ЭССЕ "Я - УЧИТЕЛЬ"

Выходцева Ольга Евгеньевна

Эссе

«Я - УЧИТЕЛЬ»

Скажи мне — и я забуду,

Покажи мне — и я запомню,

Вовлеки меня — и я пойму.

(Конфуций)

 

Учить детей - мечта детства. Как давно это было... Первые уроки с любимыми куклами,  игры в школу с подружками.  Вспоминаю, как мне очень нравилось с одноклассниками после уроков помогать своей первой учительнице проверять тетрадки. Я принимала самое активное участие в школьной жизни, входила в состав учебного сектора, была ответственной за мониторинг успеваемости по школе. Всё это меня привлекало. В День самоуправления я была заместителем директора  по учебной работе и проводила уроки.  Никаких сомнений в выборе профессии у меня не было. Ещё в 11 классе с одноклассницами мы обучались на подготовительных курсах педагогического института.

И вот 29 лет назад получен первый диплом о профессиональном образовании.  Моя мечта сбылась! Я – молодая, энергичная, полная идей, вернулась в свою родную школу, стала коллегой своим учителям.  Были трудности, но, благодаря помощи коллег, самообразованию, я смогла их преодолеть.

1994 год. Новый город, новая школа, я – классный руководитель первого класса. Дети сложные. Приходится посещать неблагополучные семьи. Но я справилась!  Мои выпускники - такие разные, но я верю в них, спокойна за них.

Ощущаю себя иногда уставшей, но по-настоящему счастливой. Благодаря моей любимой профессии у меня насыщенная жизнь. Каждый мой день заполнен разными событиями: уроками, встречами с родителями,  беседами с детьми, удивлением от бесконечных вопросов моих «почемучек», дежурством по школе, шумными  переменами, совещаниями, собраниями…  Мне некогда скучать!

Сегодня много говорят о компетентности учителя, о его профессионализме, индивидуальном стиле работы, об имидже учителя. Ведь педагог не только учит, но и воспитывает, а воспитание достойного поколения XXI века – огромная ответственность и нелёгкий труд.

Какой он современный учитель? Я считаю, что современный учитель - это человек, искренне преданный детям, постоянно стремящийся к профессиональному росту, а также позитивный, требовательный, креативный, серьёзный, терпеливый, коммуникабельный, эрудированный, талантливый, неравнодушный, постоянно идущий вперёд. Таковой и стараюсь быть. В центре моей педагогической деятельности находится ребёнок, который является не объектом, а субъектом обучения и воспитания. Учитель и ученик - равноправные участники непрерывного процесса  обучения. Как учитель, я создаю условия для того, чтобы ребёнку было интересно самостоятельно добывать знания, заниматься самообразованием. Главное в учебной деятельности маленького школьника – понимание того, что он изучает и того, для чего это ему нужно. Ведь именно с багажом, который дала ребёнку школа, ему придётся шагать по такой сложной и извилистой дороге, имя которой «ЖИЗНЬ». Важно пробуждать в детях желание победить самих себя, подняться на ступеньку выше. Совместная деятельность учителя и его учеников, взаимоуважение к ученикам, взаимопонимание дают прекрасные результаты. В каждом ребёнке стараюсь замечать самые маленькие успехи. Слова поощрения окрыляют моих учеников, вселяют в них уверенность.

Сейчас мои ученики второклассники.  Они все очень разные. Одни увлекаются спортом, другие – рисованием, третьи  любят читать. Для меня важно всесторонне изучить ребёнка, проанализировать, выбрать оптимальный стиль общения. Быть учителем – это как быть космонавтом: впервые осваивать что-то неизведанное, участвовать в чём – то значимом для общества.

Я считаю, что учиться должно быть интересно. Только тогда учение может быть успешно. Основными задачами в своей работе считаю – научить детей учиться, сформировать потребность в учении, сознательную мотивацию к обучению,  самоорганизацию, саморазвитие,  самовоспитание и другие необходимые качества для становления личности. Уверена, что обучающиеся должны учиться «добывать» знания и применять их в самостоятельной работе, испытывая радость учебного труда.  Я, как учитель, поддерживаю интерес к школе, не даю ребёнку разочароваться и обмануться в своих ожиданиях. Ведь желание учиться не пропадёт только при условии, когда ученик добивается успехов в учебе. Исходя из этого, стараюсь организовать  педагогическую поддержку развития ребёнка с учётом индивидуальных особенностей и создать условия для того, чтобы каждый ученик мог полностью реализовать себя, желал и умел учиться. 

Но достаточно ли только научить учиться, добывать знания и применять их в жизни? Сегодня задача учителя не только научить учиться, а ещё и воспитать успешного, честного, справедливого человека с активной жизненной позицией, который сможет найти своё место в жизни. Кроме того учу своих детей общаться, радоваться успехам и достижениям других, сопереживать и приходить на помощь тем, кому трудно.

Я часто задаю вопрос:  что должно быть главным для меня как педагога? И всё больше  убеждаюсь в том, что главное - постараться сделать так, чтобы каждый из моих учеников стал, прежде всего, воспитанным, добрым, честным и отзывчивым Человеком. Чувствую на себе ответственность в развитии у моих учеников любви к Родине, уважения к людям, сохранения традиций. Стараюсь воспитывать достойных граждан нашего государства.

Дети любят задавать множество вопросов, на которые порою не можешь сразу дать ответ.  Я не стыжусь признаться ученикам, что не знаю и не умею чего-то. Но позже обязательно   нахожу ответ на интересующий их вопрос. Я учу детей, а они учат меня. Как сказал древнеримский философ Сенека: «Уча других, мы учимся сами». Ведь учить имеет право лишь тот, кто сам постоянно учится.

С каждым новым днём, с каждым новым уроком я понимаю, что не представляю себя без школы, без детей. Еще несколько столетий назад Иммануил Кант утверждал: «Работа – лучший способ наслаждаться жизнью».  Я люблю свою работу, заряжаюсь поддержкой и задором моих учеников, делюсь с ними эмоциями. Это ощущение глубокого внутреннего счастья от того, что чувствуешь себя необходимым тем, кто сидит перед тобой в классе. Когда вдруг понимаешь: именно они – важнее всего во всей моей учительской жизни. Их глаза, их слова, их сердца. Я помню каждого своего ученика, радуюсь их успехам. Мне очень приятно, когда, будучи взрослыми, они приходят ко мне в школу, делятся своими достижениями.  

Я работаю с детьми, и это настоящее счастье, удовольствие, творчество, самовыражение и огромная ответственность.  Профессия учителя – это и труд, и призвание!