Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста на музыкальных занятиях

Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста на музыкальных занятиях 

 

Актуальность: В последние годы происходят существенные изменения в системе дошкольного образования.  Приказ Минобразования и науки РФ за № 1155 от 17 ноября 2013 года «Об утверждении федерального государственного стандарта дошкольного образования»  обращает внимание на обязательные требования к дошкольному образованию. Весь образовательный процесс в детском саду направлен не на обучение (которое имеет в своей основе передачу определенных знаний, умений и навыков), а на развитие и воспитание. Говоря о развитии ребенка чаще всего имеют ввиду интеллектуальное развитие,  об эмоциональном развитии мало кто думает. Между тем, каждый год в детский сад приходят дети с нарушениями в развитии, среди которых особое место занимают нарушения в эмоционально-волевой сфере. Малыши меньше удивляются и восхищаются, реже сопереживают. Их интересы ограничены, а игры однообразны.

Маленький ребенок не умеет управлять эмоциями. Его чувства быстро возникают и так же быстро исчезают. С развитием эмоциональной сферы у дошкольника чувства становятся более рациональными, подчиняются мышлению. Дошкольник учится понимать не только свои чувства, но и переживания других людей. Он начинает различать эмоциональные состояния по их внешнему проявлению, через мимику и пантомимику. Ребенок может сопереживать, сочувствовать литературному герою, разыгрывать, передавать в сюжетно-ролевой игре различные эмоциональные состояния.

Развитию эмоциональной сферы способствуют все виды деятельности ребенка.

Огромную роль в обогащении эмоционального опыта ребенка играет музыка. Музыка – это и есть собственно эмоция.

 

Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и ряда приложений.

Глава 1 называется «Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста как педагогическая проблема » и состоит из трех параграфов.

Параграф 1.1. называется «Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста в психолого-педагогической литературе», в нем мы рассматриваем исследования отечественных и зарубежных психологов в области эмоций. Рассмотрев научно-теоретические основы развития эмоций у дошкольников мы пришли к заключению, что роль эмоций в управлении поведением человека переоценить трудно. Не случайно практически все авторы, исследовавшие эмоции, отмечают их мотивирующую роль, связывают эмоции с потребностями и их удовлетворением. Некоторые даже отдают эмоциям приоритет в обыденной жизни человека.

Параграф 1.2. называется «Особенности использования музыкальных занятий в эмоциональном развитии детей дошкольного возраста», в нем мы рассматриваем центральную роль искусства (музыки в наибольшей степени) в формировании эмоциональной сферы дошкольников. Современная теория и практика музыкального воспитания ориентирована на формирование и развитие личности через культуру, на воспитание человека, способного эмоционально откликаться, ценить, творчески усваивать творения искусства.

Параграф 1.3. называется «Методика ознакомления с музыкой детей дошкольного возраста»,  в нем мы рассматриваем виды музыкальной деятельности, активизирующие музыкальное восприятие. Таким образом, восприятие музыки требует различных методических приемов, активизирующих переживания детей и развивающих понимание особенностей музыкального языка. Участие  детей в различных видах музыкальной деятельности (слушание и исполнительская деятельность - пение, танец)  проникнуто детскими переживаниями,  отражает их собственный эмоциональный опыт и развивает его.

Глава 2 называется «Методическое обеспечение музыкальных занятий, направленных на эмоциональное развитие детей дошкольного возраста» и состоит из трех параграфов.

Параграф 2.1. называется «Организация и методы исследования эмоционального развития детей дошкольного возраста на музыкальных занятиях», в нем мы рассматриваем подтверждение практикой теоретических аспектов эмоционального развития дошкольников на музыкальных занятиях. Диагностика помогает выявить показатели достижений каждого ребенка и группы в целом в эмоциональной отзывчивости на музыку. Это позволяет музыкальному руководителю проанализировать результаты своей работы и наметить необходимые линии ее коррекции.

Параграф 2.2. называется «Методические приемы эмоционального развития детей дошкольного возраста на музыкальных занятиях»,  в нем мы рассматриваем методы и приемы обучения по развитию эмоциональной отзывчивости детей дошкольного возраста. Музыкальному руководителю необходимо учитывать личностные особенности каждого ребенка, учитывать индивидуальный опыт его жизнедеятельности, чувствовать эмоциональное состояние каждого ребенка и оказать педагогическую поддержку в решении индивидуальных проблем, связанных с физическим или психическим здоровьем, общением, успешным продвижением в обучении и т.д.

Параграф 2.3. называется «Результативность работы по эмоциональному развитию детей дошкольного возраста на музыкальных занятиях», в нем мы рассматриваем результаты исследования

уровня проявления эмоциональной отзывчивости детей дошкольного возраста на музыкальных занятиях. В исследовании приняли участие  24 ребенка возраста 5-6 лет  детского сада № 47 «Золотой ключик» г.Белово. По результатам диагностики и в соответствии с критериями уровней эмоционального развития дети были распределены по уровням (Приложение 7, 8).

Уровень сформированности:

Н- низкий уровень

С-средний уровень

В- высокий уровень

В процессе исследования на начальном этапе были получены следующие данные:

                             Таблица 1

Уровень эмоционального развития детей на начальном этапе исследования

Уровень

Количество детей

чел.

%

низкий

7

29

средний

13

54

высокий

4

17

 

В результате проведенной работы произошло заметное улучшение эмоциональной сферы детей: они стали более раскрепощенными, приобрели способность определять эмоциональное состояние окружающих людей и эмоциональную отзывчивость на музыку. У дошкольников с негативными эмоциональными проявлениями наметилась положительная динамика.

Таблица 2

Уровень эмоционального развития детей на заключительном этапе исследования

 

Уровень

Количество детей

чел.

%

низкий

0

0

средний

17

71

высокий

7

29

 

Анализ результатов исследования представлен на рис. 1.

 

Рис. 1. Сравнительный анализ результатов исследования

 

Таким образом, проведенное исследование обозначило круг проблем, требующих дальнейшего разрешения и являющихся актуальными в современной педагогической ситуации. Исследование подтвердило, что значительное место в практике воспитания должно отводиться эмоциональному развитию именно средствами восприятия музыки.

Анализ вышеуказанного, позволяет сделать вывод, что для развития эмоциональной сферы ребенка педагоги дошкольной организации должны проводить систематическую и целенаправленную работу по обогащению чувственного опыта детей в процессе восприятия музыки.

Таким образом, гипотеза о том, что развитие эмоциональной сферы у детей  дошкольного возраста будет более успешным при определенных условиях, подтвердилась. Задачи исследования выполнены, цель достигнута.

Разумеется, данное исследование не является достаточно полным и глубоким, в связи с малым сроком проведения исследовательской работы по рассматриваемой проблеме, но, тем не менее, может оказать значительную помощь педагогам в развитии эмоциональной сферы дошкольников.

И в заключении привожу слова доктора педагогических наук Натальи Алексеевны Ветлугиной «Музыка для ребенка – мир радостных переживаний. Чтобы открыть перед ним дверь в этот мир, надо развивать у него способности, и, прежде всего музыкальный слух, эмоциональную отзывчивость. Иначе музыка не выполнит свои воспитательные функции».


Каждый раз, приходя на работу, я с нетерпением жду детей. Ведь мы с ними отправляемся в волшебную страну, в страну МУЗЫКИ!!!

 

Проблема развития эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста не нова, но она по-прежнему актуальна.

Цель исследования: разработать методическое обеспечение музыкальных занятий, направленных на эмоциональное развитие детей дошкольного возраста.

Объект исследования: эмоциональное развитие детей дошкольного возраста.

Предмет исследования: эмоциональное развитие детей дошкольного возраста посредством музыкальных занятий.

Гипотеза исследования: эмоциональное развитие детей дошкольного возраста посредством музыкальных занятий будет результативным, если педагог учитывает особенности использования музыкальных занятий в эмоциональном развитии детей дошкольного возраста; разработано и используется методическое обеспечение эмоционального развития детей дошкольного возраста в ДОО.

Задачи исследования:

1.      Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.

2. Выявить особенности использования музыкальных занятий в эмоциональном развитии детей дошкольного возраста.

3.      Разработать методическое обеспечение эмоционального развития детей дошкольного возраста в ДОО.