НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА В ШКОЛЕ

Кузьмина Ольга Евгеньевна

 

Общие задачи и направления деятельности 

Главная цель деятельности социально-психологической службы школы - психологическое здоровье всех участников образовательного процесса

Задачи, стоящие перед социально-психологической службой на учебный год:

- формирование и организация позитивной социальной ситуации развития для субъектов образовательного процесса;

- содействие личностному и интеллектуальному развитию обучающихся на каждом возрастном этапе, формирование у них потребности и способности к самовоспитанию и саморазвитию;

- содействие гармонизации социально-психологического климата в школе, психологической безопасности образовательной среды;

- подготовка и создание условий психолого-педагогической преемственности при переходе со ступени на ступень в процессе непрерывного образования;

- осуществление психолого-педагогического анализа образовательных программ с целью соотнесения их содержания и способов освоения с познавательными возможностями, возрастными и личностными особенностями детей и обучающихся, с перспективами их социального, профессионального и жизненного самоопределения;

- обеспечение индивидуального подхода к каждому участнику образовательного процесса на основе психолого-педагогического изучения их особенностей;

- оказание помощи не только педагогу в понимании индивидуальных особенностей школьников, но и обучающимся – в умении разбираться в себе самом, в своих желаниях, возможностях, поступках, отношениях;

- профилактика, выявление и преодоление различных психологических причин трудностей личностного, социального и познавательного развития обучающихся;

- оказание своевременной психологической помощи и поддержки как обучающимся разного возраста, детям из «групп риска», находящимся в тяжелой жизненной ситуации, так и их родителям, учителям;

          - построение системы коррекционно-развивающей работы с обучающимися, имеющими проблемы в поведении, социальной и педагогической запущенностью, состоящих на профилактическом  учете, обучающимися категории ОВЗ;

- инициирование и укрепление культурного взаимодействия педагогов и родителей как необходимое условие нормального развития растущего человека;

- постоянное участие в работе педагогических советов, методических объединений, педагогических консилиумах, выступления с лекциями, проведение индивидуальных и групповых консультаций для педагогов и родителей.

Работа педагога психолога осуществляеется в следующих направлениях:

Психологическая диагностика подразумевает углубленное изучение индивидуальных особенностей личности и познавательных способностей обучающихся с целью выявления причин возникновения проблем в обучении и развитии, в межличностных отношениях; диагностику способностей и интересов (в том числе профессиональных)

Консультативная работа

Психологическое консультирование включает в себя оказание конкретной помощи обратившимся взрослым и детям в осознании причин различного рода психологических проблем, их анализе и решении, оказание помощи в формировании новых установок и принятии собственных решений.

Осуществляется в форме индивидуальных и групповых консультаций, психолого-педагогических консилиумов, консультаций по запросу как со стороны педагогов, так и родителей. 

Проблематика обращений

Проблемы связанные с обучением

Проблемы связанные с воспитанием

Проблемы связанные с поведением

Эмоциональные проблемы

Индивидуальные личностные особенности развития ребенка

Проблемы связанные с развитием 

Определение маршрута обучения

Профориентация

Межличностные отношения/конфликты

Профилактическая работа 

Психологическая профилактика предполагает деятельность, направленную на сохранение, укрепление и развитие психологического здоровья и благополучия растущего человека, на предупреждение возможных проблем развития личности и межличностных отношений участников образовательного процесса. Психологическая профилактика проводится  в совместной работе психолога с другими  специалистами школы. Сотрудничество происходит через функционирования служб  школьной медиации «Мы вместе», волонтерского объединения «Рука в руке».

Просветительская работа

Психологическое просвещение предполагает повышение уровня психологических знаний и психологической культуры педагогов и родителей, формирование запроса на психологические услуги и обеспечение обучающихся информацией о возможности решения возникающих психологических проблем.

Психологическое просвещение в нашей школе происходит через лекции, беседы, семинары, работу психологического клуба  для педагогов, выставки рисунков, информационных листов по различной тематике, участия в школьной научно-практической конференции, методическом объединении классных руководителей, педсоветах, родительских собраниях.

В рамках службы медиации реализуются программы просветительской работы  для педагогов и родителей, предлагаемая информация данных занятий осуществляется через презентации, ролики, упражнения, музыкальное сопровождение.

Повысить интерес к психологической службе школы так же помогает использование широкого спектра  возможностей, предлагаемых ИКТ: презентации и медиапрезентации, создание видео-роликов, информационный экран, ведение своей странички на официальном сайте школы.

С помощью сетевого взаимодействия можно намного быстрее решить проблему, донести информацию до представителей целевых групп. Сетевое взаимодействие происходит через группу МБОУ СОШ №69 в социальной сети ВК, официальный сайт школы, электронную почту, мессенджерами WhatsApp, Viber, электронную учительскую на единой образовательной сети Дневник.ру.

Коррекционно-развивающая работа

Коррекция и развитие личности. заключается в систематической целенаправленной работе педагога-психолога с обучающимися, отнесенными к категории группы риска по тем или иным основаниям, и направлена на помощь им в преодолении нарушений и трудностей поведения и развития.

 Главный принцип, лежащий в основе содержательного наполнения, в организации психокоррекционной и развивающей работы с обучающимися – целостность. Содержание коррекционно-развивающей работы должно обеспечивать целостное воздействие на личность ребёнка.

В работе с каждым возрастом расставлены следующие приоритеты:

1-4 классы - развитие познавательной активности, способности к взаимодействию и сотрудничеству. Создание безопасной, доброжелательной атмосферы для ребенка, в которой он будет чувствовать себя понятым и принятым.

5-6 классы - обеспечение преемственности обучения на этапе перехода к среднему звену, адаптация обучающихся к требованиям 5 класса, развитие творческих способностей, навыков саморегуляции, формирование сплочённого коллектива. 10 - 13 лет.

7-8 классы - формирование активного интереса к внутреннему миру, укрепление чувства собственного достоинства, развитие способности к рефлексии своего поведения, научение способам самопознания, развитие коммуникативных навыков.

9-11 классы - формирование активной жизненной позиции, стимулирование процесса самопознания, помощь в выборе жизненных целей и в профессиональном самоопределении.

Я использую как групповую, так и индивидуальную коррекционно-развивающую работу с обучающимися. Это зависит от индивидуальных особенностей и выявленных негативных тенденций в развитии обучающихся. 

Экспертная работа (отражается участие в работе ПМПк в образовательной организации, посещение и анализ открытых занятий (уроков), написание экспертных заключений и т.п.);