Занятие по развитию познавательной сферы с учащимися 4-го класса

Совершенствование познавательной сферы учащихся

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan_konspekt_zanyatiya.doc43 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие  по развитию познавательной сферы с учащимися 4-го класса

Тема: «Урок психологического развития»

Цель: Совершенствование познавательной сферы учащихся

Задачи:

-        обучающие

•        Учить решать логические задания  на основе построения цепочки умозаключений;

•        Учить анализировать возможные результаты действий

-        развивающие

•        Развить  аналитико-синтетические умения;

•        Развитие слуховой памяти, внимания и речи

-        воспитательные

•        Повышать положительную  мотивацию  учащихся к учению;

•        Воспитывать дисциплинированность, собранность;

•        Формировать такие личностные черты как честность по отношению к себе, доброту, деликатность, вежливость, работать в парах и группах.

Тип урока: Урок совершенствования знаний, умений и навыков

Формы работы учащихся: индивидуальная, работа в парах.

Тип урока:  Урок совершенствования знаний, умений и навыков

Методы: упражнение, игра.

Формы работы учащихся: индивидуальная, работа в парах

Оборудование: тетради, ручки, цветные карандаши, карточки с заданием, несколько предметов разной  формы (не поточенный карандаш примерно 10 см, часы, кружка, ключик, коробка, вазочка, пластиковая бутылка)

Вводная часть

Игра "Я люблю, конечно, всех..."

Участники сидят на стульях по кругу, в центре находится ведущий. Ведущих говорит фразу: "Я люблю, конечно, всех, но ... (называет какой-либо признак, например, тех у кого светлые волосы, тех, кто имеет домашних животных)... больше всех". Участники игры с указанным признаком должны поменяться местами, а ведущий в это время - успеть занять чей-то стул. После этого, тот, кому не хватила стула, становится ведущим и игра начинается сначала.

Упражнение  мозговой гимнастики «Слон»

Инструкция: дети, согните левое колено, приклейте голову к левому плечу и вытяните руку,  направление пальцев должно быть поперек комнаты,  используя грудную клетку двигайте верхнюю часть тела так, чтобы рука описывала ленивую восьмерку, смотрите дальше пальцев, если вы видите две кисти , то все в порядке. Повторите движение второй рукой.

Основная часть

  1. Упражнение «Найди 10 слов»

Инструкция: Дети на этих бланках зашифрованы десять слов, попробуйте их отыскать.

о р а и ш ц к у г з х ф с о л н ц е л в о р о щ а о в а р и а в л р ы т д о м ж д о а р б у з л р о а ф л а г ж о а о л т ч и с м б я ю ь т ж и р а ф д о р а т ф р т н е й у ц к ш а о р у к а т м м б т м ю т м и р ш ф ш щ й и щ у ш й м о р е к у ш ц я б т н й е п к ц г ф а р т у к о ш ф в а р г у к ж ф я э.

После того как работа закончена дети обмениваются тетрадями  и отыскивают ошибки соседа по парте.

Слова, которые необходимо найти:  солнце, роща, дом, арбуз, флаг, жираф, рука, мир, море, фартук.

  1. Упражнение  «Объясни значение».

Дети получают карточки с заданием.

Инструкция: объясните значение выделенных слов, подобрав к ним близкие по смыслу слова.

Открытое окно -  открытый вопрос.

Операция на сердце – военная операция.

Гусеница бабочки – гусеница трактора.

Русский язык – язык во рту.

Носить очки – набрать очки в игре.

Праздничный наряд – наряд милиции.

Месяц года – месяц на небе.

Обсуждение  правильности выполнения упражнения по цепочке со всеми присутствующими учениками.

3. Упражнение

Детям зачитываются слова. Ученики должны постараться запомнить их попарно. Затем читаются только первые слова каждой пары, а а дети записывают второе слово в тетради.

А) Пары слов связанные по смыслу: ножницы - резать, лошадь - сено, книга - учить,  щетка - зубы,  снег - зима, груша – компот.

Б) Пары слов несвязанные по смыслу: жук - кресло, колокольчик - память, голубь - кактус,  ковер - ветер, сапоги - труба, терка – море.

После выполнения обсуждается какие пары слов было легче воспроизводить связанные или несвязанные.

4. Разминка «Найди свою пару». Детям необходимо посчитаться на первый, второй,  разбиться на пары и стать так, чтобы вокруг было просторно. Оба участника встают друг перед другом, вытянув руки вперед к партнеру, ладони нужно приложить к раскрытым ладоням партнера. А теперь первые номера остаются на месте с вытянутыми руками, вторые номера  закрывают глаза и осторожно делают три шага назад также с вытянутыми руками. Теперь вторые номера с закрытыми глазами ищут свою пару. Первые номера могут помогать своему партнеру, постоянно издавая какой-нибудь звук, например жужжание, тем самым давая понять как далеко партнер находится от цели. После этого меняются ролями.  

  1. Упражнение  «Часть - целое».

Дети получают карточки с заданием.

Инструкция: найдите понятия, одно из которых  обозначает целый предмет, а другое его часть. Понятие целого предмета и его части запишите к себе в тетрадь.

Слова для предъявления:

Кастрюля, сковорода, посуда, крышка, кухня.

Мебель, дверца, шкаф, стол, книжный шкаф.

Экран, изображение, телевизор, цветной телевизор, радио.

Обувь, туфли, щетка, крем, подошва.

Растение, сад, лепесток, мак, цветок.

Время, будильник, ручные часы, секунда, циферблат.

Книга, страница, буква, учебник, писатель.

Фигура, квадратный метр, куб, квадрат, сторона.

Юг, стрелка, горизонт, компас, направление.

Животное, рыба, лодка, плавник, озеро.

Обсуждение  правильности выполнения упражнения по цепочке со всеми присутствующими учениками.

  1. Упражнение «Сравни понятия»

Детям предлагается два понятия снег – дождь. Сначала дети пишут в своих тетрадях, что между двумя этими понятиями общего, потом чем они отличаются.

Обсуждение выполнения упражнения с учениками.

Подведение итого занятия

Литература

1.Локалова Н.П., «Уроки психологического развития» // Психолог», 2002-2003.

2. Локалова Н.П. Как помочь слабоуспевающему школьнику. – М., «Ось-89», 2001.

3. Энергия паузы. Психологические игры и упражнения: Практическое пособие / Пер. с нем.- М.: Генезис.2006.- 240 с.: илл.