Диссеминация опыта

Давыдова Ольга Александровна

Предварительный просмотр:

Опыт проведения бинарных занятий в рамках профессионального модуля.

Давыдова О.А. ГАУ АО ПОО АМК, преподаватель химии и МДК «Контроль качества лекарственных средств»

Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования регламентирует объединение специальных дисциплин специальностей ( сейчас называются междисциплинарные курсы) в профессиональные модули. Цель такого объединения - эффективное формирование профессиональных компетенций специалиста.  Понятно, что компетентностный  подход к образованию требует современных подходов к методике преподавания.

Актуальным вопросом становится то, каким должен быть урок?

ФГОС нового поколения предъявляет следующие требования к современному уроку:

  • урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками;
  • учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся;
  • вывод делают сами учащиеся;
  • минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества;
  • время-сбережение и здоровье-сбережение;
  • в центре внимания урока – дети;
  • учет уровня и возможностей учащихся, в котором учтены такие аспекты, как профиль класса, стремление учащихся, настроение детей;
  • умение демонстрировать методическое искусство учителя;
  • планирование обратной связи;
  • урок должен быть добрым.

Принципиальным отличием современного подхода является ориентация стандартов на результаты освоения основных образовательных программ. Под результатами понимается не только предметные знания, но и умение применять эти знания в практической деятельности.

Обновляющейся системе образования требуются такие методы обучения, которые:

  • формировали бы активную, самостоятельную и инициативную позицию учащихся в учении;
  • развивали бы в первую очередь общие и профессиональные компетенции, исследовательские, рефлексивные, самооценочные умения;
  • формировали бы не просто умения, а компетенции, т.е. умения, непосредственно сопряженные с опытом их применения в практической деятельности;
  • были бы приоритетно нацелены на развитие познавательного интереса учащихся;
  • реализовывали бы принцип связи обучения с жизнью.

Интегрированное, а в частности бинарное занятие как ни какая другая форма организации урока отвечает всем предъявляемым требованиям.

      Бинарные уроки – одна из форм реализации междисциплинарных связей и интеграции междисциплинарных курсов. Это нетрадиционный вид урока. Урок по теме ведут два или несколько педагогов междисциплинарных курсов, включенных в один профессиональный модуль. Такие уроки позволяют интегрировать знания из разных областей для решения одной проблемы, дают возможность применить полученные знания на практике.

Бинарный урок позволяет выявить связь различных учебных дисциплин, междисциплинарных курсов делает обучение целостным и системным.

Бинарное занятие можно планировать по одному их типов уроков:

Урок изучения нового – это традиционный (комбинированный) урок, лекция, экскурсия, исследовательская работа, учебный и трудовой практикум. Имеет целью изучение и первичное закрепление новых знаний.

Урок закрепления знаний – это практикум, экскурсия, лабораторная работа, собеседование, консультация. Имеет целью выработку умений по применению знаний.

Урок комплексного применения знаний – это практикум, лабораторная работа, семинар и т.д. Имеет целью выработку умений самостоятельно применять знания в комплексе, в новых условиях.

Урок обобщения и систематизации знаний – это семинар, конференция, круглый стол и т.д. Имеет целью обобщение единичных знаний в систему.

Урок контроля, оценки и коррекции знаний – это: контрольная работа, зачет, коллоквиум, смотр знаний и т.д. Имеет целью определить уровень овладения знаниями, умениями и навыками.

Наиболее целесообразно и эффективно проводить бинарные занятия по типу закрепления знаний, комплексного применения знаний, обобщения и систематизации, контроля, оценки и коррекции знаний.

Успешное бинарное занятие может состояться лишь при условии его тщательного планирования.

Этапы планирования бинарного занятия:

  1. Анализ программы профессионального модуля на наличие взаимосвязанных или взаимовытекающих тем.
  2. Выбор наиболее оптимальной формы проведения занятия.
  3. Внесение бинарного занятия в календарный тематический план междисциплинарного курса.
  4. Поэтапная совместная разработка бинарного занятия двумя преподавателями.
  5. Подготовка материально-технической и дидактической базы.

       Сложности, возникающие при планировании бинарного занятия:

  1. Различия в календарно-тематическом плане (смежные темы изучаются в разных семестрах или на разных курсах).
  2. Ограниченные возможности учебных кабинетов (максимальное количество человек, оснащенность).
  3. Несогласованность занятий у двух преподавателей по учебному расписанию.

Эти сложности возможно устранить при планировании бинарных занятий в начале учебного года.

    Общая структура бинарного занятия состоит из:

  1. Вступления - постановка цели, задачи занятия, актуализация опорных знаний, профессиональных компетенций, необходимых для сознательного восприятия его содержания, сообщение плана работы;
  2. Основной части - раскрытие содержания учебного материала, самостоятельная, исследовательская работа;
  3. Заключение - подведения итогов, оценка работы учащихся, определение домашнего задания.

Бинарные занятия по профессиональному модулю ПМ 02. Изготовление и контроль качества лекарственных средств, МДК 02.01. Технология изготовления лекарственных форм и  МДК 02.02. Контроль качества лекарственных средств мы проводим на практических занятиях, которые длятся 6 академических часов (270 минут). Проведение практических занятий в форме бинарных позволяет формировать профессиональные компетенции, включенные в один профессиональный модуль,  (ПК 2.1. Изготавливать лекарственные формы по рецептам и требованиям учреждений здравоохранения. ПК 2.2. Изготавливать внутриаптечную заготовку и фасовать лекарственные средства для последующей реализации. ПК 2.3. Владеть обязательными видами внутриаптечного контроля лекарственных средств. ПК 2.4. Соблюдать правила санитарно-гигиенического режима, охраны труда, техники безопасности и противопожарной безопасности.ПК 2.5. Оформлять документы первичного учета.),  повышать познавательную и практическую активность. На бинарных занятиях моделируется профессиональная работа фармацевта в условиях производственной аптеки.

Этапы бинарного практического занятия:

1.Организационный момент (целеполагание, актуализация), в форме беседы -15 мин.        

2.Повторение пройденного материала (устный, письменный опрос, работа у доски, решение ситуационных задач в группах и индивидуально)-30 мин.        

3. Самостоятельная работа студента. Моделирование деятельности производственной аптеки (индивидуальное выполнение ситуационной задачи, включающей выполнение заданий по первому и второму междисциплинарному курсу) - 180 минут.        

4. Закрепление (обмен выполненными ситуационными задачами, взаимопроверка выполненной работы) –30минут.                                

      5. Подведение итогов (беседа, рефлексия, тестирование, наведение фармпорядка) -15 минут.

     Каждый этап бинарного занятия ведут два преподавателя. На этапе организационного момента удобно актуализировать ОК и ПК по профессиональному модулю, не разделяя по МДК.

     Повторение пройденного материала целесообразно проводить поочередно, то есть блок вопросов (задач, заданий) по одному МДК, а затем по другому в зависимости от тематики занятия.

     Особенно важна роль педагогов в процессе самостоятельной работы студента. В зависимости от типа урока (комплексное применение знаний, обобщение и систематизация знаний,  контроль, оценка и коррекция знаний) преподаватели могут наблюдать, корректировать или оценивать работу студента. Для каждого бинарного занятия на этап самостоятельной работы готовим оценочные листы, в которые вписаны осваиваемые компетенции, осуществляемые манипуляции. В ходе самостоятельной работы педагог заполняет оценочный лист (Таблица 1), а результаты озвучивает на этапе закрепления или подведения итогов. Оценивание профессиональных компетенций проводим по принципу освоена - не освоена. Каждая освоенная манипуляция оценивается в 1 балл и в зависимости от набранных баллов, с учетом работы на других этапах занятия выставляется комплексная оценка за занятие.

Таблица 1. Оценочный лист

ПК 2.1. Изготавливать лекарственные формы по рецептам и требованиям учреждений здравоохранения.

ПК 2.3. Владеть обязательными видами внутриаптечного контроля лекарственных средств.

Фамилия и Имя студента

Манипуляция  1 (М 1). Перевод рецепта на латинский язык

М2. Составление паспорта письменного контроля

М3. Отвешивание лекарственной субстанции

М4. Проведение письменного контроля

М5.

Проведение органолептического контроля

М 6. Осуществление контроля при отпуске

1.Алферова Анастасия

Освоена

Не освоена

2. Беляев Андрей

   

     Подобная структура бинарного занятия повышает качество закрепления изученного материала, улучшает усвояемость учебных элементов, увеличивает интерес к профессии, готовит студентов к прохождению практики по профилю специальности «Фармация», ПМ 02. Изготовление и контроль качества лекарственных средств.

     Изучение ПМ 02. Изготовление и контроль качества лекарственных средств заканчивается проведением квалификационного экзамена. Экзаменационные билеты построены по принципу одна ситуационная задача- два вопроса по двум МДК. Пример:

Билет №

Оцениваемые компетенции: ОК2, ОК3, ОК4, ПК 1.2, ПК 1.6, ПК 2.2, ПК 2.3, ПК 2.4, ПК 2.5.

Задача: Возьми: Атропина сульфата 0,0001

                     Сахара 0,2

                      Смешай, чтобы получился порошок

                      Дай таких доз №10

                      Обозначь. По 1 порошку 3 раза в день

Задание для экзаменующихся №1

Инструкция и условия выполнения задания:

  1. Внимательно прочитайте условие задачи.
  2. Вы можете воспользоваться нормативно-технологической документацией кабинета
  3. Максимальное время выполнений задания: 15 минут.

Алгоритм выполнения задания:

  1. Сделать необходимые расчеты
  2. Описать технологию изготовления и оформления лекарственной формы
  3. Оформить лицевую сторону паспорта письменного контроля

Задание для экзаменующихся №2

Инструкция и условия выполнения задания:

  1. Внимательно прочитайте условие задачи.
  2. Вы можете воспользоваться материально-техническим оснащением кабинета.
  3. Максимальное время выполнения задания: 15 минут.

Алгоритм выполнения задания:

  1. Провести обязательные виды контроля лекарственной формы
  2. Определить наличие атропина сульфата в лекарственной форме
  3. Сделать вывод о качестве лекарственной формы

Билет №

Оцениваемые компетенции: ОК2, ОК3, ОК4, ПК 1.2, ПК 1.6, ПК 2.2, ПК 2.3, ПК 2.4, ПК 2.5.

Задача: Возьми: Раствора фурацилина 1:5000 – 200 мл.

                     Дай. Обозначь. Для полоскания горла.

Задание для экзаменующихся №1

Инструкция и условия выполнения задания:

  1. Внимательно прочитайте условие задачи.
  2. Вы можете воспользоваться нормативно-технологической документацией кабинета
  3. Максимальное время выполнений задания: 15 минут.

Алгоритм выполнения задания:

  1. Сделать необходимые расчеты
  2. Описать технологию изготовления и оформления лекарственной формы
  3. Оформить лицевую сторону паспорта письменного контроля

Задание для экзаменующихся №2

Инструкция и условия выполнения задания:

  1. Внимательно прочитайте условие задачи.
  2. Вы можете воспользоваться материально-техническим оснащением кабинета.
  3. Максимальное время выполнения задания: 15 минут.

Алгоритм выполнения задания:

  1. Провести обязательные виды контроля лекарственной формы
  2. Провести качественную реакцию на фурацилин
  3. Сделать вывод о качестве лекарственной формы

     Обучающиеся не испытывают трудности при ответе на экзаменационный билет, так как подобный тип задач решают на бинарных уроках.

      Бинарную форму организации учебной деятельности можно использовать при проведении внеаудиторных мероприятий по профессиональным модулям.

     Так, на выпускном курсе перед итоговой производственной практикой традиционно проводим конкурс профессионального мастерства «Аптечных дел мастер». Участники конкурса выполняют различные задания как по разным МДК, так и интегрированные. Конкурс проходит в условиях, приближенных к условиям производственной аптеки. В состав жюри входят заместитель директора по производственной практике, заведующие производственных аптек и руководители аптечных организаций. Победа в конкурсе дает возможность студенту получить оценку «отлично» по квалификационному экзамену соответствующего профессионального модуля. В 2016 году конкурс бал представлен в рамках регионального совещания преподавателей специальности «Фармация» и получил высокую оценку от преподавателей Дальневосточного региона (Зея, Хабаровск, Уссурийск, Южно-Сахалинск).

   Таким образом, бинарные уроки оживляют образовательный процесс, развивают познавательный интерес обучающихся, дают возможность повысить мотивацию обучения, способствуют развитию не только профессиональных, но и общепрофессиональных компетенций. И полностью соответствуют требованиям к современному уроку.

     



Предварительный просмотр:

     Опыт формирования общих и профессиональных компетенций у студентов специальности 33.02.01 «Фармация» на занятиях по МДК 02.02. Контроль качества лекарственных средств.

Давыдова Ольга Александровна, преподаватель высшей категории МДК 02.02. Контроль качества лекарственных средств

   Компетентностный подход современного образования подразумевает формирование у обучающихся готовности к дальнейшему развитию, самостоятельности, способности к самоорганизации и сотрудничеству. ФГОС специальности 33.02.01 «Фармация» регламентирует требования к общим и профессиональным компетенциям специалиста. Однако ФОС не определяет методы формирования и оценки сформированности общих и профессиональных компетенций и это создает определенную сложность работы педагогов.        

     Реализация данного направления требует от преподавателей новых подходов к организации образовательного процесса, т.е. перехода от передачи знаний в готовом виде к активной самостоятельной работе студентов. МДК 02.02. Контроль качества лекарственных средств изучается на в 4,5,6 семестрах обучения и входит в   ПМ.02 Изготовление лекарственных форм и проведение обязательных видов внутриаптечного контроля. ФОС предъявляет следующие требования к  уровню подготовки выпускника по МДК.02.02. Контроль качества лекарственных средств:

 Фармацевт должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.  

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.  

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий.   ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение своей квалификации.

 ОК 9. Быть готовым к смене технологий в профессиональной деятельности.

ОК 10. Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия.

ОК 11. Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу и человеку.

ОК 12. Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей.

Фармацевт должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими  видам  деятельности:

ПК 1.6. Соблюдать правила санитарно-гигиенического режима, охраны труда, техники безопасности и противопожарной безопасности.

ПК 2.3. Владеть обязательными видами внутриаптечного контроля лекарственных средств.

ПК 2.4. Соблюдать правила санитарно-гигиенического режима, охраны труда, техники безопасности и противопожарной безопасности.

ПК 2.5. Оформлять документы первичного учета.

    Для эффективных теоретических и практических занятий, в ходе которых формируются ОК и ПК, целесообразно активнее использовать проблемные методы обучения. Например, теоретическое занятие №14 «Неорганические лекарственные средства. VII группа периодической системы элементов Д.И. Менделеева» построено по типу исследовательского теоретического занятия. Данная тема изучается в разделе 4. Химия лекарственных веществ неорганической  природы. Занятие проводится у студентов 3 курса специальности «Фармация» после изучения общеобразовательного предмета «Аналитическая химия». Таким образом, студенты уже знакомы с методами химического анализа. Цель занятия – сформировать фармакопейные знания об анализе лекарственной субстанции и стимулировать способность использования знаний и умений, приобретенных при изучении других учебных дисциплин. В ходе занятия  перед студентами ставится проблемная ситуация – дать фармакопейную характеристику лекарственной субстанции (ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.  ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.  ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий.   ПК 1.6. Соблюдать правила санитарно-гигиенического режима, охраны труда, техники безопасности и противопожарной безопасности.

ПК 2.3. Владеть обязательными видами внутриаптечного контроля лекарственных средств.). Исследовательская работа проходит в группах. Каждая группа изучает определенную лекарственную субстанциюОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.  ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности. ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий.   ПК 1.6. Соблюдать правила санитарно-гигиенического режима, охраны труда, техники безопасности и противопожарной безопасности. ПК 2.3. Владеть обязательными видами внутриаптечного контроля лекарственных средств. Результаты исследования представитель группы докладывает перед аудиторией (ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями). По опыту проведения теоретического занятия в такой форме ребята активно участвуют в исследовательской деятельности, умело пользуются конспектами по аналитической химии, учебной литературой, Интернет-источниками.

     Материально-техническая база кабинета МДК 02.02. Контроль качества лекарственных средств позволяет в каждое практическое занятие включать исследовательскую работу. При проведении практических занятий использую методические разработки для преподавателя и студентов, которые включают в себя перечень контрольных вопросов, ситуационные задачи, ответы на которые будут способствовать более осмысленному выполнению задания и закреплению учебного материала, методические указания. Методические указания позволяют структурировать занятие, однако, формированию компетенций во многом способствуют и педагогические приемы, активно в ходе работы (таблица 1).

Таблица 1. Соответствие элементов организации занятия формирующимся компетенциям

Элементы организации занятия

Формирующаяся компетенция

Выполнение индивидуального задания (по вариантам)

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество

Возможность и обоснованность выбора методики проведения анализа

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность

Самостоятельная работа с методикой проведения анализа, справочной и нормативно-технической документацией (Государственная фармакопея, приказы МЗ РФ)

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития

Работа в группе по решению общей задачи

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями

Возглавлять работу группы по решению общей задачи

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.

Способность применять различные варианты (методики) для решения поставленной задачи

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

Осуществление фармакопейного анализа лекарственной субстанции, лекарственной формы

ПК 1.6. Соблюдать правила санитарно-гигиенического режима, охраны труда, техники безопасности и противопожарной безопасности.

ПК 2.3. Владеть обязательными видами внутриаптечного контроля лекарственных средств.

ПК 2.5. Оформлять документы первичного учета.

Контроль качества воды очищенной и воды для инъекций

ПК 1.6. Соблюдать правила санитарно-гигиенического режима, охраны труда, техники безопасности и противопожарной безопасности.

ПК 2.3. Владеть обязательными видами внутриаптечного контроля лекарственных средств.

ПК 2.5. Оформлять документы первичного учета.

     В результате контроля и оценки по междисциплинарному курсу осуществляется комплексная проверка следующих профессиональных и общих компетенций (таблица 2).

Таблица 2- комплексная проверка общих и профессиональных компетенций

Результаты

(освоенные

Профессиональные и общие

компетенции)

Основные показатели

оценки результата

Формы и методы

контроля и оценки

ПК 1.6. Соблюдать правила санитарно-гигиенического режима, охраны труда, техники безопасности и противопожарной безопасности.

- достаточность знаний нормативно-правовой базы по санитарно-гигиеническому режиму

- соблюдение правил охраны труда, техники безопасности, противопожарной безопасности

- наблюдение и оценка

выполнения практических

действий

- вопросы устного (письменного) опроса

ПК 2.3.

Владеть

обязательными

видами

внутриаптечного

контроля

лекарственных

средств.

- достаточность знаний нормативно-правовой базы по внутриаптечному контролю качества

лекарственных средств, физико-химических свойств лекарственных средств, видов внутриаптечного контроля;

- соблюдение требований и условий при проведении обязательных видов внутриаптечного контроля качества лекарственных средств;

- тестовый контроль  

- решение ситуационных

задач;

- наблюдение и оценка

выполнения практических

действий.

ПК 2.4. Соблюдать правила санитарно-гигиенического режима, охраны труда, техники

безопасности и противопожарной безопасности.

- соблюдение санитарно-гигиенических правил техники безопасности и противопожарной безопасности при изготовлении и проведении обязательных видов контроля твердых,

жидких, мягких, стерильных и асептических лекарственных форм в соответствии с требованиями нормативных документов.

- тестовый контроль  

- решение ситуационных

задач;

- наблюдение и оценка

выполнения практических

действий.

ПК 2.5.

Оформлять документы первичного учета.

- достаточность знаний нормативно-правовой базы при оформлении документов первичного учета при изготовлении и контроле качества лекарственных форм, внутриаптечной заготовке и фасовке лекарственных средств;

- соблюдение правил оформления документов первичного учета.

- тестовый контроль

- решение ситуационных

задач;

- наблюдение и оценка

выполнения практических

действий.

ПК 1.2. Отпускать лекарственные средства населению, в том числе по льготным рецептам

и по требованиям учреждений здравоохранения.

- полнота знаний нормативно-правовой базы при отпуске лекарственных средств населению, в том числе по бесплатным и льготным рецептам; требованиям учреждений здравоохранения;

- тестовый контроль  

- решение ситуационных

задач;

- наблюдение и оценка

выполнения практических

действий.

ОК 1.Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

- правильность понимания сущности и значимости профессии; активность и энтузиазм в практической деятельности;

- Наблюдение и оценка действий на занятиях и учебной практике.

-Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося при осуществлении профессиональной деятельности на занятиях и  учебной практике.

ОК 2.Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество.

- обоснованность применения методов и способов решения профессиональных задач;

- адекватность оценки качества выполнения профессиональных задач;

- Наблюдение и оценка действий на занятиях и учебной практике.

-Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося при осуществлении профессиональной деятельности на занятиях и  учебной практике.

ОК 3.Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести ответственность за них.

- точность и быстрота оценки ситуации;

- адекватность принятия решения в стандартных и нестандартных ситуациях

- Наблюдение и оценка действий на занятиях и учебной практике.

-Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося при осуществлении профессиональной деятельности на занятиях и  учебной практике.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

- обоснованность выбора, оптимальность и научность состава источников, необходимых для

решения поставленных задач;

- быстрота и точность поиска необходимой информации и применения современных технологий ее обработки;

- Наблюдение и оценка действий на занятиях и учебной практике.

-Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося при осуществлении профессиональной деятельности на занятиях и  учебной практике.

ОК 5.Использовать информационно - коммуникационные технологии в профессиональной

деятельности.

- рациональность использования информационных ресурсов в профессиональной и учебной деятельности;

- корректность использования прикладного программного обеспечения;

- Наблюдение и оценка действий на занятиях и учебной практике.

-Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося при осуществлении профессиональной деятельности на занятиях и  учебной практике.

ОК 6.Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

- адекватность взаимодействия с обучающимися, коллегами, руководством, потребителями;

- обоснованность распределения ролей, зоны ответственности;

- Наблюдение и оценка действий на занятиях и учебной практике.

-Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося при осуществлении профессиональной деятельности на занятиях и  учебной практике.

ОК 7.

Брать на себя ответственность за работу членов команды, за результат выполнения заданий.

- способность проявлять ответственность за работу членов команды, результат выполнения задания;

- обоснованность принятых решений в процессе выполнения профессиональных задач;

- аргументированность самоанализа результатов собственной деятельности;

- Наблюдение и оценка действий на занятиях и учебной практике.

-Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося при осуществлении профессиональной деятельности на занятиях и  учебной практике.

ОК 8.Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение квалификации.

- адекватность показателей самооценки;

- способность организовывать самостоятельную работу при освоении профессиональных компетенций;

- совпадение результатов самоанализа и экспертных оценок деятельности;

- достижимость поставленных целей при самообразовании;

- проявление стремлений к самообразованию и повышению профессионального уровня;

- Наблюдение и оценка действий на занятиях и учебной практике.

-Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося при осуществлении профессиональной деятельности на занятиях и  учебной практике.

ОК 9.Ориентироваться в условиях смены технологий в профессиональной деятельности.

- способность к пониманию и применению инноваций в области технологии лекарственных форм;

- адаптивность к смене рода деятельности

- Наблюдение и оценка действий на занятиях и учебной практике.

-Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося при осуществлении профессиональной деятельности на занятиях и  учебной практике.

ОК10.Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, уважать

социальные, культурные и религиозные различия.

- толерантность по отношению к социальным, культурным и религиозным различиям;

- бережное отношение к историческому наследию и культурным традициям;

- Наблюдение и оценка действий на занятиях и учебной практике.

-Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося при осуществлении профессиональной деятельности на занятиях и  учебной практике.

ОК 11. Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу и человеку.

- бережное отношение к окружающей среде и соблюдение природоохранных мероприятий;

- соблюдение правил и норм взаимоотношений в обществе.

- Наблюдение и оценка действий на занятиях и учебной практике.

-Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося при осуществлении профессиональной деятельности на занятиях и  учебной практике.

ОК 12.Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для

укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей.

-приверженность здоровому образу жизни;

- участие в мероприятиях, акциях и волонтерских движениях, посвященных здоровому образу жизни.

- Наблюдение и оценка действий на занятиях и учебной практике.

-Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося при осуществлении профессиональной деятельности на занятиях и  учебной практике.

     Объективно оценить специалиста по окончании изучения МДК 02.02. Контроль качества лекарственных средств  позволяет дифференцированный зачет. Дифференцированный зачет провожу по билетам, которые включают теоретические вопросы по разделам МДК и ситуационную задачу, которая позволяет оценить как профессиональные, так и общие компетенции.

     Примеры ситуационных задач:

Задача  №1

Оцениваемые компетенции: ОК2, ОК3, ОК4, ПК 1.6, ПК 2.2, ПК 2.3, ПК 2.4, ПК 2.5.

Задача: Возьми: Дибазола 0,01

                          Фенобарбитала 0,05

                          Сахара 0,3

                       Смешай, чтобы получился порошок

                          Дай таких доз №6

                          Обозначь. По 1 порошку 2 раза в день.

Задание.

Инструкция и условия выполнения задания:

  1. Внимательно прочитайте условие задачи.
  2. Вы можете воспользоваться нормативно-технологической документацией и материально-техническим оснащением  кабинета
  3. Максимальное время выполнений задания: 20 минут.

Алгоритм выполнения задания:

  1. Перевести рецепт на латинский язык.

Б) Определить обязательные виды внутриаптечного контроля лекарственной формы.

В) Дать химическую характеристику дибазола, провести качественную реакцию.

Задача №2

Оцениваемые компетенции: ОК2, ОК3, ОК4, ПК 1.6, ПК 2.2, ПК 2.3, ПК 2.4, ПК 2.5.

Задача: Возьми: Раствора кислоты борной 3% - 200мл.

                                Дай. Обозначь. На очаги.

Задание.

Инструкция и условия выполнения задания:

  1. Внимательно прочитайте условие задачи.
  2. Вы можете воспользоваться нормативно-технологической документацией и материально-техническим оснащением  кабинета
  3. Максимальное время выполнений задания: 20 минут.

Алгоритм выполнения задания:

  1. Перевести рецепт на латинский язык.
  2. Определить обязательные виды внутриаптечного контроля лекарственной формы.
  3. Дать химическую характеристику борной кислоты, провести качественную реакцию.

Задача №3

Оцениваемые компетенции: ОК2, ОК3, ОК4, ПК 1.6, ПК 2.2, ПК 2.3, ПК 2.4, ПК 2.5.

Задача: Возьми: Раствора пергидроля 2% - 200мл.

                                Дай. Обозначь. На очаги.

Задание.

Инструкция и условия выполнения задания:

  1. Внимательно прочитайте условие задачи.
  2. Вы можете воспользоваться нормативно-технологической документацией и материально-техническим оснащением  кабинета
  3. Максимальное время выполнений задания: 20 минут.

Алгоритм выполнения задания:

  1. Перевести рецепт на латинский язык.
  2. Определить обязательные виды внутриаптечного контроля лекарственной формы.
  3. Дать химическую характеристику перекиси водорода, провести количественный анализ.

Задача  №4

Оцениваемые компетенции: ОК2, ОК3, ОК4, ПК 1.6, ПК 2.2, ПК 2.3, ПК 2.4, ПК 2.5.

Задача: Возьми: Атропина сульфата 0,0001

                     Сахара 0,2

                      Смешай, чтобы получился порошок

                      Дай таких доз №10

                      Обозначь. По 1 порошку 3 раза в день

Задание.

Инструкция и условия выполнения задания:

  1. Внимательно прочитайте условие задачи.
  2. Вы можете воспользоваться нормативно-технологической документацией и материально-техническим оснащением  кабинета
  3. Максимальное время выполнений задания: 20 минут.

Алгоритм выполнения задания:

  1. Перевести рецепт на латинский язык.
  2. Определить обязательные виды внутриаптечного контроля лекарственной формы.
  3. Дать химическую характеристику атропина сульфата, провести качественную реакцию.

Задача  №5

Оцениваемые компетенции: ОК2, ОК3, ОК4, ПК 1.6, ПК 2.2, ПК 2.3, ПК 2.4, ПК 2.5.

Задача: Возьми: Кислоты салициловой

                     Камфоры поровну по 2,0

                      Спирта этилового 20 мл.

                      Смешай. Дай. Обозначь. Для растираний.

Задание.

Инструкция и условия выполнения задания:

  1. Внимательно прочитайте условие задачи.
  2. Вы можете воспользоваться нормативно-технологической документацией и материально-техническим оснащением  кабинета
  3. Максимальное время выполнений задания: 20 минут.

Алгоритм выполнения задания:

  1. Перевести рецепт на латинский язык.
  2. Определить обязательные виды внутриаптечного контроля лекарственной формы.
  3. Дать химическую характеристику салициловой кислоты, провести качественную реакцию.

     Такой подход к организации учебного процесса позволяет формировать ОК и ПК, регламентируемые ФГОС специальности 33.02.01. «Фармация» на любом этапе обучения. Своевременный контроль сформированности ОК И ПК на теоретических и практических занятиях позволяет вовремя скорректировать недостатки. В совокупности с практикой по профилю специальности по МДК 02.02. Контроль качества лекарственных средств дифференцированный зачет по билетам позволяет объективно оценить уровень подготовленности выпускника по МДК 02.02. Контроль качества лекарственных средств.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Методические рекомендации к составлению тестовых заданий для формирования фонда оценочных средств по учебной дисциплине, междисциплинарному курсу, профессиональному модулю .

Слайд 2

Тест - совокупность стандартизированных заданий, результат выполнения которых позволяет измерить знания, умения, навыки, компетенции. Цель тестового задания - получить ответ от испытуемого, на основе которого может быть сделан вывод о его знаниях, умениях, навыках, компетенциях.

Слайд 3

Требования к качеству тестовых заданий. Надёжность Валидность Общепонятность и однозначность

Слайд 4

Факторы, влияющие на надёжность: 1.Качество заданий 2.Число тестовых заданий 3.Подбор правдоподобных дистракторов для устранения случайного угадывания 4.Устранение субъективного оценивания

Слайд 5

Валидность Валидность содержательная- содержание заданий должно строго соответствовать требованиям федерального государственного образовательного стандарта. Валидность функциональная - задания должны составляться на научном языке, который должен в точности совпадать с языком описания содержания в УД, МДК , профессиональном модуле.

Слайд 6

Структура тестовых заданий Инструкция Текст задания Правильный ответ или схема оценивания

Слайд 7

Уровни сложности тестов Первый уровень (знакомство) Второй уровень (репродукция) Третий уровень (продуктивная деятельность) Четвертый уровень (проблемный)

Слайд 8

Названию гидрокарбонат натрия соответствует формула: а ) NaHCO 3 б ) Na 2 CO 3 в ) NaNO 3 г) Na 2 SO 3 Первый уровень тесты на узнавание (задания на опознание, различие, классификацию объектов, явлений, понятий).

Слайд 9

Второй уровень тесты-подстановки и конструктивные тесты Дополнить предложения: а) Из фиксаналов готовят растворы с __________ концентрацией б) Титр показывает содержание массы вещества в ________ раствора

Слайд 10

Третий уровень нетиповые задания на применение знаний в реальной практической деятельности Указать метод количественного определения ингредиента в лекарственной форме Rp : Sol. Natrii chloridi 0,9%-200 ml Sterilis е ! D . S . Физиологический раствор А\ иодометрия Б\ аргентометрия В\ рефрактометрия Г\ броматометрия

Слайд 11

Четвертый уровень проблемные задания, позволяющие выявлять умения учащихся ориентироваться и принимать решения в новых, проблемных ситуациях Укажите какие виды внутриаптечного контроля нужно провести обязательно для лекарственной формы состава: Возьми: Раствора этилморфина гидрохлорида 1% - 10 мл Д.О. Глазные капли А – письменный, органолептический, контроль при отпуске Б – письменный, органолептический, полный химический, контроль при отпуске В – письменный, органолептический, полный химический, физический, контроль при отпуске Укажите какую ошибку допускает приказ № 305 МЗ РФ от 1997 года для концентрированных растворов магния сульфата 1:4: А. 3% Б. 2% В. 1%

Слайд 12

Задания закрытой формы Формы тестовых заданий Задания открытой формы Задания на установление соответствия Задания на установление правильной последователь - ности

Слайд 13

Выбор только одного элемента из множества При изготовлении концентратов до 20 % допустимая норма отклонений (в %): А. +/-1 Б. +/-2 В. +/-3 Г. +/-4 Д. +/-5 Вода очищенная для инъекций подвергается в аптеке испытаниям (выбрать один множественный ответ): 1. на отсутствие нитратов А. 1,2,3,4 2. на содержание аммиака Б. 2,3,4,5 3. на pH среды В. 2,4,5 4.отсутствие углерода диоксида Г. 3,4,5 5. на отсутствие восстанавливающих веществ Выбор одновременно несколько элементов Какие реактивы применяют при определении хлорид-ионов в воде очищенной (цифру с верным ответом обвести)? 1. Бария хлорид 2. Серебра нитрат 3. Аммония оксалат 4. Кислота азотная 5. Кислота хлористоводородная 6. Аммония гидроксид 7.Аммония хлорид Задания закрытой формы (с выбором правильных ответов)

Слайд 14

Задания на дополнение или подстановку пропущенного слова, словосочетания или фразы (задания с кратким ответом) Примесь восстанавливающих веществ в воде для инъекций устанавливают по обесцвечиванию раствора _____________ в среде серной кислоты. Задания со свободно конструируемым ответом по заданной ситуации (т. е. задания с развернутым ответом). Укажите какие виды внутриаптечного контроля нужно провести обязательно для лекарственной формы состава: Возьми: Раствора папаверина гидрохлорида 2 % - 2 мл Д.Т.Д. № 5 Простерелизуй ! Задания открытой формы

Слайд 15

Задания на установление соответствия Установите соответствие между уравнениями реакций и цветом образующегося осадка. Впишите номер уравнения к соответствующему цвету в правом столбце. 1. AgNO 3 + NaCl  AgCl  +NaNO 3 А . желтый 2. AgNO 3 + NaBr  AgBr  + NaNO 3 Б . светло - желтый 3. AgNO 3 + NaJ  Ag I  + Na NO 3 В . черный Г . белый

Слайд 16

Задания на установление правильной последовательности Расположить обязательные виды внутриаптечного контроля стерильных лекарственных форм в порядке их выполнения (соответствующие цифры поставьте слева): А. Химический Б. Контроль при отпуске В. Письменный Г. Органолептический

Слайд 17

Требования к содержательной части тестового задания: Содержание задания должно отвечать требованиям программы учебной дисциплины, МДК, ПМ и отражать содержание обучения. Задание должно быть кратким, однозначным, сопровождаться адекватной инструкцией для выполнения . Формулировка тестового задания должна быть минимальна (рекомендуется – до 15 слов). Тестовое задание должно быть представлено в форме краткого суждения, сформулированного четким языком и исключающего неоднозначность заключения тестируемого на требования тестового задания. Количество дистракторов в тестовом задании должно быть больше 3-х, но меньше 7.

Слайд 18

6. Содержание тестового задания не должно содержать повторов, двойных отрицаний и сленга. 7. Недопустимы заключения типа: все вышеперечисленное верно, все указанные ответы неверны. 8. Ни в тексте, ни в ответах не должно быть подсказок. 9. Запрещается повторять фразы в дистракторах . 10. В тестовом задании не должно отображаться субъективное мнение или понимание отдельного автора. 11. При составлении теста должны использоваться все формы тестовых заданий.

Слайд 19

Рекомендуемые пороговые значения для оценки ответов на тестовые задания Ниже 40% - «Неудовлетворительно» Ниже 60% - «Удовлетворительно» Ниже 80% - «Хорошо» Выше 80% - «Отлично» Наши критерии оценивания: 70% 80% 90%

Слайд 20

Спасибо за внимание!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Д емонстрационный экзамен по стандартам Ворлдскиллс Россия

Слайд 2

Нормативно-правовая база: - Федеральный закон от 29.12.2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», - Перечень поручений по реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 4 декабря 2014 года от 5 декабря 2014 года № Пр-2821, - распоряжение Правительства Российской Федерации от 03 марта 2015 года №349-р «Об утверждении комплекса мер, направленных на совершенствование системы среднего профессионального образования, на 2015-2020 годы», - паспорт приоритетного проекта «Образование» по направлению «Подготовка высококвалифицированных специалистов и рабочих кадров с учетом современных стандартов и передовых технологий» («Рабочие кадры для передовых технологий»), утвержденный протоколом заседания Президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам от 25 октября 2016 года №9, - приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 16.08.2013 года №968 «Об утверждении порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования».

Слайд 3

Демонстрационный экзамен – форма оценки соответствия уровня знаний, умений, навыков студентов и выпускников, осваивающих программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих, специалистов среднего звена, позволяющих вести профессиональную деятельность в определенной сфере и (или) выполнять работу по конкретным профессии или специальности в соответствии со стандартами Ворлдскиллс Россия.

Слайд 4

Для проведения демонстрационного экзамена по стандартам Ворлдскиллс Россия используются контрольно-измерительные материалы и инфраструктурные листы, разработанные экспертами Ворлдскиллс на основе конкурсных заданий и критериев оценки Финала Национального чемпионата «Молодые профессионалы» ( WorldSkills Russia )

Слайд 5

Наименование компетенции ( WSR) 1.Строительство и строительные технологии; 2.Камнетёсное дело; 3.Облицовка плиткой; 4.Сантехника и отопление; 5. Электромонтаж; 6.Кирпичная кладка; 7.Сухое строительство и штукатурные работы; 8. Малярные и декоративные работы; 9. Производство мебели; 10. Столярное дело; 11. Плотницкое дело; 12. Ландшафтный дизайн; 13. Холодильная техника и системы кондиционирования; 14. Бетонные строительные работы; 15. Кровельные работы по металлу; 16. Укладка напольных покрытий; 17. Кровельные работы; 18. Геодезия; 20. Каркасное домостроение; 21. Информационные и коммуникационные технологии; 22. Информационные кабельные сети; 23. Инженерный дизайн CAD ( САПР); 24. Программные решения для бизнеса; 25. Печатные технологии в прессе; 26. Веб-дизайн и разработка; 27. Сетевое и системное администрирование; 28. IT- решения для бизнеса на платформе 1С: Предприятие 8; 30. Разработка компьютерных игр и мультимедийных приложений 3 D моделирование для компьютерных игр; 31. Творчество и дизайн; 32. Ювелирное дело; 33. Флористика; 34. Технологии моды; 35. Графический дизайн; 36. Визуальный мерчендайзинг ; 37. Дизайн интерьера; 38. Видеопроизводство; 39. Фотография; 40.Звукорежиссура; 41. Огранка ювелирных вставок; 42.Промышленный дизайн; 43. Огранка алмазов; 44. Производство и инженерные технологии; 45. Полимеханика и автоматика; 46. Командная работа на производстве; 47. Мехатроника ; 48. Токарные работы на станках с ЧПУ; 49. Фрезерные работы на станках с ЧПУ; 50. Сварочные технологии; 51. Электроника; 52. Промышленная автоматика; 53. Мобильная робототехника; 54. Производство металлоконструкций; 55. Изготовление полимерных материалов; 56. Прототипирование ; 57. Промышленная механика и монтаж; 58. Лабораторный химический анализ; 59. Реверсивный инжиниринг; 60. Промышленная робототехника; 61. Обработка листового металла; 62. Лазерные технологии; 63. Обслуживание и ремонт оборудования релейной защиты и автоматики; 64. Производственная сборка изделий авиационной техники; 65. Геномная инженерия; 66. Инженерия космических систем; 67. Технологии композитов Интернет вещей; 68. Управление жизненным циклом\управление программой; 69. Многоосевая обработка на станках с ЧПУ; 70. Эксплуатация кабельных линий электропередачи; 71. Парикмахерское искусство; 72. Прикладная эстетика; 73. Кондитерское дело; 74. Поварское дело; 75. Ресторанный сервис; 76. Медицинский и социальный уход ; 77. Хлебопечение; 78. Администрирование отеля; 79. Лабораторный медицинский анализ; 80. Медицинская оптика 81. Дошкольное воспитание; 82. Туризм; 83 Спасательные работы; 84. Предпринимательство; 85. Выпечка осетинских пирогов 86. Преподавание в младших классах; 87. Ветеринария; 88. Преподавание музыки в школе ; 89. Виноделие ; 90. Физическая культура и спорт; 91. Предпринимательский вызов; 92. Транспорт и логистика; 93. Кузовной ремонт; 94. Обслуживание авиационной техники; 95. Ремонт и обслуживание легковых автомобилей; 96. Автопокраска ; 97. Обслуживание грузовой техники; 98. Эксплуатация сельскохозяйственных машин; 99. Сервис на воздушном транспорте; 100. Управление железнодорожным транспортом; 101. Управление бульдозером; 102. Управление автогрейдером; 103. Управление экскаватором; 104. Управление фронтальным погрузчиком; 105. Управление пассажирским транспортом; 106. Управление беспилотными летательными аппаратами; 107. Экспедирование грузов

Слайд 6

Задания и инфраструктурные листы: Утверждаются национальными экспертами по компетенциям Являются едиными для всех лиц, сдающих демонстрационный экзамен Любые изменения осуществляются с согласия Союза « Ворлдскиллс Россия» и подлежат обязательному согласованию с национальными экспертами.

Слайд 7

Демонстрационный экзамен проходит на площадках, материально-техническая база которых соответствует требованиям Союза « Ворлдскиллс Россия». Решение о соответствии требованиям принимается по итогам анализа документации, представленной организациями в соответствии с установленным порядком.

Слайд 8

К организации, проведению и оценке результатов выполнения заданий экзамена демонстрационного по стандартам Ворлдскиллс Россия допускаются: - сертифицированные эксперты Ворлдскиллс ; - эксперты, прошедшие обучение, организованное Союзом « Ворлдскиллс Россия» и имеющие свидетельства о праве оценки выполнения заданий демонстрационного экзамена; - эксперты, прошедшие обучение, организованное Союзом « Ворлдскиллс Россия» и имеющие свидетельства о праве проведения корпоративного или регионального чемпионата.

Слайд 9

Перечень компетенций , по которым проводится демонстрационный экзамен по стандартам Ворлдскиллс Россия в субъекте Российской Федерации определяется в соответствии с решением органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего государственное управление в сфере профессионального образования, информация должна быть представлена в адрес Союза « Ворлдскиллс Россия» не позднее чем за 4 месяца до начала экзамена.

Слайд 10

После определения перечня компетенций и площадок проведения экзамена формируется региональный график проведения демонстрационного экзамена по стандартам Ворлдскиллс Россия в субъекте Российской Федерации с указанием количества студентов и выпускников, сдающих демонстрационный экзамен. Утвержденный график должен быть направлен в адрес Союза « Ворлдскиллс Россия» не менее чем за 3 месяца до начала экзамена .

Слайд 11

За 3 месяца до начала демонстрационного экзамена определяются главные эксперты на каждую площадку проведения экзамена из числа сертифицированных экспертов, при этом предпочтение отдается кандидатам, не занятым в системе среднего профессионального образования субъекта Российской Федерации, на территории которого проводится экзамен.

Слайд 12

Обеспечение деятельности Экспертной группы по подготовке и проведению экзамена осуществляется ЦПДЭ, в т.ч. по вопросам, касающимся оплаты проезда, проживания, питания экспертам, привлеченным к работе из других регионов и населенных пунктов.

Слайд 13

За 6 месяцев до проведения демонстрационного экзамена Союз « Ворлдскиллс Россия» должен обеспечить разработку заданий экзамена, критериев оценки и инфраструктурных листов по всем компетенциям и опубликовать их в специальном разделе на официальном сайте www.worldskills.ru .

Слайд 14

Не менее чем за 2 месяца до начала экзамена ЦПДЭ формирует план мероприятий по подготовке и проведению экзамена. Все документы в обязательном порядке согласовываются с Главным экспертом и доводятся до сведения членов Экспертной комиссии. Документы должны быть размещены на официальном сайте ЦПДЭ не позднее, чем за 1 месяц до начала экзамена.

Слайд 15

Не менее чем за 2 месяца до планируемой даты проведения экзамена образовательные организации , принявшие решение о проведении демонстрационного экзамена, направляют в адрес ЦПДЭ список студентов и выпускников, сдающих демонстрационный экзамен по стандартам Ворлдскиллс Россия.

Слайд 16

Спасибо за внимание



Предварительный просмотр:

Изменения в подходе преподавания ОП Аналитическая химия на специальности «Фармация» в связи с введением первичной аккредитации специалистов, имеющих фармацевтическое образование.

Аннотация. Статья посвящена новому подходу к организации практических занятий по ОП Аналитическая химия. Приводится пример составления рабочей тетради, экзаменационного билета и чек-листа

Ключевые слова: аналитическая химия, аккредитация специалиста, рабочая тетрадь, чек-лист. 

     Согласно Приказу Министерства здравоохранения РФ от 22 декабря 2017 №1043н «Об утверждении сроков и этапов аккредитации специалистов, а также категорий лиц, имеющих медицинское, фармацевтическое или иное образование и подлежащих аккредитации специалистов», лица, получившие после 1 января 2018 года среднее профессиональное образование в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами в области образования «Здравоохранение и медицинские науки», проходят первичную аккредитацию.

   Аккредитация специалиста — процедура определения соответствия лица, получившего медицинское, фармацевтическое или иное образование, требованиям к осуществлению медицинской деятельности по определенной медицинской специальности либо фармацевтической деятельности [2].

    Первичная аккредитация состоит из двух этапов: 1Тестирование 2 Оценка практических навыков (умений) в симулированных условиях.

     Оценка практических навыков (умений) проводиться в симулированных условиях, в том числе с использованием симуляционного оборудования, оцениваются правильность и последовательность выполнения с помощью чек-листов, в которых четко прописано каждое действие аккредитуемого в соответствии с полученной задачей..

      В связи с потребностью подготовки выпускника к успешной сдаче первичной аккредитации возникла потребность изменить подход в преподавании ОП Аналитическая химия, которая является базовым предметом для освоения ПМ. 02 ПМ.02 Изготовление лекарственных форм и проведение обязательных видов внутриаптечного контроля. Если в течение предыдущих лет большое внимание уделялось исследовательской работе, то сейчас необходимо формировать практические навыки обучающегося и умение работать по чек- листам.  

     Однако формой сдачи итоговой государственной аттестации остается выпускная квалификационная работа, где предполагается наличие исследовательской части. Поэтому исключать исследовательскую работу на практических занятиях не следует.

     Найти компромисс между четким следованием практических действий согласно чек-листу и развитием навыков исследовательской работы удается применяя на практических занятиях по ОП Аналитическая химия специально разработанных рабочих тетрадей. Рабочая тетрадь совмещает четкие пояснения по выполнению практических действий, которые формируют навыки по выполнению химического анализа и план по выполнению исследовательской работы, который подразумевает необходимость логически мыслить. Небольшой фрагмент рабочей тетради представлен в таблице 1.

     Таблица 1

Катионы 1 аналитической группы

№ реакции

Катион

Реагент

Уравнение реакции

Практические действия

Наблюдаемый аналитический эффект

NH

NaOH или КОН

1.Приготовить пробирку, стакан с водой, пипетку, лакмусовую бумагу, держатель для пробирок, спиртовку, спички.

2. Пробирку поместить в держатель и штатив.

3. 2 капли раствора NH4Cl поместить в пробирку, прибавить 3 капли щелочи

4. К отверстию пробирки поднести влажную лакмусовую бумаге

5.Поджечь спиртовку, нагреть пробирку со смесью

NH

Реактив Несслера K2[HgJ4]+KOH

1.Приготовить предметное стекло, стакан с водой, пипетку

2.Каплю раствора аммония поместите на предметное стекло

3.Сверху нанести каплю раствора Несслера.

K+

Гидротартрат натрия или винная кислота NaHC4H4O6 или H2C4H4O6

1.Приготовить пробирку, стакан с водой, пипетку, стеклянную палочку.

2. В пробирку поместить 5 капель соли калия, 5 капель винной кислоты

3. Перемешать содержимое стеклянной палочкой.

Исследовательская работа: Анализ смеси катионов первой группы

Ход работы

Наблюдения и выводы

1.

Провести анализ раствора на присутствие катион NH  любой качественной реакцией.

2.

Если в растворе обнаружены катионы аммония, то для продолжения анализа их необходимо удалить. Почему?

3.

Удаление катионов аммония из исследуемого раствора.

 1.15-20 капель исследуемого раствора, поместить в тигель или фарфоровую чашку и выпарить досуха.

2.Остаток в тигле прокалить до полного прекращения выделения белого “дыма”.

3. Охладить содержимое тигля и обработать 8-10 каплями дистиллированной воды, тщательно перемешать, после этого проверить на полноту удаления солей аммония. Только после отрицательной реакции на реактив Несслера можно приступать к открытию катионов.

     Из приведенного фрагмента видно, что  предложенная форма работы обучающегося на практическом занятии предусматривает и работу с учебником (графа уравнение реакции) и наблюдение, а также исследовательскую деятельность.

     Практические действия из таблицы используются для составления чек-листов для проверки сформированности практических навыков на итоговом занятии, а также для составления чек-листов с целью проведения промежуточной аттестации по ОП Аналитическая химия в формате первичной аккредитации.

   Экзамен в формате первичной аккредитации - это экзамен, разработанный и проведенный в соответствии с паспортом первичной аккредитации специалиста. Цель такого экзамена - сформировать умения обучающихся демонстрировать полученные в результате изучения ОП Аналитическая химия профессиональные компетенции. Экзаменационные билеты составляются по аналогии с заданиями второго этапа первичной аккредитации - оценка практических навыков (умений) в симулированных условиях.

    Пример экзаменационного билета:

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ №

Задание

Инструкция и условия выполнения задания:

  1. Внимательно прочитайте задание
  2. Вы можете пользоваться любой химической посудой, реактивами, оборудованием кабинета
  3. Время выполнения задания 20 минут

Вы работаете аналитиком производственной аптеки. Вам необходимо подтвердить подлинность и процентную концентрацию приготовленного фармацевтом раствора аммония гидроксида.

Вам        необходимо        проделать качественную реакцию на вещество, доказав его подлинность и определить процентную концентрацию раствора любым удобным способом.

     Оценка действий аттестуемого проводится в соответствии с чек-листом, фрагмент которого приведен в таблице 2.

Таблица 2

Чек- лист

№ п/п

Практическое действие аттестуемого

Форма

представления

Отметка о

выполнении

1.

Приготовить предметное стекло, стакан с водой, пипетку

Проделать

Да/нет

2.

Каплю исследуемого раствора поместить на предметное стекло

Проделать

Да/нет

3.

Сверху нанести каплю раствора Несслера, отметить кирпично-красный осадок

Проделать

Да/нет

     Среди преимуществ такого формата можно выделить следующие: объективная оценка сформированности профессиональных компетенций в соответствии с ФГОС; развитие умений студентов демонстрировать сформированные практические навыки в соответствии с требованиями паспорта первичной аккредитации специалиста; экзамен проходит быстрее по сравнению с традиционным форматом; возможность оценить и скорректировать недостатки в обучении и материально-технической базе.

     Таким образом, изменения требований к выпускнику, получившему медицинское, фармацевтическое среднее профессиональное образование предполагает пересмотр методики преподавания общепрофессиональных предметов и профессиональных модулей.

Ссылки на источники

  1. Саенко О.Е. Аналитическая химия : учебник для средних специальных учебных заведений / О.Е.Саенко.-Изд.2-е.-Ростов н/Д : Феникс, 2018.-287 с.-(Среднее профессиональное образование).
  2. Первичная аккрелитация специалистов: https://medcollege.ru/pervichnaya-akkreditaciya/pervichnaya-akkreditaciya-v-voprosax-i-otvetax/