Статьи

Мои публикации

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx25.48 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №1

города Тулуна Иркутской области

Работа со словом на уроке истории.

Из опыта работы.

 

Автор – учитель истории и обществознания

Ламина Марина Дмитриевна

                                                                

                                                        

2014год

Работа со словом на уроке истории.

При изучении истории ученики узнают много новых слов и понятий.   Для того, чтобы они стали

«своими», вошли в активный словарный запас, я организую словарную работу на уроке и дома.

При этом задача учителя  состоит, прежде всего, в формировании умений активно и правильно

пользоваться историческими терминами, уметь употреблять их как в прямом, так  и в

 переносном  смысле . Важно, чтобы ученики научились отбирать для выражения своих мыслей

наиболее точные слова, используя при этом эпитеты и метафоры.

Выделяя в каждой теме учебный минимум – знания, умения и навыки, которыми должны

овладеть все учащиеся в обязательном порядке, учитель отбирает новые слова, которые

 ученики должны усвоить.

Для этого я делю двойной лист тетради на шесть частей. Обозначаю тему, заготовки разделов

 и группы слов, с которыми предстоит работать.

  1. Специальные исторические термины, понятия.
  2. Географические названия.
  3. Исторические деятели. Герои мифов, сказаний.
  4. Даты исторических событий.
  5. Крылатые слова и выражения.
  6. Слова, вошедшие в нашу речь.

Например:

Тема:   Древняя Греция

Специальные   исторические термины, понятия:

критяне        проценты        ионический

фрески        долговой камень        дорический

микенская культура        оратор        стили

акрополь        реформы        коринфские

ахейцы        агора        колонны

дорийцы        амфора        фаланга

лира        гражданин        эллины

золотое руно        стратег        пошлина

аргонавты        илоты        демократия

доспехи        колония        престол

сатиры        триеры        пергамент

нимфы        красноречие        орхестра

аристократия        македоняне        комедия

аристократ        держава        фронтон

демос        атом        арена

оливковые деревья        трагедия        ипподром

Географические названия:

Балканский п-ов        Средняя Греция        Микены

Греция        Крит        Троя

Пелопоннес        Малая Азия        Аттика

Фермопильский проход        Чёрное море        Мессения

Кавказ        Лаконика        Коринф

Афины        Милет        Платеи

Спарта        Саламин        Эллада

Марафонская равнина        Южная Греция         Пирей

Эгейское море        Северная Греция

Исторические деятели. Герои мифов, сказаний:

Гомер        Одиссей        Демокрит        Мирон

Ксеркс        Патрокл        Аристофан        Архимед

Аристотель        Гесиод        Дарий        Филипп

Фидий        Перикл        Евклид        Деметра

Терсит        Софокл        Ахилл        Зевс

Прометей        Посейдон        Аполлон        Дионис

Солон        Гектор        Гефест        Демосфен

Леонид        Гермес        Афина        Мильтиад

Эсхил        Аид        Геродот                        Гиппократ

Александр  Македонский

Исторические даты:

Около 1200 лет до нашей эры - Троянская война

776 год до нашей эры - начало Олимпийских игр

594 год до нашей эры – реформы Солона

490 год до нашей эры – Марафонская битва

480 год до нашей эры – битва у Фермопильского прохода, Саламинская битва

443 год до нашей эры – начало правления Перикла

Эпитеты, образные выражения, крылатые изречения, слова:

«ахиллесова пята»                «троянский конь»        «хозяева моря»

 «отец истории»        «марафонский бег»

«Радуйтесь, афиняне, мы победили!»

«Приди и возьми!»

«Я на корабль беглеца пышный мой дом променял!»

«Со щитом или на щите».

Слова, вошедшие в нашу речь:

Школа, театр, трагедия, комедия, арифметика, хор, история.

Имена:  Александр, Алексей, Галина, Пётр, Георгий.

Таким образом проводится своего рода инструментовка учебного материала, в данном случае словарного.

Может  быть  несколько путей объяснения новых терминов. Одни легко объясняются по своему происхождению, другие осмысливаются по ходу объяснения учебного материала. Если это иностранное слово, то его происхождение сопровождается переводом. Однако при всём разнообразии приёмов и способов объяснения исторических терминов ученики не могут их усвоить достаточно глубоко, если не будет проведено закрепление словарных знаний.

Весьма эффективным средством введения новых терминов в активный словарь школьников являются словарные задания, которые предлагаются ученикам во время опроса, при закреплении изученного материала, на специальных уроках. Один из таких специальных уроков я предлагаю вам рассмотреть ниже.

Повторительный урок:  Древняя Греция

Задания:

  1. Найди ошибки в словах и объясни их правильное написание:

спарта, зевс, атика, рабавладелец, демас.

  1. Подбери к историческому термину родственные (однокоренные) слова. Объясни их значение:

раб, эксплуатация

  1. Вставь пропущенные буквы. Объясни значение слов:

дем _ кратия, арист_ крат, акроп_ль, страте_ , амф_ра, _ ратор.

  1. Почему эти слова написаны с заглавной буквы? Сгруппируйте их. Объясни:

Фермопилы, Саламин, Леонид, Мильтиад, Ксеркс, Платеи, Марафон, Перикл, Аттика, Геродот.

  1. Подчеркните слова, относящиеся только к истории Древней Греции:

театр , фараон, государство, демос, гражданин, оратор, восстание,  шадуф, триеры, стратег, иероглифы, шёлк.

В начале урока пять учеников получают задания и приступают к работе у доски. Условия заданий могут быть записаны на доске или розданы учащимся на карточках. Пока у доски говорят ответы, учитель работает с классом, проводит «историческую зарядку». Ученики отвечают не вставая (время!). Учитель в довольно быстром темпе называет исторический термин, получив краткий ответ, называет другое слово.

 К примеру:

- амфора

- глиняный сосуд с двумя ручками, узким горлом для хранения вина и масла.

  1. Историческая зарядка:

амфора, оратор, фреска, Фермопильский проход, критяне, акрополь, Гомер, «Илиада», Зевс, Посейдон, аристократ, реформы, агора, гражданин, илоты, триеры.

  1. Объясните историческое происхождение и смысл выражений:

«ахиллесова пята», «тучегонитель», «марафонский бег», «колебатель земли», «со щитом или на щите».

Затем учитель обращается к тем, кто работал у доски. Можно полностью или частично сменить отвечающих , то есть подготовили задание одни, а отвечают другие.

После того как ответили ребята, работавшие у доски, учитель работает со всем классом.

  1. Задание классу:  «Только одна битва»

Условие задания: учитель произносит слово, если оно относится к рассказу об одной битве, и только об одной (в данном случае Марафон, Саламин, Фермопилы), то ученики поднимают руки, подтверждая, что это слово можно применить, к примеру, только в рассказе о Марафонском сражении.

Вот один из примеров с ответом жестом:

Персы, греки. Предатель, Ксеркс, Марафон, «Радуйтесь…», флот, клещи, триеры, Леонид, «Приди…»

Это задание очень нравится ученикам.

  1. Историческая перестрелка:

К доске приглашаются два ученика. Им даётся задание: поочерёдно называть слова, относящиеся только к истории Древней Греции. Учитель или ученик - консультант выступает в роли судьи. Судья выставляет руки вперёд и, слегка согнув их, держит на уровне плеч. Справа и слева от него учащиеся. Судья медленно опускает правую руку(3-5сек), а ученик справа называет слово «Зевс»; опускается левая рука, ученик слева говорит «Посейдон», правая рука занимает положение вверху. Так продолжается до тех пор, пока кто-то из учащихся не совершил ошибку. Его место занимает другой. Смена играющих может произойти несколько раз в зависимости от выделенного времени. Не думайте, что это задание лёгкое, редко кому удаётся назвать сразу с десяток слов.

  1. Объясните, почему эти слова названы вместе:

Аид, Зевс, Посейдон;

Леонид, Мильтиад, Ксеркс;

Марафон, Саламин, Фермопилы, Платеи.

  1. Историческая цепочка. Работает весь класс. Условия:

Назвать исторические термины по теме,

-отвечают не вставая,

-назвав слово, передают эстафету,

-ученик, который не смог ответить, встаёт и ждёт, когда закончится цепочка. Если таких учеников набирается несколько, им дают возможность отыграться. Для них проводится мини-цепочка с заданием: назвать слова темы, которые пишутся с заглавной буквы.

  1. Составьте предложения, добавляя столько слов, сколько их содержиться в предложенном наборе:

Высокая честь, Перикл, лет,  стратег,

Солон, долги, рабство,

Независимость, греки, война.

Если позволяет время, то задание можно провести письменно, а затем несколько человек зачитают свои варианты.

  1. Кому принадлежит выражение  и с каким  событием оно связано?

«Приди и возьми »

«Радуйтесь, афиняне, мы победили!»

«Наши стрелы и дротики закроют от вас солнце».

Отвечать следует строго на вопрос, без подробностей.

  1. Четвёртое лишнее. Найдите это слово. Объясните.

Аристотель,  Демокрит, Леонид, Эсхилл;

Перикл, Солон, Геродот, Ксеркс;

Трагедия, театр, комедия, аристократия.

  1. Исторический диктант.

Автор поэм «Илиада» и «Одиссея»?

Рабы в Спарте?

Сосуд с двумя ручками и узким горлом для хранения вина и масла?

Афинянин, избиравшийся 15 лет первым стратегом?

Человек ,умеющий красиво говорить?

Картина, написанная на сырой штукатурке?

Знатный человек?

Верховный бог в греческой мифологии?

Греческие военные корабли с тремя рядами вёсел?

Рыночная площадь?

Учитель диктует, учащиеся пишут только ответы. Затем обмениваются тетрадями и проводят взаимопроверку. За диктант может быть выставлена оценка.

На данном уроке проведено 15 видов словарных заданий. Дело не в том количестве, а в том, что все они объединены одной темой. Широта охвата материала, изученного в классе, значительна. Форма проведения урока необычна, но практика показывает, что это вполне серьёзная форма. Словарные задания, конечно, выполнялись учащимися в течение изучения темы по одному - два на уроке и с другими наборами слов.

Можно предположить, что выполнение заданий займёт много времени, но так как ученики знакомы с постановкой заданий и встречаются  с подобным видом работ не впервые, то долго объяснять не приходится.

В процессе своей работы я использую более30 видов словарных заданий, что позволяет варьировать их, составляя урок.