Картотека игр по формированию элементарных математических представлений у детей раннего возраста .

Куценко Ольга Владимировна

В помощь педагогам для закрепления математических знаний и всестороннего развития ребёнка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_igr_po_femp.docx86.29 КБ

Предварительный просмотр:

КАРТОТЕКА  

 игр   по  формированию элементарных математических    представлений  у   детей   

 раннего   возраста  для  родителей

K:\Математический проект\ves.reb.jpg

Содержание

1. «Посмотрим друг на друга»

2. «Игра с кубом»

3. «Кукла Маша купила мебель»

4. «Сравни предметы»

5. «Самолёты»

6. «Собери пирамидку»

7. «Чудесный мешочек»

8. «Собери клубочки»

9. «Разноцветные платочки»

10. «Строимся парами»

11. «Печём пирожки»

12. «Что катится»

13. «Большой-маленький»

14. «Забавные фигуры»

15. «Найди свой домик»

Цель:

  • Активное воздействие на всестороннее развитие детей;
  • Обогащение новыми представлениями и понятиями;
  • Закрепление математических знаний ;
  • Активизация мыслительной деятельности (умение сравнивать, обобщать, классифицировать, анализировать).

1. Игра «Посмотрим друг на друга»

Цель: закрепить умение пользоваться понятием «один», «много», «ни одного», развивать речь.

Содержание: Взрослый ( мама) раздает игрушки: сыну – одну игрушка,  папе – несколько игрушек, маме – ни одной не достаётся.  

Взрослый: Сколько игрушек у сына, папы и мамы?

Сын, папа и мама смотрят друг на друга и говорят  сколько игрушек у соседа ( одна, много, ни одной).

 

2. «Игра с кубом»

Цель: закрепить умение различать шар и куб.

Содержание: взрослый бьет по мячу и говорит: «Его бьют, а он не плачет, веселее только скачет».

Ребёнок отгадывает, что это мяч. Взрослый выясняет у ребёнка почему мяч скачет (круглый, резиновый) и загадывает новую загадку : «Его бьют, а он не плачет, почему-то он не скачет» (куб). Ребёнок отгадывает, затем выясняет, почему куб не может кататься и скакать. Рассматривает, какие особенности имеет куб (состоит из квадратов, сторон и углов).

3. Игра  «Кукла Маша купила мебель»

Цель: учить ориентироваться в пространстве, закрепить знание геометрических фигур.

Содержание: стол, стул, диван заменяются геометрическими фигурами: круг, квадрат, прямоугольник. Ребёнок должен подумать, какая фигура будет вместо стола, какая вместо стула, какая вместо дивана. Ребёнок  вместе с взрослым расставляют «мебель» в «комнате».

4. Игра  «Сравни предметы»

Цель: развитие мышления, внимания.

Содержание: взрослый предлагает ребёнку рассмотреть две игрушки и говорит чем они похожи и чем отличаются друг от друга. Например: рыбка и утка похожи тем, что они любят воду, есть глаза, а отличаются тем, что рыбка маленькая, а утка большая .

 

5. Игра  «Самолеты»

  Цель: учить группировать предметы по цвету.

Содержание: на стульчиках разложены бумажные самолетики разных цветов. Вопросы: сколько всего самолетов? Какого они цвета? По сколько самолетов на каждом стуле? Затем ребёнку предлагается взять в руки самолет и присесть на стульчик. По команде : «Полетели красные… , желтые …» - ребёнок выполняет игровые действия. В такой же последовательности самолеты приземляются.

 

6. Игра «Собери пирамидку»

Цель: различать понятия «большой – маленький - ещё меньше»; закрепить основные цвета.

Ребёнок собирает по колечки, разбросанные по комнате. Взрослый (мама) держит стержень, на который нанизываются колечки. По ходу сбора пирамидки взрослый  уточняет цвет и размер колечка.

Взрослый: Какое это колечко по размеру?

Ребёнок: Большое.

 Если ребенок ошибается, взрослый  поправляет его. Взрослый: А какого цвета?   Ребёнок: Жёлтого(или др.)  Когда пирамидка собрана, взрослый хвалит ребенка. Еще раз повторяют цвета и размеры колечек пирамидки. Взрослый: Вот какая у нас получилась красивая пирамидка.

7. Игра  «Чудесный мешочек»

Цель: различать понятия один, много, мало.

Содержание:  у взрослого мешочек, в котором лежат пуговицы (орехи, бусины и др.).  Взрослый предлагает ребенку достать из мешочка много пуговиц,  одну пуговицу.

Игра повторяется с другими предметами.

8. Игра «Собери клубочки»

Цель: различать понятия «большой – маленький»

Содержание: На полу рассыпаны клубочки маленькие и большие нужно сложить маленькие клубочки в маленькую корзинку, большие в большую.

9. Игра «Разноцветные платочки»

Цель: закрепить основные цвета; развивать внимание память.

Содержание: Взрослый показывает красивые разноцветные платочки: платочки  красного, желтого и синего цветов.

Красный платочек - дети хлопают в ладоши

Желтый платочек – дети топают ногами

Синий платочек – дети кружатся на месте

(Ребёнок выполняет задания)

10. Игра «Строимся парами»

Цель: различать понятия  «большой – маленький»; закрепить основные цвета.

Содержание:  Взрослый ставит в один ряд один большой и один маленький квадраты одного цвета.                

Остальные пары малыши составляют самостоятельно.

11. Игра «Печём пирожки»

Цель: различать понятия один, много; закрепить знание геометрических фигур.

Содержание: на большую салфетку выложить по одному красному квадраты,

 сопровождая словами: «один, ещё один, ещё один, и ещё один - много пирожков».

 Игра повторяется с другими геометрическими фигурами.

12. Игра « Что катится?» 

Цель: Познакомить ребёнка с формой предметов.
Сделайте небольшую горку из наклонной дощечки. Положите перед ребенком кубик и шарик. Предложите соревнование у кого фигурка дальше укатится с горки.
Вначале ребенку будет все равно, какую фигурку взять. Но после нескольких проб он поймет, что выигрывает только тот, у кого шарик, и будет стараться выбрать именно его.
Сделайте вывод вместе с ребенком: "Шарик катится, а кубик нет”. У кубика есть углы, которые мешают катится, а на шарике нет. Посмотрите в коробке с кубиками, какие еще фигуры могут катится.

13. Игра «Большой – маленький»

Цель: учить детей строить башню из кубиков разных размеров; учить последовательно отбирать предметы.
Дайте ребенку кубики разных размеров (можно из разных конструкторов) и попросите построить высокую башню.
Пусть малыш убедится на собственном опыте, чтобы башня была достаточно устойчивой, внизу должен быть самый большой кубик, выше - меньше, а еще выше - совсем маленький. Приучайте последовательно отбирать кубики, выбирая каждый раз самый большой. Для сравнения их можно прикладывать друг к другому.
Построив башню из кубиков, можно перейти к строительству башен из плоских фигур, выкладывая их на столе так, чтобы снизу вверх размер уменьшался.

14. Игра «Забавные фигуры»


Цель: познакомить детей с геометрическими фигурами: круг, треугольник, квадрат.

Разложите на полу листы цветной бумаги или бумажные домики с разноцветными крышами, а на них сверху геометрические фигуры того же цвета.
Если малыш еще не разбирается в фигурах, нарисуйте на фигурках смешные рожицы и объясните, что это забавные человечки с интересными именами: Круг, Треугольник, Квадрат (для начала используйте не больше 3-х). Попросите малыша поселить в домик фигуры такого же цвета, при этом он должен называть их имена.

15. Игра: «Найди свой домик»

Цель: закрепить с ребёнком основные цвета. 

Взрослый раскладывает на полу 4 разноцветных обруча (красный, жёлтый, синий и зелёный). Взрослый: Я разложила на полу обручи. Назови их цвета. Ребёнок называет цвета. 

Взрослый: А ещё у меня есть цветные круги, какого цвета круги?  Ребёнок ещё раз повторяет названия цветов. А теперь надо эти цветные круги разместить по домикам. У каждого круга, свой домик (обруч).

Взрослый: Какого цвета этот круг?

Ребёнок: Красный.

Взрослый: В какой домик ты его положишь?

Ребёнок: В красный.

Взрослый: Правильно! Молодец!

Оставшиеся круги ребёнок раскладывают в свои домики самостоятельно. Во время  игры ребёнок повторяет название цветов.