Исследовательские работы моих учеников

Арсентьева Лариса Борисовна
На данной странице размещаются исследовательские работы моих учеников 
 
1. "Союз против повара ". Исследовательская работа ученика 3 «В» класса  Бочарова Валерия на учебно-практическую конференцию "Старт".  Диплом призера.
Цель  исследования: изучение взаимоотношений между собакой и кошкой в домашних условиях, их поведения в различных ситуациях.
Презентация к данной работе размещена на Яндекс Диск, ссылка https://yadi.sk/i/otLq5IRoi8fWH
 
2.«Большие секреты маленьких жителей». Исследовательская работа на  муниципальную научно-практическую конференцию "Старт в науку"  ученика 4 «В» класса Татьянина Савелия.
Цель исследования: изучение разнообразия муравьёв на лугу , их активности и поведения в различных ситуациях - Диплом победителя. 
Презентация к данной работе размещена на Яндекс Диск, ссылка https://yadi.sk/i/m_aNZtxli8gEc
 
3.«Дикие обитатели океана у нас дома». Исследовательская работа  ученика 3 «В» класса  Минеева Александра на учебно-практическую конференцию "Старт".  
Цель работы: поиск и анализ информации для создания благоприятных условий для содержания краба   и изучение особенностей его поведения в неволе. 
Презентация к данной работе размещена на Яндекс. Диск, ссылка https://yadi.sk/i/d03OMDCEi8ghq
 
4. "Удивительная дева... Может, всё-таки королева?" Исследовательская работа на Региональный этап Всероссийского конкурса юношеских исследовательских работ им. В.И. Вернадского «Я - исследователь» (2-7 классы) ученика 4в класса Татьянина Савелия. Диплом победителя.
Цель исследования: изучение некоторых морфометрических особенностей  и развития озерной лягушки в неволе. 
Работа размещена на Яндекс.Диск, ссылка https://yadi.sk/d/RPTlZ1Jpi8hh6

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Гимназия №87»

БОЛЬШИЕ СЕКРЕТЫ МАЛЕНЬКИХ ЖИТЕЛЕЙ.

                                                                                         

                                                               Исследовательская работа            

                                                       ученика 3 «В» класса

                                                       МОУ «Гимназия № 87»

                                                       Татьянина Савелия

                                                                                     

                                                        Руководитель: Арсентьева Л. Б.,

                                                        учитель начальных классов

                                                        1 квалификационной категории

Саратов

2010 - 2011 г.

     Введение.

      Здравствуйте. Я хочу представить вашему вниманию работу: «Большие секреты маленьких жителей». Выполнил работу ученик 3 «В» класса гимназии №87 Татьянин Савелий. Научный руководитель: Арсентьева Лариса Борисовна.

     

     Летом мы живем за городом. Там я знакомлюсь с разными представителями живой природы. В один прекрасный день я обратил внимание на длинную цепочку вдоль дорожки. Пригляделся – это были муравьи. (Приложение 1).

     С древних времен жизнь трудолюбивых муравьёв была для людей предметом постоянных наблюдений. Еще в древних сказаниях, поэтических произведениях и даже в Библии уделялось внимание этим маленьким насекомым. (Приложения 2 и 3). Но, не смотря на очень долгий период изучения муравьев, мы о них многого не знаем, а немногие тайны их жизни открылись ученым совсем недавно.

    Появились муравьи на нашей планете 200 миллионов лет назад. С течением времени одни формы муравьев вымирали, другие появлялись и сейчас ученые насчитывают около 8 тысяч различных видов.

     Образ жизни муравьев показывает, что они обладают высокоразвитыми инстинктами. Некоторые, объясняя действия муравьев, говорят об их «уме», «трудолюбии». Поэтому они меня заинтересовали и я решил сделать эту работу.

     Работа проводилась с 26 июля по 8 августа  2010 года в  окрестности  села  Есеевка   Саратовского района. (Приложение 4).

Цель моего исследования: Изучение разнообразия муравьёв на лугу , их активности и поведения в различных ситуациях.

      Сначала я определил основные задачи:

   1) Проанализировать литературу по данной проблеме.

   2) Подобрать методики для проведения образа жизни муравьёв.

   3) Сопоставить  полученные данные.

   4) Сделать выводы о разнообразии , активности и поведении муравьев .

   5) Оформить полученные данные в исследовательскую работу.

Нами были использованы следующие методы:

  1) Поиск и анализ информации по данной теме.

  2) Консультации Дмитрием Александровичем Логиновым, старшим преподавателем кафедры управления образованием ГАОУ ДПО «СарИПКиПРО». (Приложение 5).

  3) Эксперимент и обобщение его данных.  

   Основная часть.

     Для проведения эксперимента мы отправились в лес. (Приложение 6). Численность муравьёв в лесах очень велика. Нам повезло. Мы нашли земляничную поляну. Каково же было наше удивление когда мы увидели на ней несколько муравейников.(Приложение 7). Все они были разные по размеру.(Приложение 8) Нам попались небольшие муравейники (приложение 9), а бывают и огромные.(Приложение 10) Преобладающими растениями на лугу были земляника и клевер луговой.        

     После определения муравейников было выявлено их численное  соотношение по видам  на лугу. (Приложение 11).

       Изучение активности муравьёв было проведено при помощи хронометрирования, то есть поминутного наблюдения за ними. Это понадобилось для определения назначения муравьиных троп.

       Для изучения муравьиных троп на контрольной поляне основные пути были нанесены на карту, а затем во время наблюдений и хронометрирования выявилось их предназначение.

    Для изучения поведения муравьев были произведены следующие опыты:

        Во-первых: нахождение муравейников разных видов.

        В результате работы было нанесено на карту 7 муравейников, из которых 3 муравейника черного муравья, 3- рыжего земляного, 1- кровавого муравья. (Приложение 12).

        Во-вторых, посадить муравья в муравейник другого вида.

 посадить 10 муравьев в муравейник другого вида.

 При подсаживании муравья одного вида в муравейник другого вида, хозяева нападают на чужака, убивают и уносят в муравейник. То же самое происходит при подсаживании 10 муравьёв.

        В-третьих, чистый лист бумаги положить на тропу, когда по ней пробегает муравей, перевернуть.

  В результате проведенных опытов с перевёртыванием листа выяснилось, что муравьи ориентируются по запаху..

        В-четвёртых, для изучения  пищевой активности муравьёв, положить кусочек сладкого на место пересечения муравьиных троп .

        В результате  наблюдения была выявлена пищевая активность рыжих лесных муравьев. Так же выяснилась  активность черных и кровавых муравьев.

        В результате проведенных опытов мы обнаружили, что агрессивнее ведут себя черные муравьи, чем кровавые.  А  рыжие  земляные и  вовсе неактивны  из-за агрессивного поведения двух других видов — черных и кровавых муравьев.

         В-пятых, определение температурного режима.

         Для исследования температурного режима делались замеры температуры утром (9 часов), днем (14 часов), вечером (21 час), после чего были составлены графики. (Приложение13).

        При выяснении температурного режима мы узнали, что температура внутри муравейника ниже, чем на поверхности.(Приложение 14).

      Исследование муравьиных троп показало, что у изучаемых муравейников нет разделения троп на пищевые, строительные. У большинства этих муравейников тропки ведут к земляничной «полянке».(Приложение 15).

     Изучение активности муравьев показало, что особая конкуренция у черных и кровавых муравьев происходит из-за пищи. Именно поэтому в период активности одних, активность других снижается до минимума или спадает вовсе. Так, например, в период с 11 до 19 часов у черных муравьев наблюдается спад активности.(Приложение 16).

  Что касается стройматериалов, то здесь нет особой конкуренции и графики активности немного похожи. (Приложение 17).

       Выводы:

1) На лугу больше черных и рыжих земляных  муравьёв.

2) Более агрессивно ведут себя черные муравьи.

3) Муравьи ориентируются по запаху.

4) Активность кровавых муравьев взаимосвязана с активностью черных  (относительно пищи).

5) Температурный режим муравейника зависит от температуры воздуха в окружающей среде и времени суток.

      Заключение.

      8 января я навестил свои муравейники. Тихо. Природа спит. Муравейники припорошены снежком. (Приложение 18). А внутри продолжается жизнь. Но это другая тема моей конференции.

      Спасибо за внимание.

 

Список литературы:

               1) А.Т.Зверев, Е.Г. Зверева.

      Экология: Учебник для 7 – 9 классов общеобразовательных школ/ Изд 3 е-м:. О.О.О. «Издательский дом» ОНИКС 21 век: ЗАО «Дом педагогики»2002.-336с.,ил.

       2) Муравейник. Детский журнал о природе для семейного чтения. Издаётся с 1994 года.

       3) Биология в школе 3/97. Научно-теоретический и методический журнал. Министерство общего и профессионального образования Российской Федерации. Издательство «Школа

- пресс».

       4) Мариковский  П.И Друзья насекомые Научно – художественная литература. Рис .В.                                          Гребенникова. М., «Дет.лит», 1974г. 96 с.с ил.

.                                                                                                                                                                    

      5) Никишов А.И., Шарова И.Х.

Биология: Животные: Учеб. Для 7-8 кл. общеобразоват. учреждений. - М:. Просвещение,

1995г. 256с.:ил – ISBN 5 – 09 – 0073 25 – 2.

 6) Тамбиев А.Х. Кто в муравейнике живет? Для дошкольного возраста. Издательство      «Малыш».

                     

      7) А.А.Захаров «Муравей,семья,колония.»        Наука,1978г.

       8) Элиза Прати «Познакомься ,это…животные» энциклопедия для детей .Издательство «Махаон»2003г.

       9) Козлов М.А., Олигер И.М.  М. «Школьный атлас-определитель беспозвоночных»: Просвещение, 1991г.

Приложения:

Фотографии и графики на диске.



Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Гимназия №87»

СОЮЗ ПРОТИВ ПОВАРА.

                                                                                         

                                                               Исследовательская работа            

                                                       ученика 3 «В» класса

                                                       МОУ «Гимназия № 87»

                                                       Бочарова Валерия

                                                                                     

                                                        Руководитель: Арсентьева Л. Б.,

                                                        учитель начальных классов

                                                       

Саратов

2014 - 2015 г.

     Введение.

      Здравствуйте. Я хочу представить вашему вниманию работу: «Союз против повара». Выполнил работу ученик 3 «В» класса гимназии №87 Бочаров Валерий. Научный руководитель: Арсентьева Лариса Борисовна.

     

     На летних каникулах у меня было много свободного времени. В связи с этим появилась возможность уделить внимание моим домочадцам «животного» происхождения. В один прекрасный день я обратил внимание на такую картину: моя кошка Муська и собака Алиса мирно играют… (Приложение ).

  Много написано и много сказано про эти «нечеловеческие» взаимоотношения. Особенно, если животные содержатся в одном помещении. (Приложение ). Об их взаимной нелюбви друг к другу разные народы мира складывали сказки, например: китайская сказка «Как собака и кошка враждовать стали», монгольская сказка «Собака, кошка и мышь», бирманская сказка «Как поссорились кошка с собакой». Кошачье-собачьим войнам даже посвящены фильмы, такие как «Гарфилд», «Кошки против собак». (Приложение). В одном городе есть даже скульптура «Скамья примирения», персонажами которой в качестве двух враждующих и непримиримых сторон, пришедших наконец к согласию, были выбраны именно кошка с собакой. (Приложение). Но, не смотря на это, картина, когда кошка дружит с собакой, вызывает только умиление.

     Часто владельцы питомцев задаются вопросом, а может ли кошка и собака ужиться вместе под одной крышей? Ведь это совершенно два разных существа, с разными взглядами на жизнь, инстинктами, разной социализацией и нравом. Ответ на этот вопрос простой – да, эти животные могут жить вместе. Взаимоотношения могут быть простые – начиная с простого безразличия и невмешательства в пространство «соседа» и заканчивая самой настоящей дружбой. (Приложение)

       Как показывает практика, кошка и собака  одного хозяина не могут находиться в состоянии долгой вражды по отношению друг к другу. Объясняется это тем, что собака считает кошку частью имущества хозяина, а кошка воспринимает собаку как часть обстановки, с которой вынуждена мириться, а зачастую лучше держаться подальше как от страшного пылесоса, газовой плиты и гудящего холодильника. Однако через некоторое время между любимцами может возникнуть если уж не дружба, то некие теплые отношения. А иногда длительная и невероятно трогательная привязанность, сохраняющаяся на весь период их совместной жизни. (Приложение) Поэтому их взаимоотношения меня и заинтересовали, и я решил сделать эту работу.

     Работа проводилась летом  2014 года, во время школьных каникул у меня дома. (Приложение 6).

Цель моего исследования: изучение взаимоотношений между собакой и кошкой в домашних условиях, их поведения в различных ситуациях.

      Сначала я определил основные задачи:

1) Проанализировать литературу по данной проблеме.
2) Подобрать методики для проведения анализа взаимоотношений между собакой и кошкой.
3) Сопоставить  полученные данные.
4) Сделать выводы о поведенческом разнообразии животных.
5) Оформить полученные данные в исследовательскую работу.

     Нами были использованы следующие методы:

1) Поиск и анализ информации по данной теме.

2) Консультация с врачом ветеринарной лечебницы № 3 г.Саратова Родиным Николаем Владимировичем.

3) Наблюдение и обобщение данных.

   

Основная часть.

     Для проведения эксперимента я ранним утром сидя у себя дома, решил наблюдать за моими животными.  Я увидел, как кошка спит на собачьей подстилке, т.к. она любит тепло и воспринимает собаку как «живую» грелку. (Приложение 11). На следующий день кошка ухаживала за собакой: вылизывала её, ластилась. Во-общем, всячески проявляла знаки внимания. А собака в свою очередь, миролюбиво терпела все это и даже пыталась искать блох у назойливой Муськи. (Приложение 12). На улице же моя собака ведёт себя совсем по-другому. Она способна растерзать «чужих» кошек. (Приложение 13). А потом мирно делит «общий котёл» со своей кошкой. (Приложение 14).

    Для изучения взаимоотношений между собакой и кошкой я использовал следующие данные:

 

        Во-первых: ученые из университета Тель-Авива провели опрос 200 человек, у которых в доме жили одновременно кошки и собаки. Кроме того, они сняли животных во время общения друг с другом на видеокамеру и провели анализ их поведения. Выяснилось, что в 25% домов кошки и собаки избегают общения друг с другом, в 10% - ведут себя агрессивно по отношению друг к другу, а в остальных случаях относятся друг к другу дружелюбно. (Приложение) Дружелюбие возникало, если животные появлялись в доме оба в молодом возрасте.

        Во-вторых: по словам ученых, агрессивность в отношениях кошки и собаки - это следствие того, что животные не понимают «языка» друг друга. Например, движение хвоста из стороны в сторону у кошек означает злость, а у собак приветствие. Кошка мурлычет когда довольна, а собака рычит когда злится. Собака даёт лапу, оказывая тем самым своё почтение хозяину, кошка же, в свою очередь, лапой обороняется. Склонившаяся голова у кошек и прижатые уши означает агрессию, а у собак подчинение. (Приложение 1)

        Но, если кошка и собака общаются друг с другом с раннего возраста, они учатся понимать эти знаки вопреки тому, что подсказывает инстинкт. Это приводит к тому, что кошка и собака играют друг с другом, спят вместе и пьют из одной миски. Мой случай является идеальным, т.к. у меня уже жила взрослая собака (ей было 2 года), достаточно равнодушная к малышам. (Приложение)

 

     Кроме того, для того, чтобы «язык» одного стал более понятен другому питомцу, необходимо было соблюдать ряд правил во избежание ссор и недоразумений:

1) Их первая встреча проходила под строгим контролем моего отца.

2) Тогда ещё очень маленькой Муське дали возможность принюхаться и немного освоиться, а Алиске - познакомиться с её запахами.

3) Первое время и до сих пор кормление кошки и собаки проходит в одной комнате, в одном месте.

4) Алиска виляла хвостом и характерными позами всё время приглашала  Муську поиграть. Это, как я уже потом понял, являлось проявлением симпатии я её стороны.

5) Я постоянно гладил кошку, т.к. такие выпады со стороны собаки (описанные в пункте № 4 ей были не понятны, на мой взгляд, и, со временем, она научилась включаться в игру.

Вывод:

     Таким образом, по закону природы, у моих животных появилось стремление сообща защищать свою территорию от посторонних. Сначала они были вынуждены терпеть присутствие друг друга, а с течением времени между ними возникла взаимная привязанность.

Заключение.

     Мои любимцы живут «как кошка с собакой» в мире и согласии до сих пор!

     Спасибо за внимание.

 

Список литературы:

Ресурсы интернета и мои личные наблюдения.

Приложения:

Фотографии и видеозапись на диске.



Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Гимназия №87»

ДИКИЕ ОБИТАТЕЛИ ОКЕАНА У НАС ДОМА

                                                                                         

                                                               Исследовательская работа            

                                                       ученика 3 «В» класса

                                                       МОУ «Гимназия № 87»

                                                       Минеева Александра

                                                                                     

                                                        Руководитель: Арсентьева Л. Б.,

                                                        учитель начальных классов

Саратов

2014- 2015 г.

     Введение.

      Здравствуйте. Я хочу представить вашему вниманию работу: «Дикие обитатели океана у нас дома». Выполнил работу ученик 3 «В» класса гимназии №87 Минеев Александр. Руководитель: Арсентьева Лариса Борисовна.

      Увлечение морскими обитателями мне привила мама. У нас дома есть шесть аквариумов с самыми разными обитателями. Отдельно живут креветки, улитка, тетроодоны  и даже тритоны. Три года назад я случайно увидел в зоомагазине краба необыкновенной красно-синей окраски. До этого дня я видел крабов только в Красном море, в Египте. Еще тогда они поразили меня резвостью, с которой ползали по дну, что называется бочком, выставив перед собой свое грозное оружие – пару мощных клешей. Оказывается, предки  крабов жили на Земле еще 500 миллионов лет назад. А в наши дни насчитывают около 400 видов этих членистоногих, которые встречаются практически повсюду, где есть соленая  вода. Это все океаны и моря планеты.  Не менее 200 видов крабов являются пресноводными, и они широко распространены в Средней Азии и на Кавказе. Одни крабы живут, плавая по поверхности воды, другие передвигаются по дну, и лишь немногие проводят большую часть жизни на суше. Все это показалось мне интересным, и я задумался, можно создать условия в доме для жизни этого дикого обитателя, который так хорошо смог приспособиться к различным природным условиям.

Работа проводилась с 2012  по 2014 год.

Цель моего исследования: Создание благоприятных условий для содержания краба   и изучение особенностей его поведения в неволе.

      Сначала я определил основные задачи:

   1) Проанализировать литературу по данной проблеме.

   2) Определить факторы содержания.

   3) Сопоставить  полученные данные и создать условия, имитирующие естественные.

   4) Сделать выводы о поведении краба в неволе.

   5) Оформить полученные данные в исследовательскую работу.

Нами были использованы следующие методы:

  1) Поиск и анализ информации по данной теме.

  2) Консультации со Станиславом Александровичем Мешковым, биологом, старшим продавцом зоомагазина "Зоомир".

  3) Сравнительный анализ и обобщение  данных.  

   Основная часть.

     Для проведения эксперимента мы приобрели радужного краба  Cardisoma armatum. (Приложение 1). При покупке размер его панциря равнялся 3 см.

Были определены основные факторы содержания, такие как размер  и наполнение аквариума, состав  и температура воды , факторы окружающей среды и питание.

 

Аквариум.

Для создания условий содержания, похожих на природные, мы использовали аква- террариум размером 72х36см, чтобы крабу было достаточно просторно. На дно  мы насыпали мелкие камешки, наложили крупных камней, поставили скалы и грот. Помня, что он большую часть дня краб должен проводить на суше, мы налили воды только на 10 см, чтобы камни выступали из воды.

Состав и температура воды и воздуха.

Ареал обитания радужного краба – это прибрежные районы Тихого Океана и так называемый Индо- Пасифик, - место слияния Индийского и Тихого океанов вблизи Индонезии.(Приложение 3 и 4) Процент содержания соли там  колеблется от 34,5% до 35% на литр. Это значит, что в каждом литре морской воды растворено 34-35 граммов соли. А температура воды составляет от 18С в Индийском Океане до 27С градусов в водах Тихого Океана. Узнав об этом, мы решили проконсультироваться у Станислава Александровича, как грамотно подсаливать воду в акватерратиуме. В результате мы выяснили, что по составу хлоридов (солей хлора) и карбонатов(мел, известь) для подсаливания воды лучше всего подходит морская соль, которую можно купить в аптеке. Интересно, что в природе соленые океанические воды интересуют этих крабов только в период размножения и при линьке для более быстрого формирования крепкого панциря.

 Подсаливание воды проводилось первый год каждые 15 дней при смене воды, что необходимо для здорового роста крабика.  Для нужной концентрации в воду мы добавляли 10-15 грамм на 2 литра. Когда краб немного подрос, начиная с 2013, мы подсаливали воду только в период линьки.

Для поддержания необходимой температуры использовался терморегулятор для аквариумов.

Питание.

Крабы всеядны. Они  едят водоросли, мелких рачков и рыбок, остатки питания более крупных обитателей океана и морей. Мы долго экспериментировали с рационом. В результате определилось его любимое меню. Это – замороженные креветки, кусочки зеленого салата, помидор, морковь и разнообразные фрукты. (Приложение10).Так как в живой природе крабы питаются не регулярно, мы кормили нашего краба один раз в неделю. Конечно же, наш питомец не всегда придерживался  графика. Он научился стучать клешней по стеклу, когда кто-нибудь

входил в комнату, и получал за это дополнительный кусочек любимого фрукта.

Линька.

Это очень ответственный период в жизни краба. Мы наблюдали, что его поведение резко менялось. Он переставал выбираться на камни и мало кушал , прятался в грот или среди камней. Окрас его панциря становился бледным. В эти дни мы обязательно подсаливали воду, увеличивая концентрацию до 20-30 грамм на  два литра(1,5 ст. л.)  (Приложение15). В эти дни его питание в основном состояло их креветок и мелкого рачка, чьи панцири богаты хитином – строительным материалом для нового панциря краба (Приложение13,14).

Особенности поведения и роста.

При неблагоприятных условиях, таких как повышение или понижение температуры краб начинает сбрасывать панцирь, немедленно реагируя на окружающую среду. И если это происходит часто, то краб может погибнуть от истощения. Поэтому наша задача была строго соблюдать установленные правила. В природе при нормальных условиях юный краб линяет каждые 10 дней, а во взрослом состоянии – не чаще двух раз в год, выращивая панцирь от 2 см до 16см.

Мы записали количество линек за каждый год. У нас получился следующий график.

(Приложение 17)

Также были произведены замеры панциря нашего радужного краба за три года каждые три месяца.

(Приложение 12).

Выводы.

  1. Радужный краб способен адаптироваться к жизни в неволе.
  2. Условия содержания краба диктуются его естественными привычками в живой природе.
  3. Жизнь  и развитие краба зависит от температуры окружающей среды и питания.
  4. Краб меняет свое поведение во время периода линьки и нуждается в дополнительном внимании и особой диете.

Заключение.

Моему крабу уже три года. Недавно мы обнаружили, что это самка, потому что крышка на ее брюшке имеет округлую форму. Теперь мы думаем увеличить акватеррариум и купить еще одного краба, чтобы исследовать жизнь краба в паре.

Но это другая тема моей конференции.

      Спасибо за внимание.

 

Список литературы:

               1) А.Н.Гуржий.

      Пресноводные креветки, раки, крабы - м:. ООО «Аквариум Принт», 2010.-32с.:ил.

       2) География России: интернет сайт Geographyofrussia.com

«Физическая география. Мировой Океан»

 

       3)«Академик»: интернет сайт dic.academic.ru

Энциклопедический словарь.

       4)Интернет библиотека: интернет сайт xliby.ru

Некоторые  физические особенности морей и океанов.

                                           

      5) Энциклопедия живого мира: интернет сайт zoodrug.ru

 6)   Радужный краб: интернет сайт fb.ru  

                 

      7) Членостоногие: интернет сайт zooclub.ru

       8)Аквариумные крабы: интернет сайт vitawater.ru

       9)Пресноводные крабы: интернет сайт do.gendoc.ru

     10) Сказочный остров: интернет сайт ostrovskazok.ru

 Ракообразные: крабы

Приложения:

Фотографии и графики на диске.