Конспекты ООД

Перегудина Татьяна Николаевна

Конспект игры-занятия в старшей группе «Мы любим зиму»

 

Образовательная область: познавательное развитие.

Программные задачи: актуализировать и дополнить знания о зиме, ее значении в цикле времен года, о роли снега в жизни живой природы, зимних забавах; развивать монологическую речь с использованием конструкций сложноподчиненных предложений; воспитывать любовь к родной природе как к данности, во всех ее проявлениях.

Предварительная работа: чтение стихотворения К. Бальмонта «Снежинка»,

Последующая работа: создание во время прогулки снежных построек на тему «Мы любим зиму», разучивание заклички «Здравствуй, гостья-зима!» И. Никитина, чтение рассказа «Четыре художника» Г. Скребицкого; художественное творчество «Зимние забавы».

Материалы и оборудование: красивая снежинка (из бумаги с блестками или т. п.), картина с зимним пейзажем и различными сюжетными ошибками, музыкальная композиция «Кабы не было зимы», снежинки из картона (по количеству детей)

Ход работы:

 

1.                Мотивационно-ориентировочный этап.

 

Проблемная ситуация. Накануне педагог читает детям сказку К. Ушинского «Проказы Старухи-Зимы», организуется беседа по прочитанному с упором на характеристику зимы в произведении (ее отрицательные «качества»). Утром, придя в детский сад,  дети замечают за окном необычную снежинку. Воспитатель открывает окно, берет ее, подносит к уху, делает вид, что снежинка что-то сообщает ей. Сообщает, что она необычная и ее прислала Зима, потому что обиделась на ребят.

 

-Ребята! Зима прислала нам с волшебной снежинкой послание. (Делает вид, что снежинка что-то ей говорит на ушко). Снежинка говорит, что Зима обиделась на нас, потому что мы вчера прочитали сказку «Проказы Старухи-Зимы» и решили, что она злая, холодная, обидчивая, старая. Снежинка также сообщает, что передаст Зиме о ходе работы детей по убеждению Зимы в обратном.

 

По итогам беседы воспитатель помогает детям сформулировать цель работы: показать Зиме, что дети ее любят, радуются ее приходу, знают, как весело проводить время на зимой.

 

·                   Беседа «Как убедить Зиму в обратном?»

Организуется обсуждение вопросов: за что зима обиделась на ребят? Как убедить зиму, что мы ее любим и рады ее приходу? Чем мы занимаемся зимой?

 

2. Поисковый этап.

 

По результатам обсуждения составляется графический план, дети предлагают, как обозначить каждый пункт.

1. Узнать о зиме и ее значении для природы больше.

2. Показать Зиме, что мы ее любим, ждем ее приход с радостью и нетерпением.

3. Сделать сюрприз для зимы.

 

3. Практический этап.

 

Педагог предлагает детям различные варианты реализации намеченного плана.

 

·        Познавательный рассказ о важности зимы в природе.

На Земле в разных местах наблюдается разный климат. Есть места, где круглый год – лето, стоит жара, а есть такие места, где вечная зима и страшный холод. Какие это места? (Предлагает подумать, про какие экосистемы речь). Мы живем в стране России с очень щедрой природой и можем любоваться всеми временами года. Каждое время года радует нас своей неповторимостью: весна рассыпает по земле изумруды зелени, лето раскрашивает землю всеми цветами радуги, осень одаривает землю золотом листьев, а зима щедро окутывает землю серебром снежинок. Конечно, у зимы капризный, изменчивый характер, как в сказке «Проказы Старухи-Зимы». Но зима может быть и другой: тихой и нежной, игривой и шаловливой, солнечной и свежей. Воспитатель предлагает рассмотреть иллюстрации с изображением снежной зимы (поля, укрытые снегами, зимние забавы детей, погожий морозный день и т. п.).

Неужели жизнь природы с приходом зимы остановилась и все замерзло? (Выслушивает мнения детей). Конечно, нет! Природа зимой не погибает, а просто отдыхает, это «сон природы». Снег, словно пушистым белым одеялом, защищает землю от морозов. Под этим одеялом «спят» растения, насекомые, другие животные. А весной снежный покров растает и «напоит» растения живительной влагой.

Как помогает снег животным? Тетерева падают прямо в снег с дерева. Птицы грудью пробивают верхний слой снега, зарываются в него с головой, помогая себе крыльями. В снежных норках-лунках холод их не проймет, да от врагов укрыться куда надежнее, чем сидеть на голых ветках. Под снегом ни ястреб, ни филин их не заметит, разве только лиса невзначай набредет на тетеревиные лунки. Но и то редко ей приходится поживиться. Следов около лунок нет. А если она подкрадется, то птицы сразу услышат хруст снега от ее лап, и вся стая птиц вылетит из своего убежища. От холода в снег прячутся рябчики, глухари, куропатки. Снег служит укрытием для различных зверей. Полевки и мыши зимой бодрствуют, не впадая в спячку, как другие грызуны (суслики, хомяки). Полевки рыщут под снегом по проложенным канавкам и поедают побеги трав, зеленые части кустарников и кору в основании деревьев. Снеговые норы, убежища делает себе заяц-беляк. С них он скрывается от врагов и сильных морозов. Спят под снегом непробудным сном колючий ежик, барсук, медведь.

Зима искусно все украсила кругом: нарядила деревья и кусты в серебристые колючие одежды из инея и снега, усыпала дома и землю разноцветными блестками-снежинками. Хотите узнать больше о снежинках? (Да!)

Зимой облака становятся тяжелыми и низкими, часто закрывая все небо. Из них временами идет снег. Он представляет собой замерзшие капельки воды. При их прохождении через холодные слои воздуха они образуют шестиконечные снежинки, обязательно симметричные по форме. Упав на поверхность, они срастаются с другими, образуя снежные сугробы.

Нельзя забыть и о том, что именно зимой люди встречают самый волшебный, любимый и долгожданный праздник. Какой же? Новый год! И еще много замечательных праздников приводит с собой Зима: Рождество, Старый Новый Год, Крещение.

Зима длится три месяца на радость ребятне и взрослым. Какие это месяцы? (называет вместе с детьми). Например, вы радуетесь первому снегу? (Да!). Какая сказочная картина, когда первые пушистые снежинки сыплет Зима с неба! Дети обожают зимние забавы, развлечения, игры. Чем вы любите заниматься зимой? (Катаемся на санках, ледянках, коньках, лыжах, играем в снежки, лепим снежную бабу...) А как приятно вдыхать свежий морозный воздух! Убедились, что Зима может быть не только злой старухой? (Да!)

 

·        Подвижная игра «Займи снежинку».

 

Педагог сообщает, что сейчас дети будут играть в игру, где выбывшему необходимо будет сказать комплимент Зиме.

- Дети! Хотите сделать Зиме комплименты, чтобы она нас простила? Тогда сейчас мы поиграем в игру «Займи снежинку». Воспитатель раскладывает на полу снежинки. Выберите себе любую снежинку и станьте на нее. Я включу музыку и, пока она звучит, вы будете изображать порхающие снежинки (кружиться, махать руками и т.п.). В это время я уберу одну снежинку, затем выключу музыку. Вам нужно будет занять свободную снежинку, а тот, кому она не достанется, скажет Зиме комплимент, например «искристая, свежая, долгожданная...», затем сядет на свое место. Игра продолжается, пока каждый ребенок не сделает Зиме «комплимент». Победитель может .... что?

 

·                   Игра «Бывает - не бывает». Перед детьми – картина, где, наряду с зимними явлениями, действиями и событиями, присутствует  неверный сюжет (зимой зеленеют деревья, дети идут босые по снегу, птица кормит птенцов в гнезде и т. п.)

- Дети, посмотрите на картину. Зима рассердилась на нас и нарисовала ее, потому что хочет в следующем году все перепутать в природе. Нам нужно срочно все исправить, рассказать Зиме о том, что должно происходить в это время года.

Дети исправляют ошибки Зимы, обосновывая свои предположения, рассказывая, что бывает и чего не бывает зимой и почему.

- Молодцы! Вы исправили все ошибки! А сейчас вы будете говорить, почему любите зиму и передавать друг другу волшебную снежинку. Говорить нужно так «Я люблю Зиму, потому что...» или «Я люблю Зиму за то, что.

 

Изготовление сюрприза для Зимы.

Воспитатель с детьми изготавливает в фигурных формочках, стаканчиках от йогурта и т. п. цветную воду. На прогулке выносят на улицу, замораживают. Вечером украшают территорию детского сада цветными льдинками – «радуют Зиму, делают ей сюрприз - украшают ее».

 

4.     Рефлексивно-оценочный этап.

 

- Как вы думаете, простит ли нас Зима?

- Что вы сделали сегодня для этого?

- Чем вас удивила красавица-зима?

- Зачем нужна зима природе и человеку?

- Понравится ли Зиме наш сюрприз?

- О чем расскажет волшебная снежинка Зиме?