Всероссийский конкурс "Учитель года -2015"

Сарыглар Алена Оюн-ооловна

Номинация "Молодой специалист"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Республиканский этап Всероссийского конкурса

«Учитель года Республики Тыва- 2015»

КОНКУРСНОЕ ЗАДАНИЕ

Эссе «Я учитель»

Сарыглар А.О.,

учитель физики и информатики,

МБОУ СОШ №1 п.г.т. Каа-Хем

Эссе «Я – учитель»

«Учитель учится всю жизнь. Как только он перестает учиться, в нем умирает учитель!»

К.Д. Ушинский

Меня зовут Сарыглар Алена Оюн-ооловна. Я работаю учителем физики и информатики всего восемь месяцев. Учителем я стала ощущать себя намного раньше. Вопрос «кем быть?» передо мной не стоял никогда. Уже в пять лет я заявила родителям о своем призвании. Моими учениками были любимые игрушки, подружки и младший братик.

Взяв в руки диплом, я начала задумываться, чему я буду учить и как я буду учить детей. Запомнилась одна прочитанная история. Молодая учительница не знала, как учить, пока не познакомилась с мальчиком, которого она сначала ужасно не любила. После прочтения характеристик мальчика с  первого класса ей стало стыдно перед самой собой. Через год она получила от него записку, что она самая лучшая из всех учителей. Этот ребенок, потерявшийся среди горести и потери, почувствовав свою нужность и значимость для нее, вернулся к жизни. А главное – он научил ее любви.  

Эта история живет в моем сердце до сих пор и помогает мне работать с детьми.  Ведь мы, учителя, держим в наших руках душу ребенка и можем исцелить ее одним взглядом или словом.  И какая это ответственность – быть учителем!

После окончания университета я попала в школу, которая стала для меня родным домом. В любой ситуации ко мне приходили на помощь старшие коллеги, наставники. Благодаря этим людям и той истории с учителем, тоже, наверно, я поняла, что главное в нашей профессии – любовь к детям. Любовь, отданная маленькому человечку, возвращается к тебе же сторицей. И я думаю, что у всех участников конкурса будет единое мнение: «Миссия учителя – любовь!» Мы должны помочь детям стать личностью, набраться сил, раскрыться, как тому мальчику из истории, самостоятельно в огромный мир. Помню свою первую встречу с детьми. Какими робкими и нерешительными они были сначала, но прошло немного времени, и они поверили мне. Стали ходить следом, заглядывать в глаза, они были готовы на все, что им предложишь. В наше время, когда профессия учителя не престижна, когда дети не хотят учиться, когда нравственно-культурные ценности отклоняются, все больше приходишь к мысли, что нужно всеми силами пробудить в ребенке веру в себя, научить отличать хорошее от плохого. Поэтому я стараюсь научить своих детей верить в добро, справедливость, счастье, оградить их от всего злого, циничного и пошлого, что есть в нашей жизни.

Меняется мир, но остается неизменным – дети, значит, учитель должен думать постоянно, как научить их учиться. Поэтому они учатся работать самостоятельно, должны понимать, что все знания понадобятся им в будущем. Уча своих учеников, учителя снова возвращаются в детство, учатся с ними вместе, узнают что-то новое. На уроках я подвожу детей к мысли, что в школе важно получить не готовые ответы на вопросы, а путь к познанию нового. Каждый день, каждый урок приносит в жизнь что-то новое. Моя задача состоит в том, чтобы ученик шел домой после уроков с мыслью, что он лучший, что сегодня он сделал еще одну ступеньку к знаниям.

Я все чаще убеждаюсь, что общение с детьми учит терпимости и вниманию, пониманию, что дети все разные и у каждого может быть тысяча причин для того или иного поведения, поступка. Учит не быть категоричным в суждениях и оценках детей.

Я благодарна судьбе за то, что каждый день встречаюсь с ребятами, и с ними я снова и снова учусь быть Учителем. Мой рабочий день начинается и заканчивается обучением, я учу своих учеников и учусь сама. Бывает, что я ошибаюсь, но учусь на своих ошибках. Часто мечешься в поиске ответа на вопрос, заданный пытливым учеником, беседую с родителями на разные темы… Я постоянно в движении, в суете жизни, в гуще событий, в стремлении познания науки и окружающего.

«Что я хочу знать – это яблоня.

Что я знаю – это ветка.

Что я даю детям – это яблоко.

Что у них остается – это семечко.

Ведь из семечка может вырасти снова яблоня!»



Предварительный просмотр:

Республиканский этап Всероссийского конкурса

«Учитель года Республики Тыва- 2015»

КОНКУРСНОЕ ЗАДАНИЕ

«МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР»

Сарыглар А.О.,

учитель физики и информатики,

МБОУ СОШ №1 п.г.т. Каа-Хем

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

к методическому семинару

 «Создание проблемных ситуаций на уроках физики через эксперимент».

Сарыглар А.О., учитель физики и информатики

МБОУ СОШ №1 пгт. Каа-Хем

Цель: показать развитие навыков исследовательской деятельности учащихся через создание проблемных ситуаций на уроке.

Задачи:

Образовательная: изучение явлений на уроках физики.

Развивающая: развивать умение наблюдать, видеть проблему, вдумчивость, любознательность, ставить цель, добывать знания, понимать, оценивать и соотносить свою точку зрения с мнением других, проводить самоанализ и самооценку.

Воспитывающая: воспитывать раскованность чувств и движений, сочетающихся с умением выдерживать нормы поведения, умение вести диалог, слушать других.

Методы, приемы, способы:

-обмен мнениями, групповое обсуждение, дискуссия;
-эксперимент.

Оборудование: компьютер и презентация, карточки с заданиями.

 Главная задача каждого учителя сегодня - не только обеспечить прочное и осознанное усвоение знаний, умений и навыков, но и развитие способностей учащихся, приобщение их к творческой деятельности.

К сожалению, очень часто учитель не предоставляет свободы ученику, когда он пытается ответить на вопрос. Учитель не ждёт, сразу же задаёт другой наводящий вопрос. Можно ли учить так, чтобы каждый ребёнок рассуждал над проблемой своим путём, своим темпом, но при необходимости мог сопоставить свою точку зрения с одноклассниками, может даже изменить её? Да, можно. Помочь ученику раскрыться, лучше использовать свой творческий потенциал помогает создание проблемных ситуаций на уроке.

Проблемное обучение – это «начальная школа» творческой деятельности.

Проблемное обучение основывается на теоретических положениях американского философа, психолога, педагога Дж. Дьюи (1859-1952). В России дидактику проблемного обучения разработал И.Я. Лернер.

Сегодня под проблемным обучением понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.

Для меня в процессе обучения главным является постановка перед учащимися на уроках небольших проблем и стремление решить их вместе с детьми.

Как же создавать проблемные ситуации? Об этом мы сегодня и поговорим.

Давайте с вами при помощи ключевых слов (в файле) заполним граф – схему. Мы должны выяснить:

  1. Что мы знаем об электризации?
  2. Что мы хотим узнать?

И в конце нашего занятия, заполним третью графу  

  1. Что мы узнали?

Знаем

Хотим узнать

Узнали

Каждый из нас в своей повседневной жизни не раз сталкивался и сталкивается с обыденными, с одной стороны, но вместе тем удивительными, с другой стороны, явлениями, совершенно не задумываясь при этом, с какими замечательными физическими явлениями имеем дело.

Проблемные ситуации:

Ребята, сегодня к нам пришли представители разных профессий. У них есть вопросы к нам и просьба ответить на них.

- Дети, я домохозяйка, недавно купила шубу, очень красивый мех, синтетический. Не успела ее одеть, а она уже серая, грязная какая-то. Не знаю почему?

-  А я, шофер. Хотел в полиэтиленовую канистру бензин набрать на заправке. А мне не разрешили. Почему? (Потому что бензин, стекая по стенкам полиэтиленовой канистры, образует сильный электростатический разряд (он, бензин, словно "натирает" полиэтиленовые стенки канистры почище, чем шелковым платочком эбонитовую палочку. Потом - искра и воспламенение паров.)

- Я работаю в типографии. При печати книг и газет бумага в печатных машинах трется друг о друга и закручивается, рвется и портится; много ее идет вследствие этого в брак. Что происходит с бумагой? (В типографиях при печатании книг и газет бумага в печатных машинах от трения очень электризуется, а от этого закручивается и рвется).

- А у меня беда. Шло испытание нового заправочного агрегата для самолетов. Он представлял собой облегченную конструкцию с трубами из синтетических материалов. Во время заправки горючим агрегат и самолет взорвались. Что же было  причиной этого взрыва?

И чтобы ответить на эти вопросы, мы должны познакомиться с явлением электризации. Для этого учащиеся должны провести различные опыты, то есть сделать исследовательскую работу.

Учащиеся делятся на 3 группы. Каждая группа учащихся выполняют фронтальные эксперименты.

1 группа.

Приборы и материалы: эбонитовая палочка, кусочек шерсти, мелко нарезанные листы бумаги.

Порядок выполнения работы: берете эбонитовую палочку и натираете шерстью, затем палочку подносите к мелко нарезанным бумагам. Что происходит? Почему?

2 группа.

Приборы и материалы: резиновый шар.

Порядок выполнения работы: берете резиновый шар, натираете шерстяной одеждой (или волосы) и приложите к доске. Что происходит? Почему?

3 группа.

Приборы и материалы: металлическая гильза, прикрепленная к штативу, стеклянная палочка, бумага.

Порядок выполнения работы: берете стеклянную палочку, натираете бумагой и подносите к металлической гильзе, не касаясь гильзы. Что происходит? Затем касаетесь заряженной стеклянной палочкой к гильзе. Что происходит? Почему?

3 группы показывают эксперимент, объясняют, записывают результат экспериментов следующим образом:

Что делали

Что наблюдали

Как объяснили

1 группа

Берем эбонитовую палочку и натираем шерстью, затем палочку подносим к мелко нарезанным листам бумаги.

2 группа

Берем шар резиновый, натираем шерстью и приложим к доске.

3 группа

Берем стеклянную палочку, натираем бумагой и подносим к металлической гильзе, не касаясь гильзы. Затем прикоснемся заряженной стеклянной палочкой к гильзе.

Вывод.

Группы зачитывают  свои результаты экспериментов и делают общий вывод о том, что:

некоторые тела после их натирания притягиваются друг к другу и как взаимодействуют заряженные тела.

Небольшие физические соревнования.

Оборудование:

 Каждой группе – по 2-е монеты достоинством 10руб., пипетки, стакан с водой, стакан с мыльным раствором.

Задание:

1. У вас на столе стаканчики с водой, пипетка, 10-тирублевая монета. Аккуратно подложив под монету салфетку, как можно больше капель воды уместите на монете.

Начинается соревнование. Кто побьет рекорд?

 (Результаты записываются на доску).

Что при этом вы наблюдаете?

 (Ответ: Капля как живая, она колеблется, но не разливается. Она как будто обтянута пленкой).

Я попыталась показать вам, что создание проблемных ситуаций на уроках физики не только формирует ту систему физических знаний, умений и навыков, которая предусмотрена программой, но и самым естественным образом развивает у школьников творческую активность. Ситуация затруднения школьника в решении задач приводит к пониманию учеником недостаточности имеющихся у него знаний, что в свою очередь вызывает интерес к познанию и установку на приобретение новых. Нельзя заставлять ребёнка слепо штудировать предмет в погоне за общей успеваемостью. Необходимо давать ему возможность экспериментировать и не бояться ошибок, воспитывать у учащихся смелость быть не согласным с учителем. Всякий раз при разрешении проблемной ситуации я с удовольствием наблюдаю, как ребята не только усваивают новое для себя, но и переживают этот процесс как «открытие» ещё чего-то неизвестного: кто сдержанно (старшеклассники), а кто с нетерпением и восторгом (семиклассники), торопясь, чтобы его не опередили в «открытии», и, обижаясь иногда на себя, если не сумел быть первым, а иногда на меня «почему выбрала другого, а не меня». А мне на каждом уроке приходится думать о том, как ободрить его, заставить поверить в свои силы, снова увидеть горящие глаза. Именно это заставляет меня искать что-то новое, всегда быть в поиске.

Так как эту работу по самообразованию я только-только начала прорабатывать, результативность моей работы видна пока внутри школы.

Мои ученики стараются участвовать в различных исследовательских работах, например, в конференции «Шаг в будущее» и получают призовые места.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«СОЗДАНИЕ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ на уроках физики через эксперимент» Сарыглар Алена Оюн-ооловна , учитель физики и информатики МБОУ СОШ №1 пгт Каа-Хем Образование: Высшее; Учебное заведение: Бурятский гос.университет ; Факультет: Физико-технический; Год выпуска: 2014 г. Стаж: 8 месяцев.

Слайд 2

Мое кредо как учителя «Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь». (В.О. Ключевской)

Слайд 3

Актуальность выбранной темы Актуализируется проблемное, ситуативное образование. История человечества – нескончаемая череда проблемных ситуаций, которые пришлось и приходится решать человеку. Именно этот процесс сотворил человека. Деятельность человека во многом сопряжена с творчеством, развитие которого наиболее успешно происходит в процессе исследовательской деятельности.

Слайд 4

Цель: показать развитие навыков исследовательской деятельности учащихся через создание проблемных ситуаций на уроке.

Слайд 5

Задачи Обучающая - изучение явлений на уроках физики. Развивающая - развивать умение наблюдать, видеть проблему, вдумчивость, любознательность, ставить цель, добывать знания, понимать, оценивать и соотносить свою точку зрения с мнением других, проводить самоанализ и самооценку. Воспитательная - воспитывать раскованность чувств и движений, сочетающихся с умением выдерживать нормы поведения, умение вести диалог, слушать других.

Слайд 6

Процедура познавательных действий в проблемном обучении включает следующие этапы: Осознание проблемной ситуации; Анализ проблемной ситуации; Выдвижение идей, предположений по выходу из ситуации; Обоснование выдвинутых идей, предположений; Определение следствий; Формулировка проблемы; Сопоставление проблемы с имеющимися знаниями и умениями; Планирование плана решения проблемы; Решение проблемы; Сравнение результатов с первоначальными идеями; Формулировка вывода.

Слайд 7

Чтобы конструирование проблемного изложения происходило успешно, надо четко представлять его общую структуру; она состоит из четырех этапов: 1) организация проблемной ситуации; 2) выдвижение гипотезы; 3) ее аргументация; 4) выводы.

Слайд 8

Педагогические «плюсы» и «минусы» технологии проблемного обучения. К «+» можно отнести: Высокий уровень мотивации; Развитие самостоятельности, творчества, учебной деятельности при изучении нового материала; Развитие продуктивного мышления; Развитие критического мышления; Формирование собственного отношения, позиции к происходящему вокруг; Формирование активной личности. К «-» можно отнести: Сложность подготовки к занятию; Трудности управления, контроля, оценки познавательной деятельности учащихся; Требует больше времени на достижение цели урока.

Слайд 9

Проблемные ситуации Дети, я домохозяйка, недавно купила шубу, очень красивый мех, синтетический. Не успела ее одеть, а она уже серая, грязная какая-то. Не знаю почему? А я, шофер. Хотел в полиэтиленовую канистру бензин набрать на заправке. А мне не разрешили. Почему? Я работаю в типографии. При печати книг и газет бумага в печатных машинах трется друг о друга и закручивается, рвется и портится; много ее идет вследствие этого в брак. Что происходит с бумагой?

Слайд 10

При помощи ключевых слов (в файле) заполним граф – схему. Мы должны выяснить: Что мы знаем об электризации? Что мы хотим узнать? И в конце нашего занятия, заполним третью графу - что мы узнали. Знаем Хотим узнать Узнали

Слайд 11

Опыт № 1 Берете эбонитовую палочку и натираете шерстью, затем палочку подносите к мелко нарезанным бумагам. Что происходит? Почему? Опыт № 2 Берете резиновый шар, натираете шерстяной одеждой (или волосы) и приложите к доске. Что происходит? Почему? Опыт № 3 Берете стеклянную палочку, натираете бумагой и подносите к металлической гильзе, не касаясь гильзы. Что происходит? Затем касаетесь заряженной стеклянной палочкой к гильзе. Что происходит? Почему?

Слайд 12

После проведения опытов дети заполняют результативную таблицу № группы Что делали Что наблюдали Как объяснили 1 Берем эбонитовую палочку и натираем шерстью, затем палочку подносим к мелко нарезанным листам бумаги. 2 Берем шар резиновый, натираем шерстью и приложим к доске. 3 Берем стеклянную палочку, натираем бумагой и подносим к металлической гильзе, не касаясь гильзы. Затем прикоснемся заряженной стеклянной палочкой к гильзе.

Слайд 13

Группы зачитывают свои результаты экспериментов и делают общий вывод о том, что: некоторые тела после их натирания притягиваются друг к другу и как взаимодействуют заряженные тела.

Слайд 14

Результативность опыта Динамика результатов обученности по физике 2014-2015 Классы КЗ УО 7 56,3 100 8 60,2 100 9 58,2 100 Итого 58 100 Конференция « Шаг в будущее » за 2014-2015 уч.год Класс ФИ Школьный уровень Кожуунный уровень Республиканский уровень 8б Ооржак Далай-Майдыр 3 место 9а Монгуш Онзагай 2 место

Слайд 15

Список использованной литературы Богомолова О. Б. Проблемный подход в профильном обучении : одна задача - несколько решений // Информатика и образование. - 2010. - N 1. - С. 95-114. Гиль Л. Б. Развитие интеллектуальных умений и способностей к саморазвитию в процессе математической подготовки студентов технического вуза // Вестник Томского гос . пед . университета. - 2009. - N 7. - С. 152-156. Бершадская Е. Комплекс образовательных технологий // Директор школы. - 2009. - N 2. - С. 65-69. Идиатулин В. С. Принцип проблемности в обучении // Школьные технологии. - 2010. - N 4. - С. 29-42. Кретова Д. А. Исследовательские методы обучения // Специалист. - 2010. - N 6. - С. 35-37. Куликова Л. Г. Организационно-педагогические условия реализации проблемного обучения в процессе изучения педагогической антропологии // Наука и школа. - 2009. - N 1. - С. 18-20. Ларионов В. В. Проблемно-ориентированная система обучения физике в техническом университете : основные положения, современное состояние и перспективы // Сибирский пед . журнал. - 2009. - N 2. - С. 86-89.

Слайд 16

Спасибо за внимание!