Аннотация к дополнительной общеразвивающей программе художественной направленности: «Хореография»

Радченко Светлана Владимировна

Дети уже с первых мгновений своей жизни воспринимают различные звуки; слушая музыку, ребенок незаметно для себя начинает испытывать выраженные в ней чувства и настроения. Одним из самых сильных возбудителей эмоций  человека является ритмическая музыка. Под ее влиянием активизируются физические и психические функции человека: усиливается  частота сердечных сокращений, расширяются кровеносные сосуды, повышается обмен веществ и активность органов чувств. Ритмичная музыка является могучим средством, благодаря большой силе эмоционального воздействия, способствует у группы занимающихся единого эмоционального порыва, чувства сплоченности,  пробуждает активное желание выражать музыку в движении.

 

Известно, что музыка обладает целебными свойствами для души и тела Индийские философы говорили: «Поистине музыка врачует душу». Ребёнок с завидным постоянством выбирает танцевальную музыку и старается двигаться в заданном ритме. Почему? Во-первых, танец – это самовыражение, развитие моторно-ритмического чувства, передача собственных ритмов жизни через музыку. Во-вторых, танец – это взаимопонимание. Это уникальное, универсальное средство человеческого общения, преодолевающее границы и время. В-третьих, танец – это сам ребенок, танец становиться языком его души. Движение - естественная потребность человека с момента его развития. Дети по природе своей подвижны, восприимчивы к музыке, не скрывают своих эмоций, для них танец - естественное состояние души и тела. Он помогает детям раскрепостить внутренние силы, дает выход спонтанному чувству танцевального движения, позволяет почувствовать свою национальную принадлежность.

 

Танец возник в глубокой древности из разнообразных движений и жестов, связанных с трудовыми процессами и эмоциональными впечатлениями от окружающего мира. Постепенно движения изменялись, обобщались, и сформировалось искусство танца (К.Т. Барышников, 1996). Танец оказывает большое эмоциональное воздействие на исполнителей и зрителей, поэтому он широко используется  как средство художественного, эстетического и нравственного воспитания детей.

 

 Данная программа направлена на всестороннее, гармоничное развитие детей дошкольного возраста, с учётом возможностей и состояния здоровья детей, расширение функциональных возможностей развивающегося организма, овладение ребёнком базовыми умениями и навыками в разных  упражнениях. В основе разработки использована программа «СА-ФИ-ДАНСЕ», авторы Фирилева Ж.Е., Сайкина Е.Г. 

 

Программа рассчитана на четыре года обучения, реализуется в форме кружковой работы, кружок по ритмике охватывает детей с 3-х лет до 7 лет. Содержание программы взаимосвязано с программами по физическому и музыкальному воспитанию в дошкольном учреждении. В программе представлены различные разделы, но основными являются:

 

  • танцевально-ритмическая гимнастика,

  • нетрадиционные виды упражнений,

  • креативная гимнастика.

    Все разделы программы объединяет игровой метод проведения занятий. В танцевально-ритмическую гимнастику входят подразделы:      игроритмика, игрогимнастика и игротанец. Раздел нетрадиционные виды упражнений представлены подразделами: игропластикой, пальчиковой гимнастикой, музыкально-подвижными играми и играми-путешествиями. Раздел креативной гимнастики включает подразделы: музыкально-творческие игры и специальные задания. Игровой метод придает воспитательно-образовательному процессу привлекательную форму, облегчает процесс запоминания и усвоения упражнений, повышает эмоциональный фон непосредственно образовательной деятельности (далее занятий), способствует развитию мышления, воображения и творческих способностей ребенка. Все комплексы танцевальных упражнений выполняются под специально подобранную музыку в едином темпе и ритме, преимущественно поточным способом.

    В случае если Образовательная программа ДОУ реализуется в течение всего времени пребывания детей в детском саду, получение воспитанником дополнительной платной услуги может осуществляться одновременно с реализацией программы в группе. Поскольку дошкольное образование не является обязательным, родители (законные представители) воспитанника используют свое право на выбор формы получения ребенком образования и Организации, осуществляющей образовательную деятельность. Дополнительное образование детей также является важным элементом развития детей, и ограничение их в его получении неконституционно, ДОУ не может повлиять на решение родителей о порядке посещения ребенком дошкольной группы. В то же время, вопрос параллельного освоения программы и дополнительных общеобразовательных программ в одной ДОУ регулируется локальными нормативными правовыми актами такой ДОУ.

    Цель. Содействие всестороннему развитию личности дошкольника средствами хореографии и танцевально-игровой гимнастики.

    Задачи:

 

  1. Укреплять здоровье:

 

  • способствовать оптимизации роста и развития опорно-двигательного аппарата;

  • формировать правильную осанку;

  • содействовать профилактике плоскостопия;

  • содействовать развитию и функциональному совершенствованию органов дыхания, кровообращения, сердечнососудистой и нервной систем организма.

 

  1. Совершенствовать психомоторные способности дошкольников:

 

  • развивать мышечную силу, гибкость, выносливость, перцептивную чувствительность, скоростно-силовые и координационные способности;

  • содействовать развитию чувства ритма, музыкального слуха, памяти, внимания, умения согласовывать движения с музыкой;

  • формировать навыки выразительности, пластичности, грациозности и изящества танцевальных движений и танцев;

  • развивать ручную умелость и мелкую моторику.

 

  1. Развивать творческих и созидательных способностей воспитанников:

 

  • развивать мышление, воображение, находчивость и познавательную активность, расширять кругозор;

  • формировать навыки самостоятельного выражения движения под музыку;

  • воспитывать умения эмоционального выражения, раскрепощенности и творчества в движениях;

  • развивать лидерство, инициативу, чувство товарищества, взаимопомощи и трудолюбия.

    Принципы и подходы к формированию Программы

 

  1. Принцип развивающего образования, в соответствии с которым главной целью дошкольного образования является развитие ребенка.

  2. Принцип научной обоснованности и практической применимости.

  3. Принцип интеграции содержания дошкольного образования в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей.

  4. Комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса.

 

Возраст детей, срок реализации программы

 

Программа ориентирована на 4 курса дошкольного образования. Для каждого курса предусмотрен свой учебный  план по тематическим блокам. Учебно-тематическое планирование образовательного процесса построено  по принципу «от простого к сложному» в зависимости от возрастных особенностей  детей. Предложенный тематический план позволяет учитывать различную степень подготовки детей, индивидуальные способности, направленность интересов в развитии, пробуждает интерес детей к музыкально-художественной деятельности,  Объем программы – 70 часов, рассчитан на 35 недель, с недельной нагрузкой – 2 раза в неделю. Срок реализации программы – 4 года с учетом возможности освоения ребенком программы на разных этапах её реализации.

 

Формы организации детей:

 

  • групповая (совместная образовательная деятельность);

  • индивидуальная (самостоятельная деятельность).

 

Конструкт непосредственно образовательной деятельности (зависит от цели и задач конкретного занятия)организационный момент (концентрация внимания ребенка на предстоящем виде деятельности), сюрпризный или игровой момент, объяснение цели занятия, способов выполнения задания, непосредственная самостоятельная деятельность детей, индивидуальная помощь педагога в процессе занятия, итог занятия, самооценка деятельности и продукта деятельности.

 

Виды занятий:

 

Занятия делятся на несколько видов:

 

Обучающие занятия. На занятиях детально разбирается движение. Обучение начинается с раскладки и разучивания упражнений в медленном темпе. Объясняется прием его исполнения. На уроке может быть введено не более 2-3 комбинаций.

 

Закрепляющие занятия. Предполагают повтор движений или комбинаций не менее 3-4 раз. Первые повторы исполняются вместе с педагогом. При повторах выбирается кто-то из ребят, выполняющих движение правильно, лучше других, или идет соревнование - игра между второй и первой линиями. И в этом и в другом случае дети играют роль солиста или как бы помощника педагога.

 

Итоговые занятия. Дети практически самостоятельно, без подсказки, должны уметь выполнять все заученные ими движения и танцевальные комбинации.

 

Импровизационная работа. На этих занятиях дети танцуют придуманные ими вариации или сочиняют танец на тему, данную им педагогом. Такие задания развивают фантазию. Ребенок через пластику своего тела пытается показать, изобразить, передать свое видение образа.

 

Режим непосредственно-образовательной деятельности.

 

Продолжительность непрерывной непосредственно образовательной деятельности для детей для детей от 3 до 4 лет - не более 15 минут, для детей  от 4 до 5 лет - не более 20 минут, для детей от 5 до 6 лет - не более 25 минут, а для детей от 6 до 7 лет - не более 30 минут.

 

Перерывы между периодами непрерывной образовательной деятельности - не менее 10 минут, во время которых проводится проветривание.

 

            Формы подведения итогов реализации программы.

 

Немаловажным фактором занятий детей в танцевальных группах является престижность занятий танцем, возможность достичь успеха, ярко проявить себя на праздниках, конкурсах и фестивалях, которые являются наиболее эффективной формой подведения итогов реализации программы. Кроме того, формами поведения итогов реализации программы могут быть:

 

  • оформление портфолио в виде фотоальбома как способ накопления, фиксации, мониторинга и проектирования индивидуальных достижений ребенка за определенный период времени (в данном случае портфолио – это своеобразное зеркало основных достижений ребенка, в которых он может заглянуть сам и увидеть свое творческое отражение);

  • сотрудничество с родителями и приглашение их к совместной деятельности;

  • участие в конкурсах различного уровня;

  • педагогический мониторинг развития интегративных качеств дошкольника.

 

Формы взаимодействия с семьями воспитанников

 

  1. Организация целенаправленной работы по пропаганде здорового образа  жизни среди родителей.

  2. Ознакомление родителей с содержанием и формами Программы дополнительного образования «Хореография».

  3. Проведение дней открытых дверей, совместных развлечений с целью знакомства родителей с формами физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ.

  4. Определение  и использование здоровьесберегающих технологий.

 

Планируемые результаты освоения программы

 

ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ (младшая группа). По
прошествии первого года обучения занимающиеся полу­чают следующие знания, умения и навыки. Знают назна­чение спортивного зала и правила поведения в нем. Умеют ориентироваться в зале, строиться в шеренгу. Умеют вы­полнять ритмические танцы и комплексы упражнений первого года обучения под музыку. Овладевают навыками ритмической ходьбы. Умеют хлопать и топать в такт му­зыки. Умеют в музыкально-подвижной игре представить различные образы (зверей, птиц, растений, фигуры и т.д.). 

 

ВТОРОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ (средняя группа). После второго года обучения занимающиеся знают о назначении отдельных упражнений танцевально-ритмической гимнасти­ки. Умеют выполнять простейшие построения и перестро­ения. Умеют исполнять ритмические, бальные танцы и ком­плексы упражнений второго года обучения под музыку. Умеют ритмично двигаться в различных музыкальных тем­пах и передавать хлопками и притопами простейший рит­мический рисунок. Знают основные танцевальные позиции.

 

ТРЕТИЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ (старшая группа). По окон­чании обучения занимающиеся знают правила безопасности при занятиях физическими упражнениями без предметов и с предметами. Владеют навыками по различным видам передвижений по залу и приобретают определенный «запас» движений в общеразвивающих и танцевальных упражнени­ях. Могут передавать характер музыкального произведения в движении (веселый, грустный, лирический, героический и т.д.). Владеют основными хореографическими упражне­ниями по программе этого года обучения. Умеют исполнять ритмические и бальные танцы и комплексы упражнений под музыку, а также двигательные задания по креативной гимнастике этого года обучения.

 

ЧЕТВЕРТЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ (подготовительная группа). После четвертого года обучения занимающиеся знают о правилах личной гигиены при занятиях физи­ческими упражнениями. Могут хорошо ориентироваться в зале при проведении музыкально-подвижных игр. Уме­ют выполнять специальные упражнения для согласования движений с музыкой, владеют основами хореографиче­ских упражнений этого года обучения. Умеют исполнять ритмические, бальные танцы и комплексы упражнений, а также двигательные задания по креативной гимнастике этого года обучения.

 

   Характеристика основных  курсов и блоков программы.

 

  • 1-й курс обучения (3-4 года) «Топ, топ – топает малыш»

  • 2-й курс обучения (4-5 лет) «Солнечные зайчики»

  • 3-й курс обучения (5-6 лет) «Чик и Чики-брики»

  • 4-й курс обучения (5-6 лет) «Я приглашаю Вас на танец»

    Блок I «Танцевально-ритмическая гимнастика»:

    «Игроритмика» является основой для развития чувства ритма и двигательных способностей занимающихся, позволяющих свободно, красиво и координационно правильно выполнять движения под музыку соответственно ее характеру, ритму, темпу. В этот раздел входят специальные упражнения для согласования движений с музыкой, музыкальные задания и игры.

             «Игрогимнастика» служит основой для освоения ребенком различных видов движений, обеспечивающих эффективное формирование умений и навыков, необходимых при дальнейшей работе. В раздел входят строевые, общеразвивающие,  акробатические упражнения, дыхательные, упражнения на расслабление мышц и укрепление осанки.

    Игротанцы направлены на формирование у воспитанников танцевальных движений, что способствует повышению общей культуры ребенка. В этот раздел входят: танцевальные шаги, элементы хореографических упражнений, ритмические танцы.

             Таким образом,раздел «Танцевально-ритмическая гимнастика» представлен образно – танцевальными композициями, каждая из которых имеет целевую направленность, сюжетный характер и завершенность. Физические упражнения, входящие в такую композицию, оказывая определенное воздействие на занимающихся, решают конкретные задачи.

    Блок II «Нетрадиционные виды упражнений»:

    «Игропластика» основывается на нетрадиционной методике развития мышечной силы и гибкости занимающихся. Здесь используются элементы древних гимнастических движений, выполняемые в игровой сюжетной форме

     «Пальчиковая гимнастика»  служит для развития ручной умелости, мелкой моторики и координации движений рук. Упражнения оказывают положительное воздействие на улучшение памяти, мышления, развивают фантазию.

    «Музыкально-подвижные игры» содержат упражнения, применяемые практически на всех занятиях. Здесь используются приемы имитации, подражания, образные сравнения, ролевые ситуации, соревнования – все то, что требуется для достижения поставленной цели при проведении занятий по танцевально – игровой гимнастике. (Приложение 4)

             «Игры – путешествия» (или сюжетные занятия) включает все виды подвижной деятельности, используя средства предыдущих разделов. Данный материал служит основой для закрепления умений и навыков, приобретенных ранее, помогает сплотить ребят, дает возможность стать кем мечтаешь, побывать где захочешь и увидеть что пожелаешь.

    Блок III«Креативная гимнастика»предусматривает целенаправленную

    работу педагога по применению нестандартных упражнений, специальных заданий, творческих игр, направленных на развитие выдумки, творческой инициативы. Благодаря этим занятиям создаются благоприятные возможности для развития созидательных способностей детей, их познавательной активности, мышления, свободного самовыражения и раскрепощенности.