Главные вкладки
Разработки практик, сценариев
Разработки практик, сценариев
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 25.65 КБ | |
| 25.32 КБ | |
| 28.14 КБ | |
| 30.04 КБ | |
| 260.68 КБ |
Предварительный просмотр:
1 | Регион, в котором реализована практика | Смоленская область |
2 | Укажите тип, наименование, адрес организации, от которой Вы представляете практику | Общеобразовательная организация |
3 | Название практики | Онлайн-экскурсия как средство краеведческой работы и воспитания патриопизма |
4 | Проблематика /Вопрос | Как заинтересовать обучающемуся изучать историю родного края? |
5 | Краткое название | Онлайн-экскурсия |
6 | Ресурсы сети «Интернет» | Укажите сайт практики, если он есть, ссылки на социальные сети |
7 | Цель | Патриотическое воспитание детей в нашей стране набирает силу и все более становится актуальным. Воспитание современного подрастающего поколения — проблема, которая требует поиска оптимальных и эффективных путей её решения в воспитательно-образовательном процессе. Одним из действенных средств является знакомство с историей края и биографиями людей , сделавшими значительный вклад в развитие страны и края. Одной из доступных форм является экскурсия, так как обладает большим спектром воспитательных приемов. Цель – раскрыть педагогический потенциал онлайн-экскурсий для патриотического воспитания. |
8 | Задачи | Задачи:
|
9 | Описание | Суть практики заключается в создании условий для патриотического воспитания средствами знакомства в урочной и внеурочной деятельности, а так же раскрытие педагогического значения краеведческой работы учащихся. Особенность практики заключался: - анализ теоретических основ проблемы; - разработка и внедрение практических занятий направленных на формирование патриотическое и краеведческую работу; - систематизация и практико-теоретическое обобщение опытно-экспериментальной работы, ее апробация и внедрение. Механизм запуска:
Механизм реализации: Подготовительный этап:
Основной этап:
Заключительный этап:
Благополучателями практики являются: - обучающиеся 1-9 классов; - педагоги: классные руководители, педагоги-предметники, заместитель директора по ВР, советник директора по ВР; - социальные партнеры школ в сфере воспитания; - представители родительской общественности. Участники практики: - педагоги. Участвуют в проведении мониторингов, подбирают эффективный дидактический материал, анализируют результаты, курируют работу над мероприятием. - представители родительской общественности. Участвуют в процессе работы над проектом, являются помощниками в подготовке сообщений. |
10 | Результаты реализации | Из опыта проведения онлайн-экскурсий можно сделать вывод, что данный вид работы с детьми позволяет комплексно воздействовать на интерес ребят в изучении истории родного края. В своеобразной форме в такой экскурсии гармонично сочетаются элементы публичного выступления, демонстрации, как наглядного метода познания, путешествия. Все это не может не вызывать у обучающихся любого возраста положительные эмоций, живой отклик на происходящее, а так же способствует формированию и развитию навыков общения. Так встречая знакомые места ребята узнают их с новой стороны, отстранившись от обыденности восприятия. Знакомство с биографией земляков открывателей, путешествинников, писателей и других людей, которые внесли значимый вклад в развите государства, ребята испытывают чувство гордости за родной край. |
11 | Ресурсы | Перечень и описание необходимых для реализации опыта ресурсов и их источников. Помещение: кабинет информатики с видео проектором человеческие ресурс:педагогический состав, родители, учащиеся - материально-технические ресурсы общеобразовательной организации; - наличие интернет-ресурса для информационно-методического сопровождения проекта; - материально-технические ресурсы общеобразовательной организации. |
12 | Сроки и этапы | Пример:
|
13 | Команда практики | Заместитель директора по воспитательной работе, советник директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями, классные руководители, учителя- предметникик, обучающиеся 1-9 классов (в том числе дети с ОВЗ), родители. |
14 | Материалы | - сценарии: использую как образец при составление
|
Карта воспитательной практики
Название мероприятия | Сроки | Участники |
Подготовительный этап | ||
Мониторинг уровня сформированности духовно-нравственного развития учащихся; | 15 сентября -25 сентября | Классные руководители |
Анализ вовлеченности обучающихся в внеурочную деятельность | 26 сентября – 30 сентября | Классные руководители, заместитель директора по ВР |
Подбор дидактического | 1 октября – 10октября. | Классные руководители, учителя предметники, советник директора по ВР |
Основной этап | ||
Апробация дидактического материала в урочной деятельности | 12 октября – 15 октября. | Классные руководители, учителя предметники |
Подготовка к внеурочному мероприятию | 16 октября – 29октября. | Советник директора по ВР, заместитель директора по ВР, родители, обучающиеся 1-9классов |
Заключительный этап | ||
Демонстрация итогового мероприятия | 4 ноября | Обучающиеся 1-9классов |
Мониторинг | 10 ноября – 18 ноября | Классные руководители |
3. Анализ полученных результатов. | 21 ноября – 25 ноября | Заместитель директора по ВР, советник директора по ВР, классные руководители. |
Предварительный просмотр:
МБОУ Соболевская основная школа имени А.Н. Попова
Классный час
«125 лет со дня рождения Семена Алексеевича Лавочкина»
Груздева А.Н.
2025 год
Цели.
- расширить знания учащихся о малой родине, знакомя их с людьми, прославившими Смоленщину;
- воспитывать интерес и любовь к малой родине – Смоленщине.
Задачи:
- усиление патриотических качеств личности;
- расширение кругозора учащихся;
- развитие эмоциональной сферы;
- привитие чувства любви к своей малой родине;
- воспитание уважения к старшим, к традициям своего народа.
Оборудование.
- Компьютеры, проектор, экран
Участники: классный руководитель, учащиеся
Ход мероприятия
Классный руководитель:
«Хорош ли плох, мой край, я здесь рождён
Мои здесь корни и моё гнездовье,
Здесь день от утренней зари заряжен,
Здесь всё, что есть одной со мною крови …»
У каждого человека есть своя родина, семья, свой дом и где бы мы ни были, мы всегда помним о нем, он притягивает нас своим теплом. Смоленская земля… Она дала миру и Отечеству тысячи выдающихся людей, прославивших ее своими достижениями в науке, культуре, спорте, других видах деятельности. Имена многих смолян стали символом воинской доблести, чести, трудовой славы.
Сегодня мы поговорим о нашем земляке советском авиаконструкторе, генерал-майоре инженерно-технической службы, дважды Герое Социалистического Труда. Под его руководством созданы самолеты-истребители Ла-3, Ла-5, Ла-7 и ряд их модификаций, имевшие высокие боевые качества и сыгравшие большую роль в годы Великой Отечественной войны. Его именем названы улицы в Москве и Смоленске. Это Семён Алексеевич Лавочкин.
11 сентября 2025 года исполняется 125 лет со дня рождения советского авиаконструктора Семена Алексеевича Лавочкина.
Семен Алексеевич Лавочкин родился 11 сентября (29 августа по старому стилю) 1900 года в Смоленске в семье учителя гимназии.
В 1917 году окончил гимназию с золотой медалью.
С 1918 года служил в Pабоче-Крестьянской Красной Армии. В конце 1920 года был демобилизован и направлен на учебу в Москву.
Просмотр видео ролика
Выступление учащегося 1
Семен Алексеевич в 1929 году окончил аэромеханический факультет Московского высшего технического училища (ныне Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана) и получил квалификацию инженера-аэромеханика.
С 1927 года работал в ряде авиационных конструкторских бюро. Преддипломную практику проходил в конструкторском бюро (КБ) Андрея Туполева в бригаде по подготовке к серийному производству первого советского бомбардировщика АНТ-4 (ТБ-1). После защиты диплома был направлен на работу в конструкторское бюро, которое возглавлял французский инженер Поль Эме Ришар.
Затем работал в Бюро новых конструкций, где был спроектирован и построен двухместный истребитель ДИ-4.
После закрытия бюро Лавочкин был переведен в Центральное конструкторское бюро под начало Владимира Чижевского, где занимался вопросами проектирования стратосферного самолета с герметичной кабиной, поднимающегося на большую высоту.
Перейдя затем под руководство Дмитрия Григоровича, занимался конструированием истребителя.
В 1935-1938 годах Семен Лавочкин был главным конструктором проекта истребителя ЛЛ (Лавочкин, Люшин) с двумя пушками и опускаемым сиденьем (не пошел в серию).
В 1938-1939 годах работал в Главном управлении авиационной промышленности Наркомтяжпрома, где координировал развертывание новых авиазаводов. Параллельно Семен Лавочкин совместно с коллегами Владимиром Горбуновым и Михаилом Гудковым разработал проект истребителя (ЛаГГ) и представил его на конкурс, объявленный правительством СССР в 1939 году.
Проект был признан одним из лучших.
С 1939 года Лавочкин был главным конструктором по самолетостроению, руководителем конструкторского бюро на авиазаводе № 301 в городе Химки Московской области, где начались работы по созданию истребителя ЛаГГ-1.
Классный руководитель:
Наиболее значительные достижения русского инженера связаны с годами Великой Отечественной войны — в это время он работал над созданием истребителей, ставших впоследствии легендами авиации. Семеном Лавочкиным был спроектирован знаменитый боевой самолет ЛаГГ-3, который стал одним из мировых лидеров своего времени по мощности и скорости. Под руководством советского авиаконструктора был создан одномоторный истребитель Ла-5, один из самых эффективных в военные годы, а после победы над нацистской Германией — серия уникальных беспилотных самолетов-разведчиков, сверхзвуковые истребители-перехватчики и дальние истребители-ракетоносцы.
Достижения Семена Лавочкина помогли Советскому Союзу стать лидером в области самолетостроения и укрепили авторитет страны на международной арене.
С 1940 года Семен Лавочкин был главным конструктором конструкторского бюро на авиазаводе № 21 в городе Горький (ныне Нижний Новгород), где налаживал серийный выпуск истребителя ЛаГГ-3 (модернизированный ЛаГГ-1).
За годы Великой Отечественной войны в ОКБ Лавочкина были разработаны более 10 экспериментальных и несколько серийных истребителей — Ла-5, Ла-5ФН и Ла-7.
Просмотр презентации
Сообщение учащийся 2
В первые послевоенные годы в конструкторском бюро Лавочкина были созданы цельнометаллический самолет Ла-9, учебно-тренировочный Ла-180 и дальний истребитель Ла-11. Затем КБ Лавочкина было переведено на создание реактивных серийных и экспериментальных истребителей. В 1947 году был разработан Ла-160, который стал первым отечественным самолетом со стреловидным крылом, а в 1948 году на разработанном в КБ Лавочкина истребителе Ла-176 впервые в СССР была достигнута скорость полета, равная скорости звука. В конце 1940-х — начале 1950-х годов в конструкторском бюро был создан всепогодный истребитель-перехватчик Л-200 с радиолокационной станцией.
С 1950 года конструкторскому бюро Лавочкина была поручена разработка новейших образцов ракет класса "земля-воздух" для первой отечественной системы противовоздушной обороны.
С 1951 года Семен Лавочкин — главный конструктор и ответственный руководитель завода № 301. В 1951-1955 годах под его руководством были разработаны и испытаны наземные зенитные управляемые ракеты ЗУР-"205" и ЗУР-"215", а также ракеты класса "воздух — воздух".
Параллельно с ракетной тематикой Лавочкин в 1950-1954 годах разработал беспилотный самолет-мишень Ла-17, выпускавшийся до 1993 года. Кроме того, был создан и применялся его разведывательный вариант в качестве беспилотного фронтового фоторазведчика (прообраз современных беспилотных летательных разведывательных аппаратов).
С 1956 года Семен Лавочкин — генеральный конструктор Опытного конструкторского бюро.
Под руководством Лавочкина в 1954-1960 годах была разработана и испытана сверхзвуковая стратегическая крылатая ракета "Буря", а также с 1955 года для нового зенитного комплекса ПВО "Даль" проектировалась ракета класса "земля-воздух" большой дальности (до 500 километров) для поражения высокоскоростных воздушных целей (ракета прошла испытания, но не была принята на вооружение).
Классный руководитель:
9 июня 1960 года Семен Лавочкин скоропостижно скончался на одном из южных полигонов от сердечного приступа. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.
Известные проекты Семена Лавочкина:
1. Одним из самых известных и успешных истребителей, созданных под руководством Лавочкина в послевоенный период, является боевой самолет Ла-9. Созданный на базе предшественника — Ла-7, он стал последним серийным поршневым истребителем КБ Лавочкина. Ла-9 принимал участие в Корейской войне.
2. Кроме того, Лавочкиным проектировался и Ла-17, первый в нашей стране беспилотный самолет-мишень. Этот летательный аппарат пережил несколько модификаций и выпускался на протяжении почти сорок лет, в том числе поставлялся на экспорт.
3. Под руководством известного конструктора создавался и Ла-11 — двухмоторный поршневой истребитель дальнего действия. Он стал основным ночным истребителем ВВС СССР до появления первых советских реактивных ночных истребителей. Он также был поставлен на экспорт в ряд стран, где смог доказать свою эффективность и надежность. Самолет принимал участие в боевых действиях в Корее.
4. Другой советский боевой самолет, Ла-15, представляет собой экспериментальный одноместный реактивный истребитель, разработанный в ответ на создание американского F-86 Sabre. Его конструкция и разработка способствовали развитию советских реактивных технологий.
5. Ла-200, также созданный под руководством Лавочкина — это экспериментальный сверхзвуковой истребитель-перехватчик. Он был создан в начале 1960-х годов на основе усовершенствованных технологий проекта Ла-160.
Рефлексия
1Когда родился Лавочкин?
2 Где получил образование и какую квалификацию получил?
3 Какие самолеты были им сконструированы?
4 Что означает аббревиатура ЛаГГ?
5 Какие и сколько истребителей было разработано в ОКБ Лавочкина в годы Великой Отечественной войны ?
Литература и интернет ресурсы:
Предварительный просмотр:
МБОУ Соболевская основная школа имени А.Н. Попова
Классный час
110 лет со дня рождения Бекашонка Михаила Васильевича
участника Великой Отечественной войны, лётчика-истребителя, Героя Советского Союза
Груздева А.Н.
2025 год
Цели.
- расширить знания учащихся о героях времен Великой Отечественной войны;
- воспитывать интерес и любовь к родине.
Задачи:
- усиление патриотических качеств личности;
- расширение кругозора учащихся;
- развитие эмоциональной сферы;
- воспитание уважения к старшим, к традициям своего народа.
Оборудование.
- Компьютеры, проектор, экран
Участники: классный руководитель, учащиеся
Сценарий
“Всю свою жизнь до последней капли крови я посвящаю Родине”.
В. П. Чкалов
Звучит музыка песня «Авиамарш» (Марш советских летчиков) (слова П. Германа, музыка Ю. Хайта)
Вступительное слово учителя.
Учитель : Добрый день! Сегодня мы расскажем вам жизни человека посвятившего себя небу и Отечеству. “Всю свою жизнь до последней капли крови я посвящаю Родине”- сказал легендарный летчик Валерий Чкалов, и остался верен своим словам до конца своей короткой, но героической жизни.
С древних времен человек мечтал взмыть к небу, словно птица! Веками, годами люди искали способ завоевания неба. И своим умом и изобретательностью человек все-таки смог покорить воздушный океан!
Летчики, конструкторы, инженеры, техники – все, кто служит на благо родины в авиационной промышленности, являются воплощением высочайшего мастерства, таланта и необыкновенной человеческой отдачи в труде.
Все годы Военно-воздушных Сил России наполнены отвагой и героизмом. Имена прославленных летчиков навеки вписаны в летопись отечественной истории. Современные Военно-воздушные Силы развиваются и с гордостью продолжают традиции тех, кто стоял у истоков российской Авиации.
Ведущие по очереди:
- Самой высокой мечтой называют мечту о небе.
- На летчиков смотрят как на самых счастливых людей.
- Они видят нашу землю с огромной высоты.
- Они знают радость полета.
- Люди всегда хотели подняться в воздух.
- Эта мечта осуществилась в 18 веке во Франции.
- Первые пилоты, братья Монгольфье, поднялись в небо на воздушном шаре.
- Братья Райт, первые полетели на самолете с двигателем в 1903 году.
А вы знаете, что…
- Слово «самолет» появилось, когда еще не было самолетов. Так называли самоходный паром.
- Первый пассажирский самолет был: российский «Илья Муромец». https://diletant.media/articles/39938144/?ysclid=mebb4hhj28739341183
- Каждый день в небе летают 25000 самолетов.
- Самый большой самолет в мире – Ан-225 («Мрия»). Его скорость 800 км/ч.
Учитель:
В годы Великой Отечественной войны совецкая авиация не давала покоя противнику и в воздух поднимались не только мужчины летчики , но и женщины и даже еще недавно окончившие школу молодые люди.
Мы посмотрим фрагмент фильма» Хроника пикирующего бомбардировщика»
https://yandex.ru/video/preview/745756765780328870
Рассказ учащегося 1
Бекашонок Михаил Васильевич - помощник командира по воздушно-стрелковой службе 129-го гвардейского истребительного авиационного Сандомирского орденов Богдана Хмельницкого и Александра Невского полка 22-й гвардейской истребительной авиационной Кировоградской Краснознаменной орденов Ленина и Кутузова дивизии 2-й воздушной армии 1-го Украинского фронта, гвардии капитан.
Родился 5 сентября 1915 года на станции Лелеквинская ныне Руднянского района Смоленской области в семье рабочего-железнодорожника. Русский. Член ВКП(6)/КПСС с 1943 года. Окончил школу-семилетку, затем Смоленский электротехникум в 1933 году. Работал на электростанции в городе Камышин Сталинградской области.
В 1935 году призван в Красную Армию и по комсомольской путевке направлен авиационное училище. Окончил Сталинградское военное авиационное училище лётчиков в 1938 году. С января 1939 году проходил службу в истребительном авиационном полку. Боевое крещение получил в боях над Карельским перешейком во время войны с Финляндией 1939-1940 годов.
В мае 1943 года лейтенант Бекашонок прибыл в 27-й (с октября 1943 года - 129-й гвардейский) истребительный авиационный полк. С первых боев показал образцы мужества и отваги. Уже летом 1943 года принял командование 3-й эскадрильей. Группы, водимые им в бой, наводили страх на гитлеровских летчиков, а летный состав полка заслужил большое уважение у солдат и офицеров наземных частей. Отважный летчик- истребитель участвовал в воздушных боях над Курской дугой, Днепром. В составе полка прошел до Берлина.
Во время боев на Курской дуге в разведывательном вылете в район города Белгорода его самолет был поврежден зенитным снарядом, а сам летчик тяжело ранен. Истекая кровью, действуя, в прямом смысле слова, одной левой, Бекашонок сумел посадить самолет на своем аэродроме. Доставленные сведения о противнике и фотоснимки оказались очень ценными и летчик был награжден орденом Отечественной войны 1-й степени. Через месяц вернулся в свой полк.
Рассказ учащегося 2
Продолжил активно участвовать в боевых вылетах, освоил новый истребитель - американский P-39 "Aircobra". Во время битвы за Днепр 20 октября 1943 года в составе шестерки он патрулировал вблизи линии фронта. Заметив 18 Ju-87 в сопровождении пары Ме-109 гвардейцы тут же брослись в атаку. С первого захода Бекашонок сбил один бомбардировщик и немного погодя - второй. В тот же день, при повторном вылете вместе с своим ведомым он сбил еще один вражеский бомбардировщик Ju-87. Только с 14 октября по 6 декабря 1943 года гвардии капитан Бекашонок совершил 25 успешных боевых вылетов и лично сбил 4 самолета, был награжден орденом Красного Знамени.
Гвардии капитан Бекашонок проявил себя не только как отличный летчик-истребитель, но и как грамотный командир. 2 июня 1944 года он с восьмеркой самолетов патрулировал над позициями советских войск на Ясском направлении. Вблизи линии фронта летчики встретили шесть истребителей и пять бомбардировщиков противника и атаковали их. В течение нескольких минут враг потерял пять машин, и одну из них сбил командир группы. Вся группа без потерь вернулась на свой аэродром.
Всего за годы войны гвардии капитан Бекашонок совершил 170 боевых вылетов, провел 50 воздушных боев в которых сбил лично 18 самолётов противника и 4 в группе.
Президиума Верховного Совета СССР от 27 июня 1945 года за образцовое выполнение заданий командования и проявленные мужество и героизм в боях с немецко-фашистскими захватчиками гвардии капитану Бекашонку Михаилу Васильевичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».
Учитель:
Мы не имеем права забыть ужасы той войны, чтобы она не повторилась вновь. Мы не имеем права забыть тех солдат, которые погибли ради того, чтобы мы жили. Мужество и стойкость русских воинов поистине беспримерны. Они стояли насмерть и побеждали в жестоких боях, даже тогда, когда горела земля, крошились камни, плавилось железо. Побеждали чаще всего ценой собственной жизни.
Ведущие читают по очереди:
Мы не знали той далёкой войны.
Мы знаем, как трудно народу пришлось.
И ужас, и холод, и голод –
Всё испытать им пришлось.
Пусть мирно живут на планете.
Пусть дети не знают войны.
Пусть яркое солнышко светит,
Мы дружной семьёй быть должны.
Для дружбы, для улыбок и для встреч
В наследство получили мы планету.
Нам этот мир завещано беречь
И землю удивительную эту.
Мы не дадим стать пеплом и золой
Тому, что красотой земной зовётся.
Пусть будет мирным небо над землёй,
Пусть вечно детство звонкое смеётся.
Литература и интернет ресурсы:
- https://warheroes.ru/hero/hero.asp?Hero_id=4432&ysclid=mebaj36qpa626986058
- https://nsportal.ru/shkola/klassnoe-rukovodstvo/library/2020/04/04/stsenariy-vneklassnogo-meropriyatiya-zhizn
- https://diletant.media/articles/39938144/?ysclid=mebb4hhj28739341183
- https://yandex.ru/video/preview/745756765780328870
- https://multiurok.ru/files/stsienarii-niebo-vybralo-nas.html?ysclid=mebaj7ddea222632134
Предварительный просмотр:
МБОУ Соболевская основная школа имени А.Н. Попова
Литературная гостиная
110 лет со дня рождения К.М. Симонова русского поэта
Груздева А.Н.
2025 год
Цели.
- пробудить интерес к изучению истории литературы, творчества поэта, стимулировать стремление учащихся к повышению читательской компетенции
- расширить знания учащихся о героях времен Великой Отечественной войны;
- воспитывать интерес и любовь к родине.
Задачи:
- сохранение и развитие чувства гордости за свою страну;
- содействие росту творческих способностей и гармоничному становлению личности. усиление патриотических качеств личности;
- расширение кругозора учащихся;
- развитие эмоциональной сферы;
- воспитание уважения к старшим, к традициям своего народа.
Оборудование.
- Компьютер, проектор, экран
Участники: классный руководитель, учащиеся
Сценарий
1ведущий. 28 ноября 2025г исполняется 110 лет со дня рождения Константина Михайловича Симонова, журналиста, общественного деятеля, одного из самых популярных поэтов и писателей военной и послевоенной поры, ведь каждая его строка, это небольшая зарисовка из жизни.
2 ведущий. Константин (Кирилл) Михайлович Симонов родился 28 ноября 1915 г. в Петрограде в семье полковника Генерального штаба Михаила Агафангеловича Симонова и княжны Александры Леонидовны Оболенской. Отец пропал без вести в годы гражданской войны.
1 ведущий. В 1919 г. мать с сыном переехала в Рязань, где вышла замуж за преподавателя военного дела, бывшего полковника царской армии А. Г. Иванишева. По собственному признанию Симонова, отчим оказал сильное и благотворное влияние на его жизненные и житейские принципы и привычки. Отчиму он обязан своей любовью к армии.
2 ведущий. Учился в Рязани, а закончил восьмилетку в Саратове, куда перевели отчима. После семилетки продолжал образование в ФЗУ, переехав с родителями в Москву, работал токарем, а в 1934 г. поступил в Литературный институт. Его сокурсниками были Е. Долматовский, М. Матусовский, М. Алигер.
1 ведущий. Поэтическая биография Симонова начинается в 16 лет и складывается успешно. Начал печататься с 1936 г. Еще до приема в Литинститут ему как молодому рабочему автору дали командировку на строительство Беломорканала, в результате чего появилась поэма «Павел Черный».
2 ведущий. С 24 июня 1941г. Симонов является военным корреспондентом в газете «Боевое знамя», но большая часть его корреспонденций печаталась в «Красной звезде».
1 ведущий. За четыре года около тридцати раз Симонов ездил в короткие и длительные командировки на фронт. Календарь и география его фронтовых поездок говорит сам за себя: 13 июля 1941 года чуть не погиб под Могилевым, ходил в боевой поход на подводной лодке, был в горящем Сталинграде в бригаде Горохова, ему довелось побывать в осажденной Одессе и на Курской Дуге.
2 ведущий. К. Симонов присутствовал на первом суде над военными преступниками в Харькове и на первой встрече советских и американских войск на Эльбе, высаживался с отрядом моряков-разведчиков в тыл немцам за Полярным кругом, летал в Югославию к партизанам. Дошел до Германии, пройдя пол-Европы по земле Польши, Югославии, Болгарии. 8 мая Симонов присутствовал при подписании акта о безоговорочной капитуляции Германии.
«ПЕСНЯ ВОЕННЫХ КОРРЕСПОНДЕНТОВ»
https://rutube.ru/video/9b019f334340d44fde08dede6dd78eb9/
1 ведущий. После того как в «Правде» было опубликовано стихотворение «Жди меня», посвященное любимой женщине – актрисе Валентине Серовой, Симонов стал самым известным и почитаемым поэтом в стране.
2 ведущий. Феномен лирического «Жди меня», написанного в августа 1941 г., перепечатываемого и переписываемого, посылаемого с фронта домой и из тыла – на фронт, адресованного вполне конкретной, земной, но в эту минуту – далекой женщине, выходит за рамки поэзии. «Жди меня» – молитва атеиста, заговариванье судьбы, хрупкий мост между жизнью и смертью, и оно же – опора этого моста. В нем предсказано, что война будет долгой и жестокой, и угадано, что человек – сильнее войны. Если любит, если верит.
Наизусть читает учащийся 1
«Жди меня…»
Жди меня и я вернусь,
Только очень жди.
Жди, когда наводят грусть
Жёлтые дожди.
Жди, когда снега метут,
Жди, когда жара.
Жди, когда других не ждут,
Позабыв вчера.
Жди, когда из дальних мест
Писем не придёт.
Жди, когда уж надоест
Всем, кто вместе ждёт.
Жди меня и я вернусь,
Не желай добра
Всем, кто знает наизусть,
Что забыть пора.
Пусть поверят сын и мать
В то, что нет меня.
Пусть друзья устанут ждать,
Сядут у огня.
Выпьют горькое вино
На помин души.
Жди и с ними заодно
Выпить не спеши.
Жди меня и я вернусь
Всем смертям назло.
Кто не ждал меня, тот пусть
Скажет:-Повезло!
Не понять не ждавшим им,
Как среди огня
Ожиданием своим
Ты спасла меня.
Как я выжил, будем знать
Только мы с тобой.
Просто ты умела ждать,
Как никто другой.
1 ведущий. За четыре военных года написал пять сборников очерков и рассказов, повесть «Дни и ночи», пьесы «Русские люди», «Так и будет», «Под каштанами Праги», дневники, которые впоследствии составили два тома его собрания сочинений
2 ведущий. Константин Симонов через свои очерки, стихи и военную прозу показал увиденное и пережитое как им самим, так и тысячами других участников войны. Он проделал гигантскую работу по изучению и глубокому осмысливанию опыта войны именно с этой точки зрения. Он не приукрашивал войну, ярко и образно показал ее суровый лик. Читая такие глубоко проникновенные свидетельства, даже фронтовики обогащают себя новыми наблюдениями и более глубоко осмысливают многие, казалось бы, хорошо известные события.
1 ведущий. Он был первым из писателей награжден Орденом Красного Знамени в мае 1942 г., в 1945-м году двумя орденами Отечественной войны I степени. Таков послужной список фронтового корреспондента полковника К. Симонова.
2 ведущий. Стихи и очерки, рассказы и пьесы Симонова сыграли огромную роль в духовной жизни нашего народа во время Великой Отечественной войны.
1 ведущий. «Я понял, насколько сильно во мне чувство Родины, - напишет Симонов, - насколько я чувствую эту землю своей и как глубоко корнями ушли в нее эти люди, которые живут на ней… Было чувство острой жалости и любви ко всему находившемуся здесь: к этим деревенским избам возле дороги, к траве, к березам, ко всему русскому». Это из дневника, опубликованного значительно позже. А тогда, в 41-м, Симонов свои чувства выразил в стихах. В сильных стихах.
Наизусть читает учащиеся 2-4
«Ты помнишь Алеша, дороги Смоленщины».
Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины,
Как шли бесконечные, злые дожди,
Как кринки несли нам усталые женщины,
Прижав, как детей, от дождя их к груди,
Как слёзы они вытирали украдкою,
Как вслед нам шептали:- Господь вас спаси!-
И снова себя называли солдатками,
Как встарь повелось на великой Руси.
Слезами измеренный чаще, чем верстами,
Шел тракт, на пригорках скрываясь из глаз:
Деревни, деревни, деревни с погостами,
Как будто на них вся Россия сошлась,
Как будто за каждою русской околицей,
Крестом своих рук ограждая живых,
Всем миром сойдясь, наши прадеды молятся
За в бога не верящих внуков своих.
Ты знаешь, наверное, все-таки Родина -
Не дом городской, где я празднично жил,
А эти проселки, что дедами пройдены,
С простыми крестами их русских могил.
Не знаю, как ты, а меня с деревенскою
Дорожной тоской от села до села,
Со вдовьей слезою и с песнею женскою
Впервые война на проселках свела.
Ты помнишь, Алеша: изба под Борисовом,
По мертвому плачущий девичий крик,
Седая старуха в салопчике плисовом,
Весь в белом, как на смерть одетый, старик.
Ну что им сказать, чем утешить могли мы их?
Но, горе поняв своим бабьим чутьем,
Ты помнишь, старуха сказала:- Родимые,
Покуда идите, мы вас подождем.
"Мы вас подождем!"- говорили нам пажити.
"Мы вас подождем!"- говорили леса.
Ты знаешь, Алеша, ночами мне кажется,
Что следом за мной их идут голоса.
По русским обычаям, только пожарища
На русской земле раскидав позади,
На наших глазах умирали товарищи,
По-русски рубаху рванув на груди.
Нас пули с тобою пока еще милуют.
Но, трижды поверив, что жизнь уже вся,
Я все-таки горд был за самую милую,
За горькую землю, где я родился,
За то, что на ней умереть мне завещано,
Что русская мать нас на свет родила,
Что, в бой провожая нас, русская женщина
По-русски три раза меня обняла.
2 ведущий. Строки этого стихотворения сжимают сердце и сегодня. А тогда в 41-м, 42-м? Стихотворение, посвященное Алексею Суркову, стало общим для страны. «Кто, - писал Борис Полевой, - в трагические дни, когда приятель приближался к Москве, не декламировал эти стихи?..»
1 ведущий. В 41-м поэт потрясен седым мальчишкой, которого отец-майор на пушечном лафете вывез из Брестской крепости. И Симонов пишет стихотворение
Наизусть читает учащийся5
«Майор привез мальчишку на лафете».
Майор привез мальчишку на лафете.
Погибла мать. Сын не простился с ней.
За десять лет на том и этом свете
Ему зачтутся эти десять дней.
Его везли из крепости, из Бреста.
Был исцарапан пулями лафет.
Отцу казалось, что надежней места
Отныне в мире для ребенка нет.
Отец был ранен, и разбита пушка.
Привязанный к щиту, чтоб не упал,
Прижав к груди заснувшую игрушку,
Седой мальчишка на лафете спал.
Мы шли ему навстречу из России.
Проснувшись, он махал войскам рукой...
Ты говоришь, что есть еще другие,
Что я там был и мне пора домой...
Ты это горе знаешь понаслышке,
А нам оно оборвало сердца.
Кто раз увидел этого мальчишку,
Домой прийти не сможет до конца.
Я должен видеть теми же глазами,
Которыми я плакал там, в пыли,
Как тот мальчишка возвратится с нами
И поцелует горсть своей земли.
За все, чем мы с тобою дорожили,
Призвал нас к бою воинский закон.
Теперь мой дом не там, где прежде жили,
А там, где отнят у мальчишки он.
2 ведущий. Победу двадцатидевятилетний Симонов встретил уже знаменитым писателем, лауреатом Сталинских премий, самым молодым из руководителей Союза писателей, автором известных произведений, переводимых на разные языки.
Наизусть читает учащийся В послевоенные годы он был главным редактором журнала «Новый мир»; главным редактором «Литературной газеты»; секретарем Союза писателей СССР. В 1974 г. удостоен звания Героя Социалистического Труда.
Наизусть читает учащийся По сценариям Симонова поставлены многие фильмы: «Парень из нашего города» (1942), «Жди меня» (1943), «Дни и ночи» (1943-44), «Бессмертный гарнизон» (1956), «Нормандия-Неман» (1960, совместно с Ш. Спаакоми, Э. Триоле), «Живые и мертвые» (1964).
1 ведущий. Пятнадцать лет писатель работает над трилогией «Живые и мертвые», «Солдатами не рождаются», «Последнее лето».
«Это самое капитальное из того, что написано о войне», - писал Алексей Сурков.
2 ведущий. Когда вышел роман «Живые и мертвые», книга задела миллионы людей. За ней образовалась очередь в библиотеках, ею восхищались, она порождала порой жаркие споры.
Просмотр фрагмента фильма «Живые и мертвые».
https://rutube.ru/video/29b1086da8430396818cae153c50d3c0/
1 ведущий. Множеством разных дел занимался Симонов. По его инициативе и при его содействии были организованы в доме писателей выставки Петрова-Водкина, Пиросмани, Татлина, создан музей-квартира Блока в Петербурге, сохранена квартира Маяковского в Москве; созданы памятники Арсеньеву и Яшину, и многое, многое другое.
2 ведущий. По инициативе и стараниями Симонова были выпущены в свет или переизданы после долгого перерыва «Мастер и Маргарита» М. Булгакова, романы Ильфа и Петрова, стихи О. Мандельштама, произведения И. Эренбурга и другие.
1 ведущий. И помогал, и помогал людям: ветеранам войны, начинающим писателям, просто человеку, обратившемуся к нему за помощью.
2 ведущий. «Островом верной земли, где можно перевести дыхание, набраться сил перед следующим плаванием по бурному морю жизни» назовет Симонова актер Михаил Ульянов. «Ну, а если потерпишь кораблекрушение, то такие острова примут тебя».
1 ведущий. Умер Константин Симонов 28 августа 1979 года. Он завещал развеять свой прах на поле под Могилевом, где в 1941 г. ему удалось выйти из окружения. На памятном знаке возле Буйнического поля начертано: «Всю жизнь он помнил это поле боя и здесь завещал развеять свой прах». Прах его смешался с прахом погибших в сорок первом. Он вернулся к ним навсегда.
Литература и интернет ресурсы:
- https://nsportal.ru/shkola/vneklassnaya-rabota/library/2015/12/07/stsenariy-k-yubileyu-konstantina-simonova
- https://rutube.ru/video/9b019f334340d44fde08dede6dd78eb9/
- https://rutube.ru/video/29b1086da8430396818cae153c50d3c0/
- https://stihi.ru/diary/butamil/2018-03-01?ysclid=mecqzaqem2520483009
Предварительный просмотр:
МБОУ Соболевская основная школа имени А.Н. Попова
Классный час
110 лет со дня рождения Олега Александровича Лосика, Героя
Советского Союз, маршала бронетанковых войск, профессор
Груздева А.Н.
2025 год
Цели.
- расширить знания учащихся о героях времен Великой Отечественной войны;
- воспитывать интерес и любовь к родине.
Задачи:
- усиление патриотических качеств личности;
- расширение кругозора учащихся;
- развитие эмоциональной сферы;
- воспитание уважения к старшим, к традициям своего народа.
Оборудование.
- Компьютеры, проектор, экран
Участники: классный руководитель, учащиеся
Сценарий
Учитель: Наше мероприятие посвящается героям Великой Отечественной войны.
Степан Щипачёв
22 ИЮНЯ 1941
Казалось, было холодно цветам,
и от росы они слегка поблёкли.
Зарю, что шла по травам и кустам,
обшарили немецкие бинокли.
Цветок, в росинках весь, к цветку приник,
и пограничник протянул к ним руки.
А немцы, кончив кофе пить, в тот миг
влезали в танки, закрывали люки.
Такою все дышало тишиной,
что вся земля еще спала, казалось.
Кто знал, что между миром и войной
всего каких-то пять минут осталось!
Я о другом не пел бы ни о чем,
а славил бы всю жизнь свою дорогу,
когда б армейским скромным трубачом
я эти пять минут трубил тревогу.
Весь советский народ, от мала до велика, поднялся на защиту своей страны. Солдаты сражались на фронтах, мирные жители трудились у станка и в поле, в тылу врага создавали партизанские отряды.
Ученик1: Олег Александрович Лосик родился в городе Ярцево Смоленской области. Затем его родители переехали в Украину, где О. Лосик закончил школу и училище, которое готовило помощников паровозных машинистов. После окончания училища стал заниматься комсомольской деятельностью.
Вот сухие строчки в интернете: «Советский и российский военачальник, Герой Советского Союза (1944), маршал бронетанковых войск (1975). Был последним из остававшихся в живых советских маршалов бронетанковых войск. В рядах советских и российских танковых войск с 1935 по 1992 год. Участник советско-финской (1939–1940) и Великой Отечественной войн, преподаватель кафедры оперативного искусства (1956–1958), затем начальник Военной академии бронетанковых войск имени Маршала Советского Союза Р.Я. Малиновского (1969–1987). Профессор (1972). Автор большого количества работ по теории и практике танковых войск…»
Сколько за этими короткими энциклопедическими сведениями интереснейших исторических фактов, штрихов, которые могут стать основой не одного документального, да и художественного фильма! Но, увы, кадры съёмок, которые должны были войти в фильм о маршале и были сделаны незадолго до его ухода из жизни, на телевидении утеряны.
Ученик 2: А ведь тогда маршал единственный раз согласился на съёмки документального фильма о себе для показа на одном из российских каналов. Но фильм так и не увидел свет, потому что его продюсерам показалось, что в нём не хватает фактуры, касающейся личной жизни маршала. А её и не могло быть много в силу его характера. Ничего, как считается, интересного для обывателя, рейтингового для массового телезрителя в его жизни никогда и не было.
Была только любимая жена Галина, с которой подполковник Лосик познакомился осенью 1942 года на Сталинградском фронте, когда был начальником штаба 10-й танковой бригады, а она – сотрудницей редакции армейской газеты. Они, создав семью, вырастили двух замечательных детей.
У меня чудом сохранилась часть расшифровок рассказов об Олеге Александровиче его сослуживцев.
Вот что поведал тогда участник Великой Отечественной войны, в прошлом гвардии старший сержант Николай Рохлин: «Задача нашей разведки, которой ведал Олег Александрович Лосик, была в том, чтобы не допустить окружения части. Мы должны были имитировать контрдействия на основном направлении, откуда наступали немцы. Разведка велась днём и ночью, беспрерывно. Постоянно отправлялись одна за другой разведывательные группы. Задачу перед ними ставил непосредственно Лосик. Он был настоящим командиром. Помню, как увидел его при первом знакомстве, когда он вышел и представился как командир нашей роты. Начищенные сапоги, наглаженное обмундирование, свежий подворотничок, отлично выбрит… И как только он находил на всё время? Мы спрашивали его ординарца: «Саша, это твоя работа, ты ему подворотнички стираешь, сапоги чистишь?» Нет, он всё делал сам. И всегда спокойный, рассудительный, всегда говорил уверенным командирским голосом. И всегда на «вы», ненормативной лексики не признавал, никогда голоса не повышал».
Ученик 1: Из рассказа бывшего заместителя начальника Военной академии бронетанковых войск им. Р.Я. Малиновского профессора, доктора военных наук генерал-лейтенанта Николая Григорьевича Орлова: «Лосик всегда работал на опережение. Какое бы явление в военном искусстве ни просматривалось, он сразу это улавливал, развёртывал целый проект работ, чётко ставил конкретные задачи и требовательно относился к их выполнению, особенно по времени. Ведь он прошёл серьёзную школу от командира взвода, начальника разведки батальона, не пропустив ни одной служебной ступеньки…»
Конечно, передать все экранные эмоции повествования эти отрывки из сухого текста, увы, не могут.
Маршал Лосик отдал кадровой военной службе более полувека. Командовал на фронте бригадой, после войны – дивизией, корпусом, армией, войсками ДВО, возглавлял Военную академию бронетанковых войск
С супругой Галиной.
Давние записи пыталась найти любимая внучка Лосика Ирина, ведущая вечерних новостей на телеканале «Звезда», но они, кажется, ушли в небытие… Ирина не просто гордится дедом, который стал для неё мерилом жизненных ценностей, представлений о людях, восприятии их по делам. Дед много с ней беседовал, рассказывал о финской, Великой Отечественной войнах. И она с детства твёрдо усвоила: память о тех годах, о героях и Победе не должна кануть в Лету. Всё то, чем вправе и должна гордиться страна, обязаны сохранять последующие поколения. И Ирина с радостью приняла участие во многих патриотических проектах Минобороны России.
Ученик 2: В том числе сняла и два документальных фильма, которые связаны воедино одной мыслью: именно так Память можно и нужно сохранить на века, чтобы не дать повториться войнам, чтобы знать, какой ценой достигаются исторические победы.
Просмотр фрагмента фильма «80 лет Победы | Олег Лосик. От лейтенанта до маршала»
https://rutube.ru/video/713636e474d6eb1e3d3b46cb42589e65/?ysclid=megxbhqhot324880524
Это фильмы о строительстве Главного храма Вооружённых Сил Российской Федерации и о музейном комплексе «Дорога памяти», в котором отныне хранятся данные о миллионах тех, кто ценой крови и жизни приближал разгром немецко-фашистской Германии. В комплексе, естественно, можно найти и сведения о маршале бронетанковых войск Олеге Лосике, его снимки.
А война для будущего военачальника началась в ноябре 1939 года. Лейтенант Лосик сражался с финнами в 112-м отдельном танковом батальоне. Вот что он сам вспоминал о том времени: «Опыт войны с финнами пригодился в масштабе всех Вооружённых Сил, в масштабе всей нашей страны, по итогам её было проведено немало реформ в стране и армии. …Я участвовал в прорыве линии Маннергейма сначала в качестве командира танкового взвода, вскоре стал помощником начальника штаба танкового батальона по разведке».
По итогам войны с Финляндией 21 марта 1940 года Лосик был награждён орденом Красной Звезды. В архивном фонде 35-й бригады хранятся докладные записки командного состава бригады. По ним видно, что уже тогда Лосик проявил задатки будущего военачальника.
Только закончилась «зимняя война» на Севере, как в мирную жизнь страны ворвалась неизмеримо более масштабная Великая Отечественная. Лосик начал свой отсчёт её 1418 дней уже 23 июня 1941 года… В марте 1945 года Героя Советского Союза Лосика отзывают с фронта и направляют на учёбу – начинается восхождение уже к маршальской звезде.
Маршал Лосик отдал кадровой военной службе более полувека. Командовал на фронте бригадой, после войны – дивизией, корпусом, армией, войсками Дальневосточного военного округа, возглавлял Военную академию бронетанковых войск имени Маршала Советского Союза Р.Я. Малиновского.
Фронтовую закалку, строевую выправку, удивительную работоспособность Олег Александрович сохранял до последних дней жизни. Он был в курсе всех событий, происходящих в стране и мире, выписывая множество газет и журналов, имея талант глубоко анализировать самые незначительные на первый взгляд факты, давал чёткую стратегическую оценку тем или иным процессам. Привычную с лейтенантских лет «Красную звезду» читал от корки до корки самым внимательным образом. Он ушёл из жизни в 96 лет.
Учитель:
…О скромности маршала, которую справедливо можно отнести и ко всему его поколению, надо судить по его словам, сказанным однажды в беседе с корреспондентом «Красной звезды»: «Как и каждый из моих ровесников, я прежде всего старался ответственно относиться к службе. Не знаю, в какой мере это получилось, было и положительное, и ошибки были, и не так удачно я где-то действовал, но я старался…»
В Великую Отечественную войну О.А. Лосик был на Юго-Западном, Сталинградском, 3-м Белорусском фронтах. Помощник начальника, заместитель и затем начальник штаба по оперативной работе 10-й танковой бригады.
Видео фрагмент:
С марта 1943 года он – командир 119-го отдельного танкового полка Западного фронта, отличившегося в боях за освобождение Смоленщины от фашистских захватчиков и получившего название «Ельнинский».
После войны Олег Александрович Лосик – командир 26-й гвардейской механизированной дивизии Северной Группы войск, старший преподаватель кафедры оперативного искусства Военной академии Генштаба, командующий 6-й армией Северного военного округа. Следующие его назначения: командующий войсками Дальневосточного военного округа, начальник Военной академии бронетанковых войск, профессор, маршал бронетанковых войск.
Олег Александрович Лосик награждён многими орденами и медалями, среди которых медаль «Золотая Звезда», два ордена Ленина, четыре ордена Красного Знамени, два ордена Отечественной войны I-й степени. Является почётным гражданином городов Минска, Ельни, Ярцева.
Пусть всегда будет мирным небо над нашими головами, пусть больше не рвутся снаряды, не горят города, не гибнут люди. Пусть будет мир во всём мире!
Литература и интернет ресурсы:
- https://multiurok.ru/files/vnieklassnoie-mieropriiatiie-soldatskaia-slava-smo.html?login=ok&ysclid=megwd3z917427603020
- https://stihi.ru/2025/06/22/3786?ysclid=megwl1g9ja213347786
- https://rutube.ru/video/713636e474d6eb1e3d3b46cb42589e65/?ysclid=megxbhqhot324880524
- https://tvzvezda.ru/video/programs/201509181301-qpj0.htm/201703151658-5vfo.htm/player?ysclid=megxebm2dg925132001


