Достижение обучающимися положительной динамики результатов коррекционно-развивающего обучения

Сергеева Нина Викторовна

Мониторинг проводился по программам нарушения коррекции речи, содержащим диагностический инструментарий, позволяющий установить уровень речевого развития ребенка. При проведении диагностирования учитывались рекомендации, описанные в пособии «Методы обследования речи детей» под общей редакцией проф. Г.В. Чиркиной (3-е изд., доп. — М.: АРКТИ, 2003.). Результаты мониторинга рассмотрены на итоговом педсовете (Протокол прилагается).

Данные мониторинка за два года коррекционно - логопедической работы  логопедической службы показывают  положительную динамику у 100% учащихся посещавших логопедические занятия (результаты мониторинга прилагаются). По сравнению с 2010-2012 у.г. процент выпущенных детей со значительным улучшением в 2012-2014 г.  увеличился на 10%.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №20»

Аналитическая справка

по результатам профессиональной деятельности учителя – логопеда

Сергеевой Нины Викторовны

 

за 2014- 2015 уч.год

2015 г.

Обучение в группе ведется по «Программе обучения и воспитания детей с ФФН» и «Программе обучения и воспитания детей с ОНР», авторы Филичева Т. Б., Чиркина Г. В.

За основу мониторинга индикаторов коррекционно-развивающей работы была взята методика Филичевой Т.Б., предложенная автором для исследования речевой сферы детей старшего дошкольного возраста.

Сроки проведения мониторинга – 2 раза в год (сентябрь-май).

Объект мониторинга:

-14 детей старшей группы для детей с НР (5-6 лет): 7 девочек и 7 мальчиков;

Из них:

6 человек – ОНР 3 уровень речевого развития с дизартрией.

8 человек – ФФН  у ребенка с дизартрией.

Направления мониторинга: мониторинг качества коррекционно-развивающей работы: первичная и итоговая диагностика уровня сформированности компонентов языковой системы, отслеживание динамики речевого развития дошкольников 5-6 лет, владеющих вербальными средствами общения.

Цель мониторинга: оценить качество коррекционно-развивающей работы с воспитанниками, имеющими трудности усвоения программного материала; 

Задачи мониторинга:

-определить уровень сформированности фонетической, фонематической, лексико-грамматической сторон речи, связной речи ребенка на начало и конец учебного года;

-уточнить структуру дефекта путем качественного и количественного анализа степени выраженности нарушений разных сторон речи (речевого профиля);

-сформулировать направления индивидуальной (индивидуальный маршрут) и фронтальной коррекционной работы;

-скомплектовать группы детей на основе общности структуры нарушений речи;

-отследить динамику речевого развития ребенка и оценить эффективность коррекционно-педагогической работы за отчетный период.

Методы мониторинга:

-наблюдения,

-беседы,

-создание несложных (естественных) диагностических ситуаций.

Критерии оценки

Диагностика состояла из 10 разделов (компонентов) для исследования состояния устной речи:

- Общее звучание речи.

- Артикуляционная моторика.

- Звукопроизношение.

- Слоговая структура слов.

- Фонематический слух.

- Языковой анализ и синтез.

- Грамматический строй речи.

- Лексика.

- Словообразование.

- Связная речь.

Система оценки мониторинга пятиуровневая:    

 

Высокий уровень (5 баллов)

Выше среднего (4-4,9 баллов)

Средний уровень (3-3,9 баллов)

Ниже среднего

(2-2,9 баллов)

Низкий уровень (1-1,9 баллов)

Правильное и точное воспроизведение

Воспроизведение точное, темп несколько замедлен

Замедленное воспроизведение с запинками

Искаженное воспроизведение

Не воспроизведение

В конце 2014/ 2015 учебного года проводилось повторное исследование устной речи  детей старшей группы 5-6 летнего возраста с целью выявления уровня сформированности основных факторов речи по тем же параметрам, что и в начале учебного года. Методика исследования состояния устной речи четко структурирована по этапам работы и имеет 10 основных тесно взаимосвязанных разделов. Каждый раздел объединяет речевые пробы нарастающей трудности. Количественные результаты отражены в протоколах обследования речи детей в виде таблиц с приложением речевых профилей, что позволяет проанализировать динамику в развитии основных компонентов языковой системы каждого ребенка и группы в целом. Качественный анализ данных осуществляется учителем-логопедом в виде оформленных речевых карт воспитанников, индивидуальных программ развития, а также логопедических заключений, на каждого ребенка соответственно в начале и в конце учебного года.

При оценке результатов были получены следующие данные:

 2 ребенка из 14 успешно выполнил пробы задания и получил более 4 баллов,

 10 детей из 14 выполнили пробы задания с запинками и получили более 3 баллов,

 2 ребенка допустили большое количество ошибок и получили более 2 балов.

Средний балл речевого статуса группы составляет:

3,1  против 2,6 в начале года.

При оценке результатов наблюдается повышение уровня сформированности всех компонентов речи до среднего.

Количественные показатели уровня сформированности компонентов речи воспитанников группы (средний балл).

Разделы  

Начало года

Уровень

Конец года

Уровень

Прирост за год

1. Общее звучание речи.

2,9

н/с

3,2

с

0,3

2.Артикуляционная моторика.

3,0

с

3,4

с

0,4

3.Звукопроизношение

3,0

с

3,4

с

0,4

4.Слоговая структура слова.

2,9

н/с

3,1

с

0,2

5. Фонематический слух.

2,3

н/с

3,1

с

0,8

6. Языковой анализ и синтез.

1,6

н

2,6

н/с

1,0

7. Грамматический строй речи.

2,5

н/с

2,9

н/с

0,4

8. Лексика.

2,7

н/с

3,4

с

0,7

9. Словообразование.

2,5

н/с

2,9

н/с

0,4

10. Связная речь.

1,9

н

2,9

н/с

1,0

Средний балл.

2,6

н/с

3,1

с

0,5

Диаграмма результатов сформированности

компонентов речи воспитанников группы.

Средний балл речевого статуса группы.

          Сформированность уровня речевого развития детей в процентном отношении.

Диагностика развития уровня речи детей в процентном отношении.

Выше среднего – 2 ребенка (14%) против 0 детей в начале года. Прирост составил 14%.

Средний – 10 детей (72%) против 4 (28%) детей в начале года. Прирост составил 44%.

Ниже среднего – 2ребенка(14%) против 10 (72%) детей в начале года. Прирост составил-58%.

Качественный анализ логопедической коррекции.

  • 9 детям (64%) были поставлены нарушенные звуки, звуки в стадии автоматизации. У 5 детей (36%) звуки в стадии постановки.
  •  88% детей владеют звуковым анализом и синтезом прямых и обратных слогов, слов типа СУП, определяют позицию звука в слове, выделяют первый и последний звуки в слове. 12% детей не владеют звуковым анализом и синтезом слов.

-    Грамматический строй речи в пределах нормы у 9 детей (64%). У остальных детей (36%) в речи присутствуют аграмматизмы.

  • У всех детей пополнился и обогатился пассивный словарь. Но активный словарь детей преимущественно номинативно-предикативный. В речи мало эпитетов и наречий, что требует дальнейшей работы по развитию адъективной функции речи.
  • Развитие связной речи соответствует возрасту у 11 детей (79%), дети самостоятельно составляют простые распространенные предложения, используют их при ответах на вопросы; составляют рассказ по картинкам, воспринимая их как единое целое. 3 человека (21%) самостоятельно составляют предложения по опорным словам, картинке, но не объединяют предложения в рассказ.
  • 86% детей овладели навыком слогослияния, 2 ребенка (14%) имеют трудности в запоминании букв.
  • У детей развиваются коммуникативные умения и навыки. Дети общаются между собой, с взрослыми, задают вопросы, поддерживают беседу. Все дети с охотой берут на себя роль взрослого, учителя при проведении артикуляционной гимнастики, проверке выполненного задания, в игре.
  • У всех детей улучшились память, внимание, мышление, усидчивость.

Вывод. Количественный и качественный анализ результатов логопедической коррекции показал следующую динамику речевого развития каждого ребенка.

Таким образом, по результатам исследования на конец года отмечается:

у  79% (12 детей) положительная динамика;

у  21% (2 ребенка) незначительная динамика;

Динамика речевого развития детей.

По итогам проведенного исследования намечены направления коррекционно-логопедической работы на следующий год для тех детей, которые продолжат свое обучение.

  1. Коррекция нарушенных звуков, их автоматизация и дифференциация.
  2. Развитие фонематического восприятия, анализа и синтеза.
  3. Совершенствование лексико-грамматического строя речи.
  4. Развитие связной речи.
  5. Обучение грамоте, профилактика дисграфии и дислексии.
  6. Совершенствование мелкой моторики пальцев рук.
  7. Вовлечение родителей в коррекционный процесс.        

Рекомендации: Осуществлять более тесную связь с родителями через проведение индивидуальных и подгрупповых консультаций, работу сайта ДОУ, поскольку общая осведомленность детей, их словарный запас, грамматические представления во многом зависят от ближайшего окружения.

Справка заслушана на педагогическом совете МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №20» (Протокол № 5 от 28 мая 2015 г.)

Директор                                                                                             Федякова В.А.



Предварительный просмотр:

МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №20»

Аналитическая справка

по результатам профессиональной деятельности учителя – логопеда

Сергеевой Нины Викторовны

 

за 2012- 2014 уч.год

2014 г.

На основании заключения ПМПК в старшую логопедическую группу №8 были зачислены 17 детей: 11 девочек и 6 мальчиков.

Из них:

6 человек – ОНР 3 уровень речевого развития с дизартрией.

11 человек – ФФН у ребенка с дизартрией.

Обучение в группе велось по «Программе обучения и воспитания детей с ФФН» и «Программе обучения и воспитания детей с ОНР», авторы Филичева Т. Б., Чиркина Г. В.

За основу мониторинга индикаторов коррекционно-развивающей работы была взята методика Филичевой Т.Б., предложенная автором для исследования речевой сферы детей старшего дошкольного возраста.

Сроки проведения мониторинга – начало и конец обучения (сентябрь2012 –май 2014 г.).

Направления мониторинга: мониторинг качества коррекционно-развивающей работы: первичная и итоговая диагностика уровня сформированности компонентов языковой системы, отслеживание динамики речевого развития дошкольников 5-7 лет, владеющих вербальными средствами общения.

Цель мониторинга: оценить качество коррекционно-развивающей работы с воспитанниками, имеющими трудности усвоения программного материала; 

Задачи мониторинга:

-определить уровень сформированности фонетической, фонематической, лексико-грамматической сторон речи, связной речи ребенка на начало и конец обучения;

-отследить динамику речевого развития ребенка и оценить эффективность коррекционно-педагогической работы за отчетный период.

Методы мониторинга:

-наблюдения,

-беседы,

-создание несложных (естественных) диагностических ситуаций.

Критерии оценки

Диагностика состояла из 10 разделов (компонентов) для исследования состояния устной речи:

- Общее звучание речи.

- Артикуляционная моторика.

- Звукопроизношение.

- Слоговая структура слов.

- Фонематический слух.

- Языковой анализ и синтез.

- Грамматический строй речи.

- Лексика.

- Словообразование.

- Связная речь.

Система оценки мониторинга пятиуровневая:    

 

Высокий уровень (5 баллов)

Выше среднего (4-4,9 баллов)

Средний уровень (3-3,9 баллов)

Ниже среднего

(2-2,9 баллов)

Низкий уровень (1-1,9 баллов)

Правильное и точное воспроизведение

Воспроизведение точное, темп несколько замедлен

Замедленное воспроизведение с запинками

Искаженное воспроизведение

Не воспроизведение

В конце 2013/ 2014 учебного года проводилось повторное исследование устной речи  детей подготовительной группы 6-7 летнего возраста с целью выявления уровня сформированности основных факторов речи по тем же параметрам, что и в начале обучения. Методика исследования состояния устной речи четко структурирована по этапам работы и имеет 10 основных тесно взаимосвязанных разделов. Каждый раздел объединяет речевые пробы нарастающей трудности. Количественные результаты отражены в протоколах обследования речи детей в виде таблиц с приложением речевых профилей, что позволяет проанализировать динамику в развитии основных компонентов языковой системы каждого ребенка и группы в целом. Качественный анализ данных осуществляется учителем-логопедом в виде оформленных речевых карт воспитанников, индивидуальных программ развития, а также логопедических заключений, на каждого ребенка соответственно в начале и в конце обучения.

При оценке результатов были получены следующие данные:

 13 детей из 17 успешно выполнил пробы задания и получил более 4 баллов,

 3 детей из 17 выполнили пробы задания с запинками и получили более 3 баллов,

 1 ребенок допустил большое количество ошибок и получил более 2 балов.

Средний балл речевого статуса группы составляет:

4,6 против 2,7 в начале обучения.

При оценке результатов наблюдается повышение уровня сформированности всех компонентов речи до среднего.

Количественные показатели уровня сформированности компонентов речи воспитанников группы (средний балл).

Разделы  

Начало обучения

Уровень

Конец обучения

Уровень

Прирост за 2 года

1. Общее звучание речи.

2,9

н/с

4,5

с

1,6

2.Артикуляционная моторика.

2,8

н/с

5

в

2,2

3.Звукопроизношение

2,8

с

4,2

с

1,2

4.Слоговая структура слова.

2,9

н/с

4,9

в

2

5. Фонематический слух.

2,3

н/с

4,7

с

2,4

6. Языковой анализ и синтез.

1,6

н

4,5

с

2,9

7. Грамматический строй речи.

2,5

н/с

4,3

с

1,8

8. Лексика.

2,7

н/с

4,8

с

1,1

9. Словообразование.

2,5

н/с

4,7

с

2,2

10. Связная речь.

1,9

н

4,2

с

3,2

Средний балл.

2,7

н/с

4,6

с

2

Диаграмма результатов сформированности

компонентов речи воспитанников группы.

Средний балл речевого статуса группы.

          Сформированность уровня речевого развития детей в процентном отношении.

Диагностика развития уровня речи детей в процентном отношении.

Выше среднего – 5 детей (30%) против 0 детей в начале обучения. Прирост составил 30%. Средний – 10 детей (70%) против 10 (28%) детей в начале обучения. Ниже среднего – 2ребенка (12%) против 7 (41%) детей в начале обучения. Прирост составил -29%.

Качественный анализ логопедической коррекции.

  • 15 детям (88%) были поставлены нарушенные звуки, звуки в стадии автоматизации у 2 детей.
  • 88% детей владеют звуковым анализом и синтезом. 12% имеют затруднения.
  • Грамматический строй речи в пределах нормы у 15 детей (88%). У остальных детей (12%) в речи присутствуют аграмматизмы.
  • У всех детей пополнился и обогатился активный и пассивный словарь.
  • Развитие связной речи соответствует возрасту у 12 детей (71%), рассказы детей соответствуют ситуации, имеют смысловые звенья и правильную последовательность (полное связное описание событий), у 4 детей наблюдаются незначительные искажения ситуаций, недостаточно полное, но связное описание событий. У 1 ребенка наблюдается выпадение смысловых звеньев, недостаточно полное описание событий.
  • 88% детей овладели навыком слогослияния, 2 ребенка (12%) имеют трудности в запоминании букв.
  • У детей развиваются коммуникативные умения и навыки. Дети общаются между собой, с взрослыми, задают вопросы, поддерживают беседу. Все дети с охотой берут на себя роль взрослого, учителя при проведении артикуляционной гимнастики, проверке выполненного задания, в игре.
  • У всех детей улучшились память, внимание, мышление, усидчивость.

Вывод. Количественный и качественный анализ результатов логопедической коррекции показал следующую динамику речевого развития каждого ребенка. Все дети выпущены с улучшением.

Из них:

у  82% (14 детей) отмечается положительная динамика;

16% (3 ребенка) выпущены с рекомендацией дополнительных занятий на школьном логопункте.

Итогам проведенного обследования говорят об успешности коррекционно-воспитательной работы в течение всего периода коррекционного обучения.

Справка заслушана на педагогическом совете МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №20» (Протокол № 5 от 29 мая 2014 г.)

Директор                                                                                             Федякова В.А.