Выступления на педагогических советах

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Выступление на педагогическом совете «Современные подходы к взаимодействию с семьями воспитанников при проведении коррекционной работы» 30.11.2016

учитель-логопед Проскурина О.Н.

Успех коррекции речевых нарушений зависит от многих причин. Одна из них: насколько эффективно взаимодействуют педагоги и  родители. Ни одна педагогическая система не может быть в полной мере эффективной, если в ней не задействована семья. В соответствии с новым законом «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка».

ФГОС ДО отвечает новым социальным запросам. В нем большое внимание уделяется работе с родителями. В настоящее время вопрос организации взаимодействия учителя – логопеда с родителями является одним из актуальных в профилактической и коррекционной работе. Организовать работу с родителями необходимо так, чтобы в более короткие сроки сделать родителей своими союзниками и активными участниками коррекционного процесса. Для логопеда важно приобщить родителей к коррекционной работе, ознакомить с приемами обучения и развития речи. Помочь родителям увидеть актуальную проблему ребенка, или наоборот, убедить в успешности освоения им определенных знаний и умений. Убедить родителей в том, что необходимо закреплять изученный материал в домашних условиях.

В нашем дошкольном учреждении создана система взаимодействия педагогов и специалистов с родителями воспитанников. Одной из главных целей образовательного процесса является формирование единого сообщества: родители – дети – педагоги, основанного на гармоничных партнёрских отношениях, для создания единого пространства детского развития. Задачей взаимодействия учителя-логопеда с семьей является создание необходимых условий для развития доверительных, ответственных отношений, обеспечивающих целостное развитие личности дошкольника, повышение компетентности родителей в области коррекции речевых нарушений. В последние  годы отмечается заинтересованность родителей во всестороннем развитии детей, преодолении нарушений звукопроизношения, коррекции лексико-грамматических категорий, развития связной речи. В работе с родителями учитель-логопед использует дифференцированный подход, учитывает социальный статус и микроклимат семьи, а также родительские запросы и степень заинтересованности родителей.   Один из способов реализации поставленных задач сотрудничества учителя-логопеда, воспитателей групп комбинированной направленности, музыкального руководителя и родителей – организация их совместной деятельности, в которой родители – не пассивные наблюдатели, а активные участники процесса. Включение в деятельность ДОУ актуализирует потребности семьи в образовании собственного ребенка и способствует педагогическому просвещению родителей как основных заказчиков образовательных услуг.   

.

Позитивное взаимодействие с семьями воспитанников осуществляю через Традиционные индивидуальные и групповые беседы, индивидуальную тетрадь  ребенка для занятий с логопедом, совместные с родителями индивидуальные занятия, родительские пятиминутки, индивидуальные и групповые консультации и родительские собрания, мастер – классы, дни открытых дверей.

Наглядно-информационные формы: стенды, папки-передвижки, персональные выставки, информация для родителей в уголках логопеда «Советы логопеда», организация выставки книг, игр и пособий.

Досуговые формы: совместные праздники, развлечения, музыкально-речевые досуги, конкурсы чтецов, персональные детские выставки.

Инновационные формы: «Круглый стол", телефон доверия, родительская гостиная, проектная деятельность, сайт ДОУ, персональный сайт учителя-логопеда и воспитателей, совместные экскурсии, акции, родители пополняют ЭОР педагогов (презентации, познавательные видео).

Остановлюсь на некоторых традиционных и инновационных формах отдельно:

Родительские собрания. Данный вид взаимодействия остаётся актуальным и сегодня. Родителям предлагаются различные темы собраний: «Результаты обследования речи детей на начало учебного года», "Знакомство родителей с задачами и содержанием коррекционной работы",  "Развитие мелкой моторики и подготовка руки к письму", "Итоги коррекционной работы за год».

Ведение домашних тетрадей совместной деятельности. Данный вид взаимодействия очень ценен для специалиста ещё и тем, что здесь можно проследить эффективность организации взаимодействия всех участников образовательного процесса. Тетрадь для домашних заданий является связующим звеном в системе «логопед-ребёнок-родитель». Логопед предоставляет родителям возможность проследить динамику обучения ребёнка, организовать их участие в выполнении домашнего задания. Данный вид работы наиболее оптимальный способ индивидуального  взаимодействия с родителями. Родитель в полной мере становится участником коррекционного процесса. Помогает ребёнку в выполнении тех или иных заданий, знает на каком этапе обучения находится его ребёнок, знает что у ребёнка не получается, а с чем ребёнок хорошо справляется. В свою очередь логопед имеет возможность оценить степень участия и желание участвовать родителей в коррекционном процессе по качеству выполняемых домашних заданий. Давая каждому ребёнку индивидуальное задание, логопед имеет возможность в полной мере реализовать индивидуальный подход. Ведение домашних тетрадей напрямую оказывает влияние на результативность работы логопеда.

Домашняя игротека. Знакомит родителей с простыми, но очень интересными, а главное полезными играми для детей, в нее входят описание игр, способствующих развитию речи ребенка, в которые родители могли бы поиграть с ребенком в любое удобное для них время: на кухне, по дороге в детский сад.

Дни открытых дверей. Родители посещают групповые занятия, смотрят, как дети занимаются, что им необходимо закрепить дома, над чем еще стоит поработать.

Мастер-классы. Родители получают не только новую и полезную информацию, но и под руководством логопеда выполняют артикуляционную дыхательную и пальчиковую гимнастику.

Праздники, развлечения, КВН, викторины, музыкально-речевые праздники, конкурсы чтецов в нашем саду проходят регулярно с привлечением родителей. Родители показывают детям сказки, являются полноценными участниками команд, изготавливают атрибуты и костюмы, совместно с педагогами разучивают роли, добиваясь не только правильного произношения поставленных звуков, но и  эмоционально окрашенной речи, жестов. На традиционный в нашем саду осенний конкурс Чтецов родители совместно с ребенком выбирают понравившееся стихотворение.

Совместные проекты. Позволяют всем участникам образовательного процесса проявить себя с новой стороны, разнообразить и насытить образовательный процесс, сделать его более интересным. В проектах активно принимают участие родители дети и специалисты. Родители совместно с детьми активно участвуют проектах: «Домашние питомцы», «Новогодние каникулы», «Города России»,»Моя любимая игрушка» и др. Для проекта «Расскажем сказку малышам» готовят пересказ сказки, приносят книгу в детский сад.

На страничке учителя-логопеда на сайте ДОУ и на моем личном сайте размещаю полезную и  актуальную информацию для родителей: консультации на интересующие темы,  фотоотчёты. Использование данного ресурса повышает компетентность, образованность и информированность родителей.

На стенде «Советы логопеда» размещаю полезную информацию и рекомендации по лексическим темам и по изучаемым звукам и буквам, с которой родители могут ознакомиться утром и вечером а также отправляем эту информацию в группу в  ватсап.

Данные формы работы позволяют привлечь родителей к активному участию в коррекционном процессе, предполагают установление между педагогами и родителями доверительных партнерских отношений, осознание родителями своей роли в обучении  воспитании коррекции.



Предварительный просмотр:

«Использование игр и игровых приемов в формировании правильного звукопроизношения у детей с ОНР» выступление на педагогическом совете 19.04.2018г.

учитель-логопед: Проскурина О.Н.

Коррекция звукопроизношения у детей с общим недоразвитием речи рассматривается в исследованиях: Н.С. Жуковой, Е.М. Мастюковой, Т.В. Тумановой, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной, А.В. Ястребовой и др. По их мнению, развитие звукопроизношения у детей с ОНР не соответствует возрастным показателям, проявляется:  в недостаточности мыслительных операций, в низком уровне организации семантических полей, в недостаточном формировании умений и навыков правильного воспроизведения звуков речи.

Система работы по коррекции звукопроизношения у детей с ОНР может строиться с опорой на: интеллектуальные, развивающие, игровые методы и средства. Игровые средства обучения являются ведущими в дошкольном возрасте, независимо от нарушения, так как игра - ведущий вид деятельности дошкольников (А.Н. Леонтьев). В логопедической работе эффективность коррекции звукопроизношения зависит от эффективности использования дидактических игр во всех видах деятельности.

По мнению А.Н. Леонтьева, дети с ОНР не могут спонтанно стать на онтогенетический путь развития речи, который свойствен нормально развивающимся детям. Для преодоления данной особенности необходимо проводить специальные коррекционные мероприятия, основанные на игровой деятельности, так как речь наиболее эффективно развивается в специально организованном процессе. Именно поэтому, в дошкольном возрасте необходимо использовать обучающие дидактические игры на всех этапах: на подготовительном, постановочном , автоматизации и дифференциации звука.

1.На подготовительном этапе, формируем артикуляционный аппарат. Для этого используем дидактические игры по развитию артикуляционного аппарата:

Упражнения очень просты и хорошо подходят для тренировки подъёма языка к альвеолам, а также тренируется и мелкая моторика. Упражнение «Веселый дождик» Произнеси твердо звуки [т-д].Слышишь, как будто капельки падают и ударяются обо что-то твёрдое? Подставь левую ладошку, а пальцами показывай, как капли дождя падают на твою руку, сначала медленно, а потом все быстрее и быстрее.

Дождик капнул на ладошкут-д,т-д…(правой рукой изобрази падающие капельки дождя)

На цветок т-д,т-д… (левой рукой изобрази цветок)

И на дорожку т-д,т-д…(из левой руки сделай дорожку)

Застучал по крыше он т-д,т-д….

И раздался частый звон –т-д,т-д,т-д…(дождик пошёл сильнее).

Играя, попробуй поменять руки и выучить стишок наизусть. Т-Д произносим утрированно. Исключаем работу челюсти.

Игры для развития воздушной струи

Упражнение «Фокус» Цель: выработка сильной воздушной струи. Воздушная Струйка большая озорница, Фокусы делать она мастерица. Инструкция: Кусочек ваты положи на кончик носа. Подними язык к верхней губе. Выдохни сильную воздушную струю на кончик языка. Смотри, как красиво взлетает пушинка с кончика носа вверх.

Упражнения: «Чья бабочка дальше улетит?»  «Узнай, кто спрятался?»

 «Сдуй листочки»  «Одуванчик» игры с вертушками

А также упражнения для развитие фонематического слуха:

«Выдели слово» Логопед произносит слова и предлагает ребёнку хлопать в ладоши или выкладывать счётные палочки на стол тогда, когда он услышит слова, в которых есть звук [ш].

Игра: «Ушастый зайка» Инструкция: Послушай и выбери картинки, в названии  которых есть звук [ш]. Давай представим, что ты зайка с «большими ушами», который самый  внимательный в лесу.

2.Второй этап - постановочный

Звук [ш] «Мышка-норушка» Ребёнку предлагается поиграть. Используется игровой приём: показывается какое–то действие и оно озвучивается. Логопед: мышка утащила фантик от конфетки и шуршит им– ш- ш- ш (логопед изображает руками движение лапок мышки и чётко произносит звук ш). К ней прибежала другая мышка. Ты будешь другой мышкой. Давай играть вместе. И они стали играть вместе–  ш- ш- ш, вот как шуршат наши мышки).

Игровые приёмы при постановке звука [л]. При постановке звука [л] ребёнку логопед рассказывает такую историю: «Жил-был маленький пароходик. Ходил он по морю и возил грузы. Вот только большие пароходы его не замечали и даже не отвечали на его приветствие. Все потому, что голосок у пароходика был очень слабенький и вместо протяжного гудка: «Л-Л-Л» он выводил что-то невнятное и тихое, кажется: «В-В-В». Пароходик решил, во что бы то ни стало научиться гудеть правильно. Стал он пробовать разные варианты приветствия: «У-У-У! О-О-О! Нет, явно не то!» С досады пароходик прикусил свой язычок и произнёс: «Ы-Ы-Ы...» И - о чудо: над водной гладью прозвучал ясный и чёткий звук «Л»! Пароходик подумал, что ослышался, и повторил: «Ы-Ы-Ы…Л» снова прикусив язычок. Звук «Л» получился ещё более отчётливым. А большие пароходы, услышав это, отвечали громкими и протяжными гудками: «Л-Л-Л!» Так пароходик научился гудеть правильно». А теперь и рёбенок, взяв на вооружение опыт пароходика, прикусывает кончик язычка и протяжно произносит «Ы-Ы-Ы». Должен получиться звук «Л». Когда гудок, наконец, приобретёт нужное звучание, ребёнок будет переполнен гордостью и представит себя пароходиком. Игра «Пароход». Для игры нужен таз с водой, игрушки: пароход, маленькие куклы. Логопед обращается к ребёнку «Мы поедем кататься на пароходе. Ты знаешь, как гудит пароход? Послушай: ы-ы-ы... Повторим вместе, как гудит пароход. А теперь положи широкий кончик языка между зубами, закуси его слегка и погуди, как пароход: ы-ы-ы.». Ребёнок гудит. «Пароход может давать несколько гудков». Затем ребёнку предлагается прокатить на пароходе зайчика, матрешку и т.п.

 Фиксируется внимание ребёнка на том, что у него получился звук [л], когда он прикусил кончик языка. Также используются и стихотворные тексты:

Парусом язык подняв,

Плотно к нёбушку прижав,

 Звук Ы-Ы долго потяни,

Среди волн мы не одни.

Звук Л-Л-Л прячется в воде.

Мы найдем его везде.

Активно в работе использую песочные часы 0.5мин,1мин, 2мин, 3мин. Речевой материал проговаривается, пока сыплется песок. Песочные часы можно использовать при проведении артикуляционной гимнастики

3.На этапе автоматизации вводятся поставленные звуки в слоги, слова, предложения и в самостоятельную речь ребенка.

«Повтори столько раз, сколько… » логопед хлопнет в ладоши или стукнет палочкой по барабану, или ударит мячом об пол

 Нанизывая кольца на пирамидку, ребёнок  проговаривает слоги, слова, предложения. Например, логопед просит: «давай на каждое колечко пирамидки подберём слово, которое начинается на звук [р]», если ребёнок затрудняется  –  логопед  помогает  и  просит  повторить  за  ним.«Одевай колечко и повторяй за мной – рука, рыба, рак». Затем подбираются слова, в которых этот звук находится в середине слова, и в конце слова: нора, корка, подружка; мир, хор, топор…

Использование колокольчиков и бубенцов. Если ребёнок правильно произносит звук или слово, колокольчик «оживает». Например, при использовании на занятии игры «Выбери картинки, в названиях которых есть звук [с]». Если картинка правильно выбрана ребёнком – логопед звенит в колокольчик,

Использование кубика. Ребёнок бросает кубик и проговаривает необходимые слова или скороговорку столько раз, сколько выпало на кубике точек.

Использование массажных шариков: дети катают массажный шарик по ладошке и рассказывают стихотворение с трудным звуком. Также граненые карандаши, ватные палочки, мячики из различных материалов, каштаны, камешки. Также в работе над автоматизацией использую фасоль, песок разноцветные камушки, прищепки .
4.
На этапе дифференциации последовательно различаем смешиваемые звуки по моторным (двигательным) и акустическим (слуховым) признакам в игровых упражнениях по твердости и мягкости:

Проводится работа по различению вновь вызванного звука и звука близкого по артикуляции или звучанию на материале игр по формированию правильного звукопроизношения («Мышеловка» - дифференциация звуков с- Игровой прием «Лесенка - Чудесенка»

Ребенку даю в руки игрушку, которой нужно подняться по лесенке на самую высокую ступень, повторяя слоги ра-ла-ра-ла, или слова: рояль, кресло, мармелад.

«Игра на пианино» Когда, имитируя игру на пианино, ребёнок проговаривает  слоги: са-ша-са-ша.

 «Пчелы и комары» - ж-з, «Догонялки»  л-л`, р-р`

Поэтапность и систематичность использования обучающих дидактических игр, способствует успешной коррекции звукопроизношения у детей  сообщим недоразвитием речи.