воспитательный проект

Толстиков Юрий Михайлович

воспитательный проект по формированию здорового образа жизни "В здоровом теле-здоровый дух"

Скачать:


Предварительный просмотр:

В здоровом теле-здоровый дух

Автор: Толстиков Юрий Михайлович-учитель физической культуры ГБОУ ООШ с. Старая Кармала муниципального района Кошкинский.

Сроки реализации проекта:  сентябрь 2010 г. – июнь 2017 г.

Проект реализуется в 4 – 9 классе ГБОУ ООШ с. Старая Кармала  с 2010 года и имеет долгосрочную перспективу.

Актуальность:

Согласно заключению экспертов ВОЗ, если принять уровень здоровья за 100 %,то состояние здоровья лишь на 10 % зависит от деятельности системы здравоохранения, на 20 % - от наследственных факторов, на 20 % - от состояния окружающей среды. А остальные 50 % зависят от самого человека, от того образа жизни, который он ведет.

      Образ жизни – тип жизнедеятельности людей обусловленный особенностями общественно-экономической формации. Основными параметрами образа жизни являются труд (учеба для подрастающего поколения), быт, общественно-политическая и культурная деятельность людей, а также различные поведенческие привычки и проявления. Если их организация и содержание способствуют укреплению здоровья, то есть основание говорить о реализации здорового образа жизни, который можно рассматривать как сочетание видов деятельности, обеспечивающее оптимальное взаимодействие индивида с окружающей средой. Отсюда понятно, насколько важно, начиная с самого раннего возраста, воспитывать у детей активное отношение к собственному здоровью, понимание того, что здоровье – самая величайшая ценность, дарованная человеку природой.

    По современным представлениям в понятие здорового образа жизни входят следующие составляющие:

- отказ от вредных пристрастий (курение, употребление алкогольных напитков и наркотических веществ);

- оптимальный двигательный режим;

- рациональное питание;

- закаливание;

- личная гигиена;

- положительные эмоции.

Как считает С.В. Попов сложившаяся система школьного образования не формирует должной мотивации к здоровому образу жизни. Действительно, большинство людей знают, что курить, пить и употреблять наркотики вредно, но очень многие взрослые привержены этим привычкам. Никто не спорит с тем, что надо двигаться, закаляться, но большинство взрослых людей ведут малоподвижный образ жизни. Неправильное, нерациональное питание приводит к увеличению числа людей с избыточным весом и всеми вытекающими последствиями. Трудности современной жизни оставляют весьма мало места для положительных эмоций.

    Изложенное позволяет вывести противоречие: все знают о важности здорового образа жизни, но на практике применяет не каждый (“знания” взрослых людей о здоровом образе жизни не стали убеждениями,  и нет  мотивации к заботе о собственном здоровье).

Направленность проекта:

         Проект направлен на формирование новых жизненных установок, воспитание социально активной личности, способной самостоятельно реализовать социально значимые мероприятия, умеющего использовать на практике ценности здорового образа жизни.

        Данный проект реализуется в сельской школе. Миссия сельской школы – это духовно-нравственная сверхзадача, направленная на созидание личности ребёнка и взрослого, являющаяся поселенчески – образовательным фактором и опорой России, выражена в его умении и желании вместе с детьми и взрослыми села создавать условия для практического созидания и познания, ценностного осмысления собственного я и окружающего мира.

Стратегия: создание и внедрение в деятельность ООШ системы здорового образа жизни учащихся через урочную и внеурочную деятельность.

Средства реализации проекта: объединение «Добрыня», спортивные комитет школы.

1. Основная часть

1.1. Сроки реализации  проекта

Цикл проекта, на реализацию которого отводится 7 лет, состоит из трех этапов:

•        подготовительный – сентябрь - декабрь 2010 г.;

•        основной – январь 2011 г. - декабрь 2016 г.;

•        заключительный – январь 2016 г. - июнь 2017 г.

         На подготовительном этапе:

       Цель: подготовка условий работы  по формированию здорового образа жизни    

- разрабатываются нормативно-правовые документы проекта,

- диагностика и анализ состояния и планирование работы образовательного учреждения по данному направлению, в том числе по:

· анкетированию детей и родителей, анализу полученных результатов;

· анализу соблюдения и выполнению режима дня детей;

· анализу расписания занятий;

· выполнению санитарно-гигиенических требований;

· сформированности элементарных навыков гигиены;

· рациональному питанию;

· профилактике вредных привычек;

· организации просветительской работы с учащимися и родителями;

· мониторингу  физического развития учащихся;

· анализу заболеваемости учащихся, выявлению динамики различных заболеваний, их возможных причин.

         На основном этапе необходимо:

Цель: реализация программы по формированию здорового образа жизни

1. Просветительско-воспитательная работа с обучающимися, направленная на формирование ценностей здоровья и здорового образа жизни, включает:

· внедрение в систему работы образовательного учреждения дополнительных образовательных программ, направленных на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни, которые носят модульный характер, реализуются во внеурочной деятельности или включаются в учебный процесс;

· лекции, беседы, консультации по проблемам сохранения и укрепления здоровья, профилактики вредных привычек;

· проведение дней здоровья, конкурсов, праздников и других активных мероприятий, направленных на пропаганду здорового образа жизни;

· создание в школе общественного совета по здоровью, включающего представителей администрации, учащихся старших классов, родителей.

2. Просветительская и методическая работа с педагогами, специалистами и родителями, направленная на повышение квалификации работников образовательного учреждения и повышения уровня знаний родителей по проблемам охраны и укрепления здоровья детей, включает:

· проведение соответствующих лекций, семинаров, педсоветов, круглых столов, тренингов, диспутов, родительских собраний, ролевых игр и т.п.;

· приобретение для педагогов, специалистов и родителей необходимой научно-методической литературы;

· привлечение педагогов и родителей к совместной работе по проведению оздоровительных мероприятий и спортивных соревнований.

-  отработать содержание деятельности, наиболее эффективные формы и методы воспитательного воздействия,

- выбрать способ реализации,

- обогащать содержание народных игр,

- развивать ученическое самоуправление.

- включить в работу волонтеров из числа родителей, социальных партнёров. Проект будет корректироваться после анализа результатов диагностики уровня мотивации и анкетирования всех участников образовательного процесса.

         На заключительном этапе проекта оценивается эффективность работы:

Цель: анализ итогов реализации программы

- проведение заключительной диагностики уровня мотивации учащихся,

 - анкетирование всех участников проекта,

- обобщить результаты проекта,

- провести коррекцию затруднений в реализации проекта.

1.2 Содержание опыта, ориентированного на формирование базовых национальных ценностей.

В современном мире принципиально изменилась роль и место образовательных систем. Новое понимание роли образования как стратегического ресурса общества, которое обеспечивает его прогресс во всех сферах, требует системных изменений и в системе  образования[1].

Школа, будучи основной и самой продолжительной ступенью образования, становится ключевым моментом обеспечения нового качества образования, качества жизни человека, и общества в целом. Именно поэтому, важнейшим требованием современности является требование того, чтобы система образования работала на опережение, т.е. готовила человека к жизни в постоянно меняющихся условиях. От этого зависит реализация планов развития экономики и социальной сферы нашей страны.

1.3 Характеристики основных проблем, на решение которых направлен проект

        В Законе РФ «Об образовании» четко обозначена ответственность образовательного учреждения за жизнь и сохранность детей, укрепление здоровья детей и забота о нем - одна из главных задач образования. Главным результатом образования должно стать его соответствие целям формирования творческих компетентностей, индивидуального опережающего развития, здоровьесозидания, активизации воспитательной составляющей, направленной на формирование культуры здоровья и безопасного образа жизни обучающихся.    

         Здоровье современных детей и подростков формируется под воздействием комплекса факторов, важнейшими из которых являются биологические (включая наследственность), экологические, социальные (образ жизни, условия воспитания и обучения, уровень медицинского обслуживания и так далее). При этом необходимо подчеркнуть, что 20 процентов факторов приходится на условия внутришкольной среды, так как большую часть дня (более 70 процентов времени) школьники проводят в стенах школы.

Нормативной базой для проведения и реализации проекта стали :

1.        Закон РФ об образовании

2.        Конституция Российской Федерации. М., 1996. - 80 с.

3.        Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект / Рос. акад. образования; под ред. А.

М. Кондакова, А. А. Кузнецова. – М.: Просвещение, 2008.

4.        Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»: утв. Президентом Российской Федерации 4 февраля 2010 г. № Пр-271.

5.        Об утверждении федеральных государственных требований к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования.  (Приказ № 2151  Министерства образования и науки  Российской федерации от 20 июля 2011 г. Зарегистрировано в Минюсте: Регистрационный №  22303  от 14 ноября 2011)

6.        Письмо Минобрнауки России от 12.05.2011 № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»

7.        План действий по модернизации общего образования на 2011-2015 годы: утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 сентября 2010 г. № 1507-р.

8.        О повышении воспитательного потенциала общеобразовательного процесса в общеобразовательных учреждениях (Письмо Министерства образования РФ от 2 апреля 2002 года №13-51-28/13)

9.  Конвенции о правах ребенка; закона РФ «Об основных гарантиях прав ребенка»; закона РФ «Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан»;

10. Письма Минобразования РФ от 26.06.2003 г. № 23-51-513/16 «Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования»; письма Минобразования РФ от 28.04.2003 № 13-51-86/13 «Об увеличении двигательной активности обучающихся ОУ// Вестник образования – 2003, июль №7;

11.  «Гигиенические требования к условиям обучения школьников в различных видах современных общеобразовательных учреждениях, СанПиН 2.4.2.1178-02» // Официальные документы в образовании – 2003, №3;

12.  Приказа Минобразования, Минздравоохранения РФ от 31.05.2002 № 176/2017 «О мерах по улучшению охраны здоровья детей в РФ» // Официальные документы в образовании 20/2002;

13. Письма Минобразования «О работе экспериментальных общеобразовательных учреждений по направлению «Здоровьесберегающие технологии»// Официальные документы в образовании - 2002, №26;.

Структура системной работы по формированию культуры здорового и

безопасного образа жизни

Системная работа по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни представлена в виде пяти взаимосвязанных блоков.

Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни

1

2

3

4

5

Здоровьесберегающая инфраструктура

Рациональная организация учебной и внеучебной деятельности обучающихся

Эффективная организация физкультурно-оздоровительной работы

Реализация дополнительных образовательных программ

Просветительская работа с родителями (законными представителями)

 

 

 

Планируемые результаты

Соответствие состояния и содержания зданий и помещений санитарным и гигиеническим нормам, нормам пожарной безопасности, требованиям охраны здоровья и охраны труда обучающихся.

Соблюдение гигиенических норм и требований к организации и объёму учебной и внеучебной нагрузки (выполнение домашних заданий, занятий в кружках и спортивных секциях) обучающихся на всех этапах обучения. Обучающиеся знают о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека. У обучающихся сформировано ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей.

Полноценная и эффективная работа с обучающимися всех групп здоровья; рациональная и соответствующая организация уроков физической культуры и занятий активно – двигательного характера ан ступени начального общего образования. Обучающиеся имеют первоначальные представления о роли физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и отдыха

Эффективное внедрение в систему работы программ, направленных на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни, в качестве отдельных образовательных модулей или компонентов, включённых в учебный процесс

Эффективная совместная работа педагогов и родителей (законных представителей) по проведению спортивных соревнований, дней здоровья, занитий по профилактике вредных привычек

Планируемые  результаты реализации программы.

личностные УУД:

-оценивать важность бережного отношения к здоровью человека и к природе;

-пониматьважности образования, здорового образа жизни, красоты природы и творчества;

- вырабатывать в противоречивых конфликтных ситуациях правила поведения, способствующие ненасильственному и равноправному преодолению конфликта;

Регулятивные УУД:

- определять и формулировать цель деятельности, составлять план действий по решению проблемы (задачи);

- использовать информацию в проектной деятельности по формированию ЗОЖ под руководством учителя-консультанта.

Коммуникативные УУД:

- оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, в том числе с применением средств ИКТ;

-при необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее. Учиться подтверждать аргументы фактами;

-учиться критично относиться к собственному мнению;

- организовывать учебное взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.);

- предвидеть (прогнозировать) последствия коллективных решений.

Реализация программы способствует:

– повышению эффективности работы педагогов и медицинских работников по сохранению и укреплению здоровья учащихся;

– пополнению фонда технического оборудования и создание дополнительных кабинетов по обслуживанию учащихся с целью сохранения и укрепления их здоровья;

– удовлетворению спроса населения (подростков, молодежи, родителей) в использовании спортивной базы школы для занятий спортом;

– использованию новых, эффективных технологий, основанных на уважении личности, ее интересов, заботе о ее здоровье;

– расширению перечня дополнительных услуг, предоставляемых детям, не посещающим дополнительные образовательные учреждения, для решения проблемы адаптации учащихся I ступени;

– обеспечению охраны жизни и безопасных условий учебы и труда; сохранение и укрепление здоровья обучающихся, формирование их здорового образа жизни;

– созданию условий для полноценного питания обучающихся;

– повышению профессионального мастерства и качества труда педагогических кадров;

– созданию новых культурно – спортивных комплексов;

– формированию зрелой личности выпускника с позитивными моральными ценностями, с высоким потенциалом здоровья.

В Государственной программе  Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 гг. перед системой образования поставлены цели: 

  • Обеспечение  высокого  качества  российского образования  в  соответствии  с  меняющимися запросами населениями и перспективными задачами развития российского общества и экономики.
  • Для повышения у учеников мотивации на приобретение знаний в школе необходимо создавать благоприятную общую обстановку при обучении, создавать условия, которые способствуют возникновению интереса к предметам, приятное эмоциональное сопровождение, а также приучать учеников к самостоятельной работе, к самостоятельному поиску решений, чаще создавать обстановку соревнования.
  • Одной из приоритетных задач современного образования в условиях модернизации является подготовка школьника к осознанному  выбору здорового образа жизни.  Реально школьник, особенно в подростковом возрасте, самостоятельно осуществить этот выбор не может, поскольку он еще не готов в полной мере осознать все стороны своей будущей жизни. Он нуждается в поддержке со стороны взрослых, психолого-педагогическом сопровождении, совместной деятельности школы, семьи, социума.

Просветительская работа с родителями

1.Консультативная работа, цель которой – разработка рекомендации для учителей, родителей по укреплению здоровья школьников.

• Тренинги для родителей:

OПроблемы здоровья детей.

O Роль семьи в воспитании здорового ребёнка. Проблемные ситуации в семье.

O Права ребёнка. Принятие ребёнка.

O Стили воспитания и последствия для ребёнка.

O Влияние родительских установок на развитие детей.

O Активное слушание.

O Позитивное разрешение конфликтов.

O Способы организации совместной деятельности. Гендерный подход в воспитании.

O Воспитание самостоятельной личности.

O «Передача ответственности».

O Формирование жизненно важных навыков.

O Профилактика жестокости и насилия. Завершение тренинга.

• Родительские собрания:

O «Распорядок дня ребёнка».

O «Особенности психофизического развития детей разных возрастных групп».

O «Профилактика простудных заболеваний».

O «Профилактика стрессов».

O «Роль физкультуры в формировании здорового образа жизни».

O «Компьютер и здоровье».

• Выпуск бюллетеней для родителей:

O «Распорядок дня ребёнка».

O «Особенности психофизического развития детей разных возрастных групп».

O «Профилактика простудных заболеваний».

O «Профилактика стрессов».

O «Роль физкультуры в формировании здорового образа жизни».

O «Компьютер и здоровье».

• Информирование родителей по вопросам здоровья школьников и пропаганды здорового образа жизни с использованием листовок, буклетов, школьных информационных стендов.

• Индивидуальное консультирование родителей по вопросам здоровья школьников и пропаганды здорового образа жизни.

2. Совместная внеклассная работа педагогов, родителей и обучающихся:

• праздник «Папа, мама, я – спортивная семья»;

• туристические походы, экскурсии;

• привлечение родителей-специалистов для участия в работе с детьми, проведения круглых столов для педагогов.

Создание в образовательном учреждении программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни и её эффективное функционирование предполагает полноценное осознание всеми участниками образовательного процесса важности сохранения своего здоровья и здоровья окружающих его людей.

Модель взаимодействия с семьями обучающихся

 

Модель ученического самоуправления

Ученический коллектив (собрание)

ШУС

Совет физоргов

Физорги класса


[1]        Закон РФ «Об образования в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012 г.