3. Обобщение опыта, публикации

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Боханский детский сад №1»

ООД по музыке в старшей группе

 Тема: «Развитие речи дошкольников посредством различных видов музыкальной деятельности».

                                                               Подготовила к семинару-практикуму №1

                                                                музыкальный руководитель

                                                 Тапхаева Антонида Леонидовна

                                                                           

                                                                             

ноябрь, 2023 г.

Цель: вызвать речевую и двигательную активность детей и положительные эмоции от встречи с музыкой.

Задачи

  1. Обучающие:

привлекать детей к правильному выполнению заданий, развивать устойчивое внимание при их выполнении; формировать певческие навыки; произносить отчетливо слова, своевременно начинать и заканчивать песню; формировать навыки игры на детских музыкальных инструментах  в оркестре.

  1. развивать эмоционально образное восприятие, умение  воспринимать и высказываться о характере музыки; развивать звуковысотный слух; развивать слуховое, зрительное внимание и память; развивать коммуникативные способности детей; упражнять в умении отчетливо произносить текст песни.

  1. Воспитывающие:  воспитывать  самостоятельность, активность, доброжелательное отношение друг к другу.

 Средства обучения: проектор,  экран, ноутбук, презентация PowerPoint,  Песня «Праздник мамы в ноябре» муз.  Т.Бокач, сл. И.Чернецкой, женская шляпа, детские музыкальные инструмент (металлофон, рубель, маракасы, дудочка, барабаны, ложки, румбы, колокольчик).

Методические приёмы:

организационные: музыкальное приветствие, установка на занятие и хорошее настроение;

наглядный: наглядно-слуховой (исполнение и слушание музыки),

наглядно-зрительный (показ слайдов, совместное исполнение движений, практический: ритмо–двигательные упражнения, упражнения для речевого аппарата, игры, пение распевок со звучащими жестами, пение песни, игра на детских музыкальных инструментах;

словесный:  беседа, пояснения, вопросы к детям.

 

Возрастная группа: старшая

Предварительная работа: разучивание приветствия, распевки, песни, музыкально-двигательных упражнений «С носка на пятку», «Шаги приставные вперед и назад»; разучивание приемов игры на музыкальных инструментах.

Ход:

Слайд №1 «Фея Музыки»

Дети под музыку входят в зал. 

Музыкальный руководитель: Здравствуйте, ребята! Посмотрите, сколько гостей пришло к нам сегодня, давайте с ними поздороваемся! ….. Молодцы, ребята!

Упражнение-приветствие «Мы начнём»

1.Муз.рук:

Рада видеть вас, друзья,

На занятии у себя.

Добрый день!

Дети:

Добрый день!

Заниматься нам не лень.

Проигрыш – «С носка на пятку»

И.п. Пятки вместе носки врозь «открытый клювик», руки на поясе.

На счет «раз» поднимаемся на носочки, на «два» в исходное положение.

На «три» соединяем носки «закрытый клювик» и поднимаемся на носки.

На «четыре» опускаемся на всю ступню.

2.Муз.рук:

Мы по кругу все пойдём,

Заниматься мы начнём.

Мы начнём?

Дети: 

Мы начнём, и по кругу все пойдём.

Проигрыш: идём по кругу друг за другом «хороводный шаг».

3.Муз.рук:

Вы готовы начинать:

И вперед, назад шагать?

Так начнём?

Дети: 

Да, начнём!

И вперед, назад шагать…

Проигрыш - «Шаги приставные вперед и назад».

И.п. Пятки вместе носки врозь «открытый клювик», руки на поясе.

На «раз» поднимается согнутая в колене правая нога с оттянутым к полу носком.

На «два» ставиться вперед на всю ступню.

На «три» поднимается согнутая в колене левая нога с оттянутым к полу носком.

На «четыре» ставиться рядом с правой с притопом.

4.Муз.рук: Вы готовы начинать:

Песни петь и танцевать?

Так начнём?

Дети: 

Да, начнём!

И покружимся вдвоём…

Проигрыш: кружатся парами.

5.Муз.рук:

Вот поехал паровоз-

Он вагончики повёз.

Что повёз?

Дети: 

Что повёз?

Он вагончики повёз.

Проигрыш: паровозик едет (парами друг за другом)….дети садятся на стульчики.

 

Муз.рук: Давайте покажем нашим гостям, как вы выросли, чему научились! Ведь вы уже перешли в старшую группу.

Муз.рук: Ребята, посмотрите, кто же это на экране?...

Познакомьтесь это Фея Музыки, она будет очень часто приходить к вам на занятия, помогать вам и радоваться вашим успехам!

Ребята, а дома у вас есть Фея?.... Это ваши мамы, заботливые и любящие, они тоже похожи на Фею.

 У нас совсем недавно был праздник - День матери. Давайте послушаем песенку! 

Песня «Праздник мамы в ноябре» муз.  Т.Бокач, сл. И.Чернецкой

Ответьте, пожалуйста, про кого была песенка? (про маму)

Какая она по характеру? (радостная, неторопливая, нежная….)

Вам понравилась? (да)

Тогда садимся в  машину («держат руль») и поедем поскорее нашу песенку споем о маме, но сначала заведем машину.

Упражнение для речевого аппарата «Машина»

(«Держат руль», губы делают трубочкой и изображают звук двигателя «бррррр»).

Муз.рук: Поедем! ( перемещаются к центральной стене, напевая )

Распевка со звучащими жестами «Веселые друзья»

Мы едем, едем, едем

 В далекие края – ритмичные хлопки в ладоши

Хорошие соседи -

Счастливые друзья – шлепки по бокам

Ты в дальнюю дорогу 

Бери с собой друзей - шаг топающий, исполняется с очень небольшим продвижением вперед: колени чуть согнуты, корпус прямой, ноги ставятся на всю ступню с легким притопом, от пола их почти не поднимают, но и не шаркают (ребенок движется как бы «на колесиках», руки  поставить кулачками на пояс)

Они тебе помогут,

И с ними веселей -  «ловим комариков» (легкие, звонкие хлопки прямыми ладошками справа, слева от корпуса, вверху и внизу согнутыми в локтях руками)

Муз.рук: Голосочек мы с вами разогрели, теперь можно и песенку спеть.

Песня «Мамочка милая, мама моя!» муз. В. Канищев, сл. А. Афлятунова

Музыкальный руководитель предлагает детям вернуться обратно на машине.

Пальчиковая гимнастика «Машины»

По шоссе идут машины - вращают руль перед собой

По асфальту едут шины – трут ладошками друг об друга

По дороге не беги – пальчики «бегут»

Я скажу тебе: «Би – би!» - руки сжаты в кулак, большие  пальцы выпрямлены – «сигналим», поочередно, вращают руль

Дети садятся на стульчики.

Слайд №2 «Мышки»

На экране появляются мышки (на фоне осени и белых снежинок)

Муз.рук: Тут для нас еще сюрприз!

Что это появилось на экране? (мышки)

А ведь мы с вами ребята знаем сказку «Мышиная история». Покажем?....

Нл сначала азовите инструменты которые мы с вами возьмем. ……

Дети встают в круг и берут музыкальный инструмент.

Сказка-шумелка «Мышиная история»

Осенью мышки весь день бегали туда и сюда, собирая запас на зиму.
БУБЕН- Макар

И вот, наконец, с неба стали падать красивые белые снежинки.
МЕТАЛЛОФОН - Вика

Они покрыли замёрзшую землю пушистым белым одеялом.

Мыши спрятались в норку, где у них было очень много еды.
Они грызли орешки
,
ДЕРЕВЯННЫЕ ЛОЖКИ

Грызли зёрнышки
МАРАКАС- Катя

Особенно они любили лакомиться сладкими корешками.

РУМБЫ

А снаружи на землю каждый день падал снег
МЕТАЛЛОФОН

Шумел ветер,
ДУДИМ – Валя

И над мышиной норкой появился  большой-большой сугроб. 

Но мышкам было очень хорошо под снегом в тёплой норке

и они устроили большой концерт.

Слайд №3 «Веселый оркестр мышей»

Под русскую народную мелодию все дети играют на своих инструментах.

Дети кладут инструменты в корзинку.

Резервная игра

Муз.рук: Ах, как весело было мышкам. И мы тоже немного поиграем. Ребята, а вы знаете, что такое эхо? ……Эхо - это природное явление. Вы кричите, а эхо вам отвечает, но вы слышите лишь конец слова.

Слайд № «Волшебный лес»

Погуляем в волшебном лесу у Феи.

Музыкально- речевая игра «ЭХО»

Все дружно двигаются под музыку по всему залу…….. поют:

Дети по лесу гуляли,

Одного там потеряли,

Не могли никак найти,

Ты нам ……, (имя ребенка) помоги!

 (Ого-го, мама, ау, папа)

Муз.рук: Ребята, вы  большие молодцы! Если у вас хорошее настроение от сегодняшней нашей встречи – похлопайте в ладоши, а если вам было скучно, не интересно,  потопайте ножками.

Муз. рук.: Что было самым интересным на занятии?.... Скажите, а что-то новое вы сегодня узнали? …….

Муз. рук.: Вы трудились не напрасно, все согласны?

Дети : Да, согласны!

Муз. рук.: И с весёлым настроеньем

Мы выходим все из зала.

До свидания, ребята!

 Дети идут по залу под весёлую ритмичную музыку, уходят из зала в группу.

Самоанализ ООД по музыке в старшей группе

 Тема: «Развитие речи дошкольников посредством различных видов музыкальной деятельности».

ООД по музыке началась с музыкального упражнения - приветствия «Мы начнем» проводилось в начале занятия и способствовало:
- концентрации внимания детей,
- развитию координации движений,
- развитию речи и артикуляции,
- развитию ритмического, фонематического слуха
- закреплялось умение детей действовать согласованно.

Ритм в движении, ритм в слове, музыка не существует вне ритма. Развитие чувства ритма у ребенка – важная сторона в воспитании.
Это способствовало созданию атмосферы доверия и радостного настроения, воспитывалось доброжелательное отношение друг к другу.

Следующий вид деятельности –слушание музыки. Знакомство с Феей Музыки, сравнение с личными качествами мамы, слушание песни «Праздник мамы в ноябре». Дети делятся впечатлениями от прослушанного произведения. Активизируется эмоционально-образное восприятие ребёнка и расширяют его речевые возможности. Формируются навыки монологической и диалогической речи. Далее я провела упражнение для речевого аппарата «Машина», дети изображают звук двигателя «бррррр».

Далее я провела распевку со звучащими жестами «Веселые друзья». Звучащие жесты – это хлопки, шлепки по бедрам, груди, притопы, щелчки пальцами, удары ладонями по грудной косточке и др. Речь и жесты очень тесно взаимосвязаны, дополняют друг друга. Благодаря этим компонентам развивается память, внимание, ритмичность. И в результате добиваемся выразительности в пении детей. Далее дети поют песню «Мамочка милая, мама моя!» пение песни развивает связную образную речь, расширяет кругозор, исправляет ряд речевых недостатков.

Далее проводится пальчиковая гимнастика «Машины». Она помогает развивать мозг ребенка, стимулировать  развитие речи.  Простые движения помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и расслабить мышцы всего тела. Они способны улучшить произношение многих звуков. Чем лучше работают пальцы рук, тем лучше говорит ребенок. А также помогает разогреть руки ребенка перед занятием на инструменте.

Далее была представлена сказка - шумелка «Мышиная история».   Предлагаемая сказка с шумовым оформлением является весёлым и эффективным упражнением для слухового восприятия, а также развития мелкой моторики, слуховой памяти и фантазии.

В заключении музыкально- речевая игра «Эхо»– одна из форм творческой работы с детьми не только в развитии речи, но и в музыкальном воспитании. Средства музыкальной выразительности – ритм, темп, тембр, динамика – являются характерными и для речи. Таким образом, использование музыкально-речевых игр на занятиях позволяет детям с самого раннего возраста овладеть всем комплексом выразительных средств музыки.

Содержание ООД  соответствует поставленной цели и задачам, которые были реализованы в полном объёме. Были подобраны разнообразные методы и приёмы, в интересной и занимательной форме. Развитие речи детей прошло через всё занятие, через все основные виды музыкальной деятельности.



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Боханский детский сад №1»

Конспект музыкального занятия

по  нравственно - патриотическому воспитанию  «Россия, мы дети твои!»

                                                                           

                                                                           

                                                                             Подготовила к пед.совету №3

                                                                              музыкальный руководитель

                                                                         Тапхаева Антонида Леонидовна

февраль, 2023 г.

Цель: Расширить представления детей о патриотизме к родной стране, к родному краю через синтез музыкального, художественного и танцевального творчества.

Задачи

  1. Закреплять знания детей о государственных символах России (флаг, герб, гимн). Продолжать формировать представление об истории народа, его культуре.

  1. Развивать музыкальные способности детей: эмоциональную отзывчивость, слуховое внимание, музыкальную память, умение выразительно исполнять песни. Совершенствовать умения двигаться под музыку согласно темпу и характеру музыкального произведения.

  1. Воспитывать патриотические чувства: любовь к Родине, родному краю, природе, чувство гордости за свою страну, за свой народ. Формировать нравственные качества: отзывчивость, сплоченность, решительность, доброту, чуткость.

 Средства обучения: проектор,  экран, компьютер, презентация PowerPoint,  аудиозаписи: «Россия, мы дети твои» муз. В. Осошник, сл. Н. Осошник; Гимн РФ; РНМ «На горе-то калина»; Бурятская детская песня «ЛААДУУХАЙ – ПТАШЕЧКА» муз. М. Цыренов, сл. Цырен-Дулма Дондокова, самодельная юрта.

Методы и приемы реализации содержания занятия:

- Создание проблемных ситуаций (проблемные вопросы: Какие чувства возникают при прослушивании песен? Характер главной песни страны? Что является главным украшение нашего занятия? Какие важные качества в людях воспитывает музыка?);

- Наглядно – зрительный метод (демонстрация слайдов: «Символы России», «Деревянные ложки», «Птицы», «Тимербай»);

- Наглядно – слуховой метод (слушание музыкальных фрагментов – использование ТСО);

- Словесные методы (беседа, поэтическое слово);

- Практические (пение, музыкально – ритмическое упражнение, воплощение музыки в пластике движений, восприятие музыки, игра на деревянных ложках).

 

Интеграция образовательных областей: «Художественно – эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Социально - коммуникативное развитие»

Возрастная группа: подготовительная

 Подготовка к образовательной деятельности: разучивание песен, слушание музыкальных произведений на нравственно - патриотическую тему, просмотр иллюстраций, участие в мини-проекте «Музыкальные инструменты моей Родины»

Образовательная деятельность

  1. Приветствие «Здравствуй!»
  2. Беседа на тему: «Моя Россия»
  3. Слушание Гимна РФ
  4. Распевка «Родина моя», пение «Мир похож на цветной луг»
  5. Пальчиковая гимнастика «Ложки-ладошки»
  6. Танец с ложками «На горе-то калина»
  7. Бурятский танец «ЛААДУУХАЙ – ПТАШЕЧКА»
  8. Дыхательная гимнастика «Трубач»
  9. Рефлексия

Ход занятия:

Звучит песня «Россия, мы дети твои» муз. В. Осошник, сл. Н. Осошник,  дети входят в зал и становятся в круг.

Муз. рук: Здравствуйте, ребята! Посмотрите, как много гостей к вам сегодня пришло. Давайте поздороваемся!

Дети: Здравствуйте!

Муз. рук: Ребята, я рада видеть вас в нашем замечательном зале. Поприветствуем  друг друга и все вокруг!

Приветствие «Здравствуй!»

Выхожу из дома я:                     (Ходьба на месте).

 «Здравствуй, улица моя!»         ( Развести руки в стороны).

     Здравствуйте, друзья!                (Помахать правой рукой).

Здравствуй, солнце!                   (Поднять руки над головой).

Здравствуй, птичка!                   (Взмахи руками вверх-вниз).

Здравствуй, ветер у крыльца!(Поднять руки над головой и покачать ими).

Здравствуй, речка!                     (Присесть и встать, покачивая руками).

Здравствуй, поле!                       (Отвести правую руку за спину, одновременно     поворачивая корпус вправо).      

Здравствуй, лес полон чудес!        (Отвести левую руку за спину, одновременно поворачивая корпус влево).

Ах, какая красота!                 (Протягивают друг другу руки).

 Здравствуй, Родина моя!      (Поднимают и опускают сцепленные руки вверх).

Муз. рук: Ребята, посмотрите, у нас получился  круг. Мы с вами, как дружная, большая  семья. И живем мы в одной огромной стране с названием…

Дети: Россия

Музыкальный руководитель предлагает детям сесть на стульчики, звучит продолжение песни «Россия, мы дети твои» муз. В. Осошник, сл. Н. Осошник.  

Муз. рук: Ребята, когда вы входили в музыкальный зал,  звучала незнакомая вам песня, какие чувства у вас возникли?

Дети:……..

Муз. рук: Как вы думаете, ребята, о чем мы  будем говорить?

Дети: О России, о Родине

Муз. рук: Как называют людей, чья Родина - Россия?

Дети: Россияне

Муз. рук: Наша страна многонациональная. У каждого народа свой язык, костюмы, традиции, история. Вы сегодня тоже пришли на занятие в национальных костюмах. Кто мне скажет, в каких костюмах вы сегодня пришли?

 

Дети: В русских и бурятских национальных костюмах.

Муз. рук: Ребята, а вы знаете название столицы нашей Родины? 

Дети: Столица – Москва.

Муз. рук: А какие вы знаете символы нашей Родины?

Дети:  Флаг, герб и гимн.

Показ слайда №2 «Флаг, герб»

Муз. рук: Гимн страны - это торжественная песня, исполняется в особенно торжественных случаях. Под звуки гимна вручаются награды, молодые воины принимают присягу, дают клятву в верности Родине.

Звучит гимн России, все встают и слушают 1 куплет

Муз. рук: Ребята, какие чувства возникают у вас, когда звучит главная песня страны?..... Характер мелодии?....

Дети:…….

Муз. рук: Ребята, а как называется главный город нашей области?

Дети: Иркутск.

Муз. рук: А где мы живем с вами, т.е. то место где мы родились и выросли, наша малая Родина?

Дети: п. Бохан

Распевка «Родина моя»

Муз. рук: Ребята, наш детский сад – это тоже наш большой дом, где живет большая и дружная семья. А вот дружные ли вы?

Дети: Да.

Дети поют песню.

Песня «Мир похож на цветной луг»

М. Пляцковского, муз. В. Шаинского

Муз. рук:  Ребята, о чем эта песня?

Дети:……

Муз. рук:  Ребята, какой инструмент считается символом культурных традиций России?

Дети: Деревянные ложки.

Показ слайда №3 «Деревянные ложки»

Муз. рук:  Ребята, постучим в ладошки, будто играем на деревянных ложках.

Пальчиковая гимнастика «Ложки-ладошки»

 Муз. рук:  Сыграем и станцуем для наших гостей?

Танец с ложками «На горе-то калина»

Показ слайда №4 «Птицы»

Танец «Лаадуухай – Пташечка» -  бурятский танец

 

Муз. рук: Пора нам и позабавиться.

Показ слайда №5 «Тимербай»

«Тимербай»- татарская народная игра

Дети, взявшись за руки, делают круг. Выбирают водящего - Тимербая. Он становится в центре круга. Водящий говорит:

Пять детей у Тимербая,

Дружно, весело играют.

Друг на друга поглядели,

Сделали вот так!

С последними словами «вот так» водящий делает какое-нибудь движение. Все должны повторить его. Затем водящий выбирает кого-нибудь вместо себя.

Правила игры. Движения, которые уже показывали, повторять нельзя. Показанные движения надо выполнять точно.

Дыхательная гимнастика «Трубач»

Сделать из ладоней "трубу"" - сложит ладони в кулачки, приставит их друг к другу.  Медленно выдыхая, ребенок громко произносит: «У-у-у….».

Муз. рук: Дорогие дети, всех нас объединяет чувство гордости за свою страну, за её славную историю. И с особенной силой ощущаем, что мы – единый и могучий российский народ, и у нас одно Отечество – Россия. Ребята, о чем же вы сегодня узнали, что вспомнили?

Ответы детей.

 

Муз. рук:  Ребята, а что же украсило наше занятие?

Дети: Музыка

Муз. рук: Благодаря музыке можно увидеть прекрасное в окружающем мире.  Музыка чудодейственное средство привлечения к красоте, она вселяет любовь и решительность. Поднимается настроение, появляется много сил и хочется сделать много добрых дел. Мы должны быть чуткими, справедливыми, должны беречь свою малую Родину.  А я с вами прощаюсь и всем дарю  веселые смайлики и хочу чтобы вы росли такими же добрыми и веселыми! …….. . Если вам понравилось наше занятие, то поднимите смайлики высоко вверх!

Звучит песня о Родине, дети уходят.