Патриотическое воспитание на уроках истории посредством включения материалов по краеведению.

 

·             

 

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ИСТОРИИ ПОСРЕДСТВОМ ВКЛЮЧЕНИЯ МАТЕРИАЛОВ ПО КРАЕВЕДЕНИЮ

 

С.А.Шевченко

МБОУ СОШ № 41, учитель истории

 (г. Белгород)

Академик Д.С. Лихачев говорил: «Если человек не любит хотя бы изредка смотреть на старые фотографии своих родителей, не ценит память о них, оставленную в саду, который они возделывали, вещах, которые им принадлежали, - значит, он не любит их. Если человек не любит старые улицы, пусть даже и плохонькие, - значит, у него нет любви к своему городу. Если человек равнодушен к памятникам истории своей страны, - он, как правило, равнодушен к своей стране».

Очень важно помнить, что для формирования чувства патриотизма  нужно любящее сердце. Поэтому так важно, с  самых ранних лет заложить основы духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией и с творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию, к гармоничному взаимодействию с другими людьми, чтобы  ребенок понимал, что каждый человек часть своего народа; что у каждого человека есть Родина: близкие и дорогие ему места, где живет он, его родственники.

Уроки истории - это тот стержень, на котором держится патриотическое воспитание подрастающего поколения, формирование личности и гражданина. Жалко сознавать, что в последнее время вопросы гражданско-патриотического воспитания были отодвинуты на задний план. Теперь перед современной школой стоит задача вернуть потерянные ценностные ориентиры, развить утраченное чувство любви к своей Родине у нынешних школьников.

Поэтому так важно с детского сада приучать детей к тому, что честь, долг, ответственность, вера, Отечество, любовь – это главные человеческие ценности. Формировать основные качества гражданина, воспитывать патриотизм необходимо на ярких, эмоциональных образах, пробуждающих в детях чувства сопереживания, благодарности.

Формирование патриотизма на современном уроке, не возможно без использования материалов по краеведению, поэтому в работе используется большое количество иллюстративного материала, фотографий, документальных источников. Большую заинтересованность проявляют дети, работая над проектами по следующим темам: «XX век: Белгородчина год за годом», «Чудеса Белгородского края».

Чтобы школьники смогли внутренне воспринять идею патриотизма, сумели испытать радость познания нового о своей семье, о своей малой Родине, испытать радость передачи добытых самостоятельно знаний своим сверстникам и старшим товарищам, надо постоянно включа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ИСТОРИИ ПОСРЕДСТВОМ ВКЛЮЧЕНИЯ МАТЕРИАЛОВ ПО КРАЕВЕДЕНИЮ

С.А.Шевченко

МБОУ СОШ № 41, учитель истории

 (г. Белгород)

С.Г.Леденева

МБОУ СОШ № 41, учитель истории

(г. Белгород)

Академик Д.С. Лихачев говорил: «Если человек не любит хотя бы изредка смотреть на старые фотографии своих родителей, не ценит память о них, оставленную в саду, который они возделывали, вещах, которые им принадлежали, - значит, он не любит их. Если человек не любит старые улицы, пусть даже и плохонькие, - значит, у него нет любви к своему городу. Если человек равнодушен к памятникам истории своей страны, - он, как правило, равнодушен к своей стране».

Очень важно помнить, что для формирования чувства патриотизма  нужно любящее сердце. Поэтому так важно, с  самых ранних лет заложить основы духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией и с творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию, к гармоничному взаимодействию с другими людьми, чтобы  ребенок понимал, что каждый человек часть своего народа; что у каждого человека есть Родина: близкие и дорогие ему места, где живет он, его родственники.

Уроки истории - это тот стержень, на котором держится патриотическое воспитание подрастающего поколения, формирование личности и гражданина. Жалко сознавать, что в последнее время вопросы гражданско-патриотического воспитания были отодвинуты на задний план. Теперь перед современной школой стоит задача вернуть потерянные ценностные ориентиры, развить утраченное чувство любви к своей Родине у нынешних школьников.

Поэтому так важно с детского сада приучать детей к тому, что честь, долг, ответственность, вера, Отечество, любовь – это главные человеческие ценности. Формировать основные качества гражданина, воспитывать патриотизм необходимо на ярких, эмоциональных образах, пробуждающих в детях чувства сопереживания, благодарности.

Формирование патриотизма на современном уроке, не возможно без использования материалов по краеведению, поэтому в работе используется большое количество иллюстративного материала, фотографий, документальных источников. Большую заинтересованность проявляют дети, работая над проектами по следующим темам: «XX век: Белгородчина год за годом», «Чудеса Белгородского края».

Чтобы школьники смогли внутренне воспринять идею патриотизма, сумели испытать радость познания нового о своей семье, о своей малой Родине, испытать радость передачи добытых самостоятельно знаний своим сверстникам и старшим товарищам, надо постоянно включать краеведческий материал в свою работу, воспитывать детей на примерах жизни родителей, дедушек и бабушек, сограждан, на событиях из истории своего города, края. Духовно - нравственное, патриотическое воспитание необходимо строить на конкретной исторической почве. Белгородчина имеет богатое историческое прошлое: это и знаменитая белгородская засечная черта – южные рубежи Руси, это и Прохоровское поле - третье ратное поле России. Изучая тему «Курская битва», можно использовать материалы музея-диорамы «Курская битва. Белгородское направление». Фотографии, буклеты, книги, открытки, которые используются во время урока- все это помогает зрительно представить картину боя.

Педагог-новатор Амонашвили говорил: «Если вы ... учитель истории, нестрашно, что ваши ученики забудут дату Куликовской битвы. Но, если вы сумеете рассказать о ней так, чтобы они кожей почувствовали напряжение воинов перед этой битвой, услышали, как колышется ковыль, увидели, как поднимается над полем туман, поверьте, ваши ученики запомнят это на всю жизнь, и не просто запомнят, а гордиться будут, что выстояли, что победили».

Урок воспитывает у школьников гордость за наших предков, сумевших победить сильного и жестокого врага, вызывает сочувствие к павшим, понимание того, что ценой своей жизни русские люди спасли свою Родину от гибели.

Работая над темой  «Моя семья в годы Великой Отечественной войны» учащиеся разыскивают материал о своих родственниках – участниках войны или трудового фронта. Такая работа напрямую влияет на формирование гражданских качеств личности, ведь война затронула каждую советскую семью, в том числе и вашу, пришла в каждый дом. Подобные уроки оказывают огромное эмоциональное воздействие на ребят, вызывают чувство гордости за своих близких - участников величайших событий истории и, надеюсь, заставляют гордиться подвигом Родины, спасшей мир от угрозы фашизма.

На уроках истории и, особенно обществознания, как нигде уместны дискуссия и споры. Учитель, умело создающий на уроках проблемные ситуации, способствует развитию у детей умений отстаивать свою точку зрения, работать в группе, быть толерантным и коммуникативным, а это тоже качества гражданина. В конечном счёте, все эти формы работают на необходимый обществу результат. Очень важно обучить детей истории, но гораздо важнее воспитать их добрыми, порядочными людьми, достойными гражданами своей Родины.

Наше гражданское поведение, наша сознательность и ответственность, являются главным фактором успешного воспитания наших детей. Как показывает практика, только семья, только родительское общение с детьми с учётом их возраста помогают воспитывать у сыновей и дочерей чувство патриотизма, используя богатейшие возможности художественных произведений. Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач школы, поэтому так важно привлекать к внеклассным мероприятиям, к воспитательной работе дедушек и бабушек, пап и мам. Нравственная высота наших дел и поступков,  наша отзывчивость и гражданская активность влияют на формировании мировоззрения, на взгляды, идейные убеждения подростков

Необходимо также отметить, что изучение истории Отечества в отрыве от истории своего родного края, от краеведческого материала своей области и всей страны, создаст неполное представление школьников о предмете. Местный историко-краеведческий материал должен преподаваться во взаимосвязи с общеисторическими понятиями, а эта связь устанавливаться через события общегосударственного значения.

Привлекая к работе на уроках краеведческий материал, перед учителем стоит задача найти такие формы работы с учениками, которые бы позволили им самим соприкоснуться с историей и культурой малой и большой Родины, дать возможность учащимся работать самостоятельно, найти информацию в Интернете, посетить музеи, собрать необходимый материал. Кроме этого, общение с людьми старшего поколения, помогает узнать много нового и воспитывает уважение к старшим, учит ценить их труд, знания и опыт.

Таким образом, краеведческий материал является средством обучения и воспитания. Краеведение способствует расширению кругозора, закладывает чувства уважения к святыням той земли, на которой растет ребенок, способствует воспитанию чувства гордости за свой народ.

Любви к родине нельзя научить, но можно создать на уроках и внеурочной деятельности такую обстановку, такой нравственный настрой, что формирование этого важнейшего качества станет неотъемлемой частью образовательного процесса. Такая история становится более понятной и близкой. Становится ясно- история человечества складывается из истории жизни отдельных людей, истории сел и городов, стран и континентов.

Список использованной литературы:

  1. Агапова И.А., Давыдова М А. Мы - патриоты! Классные часы и внеклассные мероприятия: 1-11 классы. - М.:ВАКО, 2006,-368 с.
  2. Формирование патриотического воспитания /// Педагогика. -2010. - № 9.
  3. Вороненко И. Патриотическое воспитание в процессе составления

родословной каждой семьи // Воспитание школьников. - 2008. - №1. - С. 208-213.

  1.  Ермолаева Л. К. Изучение своего края: проблемы и подходы к их решению / Л. К. Ермолаева // Преподавание истории и обществознания в школе- 2002. - № 3.-  С. 40-47.