Для родителей!

Галиева Ирина Рашидовна

Консультации, занятия для родителей

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

 «Как развивать музыкальный слух ребёнка дома»

Развитие музыкального слуха у детей можно начинать с самого раннего возраста. Ведь уже тогда малыши проявляют интерес к музыке. Восприятие свойств музыкального звука развивают у ребенка не только слух, но и сенсорные способности. Знает ли кто-нибудь ребенка, который с первых лет не проявил бы никакого интереса к музыке? Не попытался бы сам напевать, дудеть, отбивать ритм рукой или ритмично топать? Мир звуков окружает ребенка с момента рождения. Нам нужно помочь ребенку сделать верные, нужные шаги к дружбе с музыкой. Для того чтобы ребенок тянулся к музыке, нужно как можно раньше помогать ему, слушать разные звуки. Какая мама не использовала крышки от обычных кастрюлек, чтобы занять своего малыша? Он гремит ими вволю, испытывая настоящую радость. А ведь такая игра имеет непосредственные отношения к развитию слуха ребенка. Что же такое музыкальный слух? Музыкальный слух – это способность человека воспринимать отдельные качества музыкальных звуков — высоту, громкость, тембр, а также способность ощущать функциональные связи между звуками в музыкальных произведениях.

Обычно малыш очень рано что-то мурлычет, напевает. Как правило, детям нравится красивое, выразительное чтение стихов; привлекает человек, играющий на баяне, скрипке, пианино. Малыши тянутся к звукам, к музыке. Давайте помогать им в этом. Многие дети, подрастая, прямо-таки ищут эти звучащие предметы. Сначала бросают на пол погремушки, крышки от маминых кастрюлек. Потом начинаются другие открытия: оказывается, если ударять ложкой по кастрюле – один звук, по чашке – другой, а по тонкому стакану – третий. Вам легче будет руководить музыкальным развитием малыша, если вы будете общаться со звуками вместе с ребенком. Чтобы познакомить ребенка с высокими и низкими звуками можно использовать свой голос (спеть или прочитать отрывок стихотворения высоким голосом, потом – низким), разные по звучанию колокольчики, детские музыкальные инструменты (металлофон, дудочка). Длительность звука можно изучать с помощи карандаша или ручки. Пусть ваш ребенок, пока звучит нота, рисует на листе бумаги линию, а когда звучание ноты прекратится, перестанет рисовать. Такая игра развивает слуховое внимание и дает представление о существовании долгих и коротких нот, что является началом развития чувства ритма.

Представляем вашему вниманию несколько примеров музыкальных игр, в которые можно играть с ребёнком дома:

1. Игра на развитие музыкального слуха «Угадай, что звучит».  Для этой игры вам понадобится несколько предметов быта, которые есть в каждом доме. Пусть это будут, например, стеклянная бутылка, кастрюля, тарелка, стакан, фарфоровая чашка. Возьмите карандаш (держите его за самый кончик, чтобы не заглушать звук) и постучите по каждому предмету по очереди. Затем попросите малыша отвернуться и постучите по какому-либо одному предмету. Когда ребенок повернется к вам, дайте карандаш ему, и пусть он отгадает, по какому предмету вы постучали. Сначала малыш будет отгадывать методом проб. То есть, будет сам стучать по каждому предмету, пока не услышит нужное звучание. Если он ошибется, повторите попытку. Чем чаще вы будете играть в эту игру, тем лучше ребенок будет ориентироваться в звучании данных предметов.  В эту игру можно начинать играть с ребенком примерно с 3,5 лет. Когда ваш ребенок становится старше, игру можно усложнять. Например, добавлять другие предметы, похожие по звучанию, или угадывать звучание не одного предмета, а последовательности звуков.

2. Игра на развитие музыкального слуха «Музыкальные стаканы». Для игры вам понадобятся 2 стакана (или 2 бокала, 2 бутылки) и металлическая ложка. Наберите в один стакан немного воды и постучите по нему ложкой, держа ложку за самый край. Попросите вашего ребенка с помощью воды и другого стакана «сделать» такой же звук. Пусть ваш малыш самостоятельно набирает какое-то количество воды в пустой стакан, стучит по нему ложкой и добивается нужного звука.

Если использовать 3 и больше стаканов с водой, можно сочинять мелодии. Наберите в стаканы разное количество воды и выстроите их по высоте звучания (от более низкого к более высокому). Ударяя ложкой по стаканам, попробуйте сочинить мелодию сначала вы, потом предложите поиграть ребенку.

3. Игра на развитие ритмического слуха «Послушай и повтори». Игра проводится дома за столом. Взрослый берёт карандаш, простукивает им любой ритмический рисунок по столу. Предлагает ребенку повторить его, прохлопав в ладоши. 

4. Игра на развитие ритмического слуха «Весёлые колпачки». Можно взять два колпачка от лака, шампуня или две пробочки от пластиковой бутылки. Ребёнок придумывает ритмический рисунок, простукивает его колпачками. Взрослый должен повторить хлопками в ладоши.

5. Игра на развитие ритмического слуха «Отгадай мелодию». Взрослый напевает какую-либо мелодию, ребёнок должен передать её ритмический рисунок, простучав пальцем по ладони.

6. Игра на развитие музыкальной памяти «Давайте хохотать». Взрослый «прохохатывает» (на слог «ха») любую знакомую песню, ребёнок отгадывает. Потом песню загадывает ребёнок.

7. Игра на развитие динамического слуха «Непослушный мячик». Игра проводится по принципу игры «Холодно-горячо». Взрослый прячет где-то дома мячик (или какую-либо игрушку). Начинает петь знакомую песню, ребёнок под это пение ищет игрушку. Если взрослый поёт тихо, значит, игрушка находится далеко, если громко - то близко. Потом игрушку прячет ребёнок.

8. Игра на развитие музыкальной памяти «Отгадай, что звучит». У вашего ребенка есть любимый диск с детскими песнями. Дайте прослушать ребенку отрывок любой песенки (но не с начала звучания). Ребёнок отгадывает и называет песню или исполнителя, сам её напевает. Если вы слушаете с ребёнком популярную инструментальную классическую музыку, то эту игру можно провести так: ребёнок отгадывает отрывок музыки, напевает его и называет (по возможности) солирующий музыкальный инструмент.

9. Игра на развитие музыкального слуха «Озвучивание потешек». Для игры подберите подходящий музыкальный материал и игрушки. Например, пальчиковые или резиновые игрушки медведь, заяц, лиса и еж помогут вам и вашему ребенку поставить небольшой музыкальный спектакль. Выучите и пойте вместе потешку «Тень-тень-потетень», надевая на пальчик (или показывая) в нужный момент ребенку зверя, от имени которого в данный момент поется песня.   Расскажите ребенку об основных тембрах голоса, и попросите иллюстрировать ваш рассказ (медведь должен петь басом, лиса – высоким голосом). Плюсы такой игры очевидны – развиваются слух, голос, мелкая моторика и творческие задатки вашего малыша.

Не ограничивайтесь только этой песней, используйте и другие известные ребенку мелодии. Выучите несколько колыбельных – малыш может петь, укладывая спать куклу или мишку. Старайтесь сопровождать пением любое бытовое действие или игру. С большим интересом дети исполняют песни, требующих активных действий. Например, всем известный «Каравай» - малыш показывает, какой он ширины, вышины.

Придумайте характерные движения для часто прослушиваемой музыки. Под колыбельную (например, из мультфильма об Умке) - ребенок плавно машет руками, под маршевую мелодию начинает топать и двигаться резко. Попутно объясните малышу понятие «жанр», чем песня отличается от танца и так далее. Спрашивайте, как звучит музыка – грустно, весело, задорно? Быстрая ли она или медленная?

Прослушивайте дома вместе с ребёнком диски с записанными на них песнями из мультфильмов,  с детской классикой и эстрадой, познакомьте малыша со сборником мульт-песен «Русские потешки», послушайте с ним музыкальные сказки, музыкальные аудио сказки, музыкальную сказку «Репка».

Уже через короткий промежуток времени вы заметите, что ваш малыш не только слушает, но и подпевает. Параллельно тренируется память, ведь текст тоже выучивается.

Дорогие родители, играйте с вашими детьми в музыкальные игры, слушайте музыку дома! Вы увидите, что эта работа не пройдёт даром… В будущем не каждый малыш станет музыкантом, но музыкально образованным может быть каждый!

 



Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Как делать музыкальные шумовые инструменты своими руками

дома»

Уважаемые родители! Все мы сейчас переживаем неспокойное и не совсем привычное для нас время. Как взрослым, так и детям пришлось столкнуться со многими вещами, которые поменяли наш обычный жизненный уклад. Но это то время, когда есть возможность провести весело время вместе, с пользой для своего ребёнка. Развивать слух, чувство ритма необходимо каждому малышу для полноценного его развития и в этом могут помочь музыкальные шумовые инструменты. Кончено, их можно приобрести в магазинах, но лучше сделать самим, своими руками. Приобщите к процессу создания своих детей. Ребёнок будет счастлив, что вы уделили ему время, а наградой станет создание интересного, необычного, музыкального инструмента. Мы предлагаем попытаться сделать инструменты, имитирующие шумы. Процесс изготовления не оставит равнодушным ни вас, ни вашего ребенка. Какие же инструменты можно изготовить своими руками дома, и из какого бросового материала, чтобы они имели яркий и эстетичный вид?  Из всего, что есть у вас под рукой, немножко фантазии и инструмент готов! Мы хотим представить вашему вниманию несколько вариантов:

1. «Шуршалки» из пластиковой бутылки малого размера.

Из бутылок сок допили, на полоски разделили.

Удивить хотим мы вас и сыграем вам сейчас!

Фото-0006.jpg

2. «Музыкальный браслет». Много мелких по размеру пуговиц пришить к ажурной резинке.

Пуговицы нашли в квартире и к резиночке пришили.

Поглядите вот так раз, мы играем просто класс!

Фото-0007.jpg

3. «Погремушки».  Срезать дно пластиковой бутылки, соединить две полученные половинки между собой. Внутренность дна от бутылочки предварительно заполнить разноцветным бисером (бусинами, стеклярусом). В зависимости от наполняемого материала будет разное звучание у погремушки. Соединить два дна с помощью двустороннего скотча. Открытую сторону скотча можно закрыть атласной лентой, тесьмой, самоклеящейся бумагой и т.д. Внешнюю сторону погремушки также можно украсить узорами из самоклеящейся цветной бумаги. Погремушку можно дополнить ручкой. 

Из бутылок сок допили, в погремушку превратили.

Удивить хотим мы вас и сыграем вам сейчас!

Фото-0002.jpg

4. «Цветные трещотки». Разноцветные колпачки от отслуживших фломастеров приклеить на жесткий картонный лист размером 6*20 см клеем Титан. Звук извлекается при помощи ещё одного колпачка, проведя им сверху вниз по приклеенной в ряд дорожке из колпачков. Колпачок можно оставить на старом фломастере или использовать карандаш, деревянную палочку.          

Все фломастеры засохли, крышки склеили дорожкой.

Фото-0001.jpg

5. «Музыкальные ключи». Собрать плоские ключи от дверного замка вместе в кольцо (количество ключей от 5 до 7 штук). Затем вдеть кольцо с ключами в приготовленное отверстие деревянного брусочка, размер брусочка 1*10 см.

Мы ключи нашли в квартире и к брелочку прицепили! 

Удивить хотим мы вас, вам сыграем раз, два, раз!

Фото-0004.jpg

6. «Гремелки» из бутылок разного размера». Очистить бутылочки от ненужных наклеек и остатков еды, помыть и высушить. Взять цветной скотч или цветную бумагу, нарезать разные геометрические фигуры или рисунки. Придумать их можно вместе с малышом и наклеить. В крышечке проделать дырочку шилом, нарезать разноцветные ленточки, затем продеть их, завязав под крышкой в узелок. В бутылочку можно насыпать разную крупу или горох, закрыть крышку и яркий чудо- инструмент готов.

   Мы бутылочки помыли, ленточки к ним прицепили,

   Удивить хотим мы вас, вам сыграем раз, два, раз!

S2070004

7. «Маракас из кокосового ореха». Аккуратно раскрыть кокосовый орех, вытащить мякоть. Склеить. Через дырочку в нём насыпать мелкую фасоль и закрыть её пробкой от пузырька с витаминами. Для безопасности – немножко ошкурить, чтобы он стал гладкий. Для красоты покрасить.   

Мы орехи в руки взяли, мякоть вкусную достали.

Подкрепились, а сейчас, мы хотим сыграть для вас!

S2070006

 Также маракас можно сделать из пластиковой бутылки, а тамбурин – из трубочки от бумажного полотенца.

8.«Погремушки из коробочки от Киндера сюрприза и старой ручки». Взять коробочку от Киндера сюрприза, раскрыть. В одной из половинок сделать дырочку. В ручке открутить колпачок, для красоты, внутрь ручки можно вставить обрывки цветной бумаги, затем вставить ручку в дырочку и сверху закрутить колпачок. Внутрь насыпать гречневую крупу. Закрыть второй половинкой от коробочки.

Сделаем мы погремушку, развесёлую игрушку.

Гости, к нам вы заходите, на погремушку поглядите!

S2070010

9. «Трещотка».  На длинную деревянную палочку нанизать брусочки или кружочки (от старых деревянных пирамидок), по бокам закрепить.

Ах, трещотка хороша для любого малыша!

S2070008

Совместно с малышом вы можете изготовить барабан.

Дорогие родители, играя на самодельных музыкальных шумовых инструментах в "Семейном оркестре "дома, вы делаете первый шаг к тому, чтобы ваш ребенок начал элементарно музицировать. Творческих успехов вам и вашим детям!



Предварительный просмотр:

             « ВОЛШЕБНОЕ   ПУТЕШЕСТВИЕ    В  СТРАНУ  МУЗЫКИ».

 

Ведущий:  Ребята, сегодня к нам в детский сад пришло необычное письмо. Интересно, от кого оно? ( открывает конверт) Это же от самой феи Музыки. «Дорогие ребята, знаю, что вы очень любите музыкальные занятия и музыку. Я тоже очень люблю музыку и скучаю без вас. Давайте устроим сегодня праздник музыки. Ждите в гости. До скорой встречи. А чтобы я быстрее появилась, отгадайте загадки.»

1 Семь кружочков- малышат на линеечках сидят

   А как дружно все живут Звонко песенки поют

   Очень заняты работой эти радостные …( ноты)

2 Я ваша подружка, я ваша попутчица

   В пути без меня ничего не получится

   Со мною, друзья всегда интересно

   Узнали кто я? Ну конечно же… ( песня)

3 Он пишет музыку для нас, мелодии играет

   Стихи положит он на вальс. Кто песни сочиняет? ( композитор)

4 Дети номер показали просто на отлично

   Все под музыку плясали дружно и ритмично

   Что ребята исполняли в нашем музыкальном зале? ( танец)

Под музыку входит Фея Музыки.

Фея: Здравствуйте, дорогие, ребята. Я очень рада оказаться у вас в гостях. И сегодня я хочу пригласить вас в мою волшебную музыкальную страну и познакомить со своими друзьями. Готовы к путешествию? Звучит музыка, дети закрывают глаза.

Фея: Мы с вами оказались в городе Звукоряндия и нас встречают мои веселые подружки.

Выходят ноты берут колокольчики.

Фея: Семь всего лишь нот на свете, ты запомни ноты эти

        Долго в памяти носи

Вместе: До, ре, ми, фа, соль, ля ,си.

Фея: Где живешь ты,нота «до»?

До: Здесь, на маленькой скамейке

      На добавочной линейке.

Фея: Нота « ре», где ты живешь? Где ты живешь?

         Где ты песенки поешь?

Ре: Отгадать сумей-ка, под первою линейкой

Фея: Нота  «ми» залезла выше, На линейку села, тише

        Нота «ми» сейчас споет

Ми: (поет) Летит к морю самолет

Фея: Между первой и второй  « Фа» глядит в окошко

Фа: Между первой и второй  тесно мне немножко

Фея: На второй линейке соль  с нотой фа встречается

Соль: Если скажешь Фа и соль слово получается.

Ля: А вы меня заметили?

Фея: Спросила нота ля.

Ля: Между второй и третьей сижу удобно я

Фея: На линейке третьей «си» на самой серединке

Си: Спою когда не попроси, звонко, без запинки.

Фея: Молодцы, все нотки встали правильно. Получилась песенка. Давайте споем.

Песня «Улыбка»

Фея: Ну что ж, а теперь я вас приглашаю дальше. Звучит музыка, дети закрывают глаза.

Фея: А это город « Гармония»  в этом городе живут закадычные друзья, но вот беда они все время спорят а о чем: мы сейчас послушаем

Выходят скрипичный ключ и кисточка

Скрип ключ: Семь лучших нот в моеи отряде

                     Построю их как на параде

                     Махну рукой, они звучат

                     А что скажи есть у тебя?

Кисть: А у меня есть семь цветов

           И каждый в тысячу тонов

           Я их легко на холст кладу

           Что хочешь я изображу

Скип. Ключ: А я могу людей заставить

                   В звучанье нот моих растаять:

                   Смеяться, плакать и любить

                   Со мною людям легче жить

Кисть: Как можешь ты, крючок простой

           Весь мир наполнить красотой?

            Да, звуки музыки милы

            Но в красках больше красоты

Скип ключ: Ты просто палка с волосами,

                   Удел твой- только рисованье

                   Что красота? Твоя мазня?

                   Ну, насмешила ты меня.

Фея: В их спор вмешался человек,

      Он был художник и поэт,

      Танцор, певец и музыкант.

      Он многогранный был талант.

Ребенок : Семь нот, семь цветов оживут в одночасье

                Не стоит спорить . В гармонии счастье

Танец   « Мир похож на цветной луг»

Фея : Чтобы  веселей  жилось на свете, –  Мир музыки мы открываем детям:  Песни, загадки, игры, пляски,  Каждый день, как будто в сказке

Мы отправляемся дальше

Звучит музыка, закрывают глаза.

Фея : А в какой город мы попали  нам подскажут загадки.

1. Какой   самый   музыкальный цветок? (Колокольчик)

2 Сам пустой, голос густой, дробь отбивает, шагать помогает. ( барабан)

3 Играть  он умеет « форте» и « пиано», за это назвали его…( Фортепиано)

6.Гармонь, гитара, балалайка. Их общим словом называй-ка! (Инструменты)

Фея : мы с вами оказались в городе инструментов.

ИГРА  « ОРКЕСТР»

Фея : А теперь отправляемся дальше ( звучит музыка) Мы оказались в городе  « Отгадай - ка»

 Фея:  Ребята, нужно будет отгадать песни  и узнать из каких они мультфильмов их. Будьте внимательны! Слушайте музыку и отгадывайте песни.  Начинаем!

 (Звучат мелодии популярных детских песен, дети отгадывают их.)

Молодцы ребята, дружите вы с музыкой. Все песни угадали. Но нам пора возвращаться.(звучит музыка,) вот мы с вами и вернулись. Понравилось вам путешествие ? Мы каждый день будем с вами встречаться в волшебной стране музыки.