Конкурс "Учитель года - 2015"

Боровикова Ольга Николаевна

На данной странице представленны конкурсные задания:  "Методический семинар", "эссе "Я-учитель".

Для просмотра материалов методического семинара необходимо извлечь из архива документы в одну папку и приступить к просмотру презентации.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка к методическому семинару.

Тема: Технология дискуссионного анализа как средство формирования гражданской позиции на уроках обществознания.

Цель:представить и обосновать опыт формирования гражданской позиции через применение технологии дискуссионного анализа.

В представленной презентации раскрыты пути решения актуальной, на мой взгляд, проблемы – формирования гражданской позиции старшеклассников.

В настоящее время гражданско-патриотическое воспитание является приоритетной политикой государства в области  образования. В  национальной доктрине образования определена не только государственная политика, но и дан социальный заказ государства на воспитание человека с активной жизненной и профессиональной позицией, трудолюбивого высоконравственного патриота своей Родины, уважающего права и свободы личности, традиции и культуры других народов.

В решении поставленных задач существуют проблемы: учащиеся в большей степени ориентированы на успешную сдачу ЕГЭ, поступление в ВУЗ, карьеру, что является немаловажным. При всём этом, на второй план отходят задачи, связанные с формированием гражданской позиции. Как же правильно, оптимально соединить дидактические, воспитательные и личностные цели урока? Как сделать, чтобы ученик не только обладал знаниями, но и мог отстаивать свои права, бороться за честь, справедливость, быть высоконравственным человеком? Например, врач, не может быть настоящим врачом, не обладая милосердием. Учитель, не любящий свою школу, семью, Родину, не сможет воспитать достойных учеников с гражданской позицией. В определённый моментя осознала необходимость изменения собственной системы преподавания. Довольно долгое время я работала исключительно в рамках традиционных методов.Дети, при этом, были активны, но их активность носила исключительно репродуктивный характер. Ведущую роль в приобретении новых знаний при традиционных методахиграет память, чаще всего краткосрочная, другие психические процессы задействуются крайне мало. Обучающиеся при этом, как правило, не сотрудничают друг с другом и не выполняют каких-либо проблемных, поисковых заданий. В традиционном обучении учащийся выступает в роли объектаучебной деятельности.

Помимо основного противоречия были и другие проблемы, возникшие в педагогической практике: неумение работать с учебными вопросами, проблемными заданиями, боязнь устных ответов.

Не желая быть урокодателем, я выработала свой подход в решении данной проблемы через применение технологии дискуссионного анализа. Так как преподаваемые мной предметы: история и обществознание плюралистичны, вариативны, дискуссионны по своей сути.

Данная технология берёт начало со времён античности, освещается в работах Коротковой, Ондрошека, Струговщиковой. Именно у них я нашла полный перечень дискуссионных форм и методов, описание возможных рисков и трудностей, практические советы и рекомендации.

Применяя дискуссию как форму организации урока или его фрагмента, я поняла, насколько важно учителю отказаться от догматичной формы подачи учебного материала как «непреложной истины». Свои уроки я всегда стремлюсь проводить в виде эвристической беседы, опираясь на личный опыт, мнение, позицию ученика. Стараюсь, чтобы учащиеся сами определили тему и цель урока, увидели проблему. Представляю разные точки зрения, мнения, оценки событий, личностей, явлений. Знакомлю учащихся с позициями научных школ, их спорами, дискуссиями; характеризую изучаемый объект с разных сторон («плюсы» и «минусы», «сильные» и «слабые» стороны, возможности и угрозы). Например: в ходе изучения темы «Демократия и её ценности» в 11 классе, привожу разные точки зрения, взгляды на демократию. Предлагаю учащимся проблемные вопросы: существует ли демократия в России? Класс делится на три группы. Первая группа приводит аргументы: демократия в России есть. Вторая группа: демократии в России нет. Третья группа- эксперты: анализируют и оценивают ответы групп. В ходе дискуссии, применяя кейс-технологии, проверяем нормативную базу, гарантирующую принципы демократии.

Обществознание, 11 класс. Тема урока: «Занятость и безработица». Изучение вопроса - государственная политика в области занятости. Перед учащимися формулируется проблемный вопрос: «Основной целью государственной политики занятости является формирование благоприятных условий для занятости населения и обеспечения предприятий работниками через экономическую стабилизацию, повышение качества и конкурентоспособности работников. Сформулируйте свои предложения, каким образом государство может решить эти социально значимые задачи».

Обществознание, 9 класс. Тема урока: «Участие граждан в политической жизни». Перед учащимися сама тема урока формулируется как проблемное задание: «Мои возможности участия в политической жизни». Ребята выдвигали гипотезы каким образом, в каких формах возможно их участие в политике. Далее происходило обсуждение каждого из предложенных вариантов с точки зрения законности, возможности реализации и эффективности. Подвожу к выводу о том, что, участие в политической жизни – это проявление гражданской позиции, патриотизма. На подготовительном этапе дискуссии применяю метод «Мозгового штурма». Преимущество данного метода я вижу в том, что  он способствует развитию креативного мышления, выходит за пределы стандартного мышления.

Обществознание 9 класс. Тема урока «Право на образование». Проблемный вопрос:  обязательно ли нужно получать образование в современном обществе? Получение образования- это право, или обязанность? В ходе дискуссии, анализируем правовые документы- Конституцию РФ ст.43, Закон «Об образовании в Российской Федерации» ст.1-5. Делаем вывод- образование- это право и обязанность. Но почему же не все учащиеся используют это право? А как обстоит дело в других странах? Наглядный пример из видео о Пакистанской девочке, которая боролась за право на образование девушек в своей стране. За это на нее было совершено покушение. Несмотря на преграды, она осталась верной своим идеям и была удостоена Нобелевской премии. Подвожу к выводу о том, что Россия- социальное государство, целью которого является повышение благосостояния народа, забота о её гражданах, в то время, как в некоторых странах отсутствует право на образование.

В ходе дискуссии применяю различные методы, приемы, технологии: кейс- технологию, технологию личностно- ориентированного обучения, интерактивную технологию кроссенс, сингапурскую обучающую структуру ЭЙ АР ГАЙД, технологию сотрудничества.Именно технология сотрудничества дает возможность правильно организовать дискуссию, научить детей работать в группе, оценить возможности каждого ребенка. Так, при изучении темы «Семья как социальный институт и малая группа» в 10 классе учащиеся делятся на три группы. Каждая группа обсуждает основные функции семьи и представляет свое мнение с комментариями и аргументами.

Также удачным считаю применение SWOT–анализа. Этот метод, возникший в США, изначально как экономический, применялся в бизнес-планировании. Если раньше я использовала на своих уроках изучение каких – либо вопросов в плоскости «положительно» - «отрицательно», то применение матрицы SWOT– анализа позволило мне в групповой или фронтальной форме организовать более всестороннее изучение материала. Например, при изучении темы «Типы экономических систем» в 8 классе класс делю на группы, каждая группа готовит анализ одного из основных типов экономических систем: определяя сильные стороны, слабые стороны, возможности, препятствия. Подвожу учащихся к понятию «смешанная экономическая система».

Для того чтобы урок был эмоциональным, образным и оказывал воздействие на чувства учеников, показывал мир «в целом»,  при подготовке дискуссии тщательно отбираю материал урока, интегрирую предметы: история – литература – искусство. Например, при изучении темы «Деньги и их функции» в 10 классе в разделе «Экономика» показываю учащимся не только функции денег, но и обращаюсь к истории их возникновения, используя сингапурскую структуру ЭЙ АР ГАЙТ, поднимаю проблему нравственности: деньги – это смысл жизни или товар, способный обмениваться на любой другой товар. Проблема обозначена, идет дискуссия. Для меня важно подвести к пониманию, что деньги выполняют лишь свою работу, они необходимы нам, но на них нельзя купить любовь, дружбу и другие нравственные ценности.

Технология дискуссионного анализа имеет как достоинства, так и недостатки. Преимущества: привлечение к активному участию всех присутствующих, предоставление возможности сопоставить разные точки зрения, возможность использования дополнительных материалов, быстрый сбор аргументов, рефлексия. Недостатки: занимает много времени, возможность ухода в сторону от темы обсуждения, повторов. Но данные недостатки можно устранить, продолжив обсуждение во внеурочное время, на внеклассных мероприятиях. Например, тема «Избирательная система» нашла свое продолжение на парламентском уроке.

На мой взгляд, важно соблюдать все этапы технологии дискуссионного анализа: подготовительный, ход дискуссии, подведение итогов. На подготовительном этапе вместе с учащимися формируем проблему, определяем основные вопросы для обсуждения, устанавливаем правила, условия, регламент.

В ходе дискуссии слушаем диаметральные точки зрения на определенную проблему, событие;  обсуждаем каждую точку зрения;делаем выводы; выделяем важные моменты проблемы;  выясняем все «за» и «против».

На этапе подведения итогов суммируем высказывания; обсуждаем варианты дальнейшей работы; оцениваем ход обсуждения; участие каждого в решении проблемы.

Важным моментом в организации и проведении дискуссии является стратегия самого учителя. Во время дискуссии часто приходитсявоздерживаться от собственных суждений;стимулировать продуктивность идей с помощью вопросов;менять ход обсуждения с помощью  обобщенных суждений;уточнять, пояснять высказывания учащихся с помощью вопросов, перефразирования;не игнорировать ни одного вопроса и ответа;давать время для обдумывания ответов;

    Таким образом, использование технологии дискуссионного анализа дает возможность учащимся успешно сдать ЕГЭ по истории и обществознанию, сформировать коммуникативные навыки,выработать свою гражданскую позицию, способствует успешной социализации личности.



Предварительный просмотр:

Результативность участия учащихся в ЕГЭ по обществознанию

Год сдачи

Учитель

Школьный уровень

Районный уровень

Республиканский уровень

2011/

2012

60 %

60 %

57, 5 %

54, 8 %

2012/

2013

61 %

61 %

58, 89 %

56, 4 %

2013/

2014

55, 5 %

55, 5 %

52, 8 %

55, 9 %



Предварительный просмотр:

                                                 

                          ЭССЕ на тему: «Я – учитель».

    Иногда вечером, когда померкнут дневные краски и суставы домов свяжет пронзительный весенний холод, когда во тьме забрезжит  свет настольной лампы и ночь прижмется к самому стеклу, я открываю старый толстый фотоальбом – семейную реликвию.

     На первой странице две фотографии самых дорогих мне людей. На одной -молодой красивый солдат Великой Отечественной войны. Это мой папа. Тогда, в 1942, ему едва  исполнилось 18 лет. Сколько испытаний выпало на долю его поколения, рано познавшего цену жизни, свободы, дружбы, хлеба. Я бы многое сейчас отдала, чтобы еще хоть один раз поговорить с ним о жизни, о том, как поступить с детьми в той или иной ситуации. Но, к сожалению, жизнь неумолима. Единственно, что осталось сегодня мне – память: его фотографии, письма с фронта, медали, грамоты, воспоминания о войне. Я держу в руках маленький архив большой  яркой человеческой жизни. Память переносит меня в маленький родительский дом, в то  «прекрасное далеко». Казалось, это было вчера. Вспоминаю  праздник 9 мая – святой в нашей семье. Каждый год мы собирались за большим круглым столом. Я сейчас помню запах и вкус маминых пирогов в этот день. Войну в нашей семье узнали не по книжкам. 19 ноября 1942 года – это незабываемый день Сталинградской битвы. Я запомнила его навсегда. В этот день «горела земля», не давая фашистам пройти в глубь страны. Все сравнялось: земля и небо, разрывы снарядов, гул, дым. И только тысячи советских солдат, «на смерть» стоявших за Родину знали: «За Волгой земли нет!». Там дальше, их близкие, семьи, матери, дети. В том бою папа  был тяжело ранен, потерял много боевых друзей. О многом можно вспомнить сегодня. Теперь я знаю,  откуда во мне чувство патриотизма. Оно уже при рождении передалось мне с генами от папы. На мой взгляд, страна должна возродиться на демократических началах. Но надо ли при этом отказываться от любви к Родине, верности к своей культуре, традициям. Тогда как же могли советские люди идти на смерть, спасая Родину от фашистского порабощения. Патриотизм - великая сила. Сила, которая движет всем. Как же можно жить, не любя свою семью, Родину, людей?

     Спасибо тебе, мой папа, за то, что ты был лучшим отцом, лучшим учителем в моей жизни. Вы с мамой делали все, чтобы дети ваши обрели доброту, сердечность, любовь и другие лучшие человеческие  качества. Вы не читали  нам нотаций, никогда не повышали голос. Вы своим отношением к жизни,

миру, другим людям показывали, как надо жить,  не озлобляясь. Двери нашего дома всегда были   открыты для соседей: мама всю трудовую жизнь проработала медицинской сестрой. Поэтому кто-то  шел в наш дом за таблеткой, уколом, советом, кто-то просто рассказать о своей беде или поделиться радостью. Мама всех встречала, угощала пирогами,  успокаивала и подбадривала, вселяла веру. Она – человек душевный, искренний. В моих родителях меня всегда удивляла глубина из взаимоотношений. Они постоянно поддерживали друг друга в горе и в радости. Они были друг за другом, как за каменной стеной. Родители выполнили главный долг  своей жизни – воспитали двоих  детей, дали образование, привили человеческие качества, помогли обрести ценности жизни. Научили радоваться солнцу, весне, переживать, страдать за других людей.

    Мой выбор  профессии был сделан не случайно, так как жизнь моя была освящена добрыми и светлыми делами моих родителей. Я ощутила в себе свою миссию: гореть ярким пламенем, зажигая искорку любви к родной земле, той земле, которую защищал мой отец. Я должна сохранить эту память и рассказать всю правду грядущему поколению. Это мой долг, долг учителя. Я ощущаю свою ответственность в формировании личности моих учеников, входящих в современный мир, я должна помочь взрослеющему человеку занять своё место в жизни, вырастить людей, которые будут способны построить гражданское общество, вернуть слову «гражданин» его высокое звучание. Педагогическая деятельность, будто мозаика, где образ складывается из кусочков, которые необходимо подобрать по цвету, форме, размеру.  А урок - это  время познаний, споров, поиска истины; время трудностей и переживаний, побед и неудач; время жизни. Работа кропотливая, трудоемкая. Не всегда частички совпадают. Иной раз приходится все перекладывать заново, пересматривать.

     Я счастливый человек. В моей судьбе был второй папа Герман Сергеевич Боровиков. Человек неординарного мышления, целеустремленный, новатор. Наша семья бережно хранит память о нем. Он оставил свой след в истории района: его именем названы одна из улиц поселка, школа. Он был инициатором строительства Воскресенского Храма в рабочем поселке Алексеевское. От него я научилась идти вперед несмотря ни на какие преграды, «не кривить душой». Его взгляды, идеи, отношение к работе, коллегам, помогли мне по- другому посмотреть на мою профессию. Я поняла, что учитель только тогда учитель, когда он чувствует, что накопленный им опыт, его знания позволяют вести за собой своих учеников.    Учитель должен уметь правильно вести диалог со своими учениками. Надо учить своего воспитанника трудиться, думать, созидать, творить.  Надо строить свою работу так, чтобы ученик всегда выступал в соавторстве с тобой:  спорил, делился мнениями, отстаивал свою точку зрения.

     Перевожу взгляд на другую фотографию. На ней мой старший, уже повзрослевший сын. Ловлю себя на мысли, какое поразительное внешнее сходство с двумя дедами: сосредоточенный взгляд, губы, нос, овал лица. Как уникальна природа! В этом году он заканчивает школу. Какая судьба ждет тебя впереди, мой самый дорогой человек на свете? Казалось, я делала все как мама, как твой учитель, чтобы ты не вырос черствым, злым. А вдруг я делала что-то не так? Всегда ли правильно поступала в своей семье? А мои уроки? Оставили ли они след в твоей жизни? Как уберечь тебя от жизненного негатива, ошибок,

просчетов? Нет, на все случаи жизни советов не дашь. Каждый проходит социализацию сам. И здесь главное, какие люди окружают тебя, какая атмосфера в твоей семье. Нет, не может мой сын быть бессердечным, злым. Это не слепая материнская любовь. Не могли не оставить след в его душе беседы с дедушкой. Помню, как вы вместе ремонтировали старенький забор, топили баню. Я никогда не забуду твои полные слез глаза, когда дедушки не стало. Ты стал главной моей опорой, поддержкой, когда заболел твой отец,  а у нас на руках осталось двое младших твоих братьев. Ты во всем всегда помогал мне. Больше всего на свете я хочу, чтобы ты был счастлив в жизни, смог самореализоваться. Счастье не приходит в готовом виде. Каждый человек сам творит свою  судьбу. Принято считать, что человек за свою жизнь должен посадить дерево, построить дом, вырастить сына. Посадить дерево – не трудно, это может сделать каждый. Построить дом сложнее, но, возможно, а вот вырастить  достойного сына – это искусство, которому надо учиться.

    Человек оставляет себя в человеке. В этом наше бессмертие. Быть может, когда - то в твоих руках окажется наш старый семейный альбом, и своим детям ты будешь рассказывать о той, уже позабытой к тому времени войне, о своих дедушках… . Дети должны быть лучше своих родителей во всех отношениях.

    Я верю в тебя… .