Педагогический опыт

Корочкова Ольга Яковлевна
 
 

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА

учителя начальных классов ГБОУ РМ «Саранская общеобразовательная школа для детей с ограниченными возможностями здоровья»

Корочковой Ольги Яковлевны

 

 

Формирование духовно-нравственных качеств у младших школьников с нарушением интеллекта

 

Обоснование актуальности и перспективность опыта.

Его значение для совершенствования учебно-воспитательного процесса.

Проблемы, связанные с нравственным воспитанием детей с нарушением интеллекта, постоянно находятся в центре внимания. Умственно отсталые школьники должны быть воспитаны так, чтобы их самостоятельное поведение в разнообразных жизненных ситуациях соответствовало существующим в обществе социальным нормам. А поскольку нравственность является нормой поведения и показателем моральной зрелости личности, выбранная мною проблема имеет большую значимость.

Актуальность проблемы в том, что несмотря на обилие научных работ, посвященных проблеме нравственно-этического воспитания, изучение и анализ имеющихся публикаций позволяет сделать вывод, что глубоких историко-педагогических исследований состояния и развития нравственно-этического воспитания младших школьников с нарушением интеллекта не проводилось. Это позволяет сделать вывод о недостаточной степени разработанности организации нравственно-этического воспитания умственно отсталых учащихся.

Оптимальному решению данной проблемы способствует создание педагогических условий для духовно – нравственного воспитания школьников в процессе учебной деятельности, а также определение места духовно – нравственной культуры в структуре содержания образования. Для решения данной проблемы учителю требуется не только знание предметов начальных классов и методика их преподавания, но и умение направить свою деятельность на нравственное воспитание.

Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения, становления опыта.

Условия возникновения, становления опыта заключаются в том, что в специальном (коррекционном) общеобразовательном учреждении формирование начальных этических представлений и нравственных чувств начинается в младших классах и продолжается на протяжении всех лет обучения. Процесс этот длительный и сложный в силу особенной высшей нервной деятельности учащихся. Нравственно-этическое воспитание осуществляется эффективно только тогда, когда представляет собой целостный процесс педагогической, соответствующей нормам морали, организации всей жизни детей: деятельности, отношений, общения с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей.

Надо не просто вырастить, а правильно воспитать детей, вложить в них помимо знаний ещё и духовные ценности, которые будут сопровождать их на всём жизненном пути. Воспитать так, чтобы научить любить свою землю, жить в мире и согласии с окружающими, быть терпимыми, толерантными, добрыми. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых духовно-нравственных свойств личности школьника.

Теоретическая база опыта

В кратком словаре по философии понятие нравственности приравнено к понятию мораль. «Мораль (латинское mores-нравы) - нормы, принципы, правила поведения людей, а также само человеческое поведение (мотивы поступков, результаты деятельности), чувства, суждения, в которых выражается нормативная регуляция отношений людей друг с другом и общественным целым (коллективом, классом, народом, обществом)».

В.И. Даль толковал слово мораль как «нравственное ученье, правила для воли, совести человека». «Относящийся к одной половине духовного быта, противоположный умственному, но сопоставляющий общее с ним духовное начало, к умственному относится истина и ложь, к нравственному - добро и зло. Добронравный, добродетельный, благонравный, согласный с совестью, с законами правды, с достоинством человека с долгом честного и чистого сердцем гражданина. Это человек нравственный, чистой, безукоризненной нравственности. Всякое самоотвержение есть поступок нравственный, доброй нравственности, доблести».

С годами понимание нравственности изменилось. У Ожегова С.И.: «Нравственность это внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами».

Мыслители разных веков трактовали понятие нравственности по-разному. Еще в древней Греции в трудах Аристотеля о нравственном человеке говорилось: «Нравственно прекрасным называют человека совершенного достоинства ... Ведь о нравственной красоте говорят по поводу добродетели: нравственно прекрасным зовут справедливого, мужественного, благоразумного и вообще обладающего всеми добродетелями человека».

А что же говорить о детях? Еще В.А. Сухомлинский говорил о том, что необходимо заниматься нравственным воспитанием ребенка, учить «умению чувствовать человека».

Сухомлинский считал, что «незыблемая основа нравственного убеждения закладывается в детстве и раннем отрочестве, когда добро и зло, честь и бесчестье, справедливость и несправедливость доступны пониманию ребенка лишь при условии яркой наглядности, очевидности морального смысла того, что он видит, делает, наблюдает».

 

Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приемы воспитания и обучения.

Наши представления о сути нравственного воспитания школьников изменяются не только под влиянием новых научных концепций, но и реальных достижений в области воспитания.

Процесс воспитания осуществляется в различных формах при помощи разнообразных методов, приемов и воспитательных средств. Понятие форма воспитания в педагогической литературе определяется как способ организации воспитательного процесса. Формы организации воспитательного процесса в самом общем виде отражают отношения, которые складываются между воспитателями и воспитанниками. Классифицируют формы воспитания в зависимости от количества воспитанников, – охвачен весь класс, небольшие группы или отдельные ученики (фронтальная, групповая, индивидуальная работа). Это наиболее распространенная классификация. Также правомерна классификация форм организации воспитательной деятельности в зависимости от методов воспитания:

1) словесные формы (собрания, сборы, лекции, доклады, диспуты, встречи и т.д.);

2) практические формы (походы, экскурсии, спартакиады, олимпиады и конкурсы и т.п.);

3) наглядные формы (школьные музеи, выставки разных жанров, тематические стенды и др.).

Под методами воспитания понимают способы воздействия воспитателей на воспитанников и организацию их деятельности. Методы нравственного воспитания выступают как пути и способы формирования нравственного сознания, развития моральных чувств и выработки навыков и привычек поведения.

Процесс нравственного воспитания двухсторонний: с одной стороны, организационное и целенаправленное воздействие воспитателей, с другой – организованная и целенаправленная деятельность воспитанников. Осуществлению процесса нравственного воспитания способствуют методы убеждения и методы упражнения. Убеждение – это воздействие на сознание, чувства и волю воспитанников с целью формирования у них положительных качеств и преодоления отрицательных.

Воспитатели разъясняют школьникам нормы и правила поведения. Однако убеждение не ограничивается лишь словесным разъяснением, беседами. Убеждают воспитанников и их собственный опыт, практика, конфетные дела, личный пример окружающих людей, и прежде всего педагогов, родителей, общение с ними. В целях убеждения используются книги, кинофильмы, теле- и радиопередачи. Всё это содействует нравственному просвещению учащихся, вооружает их знаниями о морали, формирует нравственные понятия и убеждения. Упражнение – это планомерно организованное выполнение различных действий, практических дел с целью формирования и развития личности. Функции упражнения не ограничиваются лишь приучением к правильному поведению. В процессе упражнения развивается сознание, формируются взгляды и убеждения, обогащаются чувства.

В процессе нравственного воспитания применяются и такие методы, как поощрение и наказание. Их обычно используют для одобрения положительных поступков и действий учащихся и для осуждения отрицательных.

Выбор методов зависит от содержания воспитательной деятельности, от ее направленности. Так, в процессе нравственного просвещения на первое место, естественно, выдвигается убеждение; в трудовом воспитании – упражнение; в воспитании дисциплинированности и ответственности наряду с основными методами применяются также поощрение и наказание.

Наиболее распространенным методом воспитания этической культуры являются методы убеждения. К ним относятся: рассказ, беседа, разъяснения представляемых детям требований, убеждение примером взрослых, чтение художественных произведений, просмотр кинофильмов, диафильмов, театральных постановок, слушание музыки, знакомство с изобразительным искусством. Опыт показывает, что формирование у школьников этических представлений во многом определяет развитие их чувства и поведения. неправильные представления о дружбе, доброте, честности, справедливости является причиной частых конфликтов между детьми. Поэтому необходимо разъяснить ребенку, что от него ждут, каким хотят видеть его. Разъяснение является наиболее доступным методом воспитания этической культуры. Необходимо прежде всего выяснить, что знают дети об этике отношений между детьми, какое конкретное содержание они вкладывают в понятие «доброта», «честность», «справедливость». С помощью метода разъяснения ребятам разъясняются нормы поведения в школе, дома, на улице, в отношениях с людьми, в отношениях к своим обязанностям. Рассказ взрослых, как и разъяснение и беседа, предполагает накопление у детей запаса представлений, переживаний, понятий о тех моральных этических нормах поведения, которые приняты в обществе. При этом учащиеся начинают различать хорошее и плохое, справедливое и несправедливое. Функцию рассказа и разъяснения может выполнять книга. Действенным методом воспитания этической культуры учащихся является убеждение примером. Действие этого метода основано на том, что ребенок в своем стремлении хочет скорее стать взрослым, берет в качестве подражания пример взрослых. Склонность к подражанию основано на том, что у ребят нет ещё своего жизненного опыта, нет устойчивых привычек поведения. Поэтому это сказывается и на формировании понятий этической культуры. Целесообразно использовать произведения художественной литературы. В которой не только описаны конфликтные ситуации, не только даны противоположности добра и зла, их понятие, но даны положительные стороны событий. Великую роль нужно отдать сравнению этих событий, ситуаций.

Если при изучении предметов учебного плана можно лишь в общих чертах знакомить детей с возможными решениями различных жизненных задач, то занятия во внеурочное время позволяют сосредоточиться на том, чтобы дать ребенку нравственные ориентиры. Задача педагога – научить ребенка различать добро и зло, объяснить, кто и что стоит за этими понятиями, что ждет подростков в результате их нравственного выбора, научить реально оценивать свои возможности, дать понятие об уникальности и необходимости каждого человека для общества, важности его трудового вклада.

Во время непосредственного контакта с природой – прогулок по родным местам, экскурсий, наблюдений, ребёнок воочию видит и оценивает санитарное состояние любимых уголков. Часто бывает так, что самые посещаемые, любимые места остаются после «нерадивых» гостей грязными, непригодными для отдыха других людей. Поэтому предложенный педагогом экологический рейд по родным местам не раз находил поддержку и одобрение учащихся.

Участие в общешкольных днях здоровья на природе, воспитывает силу, ловкость, развивает морально – волевые качества, выносливость, стойкость, дисциплинированность, учит любить каждый уголок, вырабатывает потребность в её защите от загрязнения, истребления.

Анализ результативности

Результатом нравственного воспитания является нравственная воспитанность. Она материализуется в общественно ценных свойствах и качествах личности, проявляется в отношениях, деятельности, общении. «Нравственная воспитанность» – это устойчивость положительных привычек и привычных норм поведения, культура отношений и общения в условиях здорового детского коллектива. О нравственной воспитанности говорит также наличие сильной воли, способность осуществлять нравственно – волевой контроль и самоконтроль, регуляцию поведения. Она проявляется в активной жизненной позиции, единстве слова и дела, гражданском мужестве и решимости в сложных жизненных ситуациях оставаться верным своим убеждениям, самому себе.»

В результате проведенной работы учащиеся начинают ощущать потребность в сопереживании, у них формируются преимущественно внеситуативные познавательные и личностные мотивы общения, более адекватное отношение к себе и к окружающим, отсутствие чувства неловкости в общении с незнакомыми людьми, появляется искренний интерес к сверстникам, стремление занимать лидирующие позиции, получают удовольствие от общения со сверстниками, дружно играют друг с другом.

Таким образом, нравственное воспитание в школе наиболее результативно именно в практической работе, имеющей коллективный характер. Только усилия каждого в совместном труде, постоянная взаимопомощь и взаимозависимость помогут сформировать правильное отношение детей друг к другу.

Трудности и проблемы при использовании этого метода

Трудности в нравственном развитии детей с нарушением интеллекта связано с такими особенностями их развития как:

1.  Несформированность потребности в общении.

2. Сложности в овладении средствами общения (речью и социально-перцептивными навыками)

3. Сложности социализации (усвоения социальных норм и правил, формирования нравственной и моральной сфер личности)

4. Отсутствие достаточной саморегуляции, нарушения эмоционально-волевой сферы.

5. Трудности, конфликты, возникающие при общении с окружающими людьми.

Формирование нравственных качеств младших школьников с нарушением интеллекта осуществляется с учетом психофизических и индивидуальных особенностей их возраста: склонность к игре; невозможность долгое время заниматься монотонной деятельностью; недостаточная четкость нравственных представлений; противоречие между знанием и практическим применением; неравномерность применения вежливого общения со взрослыми и сверстниками (в быту, школе, на улице).

Адресные рекомендации по использованию опыта

Данный педагогический опыт может быть полезен учителям начальных классов, воспитателям групп продленного дня специальных (коррекционных) школ, родителям, студентам дефектологических факультетов.

Результаты применения педагогического опыта представлены:

в процессе выступлений на семинарах, конференциях различного уровня.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА
учителя начальных классов ГБОУ РМ «Саранская общеобразовательная школа для детей с ограниченными возможностями здоровья»
Корочковой Ольги Яковлевны
 
 
Формирование духовно-нравственных качеств у младших школьников с нарушением интеллекта 
 
Обоснование актуальности и перспективность опыта.
Его значение для совершенствования учебно-воспитательного процесса.
Проблемы, связанные с нравственным воспитанием детей с нарушением интеллекта, постоянно находятся в центре внимания. Умственно отсталые школьники должны быть воспитаны так, чтобы их самостоятельное поведение в разнообразных жизненных ситуациях соответствовало существующим в обществе социальным нормам. А поскольку нравственность является нормой поведения и показателем моральной зрелости личности, выбранная мною проблема имеет большую значимость.
Актуальность проблемы в том, что несмотря на обилие научных работ, посвященных проблеме нравственно-этического воспитания, изучение и анализ имеющихся публикаций позволяет сделать вывод, что глубоких историко-педагогических исследований состояния и развития нравственно-этического воспитания младших школьников с нарушением интеллекта не проводилось. Это позволяет сделать вывод о недостаточной степени разработанности организации нравственно-этического воспитания умственно отсталых учащихся.
Оптимальному решению данной проблемы способствует создание педагогических условий для духовно – нравственного воспитания школьников в процессе учебной деятельности, а также определение места духовно – нравственной культуры в структуре содержания образования. Для решения данной проблемы учителю требуется не только знание предметов начальных классов и методика их преподавания, но и умение направить свою деятельность на нравственное воспитание.
Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения, становления опыта.
Условия возникновения, становления опыта заключаются в том, что в специальном (коррекционном) общеобразовательном учреждении формирование начальных этических представлений и нравственных чувств начинается в младших классах и продолжается на протяжении всех лет обучения. Процесс этот длительный и сложный в силу особенной высшей нервной деятельности учащихся. Нравственно-этическое воспитание осуществляется эффективно только тогда, когда представляет собой целостный процесс педагогической, соответствующей нормам морали, организации всей жизни детей: деятельности, отношений, общения с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей.
Надо не просто вырастить, а правильно воспитать детей, вложить в них помимо знаний ещё и духовные ценности, которые будут сопровождать их на всём жизненном пути. Воспитать так, чтобы научить любить свою землю, жить в мире и согласии с окружающими, быть терпимыми, толерантными, добрыми. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых духовно-нравственных свойств личности школьника.
Теоретическая база опыта.
В кратком словаре по философии понятие нравственности приравнено к понятию мораль. «Мораль (латинское mores-нравы) - нормы, принципы, правила поведения людей, а также само человеческое поведение (мотивы поступков, результаты деятельности), чувства, суждения, в которых выражается нормативная регуляция отношений людей друг с другом и общественным целым (коллективом, классом, народом, обществом)».
В.И. Даль толковал слово мораль как «нравственное ученье, правила для воли, совести человека». «Относящийся к одной половине духовного быта, противоположный умственному, но сопоставляющий общее с ним духовное начало, к умственному относится истина и ложь, к нравственному - добро и зло. Добронравный, добродетельный, благонравный, согласный с совестью, с законами правды, с достоинством человека с долгом честного и чистого сердцем гражданина. Это человек нравственный, чистой, безукоризненной нравственности. Всякое самоотвержение есть поступок нравственный, доброй нравственности, доблести».
С годами понимание нравственности изменилось. У Ожегова С.И.: «Нравственность это внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами».
Мыслители разных веков трактовали понятие нравственности по-разному. Еще в древней Греции в трудах Аристотеля о нравственном человеке говорилось: «Нравственно прекрасным называют человека совершенного достоинства ... Ведь о нравственной красоте говорят по поводу добродетели: нравственно прекрасным зовут справедливого, мужественного, благоразумного и вообще обладающего всеми добродетелями человека».
А что же говорить о детях? Еще В.А. Сухомлинский говорил о том, что необходимо заниматься нравственным воспитанием ребенка, учить «умению чувствовать человека».
Сухомлинский считал, что «незыблемая основа нравственного убеждения закладывается в детстве и раннем отрочестве, когда добро и зло, честь и бесчестье, справедливость и несправедливость доступны пониманию ребенка лишь при условии яркой наглядности, очевидности морального смысла того, что он видит, делает, наблюдает».
Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приемы воспитания и обучения.
Наши представления о сути нравственного воспитания школьников изменяются не только под влиянием новых научных концепций, но и реальных достижений в области воспитания. 
Процесс воспитания осуществляется в различных формах при помощи разнообразных методов, приемов и воспитательных средств. Понятие форма воспитания в педагогической литературе определяется как способ организации воспитательного процесса. Формы организации воспитательного процесса в самом общем виде отражают отношения, которые складываются между воспитателями и воспитанниками. Классифицируют формы воспитания в зависимости от количества воспитанников, – охвачен весь класс, небольшие группы или отдельные ученики (фронтальная, групповая, индивидуальная работа). Это наиболее распространенная классификация. Также правомерна классификация форм организации воспитательной деятельности в зависимости от методов воспитания:
1) словесные формы (собрания, сборы, лекции, доклады, диспуты, встречи и т.д.);
2) практические формы (походы, экскурсии, спартакиады, олимпиады и конкурсы и т.п.);
3) наглядные формы (школьные музеи, выставки разных жанров, тематические стенды и др.).
Под методами воспитания понимают способы воздействия воспитателей на воспитанников и организацию их деятельности. Методы нравственного воспитания выступают как пути и способы формирования нравственного сознания, развития моральных чувств и выработки навыков и привычек поведения.
Процесс нравственного воспитания двухсторонний: с одной стороны, организационное и целенаправленное воздействие воспитателей, с другой – организованная и целенаправленная деятельность воспитанников. Осуществлению процесса нравственного воспитания способствуют методы убеждения и методы упражнения. Убеждение – это воздействие на сознание, чувства и волю воспитанников с целью формирования у них положительных качеств и преодоления отрицательных.
Воспитатели разъясняют школьникам нормы и правила поведения. Однако убеждение не ограничивается лишь словесным разъяснением, беседами. Убеждают воспитанников и их собственный опыт, практика, конфетные дела, личный пример окружающих людей, и прежде всего педагогов, родителей, общение с ними. В целях убеждения используются книги, кинофильмы, теле- и радиопередачи. Всё это содействует нравственному просвещению учащихся, вооружает их знаниями о морали, формирует нравственные понятия и убеждения. Упражнение – это планомерно организованное выполнение различных действий, практических дел с целью формирования и развития личности. Функции упражнения не ограничиваются лишь приучением к правильному поведению. В процессе упражнения развивается сознание, формируются взгляды и убеждения, обогащаются чувства.
В процессе нравственного воспитания применяются и такие методы, как поощрение и наказание. Их обычно используют для одобрения положительных поступков и действий учащихся и для осуждения отрицательных.
Выбор методов зависит от содержания воспитательной деятельности, от ее направленности. Так, в процессе нравственного просвещения на первое место, естественно, выдвигается убеждение; в трудовом воспитании – упражнение; в воспитании дисциплинированности и ответственности наряду с основными методами применяются также поощрение и наказание.
Наиболее распространенным методом воспитания этической культуры являются методы убеждения. К ним относятся: рассказ, беседа, разъяснения представляемых детям требований, убеждение примером взрослых, чтение художественных произведений, просмотр кинофильмов, диафильмов, театральных постановок, слушание музыки, знакомство с изобразительным искусством. Опыт показывает, что формирование у школьников этических представлений во многом определяет развитие их чувства и поведения. неправильные представления о дружбе, доброте, честности, справедливости является причиной частых конфликтов между детьми. Поэтому необходимо разъяснить ребенку, что от него ждут, каким хотят видеть его. Разъяснение является наиболее доступным методом воспитания этической культуры. Необходимо прежде всего выяснить, что знают дети об этике отношений между детьми, какое конкретное содержание они вкладывают в понятие «доброта», «честность», «справедливость». С помощью метода разъяснения ребятам разъясняются нормы поведения в школе, дома, на улице, в отношениях с людьми, в отношениях к своим обязанностям. Рассказ взрослых, как и разъяснение и беседа, предполагает накопление у детей запаса представлений, переживаний, понятий о тех моральных этических нормах поведения, которые приняты в обществе. При этом учащиеся начинают различать хорошее и плохое, справедливое и несправедливое. Функцию рассказа и разъяснения может выполнять книга. Действенным методом воспитания этической культуры учащихся является убеждение примером. Действие этого метода основано на том, что ребенок в своем стремлении хочет скорее стать взрослым, берет в качестве подражания пример взрослых. Склонность к подражанию основано на том, что у ребят нет ещё своего жизненного опыта, нет устойчивых привычек поведения. Поэтому это сказывается и на формировании понятий этической культуры. Целесообразно использовать произведения художественной литературы. В которой не только описаны конфликтные ситуации, не только даны противоположности добра и зла, их понятие, но даны положительные стороны событий. Великую роль нужно отдать сравнению этих событий, ситуаций. 
Если при изучении предметов учебного плана можно лишь в общих чертах знакомить детей с возможными решениями различных жизненных задач, то занятия во внеурочное время позволяют сосредоточиться на том, чтобы дать ребенку нравственные ориентиры. Задача педагога – научить ребенка различать добро и зло, объяснить, кто и что стоит за этими понятиями, что ждет подростков в результате их нравственного выбора, научить реально оценивать свои возможности, дать понятие об уникальности и необходимости каждого человека для общества, важности его трудового вклада.
Во время непосредственного контакта с природой – прогулок по родным местам, экскурсий, наблюдений, ребёнок воочию видит и оценивает санитарное состояние любимых уголков. Часто бывает так, что самые посещаемые, любимые места остаются после «нерадивых» гостей грязными, непригодными для отдыха других людей. Поэтому предложенный педагогом экологический рейд по родным местам не раз находил поддержку и одобрение учащихся.
Участие в общешкольных днях здоровья на природе, воспитывает силу, ловкость, развивает морально – волевые качества, выносливость, стойкость, дисциплинированность, учит любить каждый уголок, вырабатывает потребность в её защите от загрязнения, истребления.
Анализ результативности
Результатом нравственного воспитания является нравственная воспитанность. Она материализуется в общественно ценных свойствах и качествах личности, проявляется в отношениях, деятельности, общении. «Нравственная воспитанность» – это устойчивость положительных привычек и привычных норм поведения, культура отношений и общения в условиях здорового детского коллектива. О нравственной воспитанности говорит также наличие сильной воли, способность осуществлять нравственно – волевой контроль и самоконтроль, регуляцию поведения. Она проявляется в активной жизненной позиции, единстве слова и дела, гражданском мужестве и решимости в сложных жизненных ситуациях оставаться верным своим убеждениям, самому себе.»
В результате проведенной работы учащиеся начинают ощущать потребность в сопереживании, у них формируются преимущественно внеситуативные познавательные и личностные мотивы общения, более адекватное отношение к себе и к окружающим, отсутствие чувства неловкости в общении с незнакомыми людьми, появляется искренний интерес к сверстникам, стремление занимать лидирующие позиции, получают удовольствие от общения со сверстниками, дружно играют друг с другом.
Таким образом, нравственное воспитание в школе наиболее результативно именно в практической работе, имеющей коллективный характер. Только усилия каждого в совместном труде, постоянная взаимопомощь и взаимозависимость помогут сформировать правильное отношение детей друг к другу.
Трудности и проблемы при использовании этого метода.
Трудности в нравственном развитии детей с нарушением интеллекта связано с такими особенностями их развития как:
1.  Несформированность потребности в общении.
2. Сложности в овладении средствами общения (речью и социально-перцептивными навыками)
3. Сложности социализации (усвоения социальных норм и правил, формирования нравственной и моральной сфер личности)
4. Отсутствие достаточной саморегуляции, нарушения эмоционально-волевой сферы.
5. Трудности, конфликты, возникающие при общении с окружающими людьми.
Формирование нравственных качеств младших школьников с нарушением интеллекта осуществляется с учетом психофизических и индивидуальных особенностей их возраста: склонность к игре; невозможность долгое время заниматься монотонной деятельностью; недостаточная четкость нравственных представлений; противоречие между знанием и практическим применением; неравномерность применения вежливого общения со взрослыми и сверстниками (в быту, школе, на улице).
Адресные рекомендации по использованию опыта.
Данный педагогический опыт может быть полезен учителям начальных классов, воспитателям групп продленного дня специальных (коррекционных) школ, родителям, студентам дефектологических факультетов.
Результаты применения педагогического опыта представлены:
в процессе выступлений на семинарах, конференциях различного уровня, персональном сайте.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogicheskiy_opyt_korochkovoy_olgi_yakovlevny.docx21.11 КБ

Предварительный просмотр:

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА

учителя начальных классов ГБОУ РМ «Саранская общеобразовательная школа для детей с ограниченными возможностями здоровья»

Корочковой Ольги Яковлевны

Формирование духовно-нравственных качеств у младших школьников с нарушением интеллекта

Обоснование актуальности и перспективность опыта.

Его значение для совершенствования учебно-воспитательного процесса.

Проблемы, связанные с нравственным воспитанием детей с нарушением интеллекта, постоянно находятся в центре внимания. Умственно отсталые школьники должны быть воспитаны так, чтобы их самостоятельное поведение в разнообразных жизненных ситуациях соответствовало существующим в обществе социальным нормам. А поскольку нравственность является нормой поведения и показателем моральной зрелости личности, выбранная мною проблема имеет большую значимость.

Актуальность проблемы в том, что несмотря на обилие научных работ, посвященных проблеме нравственно-этического воспитания, изучение и анализ имеющихся публикаций позволяет сделать вывод, что глубоких историко-педагогических исследований состояния и развития нравственно-этического воспитания младших школьников с нарушением интеллекта не проводилось. Это позволяет сделать вывод о недостаточной степени разработанности организации нравственно-этического воспитания умственно отсталых учащихся.

Оптимальному решению данной проблемы способствует создание педагогических условий для духовно – нравственного воспитания школьников в процессе учебной деятельности, а также определение места духовно – нравственной культуры в структуре содержания образования. Для решения данной проблемы учителю требуется не только знание предметов начальных классов и методика их преподавания, но и умение направить свою деятельность на нравственное воспитание.

Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения, становления опыта.

Условия возникновения, становления опыта заключаются в том, что в специальном (коррекционном) общеобразовательном учреждении формирование начальных этических представлений и нравственных чувств начинается в младших классах и продолжается на протяжении всех лет обучения. Процесс этот длительный и сложный в силу особенной высшей нервной деятельности учащихся. Нравственно-этическое воспитание осуществляется эффективно только тогда, когда представляет собой целостный процесс педагогической, соответствующей нормам морали, организации всей жизни детей: деятельности, отношений, общения с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей.

Надо не просто вырастить, а правильно воспитать детей, вложить в них помимо знаний ещё и духовные ценности, которые будут сопровождать их на всём жизненном пути. Воспитать так, чтобы научить любить свою землю, жить в мире и согласии с окружающими, быть терпимыми, толерантными, добрыми. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых духовно-нравственных свойств личности школьника.

Теоретическая база опыта

В кратком словаре по философии понятие нравственности приравнено к понятию мораль. «Мораль (латинское mores-нравы) - нормы, принципы, правила поведения людей, а также само человеческое поведение (мотивы поступков, результаты деятельности), чувства, суждения, в которых выражается нормативная регуляция отношений людей друг с другом и общественным целым (коллективом, классом, народом, обществом)».

В.И. Даль толковал слово мораль как «нравственное ученье, правила для воли, совести человека». «Относящийся к одной половине духовного быта, противоположный умственному, но сопоставляющий общее с ним духовное начало, к умственному относится истина и ложь, к нравственному - добро и зло. Добронравный, добродетельный, благонравный, согласный с совестью, с законами правды, с достоинством человека с долгом честного и чистого сердцем гражданина. Это человек нравственный, чистой, безукоризненной нравственности. Всякое самоотвержение есть поступок нравственный, доброй нравственности, доблести».

С годами понимание нравственности изменилось. У Ожегова С.И.: «Нравственность это внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами».

Мыслители разных веков трактовали понятие нравственности по-разному. Еще в древней Греции в трудах Аристотеля о нравственном человеке говорилось: «Нравственно прекрасным называют человека совершенного достоинства ... Ведь о нравственной красоте говорят по поводу добродетели: нравственно прекрасным зовут справедливого, мужественного, благоразумного и вообще обладающего всеми добродетелями человека».

А что же говорить о детях? Еще В.А. Сухомлинский говорил о том, что необходимо заниматься нравственным воспитанием ребенка, учить «умению чувствовать человека».

Сухомлинский считал, что «незыблемая основа нравственного убеждения закладывается в детстве и раннем отрочестве, когда добро и зло, честь и бесчестье, справедливость и несправедливость доступны пониманию ребенка лишь при условии яркой наглядности, очевидности морального смысла того, что он видит, делает, наблюдает».

Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приемы воспитания и обучения.

Наши представления о сути нравственного воспитания школьников изменяются не только под влиянием новых научных концепций, но и реальных достижений в области воспитания.

Процесс воспитания осуществляется в различных формах при помощи разнообразных методов, приемов и воспитательных средств. Понятие форма воспитания в педагогической литературе определяется как способ организации воспитательного процесса. Формы организации воспитательного процесса в самом общем виде отражают отношения, которые складываются между воспитателями и воспитанниками. Классифицируют формы воспитания в зависимости от количества воспитанников, – охвачен весь класс, небольшие группы или отдельные ученики (фронтальная, групповая, индивидуальная работа). Это наиболее распространенная классификация. Также правомерна классификация форм организации воспитательной деятельности в зависимости от методов воспитания:

1) словесные формы (собрания, сборы, лекции, доклады, диспуты, встречи и т.д.);

2) практические формы (походы, экскурсии, спартакиады, олимпиады и конкурсы и т.п.);

3) наглядные формы (школьные музеи, выставки разных жанров, тематические стенды и др.).

Под методами воспитания понимают способы воздействия воспитателей на воспитанников и организацию их деятельности. Методы нравственного воспитания выступают как пути и способы формирования нравственного сознания, развития моральных чувств и выработки навыков и привычек поведения.

Процесс нравственного воспитания двухсторонний: с одной стороны, организационное и целенаправленное воздействие воспитателей, с другой – организованная и целенаправленная деятельность воспитанников. Осуществлению процесса нравственного воспитания способствуют методы убеждения и методы упражнения. Убеждение – это воздействие на сознание, чувства и волю воспитанников с целью формирования у них положительных качеств и преодоления отрицательных.

Воспитатели разъясняют школьникам нормы и правила поведения. Однако убеждение не ограничивается лишь словесным разъяснением, беседами. Убеждают воспитанников и их собственный опыт, практика, конфетные дела, личный пример окружающих людей, и прежде всего педагогов, родителей, общение с ними. В целях убеждения используются книги, кинофильмы, теле- и радиопередачи. Всё это содействует нравственному просвещению учащихся, вооружает их знаниями о морали, формирует нравственные понятия и убеждения. Упражнение – это планомерно организованное выполнение различных действий, практических дел с целью формирования и развития личности. Функции упражнения не ограничиваются лишь приучением к правильному поведению. В процессе упражнения развивается сознание, формируются взгляды и убеждения, обогащаются чувства.

В процессе нравственного воспитания применяются и такие методы, как поощрение и наказание. Их обычно используют для одобрения положительных поступков и действий учащихся и для осуждения отрицательных.

Выбор методов зависит от содержания воспитательной деятельности, от ее направленности. Так, в процессе нравственного просвещения на первое место, естественно, выдвигается убеждение; в трудовом воспитании – упражнение; в воспитании дисциплинированности и ответственности наряду с основными методами применяются также поощрение и наказание.

Наиболее распространенным методом воспитания этической культуры являются методы убеждения. К ним относятся: рассказ, беседа, разъяснения представляемых детям требований, убеждение примером взрослых, чтение художественных произведений, просмотр кинофильмов, диафильмов, театральных постановок, слушание музыки, знакомство с изобразительным искусством. Опыт показывает, что формирование у школьников этических представлений во многом определяет развитие их чувства и поведения. неправильные представления о дружбе, доброте, честности, справедливости является причиной частых конфликтов между детьми. Поэтому необходимо разъяснить ребенку, что от него ждут, каким хотят видеть его. Разъяснение является наиболее доступным методом воспитания этической культуры. Необходимо прежде всего выяснить, что знают дети об этике отношений между детьми, какое конкретное содержание они вкладывают в понятие «доброта», «честность», «справедливость». С помощью метода разъяснения ребятам разъясняются нормы поведения в школе, дома, на улице, в отношениях с людьми, в отношениях к своим обязанностям. Рассказ взрослых, как и разъяснение и беседа, предполагает накопление у детей запаса представлений, переживаний, понятий о тех моральных этических нормах поведения, которые приняты в обществе. При этом учащиеся начинают различать хорошее и плохое, справедливое и несправедливое. Функцию рассказа и разъяснения может выполнять книга. Действенным методом воспитания этической культуры учащихся является убеждение примером. Действие этого метода основано на том, что ребенок в своем стремлении хочет скорее стать взрослым, берет в качестве подражания пример взрослых. Склонность к подражанию основано на том, что у ребят нет ещё своего жизненного опыта, нет устойчивых привычек поведения. Поэтому это сказывается и на формировании понятий этической культуры. Целесообразно использовать произведения художественной литературы. В которой не только описаны конфликтные ситуации, не только даны противоположности добра и зла, их понятие, но даны положительные стороны событий. Великую роль нужно отдать сравнению этих событий, ситуаций.

Если при изучении предметов учебного плана можно лишь в общих чертах знакомить детей с возможными решениями различных жизненных задач, то занятия во внеурочное время позволяют сосредоточиться на том, чтобы дать ребенку нравственные ориентиры. Задача педагога – научить ребенка различать добро и зло, объяснить, кто и что стоит за этими понятиями, что ждет подростков в результате их нравственного выбора, научить реально оценивать свои возможности, дать понятие об уникальности и необходимости каждого человека для общества, важности его трудового вклада.

Во время непосредственного контакта с природой – прогулок по родным местам, экскурсий, наблюдений, ребёнок воочию видит и оценивает санитарное состояние любимых уголков. Часто бывает так, что самые посещаемые, любимые места остаются после «нерадивых» гостей грязными, непригодными для отдыха других людей. Поэтому предложенный педагогом экологический рейд по родным местам не раз находил поддержку и одобрение учащихся.

Участие в общешкольных днях здоровья на природе, воспитывает силу, ловкость, развивает морально – волевые качества, выносливость, стойкость, дисциплинированность, учит любить каждый уголок, вырабатывает потребность в её защите от загрязнения, истребления.

Анализ результативности

Результатом нравственного воспитания является нравственная воспитанность. Она материализуется в общественно ценных свойствах и качествах личности, проявляется в отношениях, деятельности, общении. «Нравственная воспитанность» – это устойчивость положительных привычек и привычных норм поведения, культура отношений и общения в условиях здорового детского коллектива. О нравственной воспитанности говорит также наличие сильной воли, способность осуществлять нравственно – волевой контроль и самоконтроль, регуляцию поведения. Она проявляется в активной жизненной позиции, единстве слова и дела, гражданском мужестве и решимости в сложных жизненных ситуациях оставаться верным своим убеждениям, самому себе.»

В результате проведенной работы учащиеся начинают ощущать потребность в сопереживании, у них формируются преимущественно внеситуативные познавательные и личностные мотивы общения, более адекватное отношение к себе и к окружающим, отсутствие чувства неловкости в общении с незнакомыми людьми, появляется искренний интерес к сверстникам, стремление занимать лидирующие позиции, получают удовольствие от общения со сверстниками, дружно играют друг с другом.

Таким образом, нравственное воспитание в школе наиболее результативно именно в практической работе, имеющей коллективный характер. Только усилия каждого в совместном труде, постоянная взаимопомощь и взаимозависимость помогут сформировать правильное отношение детей друг к другу.

Трудности и проблемы при использовании этого метода

Трудности в нравственном развитии детей с нарушением интеллекта связано с такими особенностями их развития как:

1.  Несформированность потребности в общении.

2. Сложности в овладении средствами общения (речью и социально-перцептивными навыками)

3. Сложности социализации (усвоения социальных норм и правил, формирования нравственной и моральной сфер личности)

4. Отсутствие достаточной саморегуляции, нарушения эмоционально-волевой сферы.

5. Трудности, конфликты, возникающие при общении с окружающими людьми.

Формирование нравственных качеств младших школьников с нарушением интеллекта осуществляется с учетом психофизических и индивидуальных особенностей их возраста: склонность к игре; невозможность долгое время заниматься монотонной деятельностью; недостаточная четкость нравственных представлений; противоречие между знанием и практическим применением; неравномерность применения вежливого общения со взрослыми и сверстниками (в быту, школе, на улице).

Адресные рекомендации по использованию опыта

Данный педагогический опыт может быть полезен учителям начальных классов, воспитателям групп продленного дня специальных (коррекционных) школ, родителям, студентам дефектологических факультетов.

Результаты применения педагогического опыта представлены:

в процессе выступлений на семинарах, конференциях различного уровня. Размещаю материал на собственном сайте http:// .