Психологические особенности проявления кризиса трех лет у детей

Халина Ирина Семеновна

Возрастные кризисы - особые, относительно непродолжительные по времени (до года) периоды развития, характеризующиеся резкими психологическими изменениями. Они относятся к нормативным процессам, необходимым для нормального поступательного развития личности.  Осознавая себя как постоянного истояника разных желаний и действий, отдаленного от других людей, происходит к концу 3 года жизни под влиянием возрастающей практической самостоятельности ребенка. Ребенок овладевает возможностью выполнять без помощи взрослого разные действия, усваивает простейшие навыки самообслуживания. В результате этого он начинает понимать, что то или иное действие выполняет именно он. Он начием говорить о себе не в третьем, а в первом лице.

Отделение себя от других людей и осознание своих возросших возможностей приводит к появлению нового отношения ребенка ко взрослым. Он начинает сравнивать себя со взрослыми, хочет быть таким как взрослые, выполнять такие же действия, пользоваться такой же независимостью и самостоятельностью. Это желание "быть большим" дети хотят реализовывать немедленно. Это ярко выражается в форме стремления к самостоятельности, птивопосталения своих желаний желаниям взрослых. Так возникает кризис 3 лет.