Психологическая и социальная готовность к школе детей 5 лет.

Арула Марина Евгеньевна

                      

В возрасте 5 лет начинается подготовка ребёнка к школе. Что в неё входит? Многие родители думают, что если ребёнок научился читать, то к школе он готов. Но они заблуждаются. Есть множество критериев, по которым оценивается школьная готовность. Давайте попробуем разобраться, что должно быть сформировано у ребёнка к моменту поступления в школу.
Первое, на что обращают внимание педагоги и психологи – психическая и социальная готовность. Она включает в себя желание учиться, учебную мотивацию, умение подчиняться школьному режиму, умение адекватно реагировать на сложившуюся ситуацию, умение действовать по образцу, умение планировать деятельность, дисциплинированность и самооценку. Учебная мотивация, «пойти в школу, чтобы узнать больше» полностью формируется к 6 годам на основе рассказов взрослых, примеров из жизни. Планировать свою деятельность ребёнок тоже учится под влиянием взрослого. Необходимо развивать мышление и воображение и проговаривать с ребёнком последовательность действий и результат, а так же искать несколько вариантов решения одной проблемной ситуации. Дисциплинированность вырабатывается к концу дошкольного детства, но часто встречаются и первоклашки, которые не в состоянии высидеть урок, заниматься одним делом длительное время. Здесь помогут ежедневные вечерние занятия, где ребёнку нужно будет штриховать, раскрашивать, срисовывать и т.д. в течение хотя бы 15 минут. Если начать такие занятия с 5 лет, к школе у вас не возникнет проблем с дисциплиной и адаптации к школьному режиму. Вопрос самооценки нельзя оставить без внимания. Некоторые родители, стремясь побудить ребёнка к учёбе, говорят ему, что надо стараться, он «лентяй», «соседский мальчик уже читает». Всё это только вызовет протест. Лучше быть внимательным и замечать успехи (пусть даже маленькие для вас, но большие для него), хвалить и поощрять. Дайте понять ребёнку, что он узнает больше, умеет больше, становится больше и у него всё обязательно получится. А самое главное, мама и папа будут его любить всегда.
Умение действовать по образцу – одно из основных, которыми должен обладать первоклассник. Ведь 65 % школьных заданий связаны с тем, что надо что-то списать, срисовать с доски. Для развития такого умения существуют специальные упражнения.
Параллельно с ним идёт умение действовать по словесной инструкции. Если ребёнок не в состоянии улавливать и запоминать несколько инструкций, выполнить задание по просьбе взрослого – не надо ждать хорошей успеваемости. У вас ещё 2 года для того, чтобы развить это умение. Можно начинать с более простых инструкций, например: «Принеси, пожалуйста, чайную ложку с цветочком и синюю чашку», далее: «Принеси, пожалуйста, чайную ложку с цветочком, синюю пластмассовую чашку, которая стоит на полке, и вилку», далее «Отнеси полотенце на место, принеси вилку, чайную ложку с цветочками, синюю чашку возьми на полке и насыпь в неё сахар». Развитие этого умения требует времени и терпения, потому что ребёнок ещё не в состоянии доводить начатое дело до конца без посторонней помощи и удерживать большое количество информации. Просите ребёнка повторять инструкции, занимайтесь специальными упражнениями, развивайте его память, давайте задания и не ругайте, если он не справился. Всё получится.