Материалы для конкурса "Воспитатель года 2020"

Сафронова Юлия Викторовна

1.Данные эксперизы опыта, результативности системы работы, технологии методики, проведенной на уровне образовательного учреждения;

2. Статья для публикации в сборнике "Лучшее от лучших";

3. Конкурсное задание "Педагогическая находка";

4. Конкурсное задание "Визитная карточка"(вкладка "видео") ;;

5. Видеозапись учебного занятия. (вкладка "видео")

Скачать:


Предварительный просмотр:

Ф.И.О.:

Дата рождения:

Педагогический стаж:

Место работы:

Должность:

Сафронова Юлия Викторовна.

25.03.1985 г.

9 лет.

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад №143».

воспитатель.

Экспертиза

 педагогического опыта «Математика вокруг нас»

воспитателя МБДОУ «Центр развития ребенка - детский сад №» 143 города Рязани

Сафроновой Юлии Викторовны 

                                                                                                                                                                                                                          Сафронова Юлия Викторовна – воспитатель высшей квалификационной категории.

 Педагогический стаж работы – 9 лет, в МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №143» работает 3 года.

        Юлия Викторовна – компетентный, грамотный воспитатель, способный к инновационной деятельности в образовании дошкольников. Она умеет активизировать процесс обучения и развития детей, сделать его ярким, интересным и привлекательным. Её педагогическая система «Математика вокруг нас» направлена на развитие у детей, таких качеств как любознательность, активность, целеполагание и стремление к успеху.  

Актуальность, проблематика  

В настоящее время накоплен богатый и разнообразный методический материал по формированию элементарных математических представлений и развитию умственных способностей детей. Однако форма предоставления материала дошкольникам вызывает вопросы. Обучение в детском саду не должно напоминать уроки в школе. Ускорение темпов обучения дошкольников методами, переносимыми из практики школьного образования чревато ранними нервно-психическими перегрузками и эмоциональным недоразвитием ребёнка. Ведущая деятельность в дошкольном возрасте – это игра. Ребёнок живёт в мире образов, сказки, фантазии, легко путешествует по миру, созданному воображением человека.

Система Ю.В. Сафроновой «Математика вокруг нас» рассматривает математику, как особый мир, который ребёнок познаёт с помощью органов чувств, познание неразрывно связано с восхищением, а информация – с эмоциями. Вместе с тем, в процессе реализации педагогической системы у детей успешно формируются основные понятия о количестве и счете, сенсорных эталонах, ориентировке в пространстве и во времени. Использование современных игровых и обучающих технологий, представленных в педагогической системе приводит к тому, что дети к 5 годам начинают активно мыслить, задавать вопросы, формулировать собственные гипотезы, рассуждать. Это обеспечивает качественную полноценную подготовку к обучению в школе без перегрузок и перенапряжения.

Необходимость

Каждому педагогу важно активизировать процесс обучения, сделать его интересным и привлекательным для детей. Это случается, когда занятия тесно вплетены в жизнь ребёнка, привязаны к интересам, которыми он живёт. Педагогическая система «Математика вокруг нас» позволяет интересно и ненавязчиво, вплетая в совместную деятельность уже имеющийся собственный опыт детей знакомить их с математическими понятиями, способами действия, развивать умственные способности, мышление и познавательную активность.

Комплекс педагогического воздействия, включающий в себя повседневные обучающие ситуации, современные игровые и ИКТ технологии, театрализованную деятельность, в полной мере способствует развитию у ребёнка личностных качеств: активность, самостоятельность, творческая инициатива, что является актуальным в свете требований Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

Основными формами работы педагога, согласно системе являются:

 - обучение в повседневных ситуациях, режиме дня;

 - разные виды игр (сюжетно-ролевые), дидактические, игры ТРИЗ, проблемные кейсы и др.  

 - развлечения математического характера, интеллектуальные квесты;

 - математический театр;

 - коллективные занятия при условии свободного участия;

 - фронтальные занятия;

 - продуктивная деятельность (изобразительная, лепка, аппликация, конструирование)

- самостоятельная деятельность в развивающей среде.

Особенно следует отметить создание и использование педагогом наглядных дидактических пособий, которые помогают детям интересно и увлекательно погрузиться в мир математики. Это различные математические тренажёры, демонстрационные пособия, макеты. Интересной находкой стало создание и использование интеллектуальных планшетов с развивающими заданиями для детей.

В повседневной жизни активно используются игры и упражнения на интерактивной доске и ноутбуках. Педагог самостоятельно разрабатывает интерактивные игровые комплексы в соответствии с интересами и потребностями детей.

Сафронова Юлия Викторовна большое внимание уделяет созданию и постоянному обновлению предметно-развивающей среды для организации самостоятельного математического развития детей. Созданный ею Центр математики в группе содержит разнообразные материалы и пособия, с помощью которых дети занимаются самостоятельно, по выбору.

Используемые формы и методы являются эффективными и необходимыми для успешного интеллектуального и познавательного развития детей.

Новизна педагогической системы Ю.В. Сафроновой, прежде всего во взгляде на математику в дошкольном возрасте как целостное представление. Традиционная методика предполагает обучение счету, запоминание результатов простейших действий, названия геометрических фигур и др., а «Математика вокруг нас» вводит детей в математику как в особую реальность окружающего мира. Важнейшей особенностью ребёнка дошкольного возраста является его эмоциональность и непроизвольный характер восприятия, внимания, памяти (особенно до 5 лет), поэтому основным принципом обучения является общепсихологический принцип «единства аффекта и интеллекта» (Л.С. Выготский). Это предполагает, что формирование математических представлений у детей должно быть ярким, эмоционально окрашенным и содержательно значимым. Мир математики - это особый мир чисел и фигур, этот мир можно представить себе, можно нарисовать, можно увидеть проявление этого мира в мире реальных предметов. А математические знаки и символы становятся для педагога новым способом рассказать о мире, окружающем ребёнка.

Основные идеи и принципы

Основные идеи 

Математический фундамент закладывается в обычной, реальной жизни, в игре, в общении со взрослыми, без нажима и принуждения. Важным фактором является нацеленность на развитие ребенка и подбор оптимальных технологий для этого. В работе необходимо рациональное сочетание репродуктивных и продуктивных методов обучения, причем преимущество за продуктивным обучением в игре, игровых упражнениях, специально организованных проблемных ситуаций в быту, режиме дня. Педагог должен не столько передавать детям готовые знания, сколько организовывать такую детскую деятельность, в процессе которой ребенок сам делает «открытия», узнает что-то новое.

В развитии абстрактного мышления дошкольников ведущее значение имеет образное мышление и воображение. Образная подача материала обеспечивает большую эффективность его запоминания и возможность самостоятельного мышления ребёнка. Задачи, которые ребёнок не может решить на привычном для взрослого уровне понятий, он способен решить на уровне образа. Соответственно, введение в мир математики происходит с помощью не только схем и графиков, но и с помощью системы информативных образов.  

Средства обучения математике дошкольников, кроме разнообразных игр содержат в себе учебные видеофильмы и компьютерные развивающие программы, наглядные и печатные пособия. При этом важно, чтобы у дошкольников был свободный доступ к ним не только в процессе организованных занятий, а и в самостоятельной деятельности. То есть предметная среда, окружающая ребенка, должна быть действительно развивающей. Одним словом, для ребёнка процесс овладения математикой должен стать привлекательным, ненавязчивым и радостным, как требует Федеральный государственный стандарт дошкольного образования.

Так же важным моментом автор педагогической системы считает решение в процессе математического развития таких задач, как:  

 - создание условий для индивидуального развития способностей ребёнка,

 - развитие предпосылок творческого продуктивного мышления – абстрактного воображения, образной памяти, ассоциативного мышления, мышления по аналогии,

 - формирование положительной самооценки и уверенности в собственных силах

 - формирование начальных навыков коллективной мыслительной деятельности, необходимых современному человеку: готовность к совместному решению проблемы, терпимость к другому мнению и умению вести спор, рассуждать и доказывать партнеру свою точку зрения и др.  

Принципы

В основе работы лежат дидактические принципы: доступности и научности, систематичности и последовательности, индивидуального подхода, развивающего и воспитывающего обучения, наглядности и интеграции. Особенно следует выделить принцип, которым руководствуется автор педагогической системы «Математика вокруг нас» -   это принцип единства аффекта и интеллекта, учет непроизвольного характера восприятия, внимания и памяти ребёнка. Вместе с тем, создавая педагогическую систему Сафронова Ю.В. придерживалась основополагающих принципов Федерального образовательного стандарта дошкольного образования:

 - построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;

- содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

- поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

- формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;

- сотрудничество дошкольных образовательных организаций с семьей.

Основные направления работы

Основными направлениями педагогической системы «Математика вокруг нас» являются:

 - формирование представлений о числе (способы выражения количества через число), навыки счета, измерения;

 - формирование представлений о различных преобразованиях: количества, положения в пространстве;

 - формирование геометрических представлений;

 - развитие начал логического мышления;

 - развитие абстрактного воображения, образной памяти, ассоциативного мышления, мышления по аналогии (предпосылок творческого продуктивного мышления).

Особое внимание в процессе формирования математических представлений уделяется речевой динамике. Автор системы подчеркивает важность использования речевых образцов изложения мыслей и рассуждений педагога, родителей.  Так же большое значение имеют вопросы «Как ты думаешь? «Почему?» «Как это можно доказать?».

         Интересной находкой является использование математического театра. Театр используется в вечернее время для знакомства детей с новым числом и содержит в себе: появление числа в качестве персонажа математического театра, рассказ о проявлении числа в жизни природы и окружающем мире.

Так же система «Математика вокруг нас» предусматривает продуктивную деятельность детей по ознакомлении с новым числом: рисование и лепку цифры, рассматривание её в разном графическом исполнении, создание коллективного абстрактного геометрического панно, коллажа на тему изученного числа. Созданные детьми коллажи используются как декорации к математическим спектаклям.  

Результативность

        Важным результатом педагогической системы «Математика вокруг нас» наряду с формированием интеллектуальных операций счета, классификации, сравнения является развитие воображения и творческого мышления. Автор педагогической системы умело прививает своим воспитанникам вкус к размышлению и рассуждениям, поиску решений, учит детей получать удовольствие от прилагаемых ими интеллектуальных усилий и получаемого в виде решения проблемы интеллектуального результата. У детей к 7 годам складывается отношение к математике, как к науке.

В процессе работы с детьми Сафронова Ю.В. использует разноуровневый дифференцированный подход, это позволяет детям усваивать материал в индивидуальном темпе и в то же время создаёт «горизонт», к которому ребёнок стремится.

По результатам педагогической диагностики с детьми старшего дошкольного возраста, занимающимися по системе «Математика вокруг нас», проводимой в форме наблюдений, бесед и оценке продуктов детской деятельности отмечено:

 - у детей сформирована система представлений, которые могут стать фундаментом последующего обучения курсу математики в школе;

 - у более 70% детей высокий уровень интеллектуальных операций: абстрагирования признаков, сравнения, нахождения сходства и различий, обобщения, классификации, сериации, счета, нахождения закономерностей;

 - у значительного большинства детей (65% от общего количества) отмечены развитое воображение и творческое мышление;

 - у детей присутствует любознательность, мотивация к познанию, желание учиться;

 - отмечено наличие у большинства детей таких качеств, как уверенность в собственных интеллектуальных возможностях, способность к продуктивному диалогу со взрослым и сверстниками, способность к самостоятельному принятию решений.

 Данные результаты свидетельствуют о значительной эффективности педагогической системы «Математика вокруг нас» и результативной работе педагогов группы.

Распространение педагогического опыта

Юлия Викторовна Сафронова в течение последних 3-х лет неоднократно представляла опыт своей работы в процессе открытых занятий для педагогов детского сада и студентов Рязанского педагогического колледжа. Является активным участником педагогических советов, в процессе которых неоднократно делилась опытом работы с коллегами.

В апреле 2019 г. проводила мастер-класс для педагогов на тему «Использование современных игровых технологий в математическом развитии дошкольников».

В декабре 2018 г. являлась лауреатом 2-ой степени муниципального конкурса «Пространство возможностей», её авторская статья представлена в одноименном сборнике «Пространство возможностей», 2018.

В июне 2019 г. Сафронова Юлия Викторовна являлась победителем (заняла 2-ое место) заочного Всероссийского педагогического конкурса «Педлидер» в номинации «Методическая разработка».

 Заведующий МБДОУ

«Центр развития ребенка - детский сад №143»        ___________                  И.В. Уфимцева

        МП



Предварительный просмотр:

Математика вокруг нас

Сафронова Юлия Викторовна,

воспитатель МБДОУ «Центр развития ребенка –

детский сад №143»

«Математика … выявляет порядок,

 симметрию и определённость.

А это важнейшие виды прекрасного».

Аристотель

Когда-то, очень давно Г. Галлилей сказал «Природа формулирует свои законы языком математики», то есть все изменения, процессы, происходящие в мире предметов и явлений протекают одинаково для целых групп, классов, объектов.  Я думаю, что вводя маленьких детей в мир математики, важно показать им присутствие чисел в мире природы и культуры, наполнить представление о каждом числе живыми ассоциациями, так же дать представления о многообразии и красоте геометрических форм в природе и искусстве. Всё это математика… Так же как и чувство пропорции, чувство ритма, симметрия и, наверное, гармония. Учитывая, что формирование личности ребенка и его умственное развитие совершаются в процессе разнообразных видов деятельности, источником элементарных математических представлений является окружающая реальная действительность, которую ребенок познает в процессе своей разнообразной познавательной и продуктивной деятельности, в общении со взрослыми и под их обучающим руководством.

Моя педагогическая система называется «Математика вокруг нас». Я назвала её так потому, что предполагаю знакомить детей с миром математики в большей степени не на специальных занятиях, а в обычной, реальной жизни: в игре, наблюдениях, общении, без нажима и принуждения. Вместе с тем, без целенаправленного обучения многие факты и явления, свойства предметов остались бы вне поля зрения и восприятия ребенка. Для математического же развития детей очень важно, чтобы все представления и понятия детей о множестве и числе, о величине и форме, о времени и пространстве давались в определенной системе и последовательности. Поэтому, с одной стороны, принципиально важно, чтобы математика вошла в жизнь детей не как теория и односложные операции по обучению сравнений множеств и счету, а как знакомство с интересным новым явлением окружающего мира. С другой стороны, процесс усвоения математических представлений должен быть системным и последовательным, предполагающим преемственность с математикой в начальной школе. У детей в дошкольном возрасте должна сложиться система, которая может стать фундаментом усвоения систематического курса математики.  

Новизна моей педагогической системы во взгляде на математику для дошкольников как целостное представление. Традиционная методика предполагает обучение счету, запоминание результатов простейших действий, названия геометрических фигур и др., а «Математика вокруг нас» вводит детей в математику как в особую реальность окружающего мира. Важнейшей особенностью ребёнка дошкольного возраста является его эмоциональность и непроизвольный характер восприятия, внимания, памяти (особенно до 5 лет), поэтому основным принципом обучения является общепсихологический принцип «единства аффекта и интеллекта». Это предполагает, что математика для дошкольников должна быть яркой, эмоционально окрашенной и содержательно значимой. Мир математики - это особый мир чисел и фигур, этот мир можно представить себе, можно нарисовать, можно увидеть проявление этого мира в мире реальных предметов. А математические знаки и символы становятся для педагога новым способом рассказать о мире, окружающем ребёнка.

Создавая систему я старалась учитывать и основополагающие принципы Федерального образовательного стандарта дошкольного образования:

 - построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;

- содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

- поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

- формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;

- сотрудничество дошкольных образовательных организаций с семьей.

При этом важным фактором является нацеленность на развитие ребенка и подбор оптимальных технологий для этого.

Цель педагогической системы:

развитие познавательной активности детей дошкольного возраста через погружение в мир математики.

Задачи.

  1. Формирование интеллектуальных операций: абстрагирования признаков, сравнения, нахождения сходства и различий, обобщения, классификации, сериации, счета, нахождения закономерностей и т.д.
  2.   Формирование представлений о числе как существенном признаке явления, навыка выражения количества через число.
  3. Формирование представления о преобразованиях (рост и развитие, части суток, понятия «вчера», «сегодня», «завтра» и др.).
  4. Формирование геометрических представлений.
  5. Развитие абстрактного воображения, образной памяти, ассоциативного мышления (по аналогии), как предпосылок творческого продуктивного мышления.
  6. Формирование положительного отношения к математике, мотивации дальнейшего познания в данной области.
  7. Воспитание уверенности в собственных интеллектуальных возможностях, способности к продуктивному диалогу со взрослыми и сверстниками как основы коллективной мыслительной деятельности.

Для решения поставленных задач очень важным считаю развитие у детей мотивации к познанию. Весь процесс обучения должен быть настроен на более раннее возникновение вопроса «почему?». Это возникновение интереса к процессу, к причине, первые «открытия», горящие глаза, и желание узнать «еще и еще». Через первые шаги в мир математики у детей закладывается мотивационная база дальнейшего развития личности, формируется познавательный интерес. Педагог должен не столько передавать детям готовые знания, сколько организовывать такую детскую деятельность, в процессе которой ребенок сам делает «открытия», узнает что-то новое. Так же считаю необходимым дать ребёнку ощущение уверенности в своих силах, основанное на том, что мир упорядочен и потому постижим, а следовательно предсказуем для человека.

Реализуя свою педагогическую систему я использую современные игровые технологии математического развития, повседневные обучающие ситуации, которые позволяют сформировать и закрепить математические понятия в процессе бытовой деятельности, возможности предметно-развивающей среды, средства ИКТ, способствующие развитию не только математических представлений и личностных качеств.

Стараюсь включать математическое содержание в контекст разных видов деятельности детей: игру, рисование, лепку, труд, пение, движение по музыку. Обследуя детей в начале года составляю планы индивидуальной и подгрупповой работы над разными разделами программы по формированию математических представлений. Для индивидуальной работы использую ситуации одевания, прогулки, приготовление к приёму пищи, для подгрупповой работы: игры, коллекционирование, создание математических фризов и панно. Имею подборки загадок, стихов с математическим содержанием, подборки песенок и сказок, использую их в работе с детьми.

Результативной является такая форма работы, как математический театр, который используется в работе с детьми, как образовательная технология. Особенно часто с помощью театра происходит ознакомление детей с новым числом. Каждое новое число приходит к детям в качестве персонажа математического театра (четные числа приходят в женских образах, нечётные – в мужских). Персонаж беседует с детьми о проявлении числа в природе и окружающем мире. Затем дети рисуют и лепят цифру, рассматривают её в разном графическом исполнении. После этого, мы все вместе создаём геометрическое панно по соответствующему классу геометрических фигур, и в качестве итогового занятия составляем коллективный коллаж на тему изученного числа. Этот коллаж помещается на стену группы и служит наглядным материалом для закрепления представлений о числе. Как правило, в конце года мы ставим математические спектакли, сценарий составляем сами.  Благодаря этим видам работы формируются представления о числах первого десятка как о существенных признаках явлений окружающего мира. Стараюсь концентрировать внимание детей на тех явлениях, в которых количество точно определено (число один – с тем, что бывает единственным: солнце, луна, мама и др.; число 2 – представление о том, что встречается парами: пара рук, ног, глаз у человека, два крыла у птицы, два ботинка, пара перчаток и др., число 3 – сказки «Три медведя», «Три поросёнка», трёхглавый дракон, число 4 – четыре лепестка у каждого цветка сирени, 4 части суток и др.).

Так же в системе активно используются разные виды игр (сюжетно-ролевые), дидактические, игры ТРИЗ, проблемные кейсы и др.  Игры организуются как индивидуально, малыми подгруппами, так и коллективно. Много дидактических игр мы изготовили сами, они являются своеобразными математическими тренажёрами и помогают детям интересно и увлекательно погрузиться в мир математики. Интересной находкой стало создание и использование интеллектуальных планшетов с развивающими заданиями. В повседневной жизни активно используются игры и упражнения на интерактивной доске и ноутбуках.  Мы разработали несколько интерактивных игровых комплексов для разных категорий детей, в соответствии с их интересами и потребностями. Это помогает осуществлять индивидуальный подход и дифференцировать задания, учитывая «зону ближайшего развития ребёнка».  

Особое внимание стараюсь уделять созданию и постоянному обновлению предметно-развивающей среды для организации самостоятельного математического развития детей. Считаю очень важным, чтобы у детей были условия для самостоятельных интересных и полезных занятий.  В группе создан Центр математики, он содержит разнообразные материалы и пособия, с помощью которых дети занимаются самостоятельно, по выбору. Это разнообразные конструкторы, ящик с природным материалом, настольно-печатные игры (числовые лото, геометрические головоломки), ребусы, лабиринты, интеллектуальные планшеты (на основе тетрадей с развивающими заданиями). В Центре математики есть числовая прямая, часы, настенный календарь, измерительные приборы (весы, мерные стаканы, линейки, сантиметр). Дети в любое время могут самостоятельно заняться играми, счетом, измерением или решить головоломку, ребус, выполнить логическое задание. Здесь же находится математический театр. Мои воспитанники любят Центр математики, с удовольствием занимаются в нём в свободное время.

 Одним словом, я стараюсь сделать процесс овладения математикой для ребёнка привлекательным, ненавязчивым и радостным, как требует Федеральный государственный стандарт дошкольного образования.

Считаю важным создание в группе благоприятной психологической атмосферы, поскольку от этого во многом зависит насколько проявится и разовьётся у ребёнка интерес к окружающему миру, к людям, стремление узнавать и учиться новому. Формирование математических представлений есть средство умственного развития ребёнка, его познавательных способностей. Однако познание – функция не только интеллекта человека, познание – функция его личности. Оно невозможно без таких качеств, как активность и самостоятельность, уверенность в себе, своих способностях и силах. А это закладывается в ребёнка только в атмосфере эмоционального комфорта, уважения и принятия. Если ребёнок чувствует, что воспитатель любит и принимает его таким, какой он есть, поощряет его самостоятельность и любознательность, то ему легче проявлять свои желания и интересы, в том числе и познавательные. Стараюсь постоянно поощрять все усилия ребёнка и само его стремление узнать новое, научиться новому. Не допускаю публичных отрицательных оценок ребёнка и результатов его деятельности, сравниваю результаты работы ребёнка с его же собственными достижениями. Ещё считаю важным всегда отвечать на все вопросы детей. В случае, если не знаю, как ответить на вопрос, обещаю узнать, выяснить и обязательно найти нужный ответ. Я помню о том, что принудительное обучение бесполезно, поэтому стараюсь установить с каждым своим воспитанником личный контакт, чтобы его чему-то научить.

Жан-Жак Руссо писал: «…чего не торопятся добиться, того добиваются обыкновенно наверняка и очень быстро». У каждого ребёнка свой срок и свой час постижения. Об этом нельзя забывать, при планировании педагогической работы.

В реализации системы «Математика вокруг нас» большое значение придаю речевой динамике, закреплению в речи математических понятий. Важно использование в процессе работы с детьми речевых образцов изложения мыслей и рассуждений педагога, родителей.  Так же значимыми являются вопросы педагога «Как ты думаешь?», «Почему?» «Как это можно доказать?». При поиске ответов нужно размышлять вслух вместе с ребёнком.  Постепенно, дети начинают формулировать собственные гипотезы, рассуждать, аргументировать.

Основным результатом работы по системе «Математика вокруг нас» считаю наличие у детей познавательного интереса и отношение к математике, как к науке. Более 70% моих выпускников имеет высокий уровень интеллектуальных операций: абстрагирования признаков, сравнения, определения сходства и различий, обобщения, классификации, сериации, счета, нахождения закономерностей; у значительного большинства детей (65% от общего количества) отмечены развитое воображение и творческое мышление;

Мои дети любознательны, имеют мотивацию к познанию, желание учиться. Большинство моих воспитанников способны к самостоятельному принятию решений, умеют доказывать и отстаивать свою точку зрения, аргументировать, рассуждать. Это обеспечивает им успешное обучение в школе и служит подтверждением результативности системы «Математика вокруг нас».  Так же результатом считаю самостоятельное свободное использование детьми математических знаний и умений в разных видах детской деятельности.

        Математика, как наука зародилась в древности из попыток человека постичь законы мироздания. С древних времен люди пытались постичь законы Гармонии, понять суть и архитектуру творения. И сегодня, вводя ребёнка в мир математики, в мир чисел, фигур и идей, я стараюсь помочь им полюбить его, этот мир, подружиться с математикой с детских лет и на долгие годы, понять, что математика – это интересно, увлекательно и очень значимо в жизни.



Предварительный просмотр:

МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 143»

Всероссийский конкурс «Воспитатель года России – 2020»

Конкурсное задание

«Педагогическая находка»

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений

в подготовительной к школе группе

 «Лесной банк»

Воспитатель высшей квалификационной категории

Сафронова

Юлия Викторовна

г. Рязань 2019 г.

Тема: «Лесной банк»

Цель и задачи.

Цель

Создание условий для формирования у детей математических представлений, предпосылок к умению пользоваться приемами логического мышления (сравнением, анализом, синтезом, сериацией, классификацией).

Задачи

Образовательные

  1. Формирование представлений о банке и банковских операциях (прибыль)
  2. Закреплять знания о составе числа 9
  3. Закреплять представления о геометрических фигурах и формах
  4. Упражнять в решении примеров на сложение и вычитание в пределах 10.
  5. Упражнять в умении выделять из множества группы предметов по заданному признаку, подвести к понятию пересечение множеств.
  6. Упражнять в работе по математической схеме

Развивающие

           Развивать внимание, воображение, мелкую моторику, ориентировку в пространстве, формировать элементы логического мышления.

Воспитательные

          Воспитывать интерес к математике, как к науке, желание получать новые знания.

Оборудование

Интерактивная доска, ноутбук с играми для интерактивной доски, мольберт, мягкие модули для конструирования, блоки Дьеныша, обручи, карточки с примерами, схема из геометрических фигур, смайлики трех цветов.

Организация

Позиция детей

- Стоя в кругу с педагогом;

- сидя на ковре в кругу;

- стоя вокруг столов;

- стоя перед экраном;

- парами за столами перед экраном.

Позиция педагога

Рядом с детьми, осуществляя общение глаза в глаза.

В процессе выполнения задания детьми осуществляет индивидуальный подход.

        

«Лесной банк»

Часть занятия, цель деятельности, длительность

Материалы и оборудование

Содержание

Образовательные области решаемых задач

Предполагаемый результат

  1. Мотивация.

Цель.

Заинтересовать предстоящей деятельностью, формировать целеполагание.

2-3 минуты

Экран:

Изображение медведя с банковской картой

Педагог собирает детей в круг.

- Здравствуйте мои друзья!

Всех очень рада видеть я!

Давайте за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Педагог с детьми, сидя на ковре беседуют.

- Какое сейчас время года?, месяц?, число?, день недели?

- Сегодня пятница 15 ноября , а это значит, что сейчас наша любимая математика.

 

Дети полукругом у экрана.

- Ребята, медведь решил открыть в лесу банк и выдавать лесным жителям деньги.

Социально-личностное развитие.

Речевое развитие.

Эмоциональный настрой на предстоящую деятельность: дети проявляют эмоциональную отзывчивость, желание узнавать что-то новое.

  1. Содержательная (основная)

Цель.

Решение поставленных задач

25 минут

Экран.

Изображение совы.

На экране схема постройки

На экране появляется банковская карта с одобрением.

На экране появляется еж.

На экране игра «Грибное ассорти» числа 9

На экране банковская карта с надписью одобрено

На экране появляется гусеница

На экране математическая лестница

На столах карточки с примерами.

На столах обручи лежи 2 обруча, на подносе набор блоков Дьеныша

На экране банковская карта с надписью одобрено

На экране сейф

На магнитной доске схема из геометрических фигур

На экране сейф

Сейф открывается

На магнитной доске схема

- Первой к медведю пришла сова и попросила денег на строительство школы в лесу.

Как вы думаете, нужна в лесу школа?, чему можно научиться в школе?

Медведь дал сове задание построить школу по схеме.

 Дети воспроизводят постройку согласно представленной схеме.

- Следующим к медведю пришел еж и попросил денег на открытие завода по переработке грибов.

Еж хотел заготовить ассорти грибов. Что такое ассорти? Но в каждой банке должно быть по 9 грибов.

Интерактивная дидактическая игра «Грибное ассорти».

-Следующей к медведю отправилась гусеница, но она очень медлительная, а до закрытия банка совсем мало времени. Чтобы попасть в банк гусенице нужно подняться по математической лестнице.

Дети за столами решают примеры  на сложение и вычитание. Проверка результатов на экране.

-Умники, помогли гусенице попасть в банк.

Физкультминутка:

«А теперь открыт нам путь,

Пора на лестницу шагнуть.

На раз встали, потянулись,

Два согнулись, разогнулись.

Три, по лестнице вперед

Зашагал лесной народ.

1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8,

У медведя помощь просим».

- Гусеница решила открыть ателье в котором будет шить вещи из ткани двух видов.

Дети выполняют задание с кругами Эйлера

(узор на зеленой ткани должен быть из фигур красного цвета, а на синей ткани узор должен состоять из кругов). Какие фигуры могут располагаться и на той , и на другой ткани? (Красные  круги)

 

- Медведь решил узнать приносит ли его банк прибыль? Что такое прибыль? (ответы детей)

Чтобы это узнать нам нужно открыть кодовый замок на сейфе.

Отгадывают код замка по схеме из геометрических фигур

Набираем код замка

Прибыль будем считать по схеме

квадрат +2

треугольник -2

Получил ли медведь прибыль?,  как вы это узнали?, сколько монет составила прибыль?

Познавательное развитие;

Социально-личностное развитие;

Физическое развитие;

Речевое развитие.

Дети могут воспроизвести постройку из мягких модулей по предложенной схеме.

Составляют число 9 из двух меньших разными способами

Решают арифметические примеры  на сложение и вычитание в пределах 10

Выполняют движения в соответствии с текстом

Решают логические задачи на выделение из множества группы предметов по заданному признаку

Умеют выполнять цепочку из арифметических действий согласно схеме

  1. Рефлексия,

оценка деятельности.

Цель. 

Обобщение и систематизация полученных знаний

2-3 минуты

Чем мы сегодня с вами занимались?, Кому помогали? Возьмите смайлики желтого цвета и прикрепите на то задание которое для вас было самым сложным. Возьмите смайлики  голубого цвета и прикрепите на то задание которое для вас было самым легким. Возьмите смайлики розового цвета и прикрепите на то задание, которое для вас было самым интересным.

Социально-личностное

Осознают и называют то чем занимались, дают оценку. Проявляют интерес.