Проектная деятельность

Кашина Марина Владимировна

 

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ БУТУРЛИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ ДЕТСКИЙ САД «ТЕРЕМОК»

 

 

 

 

 

 

 

Экологический проект 
«Юные защитники природы»

 

Средняя группа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Воспитатели:

М.В. Кашина

О.Г. Стригун

 

2016-2017 учебный год

 

Экологический проект

«Юные защитники природы»

 

 

 

Обоснование необходимости разработки проекта

«Юные защитники природы »

 

         Планета Земля – наш общий дом, каждый человек, живущий в нём, должен заботливо и бережно относиться к нему, сохраняя все его ценности и богатства.

        Детский сад сегодня  это образовательное учреждение, обеспечивающее физкультурно-оздоровительное, речевое, художественно - эстетическое, социально-личностное развитие детей. Экологоориентрованное направление можно выделить отдельно, и в тоже время оно интегрировано входит в каждое из вышеперечисленных направлений, так как имеет огромное влияние на интеллектуальное, творческое и нравственное воспитание, формирующее современную образованную личность. Наиболее эффективный способ реализации задач экологического образования - это организация  проектной деятельности. Участие в экологических акциях, субботниках, озеленении, работа по природоохранным проектам - уникальная возможность для детей и родителей проявить себя, принести пользу окружающей природе родного края.

        Индивидуальные и групповые беседы, наблюдения за детьми позволили выявить представления детей средней  группы о компонентах экологической культуры человека.

        Наиболее значимыми для себя дети считают:

 

      Представления детей 4-5 лет об экологической культуре человека.

  • владение правилами поведения в природе

 32%;

  • потребность в общении с природой

 20%;

  • убежденность в необходимости ответственно относиться к природе

 20%;

  • понимание многосторонней (универсальной) ценности природы

12%;

  • практические экологические умения

 8%;

  • интерес к экологическим проблемам

 8%.

       Таким образом, был сделан вывод, что экологическое самосознание детей сформировано недостаточно; в большей степени превалирует потребительское отношение к природе; дети с трудом выделяют себя из окружающей среды, преодолевая в своём мироощущении расстояние от "Я - природа" до "Я и природа". Все вышеприведенные данные позволили сформировать цель проекта и его задачи.

Цель проекта:  формирование у детей и родителей  чувства сопричастности ко всему живому,                 гуманное отношение к окружающей среде и стремление проявлять заботу о сохранении природы родного края .

 

 Задачи проекта:

  • создать экологически благоприятную среду на территории ДОУ для реализации приоритетного направления;
  • формировать знания об экосистемной организации природы Земли в границах обитания человека;
  • развивать познавательные умения детей и родителей  при овладении исследовательскими методами познания  природы;
  • организовать практическую природоохранную деятельность детей и родителей;
  • реализовать одну из форм работы с родителями   проектно-исследовательской   деятельности «Экологическая тропа моей семьи»;
  • развивать  взаимопонимание  и  взаимопомощь  между  детьми, педагогами, родителями,  потребность в постоянном саморазвитии экологической культуры;
  • развивать первоначальные географические представления, знакомство с простейшими способами ориентирования на местности;
  • воспитывать у детей внимательное, разумное, бережное отношение к окружающей природе родного края.

 

          Новизна  экологического проекта заключается в использовании информационных компьютерных технологий. Основным фактом, обеспечивающим эффективность воспитательного процесса, является личностная включённость детей и родителей в событийную жизнь. Используя новые, увлекательные для нового поколения технологии, можно обеспечить эту включённость. Проект позволяет детям и родителям  заниматься любимым делом и одновременно приносит пользу окружающему миру.

Сроки реализации проекта:  один год.

Участники, партнеры проекта: сотрудники ДОУ, дети 4-5 лет и их родители.

Этапы реализации проекта:

1 этап - подготовительный : планирование и прогнозирование предстоящей работы. (апрель, май)

         Задачи этапа: экологизация всех разделов программы воспитания и обучения дошкольников; создание экологической среды в группе, привлечение родителей к предстоящей творческой работе в инновационном режиме; разработка планов работы с детьми и родителями по формированию экологического образования  через проведения экологических акций.

2 этап – практическая деятельность (июнь – август, новый учебный год)

     Задачи этапа: формирование элементарных экологических знаний и представлений детей и родителей, а также начала, основы экологического образования через проведения экологических акций.

 3 этап – итоговый, диагностический (апрель)

     Задачи этапа: обобщение опыта и определение результата практической деятельности педагога, разработка тактики последующих педагогических  действий на следующий год.

 

 

Ожидаемые результаты проекта:

  1. создание на территории ДОУ экологически благоприятной среды;
  2. повышение уровня знаний по экологии у детей;  
  3. совершенствование уровня знаний, экологической компетентности родителей по теме проекта; 
  4. изменения процентного соотношения в таблице параметров  о   представлениях детей 4-5 лет об экологической культуре человека.

 

Формы работы по реализации проекта:

<>ØØØØØØØØØØØØЭкологическая тревога
  • Экологические знаки
  • Экологическая тропа
  • Экологическая газета
  • Итоговое мероприятие

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

План - карта действий по реализации проекта для детей 4-5 лет.

 

 

                     АКЦИЯ «Интересно, что у нас под ногами?»               

            (июнь - август)

Цель: обучение детей основам поддержания чистоты в различных местах: дома, в детском саду, на природе.

 

№ п/п

Этапы акции

Совместная деятельность педагога с детьми

Взаимодействие с семьёй

1.

Экологическая тревога. Задача: развивать умения наблюдать и сравнивать, выделять общие и отличительные признаки и обобщать, устанавливать причинно следственные и временные связи. Воспитывать познавательный интерес к насекомым, развивать желание общаться с природой.

- Экскурсия «экологическая тропа» на территории ДОУ. - Беседа на тему «Лес - краса и защита земли».

-Наблюдения: за пауками и насекомыми, за солнцем, за ветром, за облаками, за дождём.

-Опыты:

а) солнце высушивает предметы;

 б) солнце прогревает предметы.

- Чтение худ. литературы.

И. Соколов - Микитов «Рассказы о природе».

Б. Заходер «Дождик». Т.А.Шорыгина «Зелёные сказки».

 В.Бианки «Паучок пилот».

 -Викторина «Мой любимый цветочек».

 Фольклор: песенки- потешки, загадки, пословицы и поговорки. Экологические игры:

 «Кто скорее соберёт», «Найди пару», «К дереву беги», «Найди листок, как на дереве».

-Труд в природе. Совместно с воспитателем осуществлять прополку, рыхление земли и полив на огороде и в цветнике.

Трудовой десант «Посадка саженцев деревьев на территории ДОУ»

2.

Экологические знаки

Задача: развивать умственные сравнения и обобщения, формировать элементарные понятия экологических знаний; Формировать интерес ко всему живому окружающему нас; уметь устанавливать простейшие связи между изменениями в природе.

-Экскурсия на луг.

 -Беседа на тему «Луга в природе».

-Наблюдения: за птицами, за деревьями и кустарниками, за клумбой, за песком.

-Опыты:

а) с песком;

 б) с водой.

- Чтение худ. литературы. Б.Заходер «Ласточка», «Птичья школа», Т.А.Шорыгина «Зелёные сказки», В.Степанов «Весёлые стихи». Распределение экологических знаков на участке ДОУ.

- Викторина «Мой любимый край».

-Фольклор: песенки- потешки, загадки, скороговорки.

-Экологические игры: «Найди дерево по описанию», «Что изменилось», «Повторяй друг за другом», «Подскажи словечко».

-Труд в природе. Совместно с воспитателем прополка и полив огорода и цветника, мытьё игрушек после прогулки.

 

Изготовление знака

«Не сорите»,

3.

Экологическая тропа. Задачи: формирование экологической культуры, экологического сознания. Воспитывать радостное, эмоциональное, заботливое отношение детей к природе.

-Экскурсия «Дышит лето ветерком».

 -Беседа на тему «Берегите почву».

-Викторина « Овощи и фрукты».

-Наблюдения: за солнцем, за облаками, за ветром, за деревьями и кустарниками.

 -Чтение худ. литературы. Б.Заходер «Сказка про храброго носорога», Т.А.Шорыгина «Зелёные сказки», И.Соколов- Микитов «Рассказы о природе».

-Изготовление альбома «Берёзонька». Фольклор. Песенки- потешки, загадки о явлениях природы.

 -Экологические дидактические игры: «Вершки и корешки», «Можно нельзя», «Грибы и ягоды», «Когда это бывает». Игра - путешествие «Собери и положи».

- Труд в природе. Продолжать уход за посадками овощей: прополка, полив, сбор урожая.

Составление карты-схемы экологической тропы моей семьи

 

4.

Экологическая газета

Раскрашивание листовок «Чистый поселок»  для составления газеты.

Изготовление газеты

«А у нас в детском саду я порядок наведу»,

 

Изготовление газеты

«Летние путешествия»

 

 

 

  АКЦИЯ «Птичье меню»                                                                                                 (октябрь-ноябрь)

 Цель: воспитывать чуткое отношение к птицам, желание помочь им зимой.

 

п/п

Этапы акции

Совместная деятельность педагога с детьми

Взаимодействие с семьёй

1.

Экологическая тревога

Птицам нет еды

Наблюдение, беседа.

Оформление коробки для корма птиц

2.

Экологические знаки

Аппликация «Птички в кормушке» .

Рисование плаката «Покормите птиц зимой»

Создание альбома «Птицы нашего края»

 

 

Презентация фильма «Птицы зимой».

Изготовление памяток - листовок «Покормите птиц зимой»  распространение среди соседей»

3.

Экологическая тропа

Экскурсии, п/и, д/и

Раскладывание корма в кормушки.

 

Изготовление птичьих кормушек, развешивание по экологической тропе

4.

Экологическая газета

Разучивание стихов о птицах.

Рисование «Птичьи домики»

«Покормите птиц зимой» - плакат экологической направленности.

Придумывание историй «Как я спас птичку»

 

 

          АКЦИЯ: «Ёлочка-краса»                                                                                      (декабрь)

Цель: обучение общению с природой, бережному  отношению к елям.

 

п/п

Этапы акции

Совместная деятельность педагога с детьми

Взаимодействие с семьёй

1.

Экологическая тревога

Вырубка елей к новогоднему празднику.

Инсценировка: «Встреча с ёлочкой»

Выпуск плакатов  и развешивание плакатов в ДОУ.

 

2.

Экологические знаки

Изготовление альбома «Спасём ёлочку»

Изготовление табличек знаков «Не рубите ели»

Рисование запрещающих знаков вырубки елей.

 

3.

Экологическая тропа

Цикл наблюдений за елью. Укрыть ёлочку снегом.

Установка знаков по экологической тропе.

 

4.

Экологическая газета

«Кто дружит с елью?»

Оформление стенгазеты: пословицы и поговорки о лесе, охране природы.

Фотовыставка «Новогодняя елка готова к празднику».

 

 

 

АКЦИЯ «Капелька воды»                                                                        

      (февраль-март)

Цель: Формирование представлений   о значении воды в нашей жизни, обучение бережному отношению к ней.

 

п/п

Этапы акции

Совместная деятельность педагога с детьми

Взаимодействие с семьёй

1.

Экологическая тревога: вода  в опасности

Капитошка рассказывает…

Опыты по изучению свойств воды.

 

Создание семейной  лаборатории.

2.

Экологические знаки

Рисование «Мир в капельке воды»

 

Выставка  «Запрещающие знаки на водоеме»

Зарисовка знака «Закрывай покрепче кран, чтоб не вытек океан»

3.

Экологическая тропа

Экскурсия «Кому нужна вода»

Развлечение «Вода и птички»

 

Изготовление атрибутов к развлечению

4.

Экологическая газета

Составление книжки-раскраски «Вода и жизнь».

Зарисовка результатов опытнической деятельности «Всё о воде».

 

Разучивание стихов о воде в семейном кругу.

Дневник наблюдений за водой.

 

Итоговый результат проекта для детей 4-5 лет и родителей – развлечение  «Мы юные защитники природы родного края» ( апрель)

 - посвящение в юных защитников природы с вручением почётного значка.