Гречухина Татьяна Николаевна

Евгения Александровна Смирнова

Уважаемая Татьяна Николаевна! У ребенка четырех лет расстройство аутистического спектра. Он не говорит и не подходит, даже не смотрит, когда мы его зовем. Можете посоветовать, как лучше учить его отзываться на имя?

Здравствуйте Евгения Александровна!
Мы знаем, что многие люди с аутизмом иначе учатся, и социальное взаимодействие, особенно реакции на коммуникацию других людей, вызывает у них особые сложности.
При обучении новому и сложному навыку — в данном случае тому, как откликаться на имя — я рекомендую не забывать о разнице между «не может» и «не хочет».
Не может: Во многих ситуациях люди с аутизмом действительно не понимают, чего от них ожидают, в первую очередь, это касается социальных ситуаций. Они (пока что) не могут этого, потому что никто не учил их этому так, чтобы это имело для них смысл.
Не хочет: В некоторых случаях люди в спектре аутизма могут не отвечать так, как отвечают другие люди, потому что социальное взаимодействие имеет для них меньшую ценность. В этом случае у него или нее недостаточно мотивации для реакции, которую мы ожидаем.
Я предлагаю вам выбрать определенные дни и выделить конкретное время, когда вы можете практиковаться в этом навыке со своим воспитанником.
Если вы подозреваете, что ребенок не понимает, зачем ему откликаться на свое имя, вам нужно найти что-то, что очень для него важно, чтобы повысить мотивацию. Я предлагаю что-нибудь, что вы можете дать ему тут же как награду за его усилия — что-то, что ему очень нравится. Например, вы можете награждать его позитивным вниманием (объятия, «дать пять», похвала и так далее), короткой игрой, которую он любит (щекотка, ку-ку, «поехали-поехали» и так далее) или любимой игрушкой, которая не всегда ему доступна.
Обучение с мотивацией и наградой за успех
1. Ищите возможности приблизиться к малышу, когда он чем-то занят, но не полностью погружен в это занятие. (Лучше избегать ситуаций, когда он полностью чем-то захвачен, например, когда он смотрит свое любимое видео).
2. Произнесите его имя.
3. После того как вы произнесли его имя, тут же постучите по его плечу или очень мягко поднимите его голову так, чтобы он посмотрел на вас. Я советую не требовать от него прямого взгляда в глаза, так как это может вызывать очень сильный дискомфорт у некоторых людей с аутизмом.
4. Как только он посмотрит в вашу сторону (пусть даже случайно), тут же наградите его игрой или предметом вместе с похвалой, например, «отлично отзываешься на имя!»
5. Позвольте ему вернуться к предыдущему или другому занятию. Это позволит вам создать новую возможность для практики.
Продолжайте практиковаться до тех пор, пока он не начнет отзываться на свое имя до того, как вы постучите по плечу или направите его взгляд в вашу сторону.
Если он несколько раз ответил без физической подсказки, то я рекомендую следующее:
1. Попробуйте приведенное выше упражнение в разных местах, помещениях. Тут же хвалите и награждайте его за малейший поворот в вашу сторону.
2. Привлеките других людей к вашему упражнению. Мы хотим, чтобы ваш воспитанник начал откликаться, когда его зовут разные люди и в разных местах. Опять же, не забывайте хвалить и награждать.
3. Когда ребенок начнет реагировать на свое имя в различных местах и с разными людьми, попробуйте увеличить расстояние, когда зовете его по имени. Начинайте с пары шагов и постепенно переходите к другому концу комнаты или площадки. Помните, что надо тут же хвалить и поощрять любую реакцию.
4. Продолжайте практиковаться, увеличивая дистанцию (в рамках безопасности, разумеется), пробуя новые места и новых (доверенных) людей. Желаю успехов!

Андрианова Ольга Сергеевна

Уважаемая Татьяна Николаевна!

Подбирая дидактические игры для моих воспитанников, я стараюсь не забывать, что у каждого ребенка есть особенности: физические и психологические. Гиперактивным детям нужны игры с четкими правилами, нежелательны сразу коллективные занятия, младшим дошкольникам - игры со знакомыми предметами, которые дети будут различать по цвету, форме, величине.
Подскажите из вашего опыта какие игры и упражнения лучше всего использовать для развития внимания дошкольников?

Уважаемая Ольга Александровна! Предлагаю вашему вниманию несколько игровых упражнений для развития устойчивости и переключения внимания.
Эти упражнения я регулярно использую в своей работе, они эффективны и любимы детьми:
«Угадай, чего не стало»
Цель: развивать концентрацию внимания.
Ход игры. Перед детьми выставляется 4 картинки. Дети их рассматривают, затем закрывают глаза, и ведущий постепенно убирает одну за другой. Дети должны сказать, какой картинки не стало.
«Кого не стало»
Цель: развивать концентрацию внимания.
Ход игры. Дети встают в круг. В центр выходит один ребенок. Ведущий про¬сит внимательно посмотреть и запомнить, кто стоит в кругу. По команде ведущий: «Закрыли глаза!» ребенок закрывает глаза. Ведущий идет за кругом, дотрагива¬ясь до плеча 1-2 детей. Они тихо убегают за ширму. Водящий смотрят по кругу и отгадывают, кого не стало.
«Найди игрушку»
Цель: учить по описанию определять предмет и называть объект описания; развивать наблюдательность.
Ход игры. Ребенок описывает игрушку, находящуюся в группе, остальные дети должны найти ее.
«Шапка-невидимка»
Цель: развивать концентрацию внимания.
Ход игры. В течение 3 секунд надо запомнить все предметы, собранные под шапкой, и затем перечислить их.
«Сложи узор»
Цель: развивать концентрацию внимания
Ход игры. Составьте дорожку или узор из фигур (начинайте с трех-четырех элементов, когда ребенок освоится с такими заданиями, увеличьте количество). Попросите его посмотреть на дорожку (узор), потом отвернуться. Измените расположение одной фигуры (потом двух-трех). Попросите ребенка восстановить первоначальное расположение фигур на дорожках (узорах).
«Найди два одинаковых предмета»
Цель: развивать концентрацию внимания.
Ход игры. Предлагается карточка с изображением пяти и более предметов, из которых два предмета одинаковые. Требуется найти одинаковые предметы, объяснить свой выбор.
«Угадай по описанию»
Цель: учить детей описывать предметы; развивать речь, внимание.
Ход игры. Перед детьми находятся картинки. Дети их рассматривают. Затем воспитатель зачитывает описание, дети определяют объект.
«Запрещенное движение»
Цель: развитие переключаемость внимания.
Ход игры. Дети стоят полукругом, в центре - ведущий. Он показывает несколько движений, одно из которых (например, приседание) – запретное. Дети должны повторить за ведущим все движения, кроме одного "запрещенного", если ребенок ошибся, выходит из игры.
Желаю успехов!

Добавить запись

Защита от спам-роботов