Дистанционное обучение

Кузьмина Марина Владимировна

Программа «Скрапбукинг для начинающих» является модифицированной образовательной программой дополнительного образования детей, имеет культурологическую направленность, которая является важным направлением в развитии и воспитании.

Скрапбукинг, скрэпбукинг (англ.scrap — вырезка, book — книга, букв,  «книга из вырезок») — вид рукодельного искусства, заключающийся в изготовлении и оформлении семейных или личных фотоальбомов.

Этот вид творчества представляет собой способ хранения личной и семейной истории в виде фотографий, газетных вырезок, рисунков, записей и других памятных мелочей, используя своеобразный способ сохранения и передачи отдельных историй с помощью особых визуальных и тактильных приёмов вместо обычного рассказа. Основная идея скрапбукинга — сохранить фотографии и другие памятные вещи о каких-либо событиях на длительный срок для будущих поколений.

Следует заметить, что скрапбукинг не ограничивается созданиями классических альбомов — в коллекциях мастеров скрапбукинга встречаются также альбомы-аккордеоны (лепорелло), альбомы в виде домиков, альбомы в виде коробочек/корзиночек, и даже отдельные открытки (так называемый кардмейкинг или «изготовление открыток»). Существует и так называемый «цифровой скрапбукинг», использующий для оформления и украшения фотографий различные компьютерные приложения.

            Занятия скрапбукингом тесно связаны с развитием мелкой моторики, что в свою очередь влияет на развитие устной и письменной речи ребенка. Связь эта была установлена еще во II веке до н.э. В разных странах проводились  исследования и они показали большую связь рук с развитием мозга. Например, в Китае очень популярны упражнения ладоней с металлическими и каменными шариками, в Японии – с грецкими орехами. В России связь руки с развитием мозга изучал Бехтерев В.М. Он посвятил этому много работ, которые доказали влияние движения кисти рук и пальцев на развитие нервной системы и развитие речи. Мелкая моторика способна улучшить произношение ребенка, а следовательно и развить речь.

Скрапбукинг влияет на развитие творческих способностей, формирует элементы технического и художественного мышления, а также конструкторских способностей.

Уже в детском саду осуществляются  занятия по ИЗО, Конструированию, кружки « Умелые руки», "Рукоделие" и другие дополнительные занятия, на которых детей учат работать с бумагой. 

            Здесь происходит первое знакомство с различными приемами  работы с бумагой такими как, аппликация  -вырезание правильных контуров по обозначенным линиям их компановка с последующим наклеиванием на какую либо основу, будь то бумага или другой материал . Оригами- умение складывать из бумаги различные фигуры. Плетение из бумажных полосок. Данные примеры позволяет прививать детям основы пространственного мышления. И конечно, это первоначальный этап, что бы почувствовать интерес к познанию нового, испытывать чувство радости от результатов своей работы.

Программа рассчитана на 1 год обучения, 1  раза в неделю (68 ч). Длительность занятия  40 минут, группы по 10-12 человек. Это позволяет уделить необходимое время каждому обучающемуся, учитывая их возможности. На теоретические знания отводится 30% времени, а все остальное - на практические работы, познавательный материал дается через наглядное, практическое обучение, в доступной и интересной для обучающихся форме.

Реализация  программы «Скрапбукинг для начинающих» способствует адаптации обучающихся к постоянно меняющимся социально-экономическим условиям, подготовке к самостоятельной жизни в современном мире, профессиональному самоопределению.

Дидактические цели:

•          Развить понимание художественно-выразительных особенностей скрапбукинга;

•          Овладеть процессом стилизации природных форм в декоративные;

•          Объяснить взаимосвязь формы украшаемого изделия и орнамента;

•          Учитывать взаимосвязь формы объекта с его функциональным назначением, материалом, украшением в процессе эстетического анализа предметов декоративно-прикладного искусства.

В процессе достижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи:

1.      Образовательные:

•                      Познакомить с историей и развитием скрапбукинга;

•                      Познакомить с основами цветоведения;

•                      Научить четко, выполнять основные приемы реконструкции;

•                      Научить выполнять сборку и оформление готового изделия;

•           Научить изготовлять открытки, упаковки для подарков, шкатулки из разных материалов;

•           Научить составлять коллажи, панно, композиции, альбомы.

2.      Воспитательные:

•           Привить интерес к данному виду творчества;

•           Воспитать трудолюбие, аккуратность, усидчивость, терпение, умение довести дело до конца, взаимопомощи при выполнении работы, экономичное отношение к используемым материалам;

•           Привить основы культуры труда.

3.     Развивающие:

•                      Развивать творческие способности;

•                      Развивать внимание;

•                      Развивать образное мышление;

•                      Развивать фантазию;

•                      Развивать моторные навыки.

 

Основные требования к знаниям и умениям обучающихся

Обучающиеся должны знать:

•   Правила поведения, правила техники безопасности;

•   Инструменты и материалы;

•   Специфику скрапбукинга как одного из видов искусства;

•   Общие закономерности формообразования и композиции  искусства скрапбукинга;

•   Историю развития скрапбукинга, его место и роль  в общемировом контексте;

•   Основы цветоведения;

•   Последовательность изготовления изделий;

•   Технология выполнения и уход за готовыми изделиями.

Обучающиеся должны уметь:

•   Соблюдать правила поведения на занятиях, правила ТБ при работе с ножницами, дыроколами, штампами и пр.;

•   Подбирать материалы для создания изделия;

•   Правильно соединять элементы между собой;

•   Гармонично сочетать цвета при выполнении изделий;

•   Характеризовать специфику различных видов скрапбукинга;

•   Выполнять декоративную отделку готовых изделий.

Методы обучения.

Применяются такие методы, как беседы, объяснения, игры, конкурсы, выставки, а также групповые, комбинированные,  практические занятия. Некоторые занятия проходят в форме самостоятельной работы, где стимулируется самостоятельное творчество. К самостоятельным относятся также итоговые работы по результатам прохождения каждого раздела программы. В начале каждого занятия несколько минут отведено теоретической беседе, завершается занятие просмотром работ и их обсуждением. В ходе реализации программы «Скрапбукинг для начинающих» применяется демонстрационные методы: просмотр презентаций, видеоуроки.

На заключительном этапе реализации программы дополнительного образования обучающиеся проектируют и выполняют отчетную работу. Текущие работы и отчетная работа представляются на выставках. Это воспитывает у обучающихся ответственность за качество своей работы.

Занятия носят дифференцированный характер. Учитель предлагает тему и варианты работ, ведет образовательный процесс, основываясь на психологических особенностях. В то же время широко использует принцип коллективности, так как работа в творческой атмосфере носит как характер соревновательности, так и взаимопомощи, что способствует более эффективному приобретению мастерства.

Учебно-тематический план

1 год обучения

№ п/п

Наименование

разделов и тем

Общее

кол. часов

 

План

Факт

I

Основы скрапбукинга

3

 

 

1.1

Что такое скрапбукинг? История скрапбукинга.

1

 

 

1.2

Материалы и инструменты. Что нужно для скрапбукинга?

1

 

 

1.3

Виды скрапбукинга.

1

 

 

II

Основные направления скрапбукинга

6

 

 

2.1

Направление АТС в скрапбукинге.

2

 

 

2.3

Направление кардмейкинг.

1

 

 

2.4

Направления inch и rinch в скрапбукинге

2

 

 

2.5

Направления lifting (лифтинг), doodling (дудлинг), zentangle (зентанглы) в скрпабукинге

1

 

 

III

Базовые техники, используемые в скрапбукинге

5

 

 

3.1

Техника дистрессинг.

1

 

 

3.2

Техника эмбоссинг.

1

 

 

3.3

Техника штампинг.

1

 

 

3.4

Техника тэринг.

1

 

 

3.5

Техника кропппинг (кадрирование).

1

 

 

IV

Базовые стили скрапбукинга

9

 

 

4.1

Free style (Свободный стиль)

1

 

 

4.2

Shabby chic (Потёртый шик)

1

 

 

4.3

Clean and Simple (Чисто и Просто)

1

 

 

4.4

European. Европейский стиль

1

 

 

4.5

American. Американский стиль

1

 

 

4.6

Vintage (Ложностаринный стиль).

1

 

 

4.7

Heritage (Наследие).

1

 

 

4.8

Mixed media – смешение стилей

1

 

 

4.9

Stimpank - стимпанк

1

 

 

V

Цветоведение в скрапбукинге

1

 

 

5.1

Основы цвета. Значение колористики в скрапбукинге.

1

 

 

VI

Технологические основы скрапбукинга

2

 

 

6.1

Композиция.

1

 

 

6.2

Создание украшений.

1

 

 

VII

Технология изготовления открытки

4

 

 

7.1

Изготовление скрапбукинг-открытки

1

 

 

7.2

Открытка «С днем рождения!»

1

 

 

7.3

Открытка в стиле винтаж

1

 

 

7.4

Открытка «С новым годом!»

1

 

 

VIII

Технология изготовления скрап-странички

5

 

 

8.1

Понятие коллаж.

1

 

 

8.2

Мой портрет.

1

 

 

8.3

Скрап-странички.

1

 

 

8.4

Скрап-страничка «Я родился!»

1

 

 

8.5

Итоговое занятие. Зачет. Выставка работ.

1

 

 

ИТОГО часов:

34

 

 

Содержание программы

 

1 год обучения

I. Основы скрапбукинга

1.1Что такое скрапбукинг? История скрапбукинга. (Лекция)

Введение в программу. Понятие скрапбукинг.  Роль скрапбукинга в современном творчестве. История развития скрапбкинга на Западе. История развития скрапбукинга в России.

Презентация "Скрапбукингhttp://festival.1september.ru/articles/655835/ и кардмейкинг" 

1.2 Материалы и инструменты. Что нужно для скрапукинга? (Лекция, практическое занятие)

Бумага:  бумага для скрапбукинга (дизайнерская), калька (веллум), картон, крафт-бумага, кардсток, пастель. Свойства бумаги.  Элементы декора.

Клей и клеящие средства. Ножницы и резаки. Фигурные компостеры (дыроколы). Карандаши. Маркеры. Люверсы и кроподайл (установщик люверсов). Штампы. Триммер для бумаги. Палочки для теснения. Замена материалов.

Создание украшений с использованием дыроколов и палочек для тиснения.

1.3 Виды скрапбукинга. (Лекция)

Бумажный (или традиционный) скрапбукинг как вид ручной работы, популяризированный Мэрелин Кристенсен. Цифровой скрапбукинг – новое направление, появившееся с развитием компьютерных технологий. Гибридный скрапбукинг - совмещение элементов бумажного и цифрового скрапбукинга.

II. Основные направления скрапбукинга

2.1 Направление АТС в скрапбукинге. (Лекция, практическое занятие)

Понятие АТС (Artist Trading Card). История обменных карточек. Основные требования к АТС. Правила создания АТС. Изготовление серии АТС из 5 штук с использованием сделанных ранее украшений. Сайты, где можно обменяться карточками АТС.

Мастер- класс открытка в технике АТС http://www.livemaster.ru/topic/415015-mk-artist-tr...

2.2 Направление кардмейкинг. (Лекция, практическое занятие)

История развития кардмейкинга. Бумага, используемая в кардмейкинге. Техники создания различных эффектов на бумаге. Типы бумаги, фактура. Создание скетча открытки.

Мастер-класс по декоративно-прикладному творчеству "Кардмейкинг – искусство создания открыток" http://festival.1september.ru/articles/627297/

История кардмейкинга-http://www.livemaster.ru/topic/734715-istoriya-kar...

2.3 Направления inch и rinch в скрапбукинге. (Лекция, практическое занятие)

Декорирование в скрапбукинге. Описание элементов и материалов для украшения изделий в скрапбукинге. Понятия «инчик», «ринч», «твинчик». Изготовление серии «инчиков», «ринчиков» и «твинчиков» с последующим применением в работе. Создание рамки для фото с использов анием  «инчиков», «ринчиков» и «твинчиков».

2.4 Направления lifting (лифтинг), doodling (дудлинг), zentangle (зентанглы) в скрпабукинге. (Лекция, практическое занятие)

Понятие скрап-лифтинг. Понятие дудлинг. Понятие зентаглы. Применение дудлинга. Ознакомление с тем, из чего состоит сраничка скрап-фото альбома. Лифтинг фона страницы для альбома, с использованием техники дудлинг.

III. Базовые техники, используемые в скрапбукинге

3.1 Техника дистрессинг. (Лекция, практическое занятие)

Понятие дистрессинг. Способы, как состарить бумагу. Варианты применения данной техники: создание рваного края, использование дистрессовых чернил, кракелюр, тонирование, состаривание бумаги, создание потёртостей, царапин и так далее.

Скрапполезности. http://scrap-with-love.blogspot.ru/2011/05/blog-po...

3.2 Техника эмбоссинг. (Лекция, практическое занятие)

Понятие эмбоссинг. Разновидности эмбоссинга: метод тиснения и влажный эмбоссинг. Создание рисунка на бумаге с помощью трафарета.

Эмбоссинг: Обзор инструментов иматериалов  www.youtube.com

3.3 Техника штампинг. (Лекция, практическое занятиеПонятие штампинг.  Использование надписей, текста в скрапбукинге. Создание рисунка на бумаге с штампов, красок. Понятие журналинг.

Что такое штампинг. http://scrapportal.ru/info/chto-takoe-shtamping

3.4 Техника тэринг. (Лекция, практическое занятие). Понятие тэрринг.  Создание эффектов: тонированный, рваный край.

3.5 Техника кропппинг (кадрирование). (Лекция, практическое занятие) Понятие кроппинг. 

IV. Базовые стили скрапбукинга

4.1 Free style (Свободный стиль). (Лекция)

Понятие Фристайл (freestyle) в скрапбукинге. Признаки, по которым можно определить работу в стиле фристайл. Примеры работ в стиле фристайл. Цветовая гамма. Материалы для скрапбукинга в стиле фристайл.

4.2 Shabby chic (Потёртый шик). (Лекция)

Стиль шебби шик в скрапбукинге. Отличительные черты стиля шебби шик. Приемы состаривания. Примеры работ в стиле шебби шик. 

Шебби- шик- обучение. http://www.liveinternet.ru/users/5426694/rubric/54...

4.3 Clean and Simple (Чисто и Просто). (Лекция)

Говорящее название Clean and Simple (Чисто и Просто). Основные характеристики стиля Clean and Simple. Примеры работ в стиле Clean and Simple. Материалы для скрапбукинга в стиле Clean and Simple.

4.4 European. Европейский стиль. (Лекция)

Европейский стиль как одно из главных направлений в скрапбукинге. Отличительный черты европейского стиля в скрапбукинге. Примеры работ в европейском стиле.

4.5 American. Американский стиль. (Лекция)

Основные характеристики американского стиля. Примеры работ в американском стиле. Материалы для скрапбукинга в американском стиле. 

4.6 Vintage (Ложностаринный стиль). (Лекция)

«Винтаж» как термин. Характерные черты стиля винтаж в скрапбукинге. Примеры работ в стиле винтаж. Материалы для скрапбукинга в винтажном стиле.

4.7 Heritage (Наследие). (Лекция)

Характеристика стиля  Эритаж в скрапбукинге. Примеры работ в стиле Эритаж.

4.8 Mixed media – смешение стилей. (Лекция)

Микс как один из самых сложных стилей, выходящих за рамки скрапбукинга и становящийся на грани хобби и искусства. Примеры работ в стиле микс.

4.9 Stimpank – стимпанк. (Лекция)

Характеристика стиля Стимпанк. Декор и тематика работ в стиле стимпанк. Примеры работ в стиле стимпанк.

V. Цветоведение в скрапбукинге

5.1 Основы цвета. Значение колористики в скрапбукинге. (Лекция)

Правильный подбор цветовой гаммы для страницы. Принципы сочетания цветов. Изучение цветового спектра, цветовой круг.

VI. Технологические основы скрапбукинга

6. 1 Композиция. (Лекция)

Декорирование страницы. Правильный выбор и применение украшений в скрапбукинге.

6.2 Создание украшений. (Практическое занятие)

Создание цветов для скрапбукинга из бумаги, органзы, ткани, лент. Изготовление листьев из бумаги.

VII. Технология изготовления открытки

7.1 Изготовление скрапбукинг-открытки. (Лекция, практическое занятие)

Подбор бумаги для основы открытки. Выбор материалов и инструментов. Знакомство с интересными шаблонами скрапбукинг-открыток. Изготовление шаблона открытки. Мастер-класс по изготовлению скрапбукинг-открытки.

7.2 Открытка «С днем рождения!» (Лекция, практическое занятие)

Знакомство с примерами открыток «С днем рождения!». Изготовление шаблона для открытки. Подбор материалов. Изготовление украшений. Создание открытки.

7.3 Открытка в стиле винтаж. (Лекция, практическое занятие)

Знакомство с примерами открыток в стиле винтаж. Изготовление шаблона для открытки. Подбор материалов. Изготовление украшений. Создание открытки.

7.4 Открытка «С новым годом!» (Лекция, практическое занятие)

Знакомство с примерами открыток «С новым годом!». Изготовление шаблона для открытки. Подбор материалов. Изготовление украшений. Создание открытки.

http://www.liveinternet.ru/tags/%E2%E4%EE%F5%ED%EE...

http://ksuiv.blogspot.ru/2013/03/blog-post_8048.html

http://bantik.net/novogodnie-fony/nggallery/page/1

http://www.stranamam.ru/post/8596301/

VII. Технология изготовления скрап-странички

8.1 Понятие коллаж. (Лекция, практическое занятие)

Работа с фотографией. Определение и выбор главных и второстепенных фотографий. Использование кроппинга (кадрирования). Скетч. Фон и подложка.

8.2 Мой портрет. (Практическое занятие)

Рассказ – коллаж о себе. Описание характера, индивидуальности, увлечений. Создание коллажа с рассказом о себе.

8.3 Скрап-странички. (Лекция, практическое занятие)

Из чего состоит скрап-страница. Этапы создания скрап-странички.

8.4 Скрап-страничка «Я родился!» (Практическое занятие)

Создание страницы для альбома с использование изученных ранее техник и изготовленных украшений на тему  «Я родился!» (Практическое занятие)

8.5 Итоговое занятие. Зачет. Выставка работ.

Тест. Выставка открыток и скрап-страничек. Обсуждение работ. (Практическое занятие)

Источниками создания программы являются интернет-ресурсы:

  1. http://ru.wikipedia.org
  2. http://www.memuaris.ru
  3. http://rus-scrap.ru/notes/skrapbooking.html
  4. http://scrapnews.net