Программа воспитания ДОО
В данном разделе представлена Рабочая модульная программа воспитания ДОО
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа воспитания ДОО_2021 | 142.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Улыбка» села Бижбуляк муниципального района Бижбулякский район
Республики Башкортостан
ПРИНЯТО на педагогическом совете МБДОУ детский сад «Улыбка» села Бижбуляк протокол №____от «___»____2021г. | УТВЕРЖДАЮ Заведующий МБДОУ детский сад «Улыбка» села Бижбуляк _______________Г.М.Яхина приказ от «____»__________2021г. |
СОГЛАСОВАНО на собрании совета родителей (законных представителей) МБДОУ детский сад «Улыбка» села Бижбуляк протокол №____от «___»____2021г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ
Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения
детский сад «Улыбка» села Бижбуляк муниципального района Бижбулякский район
Республики Башкортостан
с.Бижбуляк, 2021г.
СОДЕРЖАНИЕ
№ п/п | Наименование раздела | стр. |
Пояснительная записка | 3 | |
1. | Особенности организуемого в ДОО воспитательного процесса | 4 |
2. | Цель и задачи воспитания | 5 |
3. | Виды, формы и содержание деятельности | 7 |
3.1 | Модуль «Традиции детского сада» | 7 |
3.2 | Модуль «Организованная образовательная деятельность | 8 |
3.3 | Модуль «Интерактивное детство» | 11 |
3.4 | Модуль «Виртуальная планета» | 16 |
3.5 | Модуль «Фольклорные мероприятия» | 19 |
3.6 | Модуль «Организация развивающей предметно-пространственной среды» | 20 |
3.7 | Модуль «Взаимодействие с родителями (законными представителями)» | 21 |
4. | Основные направления самоанализа воспитательной работы | 22 |
4.1 | Материально-техническое обеспечение | 22 |
4.2 | Основные направления самоанализа воспитательной работы | 26 |
Список литературы | 28 | |
Приложение | ||
Приложение 1. Календарный план воспитательной работы | 29 | |
Приложение 2. Диагностические материалы | 37 |
Пояснительная записка
Рабочая программа воспитания (далее - Программа) определяет содержание и организацию воспитательной работы Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад «Улыбка» села Бижбуляк муниципального района Бижбулякский район Республики Башкортостан (далее - ДОО).
Содержание Программы разработано на основе следующих нормативно-правовых документов:
- Конституция Российской Федерации;
- Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральный закон от 31.07.2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся;
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержден приказом Министерства образования и науки России от 17 октября 2013г. №1155;
- Указ Президента Российской Федерации Путина В.В. от 07.05.2018г. №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»;
- Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025г., утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015г. № 996-р;
- Примерная программа воспитания, одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию от 02 июня 2020г. № 2/20;
- Методические рекомендации по разработке программ воспитания ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования»;
- Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
- СанПиН 1.2.3685-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;
- Закон Республики Башкортостан от 01.07.2013г. №696-з «Об образовании Республики Башкортостан»
- Закон Республики Башкортостан «О языках народов Республики Башкортостан» №УП -243 от 04 мая 1999г. (с изменениями на 20 октября 2003г.).
Программа учитывает:
- «Примерную программу воспитания», которая была разработана сотрудниками Института стратегии развития образования РАО в рамках государственного задания и одобрена решением Федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 02 июня 2020г. № 2/20).
Рабочая программа воспитания является обязательной частью основной образовательной программы, реализуемой в ДОО, и призвана помочь всем участникам образовательных отношений реализовать воспитательный потенциал совместной деятельности.
Содержание воспитательной деятельности разработано на основе модульного принципа. Модули - это конкретные воспитательные практики, которые реализуются в дошкольной образовательной организации. Каждый из модулей ориентирован на одну из поставленных в Программе задач воспитания. То есть: одна задача - один модуль.
Коллектив ДОО вправе разрабатывать и включать в Программу те модули, которые помогут в наибольшей степени реализовать воспитательный потенциал детского сада с учетом имеющихся социальных, кадровых и материально-технических ресурсов.
К Программе прилагается календарный план воспитательной работы.
- Особенности организуемого в ДОО воспитательного процесса
Программа учитывает условия, существующие в дошкольной образовательной организации, индивидуальные особенности, интересы, потребности воспитанников и их родителей.
Процесс воспитания в ДОО основывается на общепедагогических принципах, изложенных в ФГОС дошкольного образования (Раздел I, пункт 1.2):
- поддержка разнообразия детства;
- сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека, самоценность детства - понимание (рассмотрение) детства как периода жизни значимого самого по себе, без всяких условий; значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот период есть период подготовки к следующему периоду;
- личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей), педагогических и иных работников Организации) и детей;
- уважение личности ребенка.
Задачи воспитания реализуются в течение всего времени нахождения ребенка в детском саду: в процессе ООД, режимных моментах, совместной деятельности с детьми и индивидуальной работы.
Основные традиции воспитательного процесса в МБДОУ детский сад «Улыбка» села Бижбуляк:
- Основой воспитательной работы являются общие для всего детского сада событийные мероприятия, в которых участвуют дети разных возрастов: праздники и развлечения, фольклорные праздники, досуги, тематические занятия, выставки, акции, культурно-массовые мероприятия, конкурсы.
- Детская художественная литература и народное творчество традиционно рассматриваются педагогами ДОО в качестве наиболее доступных и действенных в воспитательном отношении видов искусства, обеспечивающих развитие личности дошкольника в соответствии с общечеловеческими и национальными ценностными установками.
- Воспитатели и специалисты ДОО ориентированы на организацию разнообразных форм детской деятельности. Это кружки, секции, творческие студии, которые обеспечивают полноценный опыт социализации детей.
- Коллективное планирование, разработка и проведение общих мероприятий. В ДОО существует практика создания творческих групп педагогов, которые оказывают консультационную, психологическую, информационную и технологическую поддержку своим коллегам в организации воспитательных мероприятий.
- В детском саду создана система методического сопровождения родителей (законных представителей), которое представляет собой образовательное пространство для обмена опытом, знаниями, идеями, направленное на решение конкретных воспитательных задач.
- Дополнительным воспитательным ресурсом является дистанционный проект «Виртуальная планета», направленный на формирование осознанного отношения к природным памятникам Республики Башкортостан и экологии родного села, содействие повышению экологического мышления у участников образовательных отношений путем проведения различных форм массовых мероприятий.
- Цель и задачи воспитания
В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» воспитание - это деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде (ст. 2, п. 2, в редакции Федерального закона «Об образовании в РФ» от 31.07.2020г. №304-ФЗ).
Цель воспитания в ДОО: создание условий для самоопределения и социализации детей дошкольного возраста на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства.
Воспитание личности ребенка происходит только в процессе вовлечения его в социально значимую деятельность. В деятельности ребенок получает социальные знания, у него развивается позитивное отношение к общественным ценностям, приобретается опыт участия в социально важных делах.
Задачи:
- Формирование общей культуры личности, активной жизненной позиции в процессе приобщения дошкольников к традициям дошкольной образовательной организации.
- Использование в воспитании детей возможности организованной образовательной деятельности.
- Воспитание информационной культуры у детей дошкольного возраста, развитие навыков информационной грамотности, воспитание потребности в здоровом образе жизни.
- Воспитание осознанного отношения к природе Республики Башкортостан, экологии родного села.
- Воспитание патриотических чувств, любви к Родине, гордости за свою страну.
- Организация развивающей предметно-пространственной среды, направленной на реализацию воспитательного потенциала ДОО.
- Объединение воспитательных ресурсов семьи и дошкольной организации на основе традиционных духовно-нравственных ценностей семьи и общества; повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах воспитания, развития и образования детей.
Цель и конкретные задачи воспитания позволяют выделить целевые приоритеты, т.е. создание благоприятных условий для усвоения детьми социально значимых знаний основных норм и традиций того общества, в котором они живут.
К наиболее важным из них относятся следующие:
- быть вежливым, послушным, доброжелательным, отзывчивым;
- уважать старших и заботиться о младших;
- стремиться устанавливать хорошие отношения с другими людьми;
- быть трудолюбивым, доводить начатое дело до конца;
- любить своих родителей, свой родной край и свое Отчество;
- беречь и охранять окружающую природу;
- соблюдать правила личной гигиены, режим дня, вести здоровый образ жизни.
На основе знаний у ребенка складываются элементарные моральные суждения и оценки (что такое «хорошо» и что такое «плохо»), а общепринятые нормы и правила поведения начинают выступать для него как регулятор взаимоотношений между людьми и как нравственная норма своего поведения.
- Виды, формы и содержание деятельности
Реализация цели и задач данной Программы осуществляется в рамках нескольких направлений воспитательной работы ДОО. Каждое из них представлено в соответствующем модуле.
3.1. Модуль «Традиции детского сада»
Традиции являются основой воспитательной работы в дошкольной образовательной организации. Традиционные мероприятия, проводимые в детском саду - это эмоциональные события, которые воспитывают у детей чувство коллективизма, дружбы, сопричастности к народным торжествам, общим делам, совместному творчеству.
В то же время, в рамках общего мероприятия ребенок осознает важность своего личного вклада в отмечаемое событие, так как он может применить свои знания и способности в процессе коллективной деятельности.
В детском саду существует четкая программа действий по осмыслению, организации и развитию традиций, которые позитивно влияют на социализацию и развитие личностных качеств детей дошкольного возраста.
Цель проведения традиционных мероприятий: организация в ДОО единого воспитательного пространства для формирования социального опыта дошкольников в коллективе других детей и взрослых.
Задачи:
- Формировать представления о нормах и правилах общения детей друг с другом и с окружающими взрослыми.
- Формировать умение каждого ребенка устанавливать и поддерживать необходимые контакты с детьми разных возрастных групп.
- Способствовать освоению социальных ролей: мальчик - девочка; старший - младший; член коллектива; житель своего села, гражданин своей страны.
- Приобщать к истории и культуре народов России в процессе традиционных коллективных мероприятий.
- Развивать гражданскую позицию, нравственность, патриотизм, инициативу и самостоятельность воспитанников в различных коллективных видах детской деятельности.
- Воспитывать доброжелательность и положительное эмоциональное отношение к окружающим людям.
Тематика традиционных мероприятий определяется исходя из необходимости обогащения детского опыта, приобщения к ценностям, истории и культуре своего народа.
Традиционным для дошкольной образовательной организации является проведение:
Традиции | День знаний; День РБ; День матери; День здоровья; Театральная неделя; День открытых дверей. |
Праздники и развлечения | Золотая осень; Новый год; День защитника Отечества; Весна; До свидания детский сад; Мой родной край; День защиты детей; День России; День Победы. |
Фольклорные праздники | Сабантуй; Масленница. |
Досуги | Папа, мама и я - спортивная семья; Азбука безопасности; Народные игры и забавы; День космонавтики; Олимпийские игры. |
Тематические занятия | День Республики; День Победы; Книга источник знаний; Моя семья; Земля - наш общий дом; День родного языка; Салават Юлаев - герой Башкирского народа; Писатели и поэты Республики Башкортостан. |
Выставки | Дары осени; Зимние фантазии; Наши мамочки, Техника сегодня и вчера; Здравствуй школа; Лето; День Победы; Мой любимый герой сказок. |
Акции | Подари игрушку детскому саду; Подари книгу; Покормите птиц зимой; Посади дерево. |
Культурно массовые мероприятия | Посещение музеев; экскурсии к памятным местам; экскурсия в школу и библиотеку. |
Конкурсы | Оформление участка; Символ года; Воспитатель года; Птичья столовая. |
Виды совместной деятельности: игровая, познавательно-исследовательская, коммуникативная, изобразительная, двигательная, конструирование, музыкальная, самообслуживание и элементарный бытовой труд, восприятие художественной литературы и фольклора.
Основные формы и содержание деятельности:
- Проекты. Традиционные события оформляются в различные проекты, где предусматриваются различные виды детской деятельности и формы проведения. В конце каждого проекта проводится итоговое мероприятие.
- Совместные игры. Применяются различные виды игр: сюжетно-ролевые, творческие, подвижные и малоподвижные, народные, игры-драматизации, квест-игры.
- Творческие мастерские и детские студии. В мастерских и студиях ребята занимаются рисованием, лепкой, аппликацией, конструированием, делают различные макеты, лэпбуки, подарки, поделки для выставок, социальных акций. Совместно с воспитателями и родителями (законными представителями) изготавливают атрибуты для совместных мероприятий.
- Выставки. По тематике многих мероприятий проводятся выставки: информационные, фотовыставки, декоративно-прикладного искусства, экологические, социальные. Традиционными в детском саду стали выставки детских работ «Мой любимый детский сад», «Защитники Отечества», «День Победы», фотовыставки «Наши папы удалые», «Люблю тебя, мой край родной».
- Ярмарки достижений. На ярмарках представляются творческие работы детей. Активно привлекаются родители (законные представители) для участия в ярмарках семейного творчества по различным направлениям.
- Социальные и экологические акции. В акциях принимают участие сотрудники, родители (законные представители) и воспитанники дошкольного учреждения. В ходе акций дошкольники получают природоведческие знания, социокультурные и экологические навыки, активную жизненную позицию.
- Конкурсы, викторины. Эти мероприятия имеют познавательное содержание и проходят в развлекательной форме. Проводятся по всем направлениям развития дошкольников.
- Музыкально-театрализованные представления. Данные представления проводятся в виде концертов, театральных постановок, развлечений, музыкальной или театральной гостиной.
- Спортивные и оздоровительные мероприятия. В рамках многих традиционных событий предусматриваются различные виды двигательной деятельности (физкультурные досуги, соревнования, эстафеты), которые развивают у детей потребность в здоровом образе жизни и воспитывают любовь к спорту.
3.2. Модуль «Организованная образовательная деятельность
В ДОО процессы обучения и воспитания взаимосвязаны и неразрывны. Не получится обучать ребенка не воспитывая его, и наоборот: воспитательный процесс предполагает обучение чему-либо.
Тем не менее, в ДОО усилена воспитательная составляющая ООД, где особое внимание уделяется развитию таких качеств личности ребенка как: нравственность, патриотизм, трудолюбие, доброжелательность, любознательность, инициативность, самостоятельность и др.
В содержание ООД включается материал, который отражает духовно - нравственные ценности, исторические и национально-культурные традиции народов России.
Цель деятельности педагога: создание условий для развития личностных качеств детей дошкольного возраста.
В соответствии с ФГОС дошкольного образования, задачи воспитания реализуются в рамках всех образовательных областей:
Образовательная область | Основные задачи воспитания |
Социально коммуникативное развитие |
справедливость, скромность, трудолюбие, дисциплинированность.
|
Познавательное развитие |
|
Речевое развитие |
|
Художественно- эстетическое развитие | 1. Создавать благоприятные условия для раскрытия творческих способностей детей.
|
Физическое развитие |
|
В процессе ООД применяются такие методы работы, которые дают возможность дошкольникам выразить своё мнение, обсудить проблему, согласовать со сверстниками и взрослым какое-то действие, приобрести опыт межличностных отношений.
Виды совместной деятельности: игровая, познавательно-исследовательская, коммуникативная, изобразительная, двигательная, конструирование, музыкальная, самообслуживание и элементарный бытовой труд, восприятие художественной литературы и фольклора.
Основные формы и содержание деятельности:
- Образовательные ситуации. В процессе образовательных ситуаций у детей формируются представления о социальных нормах общества, об истории и культуре своего народа, своей Родины и другие социально-ценностные представления. Образовательные ситуации носят интегрированный характер, так как включают воспитательные задачи, которые реализуются в разных видах деятельности по одной тематике: в игровой, познавательной, коммуникативной, художественно-эстетической и физической деятельности.
- Мотивационно - побудительные игровые ситуации (игры- приветствия, загадки, сюрпризные моменты, приглашение к путешествию). Применяются для развития у дошкольников интереса и желания участвовать в деятельности, создания положительного эмоционального фона.
- Обсуждение. Детям демонстрируются примеры нравственного поведения, проявления человеколюбия и добросердечности посредством чтения, решения проблемных ситуаций, примеров из жизни. В ходе обсуждения уточняются социальные представления воспитанников, сформированность их личных норм и правил.
- Коммуникативные игры. Направлены на формирование умения общаться со взрослыми и сверстниками. Проводятся в атмосфере доброжелательности, непринуждённой обстановки и эмоциональной вовлечённости каждого ребенка.
- Дидактические игры. Это игры активного обучения. Посредством доступной и привлекательной формы деятельности уточняются и углубляются знания и представления детей, анализируются конкретные ситуации, осуществляется игровое проектирование.
- Продуктивная деятельность. Включает рисование, лепку, аппликацию, конструирование, изготовление поделок, игрушек. Дети становятся активными участниками своего собственного развития, так как видят результат своего труда. У них развивается творческая самостоятельность и инициатива.
- Игры-практикумы. Ребёнок не только слушает и наблюдает, но и активно действует. Включаясь в практическую деятельность, дошкольники учатся регулировать взаимоотношения со сверстниками в рамках игрового взаимодействия.
- Применение ИКТ. На занятиях используются мультимедийные презентации, видеофильмы, мультфильмы по различным направлениям: нравственные ценности, природный мир, история и культура родного края, здоровый образ жизни.
3.3. Модуль «Интерактивное детство»
В современном обществе, в условиях динамично меняющегося мира, в котором постоянно усовершенствуются и усложняются технологии, где дети живут и формируются в информационной среде, информатизация сферы образования приобретает фундаментальное значение.
Основная идея бренда «Интерактивное детство» заключается в построении внутри МБДОУ детский сад «Улыбка» села Бижбуляк обогащенной образовательной среды, посредством внедрения в педагогический процесс информационно-коммуникационных технологий, и как следствие - повышения качества образовательной деятельности. Следовательно, воспитание информационной культуры дошкольников является основной целью воспитательной работы коллектива.
Цель воспитание информационной культуры у детей дошкольного возраста, развитие навыков информационной грамотности, воспитание потребности в здоровом образе жизни
Задачи:
- Формировать у дошкольников умение осваивать новые знания для самореализации и социальной адаптации;
- Формировать у детей потребность в дополнительной информации;
- Формировать умение творчески применять различные средства ИКТ в практической, продуктивной и познавательной деятельности.
- Развивать умение определять возможные источники и средства информации и получать из них информацию;
- Развивать умение анализировать и критически оценивать полученные сведения;
- Воспитывать общую информационную культуру личности.
- Воспитание культуру применения информационных технологий и технических средств.
Организационно-педагогические условия, обеспечивающие эффективность формирования информационной культуры дошкольника.
- личностно-ориентированное целенаправленное взаимодействие педагога с детьми, обеспечивающее формирование структурных компонентов информационной культуры: мотивационно - ценностного, когнитивного, практико-ориентированного; создание индивидуальной образовательной информационной траектории поиска информации (экспериментальной);
- обеспечение единства обучения, диагностики, коррекции, оптимизации образовательного процесса средствами ИКТ;
- дополнительная мотивация обучения и развития детей;
- включение детей в информационную деятельность (поиск информации, обработка информации, хранение информации, рефлексия результатов работы с информацией), отражающая логику и последовательность заданий, обеспечивающую закрепление и получение нового опыта работы с информацией;
- включение ИКТ в общение, игру, трудовую деятельность, конструирование, продуктивные виды творческой деятельности;
- интеграция активных методов обучения и информационно - коммуникационных технологий в воспитательно - образовательном процессе дошкольной образовательной организации, что поднимает дошкольное образование на новый уровень качества;
- интеграция принципов наглядности, единства практических и мыслительных действий, обеспечивающих качество освоения содержания дошкольного образования;
- создание развивающей образовательной информационной среды, соответствующей возрастным и психологическим особенностям детей дошкольного возраста;
- организация процесса формирования информационной культуры дошкольника на основе деятельностного и системного подхода;
- овладение педагогами информационными компетенциями, методикой приобщения детей к новым информационно-коммуникационным технологиям (интерактивная доска SMART BOARD);
- создание проектов и алгоритма формирования информационной культуры, условий активного общения в информационной среде.
Основные формы и содержание деятельности
Алгоритм работы с информацией.
- этап. Определение информационной проблемы. Информационная потребность у дошкольника возникает тогда, когда стоящая перед ним цель не может быть достигнута без привлечения дополнительной информации, поэтому на данном этапе необходимо умение осознать, определить цель и сформулировать информационный запрос для начала поиска информации и спланировать свою деятельность.
- этап. Выявление источника информации. На этом этапе происходит формирование умения определять разные источники информации: книги, журналы, игрушки; предметы искусства, музыкальные произведения; рассказы сверстников и взрослых; детские сайты, радиопередачи, телевидение, видеофильмы; выставки детского творчества; виртуальные экскурсии по музеям и т.д.
- этап. Поиск и получение информации. Данный этап предполагает умение получать информацию, используя различные источники (поиск по красочным иллюстрациям, рисункам, необычным буквицам, указателям - словарикам в конце книги, обложкам книг; слайдам); умение воспринимать на слух и понимать различные виды сообщений.
- этап. Понимание и преобразование информации. Данный этап связан с приобретением более сложных умений:
- умение анализировать полученную информацию и интерпретировать ее (например, составление алфавитного словарика - списка понравившихся книг, мультфильмов, сайтов, правил поведения в учреждениях культуры и искусства; собственное воспроизведение увиденного, услышанного на детских мероприятиях, театрализованных представлениях, презентациях; составление сообщения с описанием впечатлений об экскурсиях);
- умение воспроизводить и использовать информацию (подражание образам из книг, мультфильмов; пересказ любимой сказки с показом соответствующих иллюстраций в книге; презентация книжек-раскладушек; собственное ручное изготовление кукол с рассказом об их характере и отношении ребенка к ним и др.);
- умение оценивать информацию, дифференцировать, выделять главное (оценка в рисунках, рассказах; словесная оценка источников информации и поведения сверстников в отборе книг, журналов, в выборе хода детской игры и т.д.).
- этап. Практическое применение информации. Заключительный этап формирования основ информационной культуры предполагает наличие следующих умений:
- умение осмысливать информацию, которое осуществляется с помощью детских вопросов, задаваемых для того, чтобы выяснить свойства и особенности предметов и явлений, служащих объектом их интереса для решения жизненных проблем;
- умение сравнивать полученную информацию, находить сходство и различие и делать соответствующие выводы, выражающиеся в эмоционально-познавательной активности детей, которая проявляется в беседах, обсуждении со сверстниками и взрослыми увиденного и наблюдаемого;
- умение находить в полученной информации практический смысл и применять ее для решения личностно значимых проблем.
Информационная среда дошкольной образовательной организации предоставляет старшему дошкольнику:
- самостоятельно найти нужную информацию, пользуясь книгами, энциклопедиями, справочниками, в т.ч. электронными ресурсами (телевидение, СО, Интернет);
- трансформировать информацию в игровой форме на экране компьютера;
- извлекать и изменять движения, звуки, создавая анимацию;
- проявлять познавательную активность в решении проблемных задач и правильно их решать;
- самостоятельно регулировать темп и количество решаемых игровых, обучающих и социальных задач;
- приобрести уверенность в себе;
- развить «терпеливость и настойчивость» в достижении результатов информационной деятельности;
- приучают дошкольника к самостоятельности, развивают навык самооценки и самоконтроля.
№ | Раздел | Компетенции детей | возрастная группа | Виды деятельности |
1. | «Наш телевизор» |
| младшая группа (3-4 года), средняя группа (4-5 лет) |
эксперименты
|
2. | «Мобильный телефон» |
| средняя группа (4-5 лет), старшая группа(5 -6 лет) |
эксперименты
художественной литературы |
3. | «Умный компьютер» |
любопытство к компьютерам и научиться пользоваться компьютерами.
| старшая группа(5 -6 лет), подготовит. группа (6-8 лет) |
эксперименты - чтение художественной литературы |
4. | «Информацион ные порталы и информация в жизни» |
| старшая группа(5 -6 лет), подготовит. группа (6-8 лет) |
эксперименты
|
Мотивационно ценностный компонент | Интерес к истории, современному состоянию и перспективам развития компьютерной техники; осознание ребенком роли и значения информации в жизни общества, стремление к поиску информации с использованием различных источников, в том числе и Интернета, желание самостоятельно освоить и применять компьютер в игровой занимательной форме для образования, подготовки к обучению в школе и т. п. | Наличие общих представлений о функциях ПК, его назначении, роли в жизни общества, личное отношение к ПК |
|
Желание детей получить навыки самостоятельного использования ПК | - Ребенок хочет научиться навыкам самостоятельной работы на ПК; - ребенок считает, что учиться не нужно, все понятно и так | ||
Когнитивный компонент | Начальные знания старших дошкольников об ИКТ:
концентрироваться на наиболее важных смыслообразующих звеньях информационного потока;
возможностях ИКТ для образования, общения, игровой и профессиональной деятельности, знания о современных профессиях, в которых эффективно используются компьютеры. | Общая ИК старших дошкольников и определение степени участия взрослых в формировании имеющихся знаний:
|
знания достаточно обширны для уровня старших дошкольников, формировались под руководством взрослого;
начальные знания недостаточны (отрывочны, фрагментарны или отсутствуют) для ребенка старшего дошкольного возраста, представления носят хаотичный характер и взрослыми не формировались. |
Практико- ориентированный компонент | Первичные умения и навыки использования ПК, понимание интерфейса детских компьютерных программ; первоначальные умения использовать средства ИКТ как инструменты для поиска, сохранения, передачи и творческого использования различной информации; соблюдение правил безопасности в работе с ПК и соблюдение различных приемов здоровьесбережения (ограничение продолжительности компьютеро игровой деятельности; соблюдение правильной осанки и безопасного расстояния до монитора; использование релаксационных приемов и зрительная гимнастика для снятия утомления глаз, физические упражнения для профилактики гиподинамии и др.) | Первичные умения навыки использования и соблюдение правил безопасной работы на ПК | Количество правильных ответов и выполненных заданий: 3 и меньше - низкий уровень 4-5 - средний уровень 6 и больше – высокий уровень |
Кто обучал детей основным навыкам и правилам работы на ПК |
| ||
Ограничение продолжительности компьютерно-игровой деятельности |
захочет, без ограничения | ||
Соблюдение приемов здоровьесбережения |
|
Виды совместной деятельности: игровая, познавательно-исследовательская, коммуникативная, изобразительная, двигательная, конструирование, музыкальная, самообслуживание и элементарный бытовой труд, восприятие художественной литературы и фольклора.
3.4.Модуль «Виртуальная планета»
С целью организации единого дистанционного образовательного пространства функционирует единая платформа «Виртуальная планета», направленная на создание условий для формирования экологической культуры средствами дистанционных образовательных технологий
В рамках платформы реализуется ряд подпроектов, таких как «Жемчужины Башкортостана» и «Экоград», основная цель которых содействие повышению экологического мышления у участников образовательных отношений путем проведения различных форм массовых мероприятий, а также популяризация положительных экологических практик дошкольных учреждений и семейного воспитания.
Проект «Жемчужины Башкортостана»
Цель: воспитание осознанного отношения к природным памятникам Республики Башкортостан.
Задачи для родителей (законных представителей):
- Создание условий для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности;
- Взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам экологического образования ребенка посредством ИКТ - технологий;
- Развитие педагогических знаний у родителей (законных представителей) по вопросам организации совместной деятельности с ребенком;
- Предоставление материалов для совместной детальности ребенка и родителя (законного представителя) в условиях семейного воспитания.
Задачи для воспитанников:
- создание условий для формирования экологической культуры средствами дистанционных образовательных технологий;
- формирование бережного отношения к природе и всему живому;
- воспитание патриотизма, чувства гордости за свой родной край;
- содействие формированию сотрудничества в детско-родительских отношениях;
- воспитание информационной культуры (умение пользоваться сетью интернет, снимать видеоролики).
Задачи для педагогов:
- повышение профессиональных компетенций в области дистанционного взаимодействия с субъектами образовательных отношений.
- на платформе имеются мастер-классы, позволяющие родителям (законным представителям) самостоятельно применить в совместной деятельности с детьми информационные технологии. Это мастер-классы по созданию презентаций и электронных дидактических игр, как пример игра «Четвертый лишний!», а так же мастер-классы по организации туристических походов, экологических акций, роли дидактических игр, разработке интеллект-карт и организации игровой деятельности в рамках экологического образования.
- для детей представлены дидактические электронные игры, в ходе которых они могут закрепить и систематизировать имеющиеся представления о мире природы и роли человека в нем.
Основные формы и содержание деятельности
Работа с педагогами | |
1. | Разработка диагностических карт и проведение входного мониторинга сформированности представлений у детей старшего дошкольного возраста о природных достопримечательностях Республики Башкортостан |
2. | Консультация «Современные формы оформления наглядного материала для детей» |
3. | Разработка методического сопровождения;
|
4. | Разработка и оформление наглядного материала, способствующего ознакомлению детей с природными достопримечательностями Республики Башкортостан |
Работа с воспитанниками | |
1. | Проведение цикла бесед и виртуальных экскурсий на тему «Достопримечательности Республики Башкортостан», с предоставлением материала на единой платформе.
|
2. | Проведение викторины «Знатоки родного края» |
3. | Оформление выставки рисунков «Природа родного края» |
Оформление развивающей предметно-пространственной среды | |
1. | Оформление макетов природных достопримечательностей Республики Башкортостан на территории ДОО |
Работа с родителями (законными представителями) | |
1. | Оформление информационных стендов на тему «Туризм как активный семейный отдых» |
2. | Проведение родительских собраний на тему «Виртуальные средства ознакомления детей с природой родного края» |
Виды совместной деятельности: игровая, познавательно-исследовательская, коммуникативная, изобразительная, двигательная, конструирование, музыкальная, самообслуживание и элементарный бытовой труд, восприятие художественной литературы и фольклора.
Также возможно использование материалов родителями (законными представителями) для применения в совместной деятельности с детьми, не посещающими детский сад, либо получающих образование в форме семейного воспитания.
«Экоградрад»
Цель - формирование осознанного отношения к экологии родного села, содействие повышению экологического мышления у участников образовательных отношений путем проведения различных форм массовых мероприятий, а также популяризация положительных экологических практик дошкольных учреждений и семейного воспитания.
Задачи:
- формирование представления детей об утилизации мусора, о целесообразности вторичного использования бытовых и хозяйственных отходов;
- воспитание у ребёнка любви и привязанности к родному селу, чувства ответственности за свои поступки;
- воспитание экологической культуры, бережного отношения к чистоте улиц села;
- мотивация к раздельному сбору мусора, выбору экологичного вида транспорта;
- воспитание информационной культуры (умение пользоваться сетью интернет, снимать видеоролики).
Основные формы и содержание деятельности:
Работа с педагогами | |
1. | Разработка диагностических карт и проведение входного мониторинга сформированности представлений у детей старшего дошкольного возраста об утилизации мусора, о целесообразности вторичного использования бытовых и хозяйственных отходов, экологичных видах транспорта. |
2. | Консультация «Воспитание у детей дошкольного возраста осознанного отношения к экологии родного села» |
3. | Разработка методического сопровождения;
|
4. | Разработка и оформление наглядного материала, способствующего ознакомлению детей со способами утилизации мусора, вторичного использования бытовых и хозяйственных отходов, с экологичными видами транспорта. |
Работа с воспитанниками | |
1. | Проведение цикла бесед и виртуальных экскурсий на тему утилизации мусора, целесообразности вторичного использования бытовых и хозяйственных отходов, экологичных видах транспорта с предоставлением материала на единой платформе. |
2. | Подготовка и запись видеообращений по темам утилизации мусора, о целесообразности вторичного использования бытовых и хозяйственных отходов, экологичных видах транспорта |
3. | Разработка и оформление тематических плакатов и листовок по темам утилизации мусора, о целесообразности вторичного использования бытовых и хозяйственных отходов, экологичных видах транспорта |
4. | Оформление выставки рисунков «Экогород - город будущего» |
Оформление развивающей предметно-пространственной среды | |
1. | Оформление макетов, разработка моделей одежды, игрушек, пособий из бросового материла |
Работа с родителями (законными представителями) | |
1. | Оформление информационных стендов на тему «Утилизации мусора и вторичное использование бытовых и хозяйственных отходов», «Экологичные виды транспорта» |
2. | Проведение родительских собраний на тему «Экология родного села как залог здоровья нации» |
Виды совместной деятельности: игровая, познавательно-исследовательская, коммуникативная, изобразительная, двигательная, конструирование, музыкальная, самообслуживание и элементарный бытовой труд, восприятие художественной литературы и фольклора.
Также возможно использование материалов родителями (законными представителями) для применения в совместной деятельности с детьми, не посещающими детский сад, либо получающих образование в форме семейного воспитания.
3.5. Модуль «Фольклорные мероприятия»
Фольклорные мероприятия направлены на раскрытие социокультурных ценностей нашего народа, знакомство детей с отечественными традициями и праздниками, многообразием стран и народов мира, их обычаями.
При проведении фольклорного мероприятия важно продумать его форму и сценарий. Например, это могут быть «Ярмарка», «Гуляние», «Посиделки». После этого выстраивается композиция, определяется очередность развития событий, кульминация мероприятия. Сценарий завершается развязкой.
Педагоги, занятые в организации фольклорного мероприятия должны учитывать важность поисковых действий и предварительной работы, построенных в каждом случае на взаимодействии и сотрудничестве взрослых и дошкольников.
В основе фольклорных мероприятий лежит комплексный подход к воспитанию и развитию дошкольников:
- формирование духовно-нравственных норм и ценностей;
- раскрепощение, снятие эмоционального напряжения;
- социализация, развитие коммуникативных навыков.
Виды совместной деятельности: игровая, познавательно-исследовательская, коммуникативная, изобразительная, двигательная, конструирование, музыкальная, самообслуживание и элементарный бытовой труд, восприятие художественной литературы и фольклора.
Основные формы организации и содержание деятельности:
№ | Тема | Форма проведения | Содержание |
октябрь | |||
1. | «Хлеб всему голова» | ООД | Познакомить детей с трудом земледельца, воспитывать уважение к хлебу. Знакомить с пословицами и поговорками о хлебе. |
ноябрь | |||
2. | «Играем вместе» | развлечение | «В хороводе были мы» хоровод. Рус.\тат.баш. нар. считалки. Русские\татарские, башкирские нар. игры «Ворон», «Шла утица», «Огуречик», ”Утыр,утыр,Мэликэ!”, ”Безнец капка тебендэ”, ”Мицлебай”. Эндэшлэр:”Эйт эле,чикерткэ”,”Тукран”. |
декабрь | |||
3. | «Пришла коляда- отворяй ворота» | развлечение | Рассказ о рождественских праздниках и колядовании. Разучивание колядок. Игра «Козлик» Бармак уеннары: “Кар эвэлэ^’,” Безнец кошыбыз”. |
январь | |||
4. | «Русская матрёшка» | ООД | Из истории русской матрешки. Стихи про матрешку. Музыкальная игра с матрёшками. Д/игра с матрёшками «Тихо - громко» |
февраль | |||
5. | «Шежере - байрам» | ООД | Составление родословного древа, беседы о семье, традициях и обычаях семей разных народов, семейных праздниках, истории семьи. Просмотр видео и фото архивов. Разучивание песен, стихов о семье. Башкирские народные игры. |
март | |||
6. | «Масленица» | развлечение | Беседа о персонаже Петрушке, о Масленице. Заучивание музыкальной заклички «Солнышко» Разучивание русской народной песни «Блины»,”Коймаклар” Русская народная игра «Гори-гори ясно»,”Капкалы”. |
апрель | |||
7. | Игры народов Республики Башкортостан | ООД | Рассказывание небылиц, скороговорок, дразнилок. Русские\татарские, башкирские народные игры по выбору детей. |
май | |||
8. | «Весну привечаем - игры затеваем» | развлечение | Закреплять у детей знания устного фольклора. Закреплять артистические навыки детей в выступлении. |
3.6. Модуль «Развивающая предметно-пространственная среда»
Развивающая предметно-пространственная среда в группе и других помещениях детского сада объекты предметной среды положительно воздействуют на эмоциональное состояние ребенка, способствуют его психологической безопасности.
Цель: создать условия для реализации воспитательного потенциала предметно-пространственной среды ДОО.
Задачи:
- Посредством РППС обеспечить возможность заниматься детям разными видами деятельности.
- Способствовать общению и совместной деятельности детей и взрослых.
- Приобщать воспитанников к благоустройству и декоративному оформлению интерьера дошкольного учреждения.
- Формировать эстетическое отношение к дизайну своего быта.
Виды совместной деятельности: игровая, познавательно-исследовательская, коммуникативная, изобразительная, двигательная, конструирование, музыкальная, самообслуживание и элементарный бытовой труд, восприятие художественной литературы и фольклора.
Основные формы и содержание деятельности:
- Совместное оформление интерьера группы. Дети совместно с педагогами оформляют Центры активности в группе. Например, изготавливают «книжки-малышки» в «Уголок книги», лепят посуду для кукол в «Кукольный уголок», делают стаканчики для карандашей и кисточек в «Центр рисования» и т.д. Воспитательная ценность заключается в том, что дети сначала изготавливают какие-то предметы и затем применяют их в процессе различных видов деятельности. Таким образом, дошкольники осознают полезность своего труда.
- Совместное оформление помещений ДОО. В рекреациях, коридорах, лестничных пролетах, вестибюле детского сада традиционно оформляются фотовыставки, фотоотчеты, экспозиции рисунков и поделок детей. Это позволяет воспитанникам реализовать свой творческий потенциал, а также познакомиться с работами и интересными делами других детей.
- Событийный дизайн. Данная форма взаимодействия подразумевает оформление предметно-пространственной среды ДОО к значимым событиям и праздникам. Это могут быть: День открытых дверей, Новый год, День Победы, День театра и другие конкретные событийные мероприятия. Дети совместно со взрослыми изготавливают атрибуты, подарки, сувениры, рисуют открытки, флажки, цветочки и пр.
- Благоустройство территории ДОО. Педагоги приобщают дошкольников не только к уборке территории детского сада, но и к посильной помощи в озеленении и благоустройстве участков, тем самым обогащают художественно-эстетический опыт ребенка и обеспечивают гармоничное взаимодействие ребенка с окружающим миром.
3.7. Модуль «Взаимодействие с родителями (законными представителями)»
Активное включение родителей в единый совместный воспитательный процесс позволяет реализовать все поставленные задачи и значительно повысить уровень партнерских отношений.
Цель: объединение воспитательных ресурсов семьи и дошкольной организации на основе традиционных духовно - нравственных ценностей семьи и общества; повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах воспитания, развития и образования детей.
Задачи:
- Повысить компетентность родителей (законных представителей) в вопросах развития личностных качеств детей дошкольного возраста.
- Оказать психолого-педагогической поддержку родителям 9законным представителям) в воспитании ребенка.
- Объединить усилия педагогов и семьи по воспитанию дошкольников посредством совместных мероприятий.
Основные формы и содержание работы с родителями (законными представителями):
- Анкетирование. Данная форма используется с целью изучения семьи, выявления образовательных потребностей и запросов родителей (законных представителей). Способствует установлению контактов, а также для согласования воспитательных воздействий на ребенка.
- Консультации. Это самая распространенная форма психолого-педагогической поддержки и просвещения родителей (законных представителей). Проводятся индивидуальные и групповые консультации по различным вопросам воспитания ребенка. Активно применяются консультации-презентации с использованием ИК-технологий.
- Мастер-классы. Активная форма сотрудничества, посредством которой педагог знакомит с практическими действиями решения той или иной задачи. В результате у родителей (законных представителей) формируются педагогические умения по различным вопросам воспитания детей.
- Педагогический тренинг. В основе тренинга - проблемные ситуации, практические задания и развивающие упражнения, которые «погружают» родителей (законных представителей) в конкретную ситуацию, смоделированную в воспитательных целях. Способствуют рефлексии и самооценке родителей по поводу проведённой деятельности.
- Круглый стол. Педагоги привлекают родителей (законных представителей) в обсуждение предъявленной темы. Участники обмениваются мнением друг с другом, предлагают своё решение вопроса.
- «Родительская почта». В детском саду организована дистанционная форма сотрудничества ДОО с родителями (законными представителями). Взаимодействие происходит в социальных сетях в «ВКонтакте», через мессенджеры WhatsApp, Viber и через видеозвонки. Такая форма общения позволяет родителям (законным представителям) уточнить различные вопросы, пополнить педагогические знания, обсудить проблемы.
- Праздники, фестивали, конкурсы, соревнования. Ежемесячно проводятся совместные с родителями (законными представителями) мероприятия, которые включают в общее интересное дело всех участников образовательных отношений. Тем самым оптимизируются отношения родителей (законных представителей) и детей, родителей (законных представителей) и педагогов, педагогов и детей.
- «Мастерская». В рамках данной формы сотрудничества родители (законные представители) и педагоги (часто при участии детей) совместно изготавливают атрибуты и пособия для игр, развлечений и других мероприятий.
- Родительские собрания. Посредством собраний координируются действия родительской общественности и педагогического коллектива по вопросам обучения, воспитания, оздоровления и развития детей.
- Родительские конференции. На данном мероприятии родители (законные представители) делятся своим опытом воспитания и обучения детей. Также на конференции выступают педагоги, где с профессиональной точки зрения раскрывают тему конференции.
- Основные направления самоанализа воспитательной работы
4.1. Материально-техническое обеспечение
1. Цель: обеспечить полноценное развитие личности детей во всех основных образовательных областях, а именно: в сфере социально-коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического и физического развития личности детей на фоне их эмоционального благополучия и положительного отношения к миру, к себе и к другим людям | |
Требования к материальнотехническим условиям реализации Программы |
|
Образовательные области | Наличие специальных помещений | Основные пособия и специальное оборудование |
Физическое развитие | Музыкально-физкультурный зал | Спортивное оборудование для проведения физкультурных мероприятий |
Групповые помещения | Центры двигательной активности, бактерицидные лампы | |
Медицинский блок: Медицинская комната Изолятор | Ростомер, мебель, спирометр, динамометр, весы, тонометр | |
Игровой комплекс | Горки, лестницы, модули для подлезания | |
Комплекс для оздоровительных и закаливающих процедур на территории | Площадка для оздоровительной гимнастики и дыхательных тренировок, физкультурных занятий, спортивных праздников и т.д. | |
Социально-коммуникативное развитие | Групповые помещения | Развивающие пособия и игры, атрибуты, игровые модули, сюжетно-игровое оборудование, оборудование для трудовой деятельности, художественная литература, видеомагнитофон, фотоаппарат, видео - и аудиотека |
Холлы и коридорные пролёты | Фотовыставки, тематические выставки, выставки детских рисунков и предметы продуктивной деятельности детей | |
Музыкальный зал | Оборудование, атрибуты для театра, проведение социально-значимых акций, интерактивная доска, телевизор, диски и другие носители со специальными программами. | |
Территория ДОУ | Малые архитектурные формы на групповых прогулочных площадках для сюжетноролевых игр и др. | |
Познавательное и речевое развитие | Групповые помещения | Центры познавательного и речевого развития, оборудование для исследовательской и опытнической деятельности детей (мини лаборатория), материал для разного вида конструирования, экологические уголки, уголки сказок, дидактические и развивающие игры, игры-головоломки, игры для развития логического мышления, развивающие таблицы, мобильные стенды, детские библиотечки с подбором детской литературы, дидактических игр с литературоведческим содержанием, фильмотекой по произведениям детских писателей, русских народных сказок, фольклорных произведений |
Территория ДОУ | Цветники | |
Художественно-эстетическое развитие | Групповые помещения | Центры музыкально-художественного творчества, центры художественно- продуктивной деятельности, театры разных видов (настольный, кукольный, перчаточный, бибабо и другие), магнитофоны, музыкальные инструменты |
Холлы и коридорные пролёты | Фотовыставки, тематические выставки, выставки детских рисунков и предметы продуктивной деятельности детей |
Вид помещения, функциональное использование | Оснащение |
Групповые комнаты группы № 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|
|
Спальное помещение группы № 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|
|
Раздевальная комната группы № 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|
|
Методический кабинет
|
|
Кабинет психолога
|
|
Кабинет логопеда |
|
Музыкально-физкультурный зал, кабинет музыкального руководителя
|
|
Медицинский кабинет
|
|
4.2. Основные направления самоанализа воспитательной работы
Самоанализ воспитательной работы в ДОО осуществляется ежегодно старшим воспитателем и воспитателями.
Цель: выявление основных проблем воспитательного процесса и последующее их решение.
Самоанализ проводится по двум направлениям:
- Результаты воспитания, социализации и саморазвития детей дошкольного возраста.
Критерием данного направления является динамика личностного развития детей.
Анализ осуществляется воспитателями и старшим воспитателем, 2 раза в год (в начале и в конце учебного года), затем результаты обсуждаются.
Основной метод получения информации – педагогическое наблюдение.
Это может быть наблюдение за поведением детей в процессе режимных моментов, в специально создаваемых педагогических ситуациях, в игровой и коммуникативной деятельности.
Наблюдения фиксируются в диагностической карте, составленной с учетом учебно-методического пособия А.М. Щетининой «Диагностика социального развития ребенка». - Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2000.
- Состояние организуемой в детском саду совместной деятельности детей и взрослых.
Критерием, на основе которого осуществляется анализ, является наличие в дошкольной образовательной организации интересной, событийно насыщенной и личностно развивающей совместной деятельности детей и взрослых.
Анализ осуществляется старшим воспитателем, воспитателями, специалистами и родителями (законными представителями), которые знакомы с воспитательной работой в ДОО.
Могут быть использованы беседы с детьми о проведенных мероприятиях.
Особое внимание при этом уделяется вопросам, связанным с:
- качеством реализации воспитательного потенциала организованной образовательной деятельности (ООД);
- качеством организации деятельности в рамках модуля «Интерактивное детство»;
- качеством организации и развития традиций в детском саду;
- качеством деятельности по модулю «Фольклорные праздники»;
- качеством деятельности по модулю «Виртуальная планета»;
- качеством организации развивающей предметно-пространственной среды ДОО, её воспитательным потенциалом;
- качеством взаимодействия дошкольной образовательной организации и родителей (законных представителей) воспитанников.
Результатом самоанализа является перечень выявленных достоинств и недостатков воспитательного процесса и проектируемые, на основе анализа, дальнейшие педагогические действия.
Список литературы
- Конституция Российской Федерации. [Электронный ресурс] дата обращения - 04.08.2021 г. http://duma.gov.ru/news/48953/
- Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
- Федеральный закон от 31.07.2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся.
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержден приказом Министерства образования и науки России от 17 октября 2013г. № 1155.
- Аникина Т.М., Степанова Г.В., Терентьева Н.П. Духовно-нравственное и гражданское воспитание детей дошкольного возраста. Сост.: М.: УЦ «Перспектива», 2012.
- Бабинова Н.В. Тематические фольклорные вечера для дошкольников. - СПб: «Детство-Пресс», 2014.
- Белая К.Ю. Методическая работа в ДОО: анализ, планирование, формы и методы / К.Ю. Белая. - М.: Перспектива, 2010.
- Газзаева З.Ш., Абрамочкина О.Ю. Воспитание ценностных ориентиров личности дошкольника// «Управление ДОО». - 2010. № 7.
- Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. Мы живем в России. Гражданско - патриотическое воспитание дошкольников. (Средняя, старшая, подготовительная группы). - М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008.
- Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. - СПб.: Детство-Пресс, 2010.
- Лопатина А., Скребцова М. Вечная мудрость сказок. Уроки нравственности в притчах, легендах и сказках народов мира. Кн. 1 - 2 - е изд. - М.: «Амрита - Русь», 2009. (Серия «Образование и творчество»).
- Методика воспитательной работы: учебное пособие для студ. высш. учебн. заведений / Под ред. В.А. Сластенина. - М.: «Академия», 2009. 160с.
- Петрова В.И., Стульник Т.Д. Этические беседы со школьниками. Для занятий с детьми 4-7 лет. ФГОС. - М.: Мозаика-Синтез, 2015.
- Степанов П.В. Воспитательный процесс: от изучения результатов к управлению по результатам // Воспитательная работа. 2010 №4. С.61 - 64.
Приложение 1.
Календарный план воспитательной работы
Сентябрь | |||
Направление деятельности | Название мероприятия | Группы | Ответственные |
Традиции детского сада | День открытых дверей «Интерактивное детство» | группы №1,2,3,4,5,6,7,8 | 3аведующий, ст. воспитатель, творческая группа |
Акция «Подари игрушку малышам» | группы №1,2,3,4,5,6,7,8 | воспитатели | |
Организованная образовательная деятельность | Разработка педагогами конспектов ООД, направленных на воспитание дошкольников. | группы №1,2,3,4,5,6,7,8 | воспитатели |
Интерактивное детство |
| группы №1,2,3,4,5,6,7,8 | воспитатели, специалисты ДОО |
Виртуальная планета | Работа в рамках изучения темы «Шиханы». Разработка конспектов, игр, виртуальных экскурсий, видеосъёмка занятий. Подготовка авторских стихов, рисунков, видеороликов. Оформление виртуальной выставки | группы №1,2,3,4,5,6,7,8 | ст. воспитатель, воспитатели, специалисты |
Фольклорные мероприятия | Разработка сценариев мероприятий. Знакомство с народными музыкальными инструментами | группы №1,2,3,4,5,6,7,8 | музыкальные руководители |
Развивающая предметно- пространственная среда | Оформление помещений и интерьеров групп. Благоустройство территории ДОО | группы №1,2,3,4,5,6,7,8 | ст. воспитатель, воспитатели, специалисты ДОО |
Взаимодействие с родителями (законными представителями) | День открытых дверей «Интерактивное детство» | группы №1,2,3,4,5,6,7,8 | заведующий, ст. воспитатель, воспитатели, специалисты ДОО |
Родительские собрания |
Октябрь | |||
Направление деятельности | Название мероприятия | Группы | Ответственные |
Традиции детского сада | Физкультурный досуг «День здоровья» | группы №1,2,3,4,5,6,7,8 | ст. воспитатель, воспитатели, специалисты |
День Республики «В краю родном» | группы №1,2,3,4,5,6,7,8 | ст. воспитатель, воспитатели, специалисты | |
Организованная образовательная деятельность | Проведение серии образовательных мероприятий по формированию у детей эмоционально-ценностных представлений о своей семье, родном доме, своей малой Родине. | группы №1,2,3,4,5,6,7,8 | воспитатели, специалисты ДОО |
Интерактивное детство | ООД «Мой друг - телевизор» | младшие группы №5,6 | воспитатели |
ООД «Телефон» | средние группы №3,4 | ||
ООД «Информация вокруг нас» | старшие группы №1,2 | ||
Виртуальная планета | Работа в рамках изучения темы «Шиханы». Разработка конспектов, игр, виртуальных экскурсий, видеосъёмка занятий. Подготовка авторских стихов, рисунков, видеороликов. Оформление виртуальной выставки | группы №1,2,3,4,5,6,7,8 | ст. воспитатель, воспитатели, специалисты |
Фольклорные мероприятия | ООД «Хлеб - всему голова» | группы №1,2,3,4,5,6,7,8 | воспитатели |
Развивающая предметно пространственная среда | Анализ РППС в соответствии с тематикой недели | группы №1,2,3,4,5,6,7,8 | ст. воспитатель, творческая группа |
Взаимодействие с родителями (законными представителями) | Флешмоб с участием родителей (законными представителями) «Делай зарядку вместе с нами» | группы №1,2,3,4,5,6,7,8 | ст. воспитатель, воспитатели, специалисты ДОО |
Ноябрь | |||
Направление деятельности | Название мероприятия | Группы | Ответственные |
Традиции детского сада | ООД «Салават Юлаев - герой Башкирского народа» | средние группы №3,4 старшие группы №1,2 | ст.воспитатель, воспитатели, специалисты ДОО |
Выставка рисунков ко Дню Матери «Мама - лучик солнца» | группы №1,2,3,4,5,6,7,8 | ||
Организованная образовательная деятельность | Проведение серии образовательных мероприятий по приобщению дошкольников к здоровому образу жизни. | группы №1,2,3,4,5,6,7,8 | воспитатели, специалисты ДОО |
Интерактивное детство | Игра-драматизация «В мире без техники». | средние группы №3,4 старшие группы №1,2 | ст.воспитатель, воспитатели, специалисты ДОО |
Выставка работ на тему «Информационное общество» | старшие группы №1,2 | ||
Беседа «Что будет, если долго смотреть телевизор» | младшие группы №3,4 | ||
Виртуальная планета | Работа в рамках изучения темы «Озеро Яктыкуль». Разработка конспектов, игр, виртуальных экскурсий, видеосъёмка занятий. Подготовка авторских стихов, рисунков, видеороликов. Оформление виртуальной выставки | группы №1,2,3,4,5,6,7,8 | ст. воспитатель, воспитатели, специалисты |
Фольклорные мероприятия | Развлечение «Играем вместе» | группы №1,2,3,4,5,6,7,8 | воспитатели, специалисты |
Развивающая предметно пространственная среда | Разработка картотеки и презентация оформления центра группы (по выбору) | группы №1,2,3,4,5,6,7,8 | ст.воспитатель, воспитатели |
Взаимодействие с родителями (законными представителями) | Мастер-класс «Разработка электронных дидактических игр экологической направленности» | группы №1,2,3,4,5,6,7,8 | воспитатели |
Декабрь | |||
Направление деятельности | Название мероприятия | Группы | Ответственные |
Традиции детского сада | Проведение праздника «Новый год». | группы №1,2,3,4,5,6,7,8 | ст. воспитатель, воспитатели, специалисты ДОО |
Экологическая акция «Кормушка для птиц». | группы №1,2,3,4,5,6,7,8 | воспитатели | |
Организованная образовательная деятельность | Проведение серии образовательных мероприятий по ознакомлению детей с нормами и ценностями, принятыми в обществе, включая моральные и нравственные ценности. | группы №1,2,3.4,5,6,7,8 | воспитатели, специалисты ДОО |
Интерактивное детство | Обучение навыкам работы с персональным компьютером | группа №2 | воспитатели, специалисты ДОО |
Развлечение «В мире без техники» | группы №1,2,3,4,5,6,7,8 | ||
Виртуальная планета | Работа в рамках изучения темы «Водопад Атыш». Разработка конспектов, игр, виртуальных экскурсий, видеосъёмка занятий. Подготовка авторских стихов, рисунков, видеороликов. Оформление виртуальной выставки | группы №1,2,3,4,5,6,7,8 | ст. воспитатель, воспитатели, специалисты |
Фольклорные мероприятия | «Пришла коляда - отворяй ворота», развлечение | группы №1,2 | воспитатели, специалисты |
Развивающая предметно пространственная среда | Смотр новогоднего оформления групп «Новогодние чудеса». | группы №1,2,3,4,5,6,7,8 | ст. воспитатель, воспитатели, специалисты ДОО |
Взаимодействие с родителями (законными представителями) | Совместное изготовление в «Мастерской» атрибутов и костюмов для новогоднего праздника. | группы №1,2,3,4,5,6,7,8 | воспитатели, специалисты ДОО |
Январь | |||
Направление деятельности | Название мероприятия | Группы | Ответственные |
Традиции детского сада | ООД «Писатели и поэты Республики Башкортостан» | группы №1,2 | воспитатели, специалисты ДОО |
Выставка творческих работ «Мой любимый герой сказок» | группы №1,2 | воспитатели, специалисты ДОО | |
Организованная образовательная деятельность | Проведение серии образовательных мероприятий по воспитанию дружеских взаимоотношений между детьми, уважительного отношения к окружающим людям. | группы №1,2,3,4,5,6,7,8 | воспитатели, специалисты ДОО |
Интерактивное детство | Выставка творческих работ детей «Моя любимая игрушка» | группы №1,2,3,4,5,6,7,8 | ст. воспитатель, воспитатели, специалисты ДОО |
Выставка плакатов «Правила обращения с техникой» | группы №1,2,3,4,5,6,7,8 | ||
Исследовательская деятельность «Как обрабатывается информация» | группы №1,2 | ||
Виртуальная планета | Работа в рамках изучения темы «Аскинская пещера». Разработка конспектов, игр, виртуальных экскурсий, видеосъёмка занятий. Подготовка авторских стихов, рисунков, видеороликов. Оформление виртуальной выставки | группы №1,2,3,4,5,6,7,8 | ст. воспитатель, воспитатели, специалисты |
Фольклорные мероприятия | «Русская матрёшка» ООД | группы №1,2,3,4,5,6,7,8 | Воспитатели, специалисты ДОО |
Развивающая предметно пространственная среда | Оформление мини - музеев. Разработка паспортов | группы №1,2,3,4,5,6,7,8 | ст. воспитатель, воспитатели |
Взаимодействие с родителями (законными представителями) | Онлайн - конференция «Воспитание нравственности и патриотических качеств у детей дошкольного возраста» | группы №1,2,3,4,5,6,7,8 | ст. воспитатель, воспитатели, специалисты ДОО |
Февраль | |||
Направление деятельности | Название мероприятия | Группы | Ответственные |
Традиции детского сада | Тематический праздник «День защитника Отечества». | группы №1,2,3,4 | ст. воспитатель, воспитатели, специалисты ДОО |
Организованная образовательная деятельность | Проведение серии образовательных мероприятий по ознакомлению с героической историей и государственными символами России. | группы №1,2,3,4,5,6,7,8 | воспитатели, специалисты ДОО |
Интерактивное детство | Решение проблемных ситуаций «В мире без техники» | группы №1,2,3,4 | воспитатели, специалисты ДОО |
ООД с использованием интерактивной доски | группы №1,2,3,4,5,6,7,8 | ||
ООД «Правила эргономики» | группа №1,2 | ||
Виртуальная планета | Работа в рамках изучения темы «Аскинская пещера». Разработка конспектов, игр, виртуальных экскурсий, видеосъёмка занятий. Подготовка авторских стихов, рисунков, видеороликов. Оформление виртуальной выставки | группы №1,2,3,4,5,6,7,8 | ст. воспитатель, воспитатели, специалисты |
Фольклорные мероприятия | «Шежере - байрам» ООД, открытое мероприятие | группы №1,2,3,4,5,6,7,8 | воспитатели, специалисты ДОО |
Развивающая предметно пространственная среда | Оформление прогулочных участков в тематике бренда | группы №1,2,3,4,5,6,7,8 | ст. воспитатель, воспитатели, специалисты ДОО |
Взаимодействие с родителями (законными представителями) | Педагогический тренинг с родителями (законными представителями): «Воспитание самостоятельности в дошкольном возрасте» | группы 31,2,3,4,5,6,7,8 | ст. воспитатель, воспитатели, специалисты ДОО |
Март | |||
Направление деятельности | Название мероприятия | Группы | Ответственные |
Традиции детского сада | Проведение праздника «8 Марта». | группы №1,2,3,4,5,6,7,8 | воспитатели |
Фольклорное развлечение «Широкая Масленица». | группы №1,2,3,4,5,6,7,8 | воспитатели, специалисты | |
Организованная образовательная деятельность | Проведение серии образовательных мероприятий по формированию бережного отношения к окружающему природному миру. | группы №1,2,3,4,5,6,7,8 | воспитатели, специалисты |
Интерактивное детство | Работа в студии мультипликации. Съемка мультфильма «Моя семья» | группы №1,2,3,4,5,6,7,8 | ст. воспитатель, воспитатели, |
Работа с информационными источниками. Средства обработки информации. | группы №1,2,3,4,5,6,7,8 | ||
Виртуальная планета | Работа в рамках изучения темы «Гора Иремель». Разработка конспектов, игр, виртуальных экскурсий, видеосъёмка занятий. Подготовка авторских стихов, рисунков, видеороликов. Оформление виртуальной выставки | группы №1,2,3,4,5,6,7,8 | ст. воспитатель, воспитатели, специалисты |
Фольклорные мероприятия | «Масленица», развлечение | группы №1,2,3,4,5,6,7,8 | воспитатели, специалисты |
Развивающая предметно пространственная среда | Переоформление центра двигательной активности с учетом внедрения здоровьесберегающих технологий | группы №1,2,3,4,5,6,7,8 | ст. воспитатель, воспитатели, |
Взаимодействие с родителями (законными представителями) | Выставка совместных работ «Генеалогическое дерево семьи» | группы №1,2,3,4,5,6,7,8 | воспитатели |
Апрель | |||
Направление деятельности | Название мероприятия | Группы | Ответственные |
Традиции детского сада | Ярмарка достижений: тематические мероприятия в рамках «Театральной недели» | группы №1,2,3,4,5,6,7,8 | воспитатели, специалисты |
Акция «Подари книгу» | группы №1,2,3,4,5,6,7,8 | воспитатели, специалисты | |
ООД «Земля - наш общий дом» | группы №1,2,3,4,5,6,7,8 | воспитатели, специалисты | |
Организованная образовательная деятельность | Проведение серии образовательных мероприятий по обогащению представлений о труде, о значении труда для общества. | группы №1,2,3,4,5,6,7,8 | воспитатели, специалисты |
Интерактивное детство | Флешмоб «Мир без интернета» | группы №1,2,3,4 | ст. воспитатель, воспитатели, специалисты |
Выставка работ «Машины, которые нам помогают» | группы №5,6 | ||
Виртуальная планета | Работа в рамках изучения темы «Шульган-Таш – природный заповедник РБ». Разработка конспектов, игр, виртуальных экскурсий, видеосъёмка занятий. Подготовка авторских стихов, рисунков, видеороликов. Оформление виртуальной выставки | группы №1,2,3,4,5,6,7,8 | ст. воспитатель, воспитатели, специалисты |
Фольклорные мероприятия | Игры народов Республики Башкортостан, ООД | группы №1,2,3,4,5,6,7,8 | воспитатели |
Развивающая предметно пространственная среда | Оформление родительских уголков по теме «Воспитание в семье» | группы №1,2,3,4,5,6,7,8 | ст. воспитатель, воспитатели, |
Взаимодействие с родителями (законными представителями) | Родительская конференция на тему «Эффективные практики семейного воспитания». | группы №1,2,3,4,5,6,7,8 | заведующий, ст. воспитатель, воспитатели, специалисты |
Май | |||
Направление деятельности | Название мероприятия | Группы | Ответственные |
Традиции детского сада | Выставка детских рисунков «Парад Победы». | группы №1,2,3,4,5,6,7,8 | воспитатели |
Социальная акция «Бессмертный полк» | группы №1,2,3,4,5,6,7,8 | ст. воспитатель, воспитатели, специалисты | |
Организованная образовательная деятельность | Проведение образовательных мероприятий нравственнопатриотического характера, посвященных Дню Победы. | группы №1,2,3,4 | воспитатели, специалисты ДОО |
Интерактивное детство | ООД с использованием ИКТ | группы №1,2,3,4,5,6,7,8 | воспитатели, специалисты |
Разработка карточек - алгоритма работы с информацией | группа №1,2 | ||
Виртуальная планета | Работа в рамках изучения темы «Экогород». Разработка конспектов, игр, виртуальных экскурсий, видеосъёмка занятий. Подготовка авторских стихов, рисунков, видеороликов. Оформление виртуальной выставки Запись видеообращений, раздача листовок Участие в субботниках, экологических акциях | группы №1,2,3,4,5,6,7,8 | ст. воспитатель, воспитатели, специалисты |
Фольклорные мероприятия | «Весну привечаем - игры затеваем», развлечение | группы №1,2,3,4,5,6,7,8 | воспитатели, специалисты |
Развивающая предметно пространственная среда | Акция «Посади цветок» (озеленение территории детского сада, разбивка клумб, посадка огорода). | группы №1,2,3,4,5,6,7,8 | ст. воспитатель, воспитатели, |
Взаимодействие с родителями (законными представителями) | Оформление информационных стендов на тему «Туризм как активный семейный отдых» | группы №1,2,3,4,5,6,7,8 | ст. воспитатель, воспитатели, специалисты ДОО |
Приложение 2.
Диагностические материалы
(с учетом учебно-методического пособия А.М. Щетининой
Диагностика социального развития ребенка: Учебно-методическое пособие. -
Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2000)
Оценка сформированности социальных форм поведения ребенка
(по результатам наблюдения)
Возраст Группа________________________________________________
Фамилия, имя ребенка__________________________________________________________
Проявления | Редко 1 балл | Чаще всего 2 балла | Всегда 5 баллов |
| |||
| |||
| |||
| |||
| |||
| |||
| |||
| |||
|
Обработка: подсчитывается общая сумма баллов по всем показателям, дается вывод об уровне развития коммуникативных способностей ребенка: 36-45 баллов - очень высокий, 27-35 баллов - высокий, 18-26 баллов - средний, 9-17 баллов - низкий.
Диагностический материал по модулям
№ | Проявления | Редко 1 балл | Чаще всего 2 балла | Всегда 3 балла |
Диагностика по модулю «Виртуальная планета» | ||||
1. | Может назвать достопримечательности Республики Башкортостан | |||
2. | Знает о видах пещер, может назвать 2-3 пещеры Республики Башкортостан | |||
3. | Имеет представление о горах, может назвать самые известные горы в Республике Башкортостан | |||
4. | Имеет представление о том, что такое водопад, может назвать 1-2 водопада Республики Башкортостан | |||
5. | Имеет представление об озерах и реках Республики Башкортостан, может назвать 3 - 4 озера/реки | |||
6. | Проявляет желание общаться с природой, наблюдать за природными явлениями, объектами природы | |||
7. | Понимает и обосновывает необходимость уважительного, бережного отношения ко всем объектам природы | |||
8. | Проявляет навыки экологически грамотного поведения в природе | |||
9. | Знает способы утилизации отходов, понимает важность переработки мусора, использование экологичных видов транспорта | |||
10. | Проявляет навыки экологически грамотного поведения в быту | |||
11. | Может прогнозировать некоторые последствия своих действий по отношению к окружающей среде | |||
Диагностика по модулю «Интерактивное детство» | ||||
12. | Умеет использовать источники информации для сбора необходимых данных | |||
13. | Умеет пользоваться сетью интернет, снимать видеоролики | |||
14. | Наличие общих представлений о функциях ПК, его назначении, роли в жизни общества, личное отношение к ПК | |||
15. | Желание детей получить навыки самостоятельного использования ПК | |||
16. | Первичные умения навыки использования и соблюдение правил безопасной работы на ПК | |||
17. | Ограничение продолжительности компьютерноигровой деятельности | |||
18. | Соблюдение приемов здоровьесбережения | |||
Диагностика по модулю «Фольклорные праздники» | ||||
19. | Может назвать 2 - 3 фольклорных праздника | |||
20. | Проявляет интерес к участию в праздниках, с удовольствием готовится, учит стихи | |||
21. | Знает и умеет играть в народные игры | |||
22. | Может назвать город, в котором живет, Республику | |||
23. | С гордостью рассказывает о своем городе, стране, Республике, своей семье | |||
24. | Знает народные песни, музыкальные инструменты | |||
25. | Знает произведения поэтов и писателей Республики Башкортостан | |||
26. | Проявляет уважение и интерес к культуре народа, народному искусству, традициям, обычаям, фольклору, стремление к их творческому освоению и сохранению. |