«В здоровом теле — здоро́вый дух»

Cитнёва Наталья Игоревна

                                                                                                              

Скачать:


Предварительный просмотр:

Подвижные игры и упражнения.

ВЕСНА ДОЛГОЖДАННАЯ

«Ветерок и одуванчики». 

Все дети — одуванчики, ведущий — ветерок. Дети должны сами найти средства выразительной передачи образа. Воспитатель может использовать в качестве игрового фона фрагменты рассказов.

«Пчелы и одуванчики». Дети договариваются, кто будет пчелами, а кто — одуванчиками. Все бегают по площадке. По сигналу дети-одуванчики встают на колено, пчелы бегают вокруг них, останавливаются, нюхают, делают вид, что собирают нектар (складывают руки трубочкой, подносят ко рту, втягивают воздух). Они перелетают с цветка на цветок, подражая жужжанию пчел. При новом сигнале дети меняются ролями.

 «Птицы вьют гнезда». 

Дети изображают птиц: летают, клюют зерна. По сигналу они должны найти себе пару, подбежать к любому дереву, принять позу стоя на одной ноге лицом друг к другу, взявшись за руки. Придерживаться правила: бегать бесшумно, легко, на носках, не кричать.

«Птицы и кукушка». 

Перед началом игры загадать загадку: «Какая птица гнезда не вьет?» У каждой птицы гнездо. Только кукушка остается в стороне — у нее нет гнезда. На слова: «Птицы по лесу летают, комаров, мошек ищут» — все бегают по поляне, вместе с ними кукушка. На слова: «Все в гнезда!» — дети стараются занять свое гнездо, оставшийся без гнезда, становится кукушкой. В качестве гнезд можно использовать невысокие пни, кочки и пр.

«Найди лисичку». 

Выбирается лисичка. Дети стоят, закрыв глаза. Лисичка в это время уходит в глубь леса, путая следы, и прячется. Дети ищут лису, идя след в след (следы нарушать нельзя).

«Кто дальше?»  — бросание снежков вдаль.

«Меткий стрелок»  — метание снежков в ствол дерева.

 «К названному дереву беги» 

(при повторении используются прыжки, различные виды ходьбы).

«Что мы видим».

Каждый называет одним словом то, что видит (например, лес, небо). Говорить надо быстро, не повторять слова, сказанные другими. Кто не может быстро сказать слово, выходит из игры.

«Что какое?».

 Дети поочередно называют предмет и одно из его свойств (например, небо голубое, тропинка длинная и т. д.). Кто не может назвать, выходит из игры.

«Состязание».

Желающий посостязаться в беге подходит к кому-нибудь из детей. Он закладывает за спину свою левую руку и хватает ею за локоть правой так, чтобы та была свободна только до локтя. Если вызов принимается, желающий состязаться делает то же. Затем оба ударяют в ладони друг друга и договариваются,  куда  будут бежать,  называя дерево,  куст, пенек .

ЛЕТО КРАСНОЕ

«К названному цветку беги». 

Дети не должны срывать цветы. Подбежав к цветку, его можно бережно потрогать рукой, наклониться, чтобы понюхать.

«Не боимся  мы дождя». 

Чертятся две линии на расстоянии

10 — 20 м, у одной из них расположен дом, у другой — школа, между ними улица. Дети должны идти из дома в школу, но на улице дождь. Ребенок, изображающий дождь, выполняет разные движения. Дети в это время читают стихи: «Дождик, дождик, что ты льешь, идти в школу не даешь?»

                                      Ведущий-дождик спрашивает:

                                      «Вы боитесь дождя?»

Дети отвечают:        «Нет, не боимся мы дождя!»

 и бегут к противоположной линии (в школу), а дождь ловит их. Пойманный выходит из игры.

«Горелки».

Играющие встают парами друг за другом, впереди на расстоянии двух шагов стоит водящий — горелка. Играющие нараспев говорят слова:

Гори, гори ясно, чтобы не погасло,

Стой подоле, гляди на поле...

Раз, два, не воронь, а беги как огонь!

После этих слов дети, стоящие в последней паре, бегут с двух сторон вдоль колонны. Горелка старается запятнать одного из них. Если бегущие игроки успели взять друг друга за руки, прежде чем горелка запятнает кого-то из них, то они встают впереди первой пары, а горелка вновь горит. Если горелка запятнает одного из бегущих в паре, то он встает с ним впереди колонны, а тот, кто остался без пары, горит.

«Аисты и лягушки».

На поляне с помощью ориентиров определяется болото. Лягушки, спасаясь от аиста, прыгают по болоту на двух ногах в приседе, полуприседе. Аист прыгает на одной ноге и ловит лягушек. Если кто-то встает на одну ногу, как аист, его ловить нельзя. Пойманный становится аистом. Если ведущему долго не удается кого-нибудь поймать, нужно уменьшить размеры болота или сменить ведущего.

«Найди камешки». 

Детям поочередно даются задания: найти самый большой, самый гладкий, самый острый, самый красивый камешек. Игра проводится в форме соревнования — кто быстрее?

«Успей поймать».

Играющие стоят в небольшом кругу, у каждого в руках по два камешка. Подбросив один из камешков, ребенок наклоняется, кладет другой на землю и, поднявшись, должен быстро поймать первый. Выигрывает тот, кто сумеет поймать камешек.

«Зевака».

По кругу раскладываются камешки, возле которых становятся игроки. Ведущий стоит в середине круга. У него в руках камешек. Он подбрасывает его вверх и называет имя любого игрока. Тот должен взять ведущего за руку, вывести из круга и сказать: «Раз, два, три, побежали!» Оба разбегаются в разные стороны и стараются обежать круг как можно быстрее, чтобы занять пустое место. Кто не успел, становится ведущим. Если ведущий долго не сменяется, то он не подбрасывает камешек, а кладет его у ног и кричит: «Пожар!» Все бегут по кругу, а ведущий в это время занимает чье-либо место.

«Где позвонили?». Дети становятся в шеренгу. С закрытыми глазами они должны идти на звук колокольчика, строго соблюдая направление. Задания варьируются: идти спиной вперед, боком, с кружением. Каждый раз отмечается, насколько правильно выполнено движение.

 «Следы на песке».

 Каждому из детей предлагают выбрать ровную песчаную площадку (не менее чем 2x2 м) и обложить ее камешками в виде рамы. Это картина, на которой надо оставить разные следы. Предварительно дети должны опробовать, какие следы остаются от разных движений (прыжок на двух ногах прямо, боком, с поворотом, на одной ноге, ходьба на носках, пятках, внешней стороне стопы и т. д.). Затем дети выбирают понравившиеся следы и запечатлевают их, предварительно загладив старые. Проводится просмотр готовых картин, угадывание, какие движения использовались.

ЗДРАВСТВУЙ, ОСЕНЬ

«Разведчики».

 На тропинке раскладываются разные предметы, найденные в лесу: шишки, веточки, коряги (всего 5—7 предметов). Предлагается пройти по тропинке друг за другом, запомнить, что увидели. Затем каждый рассказывает об увиденном. Для проверки правильности ответа можно снова пройти по тропинке.

«Дети и волк».

 На слова: «Дети по лесу гуляют, ходят, бегают, играют» — дети выполняют движения по тексту. Волк в это время прячется за кустом. На слова: «Дети, поспешите, волк за деревом, бегите!» — играющие бегут в дом (отмечается заранее), а волк их ловит.

«Березонька, выручай!». 

По сигналу воспитателя дети разбегаются врассыпную. Проигравшим считается тот, кто не успел добежать до березы и его поймал ловишка.

«Парашютист».

Около пенька (бревна, кочки) в снегу вытаптывается круг (выкладывается из шишек). Дети по очереди спрыгивают с пенька в круг. Выигрывает тот, кто точнее приземлится в центр круга. Можно подготовить 2 — 3 круга на разном расстоянии от пенька с постепенным удалением от места прыжка. В этом случае побеждает тот, кто правильно прыгнет во все круги. Правила: прыгать легко, не падать; за усложненный прыжок (прыжок с поворотом в воздухе, спиной вперед, боком) добавляется по одному дополнительному очку.

ЗИМУШКА-ЗИМА

«Змея». 

Дети встают в колонну, каждый держится двумя руками за пояс впереди стоящего. По сигналу колонна двигается змейкой между снежными постройками. Разорвавший колонну выходит из игры.

«Поезд».

 Дети скатываются с невысокой горки по три — пять человек, держа за пояс друг друга (сидя, стоя). Усложнение: проехать в ворота, поднять флажок, проехать спиной вперед и т. п.

«По дорожке на двух и одной ножке» — соревнование в беге, прыжках.

 Побеждает тот, чьи движения наиболее разнообразны.

«Дед Мороз».

 Ребята по считалке выбирают Деда Мороза и разбегаются по площадке. Дед Мороз бежит за ними и старается дотронуться до одного из детей рукой, заморозить его. Замороженный должен остановиться и развести руки в стороны. Игра заканчивается, когда будут заморожены все дети (или двое-трое,по уговору). Затем выбирают нового Деда Мороза и начинают игру сначала.

Предложить детям игру-импровизацию «Санный поезд». Дети разбиваются на пары, у каждой — санки. По дороге к месту стоянки выполняются разные действия с санками: дети везут санки вдвоем, по одному; по очереди везут друг друга (сидеть на санках можно по-разному — спиной вперед, боком и т. д.). Во время краткой остановки дети отдыхают, сидя на санках. Проводится наблюдение за природой.

 «Санный круг». 

Санки расставляют по большому кругу на расстоянии не менее 2 — 3 м друг от друга. Играющие становятся около своих санок внутри круга. Воспитатель предлагает побегать всем вместе друг за другом так, как будто автомобили едут по дороге. Возле санок автомобили останавливаются, шоферы выходят отдохнуть и присаживаются на них. Потом они снова садятся в машины и едут до следующей остановки. Если круг большой — длинный рейс, то автомобили двигаются до сигнала воспитателя «Остановка!». Движение автомобилей возобновляется только по указанию воспитателя.

«Санная путаница». 

Играющие бегут колонной вслед за воспитателем то к одним, то к другим расставленным по краям площадки санкам. Добежав до санок, колонна обегает их кругом и только потом направляется к другим санкам. Изредка воспитатель предлагает детям совершить два круга около одних санок.

«Попрыгунчики около санок».

Дети стоят около санок с обеих сторон. По команде воспитателя они выполняют прыжки возле санок на одной и двух ногах.

«Санный поезд».

 Трое или четверо санок поочередно связываются друг с другом. Одни дети везут санный поезд, другие катаются на нем. Затем дети меняются местами.

«Катание с горки».

 Кататься с горы, сидя на санках вдвоем; спускаться с горы, управляя санками с помощью ног; спускаться с горы, выполняя поворот в правую и левую сторону (объезжая флажок, палку); при спуске с горы попасть в мишень снежком; при спуске с горы собрать расставленные вдоль склона два-три флажка; съехать с горки, проезжая воротца; спустившись с горки, проехать как можно дальше, отталкиваясь ногами.



Предварительный просмотр:

ИГРОВОЙ МАССАЖ

Интерпретация и адаптированный вариант

методик спец закаливания детей

А. Уманской и К. Динейки.

ЗАКАЛИВАЮЩЕЕ ДЫХАНИЕ

Этот вид закаливания укрепляет весь дыхательный тракт. Суть же его заключается в выполнении комплекса игровых упражнений с носом. Рекомендуется для детей младшего возраста, но может быть использован и в работе со старшими детьми. Проводится 2-3 раза в день.

«Поиграем с носиком»

I. Организационный момент.

«Найди и покажи носик».

Дети удобно рассаживаются и показывают свой носик взрослому.

II. Основная часть.

Игровые упражнения с носиком.

«Помоги носику собраться на прогулку».

Каждый ребенок берет носовой платок или салфетку и тщательно очищает свой носик самостоятельно или с помощью взрослого.

«Носик гуляет».

Взрослый предлагает детям крепко закрыть рот, чтобы он не мешал гулять и хорошо дышать носу.

Старшим детям можно предложить выключить дыхание ртом, поджав кончик языка к твердому нёбу. В обоих случаях вдох и выдох выполняется через нос.

«Носик балуется».

На вдохе ребенок оказывает сопротивление воздуху, надавливая большим и указательным пальцами одной руки на крылья носа.

«Носик нюхает приятный запах».

Ребенок выполняет 10 вдохов-выдохов через правую и левую ноздрю, поочередно закрывая их указательным пальцем.

«Носик поет песенку».

На выдохе малыш постукивает указательным пальцем по крыльям носа и поет: «Ба-бо-бу».

«Погреем носик».

Ребенок располагает на переносице указательные пальцы и выполняет ими движение к крыльям носа, затем вверх и обратно.

Таким образом делается как бы растирание.

 Заключительный этап.

«Носик возвращается домой».

Дети убирают платки и салфетки. Показывают взрослому, что

их носик вернулся.

Примечание. Игровые упражнения можно сопровождать стихами: Подходи ко мне, дружок, И садись скорей в кружок. Носик ты быстрей найди, Тете____________ покажи.

Надо носик очищать,

На прогулку собирать. Ротик ты свой закрывай, Только с носиком гуляй.

Вот так носик-баловник!

Он шалить у нас привык. Тише, тише, не спеши, Ароматом подыши.

Хорошо гулять в саду

И поет нос: «Ба-бо-бу». Надо носик нам погреть, Его немного потереть.

Нагулялся носик мой,

Возвращается домой.

МАССАЖ РУК

Интенсивное воздействие на кончики пальцев стимулирует прилив крови к рукам. Это благоприятствует психоэмоциональной устойчивости и физическому здоровью, повышает функциональную деятельность головного мозга, тонизирует весь организм.

«Поиграем с ручками»

I. Подготовительный этап.

Дети растирают ладони до приятного тепла.

II. Основная часть.

1.  Большим и указательным пальцами одной руки массируем -растираем каждый палец, начиная с ногтевой фаланги мизинца другой руки.

2. Массируем тыльные стороны ладоней, имитируя мытье рук.

3.  Переплетаем вытянутые пальцы обеих рук и слегка трем их друг о друга, направляя ладони в противоположные стороны.

4.  Переплетенные пальцы закрываем на замок и подносим к груди. Пауза.

5. Вытягиваем пальчики вверх и шевелим ими. III. Заключительный этап.

Дети встряхивают руки, расслабляют их и отдыхают. Примечание. Упражнение можно сопровождать стихами:

Эй, ребята, все ко мне.

Кто стоит там в стороне?

 А ну, быстрей лови кураж

И начинай игру-массаж.

Разотру ладошки сильно,

Каждый пальчик покручу.

Поздороваюсь со всеми,

Никого не обойду.

С ноготками поиграю,

Друг о друга их потру.

 Потом ручки разогрею,

Плечи мягко разомну.

Затем руки я помою,

Пальчик в пальчик я вложу,

На замочек их закрою

И тепло поберегу.

Вытяну я пальчики,

Пусть бегут, как зайчики.

 Раз-два, раз-два,

Вот и кончилась игра.

 Вот и кончилась игра,

 Отдыхает детвора.

МАССАЖ ВОЛШЕБНЫХ ТОЧЕК УШЕК

Этот вид закаливания основан на стимуляции биологически активных точек, расположенных на ушной раковине и связанных рефлекторно почти со всеми органами тела. Массаж этих точек полезен, в частности, для улучшения работы органов дыхания и для защиты организма от простудных заболеваний. Является доступным для детей всех возрастов. Рекомендуется проводить в игровой форме 2-3 раза в день.

«Поиграем с ушками»

I. Организационный момент.

Воспитатель привлекает детей к игре и собирает их в круг.

II. Основная часть.

Упражнения с ушками

. «Найдем и покажем ушки».

Дети находят свои ушки, показывают их взрослому (если мешают волосы, их закалывают вверху).

«Похлопаем ушками».

Ребенок заводит ладони за уши и загибает их вперед сначала мизинцем, а потом всеми остальными пальцами. Прижав ушные раковины к голове, резко отпускает их. При этом ребенок должен ощутить хлопок.

«Потянем ушки».

Малыш  захватывает  кончиками  большого   и  указательного лальцев мочки ушей, с силой тянет их вниз, а затем отпускает.

 «Покрутим козелком».

Ребенок вводит большой палец в наружное слуховое отверстие, и указательным пальцем прижимает козелок - выступ ушной раковины спереди. Захватив таким образом козелок, он сдавливает и поворачивает его во все стороны в течение 20-30 секунд.

 «Погреем ушки».

Ребенок прикладывает к ушкам ладони и тщательно трет ими всю раковину.

III. Заключительный этап.

Дети расслабляются и слушают тишину.

Примечание. Количество повторений каждого упражнения зависит от возраста детей. В среднем это составляет 7-8 раз, для малышей достаточно 5-6 раз. Действия можно сопровождать стихами:

Подходи ко мне, дружок,

 И садись скорей в кружок.

Ушки ты свои найди

И скорей их покажи.

Ловко с ними мы играем,

Вот так хлопаем ушами.

А сейчас все тянем вниз.

Ушко, ты не отвались!

А потом, а потом Покрутили козелком. Ушко, кажется, замерзло, Отогреть его так можно. Раз, два! Раз, два! Вот и кончилась игра. А раз кончилась игра, Наступила ти-ши-на!

ЗАКАЛИВАЮЩИЙ МАССАЖ ПОДОШВ

Закаливающий массаж подошв как эффективный вид закаливания рекомендуется для детей среднего и старшего дошкольного возраста. Он основан на стимуляции активных точек, расположенных на подошвах ног. Массаж стоп делается ежедневно. Если массаж стопы валиком или скалкой проводится утром и вечером по 3-10 минут, то полный массаж достаточно выполнять раз в неделю. «Поиграем с ножками»

I. Подготовительный этап.

1. Удобно сесть и расслабиться.

2.  Смазать подошвы ног смягчающим кремом или растительным маслом(1-2 капли на ладошку).

II. Основная часть.

1.  Одной рукой, образуя «вилку» из большого и остальных пальцев, обхватить лодыжку и зафиксировать стопу. Другой погладить стопу от пальцев до щиколотки.

2. Сделать разминание стопы всеми пальцами.

3.   Погладить стопу граблеобразным движением руки по направлению к пальцам.

4. Похлопать подошву ладонью.

5. Согнуть стопу вверх с произвольным падением вниз.

6. Покатать ногами (подошвами) палку, несильно нажимая на нее.

7.  Растереть подушечкой большого пальца руки закаливающую зону, расположенную в центре подошвы.

III. Заключительный этап.

1. Погладить всю стопу от пальцев до щиколотки.

2. Посидеть спокойно, расслабившись.

Примечание.  Дозировка должна соответствовать возрасту детей. Комплекс можно сопровождать стихами:

Мы ходили, мы скакали,

Наши ноженьки устали.

Сядем рядом, отдохнем

И массаж подошв начнем.

На каждую ножку

Крема понемножку.

Хоть они и не машины,

 Смазать их необходимо!

Проведем по ножке нежно,

 Будет ноженька прилежной.

 Разминка тоже обязательна,

Выполняй ее старательно.

Растирай,старайся

И не отвлекайся.

По подошве, как граблями,

Проведем сейчас руками.

 И полезно,и приятно,

 Это всем давно понятно.

 Рук своих ты не жалей

И по ножкам бей сильней.

Будут быстрыми они,

Потом попробуй, догони!

Гибкость тоже нам нужна,

Без нее мы никуда.

Раз - сгибай, два - выпрямляй

Ну, активнее давай!

Вот работа, так работа,  

     Палочку катать охота.

Веселее ты катай

Да за нею поспевай

В центре зону мы найдем,

Хорошенько разотрем.

Надо с нею нам дружить,

Чтобы всем здоровым быть.

 Скажем все: «Спасибо!»

 Ноженькам своим.

 Будем их беречь мы

И всегда любить.



Предварительный просмотр:

«ГИМНАСТИКА МАЛЕНЬКИХ ВОЛШЕБНИКОВ»

(нетрадиционные методы работы с детьми и профилактика заболеваний в детском саду, школе, семье)

Быть здоровым — это естественное стремление человека. Здоровый и духовно развитой человек счастлив: он отлично себя чувствует, получает удовлетворение от своей работы, стремится к самосовершенствованию, достигая неувядающей молодости и красоты. Великие поэты, вдохновляющие нас гимном прекрасному, часто отождествляют красоту и здоровье. Целостность, гармония человеческой личности проявляются, прежде всего, во взаимосвязи и взаимодействии психических и физических сил организма, гармонии самовыражения в различных областях нашей жизни. Активный и здоровый человек надолго сохраняет молодость, продолжая сознательную деятельность, не позволяя «душе» лениться.

Такого человека мы и должны «создать» и воспитать, начиная с самого раннего детства. И для этого в настоящее время есть различные пути и возможности.

Мы предлагаем вашему вниманию нетрадиционные методы оздоровления детей дошкольного и школьного возраста, разработанные педагогом из Семипалатинской области Т. В. Нестерюк.

Предлагаемая система занятий комплексно воздействует на развитие ребенка. Все упражнения и игры проводятся в свободном темпе, без принуждения. Дети, по каким-либо причинам не желающие выполнять упражнения, могут просто наблюдать или выполнять частично.

Дыхание при выполнении упражнений свободное, но с детьми 4—5 лет можно проводить задержку дыхания в игровых моментах. Дозировка и темп зависят от возраста детей, настроения на данный момент, от их состояния здоровья.

Основными целями проведения этих игровых упражнений являются:

—  соблюдать профилактику простудных заболеваний;

—  проводить закаливание детей;

—  подводить детей к сознательному умению быть здоровыми, внимательными, чуткими;

— учить освобождаться от стрессов, перенапряжения;

—  прививать необходимые умения проведения точечного массажа.

Увлеченно включаясь в игру, дети наперебой предлагают свои варианты движений, что уже само является началом творчества. В то же время они получают первые элементы знаний о самомассаже, о медицинской помощи, которую могут оказать своим товарищам.

Это развивает в них чувство доброты, отзывчивость на чужую боль.     В процессе игры дети «плачут» и смеются, могут вволю покричать, погримасничать, свободно выражая свои эмоции; они полностью раскрепощены и не думают о терапевтическом эффекте, который дают эти упражнения. Для них это только игра, а в результате, кроме радостного настроения и хорошей мышечной нагрузки, дети, рожденные самыми совершенными существами на Земле, обретают вновь утерянные, подчас под давлением взрослых, умиротворенность, внутреннюю свободу, открытость и восприятие бытия и, как маленькие волшебники, несут эти качества в семью, делая взрослых добрее, мягче, светлее.

Для того чтобы точечный массаж не выполнялся чисто механически, необходимо создать соответствующий эмоциональный настрой. Это легко сделать, например, предложив детям игру «Скульптор». В ней, опираясь на прошлый опыт работы с глиной или пластилином, можно дать возможность ребенку творчески подойти к процессу и почувствовать внутренний настрой созданного образа. Заниматься точечным массажем при создании образа можно только «руками любви», так как в этом случае ответственность за эмоциональное состояние полностью перекладывается на подсознание дошкольника. У него появляется доверие к создателю образа — внутреннему Я.

Данная игра является фрагментом авторского комплекса «Гимнастика маленьких волшебников», включающего в себя элементы психогимнастики в сочетании с точечным самомассажем.

Точечный самомассаж — это надавливание подушечками пальцев на кожу и мышечный слой в месте расположения осязательных и проприоцептивных точек и разветвлений нервов. Подобный массаж, оказывая возбуждающее или тормозящее влияние, при комплексном воздействии дает хорошие результаты, особенно в тех случаях, когда сочетается с «общением» со своим телом в игровой ситуации и мысленным проговариванием ласковых слов (милый, добрый, хороший). Точечный массаж как элемент психофизической тренировки способствует расслаблению мышц и снятию нервно-эмоционального напряжения. Применяется чаще всего с целью улучшения протекания нервных процессов путем воздействия на некоторые активные точки. В основном это самомассаж активных точек на подошве и пальцах ног, некоторых точек на голове, лице и ушах, а также на пальцах рук.

Если боль ощущается от легкого надавливания пальцами, то следует массировать активную точку пальцами правой руки легко, быстро и поверхностно по центробежной спирали — от себя вправо (тонизирующее воздействие). Если же боль появляется только от сильного нажатия на точку, то нужно оказать успокаивающее воздействие, нажимая прямо на эту точку со средней силой большим пальцем правой руки, а затем растирать ее целенаправленно по центростремительной спирали — от себя влево.

При проведении «Гимнастики маленьких волшебников» происходит целенаправленное надавливание на биологически активные точки. Но в отличие от лечебного применения

известного метода Шиацу, ребенок здесь не просто «работает» — он играет, лепит, мнет, разглаживает свое тело, видя в нем предмет заботы, ласки, любви.

Делая массаж определенной части тела, ребенок, как в голографическом оттиске, воздействует на весь организм в целом. Полная уверенность в том, -что он действительно творит что-то прекрасное, развивает у ребенка позитивное ценностное отношению к собственному телу.

ГИМНАСТИКА

1.    «Потягивание». Выполняется лежа. Тянем правую ногу пяточкой вперед, левую руку вверх вдоль туловища на выдохе. Задерживаем дыхание и на выдохе произносим: «ИД—Д—А». Это должно вызвать чувство удовлетворения от растяжки мышц (происходит прочистка левого энергетического канала).

Цель: почувствовать удовольствие от растяжки мышц левой стороны тела (происходит прочистка левого энергетического канала).

Тянем правую ногу пяточкой вперед, правую руку вверх, вдоль туловища на выдохе. Задерживаем дыхание и на выдохе произносим: «ПИНТАЛЛА» (происходит прочистка правого энергетического канала).

Тянем обе ноги пяточками вперед и двумя руками вверх вдоль туловища. Задерживаем дыхание и на выдохе произносим: «ШУСУМ-НА» (прочистка центрального энергетического канала).

Цель: почувствовать удовольствие от растяжки мышц левой стороны тела (происходит прочистка левого энергетического канала).

2.    «Массаж живота» (скульптор замешивает глину). Поглаживание животика по часовой стрелке, пощипывание, похлопывание ребром ладони и кулачком.

Цель — улучшить работу кишечника.

С левой стороны пальчиками нажимаем более глубоко, проверяем

«готовность глины» (воздействие на сигмовидную кишку).

3.    «Массаж области груди». Выполняется сидя, ноги согнуты «по-турецки». Поглаживаем область грудной клетки со словами: «Я милая, чудесная, прекрасная» (воспитываем бережное отношение к своему телу, учим любить себя).

«Заводим машину». Выполняется сидя, ноги согнуты «по-турецки». Ставим пальчики на середину грудины, от вил очковой железы вниз 8 точек, и вращательными движениями по часовой стрелке заводим Машину со звуком: «Ж—Ж—Ж». Затем то же против часовой стрелки. Воздействуем на точку между грудными отделами со звуком: «ПИ» (сигнал, что машина завелась).

Цель: воздействовать на биоактивные точки грудного отдела, почувствовать радость от звукового сопровождения.

4. Массаж шеи

И. п. — сидя по-турецки.

1.  Поглаживает шею от грудного отдела к подбородку.

2.  Развернув плечи, гордо поднимает голову на вытянутой шее.

3.  Ласково похлопывает по подбородку тыльной стороной кисти рук.

4.   Представив, что у него красивая лебединая шея, любуется ею, как будто она отражается в зеркале.

Цель: почувствовать радость от внутреннего ощущения красоты и гибкости прекрасной лебединой шеи.

5.Массаж ушных раковин

И. п. — сидя по-турецки. Ребенок лепит ушки для Чебурашки или для доброго, милого слона.

1.  Поглаживает ушные раковины по краям, затем по бороздкам внутри раковин, за ушами.

2.  Ласково оттягивает ушные раковины вверх, вниз, в стороны (по 5—6 раз в каждую сторону).

3.  Нажимает на мочки ушей («вешает на них красивые сережки»).

4. Лепит ушки внутри. Пальцами внутри раковины делает 7—8 вращательных движений по часовой, затем против часовой стрелки (пусть ушки будут чистыми и всеслышащими).

5.  С усилием «примазывает глину» вокруг ушных раковин — проверяет прочность, заглаживает поверхность вокруг ушных раковин на расстоянии 1—1,5 см.

Цель: вызвать образ любимой игрушки и в процессе игры воздействовать на слуховой аппарат и активные точки кишечника, выходящие на ушные раковины.

6.Массаж головы                                               '

1.  Сильным нажатием пальчиков имитирует мытье головы.

2.   Пальцами, словно граблями, ведет от затылка, от висков, ото лба к середине головы, словно сгребает сено в стог.

3.  Спиралевидными движениями ведет пальцы от висков к затылку.                                      

4.   «Догонялки»: сильно ударяя подушечками пальцев, словно по клавиатуре, «бегает» по поверхности головы. Пальцы обеих рук то сбегаются, то разбегаются, то догоняют друг друга.

5.  С любовью и лаской расчесывает пальцами, словно расческой, волосы и представляет, что его «прическа самая красивая на конкурсе причесок».

Цель: воздействие на активные точки на голове, которые улучшают ток крови.

7. Массаж лица

Лепит красивое лицо.

1.  Поглаживает лоб, щеки, крылья носа от центра к вискам, мягко постукивает по коже, словно уплотняет ее, чтобы она была упругой.

2.  Надавливает пальцами на переносицу, середину бровей, делая вращательные движения по часовой, затем против часовой стрелки по 5—6 раз.

3.   С усилием, надавливая, рисует желаемый красивый изгиб бровей, затем щипками лепит густые брови от переносицы к вискам.

4.  Мягко и нежно лепит глаза, надавливая на их уголки и расчесывая длинные пушистые реснички.

5.  Надавливая на крылья носа, ведет пальчики от переносицы к носовым пазухам, подергивает себя за нос и представляет, какой красивый нос для Буратино у него получился.

Цель: предотвращение простудных заболеваний путем воздействия на активные точки лица. Выработка умения управлять мимикой.

8.Массаж шейных позвонков

Игра «Буратино»

Буратино своим длинным любопытным носом рисует солнышко, морковку, дерево.

1.  Мягкие круговые движения головой по часовой стрел ке, затем против часовой стрелки.

2.  Повороты головы в стороны, вверх, вниз.

3.  Наклоны головы во время «рисования» вправо, затем влево.

Цель: почувствовать приятное ощущение от медленных, плавных движений позвонков шейного отдела. Представить и рассказать, какие ощущения вызывают рисунки, выполненные движением носа в воздухе.

9.Массаж рук

1. «Моют» кисти рук, активно трут ладошки до. ощущения сильного тепла.

2.  Вытягивают каждый пальчик, надавливают на него.

3.  Фалангами пальцев одной руки трут по ногтям другой, словно по стиральной доске.

Цель: оказать благотворное воздействие на внутренние органы, выходящие на биоактивные точки пальцев: сердце, легкие, печень, кишечник. Вызвать ощущение легкости, внутренней радости.

4.  Трут «мочалкой» всю руку до плеча, сильно нажимают на мышцы плеча и предплечья; «смывают водичкой мыло», ведут одной рукой вверх, затем ладошкой вниз и «стряхивают воду».

Цель: возбуждение мышц рук и прочистка энергетических каналов рук.

Игра «Солнечные зайчики»

Дети встряхивают кистями рук (кисти в расслабленном состоянии) сверху вниз, словно обрызгивая друг друга. Представляют, как капельки воды, словно солнечные зайчики, блестят на солнце. Какого цвета эти солнечные зайчики? Куда летят брызги? Мысленно дети строят радугу из водяных капелек, любуются цветом и блеском. Тянут ладошки вверх к солнышку, представляя, как добрая сила вливается в них.

Цель: ощутить внутреннюю радость.

Игра «Птичка»

1.  Руки сложены ладошками перед грудью. Птичка в клетке бьется, пытаясь освободиться, — руки напряжены и с усилием двигаются то влево, то вправо.

Цель: воздействие на грудные железы помогает предотвратить образование мастопатии.

2.  «Птичка вырвалась на свободу». Тело в расслабленном состоянии, руки поднимаются вверх и, разъединившись в свободном парении, опускаются.

Манипуляция руками в свободном парении — в зависимости от фантазии ребенка.

Цель: почувствовать радость освобождения и полета.

10.Массаж ног

И. п. — сидя по-турецки.

1. Подтягивая к себе стопу левой ноги, ребенок разминает пальцы ног, поглаживает между пальцами, раздвигает пальцы. Сильно нажимает на пятку, растирает лет, похлопывает по пальцам, пятке, выпуклой части стопы, делает стопой вращательные движения, вытягивает вперед носок, пятку, затем похлопывает ладошкой по всей стопе. Словно вбивая пожелания, говорит: «Будь здоровым, красивым, сильным, ловким, добрым, счастливым!..» То же — с правой ногой.

2. Поглаживает, пощипывает, сильно растирает голени и бедра. Делает пассовые движения поочередно над каждой ногой, «надевает» воображаемый чулок, затем «снимает его и сбрасывает», встряхивая руки.

Цель: воздействие на биологически активные центры, находящиеся на ногах. Прочистка энергетических каналов ног.

Игра «Покачай малышку»

Ребенок прижимает к груди стопу ноги, укачивает «малышку», касается лбом колена, стопы, поднимает «малышку» выше головы, делает вращательные движения вокруг лица.

Цель: развитие гибкости суставов, ощущение радости от гармоничного движения ног.

УЛУЧШИМ ОСАНКУ

1.«Улучшим осанку»

Встать вплотную к стене, стопы сомкнуть, втянуть живот, голова касается стены, глаза закрыты, затем походить с гордо поднятой головой, плечи немного откинуты, живот подтянут (укрепление мышц спины и брюшного пресса). Сидеть «по-турецки» 20—30 секунд, дыхание произвольное.

Поза «священной коровы» — сложить за спиной ладони пальцами вверх (шея вертикально), из положения сидя на коленях. Чередовать это упражнение сидя и во время ходьбы.

2. «Птица перед взлетом»

Стоя, подышать спокойно, затем наклон вперед, ноги не сгибаем, голова вперед, руки за спиной, подняты вверх с напряжением, как крылья. Уронили голову, руки расслабленно упали вниз и висят свободно (5—6 секунд).

Это упражнение позволяет научить детей напрягать и расслаблять мышцы спины.

Ребенок садится на стул правым боком к спинке, упираясь бедром и коленом в спинку стула. Обеими руками берется за спинку стула и поворачивается влево до предела, «кто там?», возвращается в исходное положение, расслабляясь. При этом происходит освобождение нервных корешков позвоночника. Затем, сев правым боком, поворачивается в правую сторону.

3.«Буратино» (старшая группа)

Цель: формирование правильной осанки у вертикальной плоскости.

Ребенок должен представить, что он Буратино, висящий на стене. Карабас-Барабас повесил его за пояс на гвоздик. Но разве Буратино согласится спокойно висеть на стене? Надоело Буратино висеть, и решил он немного размяться.

И. п. — основная стойка у стены, касаясь ее затылком, спиной, ягодицами, пятками.

1. Поднять руки через стороны вверх — вернуться в и. п. (5—6 раз).

2.  Поднять ногу, согнутую в колене, затем вытянуть ее вперед — вернуться в и. п.; то же — другой ногой (5—6 раз).

3.  Приподняться на носочки, словно пытаясь сняться с гвоздика, руки в стороны — вернуться в и. п. (5—6 раз).

4.  Вытянуть правую руку в сторону, не отрывая от стены, поднять левую ногу, не отрывая от стены, сохранять равновесие; то же — в другую сторону (5—6 раз).

5.  Поднять правую ногу, согнутую в колене, и, захватив руками голень, подтянуть колено к груди — вернуться в и. п.; то же — с другой ногой (5—6 раз).

6.  Поднять правую ногу, согнутую в колене, потянуть к ней нос (плечи плотно прижаты к стене), двигаются только шея и голова — вернуться в и. п.; то же — левой ногой (5—

6 раз).

7.  Мелкими шажками, не отрывая пяток от стены, поставить ноги на ширину плеч, руки — на пояс. Касаясь стены затылком, спиной, ягодицами и плечами, наклониться в правую сторону — вернуться в и. п.; то же в левую сторону (3—4 раза).

4.«Веселый гномик» (старшая и подготовительная группы)

Цель: коррекция сутулости.

В сказочном царстве жил маленький гномик. Ему очень хотелось подрасти и стать высоким и стройным. Отправился он к старому доброму Волшебнику за советом. И что же тот посоветовал? А вот что:

1.  И. п. — основная стойка. Поднимаясь на носки, прогнуться спиной назад, руки поднять вверх ладонями вперед — вернуться в и. п. Повторить в медленном темпе 5—6 раз.

2.  И. п. — основная стойка. Поднимаясь на носки, вытянуть назад соединенные в замок руки, прогнуться спиной назад; фиксировать положение спины — вернуться в и. п. Повторить в медленном темпе 4—5 раз с интервалом в 40— 50 секунд.

3.  И. п. — ноги врозь на ширине плеч, руки на поясе. Наклониться вперед, руки развести в стороны ладонями книзу, прогнуться в пояснице, фиксировать положение спины — вернуться в и. п. Повторить в медленном темпе 4—5 раз с интервалом в 1—2 минуты.

4.  И. п. — стойка на коленях, руки внизу: наклониться назад, прогибаясь в спине, руки поднять вверх-в стороны — вернуться в и. п. Повторить в медленном темпе 5—6 раз с интервалом в 30—40 секунд.

5.  И. п. — стойка на коленях, руки на поясе. Сделать глубокий наклон назад, прогибаясь в пояснице, руки раздвинуты в стороны ладонями кверху; фиксировать положение спины — вернуться в и. п. Повторить в медленном темпе 4~ 5 раз с интервалом в 1—2 минуты.

6.  И. п. — лежа на животе, руки вдоль туловища. Прогнуться, руки назад, кисти соединены, приподнять голову, плечи отвести назад — вернуться в и. п. Повторить 5—6 раз в медленном темпе с интервалом в 1—2 минуты.

7.  И. п. — сидя на стуле, руки на поясе. Медленно поднимая голову вверх-назад, прогнуться спиной назад, руки вытянуть вверх ладонями вперед; фиксировать положение спины — вернуться в и. п. Повторить 5—6 раз в медленном темпе с интервалом в 2—3 минуты.

«Принцесса сказочной страны» (старшая и подготовительная группы)

Цель: формирование правильной осанки. В одной сказке жила-была принцесса, и вот что она думала о себе...

1.  — Я принцесса из далекой сказки, посмотрите, как я хороша!

И. п. — стоя, руки на поясе, мешочек на голове. Медленно подняться на носочки, отвести локти назад, слегка прогнуться. Вернуться в и. п.

2.  — У меня прекрасная осанка и улыбка радостью светла... И. п. — то же. Слегка прогибаясь, левую (а затем правую) ногу отвести назад на носок. Вернуться в и. п.

3.  — Я могу подняться на носочки, руки в стороны я разведу...

И. п. — основная стойка, мешочек на голове. Подняться на носки, руки в стороны и за голову. Вернуться в и. п.

4.  — Вот мешочек, он с секретом, я его сейчас вам покажу.

И. п. — стоя, ноги вместе, руки в стороны, мешочек в правой руке. Поворот туловища влево (затем вправо), переложить мешочек в левую (правую) руку. Вернуться в и. п.

5.  — Обладает он волшебной силой, помогает делать то, что я хочу.

И. п. — основная стойка, мешочек в правой (потом левой) руке. Подняв согнутую в колене правую (потом левую) ногу, опустить руки и, коснувшись мешочком пятки, переложить его в левую (потом в правую) руку. Вернуться в и. п.

6.  — Помогает мне он быть красивой. 194

И. п. — стоя, ноги вместе, руки внизу, мешочек на голове. Поворот туловища влево (затем вправо), руки в стороны. Вернуться в и. п.

7.  — Гибкой, стройной быть всегда могу...

И. п. — основная стойка, руки на поясе, мешочек на голове. Поднять правую (затем левую) согнутую ногу, разогнуть, согнуть. Вернуться в и. п.

8.  — Поклониться я могу так низко...

И. п. — основная стойка, мешочек в руках за головой. Наклон вперед, руки вниз, коснуться мешочком пола. Вернуться в и. п.

9.  — Гордо, словно цапля, постою.

И. п. — ноги на ширине плеч, руки за спиной, мешочек на голове. Согнуть левую (затем правую) ногу в колене. Вернуться в и. п.

10. — А сейчас я, как цветочек аленький, за лучами солнышка тянусь.

И. п. — стоя на коленях, ноги слегка расставлены, руки в стороны, мешочек в правой (затем левой) руке. Наклоняясь назад, повернуть туловище вправо (влево), положить мешочек на пол между ногами. Вернуться в и. п.

11.  — А тебя, дружок мой маленький, я обидеть вовсе не хочу.

И. п. — упор сидя, мешочек на полу у правого колена. Поднять прямые ноги, опустить их вправо за мешочком. Вернуться в и. п.

12.  — Гордо, словно ласточка весенняя, покачаю хвостиком на ветру.

И. п. — упор стоя на коленях, мешочек на полу. Выпрямить левую (затем правую) ногу, поднять ее назад. Вернуться в и. п.

13.  — Я тебя, дружочек верный, с головы не уроню.

И. п. — основная стойка, руки вытянуты вперед, мешочек на голове. Приседая на правой (затем левой) ноге, отставить левую (затем правую) ногу назад, как можно дальше. Вернуться в и. п.

14.  — Поиграю я с тобой, дружочек.

И. п. — лежа на спине, мешочек в руках вверху. Сесть, руки вверху. Вернуться в и. п.

15.  — Приседаю, медленно встаю...

И. п. — основная стойка * мешочек на голове. Присесть, руки в стороны. Вернуться в и. п. Присесть и медленно выпрямиться на носках. Вернуться в и. п.