Авторская идея в моей педагогической практике!

Конощук Юлия Александровна
Концепция

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kontseptsiya.doc60.5 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование основ здорового образа жизни у старших дошкольников в условиях взаимодействия семьи и ДОО.

«От того, как прошло детство, кто вёл

ребенка за руку в детские годы, что вошло

в его разум и сердце из окружающего мира –

от этого в решающей степени зависит, каким

человеком станет сегодняшний малыш».

/В.А.Сухомлинский/

        Утверждение здорового образа жизни, сохранение и укрепление здоровья детей рассматривается как одно из приоритетных направлений модернизации обучения и воспитания и составляет едва ли не самую важную доктрину развития современного образования. Здоровье перестает быть только категорией биологической - оно становится одной из основных общественных, культурных и личностных ценностей.

Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. До семи лет человек проходит огромный путь развития, не повторяемый на протяжении последующей жизни. Именно в этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируются характер, отношение к себе и окружающим.

Уже на стадии дошкольного детства до 50% детей имеют различные отклонения в состоянии здоровья, а более 20% — хронические заболевания. Не последнюю роль здесь играют фактор семьи и фактор образовательного учреждения: насколько они способны с самого раннего возраста создавать условия для формирования ЗОЖ, обеспечивать развитие деятельной и жизнерадостной личности.

Проблема здоровья детей дошкольного возраста всегда находилась в центре внимания педагогов, интерес к ней не ослабевает и сегодня, поскольку изменение социальных условий привело не только к пересмотру, но и существенному расхождению взглядов различных социальных институтов на цели и содержание физического и психического развития ребенка-дошкольника.

Никто не будет спорить с тем, что семья и образовательное учреждение являются важнейшими социальными институтами, обеспечивающими воспитание ребенка. В современном обществе образовательное учреждение становится всё более открытой социально-педагогической системой, стремящейся  к диалогу, межличностному общению, социальному взаимодействию.

Изучением формирования основ ЗОЖ в разные годы занимались такие ученые и педагоги как Г.К. Зайцев, В.В. Колбанов, Л.В. Моисеева, Ю.Ф. Змановский, Н.Н. Куинджи, Л.Г. Татарникова,  Б.Н. Чумаков Е.П. Арнаутова, Т.А. Березина, О.И. Давыдова, Т.А. Данилина, Т.Н.Доронова, Е.С. Евдокимова, О.Л. Зверева, Л.М. Кларина и др.

  Актуальность исследования обусловлена обострением в педагогической практике целого ряда противоречий: между значимостью проблемы сохранения и укрепления здоровья дошкольника для обеспечения его полноценного развития и недостаточной подготовленностью педагогов к совместной работе с родителями в приобщении детей к здоровому образу жизни на современной научной основе; между необходимостью согласованных действий педагогического коллектива и семьи по формированию здорового образа жизни дошкольников и не достаточно эффективными формами сотрудничества с родителями воспитанников по данной проблеме.

Поиск эффективных путей разрешения данных противоречий, теоретическая и практическая значимость их для современного образовательного процесса в дошкольных учреждениях обозначили проблему исследования: каким образом можно организовать взаимодействие образовательного учреждения и семьи, чтобы  обеспечить успешное формирование основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста?

На основании выделенных противоречий и проблемы была определена тема исследования: «Формирование основ ЗОЖ у старших дошкольников в условиях взаимодействия семьи и ДОО».

Объект исследования: формирование основ здорового образа жизни дошкольников в образовательном учреждении.

Предмет исследования: взаимодействие педагогов и родителей в процессе формирования здорового образа жизни старших дошкольников.

Цель исследования: заключается в определении педагогических условий формирования основ ЗОЖ у старшего дошкольника в совместной деятельности ДОО с родителями.

Гипотеза исследования: организация взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи по формированию основ здорового образа жизни старшего дошкольника будет осуществляться наиболее эффективно, если:

- созданы определенные педагогические условия: открытость ДОО, использование интерактивных форм взаимодействия участников педагогического процесса, использование различных методов и форм приобщения к ЗОЖ.

- работа по влечению родителей ведется по нескольким направлениям: информационно-аналитическому,познавательному,наглядно-информационному, досуговому;

- используются новые подходы в работе с родителями воспитанников (открытость дошкольной организации для родителей, приоритет семейного воспитания, признание партнерских прав родителей и педагогов в воспитании ребенка).

В соответствии с целью и гипотезой определены задачи исследования:

  1. Осуществить теоретический анализ различных подходов к проблемам здоровье сбережения и взаимодействия ДОО и семьи .
  2. Выявить педагогические условия организации процесса формирования основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста в ДОО.
  3. Разработать методические материалы по организации взаимодействия дошкольной  образовательной организации и семьи в формировании основ здорового образа жизни у дошкольников.

Создание традиций ЗОЖ - это то, без чего сегодня невозможно представить работу в образовательной  организации, и то, к чему нужно стремиться в конечном итоге.

Вокруг детей с самого раннего детства необходимо создавать такую среду, которая была бы насыщена атрибутами, символикой, терминологией, знаниями, ритуалами и обычаями валеологического характера. Это приведет к формированию потребности вести ЗОЖ, к сознательной охране своего здоровья и здоровья окружающих людей, к овладению необходимыми для этого практическими навыками и умениями. Таким образом, сформированные традиции ЗОЖ становятся достоянием нации, государства, неотъемлемой частью жизни людей.

Формирование культуры ЗОЖ является главным рычагом первичной профилактики в укреплении здоровья населения через изменение стиля и уклада жизни, его оздоровление с использованием гигиенических знаний в борьбе с вредными привычками, гиподинамией и преодолением неблагоприятных сторон, связанных с жизненными ситуациями.

При этом необходимо учесть, что образ жизни человека не складывается сам по себе в зависимости от обстоятельств, а формируется в течение жизни целенаправленно и постоянно.

Зачастую у детей отсутствует заинтересованность в занятиях оздоровительного характера. По мнению Г. К. Зайцева, это связано с тем, что, во-первых, рекомендации по здоровому образу жизни насаждаются детям чаще всего в назидательной категорической форме и не вызывают у них положительных эмоциональных реакций, а во-вторых, сами взрослые редко придерживаются указанных правил в повседневной жизни, и дети хорошо это видят. Кроме того, выполнение необходимых правил здорового образа жизни требует от человека значительных волевых усилий, что крайне затруднительно для ребенка-дошкольника, имеющего недостаточно сформированную эмоционально-волевую сферу. Поэтому в работе с детьми важно помнить и соблюдать заповеди, сформулированные гениальным русским режиссером К. С. Станиславским: трудное надо сделать привычным, а привычное - легким и приятным.

Исходя из этого, делаем вывод, что деятельность взрослых   по формированию ЗОЖ, должна быть систематичной  и комплексной, вызывать у ребенка положительные эмоциональные реакции, по возможности содержать элементы дидактической игры и двигательные упражнения. Кроме того, используемые материалы непосредственно образовательной деятельности,  должны находить отражение во всех режимных моментах дошкольного учреждения ( режиме дня, игровой деятельности и.т.д).

По словам Б. Н. Чумакова, купить здоровье нельзя, его можно только заработать собственными постоянными усилиями. Но для того, чтобы сохранить здоровье ребенка необходимо объединить усилия всех взрослых, окружающих его (родителей, воспитателей, врачей, учителей и др.), с целью создания вокруг него атмосферы наполненной потребностями, традициями и привычками здорового образа жизни. Таким образом, с ранних лет формируется определенная культура поведения и соответствующий стиль жизни. Знания, умения и навыки валеологического характера, заложенные в детском возрасте, станут прочным фундаментом для создания положительной мотивации к охране собственного здоровья во взрослой жизни.

Таким образом, совместная работа всех взрослых, окружающих дошкольника, через выбор методов, средств и форм обучения, а также контроля за изменениями в стиле жизни создает фундамент культуры ЗОЖ, включающий в себя положительную мотивацию и знания, умения, навыки валеологического характера.

Приобщая родителей к работе по формированию ЗОЖ необходимо широко использовать наглядную агитацию – уголок здоровья в группах, стенды в ДОО, альбомы индивидуальной работы с детьми. С большим удовольствием родители принимают участие в массовых спортивных мероприятиях и праздниках.

В детском саду постепенно создаются традиции ЗОЖ –  « Минутки здоровья» ,       « Дни здоровья» в ДОО, физкультурный досуг с непосредственным участием родителей.

Формирование культуры ЗОЖ происходит на протяжении всего времени пребывания ребенка в ДОО: во время проведения всех режимных моментов.

 Итогом работы по формированию основ ЗОЖ у старших дошкольников в условиях взаимодействия семьи и ДОО  стало создание проекта «Наша традиция быть здоровыми!» в ходе реализации которого:

1.Было проведено социологическое исследование  с целью выявления использования здоровье сберегающих технологий в работе с детьми и перспективного повышения эффективности здоровье ориентированной деятельности. Выяснилось, что и педагоги и родители  используют в основном традиционные, хорошо известные  методы оздоровления.

2.По итогам анкетирования были намечены дальнейшие направления в работе:

С детьми

С родителями

Совместные

итоговые мероприятия

 Комплекс НОД состоящий из пяти блоков:

« Знай свое тело!», «Соблюдай правила личной гигиены!»,

 «Скажи «Нет» - вредным привычкам!» ,

 «Занимайся физкультурой!»,

«Соблюдай режим дня ! »

 Клуб для родителей «Здоровячёк».

Формы работы :

Коллективные – Дни открытых дверей, родительские собрания с презентацией здоровье сберегающей среды, дни здоровья, организация конкурсов, праздников.

Индивидуальные – знакомство с семьёй (обобщение семейного опыта по воспитанию ребенка здоровым), участие родителей в проектах и конкурсах.

Наглядно-информационные-информационные стенды,

выставки , памятки.

Дни здоровья, «Физкультура вместе с мамой», Физкультурные досуги.  Итоговые мероприятия по какому - либо из блоков комплекса НОД. Семейные проекты по формированию основ ЗОЖ у дошкольников.

Эффективное использование различных способов сохранения и укрепления здоровья дошкольников, повышение роли родителей в оздоровлении детей, приобщении их к здоровому образу жизни, создание традиций семейного физического воспитания. Таким образом, можно сделать вывод, что детский сад выступает в роли  своеобразного центра пропаганды здорового образа жизни, воспитания культуры семьи, формирования у родителей знаний, умений и навыков по различным аспектам сохранения и укрепления здоровья,  как детей , так и взрослых. Лишь при условии взаимодействия семьи и ДОО,  при формирований основ здорового образа жизни, может быть обеспечена положительная динамика показателей, характеризующих здоровье детей и их ориентацию на здоровый образ жизни.

Литература:

  1. Багина, Т.Л. Охрана здоровья детей в дошкольных учреждениях: метод. пособие/ Т.Л. Богина. – М.: Мозайка-Синтез, 2005.
  2. Давыдова, О.И. Работа с родителями в ДОУ/ О.И.Давыдова, Л.Г. Богославец, А.А.Майер. – М.: ТЦ «Сфера», 2005.
  3. Доронова ,Т.Н., Голубева Л.Г., Гордова Н.Г., Программа для родителей и воспитателей по формированию здоровья и развития детей 4 – 7 лет. М., 2002.
  4. Кудрявцев, В..Т., Егоров Б.Б. Развивающая педагогика оздоровления. М., 2000.
  5. Каштанова, Г.В. Лечебная физкультура и массаж: методы оздоровления детей дошкольного и младшего школьного возраста / Г.В.Каштанова, Е.Г.Мамаева, О.Сливина. – М.:АРКТИ, 2007.
  6. Микляева,, Н.В.Создание условий эффективного взаимодействия с семьей / Н.В.Микляева. – М.: Айрис-Пресс, 2006.
  7. Оздоровление детей в условиях детского сада / Под ред.Л.В.Кочетковой. М.:2005.
  8. Тарасова, Т.А. контроль физического состояния детей дошкольного возраста: Метод.рекомендации для руководителей и педагогов ДОУ. М.: 2005.
  9. Шорыгина, Т.А. Беседы о здоровье: Метод. пособие. М.: 2005.