работа самостоятельная и с классом

Снежана Валерьевна Порошина

очень трудная и кропотливая работа, где бумагу нужно рвать не руками, а кисточкой.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ШКОЛА–ИНТЕРНАТ ДЛЯ ДЕТЕЙ–СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

с. ИЛИР

Здоровьесберегающие технологии – как необходимый элемент, способствующий сохранению и укреплению здоровья  детей с ОВЗ          при проведении прогулок.

Автор: Порошина Снежана Валерьевна- воспитатель областного государственного образовательного казенного учреждения для детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья. с. Илир Братского района

По данным НИИ социальной гигиены и организации здравоохранения, в России только 40% детей можно считать условно здоровыми. Поэтому оздоровление и воспитание потребности к здоровому образу жизни являются важнейшими задачами, стоящими перед человечеством.

Эта тема так же очень актуальна для школ- интернатов для детей- сирот, т.к. «состояние здоровья воспитанников интернатных учреждений создает серьезные препятствия для их успешной социализации. Важным направлением процесса социализации является система оздоровления и физического воспитания детей- сирот, формирование у них осознания ценности здоровья» (Баширова Т. Б. «Социализация детей- сирот: трудности, проблемы и пути их преодоления»)

Чтобы понять всю многогранность этой проблемы, необходимо уточнить, что такое здоровье. «Здоровье- это состояние полного физического, психического, эмоционального благополучия». В связи с этим стоит острая проблема организации здоровьесберегающего пространства в условиях образовательного учреждения, а именно создание высокогигиеничной, развивающей предметной среды, использование современных средств лечебно- профилактической работы, организация эмоционально насыщенной, психологически комфортной оздоровительной жизнедеятельности, использование новых технологий, предоставление условий для максимально возможной двигательной активности: движение- радость, движение- здоровье, движение- развитие. Самостоятельная двигательная активность ребенка является показателем его жизненных сил и здоровья. Она предполагает способность к реализации собственных физических возможностей в окружающем мире посредством комплекса самостоятельных двигательных действий, обеспечивающих сохранение здоровья.  

Самостоятельная двигательная активность возникает по инициативе ребенка, соответствует его потребностям и желаниям. Поэтому прогулка является одной из основных форм сохранения и укрепления здоровья детей.

Заболеваемость детей, ежедневно пребывающих на свежем воздухе, играющих в разнообразные подвижные игры, значительно ниже, т.к. умеренные физические нагрузки, повышают сопротивляемость организма к неблагоприятным воздействиям внешней среды и поэтому являются важнейшим средством укрепления здоровья и профилактики заболеваний. При этом активизируются все физиологические механизмы защиты иммунитета, а так же происходит обеспечение социально-психологического благополучия ребенка. Все это эффективно лишь тогда, когда ставится задача укрепления здоровья и обеспечения гармоничного развития человека.

Цель здоровьесберегающих технологий, применяемых на прогулках, применительно к ребенку – обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитаннику школы- интерната и воспитание валеологической культуры как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его, валелогической компетентности, позволяющей школьнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи.

Для реализации  представленной цели обозначены следующие задачи  «технологии здоровьесбережения»:

1. Сохранение и укрепление здоровья детей на основе комплексного и системного использования доступных для воспитанников средств физического воспитания, оптимизации двигательной деятельности на свежем воздухе.

2. Обеспечение активной позиции воспитанников в процессе получения знаний о здоровом образе жизни.

3. Конструктивное партнерство педагогического коллектива и самих воспитанников в укреплении их здоровья, развитии творческого потенциала.

Реализация целей и задач укрепления и сохранения здоровья осуществляется с помощью специально организуемых прогулок на свежем воздухе, во время которых проводятся беседы, наблюдения, различного вида исследования, решаются проблемные задачи. На каждой прогулке обязательно  применяются  такие здоровьесберегающие технологии:

 1.соблюдение теплового режима;

2. дыхательная гимнастика

3. гимнастика для глаз;

4. соблюдение двигательного режима;

5. физических нагрузок,

6. упражнение для укрепления осанки;

7. релаксационные паузы,

8. технология педагогики сотрудничества,

9. арт- терапия,

10. технология личностно- ориентированного подхода.

          Не смотря на огромное разнообразие видов прогулок:

 ознакомительная,

 наблюдение,

 спортивная,

 целевая,

 фантазия

задание,

задача,

поиск,

поход,

темповая,

маршевая,

туристическая,

показ,

практикум,

развлечение,

комбинированная

вышеуказанные здоровьесберегающие технологии, используются на каждой из них:

-дыхательная гимнастика-  от правильного дыхания во многом зависит здоровье человека, его физическая и умственная деятельность;

- упражнения точечного массажа учат детей сознательно заботиться о своём здоровье, прививают им уверенность в том, что они сами могут помочь себе улучшить своё самочувствие;

 -подвижные и спортивные игры служат как для физического развития так и личностно- эмоционального;

-гимнастика для глаз- для предотвращения развития близорукости,

-релаксационные паузы помогают снять излишнюю напряженность и снизить двигательную активность перед возвращением в комнату;

-технология личностно- ориентированного подхода- психологический комфорт предполагает установление доверительного личностного контакта с каждым ребенком, поддержание в нем уверенности в себе, воспитание инициативности и самостоятельности в процессе общения на прогулке.

Основным видом деятельности на прогулке все  же является- игровая. Игра- это отдельный вид деятельности,  она выполняет множество функций: воспитывает, обучает, развивает, отражает психологические черты личности.

«Не надо стыдиться играть. Детских игр нет. Важно не то, во что играть, а как и что при этом думать и чувствовать. Можно умно играть в куклы и глупо... играть в шахматы. Можно интересно и с большой фантазией играть в  пожар или в поезд...и бессмысленно читать книжки»- так писал в своей книге Я. Корчак.

 Поэтому качественно подобранные подвижные игры во время прогулок, также способствуют реализации принципов сохранения и укрепления здоровья детей с ОВЗ. Конкретно- подвижные игры, направленные:

- на формирование правильной осанки;

-игры на снижение агрессии;

-способствующие развитию воображения;

- способствующие успокоению, уменьшению возбуждения и развития самоконтроля;

-на развитие внимания;

-на развитие коммуникативных способностей;

-на быстроту реакции, умение следовать инструкции взрослого;

-на развитие умения распределять внимание;

-на развитие умения концентрировать внимание на деталях;

-на снятие страхов;

-на раскованность и одновременно сосредоточенности др.

Предлагаемые ниже упражнения и игры помогут педагогу не только разнообразить досуг детей, но принесут пользу в их физическом, нравственном и эмоциональном развитии.

    Дыхательная гимнастика А. Н. Стрельниковой.

Стрельникова А. Н. рекомендует делать ритмичные шумные вздохи через нос. Эти вдохи способствуют насыщению организма кислородом, улучшают обменные процессы и психоэмоциональное состояние, выводят из стресса, повышают иммунитет, жизненный тонус.

Первое упражнение - «Ладошки».И.п.: встаньте прямо, согните руки в локтях (локти вниз) и «покажите ладони зрителю»- «поза экстрасенса». Делайте шумные, короткие, ритмичные вдохи носом и одновременно сжимайте ладошки в кулачки.

Второе упражнение- «Погончики».И.п.: встаньте прямо. Кисти рук сожмите в кулачки и прижмите к поясу. В момент вдоха толкайте кулачки вниз к полу, как бы отжимаясь от него (плечи напряжены, руки прямые, тянутся к полу). Затем кисти рук возвратите в исходное положение на уровень пояса. Плечи расслаблены- выдох ушел. Выше пояса кисти рук не поднимайте. Сделайте подряд уже не 4 вдоха- движения, а -8.тзатем отдых 3-4 секунды и снова 8 вдохов -движений. Норма: «прошмыгайте» носом 12 раз по 8.

 Третье упражнение- «Насос».И.п.: встаньте прямо, ноги чуть уже, чем ширина плеч. Сделайте легкий наклон вперед (руками тянитесь к полу, но не касайтесь его) и одновременно резкий и короткий вдох носом во второй половине наклона. Вдох должен кончиться вместе с наклоном. Слегка приподнимитесь, но не выпрямляйтесь и снова наклонитесь с коротким шумным вдохом. Возьмите в руки свернутую газету (палочку), имитируйте накачивание шины автомобиля.

Четвертое упражнение- «Кошка». И.п.: встаньте прямо,ноги чуть уже, чем ширина плеч. Сделайте легкое танцующее приседание и одновременно с приседанием- поворот туловища вправо- резкий, короткий вдох. Затем такое же приседание с поворотом влево, и тоже короткий, шумный вдох носом. Вправо- влево, вдох справа- вдох слева.

Пятое упражнение- «Обними плечи». И. п.: согните руки в локтях и поднимите на уровень плеч. Бросайте руки навстречу друг другу до отказа, как бы обнимая себя за плечи, и одновременно с каждым «объятием» резко  «шмыгайте» носом. Руки в момент «объятия» идут параллельно друг другу (а не крест- накрест), ни в коем случае не меняйте их (все равно, какая рука сверху- правая или левая), широко в стороны не разводите и не напрягайте.

Шестое упражнение- «Большой маятник».И.п.: встаньте прямо, ноги чуть уже, чем ширина плеч. Наклон вперед, руки тянутся к полу (вдох). И сразу, без остановки (слегка прогнувшись в пояснице), наклон назад- руки обнимают плечи. И тоже вдох. Кланяйтесь вперед- откидывайтесь назад, вдох с пола- вдох с потолка. Выдох уходит в промежутке между вдохами сам ( не задерживайте и не выталкивайте выдох)

    Гимнастика для глаз.

Общеразвивающие упражнения для тела и специальные упражнения для глаз являются отличным средством для профилактики нарушения зрения у детей. Доказано, что общее укрепление организма улучшает аккомодационные способности глаз.

Первое упражнение-«Одень» взглядом ёлку на участке в бусы сверху-вниз и по диагонали.

Второе упражнение-«На что похожи облака?» – взгляд вверх и вдаль. Однако, не допускать попадания прямых солнечных лучей в глаза.

Третье упражнение- «Мячик». Показать глазами, как прыгает мячик выше крыш и деревьев, отскакивая от земли.

Четвертое упражнение- «Покрасим забор». Водим глазами от одного края забора до другого, а теперь нарисуем на нем кружочки.

Пятое упражнение- «Что изменилось?». Посмотрим на небо, зажмурим теперь глазки, откроем их и скажем- что изменилось (так же можно смотреть на траву)

Зрительная гимнастика в стихах.

Раз – налево, два – направо,

Три – наверх, четыре – вниз.

А теперь по кругу смотрим,

Чтобы лучше видеть мир.

Взгляд направим ближе, дальше

Тренируя мышцы глаз.

Видеть скоро будем лучше,

Убедитесь вы сейчас!

А теперь нажмем немного

Точки возле наших глаз.

Сил дадим им много-много,

Чтоб усилить в тыщу раз!

    Подвижные игры и упражнения.

Предлагаемые коррекционно- развивающие игры и упражнения помогут педагогам в развитии не только физических данных, но и воображения, необходимого для успешного обучения и воспитания ребенка, в снижении агрессии, в сохранении душевного контакта между воспитанниками и педагогами.

1. Игра на поддержание группового единства: «Путаница». При помощи считалки выбирается водящий. Он выходит из комнаты, остальные дети берутся за руки и образуют круг. Не разжимая рук, они начинают запутываться- кто как умеет. Когда образовалась путаница, водящий заходит в комнату и распутывает, при этом не разжимая рук детей.

2. Игра на знакомство с игровыми приемами, способствующими разрядке гнева в приемлемой форме при помощи вербальных средств: «Обзывалки». Участники игры передают по кругу мяч, при этом называют друг друга разными необидными словами. Это могут быть названия деревьев, фруктов, грибов, рыб, цветов…каждое обращение обязательно должно начинаться со слов «А ты…». Например: «А ты- морковка!» В заключительном круге играющие обязательно говорят своему соседу что-нибудь приятное, например: «А ты- моя радость!»

3 Игра, способствующая успокоению, уменьшению возбуждения и развитию самоконтроля: «Морская фигура- замри!» Участники выбирают водящего, который говорит слова: «Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три- морская фигура замри!» Фигуры замирают и стоят так до тех пор, пока ведущий не рассмотрит их все и не выберет самую интересную. Теперь этот ребенок становится ведущим.

4 Игра на развитие раскованности, самоконтроля: «Поссорились два петушка». Все дети- цыплята. У каждого на голове- мешочек с песком. Звучит веселая музыка. Дети двигаются по типу «броуновского движения» и слегка толкаются плечами (не разрешается чтобы удары детей были слишком сильными и болезненными). Если мешочек с головы упал, игрок выбывает из игры.

5 Игра на снятие напряженности, невротических состояний, страхов: «Дракон кусает свой хвост». Звучит веселая музыка. Дети встают друг за другом и крепко держатся друг за друга (за плечи).первый ребенок- «голова дракона», последний- «хвост дракона». «Голова дракона» пытается поймать «хвост», а тот уворачивается от нее.(следить, чтобы дети не отпускали друг друга, а так же, чтобы роли «головы» и «хвоста» выполнили все желающие)

6 Игра на развитие способности к сосредоточению: «Слушай команду». Дети танцуют под музыку или маршируют. Затем музыка внезапно прерывается и ведущий шепотом произносит команду: сесть на корточки, поднять правую руку, взяться за руки и т.п. (команды даются на выполнение только спокойных движений, игра выполняется до тех пор, пока дети хорошо слушают и контролируют себя).

7. Игра на снятие излишней двигательной активности: «Передай мяч». Стоя в кругу, играющие стараются как можно быстрее передать мяч, не уронив его, соседу. Можно в максимально быстром темпе бросать мяч друг другу или передавать его, повернувшись спиной в круг и убрав руки за  спину. Усложнить упражнение можно, попросив детей играть с завязанными глазами, или использовать в игре одновременно несколько мячей.

Для поддержания физического здоровья детей необходимо создавать условия для  самостоятельной двигательной деятельности, воспитывать потребность в освоении способов сохранения здоровья. Чтобы узнать, насколько воспитанники освоили и научились применять эти способы, проводится специальная диагностика.

Диагностика уровня сформированности у ребенка навыков

здоровьесберегающего поведения на прогулке.

Качественные критерии и показатели изучаются с помощью наблюдения и анализа, которые осуществляются по следующим вопросам:

1 Виды и формы самостоятельной деятельности: умение организовать свое свободное время; умение организовать игру; выбор игры- подвижная, ролевая, имитационная, коллективная, индивидуальная; продолжительность самостоятельной деятельности; умение самостоятельно провести какие- либо наблюдения.

2 Содержание самостоятельной деятельности: направленность движений- интеллектуальная, эмоциональная, двигательная, социальная; активность и коммуникативность; умение выбрать наиболее подходящее и безопасное место для игры; умение правильно пользоваться игровыми и трудовыми принадлежностями; самостоятельность и аккуратность; правильная последовательность выполнения действий; понимание простейших способов оказания первой помощи; знание основных частей своего тела.

3 Характер общения в процессе самостоятельной деятельности: проявление заинтересованности в выборе игры, трудовой деятельности; знание и соблюдение правил игры; умение договариваться с другими детьми; творческий подход; умение сдерживать свои негативные эмоции.

                         Коля.                 Витя.

                 

Диагностика уровня сформированности навыков

здоровьесберегающего поведения на прогулке всего класса.

( критерии оцениваются либо «да», либо «нет», за каждый положительный ответ ставится по одному баллу, затем баллы суммируются по качественным критериям и показателям отдельно и далее превращаются в диаграмму)

Содержание воспитательной работы с применением здоровьесберегающих технологий построено на принципах активности (самостоятельность), эмоциогенности (комфортность, позволяющая воспитаннику почувствовать внутренний психологический комфорт), индивидуализации (учет психофизических особенностей воспитанников), эстетизации (наполнение жизни яркими переживаниями). А так же нужно помнить, что педагог должен предъявлять ребенку единые, обоснованные и понятные ему требования. Педагог- это  сопровождающий, который идет рядом с ребенком, приглядывается, прислушивается к своему спутнику, помогает советом и собственным примером ориентироваться в окружающем мире, помогает понимать и принимать себя. Педагог может посоветовать не ступать на скользкую поверхность, но до этого, он научит ребенка правильно падать, педагог посоветует не уходить за территорию школы- интерната одному, но прежде научит правильно общаться с чужим человеком и многое другое. Воспитание и обучение воспитанников школы- интернат здоровьесберегающим технологиям проводится ежедневно.

«Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнедеятельности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний и вера в свои силы» - писал Сухомлинский.

 Поэтому в процессе реализации воспитательной работы удалось достигнуть следующих результатов: повысилась активная деятельность как в игровой, так и в трудовой деятельности; стабилизируются самостоятельность и эмоциональность; проявляется интерес к своему физическому здоровью и психическому благополучию.

Используемые в комплексе здоровьесберегающие технологии в итоге формируют у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.

Таким образом, школа- интернат может и должна быть местом укрепления здоровья учащихся. Одна из первых задач педагога – научить детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять своё здоровье физическое, психическое и душевное.

Только здоровый ребенок с удовольствием включается во все виды деятельности, он жизнерадостен, оптимистичен, открыт в общении со сверстниками и педагогами. Это залог успешного развития всех сфер личности, всех ее свойств и качеств.

Список литературы:

  1. Курбеко И. В. Прогулки и экскурсии в группе продленного дня. Волгоград; 2013г.
  2. Поваляева М. А. Нетрадиционные методы в коррекционной педагогике. Ростов н/Д; Феникс,2006г.
  3. Лесина С.В., Попова Г. П., Снисаренко Т. Л. Коррекционно- развивающие занятия и мероприятия. Волгоград; 2010г.
  4. Дошкольное воспитание (научно- методический журнал) №1 2007г. Колесникова Т. Воспитание у ребенка потребности быть здоровым.
  5. Корчак Я. Как любить ребенка. АСТ МОСКВА; Владимир; 2009г.
  6. Шамина А. В. Лучшие игры для детей на свежем воздухе. РИПОЛ классик, 2007г.
  7. Дереклеева Н. И. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья. М.: ВАКО, 2007г.
  8. Маралов В. Г., Фролова Л. П. Коррекция личностного развития дошкольника. М.: ТЦ Сфера, 2008г.
  9. Гальцова Е. А., Власенко О.П. Спортивный серпантин: сценарий спортивных мероприятий для младших школьников. Волгоград: учитель, 2007г.
  10. Интернет- ресурсы.