Педагогический опыт

Ашутова Любовь Алексеевна

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА

 

Тема: «Формирование познавательной активности у старшеклассников с нарушением интеллекта на уроках биологии»

 

Сведения об авторе: Ашутова Любовь Алексеевна

учитель ГБОУ РМ «Саранская общеобразовательная школа

для детей с ограниченными возможностями здоровья»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ped_opyt_ashutova.docx25.78 КБ

Предварительный просмотр:

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА

Тема: «Формирование познавательной активности у старшеклассников с нарушением интеллекта на уроках биологии»

Сведения об авторе: Ашутова Любовь Алексеевна

учитель ГБОУ РМ «Саранская общеобразовательная школа

для детей с ограниченными возможностями здоровья»

Актуальность опыта

Проблема формирования познавательной активности у школьников с нарушением интеллекта в процессе обучения относится к числу наиболее актуальных проблем специальной педагогики. Объясняется это тем, что на современном этапе в условиях модернизации образования главным направлением развития школы является повышение качества образования, создание условий для развития личности каждого ученика через совершенствование системы преподавания.

Решение данной проблемы тесно связано с поиском новых подходов к дальнейшему совершенствованию содержания, форм и методов организации образовательного процесса. При создании условий для активизации познавательной деятельности учащихся учитель коррекционной образовательной организации встречается с большими трудностями. Нарушения аналитико-синтетической деятельности, инертность, вялость, отвлекаемость, интеллектуальная пассивность, отсутствие интереса к мыслительной деятельности, характерные для школьников с нарушением интеллекта, препятствуют усвоению учебного материала на основе его полного понимания.

Биология, как учебный предмет, предоставляет благоприятные возможности для коррекции познавательной сферы школьников в целом и познавательной активности в частности. Обучаясь биологии, дети должны, прежде всего, достичь определенного уровня сформированности биологических представлений и понятий, предусмотренного учебной программой, умения применять знания в повседневной жизни и трудовой деятельности. При этом качество усвоения биологического материала напрямую зависит от интереса к урокам биологии у школьников с нарушением интеллекта.

Тем самым возникает проблема формирования познавательного интереса к биологическому материалу у школьников и активизации их мыслительной деятельности, что напрямую связано с поиском активных методов, приемов и средств обучения биологии.

Анализ школьной практики показывает, что принцип активности школьника в обучении не реализуется полностью. Зачастую при обучении биологии детей с нарушением интеллекта этот фундаментальный принцип не рассматривается как играющий особую роль в системе принципов обучения, он, как правило, сочетается с принципом сознательности, что не требует разработки специальной системы средств применения его на практике.

Таким образом, доказана необходимость формирования познавательной активности у старшеклассников с нарушением интеллекта на уроках биологии, но недостаточное количество в литературе методических рекомендаций вызывает у учителей затруднения в правильной организации деятельности школьников по активному усвоению биологического материала. Все вышесказанное определяет актуальность и перспективность опыта.

Основная идея опыта

Наблюдения показывают, что биология является трудным для большинства учащихся учебным предметом, так как требует высокого уровня сформированности всех познавательных процессов.

Вместе с тем, уроки биологии создают благоприятные возможности для коррекции познавательной сферы умственно отсталых школьников. В процессе знакомства с живой и неживой природой у учащихся развиваются наблюдательность, речь, мышление, они учатся устанавливать простейшие причинно-следственные отношения и взаимозависимость живых организмов между собой и с неживой природой, взаимосвязи человека с живой и неживой природой, влияние на нее.

Эффективное решение перечисленных выше образовательных и коррекционно-развивающих задач на уроках биологии возможно только в условиях активного обучения, стимулирующего мыслительную деятельность  учащихся.

Работа над проблемой формирования познавательного интереса к биологическому материалу и активизации мыслительной деятельности школьников, побудила нас к поиску основных условий, способствующих активизации познавательной деятельности учащихся с нарушением интеллекта на уроках биологии.

Сегодня можно выделить следующие условия, описанные в психолого-педагогической литературе:

- оптимальное сочетание словесных, наглядных и практических методов обучения;

- доступное, эмоциональное, опирающееся на личный опыт ребенка преподнесение материала и создание условий для его сознательного восприятия;

- индивидуальный и дифференцированный подход к учащимся, оказание им различных видов помощи (словесной, наглядно-практической);

- введение дидактического приема сравнения по различным параметрам изучаемых объектов и явлений;

- установление причинно-следственных зависимостей и обучение приемам их установления, используя данные, полученные от учителя или из других источников;

- создание проблемных ситуаций (распознавание противоречий, решение элементарных логических задач);

- выполнение опытов, практических работ до и после объяснения нового материала;

- увеличение доли самостоятельных работ;

- осуществление межпредметных связей;

- использование дидактических игр и элементов занимательности;

- включение новых знаний в систему ранее сформированных.

Таким образом, наличие всех перечисленных способов и условий активизации познавательной деятельности учащихся с нарушением интеллекта должно сделать процесс обучения более напряженным, более результативным, но это не должно вести к перенапряжению и перегрузке учеников. Из всех возможных вариантов построения учебного процесса надо осознанно выбрать те, которые будут достигать максимальных результатов при минимально необходимых затратах времени и усилий учеников и учителя.

Теоретическая база опыта

В основу рассмотрения проблемы формирования познавательной активности у старшеклассников с нарушением интеллекта на уроках биологии положены базовые психолого-педагогические и методологические положения, разработанные в работах Б. Г Ананьева, Л. С. Выготского, П. Я. Гальперина, А. Н. Леонтьева, Н. Ф. Талызиной, Д. Б. Эльконина и др.

Значительный вклад в раскрытие проблемы в плане разработки принципов, методов и форм обучения внесли Ю. К. Бабанский, А. Е. Богоявленская,Е. П. Бруновт,Н. М. Верзилин,Б. П. Есипов, И. Я. Лернер, М. И. Махмутов, М. Н. Скаткин, И. Ф. Харламов и др.

В последние годы был осуществлен ряд исследований, направленных на изучение особенностей усвоения учащимися с нарушением интеллекта биологических знаний, умений и навыков (А. Н. Гамаюнова, Р. С. Гритченко, Т. М. Лифанова, О. А. Хлебосолова, Е. Д. Худенко, Т. В. Шевырева и др.). Исследователи отмечают, что необходимо проводить обучение учащихся с нарушением интеллекта биологии так, чтобы усвоение знаний шло не только на основе запоминания, а в результате сознательного применения полученных сведений в процессе решения познавательных задач. Школьники должны учиться рассуждать, использовать имеющуюся у них информацию. Необходимо повышать познавательную активность учащихся, включать учеников в творческую деятельность, так как степень продуктивности обучения во многом зависит от уровня активности учебно-познавательной деятельности учащегося.

Новизна опыта

Новизна опыта заключается в том, что в процессе работы мной применяются компьютерные программы. При этом данные программы доработаны и адаптированы для детей с интеллектуальными нарушениями. Для использования данного опыта нужны определенные средства – наглядные пособия, дидактический материал, компьютерное оборудование, мультимедийные презентации, специально разработанные и подобранные занимательные игры и упражнения по биологии. Трудности могут заключаться в планировании и построении системы уроков биологии с учетом применения компьютерных технологий; в подготовке мультимедийных презентаций с учетом интеллектуальных особенностей старшеклассников.

Технология опыта.

Активность учащихся с нарушением интеллекта на уроке биологии во многом зависит от того, как учитель преподносит учебный материал и как он организует учебную деятельность школьников. Немаловажное значение в формировании отношения к учебной деятельности оказывают содержание изучаемого материала, степень его новизны. Эмоциональный, яркий словесный материал всегда вызывает интерес у учащихся. Эффективным приемом активизации познавательной деятельности является создание противоречий между имеющимися у школьников представлениями об изучаемом объекте или явлении и научным понятием. При проведении беседы учитель так должен формулировать вопросы, чтобы они будили мысль ученика, развивали его познавательную деятельность. Необходимо, чтобы при ответе на вопрос ученик анализировал имеющуюся информацию, обобщал, сравнивал, сопоставлял, делал выводы. При формулировке вопросов учителю необходимо отдавать преимущество тем, которые активизируют познавательную деятельность, учат школьника правильно формулировать свои мысли.

Одним из приемов этой работы является создание доступных для школьников с нарушением интеллекта «проблемных ситуаций» и решение биологических задач, которые требуют от учащихся анализа материала и самостоятельного нахождения ответа. На уроках биологии могут предлагаться: задачи, требующие проведения вычислительных операций (например, подсчет частоты пульса); задачи, связанные с ориентировкой в пространстве; задания, требующие интерпретации полученных фактов. Решение биологических задач и «проблемных ситуаций» способствует активному усвоению курса биологии, формирует общие учебные и специальные биологические навыки, позволяет использовать полученные знания на практике.

Большую роль в формировании познавательной активности играет практическая деятельность учащихся с нарушением интеллекта. Известно, что учащиеся сравнительно быстро забывают формулировки правил, выводов и теоретических обобщений, гораздо проще в их памяти удерживаются доказательства, а также обобщения, которые сделаны на основе ярких примеров и фактов и закреплены в процессе практических упражнений.

В обучении школьников с интеллектуальной недостаточностью большое значение имеет наглядность. Использование наглядности призвано повысить восприятие учебного материала, его конкретность, эмоциональность и прочность усвоения знаний. Систематическое привлечение разнообразных наглядных средств на уроках развивает воображение, наблюдательность, память и речь учащихся, поддерживает постоянный интерес к предмету.

Интерес к предмету и предложенным заданиям пробуждается и поддерживается не только внешней формой подачи материала, но также и его содержанием. Включение в урок биологии занимательного материала делает процесс обучения более привлекательным для школьников, развивает любознательность, корригирует мышление, формирует умение сравнивать и сопоставлять. По своему содержанию занимательные задания могут быть самыми разнообразными: занимательные по характеру содержания (вопросы о различных биологических объектах; вопросы на знание особенностей поведения различных животных) и занимательные по характеру построения (ребусы, криптограммы, кроссворды и т. п.)

Одним из путей повышения активности и пробуждения интереса у учащихся с нарушением интеллекта учебному предмету является дидактическая игра, которая способствует созданию у школьников положительного эмоционального настроя, позволяет многократно и разнообразно повторить изученный материал. Использование игр на уроке дает возможность длительное время активизировать внимание школьников на однообразной работе, вызвать их активную деятельность, волевое усилие, настойчивость в достижении цели.

На уроках биологии заложены огромные возможности внедрения в образовательный процесс информационно-коммуникационных технологий, которые активизируют самостоятельную, практическую деятельность ученика. Преимущества мультимедийных технологий многообразны: наглядное представление материала, возможность эффективной проверки знаний, многообразие организационных форм в работе учащихся и методических приемов в работе учителя.

Более ярким, интересным и увлекательным позволяют сделать урок мультимедийные презентации. Они позволяют акцентировать внимание учащихся только на том, о чем в данный момент рассказывает учитель, способствует формированию чувственных образов предметов и явлений действительности, составляющих первоначальный этап процесса формирования новых биологических знаний.

Активизировать познавательную деятельность учащихся позволяют и занятия во внеурочное время – это внеклассные мероприятия, предметные недели, которые проводятся в нашей школе. Именно такие занятия позволяют учащимся углубить свои знания по предмету, дополнительно потренироваться в их творческом применении. Задания, используемые во внеурочной работе, направлены не только на развитие знаний и навыков, но и на развитие эрудиции, расширение кругозора.

Описанные методические приемы не исчерпывают всего многообразия средств, которые применяются нами и которые возможно применять на уроках биологии для формирования интереса к предмету и активизации познавательной деятельности учащихся с нарушением интеллекта.

Результативность опыта

Как бы ни был низок уровень общего развития школьников с нарушением интеллекта, у них имеются свои, потребности и интересы, при удовлетворении которых они проявляют необходимую активность и адекватное отношение к встающим перед ними задачам.

Для создания условий активизации познавательной деятельности школьников с нарушением интеллекта на уроках биологии необходима такая организация педагогического процесса, которая побуждала бы их руководствоваться в своих действиях не только мотивами, связанными с необходимостью выполнять требования учителя, но и мотивами, порождаемыми их собственными потребностями и интересами.

Список литературы

1. Беспалько В.П. Образование и обучение с участием компьютеров (Педагогика третьего поколения)6учебно-методическое пособие / В. П.  Беспалько. – М. :Изд-во Московского психолого-социального института; воронеж : МОДЭК, 2002

2. Никольская, И. А. Информационные технологии в специальном образовании : учебник для студентов учреждений высшего профессионального образования / И. А. Никольская. – М. : Академия, 2011. – 137 с.

3. Гончарова Е.Н., Кукушкина О.И. Ребенок с особыми образовательными потребностями // Альманах Института коррекционной педагогики РАО. 2002. Вып. № 5.

4. Королевская Т. К. Компьютерные интерактивные технологии и устная речь как средство коммуникации: достижения и поиск // Дефектология. 1998. № 1. С. 47–55.

5. Кукушкина О.И. Применение информационных технологий в специальном образовании // Специальное образование: состояние, перспективы развития. Тематическое приложение к журналу «Вестник образования». 2003. № 3. С. 6 7–76.