Дополнительное образование: история и современность

Маркова Татьяна Владимировна

Материалы информационного проекта студентки 34 группы 44.02.03 "Педагогика дополнительного образования" Иутиной Софьи

Скачать:


Предварительный просмотр:

Основные цели и задачи государственной политики в сфере дополнительного образования.

Законодательство об образовании синхронизировано с положениями Конституции Российской Федерации и определяет основные принципы государственной политики в сфере образования, нормы правового регулирования отношений в сфере образования, конкретизирует государственные гарантии реализации права на образование в Российской Федерации, устанавливает разграничение полномочий в сфере образования на уровне Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований (статьи 3 - 9 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации").

Стратегической целью государственной политики в области дополнительного образования является повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина.

В 2018 г. Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" определены национальные цели  развития Российской Федерации до 2024 года,  включающие:

-ускорение технологического развития Российской Федерации,

-увеличение количества организаций, осуществляющих технологические инновации, до 50 процентов от их общего числа;

-обеспечение ускоренного внедрения цифровых технологий в экономике и социальной сфере.

Основные задачи, направленные на совершенствование и развитие дополнительного образования детей и международного сотрудничества:

  • Увеличение охвата детей доступным и качественным дополнительным образованием.
  • Обновление содержания и методов обучения дополнительного образования детей, обеспечение вариативности дополнительных общеобразовательных программ.
  • Развитие кадрового потенциала и модернизация инфраструктуры системы дополнительного образования детей.
  • Содействие формированию здорового образа жизни детей и молодежи, увеличение доли учащихся, регулярно занимающихся физической культурой и спортом. Реализация перспективных направлений развития системы физического воспитания через развитие инфраструктуры для занятий физической культурой и спортом; расширение числа школьных спортивных клубов и школьных спортивных лиг по различным видам спорта; проведение ежегодных массовых мероприятий в области физической культуры и спорта для всех участников образовательных отношений.
  • Совершенствование работы по поддержке одаренных детей и талантливой молодежи.  
  • Проведение системной работы по развитию сотрудничества по линии ООН и ЮНЕСКО в сфере образования.
  • Распространение лучших практик российского образования в рамках международного сотрудничества в сфере образования.

Одним из важнейших направлений государственной политики является создание условий для получения образования детьми и молодежью с ОВЗ и инвалидностью, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, других категорий обучающихся. Получение качественного доступного общего, а затем и профессионального образования является одним из основных и неотъемлемых условий успешной социализации граждан, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.

         Целенаправленная работа ведется  через реализацию следующих мер:

  1. Реализация  проекта  "Билет в будущее", проект ранней профессиональной ориентации школьников 6–11 классов, в рамках  международного некоммерческого движения WorldSkills.
  2.  Проведение юниорских турниров  WorldSkills Juniors  (среди учащихся 12-16 лет) которые позволяют, во-первых, попробовать свои силы в конкретной специальности. Во-вторых, получить информацию о ней непосредственно из уст представителей профессионального сообщества, понять, как устроена отрасль и увидеть перспективы карьерного роста. 

 Создаются современные площадки дополнительного образования детей - детские технопарки "Кванториум", мобильные технопарки, центры цифрового образования детей "IT-куб", центры выявления и поддержки одаренных детей и центры, реализующие дополнительные общеобразовательные программы.

Ижевский детский технопарк «Кванториум» - http://kvant18.ru/

Цель: создание условий для развития системы качественного общедоступного современного дополнительного образования научно- технической направленности.

Задачи:

Обучение:  Предлагать лучшие педагогические практики, уделять особое внимание развитию изобретательского, критического, креативного и продуктивного мышления.

Развитие: Непонятное делать доступным, из сложного создавать простое, передавать знания через проектную деятельность, партнерство и сотрудничество.

Воспитание: Прививать художественный вкус и интерес к культурно-историческим  и духовно-нравственным ценностям.

  1. Продолжается работа по развитию физкультурно-спортивного воспитания. Создаются условия по развитию школьных спортивных клубов в рамках урочной и внеурочной деятельности физкультурно-спортивного направления в школах, организациях дополнительного образования детей.
  2. Осуществляется комплекс мероприятий по повышению доступности качественного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ) и инвалидов.
  3. Проведение олимпиад и иных интеллектуальных и (или) творческих конкурсов, мероприятий, направленных на развитие интеллектуальных и творческих способностей (как российском , так и на международном уровне).
  4.  Реализация федерального проекта "Успех каждого ребенка" - на достижение цели воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций.

Цель проекта: Обеспечение к 2024 году для детей в возрасте от 5 до 18 лет доступных для каждого и качественных условий для воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности путем увеличения охвата дополнительным образованием до 80% от общего числа детей, обновления содержания и методов дополнительного образования детей, развития кадрового потенциала и модернизации инфраструктуры системы дополнительного образования детей.

  1. Для реализация мероприятий приоритетного проекта "Доступное дополнительное образование для детей"  были введены в действия:

- региональные  модельные центры  и муниципальные опорные центры, осуществляющие организационное, методическое и аналитическое сопровождение развития системы  дополнительного образования детей;

-функционирование  навигатора по дополнительным общеобразовательным программам, в том числе с функцией записи в кружки и секции, и позволяющего семьям выбирать образовательные программы, соответствующие индивидуальным запросам и уровню подготовки детей (портал навигатор персонифицированного дополнительного образования);

- сформирован банк лучших практик реализации дополнительных общеобразовательных программ, как площадки для взаимодействия и обмена опытом представителей сообщества педагогов ДОД;

- методическое и правовое обеспечение внедрения модели персонифицированного финансирования ДОД.

СОЗДАНИЕ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ

РЕГИОНАЛЬНОГО МОДЕЛЬНОГО ЦЕНТРА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ В УР

В целях реализации в Удмуртской Республике приоритетного проекта «Доступное дополнительное образование для детей», в соответствии с паспортом приоритетного проекта, утвержденного Координационным комитетом по вопросам стратегического развития и реализации приоритетных проектов при Главе Удмуртской Республики от 07 апреля 2017 года № 2, в республике создается Региональный модельный центр дополнительного образования детей на базе автономного учреждения Удмуртской Республики «Региональный центр информатизации и оценки качества образования».

Координатором Регионального модельного центра дополнительного образования детей в Удмуртской Республике является Министерство образования и науки Удмуртской Республики.

Цель деятельности Регионального модельного центра: создание условий для обеспечения организационной, методической, нормативно-правовой и экспертно-консультационной поддержки участников системы взаимодействия в сфере дополнительного образования детей Удмуртской Республики.

Задачи Регионального модельного центра:

-Организационное, методическое и аналитическое сопровождение работы организаций дополнительного образования, в т.ч. организаций, входящих в инновационную инфраструктуру сферы дополнительного образования детей.

-Создание, апробация и внедрение моделей обеспечения равного доступа к современным и вариативным дополнительным общеобразовательным программам, в том числе для детей с различными образовательными потребностями и возможностями (одаренных детей, детей из сельской местности и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации).

-Формирование и распространение моделей сетевого взаимодействия при реализации дополнительных общеобразовательных программ.

-Выявление инфраструктурного, материально-технического и кадрового потенциала Удмуртской Республики в системе дополнительного образования детей.

-Обеспечение функционирования общедоступного навигатора в системе дополнительного образования детей, в том числе содержательное наполнение регионального и муниципальных сегментов навигатора.

-Обеспечение развития профессионального мастерства и уровня компетенций педагогов и других участников сферы дополнительного образования детей.

-Организационно-техническое и методическое сопровождение внедрения модели персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в Удмуртской Республике.

-Формирование позитивного образа системы дополнительного образования детей Удмуртской Республики и обеспечение информационного сопровождения мероприятий Приоритетного проекта и деятельности Регионального модельного центра.

-Выявление, формирование и распространение лучших практик реализации современных, вариативных и востребованных дополнительных общеобразовательных программ для детей различных направленностей.

С 1 августа 2018 г. в Удмуртии идет модернизация системы дополнительного образования детей. Оператором проекта в республике является Региональный модельный центр дополнительного образования детей.

 Цели:

1.      Обеспечить доступность дополнительного образования для детей в возрасте от 5 до 18 лет

2.      Создать  интернет-навигатор  для выбора и записи в понравившийся кружок или секцию через интернет.

3.      Закрепить за конкретным ребенком определенную сумму бюджетных средств на дополнительное образование через сертификат персонифицированного финансирования.

4.      Качественно улучшить содержание образовательного процесса.

5.     Увеличить количество детей, занимающихся по программам технической и естественной направленности

 Участниками проекта на территории Удмуртии являются учреждения дополнительного образования, частные образовательные организации, школы, детские сады, школы искусств, молодежные центры, техникумы и колледжи, спортивные школы, высшие учебные заведения, – все образовательные организации, имеющие лицензию и осуществляющие реализацию дополнительных общеобразовательных программ.

  1. Повышение престижа таких профессий, связанных с воспитанием детей, как педагог, воспитатель и тренер, создание атмосферы уважения к их труду, разработка мер по их социальной поддержке. Повышение квалификации педагогических кадров (непрерывность образования) 
  2. В рамках международного сотрудничества:
  • разработка и реализация образовательных программ и научных программ в сфере образования совместно с международными или иностранными организациями;
  • направление обучающихся, педагогических и научных работников российских организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в иностранные образовательные организации, которое включает в себя предоставление обучающимся специальных стипендий для обучения за рубежом, а также прием иностранных обучающихся, педагогических и научных работников в российские организации, осуществляющие образовательную деятельность, в целях обучения, повышения квалификации и совершенствования научной и образовательной деятельности, в том числе в рамках международного академического обмена;
  • проведение совместных научных исследований, осуществление фундаментальных и прикладных научных исследований в сфере образования, совместное осуществление инновационной деятельности;
  • участие в сетевой форме реализации образовательных программ;
  • участие в деятельности международных организаций и проведении международных образовательных, научно-исследовательских и научно-технических проектов, конгрессов, симпозиумов, конференций, семинаров или самостоятельное проведение указанных мероприятий, а также обмен учебно-научной литературой на двусторонней и многосторонней основе.

Используемая литература:



Предварительный просмотр:

История возникновения и развитие системы дополнительного образования детей в России.

Образование как процесс целенаправленной трансляции культурного наследия, накопленного поколениями  людей, является важнейшим фактором развития общества. Чем выше это развитие, тем сложнее и эффективнее функционирующая в обществе система образования. История российского образования- яркое тому подтверждение. Изучение истории внешкольного образования, внешкольного воспитания является важнейшим условием становления и развития нового педагогического явления- СИСТЕМЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ. Обратимся к истории вопроса, который в нашей стране имеет давние традиции

Появление первых организованных форм внеурочной работы с детьми специалисты относят к времени, когда в Шляхетском кадетском корпусе в Петербурге воспитанники организовали литературный кружок, а позже стали издавать и свой печатный орган под названием «Праздное время, в пользу употребленное». Эти слова можно считать девизом той образовательно-досуговой деятельности, которая стала постепенно развиваться в России.

Примерно с этого же времени начинает свой отсчет история создания детских парков, первый из которых был создан по приказу Екатерины II для ее внука, будущего императора России Александра I.

Еще в середине прошлого века в трудах Л.Н.Толстого, К.Д.Ушинского были сформулированы идеи, имеющие непреходящее значение для теории дополнительного образования:

общечеловеческое образование, подготовка к труду в жизни, свободная организация образовательного процесса.

 В середине XIX века интересные предложения по развитию внешкольной деятельности детей были высказаны Н. И. Пироговым. Он считал чрезвычайно полезным в учебных заведениях устраивать литературные беседы и тем самым способствовать развитию самостоятельного мышления учащихся.

В конце 19-го века при народных домах стали открываться первые клубы для детей. Многие из них были прообразами станций юных техников и натуралистов. В начале 20-го века были организованы первые внешкольные учреждения, деятельность которых связывалась в первую очередь с культурно-просветительной работой (посещение музеев, театров, загородные прогулки, участие в хоре, концертах и др.). Многие ребята с удовольствием учились рисованию, посещали библиотеку, участвовали в дискуссиях по прочитанным книгам.

На рубеже ХIХ-ХХ веков московское образование по праву слыло зеркалом российской школы, отражая практически все стороны. Сеть его учреждений представляла собой несколько типов учреждений: огромное разнообразие школ, училищ, лицеев, гимназий, институтов. Основная масса горожан не имела возможности получить начальное и тем более среднее образование. Сочувствуя им, лучшие представители московской интеллигенции предпринимали шаги по созданию образовательных курсов для малограмотной молодежи. Особую популярность получили курсы на заводах Бромеля и Михельсона на Покровке для рабочих сахарного завода, при типографии печатников. Наибольшей популярностью пользовались Пречистенские рабочие курсы, основанные в 1897 году.

Таким образом, возникновение внешкольного образования относится к концу XIX века, с момента возникновения кружков, курсов ликвидации неграмотности.

Первыми внешкольными объединениями как факторами развития личности были клубные объединения, спортивные площадки, летние оздоровительные колонии. Заслуга в этом представителей прогрессивной интеллигенции: П. Ф. Лесгафта, С. Т. Шацкого, А. У. Зеленко, К. А. Фортунатова и др. Они пытались противостоять консерватизму официального воспитания и образования. С этой целью стремились создавать благоприятные условия для развития как индивидуальных качеств личности ребенка, так и формирования у него ответственности, солидарности, товарищества. Жизнь и разнообразные занятия в организованных ими клубах, несомненно, способствовала этому.

Идеи свободы и равенства, охватившие русское общество, нашли отражение и в области воспитания. Так, в 1906 году по инициативе К. Н. Вентцеля в Москве был открыт Дом свободного ребенка, а в 1905 году на окраине города, в Марьиной Роще, педагогом С. Т. Шацким основан первый «сеттельмент» (культурный поселок) на средства, выделенные владельцами крупных предприятий братьев Сабашниковых, Кушнеровых, Морозовой, по проекту А.У. Зеленко (архитектор по своей основной профессии) на окраине Москвы в Марьиной роще было построено клубное здание для детей. Педагогический коллектив состоял из талантливых выпускников Московского университета Е.А. Казимировой, К.А. и А.А. Фортунатовых. Л.К. Шлегер, Н.О. Массалитиновой. Дети посещали различные клубы. Каждый из которых имел свое название и самоуправление. Подростки учились ремеслу, пению, танцам, занимались астрономией, биологией, театральным творчеством, где помимо опытной школы находились трудовые мастерские и летняя колония. В 1908 году этот поселок был закрыт за попытку «ввести социализм в среду детей». В 1910 году Шацкий С.Т. создал аналогичное общество - «Детский труд и отдых», а в 1911 году - летнюю колонию «Бодрая жизнь». В ней ежегодно проводили лето 60-80 детей, которые посещали учреждения детского общества. Здесь Щацкий С.Т. вместе с сотрудниками в опытной работе проверяли идеи связи трудовой, эстетической и умственной деятельности, взаимоотношений воспитателей и воспитанников, динамики развития детского сообщества. Детский коллектив вместе с педагогами обсуждал все дела колонии. Творческому развитию способностей воспитанников содействовала разумная организация досуга детей по их желанию, она включала в себя игры, чтение, пение, драматический кружок и другие занятия.

В 1912 г. в обществе « Детский труд и отдых» был создан проект, который включал в себя все возрастные группы детей и основные виды работы с ними. Сюда же входили клубы, мастерские, детские библиотеки и так называемая детская трудовая колония. Содержание, формы и методы новаторского социального воспитания были обобщены в монографии В.Н. Щацкой и С.Т. Щацкого «Бодрая жизнь», изданной в 1915г.

Это были лишь единичные внешкольные учреждения, созданные прогрессивными русскими педагогами, которые ставили перед собой различные цели. К этому периоду относятся и организация временных детских коллективов в летний период - летние палаточные лагеря.

Организатором активного досуга московских детей был преподаватель из Тулы Георгий Константинович Ремизов. По его инициативе с 1909 года в садах и скверах стали проводиться детские массовые игры («Волки и овцы», «Гуси и волки», «Третий лишний» и др.), собиравшие до 400 человек детей и взрослых. К 1912 году в Москве действовало 24 площадки для игр. В дальнейшем Московская городская Дума предусматривала создание сети специально оборудованных площадок по типу стадионов с детскими спортивными школами. Кроме игр Ремизов проводил с детьми экскурсии, устраивал дальние походы и поездки.

С 1895 года в Москве работала Комиссия по организации подвижных игр на открытом воздухе (в 1909 году преобразована в Общество физического воспитания, которая считала игры основным методом физического воспитания детей).

Таким образом, развитие внешкольных учреждений в дореволюционный период показывает, что, возникнув как самостоятельная деятельность, внешкольная работа приобрела педагогический статус благодаря многообразию видов, форм демократической организации детей и взрослых, опирающихся на прогрессивные традиции народной педагогики.

ВНЕШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ - просветительская деятельность общественных организаций и частных лиц, направленная на удовлетворение образовательных запросов населения. Учреждения внешкольного образования (воскресные школы, вечерние школы, общеобразовательные и профессиональные курсы для взрослых,  повторительные классы, народные университеты, а так же народные чтения, публичные лекции, народные библиотеки и читальни, книжные склады, народные дома, народные театры и пр.) создавались на общественные и частные средства и не входили в государственную систему народного образования.

Картина развития внешкольного образования, внешкольной работы в 20-30-е годы была очень яркой, наполненной событиями и противоречиями. Издавались детские журналы, где регулярно публиковались научно-педагогические и методические материалы по внешкольному образованию. Рост числа внешкольных учреждений потребовал усиления внимания к подготовке кадров внешкольных работников. Становление системы воспитательной деятельности внешкольных учреждений в 20-30-е годы было связанно с преобразованием экономических и политических основ жизни общества, ориентаций на связи воспитания с жизнью и трудом. Складывалась система управления и координации внешкольной работы, привлечение к ней общественных организаций – «Друг детей», «Служба здоровья», профсоюзов, комитетов комсомола и др. У истоков педагогики внешкольного воспитания стояли: Н.К.Крупская, А.В.Луначарский, А.С.Макаренко, В.Н.Терский, Я.Корчак и др. ими были разработаны задачи и принципы внешкольного образования.

В 30-е годы были в основном сформулированы типы внешкольных учреждений: комплексные или многопрофильные и однопрофильные. Наиболее массовыми из них стали лагеря, летние базы отдыха школьников, отражающие все специфические черты внешкольных объединений.

К середине 40-х годов сложилась государственная сеть внешкольных учреждений. Официально необходимость ее развития определилась следующими причинами:

-школы работали в 2-3 смены, что мешало развитию внеурочной работы в самой школе;

-недостаточный охват детей пионерским движением;

-недостаточное число различных клубов, станций, секций, для проведения полезного досуга с детьми и подростками.

Деятельность внешкольных учреждений развивалась по трем основным направлениям:

-учебно-кружковая работа;

-массовая работа;

-методическая работа.

Система внешкольных учреждений обладала финансовыми ресурсами, достаточными для постепенного, но непрерывного расширения масштабов этой системы. Эти финансовые ресурсы обеспечивались за счет государственного и местных бюджетов.

В предвоенные годы новым явлением в жизни средней школы было занятие спортом, который ранее признавался «неинтеллигентным» занятием. Создавались футбольные и теннисные клубы, стали возникать детские и молодежные гимнастические организации: «потешные» (в память детских игр Петра I), «соколы» (по типу чешских организаций) и «бойскауты» (по английскому образцу).

В 40-е годы система внешкольной воспитательной работы в основном сформировалась, что дало возможность стимулировать и развивать творческие способности и интересы детей в области искусства, живописи, техники, туризма, физкультуры и спорта, а также определить типы внешкольных учреждений - специализированные комплексные. К концу 1940 года в системе народного образования насчитывалось 1846 учреждений.

В специфических условиях военных лет деятельность внешкольных учреждений была направлена на шефство над госпиталями, сбор лекарственных трав, выполнение заказов военных предприятий, овладение военным делом.

В послевоенный период формы и методы работы с детьми определялись задачами воспитания и перспектив развития школы. В этот период внешкольная работа становится предметом внимания органов народного образования всех уровней.

В 50-е годы происходит дальнейшая политизация работы внешкольных учреждений. Система внешкольных учреждений рассматривалась как важный идеологический инструмент укрепления социалистического строя. Детские внешкольные учреждения наряду с другими социальными инструментами были призваны способствовать воспитанию гражданина социалистического общества, активного строителя коммунизма с присущими ему идейными установками, моралью и интересами, культурой труда и поведения. Идеологическая деятельность детских внешкольных учреждений представляла собой относительно самостоятельный «модуль» в системе внешкольной работы. Добровольный характер деятельности детских объединений обуславливал неизбежность ориентации на интересы и потребности детей. Для детей внешкольные учреждения были не идеологическими центрами, а центрами творческой деятельности, неформального общения. Выполняя государственный заказ, детские внешкольные учреждения удовлетворяли запросы и потребности детей. Являясь учреждениями педагогическими, они не могли не ориентироваться на достижения индивидуально-личностных результатов. Таким образом, социально-педагогические функции внешкольного учреждения можно рассматривать как виды ожидаемых результатов его деятельности, соответствующих социальному заказу, потребностям детей, педагогическим возможностям самого учреждения. Можно выделить четыре основные педагогические функции, которые реализовывались в рассматриваемый период.

1.Профессиональное и гражданское самоопределение детей. Внешкольные учреждения создавали условия для выявления талантов, развития творческих способностей детей, определения их планов профессионального образования. Гражданское самоопределение, жизненная позиция воспитанников внешкольных учреждений вырабатывалась в многообразных практических делах: организация трудовых объединений, участие в природоохраняемых мероприятиях, проведение праздников и концертов для населения, участия в исследовательской работе и т.д.

2.Вторая функция связана с функцией профессионального самоопределения, но не тождественна ей. Во внешкольных учреждениях школьники получали образование, которое не могла им дать школа (не могла дать вообще или на желаемом уровне): эстетическое, техническое, спортивное, научное.

3.Третья функция - коммуникативная, создание условий для развития коммуникативных контактов на межличностном, межшкольном, межрегиональном и международном уровнях. Творческие объединения детей становились своеобразными клубами. Дружеские связи, возникшие в рамках этих клубов, нередко сохранялись долгие годы. Такие контакты обогащали опыт социального поведения школьников, ибо в школе и во внешкольном учреждении они играли разные социальные роли, был различным характер их взаимоотношений со сверстниками и педагогами.

4.Четвертая функция, которая появилась в процессе деятельности внешкольных учреждений - формирование духовного образа жизни. Участие в детских объединениях оказывало влияние на структуру свободного времени школьников, ибо всегда было связано и с самостоятельными занятиями дома, и с изменением содержания таких занятий ( иной подход к выбору телепередач, книг и т.д.). Внешкольная деятельность детей влияет на круг их общения, на содержание личностно значимых проблем – иначе говоря, на всю систему духовных ценностей.

Оценивая данное направление работы внешкольных учреждений, следует иметь в виду, что полноценное развитие личности невозможно в рамках какого-то одного вида деятельности (например учебной), а предполагает сочетание разных ее видов, состав которых обязательно должна входить и досуговая деятельность.

В середине 80-ых годов во внешкольных учреждениях системы

просвещения работали 135 тысяч педагогов, многие из которых сочетали эту работу с основной работой в ВУЗах, НИИ, на производстве, учреждениях культуры. Эти специалисты, работая с детьми, реализовывали свой личный потенциал, свои педагогические способности. Внешкольные учреждения обеспечивали их методическую подготовку к педагогической работе. Реализация методической функции внешкольных учреждений выражалась и в их педагогических инновациях. Нередко в практике работы внешкольных учреждений появлялись такие формы и методы педагогической деятельности, которые можно было использовать и в массовой школьной практике. К ним относятся различные виды дискуссий, интеллектуальных игр и другие интерактивные методы.

В 1991г. после распада пионерской и комсомольской организаций в Москве появились скаутские и другие детские объединения.

Система дополнительного образования детей возникла в России в 1992г. и является правоприемником внеклассной и внешкольной работы.

В конце XX в. в новом Законе РФ «Об образовании» (1992 г.) был введен раздел, посвященный дополнительному образованию. Таким образом, не только был введен новый термин, но и создано правовое обоснование для реформирования системы дополнительного образования детей. Именно с 1992 г. в российском образовании начался постепенный процесс преобразования сферы, знакомой многим под названием «внешкольная работа», в «дополнительное образование детей» (ДОД).

Закон Российской Федерации «Об образовании» утвердил новый правовой статус в отношении внешкольных учреждений — домов пионеров и школьников, станций юных техников, туристов, натуралистов, клубов по месту жительства и т. п. Теперь они называются учреждениями дополнительного образования детей (УДОД) и являются специализированными заведениями, созданными для реализации дополнительных образовательных программ, оказания дополнительных образовательных услуг, организации содержательного досуга детей.

 В 1996 г. в новой редакции закона была уточнена типология учреждений дополнительного образования взрослых и учреждений дополнительного образования детей.

Используемая литература:

  • Дополнительное образование детей: история и современность : учеб. пособие  для СПО / отв. ред. А. В. Золотарева. Москва. Юрайт,2016г.
  • Голованов В.П. Методика и технология работы педагога дополнительного образования: учеб. пособие  для СПО- М: Владос, 2004г.  
  • Пикина А.Л. Дополнительное образование детей: история и современность: учеб. пособие для СПО- Юрайт, 2018г.



Предварительный просмотр:

Этапы становления системы дополнительного образования в России.

Подходы к исторической периодизации системы дополнительного (внешкольного) образования детей.

Исследователи выделяют хронологические периоды, в которых наиболее ярко прослеживаются особенности развития внешкольного образования и особенности становления дополнительного образования. В самом общем виде можно выделить три этапа:

  • дореволюционный (внешкольное образование)
  • советский (внешкольное образование)
  • современный (дополнительное образование детей)

По мнению О.Е. Лебедева, М.В. Катуновой, В.А. Березиной, В.П. Голованова, Л.Ю. Кругловой, Е.В. Смольникова, М.О. Чекова, Н.Ф. Трубицына, Н.Ю. Конасовой, С.С. Филиппова, А.Т. Бойцовой, Р.У. Богдановой и др., этими периодами являются следующие временные отрезки:

  • конец XIX – начало XX в.,
  •  20–30-е гг., 40–80-е гг.,
  • период с 1992 г. по настоящее время.

Состояние внешкольного образования в обозначенные периоды анализируется по таким параметрам, как цель, задачи, принципы, функции, направления работы, типы учреждений, то есть именно по тем характеристикам, которые выявляют динамику развития внешкольного образования и его переход в дополнительное образование.

Свою периодизацию эволюции теоретических представлений о сущности и назначении дополнительного (внешкольного) образования детей предлагает М. О. Чеков. Он выделяет в этом процессе четыре этапа:

Этапы

Характеристика целей и задач

Годы

Особенности развития учреждений

1-й этапСинкретизм

Дореволюционная эпоха. Отсутствие доминанты в социализации

До 1917 г.

Разработка теоретических основ в создании первых экспериментальных учреждений

2-й этап

Становление

Эпоха диктатуры пролетариата. Доминанта социализации – обучение, так как основная цель – ликвидация неграмотности. Задача – освоение образовательного минимума большинством населения.

С 1917 г. до начала 30-х годов ХХ в.

Формирование государственной системы внешкольных учреждений, которые играли второстепенную роль. Поэтому имели возможность для относительно свободного и самостоятельного развития.

3-й этап

Зрелость

Тоталитарное государство. Доминанта – воспитание. Цель – формирование личности (активный строитель коммунизма, например). Задача – воспитание необходимых качеств заданного типа личности.

С начала 30-х до середины 80-х годов

Идеологизация системы внешкольных учреждений, которые были призваны помогать школе в решении задач воспитания, Теряется самостоятельность учреждений .

4-й этап

Трансформация

Создание демократического государства. Доминанта – развитие. Цель – развитие возможностей личности. Задача – свободное движение личности по индивидуальной траектории развития к некой «индивидуальной планке».

С середины 80-х годов

Демократизация системы образования. Переход от внешкольных учреждений к учреждениям дополнительного образования детей. УДОД становятся одной из равноправных составляющих в системе непрерывного образования.

Периодизация в эволюции теоретических представлений развития дополнительного (внешкольного) образования несколько иначе представлена В. П. Головановым. Он выделяет пять основных этапов:

  • первый этап — зарождение: дореволюционный период (сер.

XIX в. — 1917 г.). Это время зарождения внешкольного образования, культурно-просветительской, политико-просветительской работы, разработки теоретических основ полисферного развития внешкольного образования;

  • второй этап — становление: послереволюционный период и первые годы советской власти (1917 г. — нач. 30-х гг.). Доминанта социализации — обучение, поскольку целью является ликвидация неграмотности; осуществляется разработка педагогики среды;
  • третий этап — развитие (нач. 30-х гг. — 80-е гг.): период строительства социалистического государства. Доминанта — воспитание. Цель — формирование личности «активного строителя коммунизма». Осуществляется идеологизация системы внешкольных учреждений;
  • четвертый этап — трансформация: разрушение политико-экономической системы, время попытки создания демократического государства. Произошел переход от системы внешкольного воспитания к системе дополнительного образования детей (сер. 80-х — 90-е гг.

XX в.);

  • пятый этап — социокультурное адаптирование: постсоветский период (с конца 90-х гг. по настоящее время). В это время произошло становление и развитие системы дополнительного образования детей.

Наиболее подробно этапы описаны в работах Е. В. Смольникова. Он выделяет в развитии отечественной системы дополнительного образования детей следующие из них:

— возникновение (1905—1917 гг.),

— становление (1918—1939 гг.),

— развитие (1940—1960 гг.),

— расцвет (1961—1986 гг.),

— спад (1987—1992 гг.),

— стабилизация (с 1993 г. по настоящее время).

Исследователи характеризуют дополнительное образование как:

  • особое образовательное пространство, где объективно задаются множество отношений, где осуществляются специальные образовательные деятельности различных систем (государственных, общественных, смешанных) по развитию индивида и его организации, так как оно расширяет возможности практического опыта ребенка, является временем творческого освоения новой информации и самоосмысления, формирования новых жизненных умений и способностей, на которые школа не ориентирована; целенаправленный процесс обучения и воспитания, ориентированный на развитие личностных профессиональных качеств человека и реализуемых через творческие образовательные программы, не входящие в содержание Госстандартов образования;
  • специфически органическая часть системы общего и профессионального образования, представляющая собой процесс и результат формирования личности ребенка в условиях развивающей среды, предоставляющая детям интеллектуальные, психолого-педагогические, образовательные, развивающие и другие услуги на основе свободного выбора и самоопределения;
  • образование, предоставляющее детям возможность свободного выбора форм и видов деятельности, направленных на формирование их мироощущения и миропонимания, развитие мотивационной положительной направленности в сфере свободного времени.

        Эти определения не исключают по своему содержанию друг друга, в них прослеживается потенциал дополнительного образования в воспитании социально активной личности.

Используемая литература:

  • Голованов В. П. Развитие полисферности дополнительного образования детей:монография. — М.; Йошкар-Ола: МГПИ им. Н. К. Крупской, 2006.
  • Пикина А.Л. Дополнительное образование детей: история и современность: учеб. пособие для СПО- Юрайт, 2018г.
  • Машинистова Н. В. История становления дополнительного образования детей в России  // Проблемы и перспективы развития образования: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Пермь, май 2012 г.). — Пермь: Меркурий, 2012. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/58/2347/