Мой план самообразования

Канаева Наталья Николаевна

Одной из проблем, волнующей учителей, является вопрос, как развить у ребенка устойчивый интерес к учебе, к знаниям и потребность в их самостоятельном поиске. Решение этих задач опирается на мотивационно-потребностную сферу ребенка. Ученики начальной школы не могут учиться “для самих себя”. Иногда они учатся за оценку, иногда за похвалу, иногда за подарки. Но любому из этих мотивов приходит конец. Поэтому учителю необходимо формировать учебную мотивацию на основе познавательного интереса. Ребенку должна нравиться его деятельность, и она должна быть ему доступна.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon мой план самообразования85 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение                      «Тетюшская средняя общеобразовательная школа №1                                               имени Героя Советского Союза Ханжина Павла Семёновича»

ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ

        на 2016-2020 г.г.

учителя начальных классов высшей квалификационной категории

Канаевой Натальи Николаевны

Тетюши, 2016 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

                                                                   “Как правило, можно принять,

                                                                        что учитель знает свой предмет

                                                                  и владеет соответствующим

                                                              материалом, но не всегда

                                                                                 он умеет сделать его интересным.

                                                                          Вот где корень зла. Если учитель

                                                                 вокруг себя распространяет

                                                               дыхание скуки, то в такой

                                                                      атмосфере все захиреет. Умеет

                                                                        учить тот, кто учит интересно”.

А.Эйнштейн

Актуальность

  Одной из проблем, волнующей учителей, является вопрос, как развить у ребенка устойчивый интерес к учебе, к знаниям и потребность в их самостоятельном поиске. Решение этих задач опирается на мотивационно-потребностную сферу ребенка. Ученики начальной школы не могут учиться “для самих себя”. Иногда они учатся за оценку, иногда за похвалу, иногда за подарки. Но любому из этих мотивов приходит конец. Поэтому учителю необходимо формировать учебную мотивацию на основе познавательного интереса. Ребенку должна нравиться его деятельность, и она должна быть ему доступна.

Делать из урока в урок одно и тоже неинтересно. Но если ученики на каждом уроке имеют возможность решать посильные для себя задачи самостоятельно, это привлечет в их деятельность интерес. Эти задачи должны носить проблемный характер. Решение той или иной проблемной ситуации на уроке способствует формированию мотива деятельности учащихся, активизации их познавательной деятельности. Чтобы достичь этого, необходимо научить детей понимать, с какой целью они выполняют то или иное задание и каких результатов сумели добиться. Принципы значимости учебной деятельности для ребенка имеют важное значение. Именно проблемная ситуация на уроке позволяет ученику почувствовать эту значимость. Учителю необходимо научить детей наблюдать, сравнивать, делать выводы. Такая работа способствует подведению учащихся к умению самостоятельно добывать знания, а не получать их в готовом виде. Ребенку трудно объяснить, для чего необходима самостоятельная деятельность на уроке, ведь не всегда результат этой деятельности положительный. И опять на помощь приходит проблемная ситуация, которая внесет интерес в самостоятельную деятельность учащихся, и будет постоянным активизирующим фактором. Учитель же ненавязчиво корректирует деятельность учащихся, чтобы не нарушался принцип научности при получении знаний. Проблемная ситуация позволяет решить задачи учебной деятельности, в которую органично включен ученик как субьект деятельности.

Все сказанное обусловило мой выбор темы самообразования.

   

Тема самообразования: «Использование проблемных ситуаций на уроках как условие формирования познавательного интереса у младших школьников»

Сроки реализации: 2016-2020гг.

Цель:  способствовать формированию познавательного интереса через внедрение технологии проблемного обучения путем создания на уроках проблемных ситуаций.

Задачи:

- формирование мотивации учения для дальнейших достижений;

- повышение качества проведения учебных занятий на основе внедрения новых технологий;

- развитие речи, мышления, воображения, интереса к исследовательской деятельности, обеспечение условий для развития  познавательной сферы учеников;

- создание благоприятных условий для разностороннего развития;

- внедрение интерактивных форм организации учебного процесса с целью формирования ключевых компетентностей и повышения мотивации учащихся;

- создание благоприятных условий для становления компетентной, творческой, способной к нравственному самоопределению личности обучающихся;

- разработка учебных, научно – методических и дидактических материалов.

Перечень вопросов по самообразованию:

- участие в семинарах муниципального, республиканского уровня;

- участие в профессиональных конкурсах, грантах, проектах;

- участие во Всероссийском  проекте «Школа цифрового века»;

- изучение психолого-педагогической литературы;

- разработка программно – методического обеспечения учебно-воспитательного процесса;

- изучение приемов и методов введения проблемных ситуаций на уроках;

- анализ и оценка результатов своей деятельности и деятельности учащихся;

- изучение педагогического опыта других преподавателей;

- планомерное и систематическое совершенствование методов учебно – воспитательного процесса;

- распространение педагогического опыта на муниципальном, республиканском, федеральном уровнях.

Предполагаемый результат:

- разработка авторских и рабочих программ по предметам в соответствии с ФГОС; разработка уроков с введением проблемных ситуаций;

- формирование у ученика внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, понимание необходимости учения, способности к самооценке, умения планировать, контролировать свои действия, формулировать собственное мнение, сотрудничать с любым партнёром, осуществлять поиск необходимой информации;

- повышение качества преподаваемых предметов;

- участие в педсоветах,  семинарах,  в работе школьного и районного МО учителей начальных классов;

-умение оказывать практическую помощь коллегам.

Форма отчета по проделанной работе: выступление на заседаниях ШМО учителей начальных классов,   педсоветах и методических совещаниях школы; результаты участия  в конкурсах профессионального мастерства педагогов, различного уровня олимпиад и конкурсов обучающихся.

Формы самообразования:

Индивидуальная:

- посещение уроков коллег;

- участие в педагогических советах школы;

- изучение научно – методической и учебной литературы.

- участие в работе методического объединения школы.

Групповая:

– участие в педагогических советах школы;

- участие в работе методического объединения школы;

- курсовая подготовка;

- изучение научно – методической и учебной литературы;

- обмен мнениями с коллегами по вопросам самообразования.

Используемые педагогические технологии:

- технология личностно-ориентированного обучения;

- элементы здоровье сберегающей технологии;

- элементы информационно-коммуникационной технологии;

- элементы технологии критического мышления;

- элементы технологии проблемного обучения;

- сотрудничество, партнёрство и взаимодействие с родителями.

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Этапы

Содержание работы

Сроки

Практическая деятельность

Диагностический

Изучение литературы

2016

1. Изучение  психолого –педагогической литературы:

Махмутов М.И. «Организация проблемного обучения в школе», Ильницкая И.А. «Проблемные ситуации и пути их создания на уроке», Мельникова Е.Л.  «Проблемный урок, или как открывать знания с учениками».

2.Подписка на методическую литературу.

3.Выступление на заседании ШМО.

Прогностический

1.Определение целей и задач темы.

2.Разработка системы мер, направленных на достижение целей и задач.

3.Прогнозирование результатов.

2016-2017

Создание программы профессионального самообразования.

Практический

1.Внедрение опыта работы.

2.Формирование методического комплекса.

3.Корректировка работы.

2017-2018

Целенаправленная работа по программе:

участие в комиссиях по проведению олимпиад и проверке олимпиадных работ по русскому языку и математике учащихся начальных классов;

участие в муниципальных и республиканских семинарах  учителей начальных классов;

создание рабочих программ по предметам в соответствии с ФГОС НОО;

 

выступление на методических советах и  заседаниях ШМО;

участие в Дне открытых дверей (проведение открытых уроков, мастер-классов, тренингов, круглого стола для родителей);

участие в олимпиадах, конкурсах различного уровня;

составление мультимедийных презентаций для проведения уроков, внеклассных мероприятий;

оформление портфолио;

публикации в сборниках методических рекомендаций;

участие в работе персонального мини- сайта;

проводить экскурсии в  театры, на выставки, в музеи.

Обобщающий

1.Подведение итогов.

2.Оформление результатов работы.

2018 год

Результаты работы школьного и районного МО учителей начальных классов  в проведении  семинаров, конференций, открытых уроков и внеклассных мероприятий.

Результаты муниципальных, республиканских  и всероссийских конкурсов и олимпиад.

Консультативная помощь учителям и учащимся.

Внедренческий

Распространение опыта работы

2018-2020 год

Участие во всероссийских  и республиканских конкурсах профессионального мастерства педагогов.

Публикации выступлений, разработанных уроков на электронных сайтах.

Публикации в сборниках методических рекомендаций.