Работа классного руководителя

Эпштейн Татьяна Валерьевна

Работа классного руководителя

Скачать:


Предварительный просмотр:

Анализ воспитательной деятельности

в школе в 2012-2013 уч.году

4 "Г" класс (Башкатова Т.В.)

1. В 2012-13 уч.году в 4 Г классе продолжилась работа по сплочению коллектива, воспитанию доброжелательного отношения друг к другу, дружбы, взаимовыручки; особое внимание уделялось воспитанию бережного отношения к школьным учебным предметам и мебели, воспитывалась культура поведения в школе и других общественных местах (театры, музеи, общественный транспорт); на классных и общешкольных мероприятиях воспитывалось чувство патриотизма и гражданственности; также продолжилась работа по развитию творческого потенциала учащихся и их положительного отношения к труду и учебной деятельности.

2. Учащиеся 4 Г класса стали еще сплоченнее и дружнее (что подтверждают выступления на мероприятиях и спортивные соревнования); ребята осознанно подходят к решению различных вопросов школьной жизни; стараются вести себя культурно в  общественных местах; показывают свою гражданскую позицию и активно ее отстаивают на соответствующих мероприятиях. Дети стали серьезнее относиться к учебе, многие ребята окончили учебный год с хорошими и отличными результатами.

3. Общие сведения о классе:

- на начало года: 29 человек, из них 16 мальчиков, 13 девочек;

- прибыл: 1 чел. - Мельникова Ксения (из г. Пенза)

- выбыли: 2 чел. - Волков Виктор (в г. Минусинск)

                          - Курбанов Кирилл (в г. Костанай)

- на конец года: 28 человек.

4. Анализ развития коллектива класса.

а) В классе присутствовал спокойный психологический климат. Все дети были открыты для общения друг с другом. В классе нет изгоев. Дети умеют сопереживать друг другу, поддерживают, оказывают помощь тому, кто в ней нуждается. Конфликтов за весь учебный год не было.

б) В отношениях детей с учителем и учителя с детьми присутствовали доброжелательность, взаимопонимание и взаимоуважение.

в) В актив класса входили дети, пользующиеся авторитетом среди своих сверстников: Мурашова Лилия, Балашова Алина, Ведерникова Татьяна, Ларина Ксения, Камолов Давлат, Мишенин Роман.

Изолированных детей в классе нет.

Ребята разделялись в основном на микрогруппы по интересам и по месту жительства.

Дети на протяжении всего учебного года проявляли инициативу и творчество. В классе активно развивается самоуправление. Ученики с помощью учителя планируют свою деятельность, а актив класса старается контролировать выполнение заданий и поручений.

5. Анализ развития учащихся класса.

Учащиеся 4 Г класса довольно часто занимают призовые места в различных общешкольных конкурсах и соревнованиях, всегда стремятся к победе, действуют слаженно и переживают друг за друга.

В классе каждый год появляются новые ученики, тем не менее ребята друг друга очень хорошо принимают, находят общие интересы, общаются. У ребят нет понятий "новенький" и "старенький", они все равноправны между собой и равны перед учителем.

6. Анализ успеваемости учащихся класса

На "отлично" окончили год 2 уч-ся:

Балашова Алина,

Мурашова Лилия (похвальный лист)

На "хорошо" - 14 уч-ся:

Арутюян Ани

Астахов Максим

Белова Алина

Ведерникова Таня

Исаева Катя

Кухтина Дарина

Макарова Маша

Мельникова Ксюша

Мишенин Рома

Оганесян Гаяне

Орлов Максим

Саушкин Максим

Цветков Максим

Шилованов Дима

С 1 "3" - 1 чел.: Соколов Адам

Успевают на "удовлетворительно" - 11 человек:

Баранова Настя

Будагян Анаит

Камолов Давлат

Крутенков Саша

Кулешова Наташа

Лайлиев Манучехр

Ларина Ксюша

Максименко Дима

Михеев Никита

Неволенкова Алена

Умнов Сережа

7. Вовлечение учащихся в дополнительное образование.

Арутюнян Ани - хоровая школа "Юность России"

Балашова Алина - плавание (бассейн "Сатурн")

Будагян Анаит - спортивные бальные танцы (ДК Воровского)

Камолов Давлат - тэквондо (спорт.школа)

Крутенков Саша - рисование, шахматы ("Эврика")

Кухтина Дарина - танцы ("Эврика")

Мишенин Рома - теннис (СК Борисоглебский)

Неволенкова Алена - школа ин.язYES, теннис (СК Борисоглебский)

Орлов Максим - теннис (СК Борисоглебский)

Саушкин Максим  - футбол (на базе "Сатурна" )

Цветков Максим - тэквондо (спорт. школа)

8. Участие в общешкольных мероприятиях.

Дети принимали участие в праздниках и концертах:

- День Знаний (весь класс)

- День матери (учащиеся готовили концерт в составе 28 человек)

- Новый Год (весь класс, готовили номера для выступления)

- 8 марта "А ну-ка, девочки!" (весь класс - девочки непосредственно участвовали в конкурсе, мальчики выступали с поздравительным танцем). Заняли III место.

- "Классный класс" (весь класс). Заняли III место.

- День Победы (присутствовали на концерте)

- конкурс чтецов, посвященный Новому году (I место - Мурашова Лиля, II место - Ларина Ксения,  III место - Балашова Алина)

- конкурс чтецов, посвященный Дню Защитников Отечества (II место - Мурашова Лилия, III место - Балашова Алина)

- смотр строя и песни (весь класс) - III место.

- спортивные соревнования "Веселые старты" - II место.

9. Участие в городских, районных, областных, всероссийских мероприятиях.

- участие в интеллектуальной игре "Русский Медвежонок" (20 чел.)

- участие в интеллектуальной игре "Кенгуру" (3 чел.)

- участие в областном мониторинге математической подготовки (23 чел.). Лидер по классу - Балашова Алина (72 балла)

- участие в районном спортивном мероприятии "Веселые старты" (на базе Раменской гимназии) - III место.  

(Состав команды: Будагян А., Кухтина Д., Балашова А., Макарова М., Камолов Д., Максименко Д., Соколов А., Шилованов Д.).

10. Экскурсии.

- Зооферма, г. Ногинск (5 чел.)

- Геологический музей, г. Москва (13 чел.)

- Театр на малой Бронной, "Принц Каспиан", г. Москва (14 чел.)

- Театриум на Серпуховке, "Новый год", г. Москва (18 чел.)

- Дарвиновский музей, г. Москва (12 чел.)

- Московский Кремль (14 чел.)

11. Классные часы

- организационные

"Мы в 4 классе"

"Распределение поручений и выбор ответственных за них"

"Прощай, начальная школа"

- тематические

"Умей учиться, чтоб уметь трудиться"

"Правила поведения на улице в осенние каникулы"

"Говорите добрые слова"

"Как порадовать родных"

"Безопасное поведение в зимние каникулы"

"День Защитника Отечества"

"8 марта - Мамин праздник"

"Безопасность на улице весной"

"Поклонимся Великим тем годам..."

- репетиционные

Подготовка ко дню Знаний, репетиции к концертам Новый Год, День матери, Классный класс.

12. Мероприятия, проведенные в классе.

- День Именинника (4 раза, по четвертям)

- КВН

- Новогодний огонек

- Прощание с начальной школой

13. Общественно-полезный труд

Все учащиеся активно принимали участие в уборке пришкольной территории и генеральных уборках кабинета.

14. Работа с родителями.

В 2012-2013 учебном году проведено 4 родительских собрания по темам:

"Задачи на новый учебный год. Основные требования к знаниям, умениям и навыкам четвероклассников".

"Эмоциональное благополучие детей в семье".

"Итоги первого полугодия. Проблемы преемственности обучения в начальной и средней школе: пути и способы решения".

"Прощай, начальная школа." Торжественное собрание-праздник совместно с детьми.

В течение года неоднократно проводились заседания родительского комитета (Мурашова О.А., Мишенина М.Г., Неволенкова Г.И.). Родители принимали активное участие в жизни класса, организовывали и помогали проводить различные классные и внеклассные мероприятия.



Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Строгие рамки урока и насыщенность программы  не всегда и не всем  детям дают возможность реализоваться как личности: проявить себя творчески, показать свою индивидуальность. Но эта возможность есть. Микроклимат группы  продленного дня идеально подходит для этого. Ведь каждый ребенок талантлив по-своему, и именно здесь могут проявиться особенности каждого.

В современных условиях работы школы основной целью группы продленного дня является максимальное развитие личности каждого ребенка: воспитание сознательного, здорового члена общества, инициативного, думающего, формирование детского интеллекта, целенаправленное развитие познавательных психических процессов: внимания, воображения, восприятия, памяти, мышления, раскрытие творческого потенциала каждого ребенка.

Исходя из вышесказанного, можно выделить следующие задачи:

  • Обучать учащихся рациональным приемам восприятия и переработки информации во внеурочной деятельности, при приготовлении домашнего задания;
  • Повышение качества выполнения домашних заданий; нацеливание детей на результативную работу;
  • Улучшение поведения отдельных учащихся и группы в целом;
  • Активизация познавательной деятельности учащихся;
  • Развитие творческих способностей;
  • Способствовать развитию самостоятельности, инициативы, творчества в коллективе;
  • Воспитывать  в детях потребность в здоровом образе жизни; соблюдение гигиенических норм, режима дня;
  • Воспитывать в детях чувство самоуважения, уважения к членам своей семьи, окружающим его людям;
  • Воспитание чувства доброты у детей, т. е. умение радоваться успехам своих товарищей, достойно переживать свои неудачи и быть рядом, когда неудача постигла другого;
  • Развивать память, речь, мышление, воображение, внимание у детей;
  • Развивать любознательность ребят, увлечь их процессом познания;
  • Расширить представления быта ребят о нашем городе, научить любить его. 

Программа составлена на основе проводимой в школе внеклассной работы, с учетом возрастных особенностей младших школьников.

Концептуальными положениями программы являются:

  • Личностно – ориентированный подход к каждому учащемуся;
  • Создания условий для всестороннего развития личности ребенка (эмоционально – ценностного, социально – личностного, познавательного, эстетического);
  • Осуществление коммуникативного подхода, то есть нацеленность работы на становление (совершенствование) всех видов деятельности: подготовки домашнего задания,  игры, экскурсий, конкурсов, соревнований.
  •  Реализация потенциала каждого ребенка, сохранение его индивидуальности

В основу разработанной программы положены следующие принципы:

  • Системность.                            
  • Доступность.
  • Научность.
  • Создание развивающей ситуации
  • Занимательность.            
  • Сознательность и активность.
  • Наглядность
  • Связь теории с практикой
  • Преемственность
  • Природосообразность.

Методологической основой программы являются следующие положения:

  1. Образовательный уровень – начальный.
  2. Ориентация содержания – практическая.
  3. Характер освоения – развивающий.
  4. Возраст обучающихся – 6 – 8 лет
  5. Форма организации учебно-воспитательного процесса – урок-игра.

Большое значение в воспитании детей, расширении кругозора об окружающем мире, сообразительности, привитии любви к чтению книг, интереса к учебе имеют игры. Игра является одним из источников речевого и умственного развития детей, способствует закреплению знаний, пробуждает интерес к познанию нового, развивает любознательность.

В ходе самоподготовки проводятся игры на внимание и память, физкультминутки, стихотворные паузы, задачи, игры-путешествия.

Игра дает возможность переключаться с одного вида деятельности на другой и тем самым снимать усталость. Но самое главное – игра помогает усваивать и закреплять знания по всем предметам.  А самые радостные моменты в жизни продлёнки – игры-конкурсы, игры-соревнования, игры-праздники.

Работа в группе продленного дня проводится по следующему плану:

День недели

Мероприятия

Форма проведения

Понедельник

Спортивные соревнования

путешествие, подвижные игры

Вторник

Воспитательные беседы по культуре поведения и охране здоровья

беседы, игры, диспуты

Среда

Художественная деятельность

викторины, творческая работа, индивидуальная работа

Четверг

День чтения

викторины, чтение книг, игры,  праздники

Пятница

Встречи, праздники

путешествие, развивающие игры, КВН, викторины

Ожидаемые результаты:

  • Повышение качества обучения учащихся;
  • Развитие индивидуальности учащихся;
  • Развитие интереса к изучаемым предметам;
  • Развитие самостоятельности;
  • Формирование полезных привычек.

Календарно-тематическое планирование ГПД

I ЧЕТВЕРТЬ

С Е Н Т Я Б Р Ь

ПОНЕДЕЛЬНИК

ВТОРНИК

СРЕДА

ЧЕТВЕРГ

ПЯТНИЦА

2.09.

Знакомство с режимом ГПД

3.09

Беседа по ПДД, ОБЖ «Уважайте светофор»

4.09

Экскурсия в природу

«Букет из кленовых листьев»  

5.09

Посещение  Детской  библиотеки «Путешествие по книжному городу»

6.09.

«В мире загадок»

 игра - соревнование

10.09

Беседа «В какие игры можно играть на улице»

11.09

Поделки из семян и листьев

12.09

В мире сказок и приключений

13.09

Конкурс скороговорок

16.09

Подвижные игры на спортивной площадке

17.09

Беседа «Спешите сделать добро»

18.09

Конкурс поделок из осенних даров природы

19.09

Обзор детских журналов

20.09

Умники и умницы

23.09

Игра на развитие координации движений: «Охотники»

24.09

Культура общения. «Как поздравить с Днём Рождения»

25.09

Оригами. День осеннего Именинника.  

26.09

История обыкновенных вещей

27.09

Игра «Угадай мелодию»

        30.09

Подвижные игры на спортивной площадке

О К Т Я Б Р Ь

ПОНЕДЕЛЬНИК

ВТОРНИК

СРЕДА

ЧЕТВЕРГ

ПЯТНИЦА

1.10

Улица полна неожиданностей. Занятие по ПДД

2.10

Мозаика из пуговиц

3.10

Интересное из жизни растений. Чтение книг.

4.10

Загадки о природе и её явлениях

7.10

Игры на свежем воздухе.  «Вороны и воробьи»

8.10

Безопасность обращения с электроприборами

9.10

«Волшебная  кисточка». Знакомство со спектрами цвета

10.10

Путешествие в мир сказок и приключений

11.10

Викторина «Герои любимых мультфильмов»

14.10

Игры на свежем воздухе.  «Совушка»

15.10

Книга - наш друг и помощник

16.10

Лепка из пластилина

«Дары осени»

17.10

Чтение русских народных сказок

18.10

Конкурс эрудитов «Почему, откуда, зачем»

21.10

Игры на свежем воздухе.  «Совушка»

22.10

Практика решения конфликтов «Худой мир лучше доброй ссоры»

23.10

Беседа «Домашние любимцы». Рисование животных

24.10

Викторина по сказкам Г.Х. Андерсена

25.10

Загадки-шутки. «Шашки», «Домино»

28.10

Игры на свежем воздухе.  «Совушка»

29.10

Практика решения конфликтов «Худой мир лучше доброй ссоры»

30.10

Беседа «Домашние любимцы». Рисование животных

31.10

Викторина по сказкам Г.Х. Андерсена

1.11

Загадки-шутки. «Шашки», «Домино»

Каникулы 2.11. – 10.11.2013г.

III ЧЕТВЕРТЬ

Н О Я Б Р Ь

ПОНЕДЕЛЬНИК

ВТОРНИК

СРЕДА

ЧЕТВЕРГ

ПЯТНИЦА

11.11

Игры на свежем воздухе.  «Вороны и воробьи»

12.11

Беседа «Безопасность на дорогах».

13.11

 Выставка рисунков «Смешные дорожные знаки»

14.11

Литературная викторина

15.11

Осенний турнир по шашкам

18.11

Игры на свежем воздухе «Гуси лебеди»

19.11

Беседа «Режим дня школьника»

20.11

Рисование на тему «Мой любимый цветок»

21.11

Чтение и обсуждение книги «Честное слово»

22.11

Час загадок и скороговорок о растениях  

25.11

Беседа о закаливании.

Игры с мячом

26.11

Беседа «Кто и как предохраняет нас от болезней?»

27.11 

Конкурс рисунков ко Дню матери

28.11

«Книга, мы тебя любим!»

Творчество

С. Я. Маршака

29.11

Откуда пришел праздник? День матери

Д Е К А Б Р Ь

ПОНЕДЕЛЬНИК

ВТОРНИК

СРЕДА

ЧЕТВЕРГ

ПЯТНИЦА

2.12

Подвижные игры на свежем воздухе.

«Отгадай, чей голосок»

3.12

Беседа «Скользкая дорога»

 

4.12

Мастерская Деда Мороза. «Снежинки»

5.12

Чтение сказок о Рождестве Христове

6.12

«День игры и игрушек»

Развитие внимания

9.12

Игра на свежем воздухе «Шишки, жёлуди, орехи»

10.12

«Если я один дома…»

Беседа о безопасности  

11.12

Елочные игрушки своими руками «В мастерской Деда Мороза»

12.12

Прослушивание и обсуждение сказки «Снегурочка»

13.12

Настольные игры «Шашки», «Домино», «Ходилки-бродилки»

16.12

Подвижные игры «Снежинки», «снежки»,
«Снеговики»

17.12

Беседа «Новогодние традиции»

18.12

Мастерская Деда Мороза. Звезда сборная

19.12

Сочинение письма Деду Морозу

20.12

Конкурс рисунков «Зимняя сказка»

23.12

Игры на воздухе. Гонки снежных комов

24.12

Зимние опасности. Дополнительные требования к пешеходу

25.12

Мастерская Деда Мороза. Изготовление подарков родителям

26.12

Чтение рассказов о зиме

27.12

Праздник «Новый год»

Каникулы 29.12.2013г. - 08.01.2014г.

III ЧЕТВЕРТЬ

Я Н В А Р Ь

ПОНЕДЕЛЬНИК

ВТОРНИК

СРЕДА

ЧЕТВЕРГ

ПЯТНИЦА

9.01

Рассказы «Как я провел каникулы»

10.01

Играй, смекай, отгадывай! Веселые игры.

13.01

«Зимние забавы» Спорт - час

14.01

Беседа «Развитие смелости и уверенности в себе»

15.01

Лепка из пластилина лесных животных

16.01

Чтение сказок Г.Х. Андерсена

17.01

Разгадывание ребусов

20.01

«Береги здоровье смолоду»

Спортивный час

21.01

Беседа «Что такое Родина?»

22.01

Рисование на тему «Моя малая родина»

23.01

«Книга, мы тебя любим!». Чтение книг

24.01

Игры на развитие памяти, внимания

27.01

Подвижные игры «Снежки»

28.01

«Профессии моих родителей»

29.01

«Книжкина больница» - ремонт книг

30.01

Литературный час «Мои любимы книги»

31.01

Разгадывание ребусов

Ф Е В Р А Л Ь

ПОНЕДЕЛЬНИК

ВТОРНИК

СРЕДА

ЧЕТВЕРГ

ПЯТНИЦА

3.02

Конкурс снеговиков

4.02

Викторина «Правила движения – закон дорог и улиц». ПДД

5.02

«Радуга цветов». Выставка рисунков

6.02

Просмотр мультфильмов

7.02

«Мы уже писать умеем» Изготовление открыток ко Дню Святого Валентина

10.02

Подвижные игры «Богатырские забавы»

11.02

«Защитник родины – мои родственники».  Встреча с интересными людьми

12.02

Рисование на тему «23 февраля»

13.02

Чтение произведений о войне

14.02

КВН «Защитники Родины»

Каникулы 17.02. – 23.02.2014г.

24.02

Подвижные игры «Кто самый ловкий»

25.02

Беседа-дискуссия «Почему сон – это важно»

26.02

Выставка рисунков «Расскажи о своих увлечениях»

27.02

«Волшебные сказки» Чтение русских народных сказок

28.02

«Праздники для всей страны». Путешествие по календарю

М А Р Т

ПОНЕДЕЛЬНИК

ВТОРНИК

СРЕДА

ЧЕТВЕРГ

ПЯТНИЦА

3.03

Подвижные игры «Волк и семеро козлят»

4.03

Регулирование движения. Занятие по ПДД

5.03

Коллективная аппликация «Поздравляем женщин»

6.03

Чтение книг о маме

7.03

Решение ребусов, головоломок

10.03

Подвижные игры «Зов джунглей»

11.03

«Что такое правила хорошего тона?»

12.03

Рисование на тему «Как я провожу выходные»

13.03

«Хорошая книга – друг на всю жизнь». Чтение книг

14.03

Математическое соревнование «5 плюс 5»

17.03

Подвижные игры «Волк и семеро козлят»

18.03

Беседа-дискуссия «Мои «хочу» и мои «надо»

19.03

Моделирование из бумаги

20.03

Викторина «О вкусной и здоровой пище»

21.03

Развитие памяти, речи. Игра «Слова»

Каникулы 23.03. – 30.03.2014 г.

А П Р Е Л Ь

ПОНЕДЕЛЬНИК

ВТОРНИК

СРЕДА

ЧЕТВЕРГ

ПЯТНИЦА

1.04

Конкурс шуток «Умора - 2014»

2.04

Творческая композиция «Весна – красна»

3.04

«Что за прелесть – эти сказки…» - КВН

4.04

Развитие воображения «Дорисуй предмет»

7.04

Подвижные игры «Мы веселые ребята»

8.04

Беседа «Почему нельзя драться»

9.04

Рисование на тему «Человек в космосе»

10.04

Чтение книг о покорителях космоса

11.04

Игра-тренинг «Правила этикета»

14.04

Подвижная игра «Цепи – кованы»

15.04

Беседа: «Здоровье и вредные привычки»

16.04

Рисование на тему «Здоровье и вредные привычки»

17.04

Праздник «День земли и птиц»

18.04

Разгадывание литературных кроссвордов

21.04

Подвижная игра «Гуси-лебеди»

22.04

Беседа: «Мы - друзья природы»

23.04

Рисование на тему «Мы - друзья природы»

24.04

Чтение книг о войне

25.04

Игра конкурс «Словарный аукцион»

28.04

Подвижная игра «Цепи – кованы»

29.04

Беседа-диспут «Моя родословная»

30.04

Моделирование из бумаги

М А Й

ПОНЕДЕЛЬНИК

ВТОРНИК

СРЕДА

ЧЕТВЕРГ

ПЯТНИЦА

 1.05

ПРАЗДНИЧНЫЙ ДЕНЬ

 2.05

ПРАЗДНИЧНЫЙ ДЕНЬ

5.05

Игра-соревнование «Аты – баты, шли солдаты»

6.05

Беседа: «Великая Победа»

7.05

Коллективная аппликация «Великая Победа»

8.05

Интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?»

9.05

ПРАЗДНИЧНЫЙ ДЕНЬ

12.05

Подвижная игра «Шустрики»

13.05

«Что такое характер» Беседа по профориентации

14.05

Рисование пиктограмм

15.05

Клубный час «История и богатство русского языка»

16.05

Занимательная математика

19.05

«Весна – красна» Конкурс рисунков

20.05

Беседа: «Правила безопасного поведения летом». Занятие по ПДД

21.05

Рисование на тему «Скоро лето»

22.05

«Увидел слово – прочитай!»

23.05

Интеллектуальная игра «Хочу все знать»


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Детско-родительские отношения Аспекты воспитания детей

Слайд 2

«Потребность в родительской любви не только самая сильная из всех человеческих потребностей, но и самая длительная. Пройдут увлечения, отзвучат некогда потрясавшие нашу жизнь страсти, минут многие привязанности, но любовь к родителям и необходимость ответной любви остается с нами до конца наших дней» Алла Спиваковская

Слайд 3

Успешность воспитания детей стоит в прямой зависимости от личностного роста, гармонии и душевного равновесия родителей.

Слайд 4

Любовь, принятие, уважение, понимание которые родители заложат в своего дитя в первые пять лет, он пронесет по жизни.

Слайд 5

Детская психология выделяет 3 основных типа отношений родителей и их детей: 1.Оптимальный тип 2.Тип излишней вовлечённости (авторитарный контроль) 3.Тип излишней отстраненности (эмоциональное отвержение)

Слайд 6

Аспекты воспитания детей: Чего хотят сами дети? Основной уход (еда, тепло, одежда и т.д.) Обеспечение безопасности. Душевная теплота. Поощрение. Руководство и ограничение. Стабильность. Важно четко разделять отцовские и материнские обязанности.

Слайд 7

Неразлучные друзья – родители и дети! Учитесь быть своему ребенку другом. Критикуйте, не унижая, а поддерживая. Учите своего ребенка быть честным с друзьями и не искать выгоды от дружбы. Приглашайте друзей своего ребенка в дом, общайтесь с ними. Если ваш ребенок доверяет вам свои тайны как друзьям, не шантажируйте его ими.

Слайд 8

Тест «Мера заботы» "Категорически не согласен" - 1 балл. "Я не спешил бы с этим согласиться" - 2 балла. "Это, пожалуй, верно" - 3 балла. "Совершенно верно, я считаю именно так" - 4 балла . Утверждения: 1. Родители должны предвидеть все проблемы ребенка, чтобы помочь ему их преодолеть. 2. Для хорошей матери достаточно общения только с собственной семьей. 3. Маленького ребенка следует всегда крепко держать во время мытья, чтобы он не упал и не ушибся. 4. Когда ребенок делает то, что обязан, он находится на правильном пути и благодаря этому будет счастлив. 5. Хорошо, если ребенок занимается спортом. Но спортивными единоборствами ему заниматься не следует, так как это чревато физическими увечьями и нарушениями психики. 6. Воспитание - это тяжелый труд. 7. У ребенка не должно быть тайн от родителей. 8. Если мать не справляется со своими обязанностями по отношению к детям, это, скорее всего, означает, что отец плохо выполняет свои обязанности по содержанию семьи. 9. Материнская любовь не может быть чрезмерной: любовью ребенка не испортишь. 10. Родители должны ограждать ребенка от негативных сторон жизни. 11. Не следует приучать ребенка к рутинной домашней работе, чтобы он не потерял охоту к любой работе. 12. Если бы мать не руководила домом, мужем, детьми, все происходило бы менее организованно. 13. В рационе семьи все самое вкусное и полезное должно в первую очередь доставаться ребенку. 14. Лучшая защита от инфекционных заболеваний - ограничение контактов с окружающими. 15. Родители должны активно влиять на то, кого из сверстников выбирает ребенок себе в друзья.

Слайд 9

Обработка результатов Если вы набрали свыше 40 баллов , то Вашу семью, вероятнее всего, можно назвать детоцентристской. То есть интересы ребенка - главный мотив Вашего поведения. Такая позиция достойна одобрения. Однако у Вас она несколько заострена. Психологи называют это чрезмерной опекой. В подобных семьях взрослые все выполняют за ребенка, стремятся оградить его от мнимых опасностей, заставляют следовать своим требованиям, суждениям, настроениям. В результате у ребенка формируется пассивная зависимость от родителей, которая по мере взросления все более препятствует личностному росту. Вам следовало бы больше доверять своему ребенку, верить в него, прислушиваться к его собственным интересам, ведь верно замечено: "Воспитывать детей - значит учить их обходиться без нас". От 25 до 40 баллов . Вашему ребенку не грозит стать распущенным и избалованным, поскольку вы уделяете ему достаточное, но не чрезмерное внимание. Постарайтесь сохранить этот уровень отношений. Если Вы набрали менее 25 баллов , то Вы явно недооцениваете себя как воспитателя, слишком полагаетесь на случай и благоприятное стечение обстоятельств. Проблемы в деловых и супружеских взаимоотношениях часто отвлекают Ваше внимание от ребенка. А он вправе ожидать от вас большого участия и заботы!

Слайд 10

Ребенок учится тому, Что видит у себя в дому, Родители пример ему. С. Брандт



Предварительный просмотр:

Родительское собрание №3

Тема «Детско-родительские отношения»

Дата: 22 января 2015 года

Присутствовало: ______ ч.

2 слайд "Потребность в родительской любви не только самая сильная из всех человеческих потребностей, но и самая длительная. Пройдут увлечения, отзвучат некогда потрясавшие нашу жизнь страсти, минут многие привязанности, но любовь к родителям и необходимость ответной любви остается с нами до конца наших дней" (Алла Спиваковская)

Сегодня мы затронем очень актуальную тему -  "Детско-родительские отношения". Моё выступление будет состоять из небольшой теоретической части, затем будет практическая часть, в которой мы проведем небольшое тестирование.  

Каждый из нас знает, что любовь к ребенку формируется в процессе жизни человека. Путь этого формирования может оказаться не только сложным, но и внутренне конфликтным, противоречивым. Ребенок растет, меняется и часто становится непонятен родителям. Личное дело каждого родителя - решать какого ребенка он хочет вырастить. В деле воспитания трудно давать общие советы. То, что подходит одному, совсем неприемлемо для другого. Поэтому подход психолога к каждой семье индивидуален. 3 слайд  Многими психологическими исследованиями доказано, что успешность воспитания детей стоит в прямой зависимости от личностного роста, гармонии и душевного равновесия родителей.

В период своего взросления ребенок переживает ряд кризисов, и родители должны знать и учитывать эти особенности иначе сложно будет понять, что происходит с ребенком, почему именно так, а не иначе ведет он себя в том или ином возрасте.

4 слайд  Любовь, принятие, уважение, понимание, которые родители заложат в своего дитя в первые пять лет, он пронесет по жизни. Как, правило, такой человек вырастает жизнестойким и оптимистичным. Дарите любовь своим детям, старайтесь быть с детьми искренними и честными, дети очень остро чувствуют фальшь.

Но порой  ребенок воспринимает родителей, воспитателей, учителей как карательный отряд, указывающий, контролирующий, требующий и жестоко карающий в случае неповиновения.

Социальное окружение тоже накладывает свои отпечатки на развитие ребенка, но все же основное закладывает семья. И ответственность за то, каким вырастет ваш ребенок, кем он станет, ложится на вас, родители.

5 слайд  Психология выделяет 3 основных типа отношений родителей и их детей:

       1.Оптимальный тип, где бывает полное взаимное доверие между родителем и ребенком. При этом условии положительные качества ребенка усиливаются, а отрицательные преодолеваются или приобретают более допустимые формы. Личность ребенка (в плане его самооценки и представлений о самом себе) развивается нормально, а процесс воспитания ребёнка родителем облегчается.

       2. Тип излишней вовлечённости (авторитарный контроль) Такой тип отношений характеризуют: неумеренная родительская любовь, чрезмерные опёка и участие в делах и жизни ребёнка и, даже, проникновение в его внутренний мир. В этом случае эго ребенка как бы ''растворяется'', становится нечетким. Ребенок растет несамостоятельным и инфантильным, понятия "можно-нельзя", ''хорошо-плохо'' ему не понятны. Неумеренная любовь усиливает существующие у ребенка проблемы развития и порождает проблемы у психически и физически здорового ребенка. Возведя вокруг малыша стену из любви, такие родители тормозят процесс понимания и усвоения им норм поведения в обществе. Они немедленно выполняют любое требование ребенка, часто даже предугадывая его. Они прощают малышу всё, думают и делают вместо него. Их ребенок живет в иллюзорном мире, не ведая ни труда, ни забот, постепенно становясь эгоистичным. Проблема становится особенно заметной при поступлении ребенка в школу. Он совершенно искренне не поймёт требований и запретов учителя, и будет проситься к маме. Навязанная неправильным воспитанием ребёнка его инфантильность проявляется в медленном развитии лобных функций мозга, и, если вовремя не обратить на это внимание, это может принять и необратимый характер. И тогда проблемы задержки в развитии могут перерасти в проблемы больного ребёнка.

       3.Тип излишней отстраненности (эмоциональное отвержение)

Этот тип отношений характеризуют: пренебрежение к ребенку, нежелание считаться с его особенностями и полное отсутствие внимания к нему, что, естественно, оказывает вредное влияние и на развитие личности ребенка. Ребенка либо жестко контролируют, либо наоборот, не обращают на него внимания. Все это, а также отсутствие внимания родителя, приводит к низкой самооценке и к самоуничтожению личности ребёнка.

Аспекты воспитания детей:
А на самом деле, чего же  хотят сами дети? Исходя из исследований, психологи выделили несколько пунктов.

  1. Основной уход (еда, тепло, одежда и т.д.)
  1. Обеспечение безопасности.
  1. Душевная теплота.
  2. Поощрение.
  3. Руководство и ограничение.
  4. Стабильность.
  5. Важно четко разделять отцовские и материнские обязанности.

Сегодня хотелось бы поподробнее поговорить о 2 типе – гиперопеке.

Надо отметить, что современные родители вообще стали  «более продвинутыми» в плане воспитания, чем предыдущее поколение.

Сегодня взрослые гораздо больше интересуются тем, как правильно строить отношения с детьми:  покупают специальную литературу, отдают детей в развивающие школы.

Все это правильно, и, действительно,  важно в какие- то моменты отдавать ребенку инициативу, давать возможность почувствовать себя важным и значимым, как говориться, в каких- то ситуациях «меняться ролями».  Но  не стоит забывать, что во всем нужно знать меру.

Сегодня много говориться о том, что в отношениях с детьми необходимо проявлять уважение: интересоваться мнением ребенка, не применять насилие и не  заставлять детей что-то делать.

  И тут некоторые родители настолько увлекаются этим самым уважением, что уже становиться непонятно, кто в семье устанавливает правила, ведь основной задачей становиться узнать  мнение или получить  согласие ребенка по всем важным вопросам.

Хочется обратить внимание, что когда психологи советуют родителям проявлять больше уважения к интересам ребенка, то как правило, основной целью является научить ребенка личным примером уважать мнение других людей и в первую очередь самих родителей 

Важно советоваться с детьми, но не перекладывать на них принятие решений, советоваться лишь по каким-то вопросам, а не подстраиваться под детские желания.

Проблема недостаточной любви к детям со стороны родителей обсуждается во всех СМИ,  на родительских собраниях в школах и детских садах… в то время как проблема чрезмерной любви практически не обсуждается.

Считается, что чуть ли не  единственной  причиной плохого поведения ребенка является  его желание таким образом привлечь к себе внимание родителей, но всегда ли это так?

Мне кажется, что иногда родители настолько увлекаются тем, чтобы «правильно» воспитать ребенка, что у них уже не остается времени на то, чтобы заниматься своими делами.

Бывают ли у вас ситуации, когда вы спрашиваете у ребенка, отпустит ли он вас в гости к тете Тане? Или  разрешит  ли сходить с папой в театр…  Понятное дело, что ребенок обычно категорически против разлучаться с мамой и (или) папой и требует остаться дома или взять его с собой. И вот вы уже звоните подруге и говорите, что ребенок вас не пускает... А возможно с грустным видом тащите его с собой в гости, где он весь вечер ползает по коленям знакомых, отвлекает, напрягает вас и не дает расслабиться.

Потом ребенок подрастает и уже не просится с вами в гости. Вы отдаете его в школу, но и там он продолжает занимать все ваше внимание и время:  отказывается учиться, ходить на уроки. Вы проводите беседы, объясняете, как это важно для его будущего, тратите деньги на репетиторов, лишь бы его не выгнали, но... Результаты, как правило,  не значительны и не постоянны.

В  чем же ошибка? Почему дитя, которое вы так трепетно растили, с которым советовались, учитывали его желания,  ведет себя не так, как хотелось бы?

Дело в том, что когда вы делаете ребенка центром своей жизни, ребенок  понимает, чтосамое главное, это его интересы, а не ваши.

Не уважая свои желания, занимаясь жизнью ребенка больше своей собственной, родители показывают, что их интересы не столь важны, как интересы ребенка.

Говорить о проблемах, связанных с чрезмерным вниманием к детям можно долго.  Недостаток любви,  как и слишком активное ее проявление, приводит к негативным последствиям. Хочется обозначить важные моменты в построении отношений родитель-ребенок.

Несомненно, самое важное, это давать ребенку чувство, что его любят.

Не забывайте, что все, что вы видите в своем ребенке – это в первую очередь ваше отражение. Если  хотите, чтобы дети Вас уважали – уважайте себя и свои интересы. Если хотите, чтобы жизнь вашего ребенка была интересной и насыщенной – делайте свою жизнь интересной.

Какими могут быть последствия избытка родительской опеки и внимания к детям? Раньше женщины заботились о доме и были погружены в домашние хлопоты, пока их дети развлекались на улице бесконечными забавами и играми. Женщины готовили на кухне супы, пекли сладости и занимались уборкой. Что же изменилось на сегодняшний день? Вместо работы по дому женщины больше беспокоятся о том, подпадает ли их ребенок под категорию «нормального», по мнению одногодок и по стандартам потребительской идеологии.

В наше время воспитание детей стало очень стрессовым, высокоорганизованным и конкурентным занятием и рассматривается как проект, который нужно выполнить.

В прежние времена дети были уверенными в себе и могли пойти в школу пешком или выбежать куда-то по поручению, несмотря на то, что это могло занять немало времени.

Многие родители рассказывают истории о том, как ходили в школу под дождем, несмотря на ветер и снег. Некоторые из этих рассказов в наше время могут показаться нелепыми. В наше время возник новый тип родителей, страхи которых причиняют вред здоровью и благополучию детей. Это родители, проявляющие чрезмерную заботу и опеку.

В возникновении феномена чрезмерной родительской опеки следует винить средства массовой информации, в особенности, сообщения о похищении и сексуальной эксплуатации детей. Естественно, что все мы хотим защитить своих детей от окружающего их насилия. Телевизионная реклама и объявления в газетах создают видимость, будто ужасающие события происходят непрерывно и прямо за углом соседнего дома.

Как ни крути, но трагедия одиннадцатого сентября 2001 года спровоцировала спекуляцию на терроризме в средствах массовой информации, что заставило родителей еще больше задуматься о безопасности детей. Страх порождает только страх и, к сожалению, средства массовой информации пользуются этим, распространяя все больше историй о похищениях, запугивании, надругательствах над детьми. В наше время родителей, которые позволяют детям свободно гулять, путешествовать, кататься на велосипеде и исследовать мир, осуждают и критикуют другие родители. Их считают безответственными и плохими родителями, которые подвергают своих детей опасности, но никак не родителями, которые развивают самостоятельность ребенка.

Существует миф, что для того, чтобы дети были счастливы, нужно оградить их от любых неприятных или грустных событий, то есть постоянно защищать их от огромного и страшного окружающего мира. Вот почему так много родителей отвозят своих детей в школы, если даже в этом нет необходимости. Многие решения также принимают родители. И проблемы решают тоже родители. Они же несут последствия за совершенные ребенком ошибки. Проблема чрезмерной опеки наиболее распространена в зажиточных семьях.

        Дети, испытавшие на себе чрезмерную родительскую заботу, вырастают избалованными, неуверенными в себе людьми, с заниженной самооценкой и боязнью самостоятельно принимать решения и пробовать что-либо новое. Дети, которые пугаются ответственности, склонны винить других, они чаще всего трусливы и скромны, либо высокомерны и заносчивы. Такие дети считаются эмоционально незрелыми для своей возрастной группы.

Как избавиться от привычки чрезмерно опекать своих детей

Избыток родительской опеки напрямую зависит от уровня уверенности родителей в себе, а также от уверенности в окружающем их мире. Родители, которые разрешают детям самостоятельно принимать решения, выделяют им много свободного времени на игры и на исследования внешнего мира, уверены в себе. Они оптимистичны, жизнерадостны и лучше будут веселиться, чем грустить. Такие родители честно рассказывают детям об авариях и трагедиях, которые случаются вокруг, что позволяет детям научиться смотреть на жизнь с уверенностью и самостоятельно оценивать такие события. Как только вы замечаете, что ваш ребенок начинает перекладывать на вас принятие решений, планирование своего времени, переживания и проблемы – значит, пришло время перестать его опекать.

7 Слайд  Положите край лени и измените повседневную рутину таким образом, чтобы ваш ребенок почувствовал себя независимым и ответственным. Дайте ему возможность делать ошибки и поощряйте проявление характера. Поверьте в вашего ребенка и заставьте его поверить в себя. Будьте отзывчивыми родителями – сопереживайте вашим детям, помогайте им, ведь вы не станете контролировать их, а это уже не будет проявлением чрезмерной опеки. Если заметите за собой возвращение к старой привычке – родительской заботе, то остановитесь и дайте ребенку расти, развиваться, исследовать, планировать, создавать, учится, делать ошибки, падать и подниматься.

Тест «Мера заботы»     8 слайд

 Инструкция: известно, что многие нарушения в поведении и развитии ребенка связаны с недостаточным вниманием к нему родителей. Однако, как считают психологи, чрезмерная опека может оказаться опасна так же, как и ее недостаток. Этот тест поможет Вам разобраться, насколько верна Ваша воспитательная позиция. Перед Вами 15 утверждений. На первый взгляд, может показаться, что не все они имеют отношение к воспитанию. Тем не менее против каждой фразы отметьте число баллов, соответствующие вашему суждению по данному вопросу.

"Категорически не согласен" - 1 балл. 

"Я не спешил бы с этим согласиться" - 2 балла. 

"Это, пожалуй, верно" - 3 балла.

"Совершенно верно, я считаю именно так" - 4 балла.

Утверждения.

1.  Родители должны предвидеть все проблемы ребенка, чтобы помочь ему их преодолеть.

2. Для хорошей матери достаточно общения только с собственной семьей.

3. Маленького ребенка следует всегда крепко держать во время мытья, чтобы он не упал и не ушибся.

4. Когда ребенок делает то, что обязан, он находится на правильном пути и благодаря этому будет счастлив.

5. Хорошо, если ребенок занимается спортом. Но спортивными единоборствами ему заниматься не следует, так как это чревато физическими увечьями и нарушениями психики.

6. Воспитание - это тяжелый труд.

7. У ребенка не должно быть тайн от родителей.

8. Если мать не справляется со своими обязанностями по отношению к детям, это, скорее всего, означает, что отец плохо выполняет свои обязанности по содержанию семьи.

9. Материнская любовь не может быть чрезмерной: любовью ребенка не испортишь.

10. Родители должны ограждать ребенка от негативных сторон жизни.

11. Не следует приучать ребенка к рутинной домашней работе, чтобы он не потерял охоту к любой работе.

12. Если бы мать не руководила домом, мужем, детьми, все происходило бы менее организованно.

13. В рационе семьи все самое вкусное и полезное должно в первую очередь доставаться ребенку.

14. Лучшая защита от инфекционных заболеваний - ограничение контактов с окружающими.

15. Родители должны активно влиять на то, кого из сверстников выбирает ребенок себе в друзья.

Обработка результатов     9 слайд

Если вы набрали свыше 40 баллов, то Вашу семью, вероятнее всего, можно назвать детоцентристской. То есть интересы ребенка - главный мотив Вашего поведения. Такая позиция достойна одобрения. Однако у Вас она несколько заострена. Психологи называют это чрезмерной опекой. В подобных семьях взрослые все выполняют за ребенка, стремятся оградить его от мнимых опасностей, заставляют следовать своим требованиям, суждениям, настроениям. В результате у ребенка формируется пассивная зависимость от родителей, которая по мере взросления все более препятствует личностному росту. Вам следовало бы больше доверять своему ребенку, верить в него, прислушиваться к его собственным интересам, ведь верно замечено: "Воспитывать детей - значит учить их обходиться без нас".

От 25 до 40 баллов. Вашему ребенку не грозит стать распущенным и избалованным, поскольку вы уделяете ему достаточное, но не чрезмерное внимание. Постарайтесь сохранить этот уровень отношений.

Если Вы набрали менее 25 баллов, то Вы явно недооцениваете себя как воспитателя, слишком полагаетесь на случай и благоприятное стечение обстоятельств. Проблемы в деловых и супружеских взаимоотношениях часто отвлекают Ваше внимание от ребенка. А он вправе ожидать от вас большого участия и заботы!

10 слайд  

Закончить моё выступление хочется словами 

Ребенок учится тому,

Что видит у себя в дому,

Родители пример ему.

А еще – Любите ребенка, но не перелюбливайте! Последствия могут быть очень печальны…

Далее разное (классные вопросы, организация внеклассных мероприятий и т.д.)

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________