Оздоровительная работа

Программы организации досуга, отдыха детей в каникулярное время.

Презентации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_raboty_letnego_lagerya.docx86.38 КБ

Предварительный просмотр:

«Согласовано»

Заведующая ОО

МО «Бологовский район»

И.А. Полякова

«___» ________2010 г.

«Утверждаю»

Директор

МОУ «СОШ № 1»

Г.П.Серова

«___» ________2010 г.

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 1»

г. Бологое, Тверской области.

Программа

летнего оздоровительного лагеря

«Лето – это маленькая жизнь»

2010 г.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Информационная карта.        

Пояснительная записка.        

Концепция программы.        

Объективные факторы работы лагеря. Специфика работы лагеря.        

Этапы реализации программы.        

Механизм реализации программы.        

Основные направления в реализации программы.        

Кадровое обеспечение.        

Список литературы.        

Приложения.        


Информационная карта.

Наименование программы

«Лето – это маленькая жизнь»

Основания для разработки программы

 - Конституция Российской Федерации

 - Закон РФ, «Об образовании от 10 июля 1992 г. № 2 3266 – 1»

- Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 2 124-ФЗ. «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ».

 - Приказ Минобразования РФ от 13 июля 2001 г. № 22688 «Об утверждении порядка проведения смен профильных лагерей, лагерей с дневным пребыванием, лагерей труда и отдыха»

- Порядок и условия привлечения педагогических и других работников и оплата их труда.

 - Конвенция о правах ребенка ООН, 1991 г.

 - Федеральный закон о государственной поддержки молодежных и детских общественных объединений («Российская газета № 127 от 27.12.1996)

 - Федеральный закон от 24.06.1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (Российская газета от 30.06.1999 г. - № 121)

 - Федеральная целевая программа «Дети России» на 2003 – 2006 год (Постановление Правительства РФ № 732 от 03.11.2002 г.)

 - Федеральная целевая программа «Организация летнего отдыха детей» (включенная в состав президентской программы «Дети России»).

Предусматривает систему мер по развитию сети оздоровительно-образовательных учреждений, действующих в период школьных каникул.

 - Безопасность в условиях летнего лагеря. Материалы государственного комитета РФ по молодежной политике. Журнал «Народное образование» 4-5 2000 г. стр.269

 - Приказ МО РФ № 2688 от 13.07.2001 г. «Об утверждении порядка проведения смен профильных лагерей с дневным пребыванием, лагерей труда и отдыха. Журнал «Народное образование» № 3, 2002 г. стр.249

 - Инструкция об охране труда при проведении прогулок, туристских походов, экскурсий, экспедиций. Журнал «Народное образование» № 3 2002 г. стр.272

 - Всемирная Декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей 30.09.1990 г.

 - Устав МОУ «СОШ №1»

 - Положение о летнем оздоровительном лагере

 - Правила по технике безопасности, пожарной безопасности.

Рекомендации по профилактике детского травматизма, предупреждению несчастных случаев с детьми в школьном оздоровительном лагере.

 - Инструкции по организации и проведению туристических походов и экскурсий.

Заказчик программы

Отдел образования администрации МО «Бологовский район»

Разработчик программы

Заместитель директора по воспитательной работе Сладкова Н.А.

Руководитель программы

Серова Галина Петровна, директор МОУ «СОШ № 1»

Юридический адрес

Тип: МОУ

Вид: СОШ

Статус: ОУ

Год основания: 1937

Учредитель: Администрация МО «Бологовский район»

Договор между учредителями и школой: № 81 от 26.02.2007 г.

Свидетельство о государственной аккредитации: АА № 021677 рег. номер 430, выдано: 07.03.2001 г.

Лицензия на право осуществления образовательной деятельности: № 380 от 31.10.2007 г.

ОГРН: 2076908021221

Адрес: 171080, Тверская обл., г. Бологое, ул. Кирова, дом 35

Телефон: (48238) 2-27-87, 2-25-49

Электронный адрес: director-1@list.ru

Основная цель программы

Создание условий для полноценного отдыха, оздоровления детей, развития их внутреннего потенциала, содействия формированию ключевых компетенций воспитанников на основе включения их в разнообразную, общественно значимую и личностно привлекательную деятельность, содержательное общение и межличностные отношения в разновозрастном коллективе, развитие творческих способностей.

Задачи программы

  1. Создать условия для организованного отдыха детей.
  2. Приобщать ребят к творческим видам деятельности, развитие творческого мышления.
  3. Способствовать формированию культурного поведения, санитарно-гигиенической культуры.
  4. Создавать благоприятные условия для укрепления здоровья детей.
  5. Предоставлять ребенку возможность для самореализации на индивидуальном личностном потенциале
  6. Формировать у ребят навыки общения и толерантности.

Сроки реализации программы

2010-2012 годы.

Финансовое обеспечение

Финансирование за счет регионального страхования, средств местного бюджета, средств субвенций, привлечение родительских средств.

Направление деятельности

Физкультурно-оздоровительное, нравственное, содержательно-досуговое, гражданско-патриотическое.

Особенности программы

Летняя оздоровительная компания «Лето – 2010» пройдет под девизом «Салют, Победа!» (посвящается празднованию 65-летия Победы в ВОВ) и «Я люблю тебя, мой город!» (посвящается празднованию 515-летия со дня рождения г. Бологое);

«Лето-2011 – под девизом «Весь мир – театр» (к 50-летию со дня театра)»

«Лето-2012» - под девизом «Тверская область на карте моей Родины (очные и заочные путешествия по области).

Ежегодно в начале летней оздоровительной компании формируются следующие отряды:

  1. Разновозрастной отряд «Истоки», включающий детей из социальных семей и детей «группы риска»
  2. Трудовой отряд «Очумелые ручки», включающий уч-ся 8-ых классов
  3. Отряды «Цветочный город». В него входят дети подготовительной группы и уч-ся начальной школы
  4. Отряд «Малышок» включает детей не посетивших ДОУ
  5. Отряд «Одаренные дети»
  6. Профильный отряд «Знатоки». В него входят уч-ся 10-ых классов
  7. Туристический отряд (социальной направленности). «Дари людям добро». (см. приложение)

Ожидаемые результаты программы

  1. Общее оздоровление уч-ся, укрепление их здоровья.
  2. Укрепление физических и психологических сил детей и подростков, развитие лидерских и организаторских качеств, приобретение новых знаний, развитие творческих способностей, детской самостоятельности и самодеятельности.
  3. Получение участниками смен умений и навыков индивидуальной и коллективной творческой и трудовой деятельности, самоуправления, социальной активности.
  4. Улучшение психологического микроклимата в едином образовательном пространстве школы.
  5. Личностный рост участников смены.

Работа в органах самоуправления под руководством взрослых способствует формированию таких умений, как:

  1. Лидерские способности;
  2. Чувство ответственности;
  3. Умение общаться с взрослыми;
  4. Выработка своей точки зрения видение ошибок и умение находить пути их исправления;
  5. Уважение мнения других.

Педагоги стараются создать атмосферу комфортности для каждого ребенка.

Пояснительная записка.

Лето - это тот замечательный период, которого мы с нетерпением ждём в течение всего года. Это пора незабываемых отпусков, чудных семейных вечеров на дачах. Это дивная грибная пора. Это ягодные поляны, манящие нас к себе. Лето – это буйство красок, нежный плеск волны на озере, дурманящие ароматы лугов. Как поётся в одной известной песне: «Лето -  это маленькая жизнь». И всем нам хочется за этот короткий, но дивный отрезок жизни многое успеть: вырастить чудо-урожай на даче, побродить по душистому лесу, вдоволь накупаться, а главное – отдохнуть и набраться сил перед новым жизненном этапом . А самое главное- нам хочется, чтобы и наши дети за время летних каникул смогли отдохнуть, укрепить иммунитет, набраться новых впечатлений. В силу своей загруженности мы не имеем возможности реализовать всё задуманное. И на помощь приходят школы.

Концепция программы.

Летний оздоровительный лагерь – это место, где может быть очень эффективно построена педагогическая работа по само определению личности ребенка через включение его в творческую деятельность.

Главным направлением в работе воспитателей и вожатых является педагогическая поддержка и помощь в индивидуальном развитии ребенка. В систему педагогической поддержки включается и психологическая, и социальная, и оздоровительная – поскольку все они интегрируются. Особенно необходима эта помощь детям из малообеспеченных семей, не имеющим возможности загородного оздоровительного отдыха.

Создание комфортной психологической среды для каждого ребенка предполагает помощь в обретении внутренней свободы, раскованности в появлении своих эмоций.

Организация творческого пространства представляет возможность реализовать свои способности либо определиться в каком-либо направлении деятельности.

В основу концепции программы оздоровительного лагеря положены признанные достижения современной отечественной и зарубежной педагогики. А именно:

  1. Идея первичности личности по отношению к обществу (А. Маслоу, Д. Грин, К. Роджерс, Б. Ананьев)
  2. Идея опоры на базовые потребности ребенка (В. Сухомлинский, Ш. Амонашвили).
  3. Идея совместной деятельности взрослых и детей в процессе воспитания (В. Сухомлинский, А.С. Макаренко).
  4. Идея развития личности в процессе воспитания (В. Бектерев, И. Блонский, Л.С. Выготский).

Объективные факторы работы лагеря. Специфика работы лагеря.

  1. Внешний характер детского объединения.
  2. Разнообразная деятельность – насыщенность всего периода разноплановой интересной деятельностью делают пребывание в лагере очень привлекательным для всех перечисленных выше отрядов.
  3. Интенсивность освоения детьми различных видов деятельности – заинтересованность ребенка каким-либо делом посредствам достижения последующего определенного положительного результата. В этом смысле личностно- ориентированный подход означает, что степень интенсивности должна быть адекватна индивидуальным возможностям человека.
  4. Изменение позиции ребенка – своеобразное разрушение прежнего, подчас негативного, стереотипа поведения.
  5. Четкий режим жизнедеятельности – максимальное использование природно–климатических факторов, рациональная организация всей жизнедеятельности детей.
  6. Здоровьесберегающие технологии – закаливание. Использование методики Александра Афанасьевича Сметанкина «Метод лечебного диафрагмально-релаксационного дыхания с максимальной дыхательной аритмией сердца», во всем мире эта методика известна под названием «Лечебное дыхание».

Этапы реализации программы.

Подготовительный этап.

За 3 месяца до открытия пришкольного лагеря за 3 месяца до открытия пришкольного летнего оздоровительного лагеря начинается подготовка к летнему сезону.

Деятельностью этого этапа является:

  1. Проведение совещаний при директоре и зам. директоре по ВР по подготовке школы к летнему сезону;
  2. Издание приказа по школе о проведении летней кампании;
  3. Разработка программы, деятельности пришкольного летнего оздоровительного лагеря детей и подростков «Лето – это маленькая жизнь»;
  4. Подготовка методического материала для работников лагеря;
  5. Отбор кадров для работы в пришкольном летнем оздоровительном лагере;
  6. Подготовка вожатых – в «Школе вожатых» на весенних каникулах – для летних смен;
  7. Составление необходимой документации для деятельности лагеря (план-сетка, положение, должностные обязанности, инструкции и т.д.)

Организационный этап смены.

Основной деятельностью этого этапа (первые 2-3 дня смены) является:

  1. Встреча детей, формирование отрядов, проведение диагностики по выявлению лидерских, организаторских и творческих способностей;
  2. Формирование органов самоуправления;
  3. Знакомство с правилами жизнедеятельности лагеря.

Основной этап смены.

Деятельностью этого этапа является:

  1. Реализация основной идеи смены;
  2. Вовлечение детей и подростков в различные виды коллектива творческих дел;
  3. Работа творческих мастерских.

Заключительный этап смены.

Основной идеей этого этапа является:

  1. Подведение итогов смены;
  2. Оформление материала (фото, видео) собранного детьми;
  3. Анализ детских, родительских, учительских предложений, внесенных по деятельности летнего оздоровительного лагеря в будущем.

Механизм реализации программы.

Учитывая особенности младшего и среднего школьного возраста, воспитание творчески активной личности будет проходить через сюжетно-ролевую игру, как ведущий тип деятельности.

Сюжетно-ролевая игра «Лето – это маленькая жизнь» - это реальная жизнь для ребенка в предлагаемых обстоятельствах. В такой игре создается ситуация выбора, ведь ребенок выбирает не только направление своего участия в игре, но и способ достижения цели.

Игра предполагает:

  1. Большую двигательную активность;
  2. Разнообразие видов деятельности;
  3. Признание и позитивную оценку в среде сверстников и взрослых;
  4. Релаксационные занятия.

Реализация данной программы через учащихся старшего школьного возраста, из которых сформируются отрады «Очумелые ручки», «Знатоки» и «Дари людям добро», будет осуществляться через соуправление: сотворчество воспитателей и лидеров отрядов.

Для реализации программы разработан механизм, который представлен в виде модулей:

  1. Организационный модуль

Формы работы:

  1. Планирование;
  2. Подготовка к лагерной смене;
  3. Оформление лагеря;
  4. Подготовка материальной базы;
  5. Определение обязанностей;
  6. Подготовка к сдаче приемной комиссии;
  7. Организация питания в школьном оздоровительном лагере.
  1. Оздоровительный модуль.

Формы работы:

  1. Утренняя зарядка;
  2. Закаливание;
  3. Использование дыхательной методики А.А. Сметанкина;
  4. Встреча с медицинским работником;
  5. Влажная уборка отрядных комнат, классов, проветривание;
  6. Беседы (с использованием ИКТ) о здоровом образе жизни, о здоровом питании, о вредных привычках;
  7. Организация здорового питания;
  8. Спортивные праздники;
  9. Экскурсии;
  10. Работа спортивных секций;
  11. Подвижные игры на воздухе;
  12. Работа инструктора по физической культуре;
  13. Использование кабинета «Здоровья».
  1. Творческий модуль.

Формы работы:

  1. КТД;
  2. Участия в городских мероприятиях;
  3. Участие в общелагерных мероприятиях;
  4. Работа творческих мастерских;
  5. Участие во всевозможных конкурсах, викторинах.
  1. Патриотический модуль.
  1. Посещение городского музея;
  2. Посещение музеев, открытых в школах города и района и на предприятиях города;
  3. Беседы;
  4. Беседы по символике города и Тверской области.
  1. Нравственно – экологический модуль.
  1. Экскурсии на природу (в Берёзовую рощу, на Красную горку);
  2. Беседы о нравственности;
  3. Экологические викторины.
  1. Социально – психологический модуль.
  1. Работа социального педагога;
  2. Работа педагога – психолога;
  3. Диагностика;
  4. Тестирование;
  5. Индивидуальные беседы;
  6. Групповая работа;
  7. Анкетирование.

Основные направления в реализации программы.

Туристический отряд (социальной направленности). «Дари людям добро».

«Лето - 2010» (к 65-летию со дня Победы и к 515-летию со дня рождения г. Бологое).

  1. Тематическое путешествие «Салют, Победа!»
  2. посещение школьных музеев Бологовского района
  1. Лыкошинского;
  2. Берёзорядского;
  3. Куженкинского;
  4. Выползовского;
  1. посещение братских захоронений на территории Бологовского р-на;
  1. оформление собранного материала (презентации, фотоальбомы).

«Лето – 2011» «Весь мир – театр (и 50-летию со дня рождения театра)

  1. Изучение истории театра, посещение музеев (при театре), просмотр спектаклей
  1. - Вышневолоцкого драматического театра;
  2. - Тверского театра кукол;
  3. - Тверского театра юного зрителя;
  4. - Тверского театра драмы.
  1. Проектная деятельность «История народного театра г. Бологое»
  2. Оформление собранного материала
  3. Проведение кружковцами. Театральной студии мастер-классов среди всех отрядов
  4. Проведение Для театра в лагере

«Лето – 2012»: Тверская область на карте моей Родины»

  1. Путешествие по Бологовскому краю:
  1. Мшенцы;
  2. Филимоновский родник;
  3. о. Великое.
  1. Экспедиция «Храмы Бологовской земли» (Тимковский, Березорядский, Лыкошинский, Куженкинский, Хотиловский).

Название отрядов

«Лето-2010»: «Салют, Победа» (к 65-летию со дня Победы) и Я люблю тебя, мой город (к 515-летию со дня рождения г. Бологое)

«Лето-2011»: «Весь мир-театр» (к 50-летию со дня рождения театра)

«Лето-2012»: «Тверская область на карте моей Родины»

Разновозрастной отряд «Истоки» (включающий детей из асоциальных семей и детей групп риска.

  1. Изучение истории родного города во время ВО войны
  2. Тимуровская работа
  1. Посещение спектаклей, показываемых на базе нашей школы
  2. Тимуровская работа
  3. Изготовление костюмов и декораций для школьного театра
  1. Заочное и очное путешествие по Тверскому краю
  2. Тимуровская работа

Отряд «Очумелые ручки»

Помощь в ремонте и оформлении кабинета «Здоровье»

Изготовление декораций, ширмы для школьного театра.

Обустройство пришкольной территории

Ремонт и уборка школьных кабинетов, уход за клумбами, дежурство в столовой

Отряд «Цветочный город» (дети подготовительной группы и учащиеся начальной школы)

Экскурсии в школьной и городской краеведческий музей ,экскурсии к Вечному огню и в часовенку, воздвигнутую на месте на месте сгоревшего кинотеатра.

  1. Ролевые игры;
  2. Участие в постановке пьес
  3. Просмотр спектаклей.

Заочное путешествие по Тверской области.

Отряд «Одаренные дети»

Разработка наглядных пособий для кабинета «Здоровье»

Создание презентаций и видеороликов на театральную тему.

Создание презентаций и видеороликов о Тверской области

Создание «Пресс-центра» и освещение жизни лагеря в школьной газете и газете «Новая жизнь»

Отряд «Знатоки»

Раскрытие и изучение темы по математике

Раскрытие и изучение темы по физике

Раскрытие и изучение темы по информатике

Организация проектной деятельности школьников в рамках изучаемого предмета и выбранной темы

Отряд «Малышок» (дети, не посещавшие ДОУ)

Подготовка к школе и участие во всех мероприятиях, проводимых в летнем оздоровительном лагере.

Кадровое обеспечение.

В пришкольном оздоровительном лагере должны работать педагоги с высоким уровнем профессиональной компетенции. Наша школа располагает высококвалифицированными педагогическими кадрами:

  1. Высшую квалифицированную категорию имеют 13 человек;
  2. Первую категорию 13 человек;
  3. Вторую категорию 6 человек.

А так же мы имеем квалифицированного психолога и социального педагога.

Возглавляет летнюю оздоровительную кампанию – заместитель директора по воспитательной работе, имеющий так же высшую квалификационную категорию.


Список литературы.

  1. Шуркова Н.Е., Питюков В.Ю и др. Новые технологии воспитательного процесса.М., 1994.
  2. Организация летнего отдыха детей и подростков. М., 1997.
  3. Янкова З.А., Чаброва И.А. Лето в городе: проблемы развития и оздоровления детей. М., 1998.
  4. Караковский В.А. Стать человеком. Общечеловеческие ценности – основа целостного учебного - воспитательного процесса. М., 1993.
  5. Амонашвили Ш. Педагогика сотрудничества. М., 1990.
  6. Гончаров Е.И. Школьный лагерь. – М.: «Вако», 2004.
  7. Алмазова Лиза. Книга для школьного заводилы. – Ростов на Дону: Феникс, 2004.
  8. Владимирова Е.Г. Предчувствие портрета: сборник тестов. – Екатеринбург, 1992.


Приложения.

Приложение 1.

Анкета.

  1. Ты с удовольствием идёшь утром в лагерь?
  2. Если тебе интересно в лагере, то, что больше всего нравится: петь, танцевать рисовать, смотреть телевизор, играть, заниматься спортом или что-то ещё?
  3. Чему ты научился в лагере: выучил песню, научился танцевать, играть в шашки, шахматы и др.?
  4. Если бы тебе разрешили, что бы ты делал в лагере целый день?
  5. Чего нет в лагере, чего бы ты хотел?
  6. Ты пойдешь на следующий год в лагерь? Если не пойдешь, то почему?
  7. Тебе бы хотелось остаться на вторую смену?
  8. Что ты рассказываешь дома о лагере?
  9. Нравится тебе, как кормят или готовят в лагере? Поставь оценку повару: (от «пятёрки» до «двойки»)
  10. Хочется ли тебе идти домой после лагеря?
  11. Какую оценку ты бы поставил за жизнь в лагере?
  12. Кто твой друг среди ребят, среди взрослых?
  13. Что особенно понравилось в лагере (спортивные мероприятия, туристическая эстафета, праздники, экскурсии, походы)?

Приложение 2.

  1. Закон территории.
  2. Закон точного времени.
  3. Закон доброго отношения.
  4. Закон охраны природы.
  5.  Закон здорового образа жизни.
  6. Закон уважения личности человека, чужого труда, чужого мнения.
  7. Закон соуправления.
  8. Закон свободы слова.
  9. Право безопасности жизни.
  10. Право уважения личности.
  11. Право творческого созидания.
  12. Право познания.
  13. Право свободы выбора деятельности.
  14. Право свободного общения.
  15. Право на информацию.
  16. Право на инициативу.
  17. Право быть счастливым.
  18. Право на ошибку.


Приложение 3.

Школа в социуме.


Приложение 4.