Программа социально-эмоционального развития "Я и другие" для детей 6-7 лет.

 

 

 

 

 

                                              

ПРОГРММА  СОЦИАЛЬНО-ЭМОЦИОНАЛЬНОГО  РАЗВИТИЯ

ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

«Я  И  ДРУГИЕ».

                                     

Возраст детей: от 6 до 7 лет.

Срок реализации: 1 год                      

 

 

                                       Составитель: Минина Марина Владимировна, педагог – психолог

 

 

 

 

г. Санкт-Петербург

 Пояснительная записка.

Данная программа разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. «Дошкольное образование впервые в истории российской культуры стало полноценным уровнем образования наряду с начальной школой, вузом». По мнению А.Г. Асмолова  «задача стандарта – позитивная социализация и индивидуализация личности…»  Стандарт - поддержка разнообразия детства. Позитивная социализация невозможна без психического благополучия ребёнка, без эмоционально личностного развития. Неумение распознавать и описывать свои эмоции, выражать своё эмоциональное состояние социально приемлемым способом рождает конфликты внутри детской группы, у дошкольников появляются внутри личностные проблемы, которые вытекают в тревожность, застенчивость, агрессивность, замкнутость и т.д.         

В настоящее время увеличилось число детей с проблемами в эмоционально-волевой и коммуникативной сферах. Увеличилось количество тревожных детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью.      Психологи считают, что все изменения в познавательной деятельности, которые происходят на протяжении детства, необходимо связывать с глубокими изменениями в эмоционально-волевой сфере личности ребёнка.     Эмоции воздействуют на все психические процессы: восприятие, ощущение, память, внимание, мышление, воображение, а также на волевые процессы. Поэтому проблема развития эмоций и воли, их роли в возникновении мотивов как регуляторов деятельности и поведения ребенка является одной из наиболее важных  проблем психологии и педагогики.  С одной стороны, им необходимы яркие эмоциональные впечатления, а с другой стороны - игры, упражнения, которые помогают детям  управлять эмоциями, осознавать их и контролировать. Если это нарушается, нарушается и нормальный процесс личностного развития в целом. Внешний  мир социальных отношений - требует от ребенка нравственного развития, которое определяется следующими образующими: знанием норм, привычками поведения, эмоциональным отношением к нравственным нормам и внутренней позицией самого ребенка. Первостепенное значение для развития ребенка как социального существа имеет знание нормативов поведения. На протяжении раннего и дошкольного возраста ребенок через общение с окружающими его людьми (взрослыми, сверстниками и детьми других возрастов) усваивает социальные нормы поведения, которые влияют на становление его личности. Определяющее значение для развития детской личности имеют чувства и воля. Одно из главных направлений развития чувств, в дошкольном возрасте - увеличение их «разумности», связанное с умственным развитием ребенка. Ребенок начинает познавать окружающиймир, знакомиться с последствиями своих поступков, разбираться в том, что такое хорошо и что такое плохо.

«Разумность» распространяется и на чувства, связанные с собственным поведением ребенка. У ребенка возникают чувства гордости или стыда в зависимости от оценки, которую дают его поведению взрослые. Но эти переживания относятся еще не к самим поступкам, а к их оценке другими людьми. По мере усвоения норм, правил поведения, формирования самооценки ребенок начинает переживать по поводу выполнения или невыполнения этих норм, подобные переживания могут вызывать у него радость, гордость или, наоборот, стыд даже в том случае, когда ребенок находится наедине с собой и о его поступке никто не знает.  Сознательное управление поведением только начинает складываться в дошкольном детстве. Волевые действия соседствуют с действиями непреднамеренными, импульсивными. В это время важно развивать в детях волевые усилия, сознательно добиваться поставленной цели, не поддаваться отвлекающему влиянию побуждений, связанных с другими, менее значимыми целями. Это будет приводить к развитию самообладания, умению сдерживаться и подавлять ситуативные желания, чувства и их проявления, укреплять волю ребенка. Выполнение волевых действий в детстве зависит от речевого планирования и регуляции. Именно в словесной форме ребенок формулирует для себя, что он намерен делать, обсуждает сам с собой возможные решения при борьбе мотивов, напоминает себе о том, для чего он выполняет действие, и приказывает себе добиваться достижения цели. Речь далеко не сразу приобретает в поведении ребенка это регулирующее значение. Ребенок овладевает умением словесно направлять и регулировать собственные действия, применяя к себе самому те формы управления поведением, которые к нему в его опыте применяют взрослые. Речь, умение общаться со сверстниками также является важнейшим социальным навыком, влияющим на развитие ребёнка. Тема развития социально-эмоциональной сферы ребёнка является очень важной, т. к. влияет на становление личности ребенка, и на последующую его успешность в семье и в обществе.

Организационные условия проведения занятий.

Программа реализуется в течение одного учебного года в количестве 20 учебных часов. Занятия проводятся с группой детей, состоящей из 8 человек, 1 раз  в неделю в первой половине дня. Продолжительность одного занятия –  от 20 до 25 минут. Занятия проводятся в кабинете психолога. Кабинет укомплектован  необходимыми  материалами для проведения занятий. 

Форма участия других лиц в реализации программы.

Неотъемлемыми участниками образовательного процесса в рамках реализации данной программы являются родители детей, посещающих занятия. Родители имеют возможность посещать консультации специалиста по возникающим вопросам и выявленным проблемам в ходе реализации программы, знакомиться с результатами входящей, промежуточной и итоговой диагностики, посещать открытые и итоговые занятия, участвовать в тематических выставках, родительских лекториях, собраниях, высказывать свои пожелания и рекомендации по текущим вопросам, касающимся образовательного процесса.

В связи с актуальностью заявленной темы целью программы является – социально-эмоциональное развитие личности ребёнка 6-7 лет. 

Задачи программы:

l Познакомить детей с основными эмоциональными состояниями: радостью, любовью, грустью, гневом, страхом, стыдом.

l Развивать умения слушать и понимать других.

l Развитие умений строить взаимоотношения со сверстниками, взрослыми и правильно вести себя в соответствующей обстановке.

l Повысить уверенность в себе, развивать самостоятельность.

 

Ожидаемые результаты.

Ребёнок  активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх, способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе веры в себя, старается разрешать конфликты.  мир, знакомиться с последствиями своих поступков, разбираться в том, что такое хорошо и что такое плохо.

«Разумность» распространяется и на чувства, связанные с собственным поведением ребенка. У ребенка возникают чувства гордости или стыда в зависимости от оценки, которую дают его поведению взрослые. Но эти переживания относятся еще не к самим поступкам, а к их оценке другими людьми. По мере усвоения норм, правил поведения, формирования самооценки ребенок начинает переживать по поводу выполнения или невыполнения этих норм, подобные переживания могут вызывать у него радость, гордость или, наоборот, стыд даже в том случае, когда ребенок находится наедине с собой и о его поступке никто не знает.  Сознательное управление поведением только начинает складываться в дошкольном детстве. Волевые действия соседствуют с действиями непреднамеренными, импульсивными. В это время важно развивать в детях волевые усилия, сознательно добиваться поставленной цели, не поддаваться отвлекающему влиянию побуждений, связанных с другими, менее значимыми целями. Это будет приводить к развитию самообладания, умению сдерживаться и подавлять ситуативные желания, чувства и их проявления, укреплять волю ребенка. Выполнение волевых действий в детстве зависит от речевого планирования и регуляции. Именно в словесной форме ребенок формулирует для себя, что он намерен делать, обсуждает сам с собой возможные решения при борьбе мотивов, напоминает себе о том, для чего он выполняет действие, и приказывает себе добиваться достижения цели. Речь далеко не сразу приобретает в поведении ребенка это регулирующее значение. Ребенок овладевает умением словесно направлять и регулировать собственные действия, применяя к себе самому те формы управления поведением, которые к нему в его опыте применяют взрослые. Речь, умение общаться со сверстниками также является важнейшим социальным навыком, влияющим на развитие ребёнка. Тема развития социально-эмоциональной сферы ребёнка является очень важной, т. к. влияет на становление личности ребенка, и на последующую его успешность в семье и в обществе.

Организационные условия проведения занятий.

Программа реализуется в течение одного учебного года в количестве 20 учебных часов. Занятия проводятся с группой детей, состоящей из 8 человек, 1 раз  в неделю в первой половине дня. Продолжительность одного занятия –  от 20 до 25 минут. Занятия проводятся в кабинете психолога. Кабинет укомплектован  необходимыми  материалами для проведения занятий. 

Форма участия других лиц в реализации программы.

Неотъемлемыми участниками образовательного процесса в рамках реализации данной программы являются родители детей, посещающих занятия. Родители имеют возможность посещать консультации специалиста по возникающим вопросам и выявленным проблемам в ходе реализации программы, знакомиться с результатами входящей, промежуточной и итоговой диагностики, посещать открытые и итоговые занятия, участвовать в тематических выставках, родительских лекториях, собраниях, высказывать свои пожелания и рекомендации по текущим вопросам, касающимся образовательного процесса.

В связи с актуальностью заявленной темы целью программы является – социально-эмоциональное развитие личности ребёнка 6-7 лет. 

Задачи программы:

l Познакомить детей с основными эмоциональными состояниями: радостью, любовью, грустью, гневом, страхом, стыдом.

l Развивать умения слушать и понимать других.

l Развитие умений строить взаимоотношения со сверстниками, взрослыми и правильно вести себя в соответствующей обстановке.

l Повысить уверенность в себе, развивать самостоятельность.

 

Ожидаемые результаты.

Ребёнок  активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх, способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе веры в себя, старается разрешать конфликты.  

 Категория и возраст обучающихся.

Данная программа рассчитана на детей дошкольного возраста 6-7 лет имеющих сложности в социально - эмоциональной сфере.

Содержательная характеристика программы. Работа с детьми организуется таким образом, чтобы они становились активными участниками занятий. В темы занятий включаются такие эмоциональные состояния, как радость, страх, обида и др. С целью  профилактики психосоматических заболеваний у детей дошкольного возраста на занятиях уделяется внимание эмоциональному миру человека, проводится обучение дошкольников выражению эмоций и их распознаванию.  Занятия учат ребёнка выражать свои чувства словами. Также дети знакомятся с такими темами: как «дружба», «навыки общения», «личное пространство», «половая принадлежность», умение сказать «нет», «опасные ситуации».

Учебный план.

Блоки (курсы, программы)

Количество часов

Теория

Практика

Другое

1. «Знакомство членов группы». 1-я часть.

 

1 час.

 

2. «Знакомство членов группы». 2-я часть.

 

1 час.

 

3. «Чувства» 1-я часть.

 

1 час.

 

4. «Чувства» 2-я часть.

 

1 час.

 

5. «Победители страхов» 1 –я часть.

 

1 час.

 

6. «Победители страхов» 2-я часть.

 

1 час.

 

7. «Навыки общения» 1-я часть.

 

1 час.

 

8. «Навыки общения» 2-я часть.

 

1 час.

 

9. «Уроки тишины» 1-я часть.

 

1 час.

 

10. «Уроки тишины» 2-я часть.

 

1 час.

 

11. «Сказать нет» 1-я часть. 1-я часть.

 

1 час.

 

12. «Сказать нет» 1-я часть. 2-я часть.

 

1 час.

 

13.«Личное пространство»   1-я часть.

 

1 час.

 

14.«Личное пространство»   2-я часть.

 

1 час.

 

15. «О тебе».

1-я часть.

 

1 час.

 

16. «О тебе».

2-я часть.

 

1 час.

 

17. «Дружба»

1-я часть.

 

1 час.

 

18. «Дружба»

2-я часть.

 

1 час.

 

19. « Моя семья».

 

1 час.

 

20. Группа заканчивает работу.

 

1 час.

 

Всего

 

20 час.

 

 

Список литературы для родителей.

1. Гиппернрейтер «Общаться с ребёнком. Как?

2. Фром Аллан. Азбука для родителей.Л.: Лениздат, 1991. – 319 с.

3. Грей Джон. Дети - с небес. Уроки воспитания. Как развивать в ребёнке дух сотрудничества, отзывчивость и уверенность в себе. М.: Издательство «София», 2010.-384с.

4. Чемпен. Пять языков любви.

5. Януш Корчак. Как любить ребёнка.

8. Фабер Адель, Мазлиш Элейн. Как говорить, чтобы дети слушали и как слушать, чтобы дети говорили.