Портфолио


Мое портфолио

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opisanie_opyta_raboty_moe.docx128.15 КБ
PDF icon portfolio.pdf2.48 МБ

Предварительный просмотр:

Театрализованная деятельность как средство развития коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста.

(описание опыта работы)

Актуальность опыта. Современные изменения общественных условий находят свое отражение в учебно-воспитательном процессе, что предполагает формирование личности способной неординарно мыслить, творчески решать поставленные задачи, способной вступать в диалог с окружающим миром.

Согласно новым требованиям государственного стандарта образования в Российской Федерации одним из ведущих приоритетов является коммуникативная направленность учебного и воспитательного процесса (ФГОС 1.4). Это является значимым, так как формирование личности способной к организации межличностного взаимодействия, решению коммуникативных задач обеспечивает успешную ее адаптацию в современном социокультурном пространстве. Достаточный уровень сформированности коммуникативных навыков, являясь одной из необходимых составляющих готовности ребенка к обучению, обеспечивает ему возможность успешного освоения школьной программы.

Эта проблема явилась предметом изучения современных отечественных и зарубежных ученых: В.А. Кан-Калика, Н.Д. Никандрова, А.Б. Добрович, Е.О. Смирновой и др. Исследования показали, что дети дошкольного возраста не всегда адекватно могут выразить свои мысли, чувства, ощущения, что является препятствием для установления полноценного контакта между взрослым и ребенком. Дети в этом возрасте отличаются особой чуткостью к языковым явлениям, у них появляется интерес к осмыслению. Нельзя обучать детей общению, не включив их во взаимодействие друг с другом, не обусловив речевое действие и поведение какой-то другой деятельностью (игровой, практической, познавательной и т.д.). Ребенка надо научить не только отвечать на вопросы взрослого, но и самому их задавать, инициативно высказываться, налаживать взаимодействие, устанавливать с окружающими доверительные, личностные, эмоционально положительные контакты, вежливо вести спор, поддерживать содержательный разговор, беседу.

Использование театрализованной деятельности в формировании коммуникативных навыков дошкольников является, на мой взгляд, одним из решений этой проблемы. Театрализованная игра – деятельность необыкновенно эмоционально насыщенная, что делает ее привлекательной для детей и приносящей ребенку радость. Будучи по своему характеру синкретичной деятельностью, театрализованная игра наиболее достаточно полно охватывает личность ребенка и отвечает специфике развития его психических процессов. Ведь играя роль, ребенок пропускает через себя все чувства, эмоции, проживает жизнь героя, оценивает его поведение и отношение к окружающим. Большое и разностороннее влияние театрализованных игр на личность ребенка позволяет использовать их сильное, но ненавязчивое педагогическое средство развития речи дошкольников, которые во время игры чувствуют себя раскованно, свободно и активно взаимодействуют друг с другом и взрослыми. Все это говорит о широком развивающем потенциале театрализованной деятельности, ее использовании в образовательном и воспитательном процессе.

Значимость и актуальность проблемы общения подчеркивает тот факт, что ее исследованием занимаются ученые различных областей науки: философии, психологии, социологии, психолингвистики, педагогики, этики и др. Исследование проблемы формирования коммуникативных навыков у дошкольников позволило выявить противоречия между:

- социальным заказом общества с одной стороны, и недостаточными возможностями дошкольного образовательного учреждения, с другой;

- потенциальными возможностями театрализованной деятельности в формировании коммуникативных навыков дошкольников и недостаточным использованием ее возможностей в решении данной проблемы;

- наличие несистематизированного практического опыта по формированию коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности.

Выявленные противоречия помогли обозначить проблему исследования – теоретическое обоснование процесса формирования коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности.

Цель исследования: создание условий для формирования коммуникативных навыков дошкольников через вовлечение их в театрализованную деятельность.

Задачи исследования:

  1. Разработать и экспериментально апробировать модель формирования коммуникативных навыков дошкольников на основе использования средств театрализованной деятельности.
  2. Подобрать методики и с их помощью изучить сформированность коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста.
  3. Разработать педагогическую программу по формированию коммуникативных навыков дошкольников средствами театрализованной деятельности.

В основу исследования была положена гипотеза, исходящая из того, что театрализованная деятельность может быть эффективной в формировании коммуникативной культуры детей дошкольного возраста при следующих условиях:

- организации предметно-развивающей среды группы;

- создания единого ценностно-смыслового сотрудничества педагогов и родителей на основе понимания сущности проблемы, форм и методов эффективного формирования коммуникативных навыков дошкольников в театрализованной деятельности;

- осуществления систематизации средств и методов театрализованной деятельности, распределение их в соответствии с психолого-педагогическими особенностями детей.

Методологическая основа. В настоящее время накоплен достаточно большой теоретический и практический опыт по организации театрально-игровой деятельности у дошкольников. Исследователи направляли свои усилия на изучение характера творческих проявлений детей в театрализованной деятельности (Л.С. Фурмина, Н.А. Ветлугина, Л.А. Пеньковская, А.Е. Шибицкая и др.). Но литературных изданий по работе над развитием коммуникативных навыков через театрализованную деятельность у детей дошкольного возраста недостаточно, а это крайне актуальная проблема, поскольку представляет собой один из компонентов психологической готовности к обучению в школе – коммуникативный.

Сущность формирования коммуникативных навыков дошкольников средствами театрализованной деятельности представляет собой педагогический процесс, в котором организованно, постепенно и непрерывно в воображаемых, соответствующих роли, сюжету и реальных ситуациях, осуществляется усвоение знаний и норм взаимосвязей ребенка с другими людьми, формирование умения воспринимать и обмениваться информацией, устанавливать и поддерживать контакты со взрослыми и сверстниками; формируется адекватная оценочная деятельность, направленная на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей.

 Специфика формирования коммуникативных навыков дошкольников средствами театрализованной деятельности заключается в том, что в процессе театрализованной деятельности ребенок использует различные символические средства (мимики, пантомимы, пластики, речи, пения и т.п.) в различных сферах познания, передачи и воспроизведения информации, реализуемые в межличностных отношениях, повышающих степень социальной компетентности ребенка в процессе взаимодействия с окружающим.

Описание опыта работы. Работа проводилась с детьми и родителями группы «Почемучки» МБОУ «ЗСОШ» (ДО) в течение трех лет и состояла из трех этапов.

Первый этап (2013-2014г.г.) Изучение основных аспектов проблемы, постановка целей, задач, выбор методов работы. Разработка программы «Волшебный мир театра», разработка и реализация проектной работы «Заюшкина избушка».

Второй этап (2014-2015г.г.) Осуществлялась практическая работа: планирование совместной деятельности по данному направлению, проведение занятий, диагностические исследования, обобщение опыта работы, пополнение предметно-развивающей среды группы и активное взаимодействие с родителями.

Третий этап (2015-2016г.г.) Продолжалась работа по реализации программы, выстраивалась работа с интеграцией образовательных областей: познавательное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие, речевое развитие и социально-коммуникативное развитие. Выбор и применение диагностических методик по формированию коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста.

Для вовлечения детей в театрализованную деятельность был разработан проект «Заюшкина избушка». Метод проекта был выбран не случайно: это позволило подойти к конечному результату проекта (постановка кукольного спектакля) проработав все этапы без спешки, планомерно, закрепляя изученные умения и отрабатывая навыки. Активное сотрудничество с родителями позволило воплотить в жизнь все задумки (родители разучивали с детьми тексты, помогали в изготовлении кукольных персонажей). Целью проекта было способствовать заинтересованности  детей театрализованной деятельностью и развитие их творческих способностей. Задачи, которые решались в ходе проектной работы были следующие:

  • Заинтересовать детей театральной деятельностью.
  • Развивать связную речь детей; учить запоминать текст и воспроизводить его с нужной интонацией.
  • Развивать мелкую моторику, память, мышление, воображение.
  • Развивать творческие способности, художественно-эстетический вкус.
  • Воспитывать доброжелательность, усидчивость, умение работать в коллективе.

В ходе реализации проекта детьми были пройдены все уровни усвоения материала и использованы различные формы работы:

  1. Знакомство со сказкой (чтение сказки детям);
  2. Беседа по содержанию: главные герои, происходящие действия, характеры героев и т.д.);
  3. Использование фланелеграфа для разучивания последовательности событий;
  4. Распределение ролей;
  5. Индивидуальная работа: основы кукловождения;
  6. Индивидуальная работа: совершенствование речевых навыков (интонация, темп речи, громкость звучания голоса);
  7. Индивидуальная работа: репетиция одновременного озвучивания персонажа и осуществление его двигательной функции;
  8. Подгрупповая работа: репетиция отдельных частей спектакля;
  9. Групповая работа: репетиция всего спектакля с музыкальным сопровождением.

В процессе работы над спектаклем дети приобретали коммуникативные навыки: учились взаимодействовать как друг с другом, так и со взрослыми, учились уступать, ждать своей очереди, контролировать свои эмоции и поведение, понимать доброе и злое. Не все получалось сразу: были трудности в озвучивании героя и выполнении двигательной функции; забывали последовательность выполнения действий. Но при показе спектакля детям младшей группы наблюдалась заинтересованность детей своим делом, слаженность действий, удовлетворенность от проделанной работы и успеха. Когда маленькие зрители аплодировали, на лицах «артистов» читались гордость и понимание важности момента.

Уже в процессе работы над проектом возникла идея систематизации практического опыта по формированию коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности. С опорой на разработки Н.Ф. Сорокиной и Л.Г. Миланович «Театр-творчество-дети» мной была разработана дополнительная образовательная программа по художественно-эстетической направленности «Волшебный мир театра» для детей 4-7 лет.

Актуальность: программа ориентирована на художественно-эстетическое развитие личности ребенка, его индивидуальности. Участвуя в театрализованной деятельности, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщать. Театрализованные игры развивают эмоциональную сферу ребенка, позволяют формировать социально-нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость и др.), раскрепощают, делают увереннее в своих силах.

Новизна: учебно-воспитательный процесс осуществляется через различные направления работы: театрализованную игру, культуру и технику речи, ритмопластику и др. , которые взаимосвязаны и дополняют друг друга, что позволяет осуществлять индивидуальную направленность по отношению к интересам и потребностям детей.

Цель программы – развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства.

Образовательные задачи:

•        Сформировать начальные навыки актерского мастерства

•        Обучить детей элементам художественно-образных выразительных средств (интонация, мимика, пантомимика)

•        Познакомить детей с различными видами театра (кукольный, музыкальный, театр теней, бибабо и др.)

•        Активизировать словарь детей, совершенствовать звуковую культуру речи, интонационный строй, диалогическую речь.

Развивающие задачи:

•        Создать условия для развития творческой активности детей, участвующих в театральной деятельности

•        Совершенствовать артистические навыки детей в плане переживания и воплощения образа, а также их исполнительские умения

•        Развивать у детей интерес к театрально-игровой деятельности

Воспитательные задачи:

•        Воспитывать и развивать художественно-эстетический вкус и уважение к литературному творчеству

•        Воспитывать любовь к театру

•        Воспитывать гармонически развитую личность в процессе сотворчества и сотрудничества

Содержание программы включает такие разделы как:

•        Театральная азбука

•        Основы кукловождения

•        Основы культуры и техники речи

•        Основы актерского мастерства

•        Ритмопластика

•        Основы драматизации

Следует отметить, что раздел «ритмопластика» реализуется на втором и третьем годах обучения (старшая и подготовительная группы), а раздел «основы драматизации» - на третьем году обучения (подготовительная группа).

Формы и методы проведения занятий

Основными методами реализации данной программы можно считать:

•        Словесные (чтение, беседа, устное изложение, анализ текста)

•        Наглядные (показ видеоматериалов, иллюстраций, презентаций, показ, исполнение педагогом)

•        Практические (тренинги, репетиции)

Основные формы организации детской деятельности:

•        Групповая

•        Индивидуальная

•        Индивидуально-групповая

Основные формы проведения занятий:

•        Занятие-игра

•        Репетиция

•        Экскурсия

•        Викторина

•        Показ спектакля

Диагностика знаний, умений и навыков оценивается по следующим уровням: высокий, средний и низкий.

Следующим этапом была разработка перспективного и календарного планирования, составление конспектов игр-занятий, так как на первый план выступает именно игра, свободное общение ребенка со взрослыми.

Цель игр-занятий: формирование творческого мировосприятия жизни, развитие воображения, эмоциональной сферы, игровых и коммуникативных умений.

Основные задачи игр-занятий: приобщить ребенка к миру игры и театра, развить потребность в активном самовыражении, в творчестве.

Основные принципы работы: принцип интеграции образовательных областей, принцип связи искусства с жизнью, принцип сотворчества взрослых и детей.

Циклограмма игр-занятий:

- введение в тему, создание эмоционального настроения;

- театрализованная деятельность (в разных формах), где каждый ребенок имеет возможность реализовать свой творческий потенциал;

- эмоциональное заключение, обеспечивающее успешность театрализованной деятельности;

Содержание театрализованных игр-занятий включает в себя:

• просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним;

• игры-драматизации;

• разыгрывание разнообразных сказок, инсценировок, этюдов;

•упражнения по формированию выразительности исполнения (вербальной и невербальной);

• упражнения по социально-коммуникативному  развитию детей.

Театрализованная деятельность организуется в основном в вечерние часы, но ее элементы  могут быть включены в НОД (изодеятельность, познание и др.)

Подготовка к театрализованной деятельности детей проходит в несколько этапов.

Вначале необходимо выразительно прочитать произведение, а затем проводится беседа, в ходе которой происходит понимание не только содержания, но и отдельных средств выразительности.

Чем полнее и эмоциональнее воспримут произведение дети, тем легче им будет справиться со своей ролью. Поэтому при чтении широко используется весь комплекс средств интонационной, лексической и синтаксической выразительности. Огромную роль в осмыслении материала играют иллюстрации в детских книгах. При рассматривании с детьми иллюстраций особое внимание уделяется анализу эмоциональных состояний персонажей, изображенных на картинках («Что с ним?», «Почему он плачет?» и др.).

После беседы о прочитанном необходимо вновь вернуться к тексту, привлекая детей к проговариванию его отдельных фрагментов. Причем нельзя требовать буквального воспроизведения содержания. При необходимости можно непринужденно поправить ребенка и, не задерживаясь, двигаться дальше. Однако когда текст будет достаточно хорошо усвоен, следует поощрять точность и выразительность его изложения. Это важно, чтобы не потерять авторские находки.

Передать характер персонажей в движении помогает музыка. Дети имитируют движения животных, птиц, рыб и т.д., чтобы передать характерные особенности того или иного персонажа.

При обучении детей средствам речевой выразительности необходимо использовать знакомые и любимые сказки, которые концентрируют в себе всю совокупность выразительных средств русского языка и предоставляют ребенку возможность естественного ознакомления с богатой языковой культурой русского народа. Кроме того, именно разыгрывание сказок позволяет научить детей пользоваться разнообразными выразительными средствами в их сочетании (речь, напев, мимика, пантомима, движения).

Вначале фрагменты из сказок могут использоваться как упражнения. Например, детям предлагается попроситься в теремок, как лягушка или медведь (русская народная сказка «Теремок»), после чего воспитатель спрашивает, кто из них был более похожим по голосу и манерам на этих персонажей. В следующий раз можно усложнить задание, предложив одному ребенку (по желанию) разыграть диалог двух персонажей (проговаривая слова и действуя за каждого) и т.д. Таким образом, ненавязчиво и непринужденно, дети учатся словесному перевоплощению, стремясь, чтобы характер персонажа, голос и его привычки легко узнавались всеми. Следует подчеркнуть, что здесь важно предоставлять детям больше свободы в действиях, фантазии при имитации движений. Обязательно использую на занятиях артикуляционную и пальчиковую гимнастики, чистоговорки, скороговорки, потешки, прибаутки и т.д. Для более качественного проведения занятий использую наглядную информацию, пиктограммы, карточки с заданиями, мнемотаблицы, а также костюмы героев и шапочки-маски.

Принцип интеграции образовательных областей позволяет формировать у детей более глубокие, разносторонние знания; повышать эффективность воспитания и развития детей; побуждать их к активному познанию окружающей действительности, развитию логики, мышления, коммуникативных способностей.

Приведу пример интеграции образовательных областей.

При изучении темы «Птицы» возможен такой вариант совместной деятельности детей и взрослого, как в НОД, так и в режимных моментах.

  1. Рассматриваются картины с изображением совы, проводится беседа об образе жизни, местах обитания, внешности этой птицы. Дети делятся своими впечатлениями и рассказами о своем опыте. Цель: способствовать развитию познавательной активности  детей.
  2. Проговаривание потешки «Совушка-сова», причем потешку можно повторять не только за воспитателем, но и использовать видео или аудиозапись. Цель: совершенствование речевых навыков, развитие памяти, воображения.
  3. Пластический этюд «Сова». Дети имитируют движения совы на охоте. Показывают, как она внимательно смотрит по сторонам, поворачивает голову очень медленно, прислушивается. Бесшумно парит в воздухе. Хватает когтями добычу. Цель: развитие творческих способностей, двигательных навыков.
  4. В план прогулки в этот день может быть включена подвижная игра «Совушка-сова», цель которой, развитие ловкости и быстроты движений.
  5. В вечерние часы может проводиться любая продуктивная деятельность (лепка совы из соленого теста, складывание совы из бумаги (оригами), аппликация, рисование и т.д.) Цель: развитие творческих способностей детей, мелкой моторики, мышления.

Таким образом, происходит интеграция всех образовательных областей: познавательной, физической, речевой, художественно-эстетической и социально-коммуникативной. Социально-коммуникативное развитие присутствует во всех видах деятельности: взаимодействуя друг с другом дети учатся договариваться, ждать своей очереди, сдерживать или проявлять эмоции, действовать по правилам, учатся общаться друг с другом и со взрослыми.

Немаловажную роль в развитие коммуникативных навыков через организацию театрализованной деятельности играет предметно-развивающая среда. В группе создан уголок «Мир театра», который постоянно пополняется. Здесь собраны различные виды театров: пальчиковый, театр масок, театр на фланелеграфе, театр верховых и настольных кукол, есть ширма, костюмы. Имеющийся материал расположен таким образом, чтобы дети могли свободно, по интересам выбирать игрушки, пособия, материалы; при желании не только воспроизводить, продолжать то, что они делали на занятии, в совместной деятельности с воспитателем, но и проявить свое творчество, а также закончить начатую игру, реализовать свои замыслы.

Постановка инсценировок, сценок на праздничных утренниках стало доброй традицией группы. Родители принимают активное участие в подготовке к утренникам: учат с детьми стихи, слова, шьют костюмы, приходят на праздники, где могут порадоваться успехам своих детей.

К «Осеннему балу» ребята готовили сценку «Спор овощей».

На праздник мам «День матери» дети приготовили сценку «Под зонтом».

В феврале ребята порадовали пап инсценировкой стихотворения С. Михалкова «Мы тоже воины».

К женскому празднику «8 Марта» дети приготовили «Весеннюю сказку».

Систематическое применение театрализованной деятельности позволяет эффективно развивать не только творческие способности, но и коммуникативные навыки детей.

Изучив методическую литературу по теме и систему оценивания умений и навыков (Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. «Учим детей общению»; методика Таниной Л.В., Е.Г. Юдиной; Петрова Т.И., Сергеева Е.Л. «Театрализованные игры в детском саду») разработала диагностическую методику по определению уровня сформированности навыков у детей через театрализованные игры.

Основным диагностическим методом, используемым в целях диагностики, является наблюдение за тем, как ребёнок ведёт себя в повседневных ситуациях, как он играет с остальными детьми, что делает в конкретных ситуациях. Чаще всего именно в игре ребёнок проявляет те чувства и отношения, которые скрыты для других детей и для него самого. Наблюдение за детьми проводится как в сюжетно-ролевых играх, театрализованных, дидактических, так и подвижных играх.
Фиксируется уровень решения поставленных задач для каждого ребёнка по всем показателям. По всем заданиям определены три уровня его выполнения: низкий, средний, высокий.

        

Диагностика развития коммуникативных навыков через театрализованные игры (средняя группа)

Диагностика развития коммуникативных навыков через театрализованные игры (старшая группа)

Целевые ориентиры при прохождении полного курса программы «Волшебный мир театра»:

- проявляет достаточную независимость в суждениях, в выборе друзей и рода занятий;

- вступает в диалог с окружающими по собственной инициативе, задает тему беседы;

- не вмешивается в разговор старших, не перебивает говорящего, вежливо отвечает на просьбу;

- пользуется вербальными и не вербальными формами взаимодействия для установления контактов, разрешения конфликтов;

- охотно участвует в совместной деятельности;

- терпимо относиться к промахам и ошибкам других, воспринимает доброжелательную критику со стороны;

- способен управлять своим восприятием и организовывать его;

Диаграмма успеваемости дошкольников по развитию коммуникативных навыков через театрализованную деятельность.

Вся проводимая работа с детьми по развитию коммуникативных способностей детей средствами театрализованной деятельности и выступления на сцене перед зрителями показали, что используемые мною виды творческой деятельности, методы, формы организации способствуют реализации творческих сил и духовных потребностей ребенка; раскрепощению и повышению самооценки, общему развитию; проявлению любознательности, стремления к познанию нового, усвоению новой информации и новых способов действия, развитию ассоциативного мышления; настойчивости, целеустремленности; проявлению общего интеллекта, эмоций при проигрывании ролей; помогают развить интересы и способности ребенка; способствуют общему развитию. У ребенка развивается умение комбинировать образы, интуиция, смекалка и изобретательность, способность к импровизации. Такая организация театрализованной деятельности дошкольников не только создает условия для приобретения новых знаний, умений и навыков, развития способностей и детского творчества, но и позволяет ребенку вступать в контакты с детьми и с разными взрослыми.

  В заключении хочу сказать, что систематическая работа по развитию коммуникативных навыков через театрализованные игры способствуют улучшению социального статуса ребёнка. От того, как сформированы навыки общения, умения управлять своими эмоциями во многом зависит характер будущих отношений дошкольников в социуме. Считаю, что выбранное мною направление работы поможет детям в будущем безболезненно адаптироваться в новых для них условиях школьной жизни.

Библиография.

  1. Артемова Л. В. Театрализованные игры дошкольников. – М., 1991.
  2. Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка. – М., 1968.
  3. Гризик Т. И., Тимощук Л. Е. Развитие речи детей 4-5 лет. – М., 2005.
  4. Дерягина Л. Б. Играем сказку. –СПб.,2010.
  5. Добрович А.Б. Общение: наука и искусство. – М., 1996.
  6. Кан-Калик В.А., Никандров Н.Д. Педагогическое творчество. – М.,1990.
  7. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. –Ярославль, 1997.
  8. Кошманская И. П. Театр в детском саду. – Ростов-на-Дону, 2004.
  9. Лаптева Г. Театрализованные игры в детском саду./Ребенок в детском саду. №2, 2013.
  10. Лаптева Г. Театрализованные игры в детском саду./Ребенок в детском саду. №3,2013.
  11. Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду. – М., 2001.
  12. Петрова Т.И., Сергеева Е.Л. Театрализованные игры в детском саду. – М., 2000.
  13. Смирнова Е.О. Межличностное отношение ребенка от рождения до семи лет. – Воронеж, 2001.
  14. Смирнова Е.О. Ступени общения: от года до шести. – М., 1996.
  15. Сорокина Н. Ф., Миланович Л. Г. Театр-творчество-дети. – М., 1995.
  16. Чистякова М. И. Психогимнастика. М.,1990.

        


Предварительный просмотр: