Мастер-класс

Хамитова Татьяна Александровна

"Коррекция нарушений словообразования у дошкольников старшего возраста".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass.docx20.65 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад компенсирующего вида № 29 «Дюймовочка»

г.Белебея муниципального района Белебеевский район

Республики Башкортостан

Мастер – класс

«Коррекция нарушений

словообразования  

у дошкольников старшего возраста»

Подготовила:

учитель-логопед Хамитова Т.А.

Цель: активировать знания по проблеме формирования словообразовательных операций у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

- передача опыта путём прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приёмов и форм педагогической деятельности.

- повышение уровня профессиональной компетентности участников мастер-класса.

Оборудование: дидактические игры, материал по формированию словообразовательных операций у детей.

Ход мастер-класса:

В процессе овладению речью ребенок приобретает навыки образования и употребления грамматических форм. Формирование грамматического строя речи у дошкольника включает работу над морфологией, изучающей грамматические значения в пределах слова (изменения слова по родам, числам, падежам), словообразованием (созданием нового слова на базе другого с помощью специальных средств).

Необходимо развивать активный словарь ребенка, связную речь, звуковую культуру речи, формировать грамматический строй речи, любовь и интерес к художественному слову.

Рассмотрим одно из направлений грамматического строя речи – словообразование.

Словообразование – это создание нового слова на базе другого однокоренного слова, которым оно выводится из него по смыслу с помощью окончаний, приставок, суффиксов.

Словообразование включает в себя:

лексико-грамматические игры и упражнения, направлены на формирование умений:

- правильно употреблять несклоняемые существительные;

- правильно употреблять существительные во множественном числе родительного падежа;

- согласовывать слова в предложении в роде и числе;

- образовывать существительные при помощи суффиксов и глаголы при помощи приставок.

Формированию у детей с ТНР словообразовательных умений, необходимо уделять большое внимание, так как это способствует расширению и обогащению словарного запаса, формированию умения строить связные высказывания, а также служит подготовкой к обучению грамоте.

Эффективной формой формирования навыков правильной речи является игра.

Игра имеет особое значение в жизни детей. Она является постоянным спутником дошкольников. Игра для ребенка — это жизнь, через которую он постигает мир и познает себя, развивает ловкость и фантазию, ум и смекалку. Ребенок просто не может не играть в силу своего природного любопытства и потребности в активном действии. Эти-то качества мы и должны использовать, если хотим хоть чему-то обучить ребенка, целенаправленно используя его активность.

В воспитании и обучении детей с ТНР широко используются дидактические игры. Они формируют определенные знания, умения и навыки, развивают все психические процессы...

Дидактическая игра, как форма обучения детей содержит два начала: учебное (познавательное) и игровое (занимательное). Логопед одновременно является и учителем, и участником игры. Он учит и играет, а дети, играя, учатся.

Для этого были подобраны разнообразные дидактические игры и упражнения, которые помогут целенаправленно скорректировать словообразовательные умения у детей с ТНР дошкольного возраста

Дидактическая  игра «Один – много»
Цель: научить образовывать существительные множественного числа.
Ход: взрослый называет существительное в единственном числе, а ребенок должен найти такую же картинку, где их много. Логопед: У меня на картинке мяч а у тебя? Ответ: у меня мячи. И т.д.

Дидактическая игра «Веселые кубики»

Цель: учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами: -ик, -к

Оборудование: большие и маленькие кубики с изображениями предметов.

Логопед: посмотри, у меня большой кубик, а у тебя маленький. Я буду называть картинку, а ты должен найти такую же картинку на своем кубике и назвать ее ласково. Например: дом — домик, стул — стульчик, мышь — мышка и т.д.

Дидактическая игра «Кого (чего) не стало?»

Цель: учить употреблять существительные в родительном падеже единственного и множественного числа (не стало мяча, куклы, машины, яблока, и т.д.).

Дидактическая игра «Назови профессию»

Цель: учить детей образовывать существительные при помощи суффиксов - щик, - тель, - ист.

часовщик                 строитель                          пианист

крановщик               учитель                             бульдозерист

каменщик                тракторист                        стекольщик                     

Дидактическое упражнение «Сложные слова»

Цель: учить детей образовывать сложные слова при помощи слияния двух основ.

Листья падают - листопад

Снег падает - снегопад

Звезды падают - звездопад

Сам летит - самолет

Пыль сосет - пылесос

Мясо рубит – мясорубка                                                                                                                                                    

Дидактическая игра «Зверюшки»

Цель: образовать новые слова с помощью суффиксов.

Зайчик – зайчонок – зайка – заюшка – заюшкина – зайчий.

Волк – волчонок – волчица – волчишка – волчий.

Дидактическая игра «Великаны»

(«Большой — огромный»)

Цель: образовывать существительные с увеличительным суффиксом -ищ- .

Ребенку предлагается назвать слова с увеличительным суффиксами.

Например: волк – волчище, дом – домище, лось – лосище, еж – ежище, и т.д.

Упражнение «Кто как голос подает?» 

Цель: закреплять умение образовывать глаголы от звукоподражательных комплексов)
Корова - " му-у" – мычит.                                             

Кошка - "мяу" – мяукает.                                         

Лошадь – иго-го – ржет.

Собака – гав-гав – лает.                                                

Свинья – хрю-хрю – хрюкает.                                

Овца – беееееее – блеет.

Дидактическое упражнение «Назови семью»

Бык - корова - теленок

Конь – лошадь – жеребенок

Хряк – свинья – поросенок

Пес – собака – щенок

Козел – коза – козленок

Баран – овца - ягненок

Волк – волчица – волчонок                                                  

Лис – лисица – лисенок                                        

Лось – лосиха – лосенок

Медведь – медведица – медвежонок                                    

Еж – ежиха – ежонок                                            

Заяц – зайчиха – зайчонок

Дидактическое упражнение «Чей хвост?» 

Цель: учить образовывать притяжательные прилагательные.

у лисы – лисий хвост                                    

у волка – волчий хвост                                            

у зайца – заячий хвост    

у медведя – медвежий хвост                        

у белки – беличий хвост                                         

Дидактическое упражнение «Какая бывает каша?».

- Скажи, как называется каша:
Из риса - рисовая каша.                                

Из пшена - пшенная каша.

Из гречки - гречневая каша.                        

Из овса - овсяная каша.
Из манки - манная каша.                              

Из гороха – гороховая каша.

Дидактическое упражнение «Какой? Какая?» 

Цель: образование относительных прилагательных.

Стакан из стекла, какой? – стеклянный.                                            

Кружка из фарфора, какая? – фарфоровая. 

Миска из глины, какая? – глиняная.                                                   

Сковорода из чугуна, какая? – чугунная.

Ложка из дерева, какая? – деревянная.                                              

Нож из металла, какой? - металлический 

Таким образом, для нормализации словообразовательных навыков у детей с ТНР необходима систематическая целенаправленная работа и тесная взаимосвязь с развитием всех компонентов языковой системы.

Дидактические игры способствуют повышению уровня сформированности словообразовательных навыков, усвоению речевых норм и правил, совершенствованию связной речи, активизации и пополнению словаря детей.