Консультации для родителей

Иванова Марина Евгеньевна
На этой странице Вы познакомитесь с темами, которые актуальны для родителей. Очень надеюсь, что материалы, размещенные здесь будут полезны и интересны.

Скачать:


Предварительный просмотр:

К чему нельзя принуждать детей. - Купить в Детском интернет магазине питания - Baby-SHOP24.ruКак заставить ребенка хорошо учиться?

«Моя дочь учится из-под палки… Я перепробовала все способы воздействия». «Мой сын тупой, природа отдохнула…» Никогда родители так часто не жаловались на своих отпрысков, взывая о помощи!

Зависть к детям из «высшего общества» стимулируют рыночные отношения в школе. «А что мне за это будет?» «Надо дружить с Петей, у него папа банкир!» «Давай поменяемся: ты мне дашь списать домашнее задание, а я тебе подарю модный журнал!» Разводы, разделы имущества, взаимные упреки в низкой зарплате, манеру общения с друзьями и знакомыми из разных социальных кругов — все это дети видят, «фотографируют», «сканируют» и «копируют» с нас.

Еще одно радикальное изменение — они растут в новой коммуникативной среде. Компьютеры заменяют членов семьи, «стрелялки», «бродилки» — ролевые игры со сверстниками. Для новой генерации характерен высокий интеллект и недоразвитая (по традиционным понятиям) личность. Эффект «индиго», сверходаренных и технологически продвинутых детей — это всего лишь эффект мальчика Кая из «Снежной королевы», умного, но со льдинкой в сердце.

Мобильная связь спровоцировала психологическую созависимость детей и родителей. Она стала инструментом контроля в руках активных мам и бабушек. Ребенку не нужно больше принимать самостоятельных решений и планировать свою жизнь!

Перенасыщенная информационная среда расшатывает уверенность ребенка в себе. Особенно при негативном характере информации. Раньше мы узнавали только о победах и достижениях, сегодня — о жертвах терактов, пожаров, авто- и авиакатастроф.

Дети стали бояться бедности, потерять родителей, двойкой теперь их не испугать. Знания не гарантируют более важное для наших детей физическое и социальное выживание. Маятник в воспитании уходит из одной крайности в другую, от брошенных детей к невротической гиперопеке.

1 СИТУАЦИЯ

Танечка очень стеснялась отвечать и переспрашивать. Ей нужно было время, чтобы подумать над ответами. В конце второго класса на родительском собрании ее причислили к «твердым троечникам», которым придется работать летом дополнительно. Папа Тани — чиновник высокого ранга, и школьная ситуация здорово била по его самолюбию. «Моя дочь еле учится… Скажи, что тебе не хватает? У тебя есть все — отдельная комната, одежда, еда… Мама дома, тебе помогает. Нельзя учиться на хорошо и отлично? А что нас ждет дальше?» Но у Тани было свое самолюбие. Она хлопнула дверью и ушла на улицу. Никогда ей не было так одиноко… Родители разыскали ее на вокзале, догадавшись, что дочка отправится к бабушке в Минск… Таня подросла, подтянула учебу и уже выбилась в хорошисты, но до сих пор помнит реакцию отца на тройки и свое чувство одиночества и отчаяния.

Родители: «Наша дочь троечница… Нам стыдно ходить в школу на родительское собрание».

Ребенок: «Они меня не любят, потому что я какая-то не такая уродилась… Моя жизнь кончена…»

Отрицательные ярлыки («троечник», «неудачник», «недотепа») снижают мотивацию достижения у детей. Что проку стараться, если тебя все равно будут ругать за плохие отметки? Дети обнаруживают, что в школе есть «любимцы» и «изгои», «трудные» и «отличники». Этот ярлык — показатель статуса ребенка в группе, который, в свою очередь, становится стереотипом, управляющий поведением члена группы. Все знают, что Петя занимается футболом, он — спортсмен, а Маша хорошо решает примеры и задачи, она — умная. Если ярлык «хороший», он напоминает ребенку о достижениях и подбадривает его в трудные минуты. Если «плохой» — он усугубляет ситуацию, делает ее почти безнадежной, снижая самооценку у психически подвижных детей. У детей с сильной нервной системой он повышает уровень скрытой агрессии.

Объектом оценки должен стать не ученик, а результаты его усилий. Различают отметки и оценки. Отметки, как зарубки, метки, позволяют отслеживать и нам, и самим детям траекторию прогресса в обучении. Оценки — это невидимые колпаки с надписями, которые дети носят очень долго, после того как мы водружаем их им на головы. Корона. Маска. Клеймо. Если мы не можем им помочь, может, мы хотя бы не будем подрезать крылья?

Мы говорим

Они слышат

• Ты позоришь семью. У нас все оканчивали школу с золотыми медалями.

• Я — гадкий утенок.

• Если ты сейчас учишься на тройки, что с тобой будет дальше?

• Чем старше становишься, тем тяжелее и беспросветнее…

• Я не хочу даже знать, что ты получил двойку. Как хочешь, но чтобы домой приносил хорошие отметки!

• Я им безразличен. Их интересуют только мои отметки.

 Как не стоит реагировать

 Лучше сказать

• Папа с дневником, в котором стоит «3», — дочке: «Моя дочка троечница…»
• Ребенок: «Почему он расстраивается из-за одной-единственной отметки?.. Лучше бы помог…»

• Отец: «Я тоже думаю, что это недоразумение. Нужна помощь?»

 

2 СИТУАЦИЯ

Валера прекрасно учился в первом и втором классах, но в третьем, после того как поменялась классный руководитель, которая к Валере относилась с особой симпатией, он стал учиться хуже. На пристрастные вопросы родителей, почему он отвлекается на уроках, отпускает шутки, не выполняет некоторые домашние задания, он твердил: «Скучно… Не знаю, как-то вылетело из головы!» «Раньше ты учился на одни пятерки!» — «Четверки — тоже хорошие отметки. Я хорошо учусь, мама!» К концу третьего класса у него появились тройки. Школьный психолог нашла причину: Валера не знает, зачем ему учиться и почему важно выполнять задания всякий раз. Четыре месяца работы в группе «вернули» Валеру в школу. Он снова стал блестяще заниматься, но теперь уже осознанно!

Взрослые: «Ты способный, но ленивый! Жалко, что пропадают такие способности».

Ребенок: «Они понимают, что я способный и обладаю даром. Этого достаточно, чтобы ничего не делать. Мне повезло!» Психологи и педагоги призывают хвалить детей, чтобы поощрять к учебе. Но объектом оценивания и похвалы должен быть не сам ребенок, его характеристики, а действия и результаты усилий. Способности — это прекрасный стартовый капитал, но они могут остаться неиспользованным природным ресурсом, необработанным материалом, потенциалом, который так и остался нераскрытым.

Школьная программа построена на формировании все более усложняющихся навыков. Наша система образования одна из наиболее систематических и фундаментальных. Пропуски уроков чреваты быстрым нарастанием пробелов. Выход в том, чтобы у детей выработать привычку заниматься, ориентироваться на достижение хорошего результата.

Иногда даже одаренные дети не знают, зачем им учиться, если жизненный успех измеряется материальными благами? Можно применить математическую метафору: «Способности — это 10% от капитала (таланта), остальное — труд! Обладая способностями, ты гарантированно станешь бедняком. Работая, не покладая рук, ты будешь стремительно обогащаться. Придет время, и все это увидят! »

Мы говорим

Они слышат

• Если ты получишь еще одну двойку, я не знаю, что я с собой сделаю…

• Если она с двойкой не справляется, то как она вообще живет?

• Я сегодня же пойду в школу и выведу всех на чистую воду!

• А как я потом буду учиться? Меня же съедят…

 Как не стоит реагировать

 Лучше сказать

• Мама: «Вы несправедливо поставили моей дочке два… Вы цепляетесь к ней!»
• Ребенок: «Теперь мне точно конец».

• Мама: «Спасибо вам за возможность поговорить. Мне показалось, у нас есть небольшие трудности в решении задач. Не могли бы вы уделить нам внимание?»

 

3 СИТУАЦИЯ

Сашенька была единственным ребенком в семье, жила с мамой и бабушкой. Мама фактически была папой, часто уезжала на заработки, была добытчицей, а бабушка водила внучку в детский садик, поликлинику, на прогулки. Тихое семейное счастье закончилось, когда Сашенька пошла в школу: скромная девочка потерялась среди своих шумных одноклассников, постепенно стала отставать в школе. Бабушка готова была готовить обеды, стирать, присматривать за внучкой, но она опасалась вмешиваться в школьные дела. Поскольку мама появлялась дома только на выходные, она пыталась штурмовать события, ругала дочку, пугала ее тем, что она вырастет неграмотной, а иногда взывала к совести. Общение с дочкой стало похожим на дополнительную работу дома. Перепуганная Сашенька сидела и тупо смотрела на задание, не зная, с чего начать. Ей казалось, что любое ее телодвижение приведет к страшным последствиям. Учеба становилась все хуже. В третьем классе ее оставили на второй год, хотя классная руководительница была уверена: этому ребенку нужно было только немного помочь утвердиться, войти в группу, адаптироваться к темпу школы.

Мама: «Я и так несчастна, а ты еще и плохо учишься! До каких пор ты будешь меня изводить?»

Дочка: «Я тупая… Я виновата в том, что у нас нет отца, нет денег и мама болеет…»

Чтобы оказать давление на ребенка и заставить учиться, мы иногда взываем к его совести и сочувствию. Ребенок не должен использоваться как психотерапевт, отдушина, жилетка, чтобы поплакаться. Так у ребенка сформируется огромный комплекс вины: он постоянно разрушает жизнь самого родного ему человека, мешает быть ему счастливым и радостным. Ваш ребенок будет нести гораздо больший груз, чем вы сами. Вы думаете, это придаст ему сил и уверенности? Или вы дорожите своей репутацией вечной жертвы, заложницы неблагоприятных обстоятельств?

Если честно, обстоятельства всегда против нас, а дети всегда требуют внимания и сил. Если вам трудно держаться, подумайте, кто из родных и знакомых мог бы помочь? Как организовать среду так, чтобы это и вам, и ребенку придавало сил?

Не нужно стесняться беспокоить учителей, они будут рады сотрудничеству с вами, ведь и у них непростая задача: обучить целый класс детей с разным уровнем подготовки, способностями и мотивацией.

Мы говорим

Они слышат

• Тебе достались хорошие гены! Я тоже учился легко, сын!

• Ура! Мы — счастливая семейка! Главное, чтобы достались гены. Пусть работает тот, кому не повезло!

• Ты просто ленивый, стоит только поднатужиться, как ты покажешь блестящий результат!

• Я бы поднатужился… Но я ленивый. Как-нибудь удивлю их, ладно уж!

• Ты почему не учишься? У тебя есть все, чтобы учиться хорошо! У тебя светлая голова!

• Я не пойму, они меня хвалят или ругают? Пусть подумают, а я пока погуляю…

 Как не стоит реагировать

 Лучше сказать

• Отец с дневником, в котором красуется «3»: «Это при твоих-то способностях!»
• Ребенок: «Моих способностей хватит на всю жизнь!»

• Отец: «Способности атрофируются, если их не тренировать! По-моему, у тебя они исчезают…»

 

ПОЧЕМУ ОНИ НЕ ХОТЯТ УЧИТЬСЯ?

  • Они не понимают — зачем? Раньше зависимость между образованием и положением человека была очевидна. Образование требовало личных усилий в школе и семейных — после школы. Потому что совмещать работу и учебу было нельзя. Учеба приравнивалась к труду. Общая атмосфера восторга перед новыми знаниями и возможностью из крестьян перейти в инженеры стимулировала и детей. Сегодня мы сами расхолаживаем их, говоря походя, что дело не в образовании, а в связях, не в усилиях, а в симпатиях, не в таланте ученика, а в деньгах родителя.
  • Прикрепить ребенку отрицательный ярлык — все равно что поставить крест на его «карьере». Если нет зависимости между усилиями и поощрениями, даже обезьянка в зоопарке не будет прыгать с ветки на ветку, а будет лениво висеть на хвосте.
  • Они не приучены совершать усилия, потому что в «нормальной» семье у ребенка «должно быть все». Мы опекаем своих детей, даря игрушки, приставки, компьютеры. Дети должны расти в условиях некоторого дефицита. И тогда они сами будут придумывать игры, из палочек, кубиков и пуговиц строить города, населенные необычными существами, придумывать или разыгрывать сказочные сюжеты. Новые технологии при всей их кажущейся сложности построены на простых манипуляциях образами. Так мы учим детей достигать результата без физических усилий и социальных навыков.
  • Они мало играли до школы в ролевые игры. Тем, кому повезло ходить в детский сад, не придется радикально менять обстановку, учиться в окружении других детей, контактировать с ними, учитывать их интересы. Для некоторых «домашних» детей школа — это стресс! Они предпочитают держаться подальше от активных детей, чувствуют тревогу, отвечая у доски, конечно, беспокойство мешает им сосредоточиться на предмете.
  • Им бывает просто скучно! Есть дети, которым интересны сложные задачи. Представьте, что тяжеловесу предлагают поднять ведро воды. Он чувствует, что его принимают за идиота. Может, это случай вашего ребенка? Попробуйте не упростить задание, а усложнить, чтобы и вы, и ваш ребенок почувствовали границы своих возможностей. В любом случае нужно заниматься дополнительно!
  • Мы так восхищаемся нашими детьми, их способностями и талантами, что иногда им уже ничего не нужно делать: счастье, что родился такой вундеркинд!

ПОЧЕМУ ОНИ ВСЕ-ТАКИ УЧАТСЯ?

  • Учиться все-таки безумно интересно! Даже если бы не было школ, мы все равно учились бы. Школа дает возможность систематических и разносторонних знаний.
  • Так принято — ходить в школу, делать уроки. Для многих, особенно для девочек, это разновидность социальной игры, в которой много участников, есть где развернуться!
  • Они учатся, чтобы нас не расстраивать. Если родители выражают свой восторг или разочарование, ребенок, опять-таки особенно если это девочка, может стараться еще и для того, чтобы порадовать семью, вызвать одобрение. Это дополнительный мотив обучения, который, однако, не стоит эксплуатировать.
  • Они чувствуют доверие взрослых. Ведь теперь они не «малышня», а школьники с портфелями и заданиями. Школа — это институт взросления. Дети хотели бы обладать возможностями взрослых людей, чтобы наконец исполнить свои детские желания!

ВЫХОД  ЕСТЬ!

Взять ремень и выпороть или поставить в угол на колени, на гречку — или заставить эту гречку перебирать?

  • Вообще-то в слове «заставить» проявляется желание строгих родителей жестко контролировать ситуацию и продавливать свои решения. Психологическое давление — инструмент жестких людей, которые выросли в условиях подчинения авторитетам и считают справедливым, когда младший безоговорочно подчиняется старшему. Горькая ирония в том, в своих методах воспитания мы тоже впадаем в крайности — то нам жалко детей и мы хотим им дать свободу, то мы обнаруживаем, как они распущены, и в ход идут самые строгие методы наказания и ограничения. Это простой путь потерять контакт с ребенком. А без контакта с ним уже ни о чем не договориться…
  • Верный путь стимулировать обучение — это сформировать уже у малышей познавательный интерес к миру. «Посмотри, какой жучок…» «Иди, попробуй сделать это сам!» «О, как интересно… Беги ко мне!» Детское удивление и готовность пробовать необычные вещи нужно поддерживать и поощрять: «Молодец, что заметил!», «А я и не знала, что ты можешь так рисовать (застегивать пуговицы, шнуровать ботинки, складывать игрушки)!» Большинство взрослых именно так себя и ведут. Но когда ребенок подрастает, акцент перемещается на интеллектуальные достижения, а потребности «Я» ребенка в похвале, признании и безусловной любви начинают игнорироваться, зависеть от школьных отметок.
  • Чтобы не сбиться с пути, ориентируйтесь на чувства ребенка, давайте ребенку обратную связь: «Я вижу, ты расстроен. Еще бы!», «Я тебя понимаю… Похоже, ты сделал все, что мог в той ситуации», «Мне тоже не все равно…», «У тебя горят глаза от счастья. Ну-ка, похвастайся!»
  • Не скрывайте своего огорчения и ожиданий: «Я ожидал большего. Иногда на задание нужно тратить не час, а два…», «Почему ты не попросил о помощи? Мы же рядом!», «Что было самым трудным?», «Я уверен, что дальше будет интереснее!»
  • Но точно так — открыто и внятно — нужно хвалить ребенка за удачные решения. Напоминайте ему о прошлых достижениях, настраивайте на удачу! Иногда одобрение — это аванс, а иногда — подсказка. Хвалите то, что он делает, а не его самого. Это очень просто: «Мне нравится, как ты тут придумал…», «Молодец, это интересное решение!», «Хороший ход. Умно…», «Покажи, как ты это сделал? Ну-ка, научи и меня!»
  • Неплохо измерить IQ ребенка или пройти другие тесты на развитие интеллекта, чтобы оценить ресурс ребенка, понять структуру его способностей. Это потешит ваше самолюбие. Но ориентировать ребенка нужно на постоянные и систематические усилия.
  • Ложная мотивация. Мы напоминаем детям, что наше самочувствие и счастье зависят от их усилий, школьных успехов. Сделать взрослых счастливыми — это слишком сложная, ответственная и… размытая мотивировка. Конечно, кто-то постарается угодить маме или папе. Но разве дети живут и учатся для нас? Лучше сказать: «Я опасаюсь, что, если сейчас не позаниматься, в дальнейшем будут еще большие проблемы», «Надо бы подтянуться!»

Информация с сайта http://www.psyh.ru



Предварительный просмотр:

Блог Коттеджный поселок Вишневый цвет - земельные участки в ТольяттиКлючи к разгадке суицида?

1. Подбирайте ключи к разгадке суицида. Суицидальная превенция состоит не только в заботе и участии друзей, но и в способности распознать признаки грядущей опасности. Ваше знание ее принципов и стремление обладать этой информацией может спасти чью-то жизнь. Делясь ими с другими, вы способны разрушить мифы и заблуждения, из-за которых не предотвращаются многие суициды.

Ищите признаки возможной опасности: суицидальные угрозы, предшествующие попытки самоубийства, депрессии, значительные изменения поведения или личности человека, а также приготовления к последнему волеизъявлению. Уловите проявления беспомощности и безнадежности и определите, не является ли человек одиноким и изолированным. Чем больше будет людей, осознающих эти предостережения, тем значительнее шансы исчезновения самоубийства из перечня основных причин смерти.

2. Примите суицидента как личность. Допустите возможность, что человек действительно является суицидальной личностью. Не считайте, что он не способен и не сможет решиться на самоубийство. Иногда соблазнительно отрицать возможность того, что кто-либо может удержать человека от суицида. Именно поэтому тысячи людей – всех возрастов, рас и социальных групп – совершают самоубийства. Не позволяйте другим вводить вас в заблуждение относительно несерьезности конкретной суицидальной ситуации. Если вы полагаете, что кому-либо угрожает опасность самоубийства, действуйте в соответствии со своими собственными убеждениями. Опасность, что вы растеряетесь, преувеличив потенциальную угрозу, — ничто по сравнению с тем, что кто-то может погибнуть из-за вашего невмешательства.

3. Установите заботливые взаимоотношения. Не существует всеохватывающих ответов на такую серьезную проблему, какой является самоубийство. Но вы можете сделать гигантский шаг вперед, если станете на позицию уверенного принятия отчаявшегося человека. В дальнейшем очень многое зависит от качества ваших взаимоотношений. Их следует выражать не только словами, но и невербальной эмпатией; в этих обстоятельствах уместнее не морализирование, а поддержка.

Вместо того, чтобы страдать от самоосуждения и других переживаний, тревожная личность должна постараться понять свои чувства. Для человека, который чувствует, что он бесполезен и нелюбим, забота и участие отзывчивого человека являются мощными ободряющими средствами. Именно таким образом вы лучше всего проникнете в изолированную душу отчаявшегося человека.

4. Будьте внимательным слушателем. Суициденты особенно страдают от сильного чувства отчуждения. В силу этого они бывают не настроены принять ваши советы. Гораздо больше они нуждаются в обсуждении своей боли, фрустрации и того, о чем говорят: «У меня нет ничего такого, ради чего стоило бы жить». Если человек страдает от депрессии, то ему нужно больше говорить самому, чем беседовать с ним.

У вас может появиться растерянность, обида или гнев, если человек не ответит немедленно на ваши мысли и потребности. Понимание, что у того, о ком вы заботитесь, существует суицидальная настроенность, обычно вызывает у помощника боязнь отвержения, нежеланности, бессилия или ненужности. Несмотря на это, помните, что этому человеку трудно сосредоточиться на чем-то, кроме своей безысходности. Он хочет избавиться от боли, но не может найти исцеляющего выхода. Если кто-то признается вам, что думает о самоубийстве, не осуждайте его за эти высказывания. Постарайтесь по возможности остаться спокойным и понимающим. Вы можете сказать: «Я очень ценю твою откровенность, ведь для того, чтобы поделиться своими чувствами, сейчас от тебя требуется много мужества». Вы можете оказать неоценимую помощь, выслушав слова, выражающие чувства этого человека, будь то печаль, вина, страх или гнев. Иногда, если вы просто молча посидите с ним, это явится доказательством вашего заинтересованного и заботливого отношения.

Нужно развивать в себе искусство «слушать третьим ухом». Под этим подразумевается проникновение в то, что «высказывается» невербально: поведением, аппетитом, настроением и мимикой, движениями, нарушениями сна, готовностью к импульсивным поступкам в острой кризисной ситуации. Несмотря на то, что основные предвестники самоубийства часто завуалированы, тем не менее, они могут быть распознаны восприимчивым слушателем.

5. Не спорьте. Сталкиваясь с суицидальной угрозой, друзья и родственники часто отвечают: «Подумай, ведь ты же живешь гораздо лучше других людей; тебе бы следовало благодарить судьбу». Этот ответ сразу блокирует дальнейшее обсуждение; такие замечания вызывают у несчастного и без того человека еще большую подавленность. Желая помочь таким образом, близкие способствуют обратному эффекту.

Можно встретить часто и другое знакомое замечание: «Ты понимаешь, какие несчастья и позор ты навлечешь на свою семью?» Но, возможно, за ним скрывается именно та мысль, которую желает осуществить суицидент. Ни в коем случае не проявляйте агрессию, если вы присутствуете при разговоре о самоубийстве, и постарайтесь не выражать потрясения тем, что услышали. Вступая в дискуссию с подавленным человеком, вы можете не только проиграть спор, но и потерять его самого.

6. Задавайте вопросы. Если вы задаете такие косвенные вопросы, как: «Я надеюсь, что ты не замышляешь самоубийства?», – то в них подразумевается ответ, который вам бы хотелось услышать. Если близкий человек ответит: «Нет», – то вам, скорее всего, не удастся помочь в разрешении суицидального кризиса.

Лучший способ вмешаться в кризис, это заботливо задать прямой вопрос: «Ты думаешь о самоубийстве?» Он не приведет к подобной мысли, если у человека ее не было; наоборот, когда он думает о самоубийстве и, наконец, находит кого-то, кому небезразличны его переживания, и кто согласен обсудить эту запретную тему, то он часто чувствует облегчение, и ему дается возможность понять свои чувства и достичь катарсиса.

Следует спокойно и доходчиво спросить о тревожащей ситуации, например: «С каких пор ты считаешь свою жизнь столь безнадежной? Kaк ты думаешь, почему у тебя появились эти чувства? Есть ли у тебя конкретные соображения о том, каким образом покончить с собой? Если ты раньше размышлял о самоубийстве, что тебя останавливало?» Чтобы помочь суициденту разобраться в своих мыслях, можно иногда перефразировать, повторить наиболее существенные его ответы: «Иными словами, ты говоришь…» Ваше согласие выслушать и обсудить то, чем хотят поделиться с вами, будет большим облегчением для отчаявшегося человека, который испытывает боязнь, что вы его осудите, и готов к тому, чтобы уйти.

7. Не предлагайте неоправданных утешений. Одним из важных механизмов психологической защиты является рационализация. После того, что вы услышали от кого-то о суицидальной угрозе, у вас может возникнуть желание сказать: «Нет, ты так на самом деле не думаешь!». Для этих умозаключений зачастую нет никаких оснований за исключением вашей личной тревоги.

Причина, по которой суицидент посвящает в свои мысли, состоит в желании вызвать обеспокоенность его ситуацией. Если вы не проявите заинтересованности и отзывчивости, то депрессивный подросток может посчитать суждение типа: «Ты на самом деле так не думаешь», — как проявление отвержения и недоверия. Если вести с ним беседу с любовью и заботой, то это значительно снизит угрозу самоубийства. В противном случае его можно довести до суицида банальными утешениями как раз тогда, когда он отчаянно нуждается в искреннем, заботливом и откровенном участии в его судьбе.

Суицидальные люди с презрением относятся к замечаниям типа: «Ничего, ничего, у всех есть такие же проблемы, как у тебя», — и другим аналогичным клише, поскольку они резко контрастируют с их мучениями. Эти выводы лишь минимизируют, уничижают их чувства и заставляют ощущать себя еще более ненужными и бесполезными.

8. Предложите конструктивные подходы. Вместо того, чтобы говорить суициденту: «Подумай, какую боль принесет твоя смерть близким», – попросите поразмыслить об альтернативных решениях, которые, возможно, еще не приходили ему в голову.

Одна из наиболее важных задач профилактики суицидов состоит в том, чтобы помочь определить источник психического дискомфорта. Это может быть трудным, поскольку «питательной средой» суицида является секретность. Наиболее подходящими вопросами для стимуляции дискуссии могут быть: «Что с тобой случилось за последнее время? Когда ты почувствовал себя хуже? Что произошло в твоей жизни с тех пор, как возникли эти перемены? К кому из окружающих они имели отношение?» Потенциального самоубийцу следует подтолкнуть к тому, чтобы он идентифицировал проблему и, как можно точнее определил, что ее усугубляет.

Отчаявшегося подростка необходимо уверить, что он может говорить о чувствах без стеснения, даже о таких отрицательных эмоциях, как ненависть, горечь или желание отомстить. Если человек все же не решается проявить свои сокровенные чувства, то, возможно, вам удастся навести на ответ, заметив: «Мне кажется, тыочень расстроен», — или: «По моему мнению, ты сейчас заплачешь». Имеет смысл также сказать: «Ты все-таки взволнован. Может, если ты поделишься своими проблемами со мной, я постараюсь понять тебя».

Актуальная психотравмирующая ситуация может возникнуть из-за распада взаимоотношений с родителями, педагогами или друзьями. Человек может страдать от неразрешившегося горя или какой-либо соматической болезни. Поэтому следует принимать во внимание все его чувства и беды.

Постарайтесь выяснить, что остается, тем не менее, позитивно значимым для ребенка. Что он еще ценит. Отметьте признаки эмоционального оживления, когда речь зайдет о «самом лучшем» времени в жизни, особенно следите за его глазами. Что из имеющего для него значимость достижимо? Кто те люди, которые продолжают его волновать? И теперь, когда жизненная ситуация проанализирована, не возникло ли каких-либо альтернатив? Не появился ли луч надежды?

9. Вселяйте надежду. Работа со склонными к саморазрушению депрессивными подростками является серьезной и ответственной. Психотерапевты давно пришли к выводу, что очень ценным является сосредоточение на том, что они говорят или чувствуют. Когда беспокоящие скрытые мысли выходят на поверхность, беды кажутся менее фатальными и более разрешимыми. Терзаемый тревогой человек может прийти к мысли: «Я так и не знаю, как разрешить эту ситуацию. Но теперь, когда ясны мои затруднения, я вижу, что, быть может, еще есть какая-то надежда».

Потерю надежд на достойное будущее отражают записки, оставленные самоубийцами. Саморазрушение происходит, если подростки утрачивают последние капли оптимизма, а их близкие каким-то образом подтверждают тщетность надежд. Очень важно, если вы укрепите силы и возможности человека, внушите ему, что кризисные проблемы обычно преходящи, а самоубийство не бесповоротно.

10. Оцените степень риска самоубийства. Постарайтесь определить серьезность возможного самоубийства. Ведь намерения могут различаться, начиная с мимолетных, расплывчатых мыслей о такой «возможности» и кончая разработанным планом суицида путем отравления, прыжка с высоты, использования огнестрельного оружия или веревки. Очень важно выявить и другие факторы, такие, как алкоголизм, употребление наркотиков, степень эмоциональных нарушений и дезорганизации поведения, чувство безнадежности и беспомощности. Неоспоримым фактом является то, что чем более разработан метод самоубийства, тем выше его потенциальный риск. Очень мало сомнений в серьезности ситуации остается, например, если депрессивный подросток, не скрывая, дарит кому-то свой любимый магнитофон, с которым он ни за что бы не расстался. В этом случае лекарства, оружие или ножи следует убрать подальше.

11. Не оставляйте человека одного в ситуации высокого суицидального риска. Оставайтесь с ним как можно дольше или попросите кого-нибудь побыть с ним, пока не разрешится кризис или не прибудет помощь. Возможно, придется позвонить на станцию скорой помощи или обратиться в поликлинику. Помните, что поддержка накладывает на вас определенную ответственность.

Для того, чтобы показать человеку, что окружающие заботятся о нем, и создать чувство жизненной перспективы, вы можете заключить с ним так называемый суицидальный контракт – попросить об обещании связаться с вами перед тем, как он решится на суицидальные действия в будущем для того, чтобы вы еще раз смогли обсудить возможные альтернативы поведения. Как это ни странно, такое соглашение может оказаться весьма эффективным.

12. Обратитесь за помощью к специалистам. Суициденты имеют суженное поле зрения, своеобразное туннельное сознание. Их разум не в состоянии восстановить полную картину того, как следует разрешать непереносимые проблемы. Первая просьба часто состоит в том, чтобы им была предоставлена помощь. Друзья, несомненно, могут иметь благие намерения, но им может не хватать умения и опыта, кроме того, они бывают склонны к излишней эмоциональности.

Для испытывающих суицидальные тенденции возможным помощником может оказаться священник. Многие священнослужители являются превосходными консультантами — понимающими, чуткими и достойными доверия. Но есть среди них и такие, которые не подготовлены к кризисному вмешательству. Морализированием и поучающими банальностями они могут подтолкнуть прихожанина к большей изоляции и самообвинениям. Необходимо предложить подростку обратиться за помощью к священнослужителю, но ни в коем случае не настаивать, если подросток откажется.

Ни в коем случае при суицидальной угрозе не следует недооценивать помощь психиатров или клинических психологов. В противоположность общепринятому мнению психиатрическая помощь не является роскошью богатых. В настоящее время существуют как частные, так и государственные учреждения, которые предоставляют различные виды помощи. Благодаря своим знаниям, умениям и психотерапевтическому влиянию эти специалисты обладают уникальными способностями понимать сокровенные чувства, потребности и ожидания человека.

Во время психотерапевтической консультации отчаявшиеся люди глубже раскрывают свое страдание и тревоги. Если депрессивный подросток не склонен к сотрудничеству и не ищет помощи специалистов, то еще одним методом лечения является семейная терапия. В этом случае об отчаявшемся не говорят «пациент». Все члены семьи получают поддержку, высказывают свои намерения и огорчения, конструктивно вырабатывая более комфортный стиль совместной жизни. Наряду с конструктивным снятием эмоционального дискомфорта при семейной терапии могут быть произведены персональные изменения в окружении.

Иногда единственной альтернативой помощи суициденту, если ситуация оказывается безнадежной, становится госпитализация в психиатрическую больницу. Промедление может быть опасным; госпитализация может принести облегчение, как больному, так и семье. Тем не менее, больницы, конечно, не являются панацеей. Самоубийство может быть совершено, если больному разрешат навестить домашних, вскоре после выписки из больницы или непосредственно во время лечения. Исследования показали, что существенным является то, как суициденты воспринимают ситуацию помещения их в больницу. Не рассматривают ли они больницу как «тюрьму», в которую заточены? Установлено, что те, кто негативно относится к лечению в психиатрическом стационаре, обладают наивысшим суицидальным риском при поступлении и выписке из больницы.

Кроме того, известно, что наиболее склонные к саморазрушению относятся к своему кризису очень личностно, а не как к какому-то расплывчатому состоянию. Они реагируют на актуальные проблемы яростными, гневными поступками, направленными на значимых людей, а потом в качестве расплаты переносят неистовство на себя. Из-за длительных неудач в налаживании контактов они смотрят на семьи, как на негативных «других». После выписки из больницы имеющие высокий суицидальный риск очень плохо приспосабливаются к жизни в окружении. Некоторые из них в дальнейшем кончают с собой, другие повторяют суицидальные попытки, в результате чего вновь попадают в больницу.

13. Важность сохранения заботы и поддержки. Если критическая ситуация и миновала, то педагоги или семьи не могут позволить себе расслабиться. Самое худшее может не быть позади. За улучшение часто принимают повышение психической активности больного. Бывает так, что накануне самоубийства депрессивные люди бросаются в водоворот деятельности. Они просят прощения у всех, кого обидели. Видя это, вы облегченно вздыхаете и ослабляете бдительность. Но эти поступки могут свидетельствовать о решении рассчитаться со всеми долгами и обязательствами, после чего можно покончить с собой. И, действительно, половина суицидентов совершает самоубийство не позже, чем через три месяца после начала психологического кризиса.

Иногда в суматохе жизни окружающие забывают о подростках, совершивших суицидальные попытки. По иронии судьбы к ним многие относятся, как к неумехам и неудачникам. Часто они сталкиваются с двойным презрением: с одной стороны, они «ненормальные», так как хотят умереть, а с другой — они столь «некомпетентны», что и этого не могут сделать качественно. Они испытывают большие трудности в поисках принятия и сочувствия семьи и общества.

Эмоциональные проблемы, приводящие к суициду, редко разрешаются полностью, даже когда кажется, что худшее позади. Поэтому никогда не следует обещать полной конфиденциальности. Оказание помощи не означает, что необходимо соблюдать полное молчание. Как правило, подавая сигналы возможного самоубийства, отчаявшийся человек просит о помощи. И, несомненно, ситуация не разрешится до тех пор, пока суицидальный человек не адаптируется в жизни.



Предварительный просмотр:

В семье – ребёнок-инвалид

http://im3-tub-ru.yandex.net/i?id=b1b51ba25b2a8b2c334573302bd3f737-49-144&n=21

Инвалидность ребенка, чаще всего, становится причиной глубокой и продолжительной социальной дезадаптации всей семьи. Действительно, рождение малыша с отклонениями в развитии, независимо от характера и сроков его заболевания или травмы, изменяет, а нередко нарушает весь ход жизни семьи. Обнаружение у ребенка дефекта развития и подтверждение инвалидности почти всегда вызывает у родителей тяжелое стрессовое состояние, семья оказывается в психологически сложной ситуации. Родители впадают в отчаяние, кто-то плачет, кто-то несет боль в себе, они могут стать агрессивными и озлобленными, полностью отдалиться от друзей, знакомых, часто и от родственников. Это время боли, которую необходимо пережить, время печали, которая должна быть излита. Только пережив горе, человек способен рассмотреть ситуацию спокойно, более конструктивно подойти к решению своей проблемы.

Американский психиатр Ребекка Вулис типичными реакциями считает отрицание, печаль, гнев.

Первая реакция - шок и отрицание. Трудно поверить в случившееся в течение нескольких дней, недель, месяцев и даже лет. Затем наступает глубокая печаль и, наконец, от ощущения беспомощности, из-за невозможности повлиять на само заболевание, рождается гнев и разочарование. Психологи выделяют четыре фазы психологического состояния в процессе становления их позиции к ребенку-инвалиду. Первая фаза - "шок", характеризуется состоянием растерянности, беспомощности, страха, возникновением чувства собственной неполноценности. Вторая фаза - "неадекватное отношение к дефекту", характеризующаяся негативизмом и отрицанием поставленного диагноза, что является своеобразной защитной реакцией. Третья фаза - "частичное осознание дефекта ребенка", сопровождаемое чувством "хронической печали". Это депрессивное состояние, являющееся "результатом постоянной зависимости родителей от потребностей ребенка, следствием отсутствия у него положительных изменений". Четвёртая фаза - начало социально-психологической адаптации всех членов семьи, вызванной принятием дефекта, установлением адекватных отношений со специалистами и достаточно разумным следованием их рекомендациям.

К сожалению, далеко не все мамы и папы проблемных детей приходят к правильному решению, обретая жизненную перспективу и смысл жизни.
Многие это самостоятельно сделать не могут. В результате нарушается способность приспособления к социальным условиям жизни. На семью с ребенком-инвалидом накладываются медицинские, экономические и социально-психологические проблемы, которые приводят к ухудшению качества ее жизни, возникновению семейных и личных проблем. Не выдержав навалившихся трудностей, семьи с детьми-инвалидами могут самоизолироваться, потерять смысл жизни.

Казалось бы, в этом случае особенно должна быть ощутима помощь со стороны родственников, друзей. Но когда родственники и знакомые узнают о травме или болезни ребенка, они тоже испытывают свой кризис. Каждому приходиться задуматься о своем отношении к ребенку, к его родителям. Кто-то начинает избегать встреч, потому что боится и собственных чувств, и чувств родителей. Особенно тяжело родителям супругов. Не зная, как помочь и боясь быть бестактными, родственники и знакомые порой предпочитают отмалчиваться, как бы не замечать проблемы, что еще больше затрудняет положение родителей проблемного ребенка.

Нередки случаи, когда бабушки, дедушки из-за стыда отказываются признавать внука или внучку с инвалидностью.
В первую очередь это относится к глубоко умственно отсталым детям, которые внешним видом, неадекватным поведением привлекают к себе нездоровое любопытство и неизменные расспросы со стороны знакомых и незнакомых людей. Все это ложится тяжким бременем на родителей и, в первую очередь, на мать, чувствующую себя виноватой за рождение такого ребенка. Трудно свыкнуться с мыслью, что именно твой ребенок "не такой, как все". Страх за будущее своего ребенка, растерянность, незнание особенностей воспитания, чувство стыда за то, что "родили неполноценного малыша", приводят к тому, что родители отгораживаются от близких, друзей и знакомых, предпочитая переносить свое горе в одиночку. Жизнь с ребенком-инвалидом всегда сложна, однако есть периоды, наиболее трудные в психологическом плане.

Наиболее трудные, в психологическом плане, моменты в жизни семей, имеющих детей-инвалидов:
1. Выявление факта нарушения развития ребёнка.  Возникновение страхов, неуверенности в воспитании ребенка. Горе от безысходности.
2.
Старший дошкольный возраст. Понимание того, что ребенок не сможет учиться в общеобразовательной школе.
3.
Подростковый возраст. Осознание ребенком своей инвалидности приводит к трудностям в налаживании контактов со сверстниками и особенно с противоположным полом. Обособление от общества.
4
Старший школьный возраст. Трудность в определении и получении профессии и дальнейшего трудоустройства. Внутриличностный разлад.

Не каждая семья проходит все четыре кризиса. Некоторые "останавливаются" на втором кризисе — в случае, если ребёнок имеет очень сложную патологию развития (глубокая умственная отсталость, ДЦП в тяжёлой форме, множественные нарушения и т. д.). В этом случае ребёнок не учится совсем, и для родителей он навсегда остаётся "маленьким". В других семьях (например, если у ребёнка соматическое заболевание) второй кризис проходит без особых осложнений, т.е. ребёнок поступает в школу и учится в ней, но позднее могут проявиться сложности других периодов (третьего и четвёртого). Рассмотрим более подробно каждый кризисный период.

Первый — когда родители узнают, что их ребёнок — инвалид. Это может произойти в первые часы или дни после рождения ребёнка (генетическое заболевание или врождённое калечество), и тогда вместо радости родителей ожидает огромное горе от разом рухнувших надежд.

Второй кризис. О том, что ребенок — нетипичный, родители могут узнать в первые три года его жизни или на психологическом обследовании на медико-педагогической комиссии при поступлении в школу (в основном это касается отклонений в интеллектуальном плане). Это известие для родных и близких как "удар обухом". Родители "не замечали" явных отставаний в развитии ребенка, успокаивая себя тем, что "все обойдется", "подрастет, поумнеет", и вот — приговор о том, что ребенок не сможет учиться в общеобразовательной школе, а иногда и во вспомогательной.

В третьем, подростковом периоде переживается психофизиологический и психосоциальный возрастной кризис, связанный с ускоренным и неравномерным созреванием костно-мышечной, сердечно-сосудистой и половой систем, стремлением к общению со сверстниками и самоутверждению, активно формируются самооценка и самосознание. В этот сложный для него период ребенок постепенно осознает, что он — инвалид. К семейному кризису, связанному с подростковым возрастом, добавляется и кризис "середины жизни" родителей, кризис сорокалетнего возраста супругов. По мнению детского психиатра Е. Вроно, "он протекает не менее остро и болезненно, чем подростковый". К этому возрасту люди достигают определённой стабильности социального и профессионального положения, обретают уверенность в завтрашнем дне, подводят итог своей жизни, входят в пору зрелости, происходят изменения в физиологии.

Четвёртый кризисный период — период юношества, когда остро встают вопросы по формированию дальнейшей жизни и связанных с этим вопросов получения профессии, трудоустройства, обзаведения семьей. Родители все чаще задумываются, что будет с ребенком, когда их не станет.
Специалистам, работающим с семьей, необходимо знать специфику данных кризисов семьи с ребенком — инвалидом и уметь их определять, чтобы своевременно оказать необходимую помощь.

В кризисной обстановке человеку, нуждающемуся в помощи, необходимо уделять внимание, не оставлять его одного. Даже если он не хочет или не может идти на контакт, необходимо, чтобы кто-то находился рядом, и лучше, если таким человеком окажется близкий родственник. Однако, как мы уже отмечали, не всегда родные, друзья могут понять состояние родителей, на долю которых выпало нелегкое испытание. В этом случае помочь преодолеть сложный период родителям может социальный работник или те родители, у которых ребёнок с похожим отклонением в развитии и они успешно преодолели трудный период.
Объединение родителей в кружки взаимопомощи очень важно для них, так как помогает уйти от чувства одиночества, безысходности. Помощь членов групп взаимоподдержки заключается в том, чтобы дать "толчок" семье к самостоятельности, к тому, чтобы у неё возникло и укрепилось желание начать жизнь заново и активно помогать процессу социальной реабилитации своего ребёнка. Помогая друг другу, родители забывают о своём горе, не замыкаются в нём, таким образом, находят более конструктивное решение своей проблемы. Некоторые родители склонны считать аномального ребенка как огромное несчастье, посланное свыше за грехи, и считают, что они должны приносить себя в жертву больному ребенку.
Можно посмотреть на это с другой стороны: возможность пересмотреть свою жизнь, собрать всю свою силу, волю и полюбить ребенка таким, какой он есть; жить вместе с ним, радоваться жизни и помогать другим мамам с такими же проблемами обрести душевное равновесие. Здесь уместно напомнить притчу о Будде.

Горчичное зерно

Однажды Будде повстречалась пожилая женщина. Она горько плакала из-за своей нелёгкой жизни и попросила Будду помочь ей. Он пообещал помочь ей, если она принесёт ему горчичное зерно из дома, в котором никогда не знали горя. Ободрённая его словами, женщина начала поиски, а Будда отправился своим путём. Много позже он встретился её опять — женщина полоскала в реке бельё и напевала. Будда подошёл к ней и спросил, нашла ли она дом, жизнь в котором была счастливой и безмятежной. На что она ответила отрицательно и добавила, что поищет ещё попозже, а пока ей необходимо помочь постирать бельё людям, у которых горе тяжелее её собственного…

Родители должны понимать, что жизнь не останавливается с рождением ребёнка-инвалида, она продолжается, и надо жить дальше, воспитывать ребёнка, любить его таким, какой он есть, не проявляя излишнюю жалость.

Рекомендации родителям, имеющим детей-инвалидов: 


1. Никогда не жалейте ребёнка из-за того, что он не такой, как все.
2. Дарите ребёнку свою любовь и внимание, но не забывайте, что есть и другие члены семьи, которые в них тоже нуждаются.
3. Организуйте свой быт так, чтобы никто в семье не чувствовал себя "жертвой", отказываясь от своей личной жизни.
4. Не ограждайте ребёнка от обязанностей и проблем. Решайте все дела вместе с ним.
5. Предоставьте ребёнку самостоятельность в действиях и принятии решений.
6. Следите за своей внешностью и поведением. Ребёнок должен гордиться вами.
7. Не бойтесь отказать ребёнку в чём-либо, если считаете его требования чрезмерными.
8. Чаще разговаривайте с ребёнком. Помните, что ни телевизор, ни радио не заменят вас.
9. Не ограничивайте ребёнка в общении со сверстниками.
10. Не отказывайтесь от встречи с друзьями, приглашайте их в гости.
11. Чаще прибегайте к советам педагогов и психологов.
12. Больше читайте, и не только специальную литературу, но и художественную.
13. Общайтесь с семьями, где есть дети-инвалиды. Передавайте свой опыт и перенимайте чужой.
14. Не изводите себя упрёками. В том, что у вас больной ребёнок, вы не виноваты.
15. Помните, что когда-нибудь ребёнок повзрослеет и ему придётся жить самостоятельно. Готовьте его к будущей жизни, говорите о ней.

Информация с сайта http://vlekoteke.ru/news/2012-02-14/v-seme-rebyonok-invalid



Предварительный просмотр:

Когда в семье растет левша

3e7ccfb3515679143a93006907beca52fdd927af   

Что такое "леворукость"?

Раньше леворукость считалась всего лишь привычкой, поэтому было распространено переучивание левшей в правшей. Но, как уже давно доказано учеными, это отнюдь не привычка, а нормальное функционирование организма. Как известно, что наше правое полушарие мозга отвечает за левую часть тела, а левое полушарие – за правую. Доказано, что не работа левой рукой является причиной большего развития правого полушария мозга, а наоборот, преобладание развития правого полушария над левым отражается на том, что человек становится левшой. Соответственно проводить эксперименты с переучиванием, значит вводить в заблуждение наш мозг.

Пора просто понять – левша – это не диагноз и не привычка, это люди немного с другим развитием нервной системы, только и всего. По данным социологов, в мире 90% людей – правши, около 9% - левши и 1% тех, кто одинаково хорошо владеет обеими руками, это, так называемые, амбидекстры.

Левша – ребенок уникальный

Как известно, левое полушарие мозга отвечает за логическое мышление, а правое – за образное, то есть за творчество. Именно поэтому среди гениев искусства так много левшей – Чарли Чаплин, Уинстон Черчилль (он был не только премьер-министром Великобритании, но и писателем), Пол Маккартни, Джулия Робертс и другие.

У вашего ребенка – левши тоже есть большой потенциал, так как правое полушарие доминирует. Левши обладают яркой фантазией и в детстве могут рассказывать разные небылицы и верить в них. Но это не повод для беспокойств, просто у вашего ребенка хорошо развито воображение, что опять же является ключом к творчеству.

У левшей лучше развита эмоциональная составляющая и интуиция.

Они способны воспринимать большие объемы информации, так как при запоминании у них автоматически в голове выстраивается визуальный ряд.

Левши лучше ориентируются в пространстве опять благодаря развитому правому полушарию, которое воспринимает образ в целом. Но самое интересное, что в геометрии, особенно пространственной, левши разбираются хорошо. А вот с алгеброй, где требуется логическая работа левого полушария, им справляться гораздо сложнее.

Дети - левши более эмоциональны и обидчивы, поэтому с собой осторожностью относитесь к замечаниям и наказаниям. Случайно брошенное слово может сильно ранить вашего ребенка.

Почему нельзя переучивать?

Если в детстве пытались переучивать, то потом у левши возникает проблема с ориентацией, и им сложно сходу определить лево и право.

В 1985 году Министерством Здравоохранения СССР был принят закон «Об охране здоровья леворуких людей», после которого в образовательных учреждениях перестали переучивать детей. И это очень важно, потому что, как уже говорилось выше, способность работать левой рукой заключена в особенностях мозговой деятельности. Когда вы начинаете переучивать ребенка-левшу, вы вторгаетесь в работу его мозга и рискуете повредить тонкую психическую организацию. Это может привести к серьезным последствиям:

- нервное эмоциональное раздражение;

- замедление мыслительных процессов (отсюда нарушение речевых процессов, неуспеваемость в школе, неспособность к принятию решений);

- отставание в физическом развитии;

А также другие нарушения всех систем организма, потому что мозг – это наш центр управления. Если нарушить что-то одно, то по цепочке станет разрушаться все.

Кроме того, переучиванием можно развить в ребенке массу комплексов. Например, что он не такой как все, что быть левшой – плохо, что это ненормально.

Рекомендации по  воспитанию и обучению

В первую очередь, следите за условиями среды подрастающего левши. Не забудьте, что свет должен падать справа, чтобы ребенок не закрывал его рукой при письме или рисовании. Садить ребенка за стол (парту и т.д) лучше слева от соседа-правши, чтобы их рабочие руки не мешали друг другу. Ложки, вилки, компьютерные мышки и прочие предметы тоже кладутся слева. Конечно, многие приспособления в нашем мире «по умолчанию» сделаны под правую руку: рабочие станки, гриф гитары, ножницы и многое другое. Но тут людям помогает либо навыки работы обеими руками, либо индивидуальная вещь под левую руку. Как, например, гитара Пола Маккартни.

Когда условия созданы, надо помочь ребенку почувствовать себя обычным человеком, но в то же время развить его «особенность» в правильном направлении.

Учите ребенка держать ручку как можно раньше. Это позволит ему в дальнейшем быстрее разработать почерк, так как у левшей этот процесс длится дольше – им требуется больше времени на усвоение методической информации для правшей и ее приспособления к себе. Покупайте специальные прописи для левшей, и пусть ребенок учится выводить «крючочки» и «петельки».

Старайтесь, чтобы ребенок развивал обе руки – занимайтесь с ним лепкой, бисероплетением, макраме.

Следите за режимом занятий. Учеными доказано, что дети-левши быстрее устают. Это связано с особенностями их нервной системы. Поэтому занятия с ребенком должны длиться 15-20 минут, потом перерыв, потому что дольше этого времени вам не удастся удержать внимание левши.

И, конечно же, дарите ребенку положительные эмоции, ведь у левшей доминирует чувственная составляющая, а значит, они сильнее подвержены депрессии и плохому настроению. Дарите радость им, чтобы они дарили ее вам.

- See more at: http://minobr.org/posts/20#sthash.265Cblfh.dpuf



Предварительный просмотр:

Тесты на зависимость http://www.takzdorovo.ru/tests/3113/intro/

http://ne-kurim.ru/tests/4999/

Почему вредно курить 

Полезные рекомендации и советы для подростков и их родителей

Почему вредно курить. Полезная информация для школьниковОчень много говорилось о вреде курения. Однако беспокойство ученых и врачей растет, так как пока что многие люди не считают курение вредным для своего здоровья. Тем не менее, курение — это не безобидное занятие, которое можно бросить без каких-либо усилий. Это самая настоящая наркомания. Ее опасность тем более сильна, что многие люди не воспринимают ее всерьез.

Никотин является смертельным ядом, причем натурального происхождения. Птица погибает даже от поднесенной к ее клюву ватной палочки, смоченной в никотине. Кролик погибнет от четверти капли этого яда, собака — от половины капли. Человек может умереть от двух-трех капель никотина.

Курильщик не умирает, так как такую дозу он получает постепенно — примерно такое же количество никотина содержится в 20-25 сигаретах.

Между прочим, это не единственный яд в табаке. В нем также содержится и формальдегид — еще один яд, который немного блокирует пагубное воздействие на организм человека никотина. В течение 30 лет курильщик в среднем уничтожает около 20000 сигарет, что эквивалентно 160 кг табака. В этом количестве табака содержится около 800 г никотина.

Если курить хотя бы время от времени, то начинает развиваться стойкое пристрастие к курению, так как никотин постепенно начинает включаться в процессы обмена веществ. Он становится необходимым человеческому организму. Если же некурящий человек неожиданно получит большую дозу никотина, то это даже может привести его к смерти. Подобные случаи имели место в мировой истории.

Например, один из крупнейших русских фармакологов Н. П. Кравков описал смерть молодого человека, который впервые в жизни выкурил большую сигару. Во Франции в Ницце проводился конкурс «Кто больше выкурит?». В итоге победили два человека, которые выкурили по 60 сигарет. Им это стоило жизни. Остальные же участники этого соревнования получили тяжелые отравления и попали в больницу.

Живущие в накуренных помещениях дети гораздо чаще страдают заболеваниями органов дыхания. Если родители курят, то дети в первые годы жизни будут в значительной степени чаще болеть бронхитом, а также пневмонией, кроме этого, увеличивается риск возникновения сердечно-сосудистых заболеваний.

Кроме того, табачный дым в значительной степени поглощает ультрафиолетовые лучи, которые крайне важны для молодого организма. Помимо этого, он сильно нарушает обмен веществ, играющий ключевую роль во время роста человеческого организма.

Однако это еще не все. Табак снижает свариваемость сахара, что также понижает иммунитет человека. От табачных изделий у детей в 9-летнем возрасте встречается нарушенная функция легких. Именно это приводит к тому, что ребенок не в состоянии полноценно заниматься физической деятельностью, так как она потребует от него значительного уровня выносливости. Если мать курила, пока вынашивала ребенка, то это может привести к тому, что он будет предрасположен к припадкам и развитию эпилепсии.

Страшные последствия на этом не заканчиваются, так как дети, рожденные от курящих родителей, в значительной степени будут отставать от своих ровесников как в плане физического, так и умственного развития. Они будут склонны к развитию аллергии. Русские и зарубежные ученые сходятся во мнении, что на развитие аллергии в этом случае сильно влияет как сам никотин, так и вообще сухие частицы, содержащиеся в табачном дыму. Именно из-за них у ребенка может начать развиваться аллергия.

Если же начнет курить подросток, то это очень страшно. В первую очередь, это в значительной степени отразится на его сердечно-сосудистой системе.

Если ребенок начал курить в возрасте 12 лет, то не исключено, что в процессе выполнения физических упражнений у него может возникать одышка. Даже редкое и слабое курение в подростковом возрасте может привести к нарушению пищеварения, а также к малокровию.

Из-за табака снижаются умственные способности — школьник начинает значительно хуже учиться. Между прочим, было замечено, что отстающих больше всего в тех классах, где есть курящие ученики.

Если ты испортишь свое здоровье курением, то навряд ли сумеешь выбрать себе подходящий род занятий, а также добиться успеха в дальнейшей жизни. Курение в школьном возрасте абсолютно недопустимо, так как именно в это время детский организм растет и развивается как физически, так и морально. Организм мобилизует абсолютно все имеющиеся в наличии ресурсы, чтобы суметь справиться с теми нагрузками, которые выпали на его долю. Тем не менее, все те навыки и привычки, которые были приобретены в школьные годы, остаются с человеком на протяжении всей его жизни. И относится это, как ты сам понимаешь, не только к хорошим, но и к вредным привычкам.

Чем раньше ты возьмешь в руки первую сигарету, тем скорее ты приобретешь эту губительную привычку, избавиться от которой самостоятельно тебе будет крайне проблематично. А здоровье твое из-за нее станет портиться с необычайной быстротой.

За дымовой завесой

Перед тем как взять в руки сигарету, вспомни, что никотин поступает в клетки мозга уже через 7 секунд. За считанные минуты его количество в крови увеличивается в несколько раз. Никотин возбуждает нервную систему и оказывает следующее воздействие на организм:

— мозг приходит в состояние критической возбудимости;

— учащается сердцебиение и увеличивается кровяное давление;

— мышечная деятельность ослабевает, расшатывается эндокринная система. Никотин препятствует выделению в кровь веществ, которые способны нейтрализовать стресс;

— до предела затормаживается циркуляция крови в капиллярах;

— понижается аппетит и очень сильно нарушается баланс углеводов.

Из чего состоят сигареты?

как легко бросить курить

Современные сигареты состоят не только из сушеного табака, но и более чем четырехсот химических элементов, предназначенных для усиления воздействия никотина на организм курильщика. Именно они стимулируют развитие зависимости.

Аммиак. Служит для поддержания долгого тления сигареты и ускорения поступления никотина в кровь.

Толуол. Сильный растворитель, применяемый в промышленности.

Уксусная кислота. При курении образует пары, разрушающие слизистые оболочки и вызывающие язвенные ожоги дыхательных путей. В дальнейшем, если человек не сможет бросить курить, эти изменения могут стать необратимыми.

Стеариновая кислота. Является составной частью копоти, которая оседает на дыхательных путях.

Нитробензол. Смертельно токсичный газ. Частое употребление становится причиной необратимых нарушений в кровеносной системе.

Сигарета сейчас лишь на 12% состоит из табака и на 88 % — из пропитанной химикатами бумаги. 

Пять важных причин, чтобы отказаться от пагубной привычки

как бросить куритьПристрастие к сигаретам становится причиной возникновения множества трудноизлечимых заболеваний. Эти болезни лишают человека возможности жить счастливой полноценной жизнью, и могут привести к преждевременной смерти. Курильщик не может объективно рассуждать о состоянии своего здоровья, так как ему не с чем сравнивать, он не помнит себя некурящим. Человек, решивший позаботиться о своем организме и бросивший курить, уже через несколько дней чувствует себя более бодрым, сильным и энергичным.

бросить куритьДети копируют поведение взрослых.

В семье, где мама или папа (или оба родителя!) не могут жить без сигарет, ребенок с огромной долей вероятности также станет рабом пагубной привычки. Любые убеждения и беседы о вреде никотина будут бессмысленными, если у ребенка перед глазами Ваш отрицательный пример. Кроме того, нельзя забывать о том, что делая ребенка невольным курильщиком, родитель наносит серьезный удар его здоровью, а также умственному и физическому развитию.

хочу бросить курить Родители, решившие бросить курить, в разы увеличивают шансы завести здорового ребенка! Однако следует помнить, что до трех лет сохраняется риск развития у малыша различных заболеваний, в том числе нейропсихических.

простой способ бросить куритьВсе достоинства сигарет — вымышленные! 

Маркетологи позаботились о том, чтобы пагубная привычка ассоциировалась со стилем, самодостаточностью и престижем. Однако на самом деле курение лишь вредит здоровью и разрушает организм. Никто из тех, кто бросил сигареты, не сожалеет об этом! Тем более что завязать с курением сейчас можно легко и быстро, в домашних условиях.

самый простой способ бросить куритьКурение крадет от 10 до 15 лет жизни. Слишком дорогая плата за возможность «подымить» несколько раз в день! Кроме того, не следует забывать, что и качество жизни у курильщиков гораздо ниже, чем у некурящих.

Какие изменения происходят в организме человека, который бросил курить

20 минут

Значения пульса и кровяного давления приходят к нормальным показателям. Проходит дрожь в руках, перестает сбиваться дыхание.

8 часов

Содержание кислорода в крови поднимается до нормального показателя, а количество угарного газа и никотина сокращаются вдвое. Мозг начинает получать полноценное питание, что позволяет ему работать с высокой эффективностью.

Сутки

Легкие и другие органы очищаются от смол и угарного газа. Организм «поверил», что его больше не будут отравлять никотином, и начинает активно избавляться от следов пагубной привычки. Возможен небольшой кашель, однако курильщик со стажем его просто не заметит.

2 дня

Организм свободен от никотина. Постепенно восстанавливается восприимчивость к запахам и вкусам. Бросив курить, человек начинает различать нюансы тех или иных ароматов и наслаждаться ими.

3 дня

Теперь можно забыть о кашле, хрипах и других проблемах с дыханием. Проходит спазм бронхов, приходит в норму сердечный ритм, и организм начинает наполняться энергией. Кроме того, 72 часа без сигареты — это настоящая победа! За это время происходит полное избавление от физической зависимости!

2-12 недель

Повысившийся уровень кровообращения позволяет проще переносить физические нагрузки. Люди, занимающиеся спортом, могут отметить серьезный рост показателей. Для остальных — это самое благоприятное время для начала занятий физкультурой.

365 дней

Риск сердечного приступа снижается в два раза. Состояние организма вернулось на средний уровень, и дальше будут только положительные изменения. Вы здоровы, энергичны и свобод

Сегодня все больше людей задумываются о том, как покончить с пагубной привычкой

 В Интернете представлено множество широко разрекламированных способов. Тем не менее, ни один из методов не лишен недостатков и потому не может расцениваться как панацея, навсегда решающая проблему пристрастия к сигаретам.

Самые известные способы и их недостатки

Кодирование. Происходит вмешательство в психику курильщика. Однако эффективность достаточно низкая, так как любая стрессовая ситуация может привести к срыву и дальнейшему усугублению зависимости.

Никотиновая жвачка. Малоэффективное средство, приводящее к замещению психологической зависимости при непрерывном поступлении никотина в организм.

Никотиносодержащий пластырь. Способ не снимает эмоциональную зависимость, поэтому часто возникает возобновление вредной привычки. Организм продолжает получать никотин, кроме того, при применении пластыря может появиться раздражение на коже.

Электронная сигарета. Достаточно дорогостоящее изделие, которое при этом не избавляет от психологической тяги к табакокурению. Кроме того, продукция также содержит никотин и прочие вредные добавки.

Ученые установили, что наилучший результат достигается при сознательном отказе от сигарет.

Информация с сайта HTTP://XSMOKER.RU/



Предварительный просмотр:

Советы родителям детей, сдающих экзамены


Советы родителям, дети которых сдают ЕГЭ


Единый государственный экзамен - новая реальность в нашем образовательном пространстве. Проблема подготовки к нему - это поле деятельности не только для школьников и педагогов, но и для родителей. В ходе родительских собраний и индивидуальных бесед с родителями старшеклассников мам и пап можно и нужно подготовить к участию в марафоне под названием «ЕГЭ».


Режим занятий и отдыха

Экзамены требуют большого напряжения сил, ясной мысли, смекалки. Режим дня, по мнению психологов, во многом определяет физическое и психическое состояние школьников во время подготовки к экзаменам.

За учебники и конспекты лучше садиться в дневные часы, когда работоспособность наиболее высокая. После сытного завтрака нужно сразу же приступать к занятиям. Лучше начинать в 8.30 и делать перерывы для отдыха на 10-15 минут каждый час. Отдых должен быть активным: встать, походить, сделать несколько физических упражнений, несложную работу по дому. После 2,5-3 часов работы нужно сделать более продолжительный перерыв (20-30 минут) для приема пищи, после чего можно позаниматься еще часа три. Потом обед и отдых, лучший вариант -прогулка на свежем воздухе не меньше 2-3 часов.

Некоторые считают, что музыка, шум, разговоры не мешают им во время занятий. Но на самом деле это не так/утомление в данном случае наступает значительно быстрее. Продуктивная умственная деятельность возможна только в условиях тишины.
Желательно избегать просмотра видеофильмов и телепередач, игры в шахматы, чтения художественной литературы, потому что они увеличивают и без того большую умственную нагрузку.

Во время экзаменов нужно спать не менее 9 часов. Желательно это делать при открытой форточке или окне, чтобы обеспечить полноценный отдых и восстановить трудоспособность. Поддерживая себя крепким чаем или кофе, дети часто недосыпают, занимаются вечером и даже ночью. Такие занятия неэффективны, истощают нервную систему и приводят к сонливому состоянию. После бессонной ночи трудно будет продолжать работу, придется сначала выспаться, а значит, потерять время, когда работоспособность высокая.

Для сохранения сил и энергии нужно организовать правильное питание. Нельзя, чтобы ребенок садился заниматься на голодный желудок. Особенно большое значение в рационе имеют овощи и фрукты.

Некоторые школьники, чтобы не волноваться, принимают перед экзаменом транквилизаторы. Напрасно! Таблетка может очень подвести, потому что снижает внимание и память. К тому же известно, что настоящее предэкзаменационное волнение мобилизует скрытые резервы организма, повышает его возможности!

Накануне экзамена лучше прекратить занятия в середине дня, своевременно лечь спать и хорошо выспаться, чтобы прийти на экзамен с ясной головой и хорошей памятью.

На экзамен нужно прийти точно в назначенное время. Не надо приходить заранее, потому что ожидание более утомительно для нервной системы, чем сам экзамен.

 После сдачи одного экзамена не следует сразу же начинать подготовку к следующему. Остаток экзаменационного дня - время для разрядки, снятия напряжения, восстановления сниженной работоспособности.

Как правильно питаться

Подготовка и сдача экзаменов - дело трудное, поэтому в такое время школьнику нужно хорошо питаться, а главное, знать, что есть и в каком наборе.


Продукты, которые помогут улучшить память

Морковь особенно облегчает заучивание чего-либо наизусть за счет того, что стимулирует обмен веществ в мозге. Наш совет: перед зубрежкой съесть тарелку тертой моркови с растительным маслом.

Ананас - любимый фрукт театральных и музыкальных звезд. Тот, кому необходимо удерживать в памяти большой объем текста или нотных знаков, нуждается в витамине С, который в достаточном количестве содержится в этом фрукте. Кроме того, в ананасах очень мало калорий (в 1 00 г всего 56). Достаточно выпивать 1 стакан ананасового сока в день.

Авокадо - источник энергии для кратковременной памяти (например, при составлении планов, расписаний, и т.д) за счет высокого содержания жирных кислот. Достаточно съедать половину плода в день.


Продукты, которые помогут сконцентрировать внимание

Креветки - деликатес для мозга: снабжают его важнейшими жирными кислотами, которые не дадут вашему вниманию ослабнуть. Достаточно 100 г в день. Но обратите внимание: солить их следует только после кулинарной обработки (варки или жарения).

Репчатый лук помогает при умственном переутомлении или психической усталости. Способствует разжижению крови, улучшает снабжение мозга кислородом. Рекомендуется съедать от половины луковицы ежедневно.

Орехи особенно хороши, если предстоит умственный «марафон» (доклад,- конференция, экзамен). Укрепляют нервную систему, стимулируют деятельность мозга.

Продукты, которые помогут достичь творческого озарения

Инжир освобождает голову для новых идей. Содержащееся в нем вещество по химическому составу близко к аспирину, эфирные масла разжижают кровь, мозг лучше снабжается кислородом, что способствует развитию творческого мышления.

Тмин может спровоцировать рождение гениальных идей. Эфирные масла, содержащиеся в нем, стимулируют всю нервную систему. Тот, кто нуждается в творческой активности мозга, должен пить чай из тмина: две чайные ложки измельченных семян на чашку.




Предварительный просмотр:

Страхи и страшные сны у детей

Fed359b54d4d25ba70cdf79cb0b874214c9220a6

Страхи у детей – это хорошо или плохо?

Страх выполняет функцию защиты и мобилизации сил организма ребёнка перед лицом опасности. Однако отрицательный заряд, который несут страхи, может стать для психики ребёнка непосильной нагрузкой, особенно при большом количестве страхов. Отравляющее воздействие страхов на психику ребёнка происходит постепенно и незаметно, формируя у него тревожно-мнительные черты характера.

У каких детей возникает большое количество страхов?

Больше страхов у эмоционально чувствительных и впечатлительных детей, а также у детей тревожных родителей,  у детей, которые растут в атмосфере семейного психологического неблагополучия (конфликты, разводы), у тех детей, которые недополучили от родителей уверенности в своих силах. Страхам подвержены те дети, которым не свойственны проявления агрессивности, которые не умеют давать сдачи в ответ на выпады обидчика. 

Что делать если ребёнок боится?

Страхи больше всего боятся смеха, поэтому просто необходимо увидеть смешное в страшном (бандит, к примеру, которому как считает  девочка Ира 6 лет, приказали поймать всех хороших девочек в городе Санкт-Петербурге, оказался таким толстым, что мог только лежать на диване).

Ещё страхи не любят когда о них рассказывают, пытаются их детализировать и анализировать. Страхи в этот момент чувствуют себя бабочкой, пойманной в сачок. Чем больше говоришь о страхе – тем он становится меньше. 

Также страхи терпеть не могут когда в них начинают играть, пытаются нарисовать, вылепить из пластилина, склеить из бумаги  да просто  осуществить с ними  разнообразные действия, которых страхи просто не переносят. От этих действий (психологического манипулирования страхами) страхи начинают таять, как тает снег в погожий весенний день. Сочините вместе с ребёнком историю, в которой главный герой (для мальчика – это мальчик, для девочки – девочка) чего-то боится, но потом преодолевает свой страх. Главному герою придумайте такое имя, которое начинается с такой же буквы, как имя ребёнка, например, для мальчика Серёжи – Стас.    Начните сочинять со слов: «Жили-были»…и попросите ребёнка продолжить. Затем предложите ребёнку сочинить свою историю про победу над своим страхом. Истории могут сочиняться не только одним ребенком, но и вместе с взрослым, который, например, произносит слова «жили-были» и ждет продолжения истории ребёнком. Поиграйте с ребёнком в его историю про страх, предложив ребёнку самому выбрать себе роль.   Важным является выбор ребёнком в игре роли: своего страха, себя в роли боящегося или себя в роли смелого героя, готового победить свой страх. Это позволит определить степень готовности ребёнка к преодолению своего страха.  

Кроме этого необходимо проанализировать происхождение страхов у ребёнка, поскольку часто случается, что взрослые приложили много усилий для появления страхов у детей: сами многого боятся, не пытаются преодолевать свои страхи, а наоборот, внушают их детям. Такое поведение значимых для ребёнка взрослых способствует закреплению страхов.

Почему детям снятся страшные сны и как от них избавиться? 

Появление навязчивых кошмарных снов свидетельствует о том, что психика ребёнка не в состоянии «переварить» те аффективные переживания, которые тревожат ребёнка днём, продолжая свою работу ночью.

Страшных снов нужно не пугаться, их надо анализировать. Страшные сны «боятся» критического анализа, детального разбора. Пока ребёнок держит свой сон в себе, страшный сон будет ребёнка беспокоить, тревожить и вызывать переживания. А если кошмарный сон рассказать, нарисовать или разыграть, то ему может и конец наступить.

Вредные советы для родителей детей дошкольного возраста «Как лучше всего «заразить» ребёнка страхом»

Говорите ребёнку как можно чаще «не бойся!».

Постоянно выражайте сомнения  в способности ребёнка справиться с трудностями.

Говорите в присутствии ребёнка о болезнях, смертях и несчастьях.

Вспоминайте как можно чаще, чего Вы сами боитесь, чего раньше боялся ребёнок и чего он не должен бояться сейчас.

Запугивайте ребёнка всем, что только придумаете, например, несуществующими болезнями, чудовищами, инопланетянами и др.

Держите семью в состоянии постоянного напряжения, используя для этого конфликты, угрозы и панику.

Во всём сомневайтесь сами и демонстрируйте неуверенное поведение ребёнку.

Верьте в мистику, сглаз, вампиризм, чертовщину и т.п. и на полном серьёзе  говорите обо всём этом с ребёнком, помимо этого включайте ребёнку для просмотра телепередачи на эти темы.

Тревожьтесь и беспокойтесь за  ребёнка по поводу и без повода.

Если чего-то боитесь сами, то постарайтесь свой страх передать по наследству ребёнку.

Материалы статьи  кандидата психологических наук,

доцента РГПУ им.А.И. Герцена

Алексеевой Елены Евгеньевны

- See more at: http://minobr.org/posts/23#sthash.SYjVmJ9k.dpuf