребенка к музыке, театру, литературе,  живописи.   Чем   раньше   начать   развивать   творческие   способности   детей,   тем  больших результатов можно достичь.

      Театрализацию в работе с детьми мы начали  с самого младшего возраста. Малыши с радостью изображали в небольших сценках повадки животных, имитируя их движения, голоса.

С возрастом задачи по театрализованной деятельности усложнялись, дети инсценировали небольшие сказки, поэтические произведения спектакли. К театрализации мы обязательно привлекали воспитателей, которые с удовольствием брали  на себя роли героев сказок.

  Приобщали родителей к подготовке спектаклей, тем самым, стараясь сблизить семью с жизнью детей в детском саду. Также  были разработаны консультации  и рекомендации для родителей, освещающие вопросы театрального просвещения детей дома. Совместные мероприятия взрослых, и наших воспитанников создавали обоюдный интерес к театральному виду деятельности.

    С малышами  уделяляем больше  внимание отражению сказочных образов животных, анализируем характер движения, интонацию: летит большая и маленькая птица, веселые и грустные зайцы, снежинки кружатся, падают на землю, также  использовала упражнения по психогимнастике: полил дождик, дует ветер, солнышко, туча.

 Работаем над тем, чтобы дети передавали настроение, меняли мимику. При  работе с детьми, важным аспектом является поощрение участия детей в инсценировках, желания играть роль.

 Большое внимание уделяем речи ребенка, правильному произношению слов, построению фраз.

В танцевальном творчестве, на занятиях по сцендвижению внимание уделяем воспитанию интереса и желания двигаться в различных образах – зверюшек, снежинок, петрушек, цветов, активно использовала различные атрибуты: цветы, листики, ленты, салютики, платочки, кубики, шарики, к изготовлению которых активно привлекались родители воспитанников. Добиваясь яркой передачи разнопланового образа используем игры на внимание, фантазию. В танцевальном творчестве ребенок приобретает возможность получить жизнерадостную самоутверждающую уверенность в себе, что становится прекрасным фоном для развития его интеллектуальной сферы.

       Наши  воспитанники научились исполнять небольшие монологи и более развернутые диалоги  между   персонажами,   разыгрывать   действия   с   применением  разнообразных   движений, умеют  согласовывать  свои  действия   с действиями  партнеров,  не  заслоняя   их, находить  выразительные средства исполнения роли. Этому способствовали специальные упражнения, направленные на выработку выразительности жестов.

  Для стимуляции и развития детского музыкального творчества  всегда поддерживаем инициативы импровизирования на музыкальных инструментах, пении, в танцевальной и театральной деятельности, что,  в свою очередь, позволило развить в детях «живой» интерес к занятиям музыкой, превратить их из скучной обязанности в веселое представление.

Занимаясь с детьми,  стараемся  вызвать у них положительные эмоции, Думаю, что тем самым, незаметно для себя, дети включались в театральные игры, что помогает ученикам  расслабиться, снять напряжение, создает радостную атмосферу.

 

        На занятиях мы используем театральные  этюды. Театральные   игры-этюды   развивают   у   детей  творческое воображение,   фантазию,  мышление,   восприятие,   память. В   процессе   игр   дети   вырабатываются  навыки, необходимые   для   отображения   различных   эмоций,   настроений,   отдельных   черт  характера («трусливый заяц», «хитрая лиса»). Для развития у детей эмоций я также включала  в занятии по музыкальному воспитанию соответствующие  упражнения

  

     Такие   игры   рассчитаны   на   активное   участие   в   них   ребенка,   который  становится   не   пассивным   исполнителем   указаний   педагога,   а   соучастником  педагогического   процесса.   Уже в первый год обучения мы старались объединить театрализованные игры с элементами  театрального спектакля или постановки, инсценировки песни  в единое целое.

 

    Что заставило нас обратиться к свадебному обряду? Во- первых, хотелось рассказать и показать детям этот красивый обычай, который включает в себя разные виды искусства: слово, песня, танец, спектакль.

 Во – вторых, доставить им радость от общения с русским народным творчеством, обогатить их внутренний мир музыкальными впечатлениями: знакомить с жизнью и бытом русского народа, вызвать эмоциональный отклик на яркие народные образы. 

                                                                                         

     Решив, что мы будем ставить свадьбу, мы обратились к сценарию, нашли музыкальный материал, придумали танцы и хороводы. Первая встреча детей  с инсценировкой должна быть эмоционально насыщена с целью пробудить интерес к предстоящей работе. Зачитав сценарий, провели беседу о жизни и быте русского народа. Заострили внимание на том, во что они одевались, чем питались, какие обычаи соблюдали, как общались между собой. На следующем занятии еще раз пересказали и пояснили сюжет спектакля. Обратили внимание что в тексте встречаются пословици и поговорки.

 

     Потом весь спектакль разделили на 3 части, каждую часть на эпизоды и начали обсуждения кандидатур на роли персонажей. Сначала героями становились по желанию, а в дальнейшем , общим голосованием были выбраны наиболее артистичные дети.

 

Сначала разучивали первую часть по эпизодам, затем объединяли их, создавая общую картину.  Когда спектакль был готов мы  выделили следующие основные составляющие: пространство, время и предметное окружение. .  Совместно с педагогами и родителями были изготовлены различные виды декораций, риквизит.  Родители принимали активное участие в изготовлении  костюмов, атрибутов и декораций к нашим постановкам. 

    Заключительный этап- это премьера. Дети начинают понимать что такое коллективность театрального искусства, и как от каждого исполнителя зависит успех.

Если дети понимают что они должны делать на сцене, но пытаются действовать каждый раз по разному то это уже элемент творческой импровизации. А наша задача- раскрыть индивидуальность ребенка, науцчить его искать свои выразительные средства, а не подражать другим исполнителям.

 

          Любимый   литературный   жанр   ребенка   в   любом   возрасте   –   сказка.  Сказка в музыке – это интереснейший вид представления.  Сказка, являясь важным  средством   умственного   развития   ребенка,   развивает   его   воображение,   а   музыка  «наполняет сказочные образы живым биением сердца и трепетом мыслей»

 

      Музыкальная   сказка   –   это   яркое,   эмоциональное   изложение   сказочных   событий. Продуманный подбор музыкальных произведений создаёт необходимое  настроение, усиливает впечатления, вызывает эмоциональный отклик.

 

Через музыку  познаётся и красота природы, присутствующая во всех сказках.        В театральных постановках дети поют, исполняют знакомые и специально  выученные песни и танцы. Мы стараемся разнообразить сюжет и вовлекать в спектакль  больше   детей

.

       Подбирая сказки для   спектаклей, идем от простого к сложному. Для начала  разыгрывали с детьми небольшие музыкальные сказки: «Кот, петух и лиса» ( муз. В.  Герчик), «Теремок» (муз. Т. Попатенко), «Маша и медведь» (муз. Е. Тиличеевой).   В   этих   сказках   звучит   инструментальная   и  вокальная музыка, что намного облегчает детям целостное восприятие музыкальных  образов. При распределении ролей  учитываем   пожелания детей быть тем или  иным   персонажем.   Иногда,   тактично   направляем  ребёнка   на  изменение   роли,   стараясь   не   обидеть   его   и   убедить      в   том,   что   он   неправ,  выражая   уверенность , что все юные актеры прекрасно справятся с ролью, например, зайца, потому, что хорошо представляют себе, как он выглядит, какой он  трусливый, какой быстроногий (поэтому их и называют - «побегайками»).

 

Очень  часто      используем   в   своей   работе   прием,   который   мастерски   применял   С.Я. Маршак, описывая движения кошки: «прыг», «шмыг», «кувырком», «клубком».

 

Эти  выразительные   слова   очень   точно   характеризуют   каждое   движение   кошки.   Для  лучшей передачи детьми повадок животных и птиц, которые присутствовали  почти во  всех   сказках,      применяем   двигательные   импровизации,   которые   проводим   без  предварительной   подготовки,   с   элементами   ритмопластики.     Эти   двигательные  импровизации на практике оказались очень эффективными.

 

       Кошки  умываются; гоняются за мышкой; ссорятся из-за сосиски;  прячутся от  хозяйки,   которая   их   хочет   наказать;   просят   у   своих   хозяев   чего-нибудь  вкусненького.

 

       Гуси  идут к водоёму для купания;   плавают и ныряют; выходят на берег и  отряхиваются от воды; нападают на обидчика; зовут свою  хозяйку,   чтобы   она   их  накормила.

       Куры увидели корм и бегут к нему; подзывают цыплят; пьют воду; сидят на  жердочке.

 

       Двигательные импровизации, в которых участвуют все дети, положительно  влияют на качество исполнительской деятельности маленьких актёров. Работая над  выражением лица, постигая язык тела , дети постепенно овладевали и средствами  выразительности,   которые   им   помогали  добиться   успеха   на   подмостках   детского  театра, почувствовать уверенность в себе и в своих возможностях.

 

       Анализируя   усвоение   детьми   содержания   сказок,      пришли   к   выводу,   что  стихотворный   текст   запоминается   детьми   легче,   и   поэтому   стали   предлагать   им  сказки для постановки в стихотворной форме.        Учитывая   возрастные   особенности   детей,     старались   не   допустить   их  перегрузки   и   заранее   распределяла   обязанности   между   всеми,   кто   готовит  постановку.  Участие   детей   в   действиях,   которые  происходят в сказке, расширяет их кругозор, улучшает мыслительную деятельность, развивает творческие способности.  Заканчивали мы сказочный спектакль заключительной песней о дружбе, выученной  на музыкальном  занятии.

 

              Артистические     способности     детей     развиваются     от     выступления     к  выступлению.

     

В своей работе мы стремимся:

 – воспитывать у детей любовь и интерес к театрализованным постановкам;

 – развивать эмоциональную отзывчивость и восприимчивость

 – обогащать   впечатления   детей,   знакомя   их   с   разнообразными   сказками   и  средствами их выразительной сценической трактовки;

 – пополнять словарный запас детей и развивать выразительность речи, правильность произношения;

 – развивать     артистические     способности     детей     и     взрослых     через  театрализованную деятельность;

 – развивать воображение и веру в сценический вымысел;

 – прививать навыки вежливого поведения;

 – совершенствовать двигательные способности  детей, вырабатывать гибкость  и выносливость.

     

Разработанное перспективное и календарное  планирование   работы театрального кружка   позволило   нам  рационально, с наименьшими затратами сил и времени, осуществлять руководство  работой в описываемой форме.

       Счастливые улыбки  и радостные  лица детей после театрализованного представления говорят  о том, что этот вид деятельности им очень нравится. 

   

       Для   того   чтобы   научиться   понимать   прекрасное   в   искусстве   и   в   жизни, научиться творить,  необходимо     пройти     длинный     путь     накопления     эстетических     впечатлений,  зрительных и слуховых ощущений. Очень важно создать условия для определенного  развития эмоциональных и познавательных процессов у дошкольников, в том числе  и при помощи театрализованной деятельности.

 

         В течение всего периода нами  велась  систематическая работа по развитию музыкального творчества на занятиях по музыкальному воспитанию согласно программе. Для определения эффективности своей работы мы, провела диагностику музыкальных творческих способностей детей 4 - 5 лет.

   

 Итоговая диагностика показала:

 1. У детей уже после первого года обучения сформированность музыкальных творческих способностей оказалась на более высоком уровне  по всем направлениям;

2. Значительно улучшилась способность к импровизациям (песенным, инструментальным, танцевальным).

3.Дети стали активно пользоваться средствами выразительности (мимика, жесты, движения);

4. Повысилась эмоциональная отзывчивость, развилась  ориентация в эмоциональном содержании, которая базируется на умении различать чувства, настроения и сопоставлять их  с соответствующими актерскими проявлениями;

    Занятия сценречью  показали эффективность в следующих навыках учащихся:

-   использование в речи некоторых образные средств;

-   пересказывание  хорошо знакомы сказок, рассказов;

- воспроизведение и  умение разыграть короткие литературные произведения.

-  сформированность  связной речи на более высоком уровне  . 

   С учётом анализа собственного опыта пришли к выводу, что система проведённой  работы оказалась наиболее оптимальной, адекватной и эффективной в нашей практической деятельности с детьми и может быть использована другими педагогами – практиками в работе по музыкальному

      Сценическое искусство оказывает огромное влияние на сознание, чувства, вкусы, поступки ребёнка.

 Приобщаясь к миру театра, он получает возможность свободно развиваться, проявлять свои интересы и способности. Это поможет ему в дальнейшем добиваться поставленных целей, строить межличностные отношения. Классик не ошибался, утверждая, что «вся наша жизнь – театр». На сцене жизни следует выглядеть достойно, и чем раньше мы расскажем об этом ребёнку, тем лучше.